пос. Ловозеро – оз. Светлое – пер. Чивруай-Ладв (1А) – устье Куфтуай – устье Тульйока – пер. Умбозерский – база КСС – рад. выход на пер. Юж..Рисчорр(н\к) - пер. Юж. Чорргор(рад., 1А) – цирк пер. Зап. Петрелиуса - пер. Вост. Петрелиуса (1Б) - р. Малая Белая – ущелье Рамзая – пос. Кукисвумчорр – цирк Ганешина – г. Откол на хр. Тахтарвумчорр (рад., альп. 1Б) – г. Мал Вудьяврчорр (рад., альп. 2Б "Кораблик") - пос. Кукисвумчорр – пер. Кукисвумчорр(рад., н\к) – кольцевой выход «Вортекуайв – Безымянный» (1А, 1Б)

Тема: Подробное описание

Дима на фоне избы на оз Светлое Дима на фоне избы на оз Светлое
пер. Куфтуай пер. Куфтуай
очередной перевал очередной перевал
идем на Чивруай идем на Чивруай
Умбозеро 2 Умбозеро 2
Умбозеро 3 Умбозеро 3
ловозеро. Выход. ловозеро. Выход.
музей в ловозеро музей в ловозеро
Илья чистит лыжи Илья чистит лыжи
ледопады в цирке Географов ледопады в цирке Географов
Очередной перевал Очередной перевал
просто хорошее фото с маршрута просто хорошее фото с маршрута
долина Тулйока долина Тулйока
Откол Откол
палатка в дол. р. Чивруай палатка в дол. р. Чивруай
путь на Вост Петрелиуса (тот, кот. прошли) путь на Вост Петрелиуса (тот, кот. прошли)
Так совпало, что наш выход был в тот же день, когда Наоми Уэмура в 1978 г. начал свое одиночное путешествие к полюсу. Наша группа из 5 человек прошла всего 244,5 км за 18 дней по невысоким, но интересным горам Хибинам. За один маршрут мы сумели побывать в двух красивых горных массивах - Хибинских и Ловозерских тундрах.

Участники в поход собрались из разных городов: Казань, Уфа, Москва, Альметьевск, Пермь. С Ильей Юговым мы ходили вместе в походы еще в университете, когда учились на географов. Вместе ездили на Кунашир автостопом. Он и был главным инициатором похода. В прошлом походе – лыжной двойке, мы брели на лыжах по льду разлившейся реки Щугор на Северном Урале, да еще и в январе. Солнце видели всего дважды за 24 дня пути. Что может заставить человека снова пройти в лыжный поход после такого – не ясно. Софья Сазонова нашлась по Интернету. А Дмитрий Портнов через Софью нашелся. Софья – москвичка, вообще самая организованная туристка среди нас. На скалолазанье ходит и на слеты ездит. Дмитрий – человек-клад для базового лагеря, а в походе был отличным штурманом. Вова Лямин появился неожиданно. Он насчет похода интересовался заранее, но вот когда он приехал мы удивились. За час до выхода на маршрут хозяйка квартиры, у которой мы ночевали в пос. Ловозеро, сказала что нас ждет еще один участник на площади. Я вышел посмотреть. Большой джип вырулил на деревенскую площадь и оттуда вылез наш товарищ. Он приехал из родной Перми автостопом с лыжами и большим рюкзаком. Вот так нас стало пятеро.

