Россия / Спортивный туризм | Водный туризм | Рыбалка
 

Мехреньга 2011 (Путевые записки Штурмана)

1 - 6 июля 2011 г.

Мехреньга 2011 (Путевые записки Штурмана)

Идет загрузка карты ...
Сплав по северной таежной реке Мехреньга
 
Путевые записки Штурмана

Начало пути Начало пути
Штурман задает темп Штурман задает темп
Вот она - Мехреньга Вот она - Мехреньга
В кипящих водах В кипящих водах
К примеру К примеру
Каждому своё Каждому своё
С горки С горки
Капитан Флинт Капитан Флинт
Стрекоза любви Стрекоза любви
С дымком С дымком
Флот на перекуре Флот на перекуре
На финише На финише
  Состав команды "Росомаха":
- Фрегат М270 под мотором «Кальмар», 2,5 л.с., капитан – «Штурман»;
- Флинк 280 только под веслами,  шкипер – «капитан Флинт»;
- Yamaran 390 под мотором Merсury 15 л.с., экипаж: капитан – «Мастер», моторист, рулевой, начальник радиостанции, а также собственник судна - «Палтус».
 
Команда выдвинулась из Архангельска на грузопассажирской Газели 1.06.2011 в 7-00.
Прибытие в Плесецк в 12-00. Пересадка на пассажирскую  Газель. Набили салон до отказа. Отъезд около 13-00.
Прибытие в Заболото на Пуксе в 14-20. На стапеле порхались часа полтора. Жара.
На воде в 16-00.
 
Первый день сплава. "Лиха беда начало"
 
Река Пукса. Тихая, спокойная. Осваивали лодки, распихивали более удобным образом снаряжение, осваивались сами.
Штурман задавал темп.
Здесь же попалась на троллинг первая щучка на килограмм. Перед впадением в Мехреньгу - первый бойкий перекатик, непростой с загугулиной. Обошлось без потерь, хотя некоторые напряглись.
Первая ночевка уже на Мехреньге рядом с веселой командой конкурентов во главе с завсегдатаем сайта sanatatur.ru -  mws, в миру - Владимир.
Устали с непривычки. И даже водка не вызывала интереса.
Какой-то местный рыбачок из Мирного, приехавший из города за 1,5 часа на скутере, самым наглым образом выловил с нашей стоянки на наших глазах щучку.
Мы поняли, что без рыбы не останемся. Ночь прошла с устатку безмятежно.
 
День второй. "За удовольствие надо платить"
 
Штурман поднялся с первыми бултыханиями рыбы примерно в 6 часов. Но река не порадовала. Одни зацепы.
Вышли на маршрут в 10-00.
Рыбачили по ходу. Штурману попались два окуня, хариус грамм на 400. Но как принято в Европе, он "выпустил" добычу на волю через дырку в садке, которую предварительно проделал импеллер водомета при резком маневре на порожке. Причем окуньки мирно жили в порванном садке, как в аквариуме, никуда не порываясь. Хотелось даже их чем-то покормить. А хитрый хариус не только сам слинял, но и сманил других постояльцев.
Ребятам было весело и внове на первых перекатах.
Не обошлось без потерь: Штурман подарил Мехреньге свой походный нож, в тайне надеясь на новый, более приличный. Ребята на Yamaranе умудрились пропороть днище своей новой лодки. Обидно. В деревне Зарецкая пришлось клеиться. Только капитан Флинк пока не отдал реке своей дани, но это неминуемо по практике прошлых походов.
Вдвойне обидно, что из всех вещей оказался подмоченным последний ящик водки. Но на качестве продукта, как выяснилось позже, это не отразилось.
 В этот день прошли полторы нормы от прошлого сплава 2009 года. Заночевали в урочище Александрово. Этот вечер удался на славу, что было неосторожно запечатлено Палтусом на видео. Неосторожно, прежде всего, для самого Палтуса.
 