В первый день к ночи мы дошли до избушки на берегу оз. Светлое. Она была красиво изнутри оформлена: картами и фотографиями Хибин. Вообще хибинские избушки отличаются от обычных охотничьих и рыбацких тем, что туристов в них бывает много и большинство групп что-нибудь оставляет в них на память. По сравнению с палаткой чувствуешь себя в избушке хозяином жизни.
Уже на второй день мы столкнулись с тем, чего еще никогда не видели. Далеко на горизонте склон был покрыт черными точками. Приближаясь, мы увидели их движение по склону. Огромные красивые, необычные фигуры складывались из них, гибкие плети фигур постоянно менялись. Когда мы подошли ближе, стало ясно, что это перегоняют стадо оленей. Вскоре мы перевалили хребет, и они пропали из виду.
Самым опасным за весь поход был спуск с пер. Кувторданюн. Падая, на лыжах, и без, мы весело по лавиноопасному перевалу спустились вниз, к лесу. Мы так больше делать не будем.
На Сейдозеро мы пришли ночью. Я, нервничал, и торопился ставить палатку. Все как всегда получилось хорошо. На большом костре мы быстро приготовили еду. Спали в нашем большом спальнике. Мужской тройкой, плотно, в тепле. Ночных выходов до ветру быть просто не могло. Софья с Дмитрием укладывались спать гораздо легче.
К вечеру поднялись под перевал Чивруай. Как полярники, на ветру, в белом безмолвии поставили нашу палатку. Вообще газ при минус 20 действительно не очень. Вова, несмотря на плохую одежду, был всегда очень оптимистичен. Это редкость для зимнего похода – довольный человек в плохой одежде.
Спуск с перевала Куфтуай был просто потрясающий - длинный, пологий спуск, на пластиковых лыжах, мы были внизу очень быстро. Затем попали в бурелом и, мучаясь шли по нему до вечера. Вот бы весь поход был по такому спуску.
Озеро-Умбозеро мы перешли на следующий день. Мы оказались в настоящей белой пелене, без края и конца. Только горы, как облака виднелись на горизонте. Ночь мы провели в избушке.
Дорогу до базы КСС мы одолели за 2 дня. Дорога прямая, ровная, по буранному следу, через низкий перевал Умбозерский, по саамской тропе оленеводов. На перевале мы встретили группу Поповкина Н.А.. Они доставили нам заброску на базу КСС. Спасибо им огромное. Напоили нас чаем на перевале.
Следующие два дня мы провели в радиальных выходах. Туристов в Хибинах огромное количество. В Ловозерье заметно меньше. Состав групп конечно понятен: людям почти всем за 30-40 лет. Только один раз видели группу нашего возраста 20-25 лет. Если лыжный туризм и не умер, то массовость потерял.
Взяли мы перевал Восточный Петрелиуса по ошибке. На карте опечатка. Вместо 1А взяли 2Б. Перевалов два: Восточный и Западный. Как это интересно МКК воспримет? Ночевали в палатке. Рано утром увидели палатку рядом. А там наших товарищей – Поповкина Н.А. и его друзей. Они нас не заметили. Рассказывали про великолепное северное сияние. Мы спали в это время. Они были не первой группой, которая нам рассказывала о таком с утра.
Пос. Кукисвумчорр стал конечным пунктом основного маршрута и базовым лагерем для альпинистских выходов. Софья с Дмитрием, уехали, и мы втроем остались покорять свои небольшие маршруты. Кировск очень непривычный город. Горнолыжная столица разместилась среди рудничных развалин. Черные зияющие окна резко контрастируют с яркой лыжной экипировкой. Стоимость жилья там явно невысока. Мы жили в бывшем детском садике «Рябинушка» за 80 руб ночь.

Первым нашим маршрутом было покорение г. Откол на хр. Тахтарвумчорр 1Б (альп). Восхождение начинали из цирка Ганешина, где построили снежную пещеру, наш второй дом. Жить стало гораздо комфортнее, чем в палатке. За день провели разведку пер. Географов и построили пещеру. На г. Откол мы поднялись очень быстро, без всяких технических проблем. На следующий день мы решили пойти по 3-му контрфорсу Восточной стены г. М. Вудъяврчорр. Маршрут « Кораблик». 3А (альп.) Закладки, крючья и фифы нам тут немало пригодились. К предвершинному участку мы подошли, когда уже начало вечереть. Решили не подниматься по нему и спуститься по лавинному кулуару. Спуск прошел без осложнений и глубокой ночью мы пришли в свой детский садик «Рябинушка».
В «Рябинушке» нас покинул Вова Лямин, и вдвоем мы с Ильей прошли последние радиалки: На перевалы Кукисвумчорр, Вортекуайв, Безымянный. Уезжать на работу не хотелось очень.