День третий. "Инициатива наказуема"
 
День для нас наступил около 9 часов. Для всех по-разному. Жарко. Смурно. Во рту какая-то гадость. Выручили остатки вчерашней ушки.
Палтус вызвался сварить кашу, но под контролем старших. Все остались целы и довольны. Но на качестве продукта, как выяснилось позже, это не отразилось.
На воде все равно в 10-00.
Спасая от солнца руки, шеи надели рубашки с длинными рукавами, куртки.
Перекаты, порожки пошли все серьезнее. Но вода сейгод большая и особых проблем в прохождении не было. Ребята на ходу освоились, все же плавсостав, хотя и бывший.
Прошли ряд заброшенных деревень, но в них сознательно не заходили.
К вечеру опять наловили на уху: щука, окунь, хариус. Набор стандартный. А нам больше и не надо. К вечеру вокруг заходили грозы. Поэтому на ночь остановились в избе №3 (по нашей классификации) на высокой горе, не доходя после серии порожков до  заброшенной деревни Кривец. Дождь так и не собрался. Уха, посиделки, все как обычно.
 
День четвертый. "Команда ценна личной инициативой"
 
Подъем в 7-30.
Каша рисовая со сгущенкой. Чай. Экспедиционеры - те же дети. Или выпить, или сладенького.
Выход в 10-00.
Река рыбой не балует. Она есть, но интереса ни к суперблеснам, ни к нам особо не проявляла. Удачнее ловилось на Mepps Aglia Long №2. Как хариус, так и небольшие щучки.
Остановились на обед напротив деревни Кривец на очаровательной песчаной косе, поросшей разнотравьем. На первое опять уха из только что пойманной рыбы, на второе по инициативе Мастера поджаренный им же на решетке довольно крупный хариус. Неплохо. Действительно Мастер!
В этот день начались деревни, прошли: Печково, Чуроз-Гора, Гора, Кудосмина. Уже жилые. Появились на реке местные рыбаки. Конечно сетуют, что городские выловили всю рыбу. Вот раньше..!
Ночевка состоялась на чудном островке. Действительно чудном, поросшем густой высокой травой, песчаном в основе, с ровной площадкой только под две палатки.
На ужин сварили макароны, туда же добавили три суповых пакета и в конце положили тушенку. Весьма калорийно и даже вкусно.
Палтус сам вызвался вымыть котелок!
Безопасность в походе была прежде всего: некоторые даже спали в обнимку со спасжилетом, тем более, что других интересных объектов рядом не было. Не считая ощетинившихся щетиной партнеров по экспедиции.
Спали хорошо, но холодно.
 
День пятый. "Мал золотник да дорог"
 
День начался в 7 часов вместе с солнышком, которое проглянуло в нашу долинку, зажатую между крутыми берегами и высоким лесом.
Хорошо позавтракав и собрав снаряжение, пустились в путь в 10-00. По устоявшемуся графику.
В этом походе порадовал Штурмана водометный моторчик «Кальмар» после проделанных над ним усовершенствований. У винта (шнека, импеллера, кому как нравится) были вырезаны две симметричные лопасти, решетка прорежена через ребро и мотор был установлен на откидывающийся кронштейн (ранее было жесткое крепление к транцу). Результат порадовал. Если раньше не расставался с отверткой, пассатижами и длинным пинцетом для выковыривания травы из всасывающей решетки, то теперь уже не беспокоился сильно за судьбу мотора, если ненароком наваливался на камни, - он легко и безопасно откидывался. Про траву вообще забыл, она практически не наматывалась на винт, только один раз приподнимал мотор и двумя пальцами сквозь прореженную решетку свободно снял траву. Скорость по GPS поднялась на спокойном участке реки (но по ходу течения) до 9-10 км в час. Мне хватает. Остальные достоинства этой модели известны: вес 7,5 кг, экономичность и надежность.
Рыбалка не задалась. Но все же в обед решетку со щучкой и хариусом уплели на стоянке напротив бывшей деревни Шеньги, о коей свидетельствует поклонный крест и памятная табличка на высоком угоре, хорошо видном с реки.
Рядом в Мехреньгу впадает одноимённая речка Шеньга, более похожая на большой ручей. По словам местных выходцев из этой деревни (ещё в прошлый сплав) вода содержит йод и является чуть ли не лечебной. На всякий случай помыли ею всё и вся.
После обеда споро добежали до деревень: Рипалово, Мякурье, Усть-Мехреньга. Прошли, не останавливаясь. В 19-00 вошли в Емцу.
Ох, и мощная река!
Разом прошли до нежилой, судя по карте,  деревни Конокса, но как ни странно, над одним из домов развевался флаг. Было непонятно – это символ какой-то неизвестной державы или знак профессиональной деятельности. Напротив деревни на другой стороне реки возле впадающего ручья и заночевали.
Поскольку лагерь пришлось оборудовать метрах в 30 вверх по склону берега и место причаливания не просматривалось, а вокруг уже заметно присутствие людей, от которых неизвестно, что ожидать, некоторые собственники нехилой собственности предпочли для спокойствия снять с транца далеко нелегкий мотор и положить его под голову вместо подушки. Для спасения остальных плавсредств было намечено несение вахт.
На ужин снова была щука на решетке. Фирменное блюдо Мастера.
 
День шестой. "Все хорошо в меру"
 
Подъем в 7-30. Штурман встал раньше всех, сработал «будильник». Вахтенные к тому времени бросили бестолковое дело и прикинулись обычными туристами с обычными человеческими слабостями. Ночевка была опять холодной. Июль, однако!
Штурман порадовал ребят своим фирменным блюдом: рисовая каша со сгущенкой, попили чаю-кофе и стали собираться. Вышли, как водится, в 10-00, что мне очень нравится. Люблю четкость.
До Сельца доскочили, не торопясь, в 12-30. Хорошее место для антистапеля в Верхнем конце. Очень удобный подъезд к самой реке. Спокойно собрались, с пивом, с чипсами. Все-таки что-то есть притягательное в нездоровых благах цивилизации. Особенно после некоторых лишений и экстрима.
Ребята походный тест сдали на «отлично». Любой поход хорош своим возвращением. Испытали себя, испытали снаряжение, моторы, лодки. По-новому смотришь на обыденные вещи, события, по-иному оцениваешь людей.
Капитан Флинт, смонтировав на корме своей лодчонки шикарное кресло ярко синего цвета, почти весь поход усердно греб, часто отвергая протягиваемый ему на длинных перегонах буксирный конец. Иногда даже умудрялся обгонять всю нашу моторную команду. От усердия порвал лопасть весла. Но всю дорогу был безмятежен, пел детские песенки и отмахивался от рыб, прыгающих к нему в лодку.
Бывшие мореходы, Мастер и Палтус, явно кайфовали от чадящего на обкаточной смеси Merсury 15 и своего непотопляемого крейсера. Мастер, стоя на палубе, как на ходовом мостике, умело указывал безопасный путь между притопленными камнями Палтусу, который в свою очередь испытывал драйв, бережно крутя румпель.
Должен отметить, что в этот раз мы были очень хорошо технически вооружены. Спутниковый телефон, морские рации. Понравилось и просто полезно при  сплаве несколькими судами держать радиосвязь. Современные средства связи рулят!
В 16-00 за нами заехал на Газели Денис, погрузились и домой! Путешествие закончилось. Организация похода была на уровне, все задуманное свершилось, график выдержан. Почему-то последнее мне (Штурману) нравится больше всего.
 
P.S.
Может у кого-то возникнуть вопрос: почему команда наречена именем “Росомаха»? Дело в том, что весь поход нас преследовала некая росомаха, вернее её образ. Одна из наших жен (я имею в виду одного из экспедиционеров, не будем показывать пальцем) вычитала в энциклопедии, что в лесах Архангельской области водится самый страшный хищник – росомаха, которая может победить в схватке даже медведя. Это настолько впечатлило не только начинающих туристов, но даже и самых опытных, что мы ненароком всю дорогу чувствовали её незримое присутствие. А что? Вполне возможно. Во всяком случае, никто опровергнуть данное предположение уже не сможет…
 


Комментарии
Guest15.04.12, 18:34
Молодцы! 
чудесные места, много о них слышал, искренне завидую!
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Россия
еще маршруты
О Маршруте
Категория сложности: 2
Ссылка: