Часть вторая. Дорога к Нордкапу и мыс Нордкап.
6-й день. 087.07.14. Вторник.
Встали в 7 утра. Температура пока 15 градусов, солнце за горой, но небо опять все чистое.
Надо двигаться дальше, хотя в этих местах еще много куда можно было бы походить. Думаю, что еще на 2-3 дня, как минимум, тут есть что посмотреть: старые штольни, наверх совсем вылезти. Но нельзя объять необъятное. У нас еще большая программа впереди.
Выезжаем за стоянки в 940. Преодолев страшное препятствие в виде спящих на дороге овец, которых мне пришлось разгонять, и заехав в продуктовый магазин, в 10 утра мы уже снова на Е6. Вперед, в сторону г. Альта с большим количеством остановок и заездом на разные полуостровки для фотографирования и съемок фильма.
Смотровая точка на Е6 с хорошей стоянкой для ночевки с палатками (но без воды рядом – кроме моря):
Координаты стоянки: N69°38'43.97" E20°27'58.34"
В 11 часов попадаем на ремонтный кусок дороги перед Сторслетт (Storslett). Кроме сигнальщиков, разруливающих движение машин, еще и сопровождающая машина с ремонтниками, за которой пропускают машины то в одну, то в другую сторону. Это, видимо, чтобы не разгонялись и на только что положенный асфальт не выскакивали.
В 1230 останавливаемся еще на одной очень красивой смотровой точке с неплохой возможной стоянкой. Правда, она довольно открытая, так что дуть там должно практически всегда. Зато стоянка от дороги закрыта большой скалой, и вид великолепный. Даже съезд к морю есть.
Координаты стоянки:N69°53'39.88" E21°11'16.28"
Дорога довольно долго идет по побережью, а потом уходит наверх, пересекая основание довольно большого полуострова, идет по плато наверху, а потом снова выходит к морю.
В 13 часов мы на первой смотровой площадке, хотя по сути площадки там нет, но народ останавливается на обочине. Виды оттуда (а дорога еще проходит на высоте 385 м) – просто захватывающие.
А на склонах на снегу – огромные стада оленей, сотни штук. Видимо, от жары на снег ушли.
Через пару километров от этого места – официальная смотровая площадка: с ресторанчиком, сувенирными лавками и даже, похоже, с возможностью ночевки в домиках. Побродив там немного и сделав еще серию фотографий, движемся дальше.
Дорога спускается к фьорду и идет вдоль моря.
Через некоторое время подъезжаем к месту, где от основной дороги Е6 отходит второстепенная дорога 335 вокруг маленького хвостика фьорда. Мы хотели проехать по ней, поскольку по описаниям на этой дороге должен быть красивый водопад.
Сворачиваем на 335-ю дорогу. Едем по грунтовке, поднимая за собой хвост пыли. Доезжаем до местечка Navit, где из-под автомобильного моста падает действительно достойный водопад. Да еще и воды сейчас много!
По совсем плохой каменистой грунтовке съезжаем к морю. Любуемся водопадом снизу.
Потом поднимаемся обратно и, не доезжая до основной дороги, встаем на обед. Там полно мест для хорошей ночевки. Подходим к водопаду на уровни падения воды.
С 15 до 1630 обедаем и гуляем вдоль водопада.
Едем объезжать этот хвостик фьорда дальше. На другой стороне от речки с водопадом к морю спускаются огромные «бараньи лбы». Если бы не горы вдали – ну просто северная Карелия.
На этой стороне фьорда побережье очень заселено.
Выезжаем снова на Е6 и движемся по направлению к г. Альта. Но сегодня мы собираемся заночевать где-нибудь, не доезжая Альты.
Внезапно, на другой стороне фьорда мы видим, что горы полностью покрыты снегом. Я гляжу на карту и понимаю, что мы видим довольно большой ледник. Надо бы к нему попробовать подъехать – дорога туда вроде есть.
Решаем остановиться в кемпинге в пос. Alteidet. От него идет дорога в сторону ледника. Завтра съездим посмотреть на ледник.
В 1830 встаем в кемпинге. Решили взять домик и воспользоваться душем. А то что-то после прогулок по горам очень хочется под теплую воду.
Стоимость домика (на 3-х) человек – 350 NOK (норвежских крон) и по 10 NOK за душ..
Сегодня проехали около 200 км
7-й день. 09.07.14. Среда.
Выехали из кемпинга в 815 и поехали по Fv 365 дороге, чтобы выехать на обзорную точку, с которой виден краешек ледника. Дорога через горы сама по себе очень красивая. Перед самым фьордом сворачиваем направо и в 830 упираемся в конечную точку со стоянкой для машин. Перед этим еще есть пристань и предложения проехать к леднику на моторке или каноэ.
До обзорной точки надо идти 200 м вдоль берега. До самого ледника – 8 км. Ходить 8 км (в одну сторону) нам сегодня некогда, и мы отправляемся по тропе на обзорную точку. И вообще, что мы, ледников не видели что ли?
С обзорной точки очень красивые виды и на ледник и на сам фьорд.
По дороге обратно заглядываем на лодочную станцию, но они работают с 10 утра, а сейчас только 9. Ну и ладно, деньги целее будут.
На обратном пути по 365 дороге останавливаемся, чтобы сфотографировать еще один вид на фьорд.
Доезжаем до Е6 и едем в сторону города Альта. У нас в планах посмотреть в этом городе музей с петроглифами.
В 1120 подъезжаем к музею. Музей великолепный, и на него надо закладывать побольше времени. Правда, погода стоит солнечная и жаркая, и можно гулять, сколько душа пожелает.
Немного фотографий из этого музея:
Вход в музей
Территория музея (далеко не вся):
Петроглифы (подкрашенные):
И не подкрашенные:
И таких камней с древними рисунками на территории огромное количество. В музее дают книжку с описанием всех точек, где найдены петроглифы и что они значат (даже на русском языке книжка была). Но, если по этой книжке ходить, то там можно и целый день прогулять.
В общем, уехали мы из музея только в 14 часов, проходив по этой необъятной территории около 3-х часов.
В 1440, поездив еще немного по городу, мы движемся дальше по направлению к Нордкапу по Е6. Однако у нас в планах есть еще один радиальный заезд до Нордкапа. Я вычитала, что очень интересная дорога № 889 ведет к небольшому городку Хавьёсунд.
Поэтому, сегодня мы планируем ехать в сторону этого города.
В 1625 мы – в поселочке Olderfjord, который стоит на пересечении Е6 и Е69 – дороги, ведущей на Нордкап. Сворачиваем в сторону Нордкапа на Е69. Здесь есть кемпинг, заправка, сувенирные магазины (поселок стоит на пути к Нордкапу). Решаем, что в магазин мы зайдем на обратной дороге с Нордкапа – все равно здесь поедем. Что-то уж больно много туристических автобусов собралось. Только машину заправили.
В 17 часов мы сворачиваем на 889 дорогу, совершенно не представляя, где нам удастся встать на ночевку и что нас ждет впереди.
Сначала дорога идет по вполне обычной местности, потом выходит на берег, и тут мы начинаем двигаться со скоростью черепахи, останавливаясь через каждые 0,5 км, где только удается приткнуть машину на этой узенькой дороге. Скалы вдоль дороги потрясающие! Да и сама дорога хороша!
Пока никаких стоянок не наблюдается. Съехать с дороги некуда.
На карте показано, что около дороги красивый водопад – надеемся, что там будет стоянка. В 18 часов мы подъезжаем к поселку Lillefjord, около которого на большой высоте падает водопад.
И правда, в Lillefjord, около водопада, на речке оказалась очень культурная стоянка. С красивым деревянным мостиком через речку, с туалетом и большой полянкой, на которой мы и расположились лагерем. Недалеко от нас на ночевку остановился кемпер.
Поужинав, решили прогуляться к водопаду. Вышли примерно в 20 часов и прогуляли около 1,5 часов, поднявшись до верхней ступени водопада, которую видно с дороги. Вообще-то, там есть еще пешеходные маршруты, которые ведут выше – к озерам в горах. Но мы решили, что на сегодня хватит.
А сверху, от верхней ступени водопада – великолепный вид на фьорд и дорогу, по которой мы приехали:
В лагерь вернулись около 22 часов.
Проехали примерно 245 км.
Завтра продолжим наше путешествие по этой замечательной дороге к городку Хавьёсунд.
P.S. Вечером обнаружилось, что в машине наблюдаются некоторые неполадки: порвался пыльник и начала разбалтываться левая рулевая тяга. Решили, что по дороге будем искать ремонтные мастерские – может, удастся починить эту неисправность в Норвегии. Но пока вроде всё не критично.
8-й день. 10.07.14. Четверг.
Выезжаем из лагеря в 9 утра. Пока завтракали, наблюдали процесс погрузки огромного мусорного бака на стоянке. Пришли в полный восторг – всё продумано и автоматизировано – ни одной бумажки не просыпали.
Следующая остановка во фьорде Бакфьорд – есть съезды к морю, а в море резвятся дельфины. Минут двадцать снимали эту картину на видео. На фотоаппарат поймать их не удалось, да и далековато они для фото были.
Доехав до следующего фьорда, мы были поражены оригинальной стоянкой, состоящей из бетонного сооружения, описать которое я не в силах.
Внизу – площадка с мангалом, запасы дров для мангала, скамеечки – в общем, всё для отдыха. Главное, что на этой дороге не так много туристов. Так что сделано это просто для себя, своих жителей. Потрясающе!
В общем, останавливаясь и удивляясь, в 1045 мы приближаемся к конечной точке этой дороги – г. Хавьёсунд.
Небольшой городок на острове, к которому через пролив едем по длинному мосту. Поискав в городе авторемонтную мастерскую и не найдя ее (как позже выяснилось она, конечно, там есть), мы двигаемся к двум достопримечательностям в окрестности этого городка – полю ветряков и смотровой точке Artic View, с одноименным рестораном на краю земли.
Поле ветряков вызывает восхищение и немного – страх, проезжать под вертящимися лопастями огромных ветряков жутковато, хотя прекрасно понимаешь, что между лопастями и машиной десяток метров.
А этот ветряк сейчас ремонтируют:
Останавливаемся около ресторана. Он закрыт, но вид с этой точки потрясающий во все стороны. Стоит работающий телескоп – можно в него посмотреть.
Край света – впереди острова и Баренцево море.
А это вид на городок сверху, от поля ветряков:
В 1145 уезжаем в обратный путь – снова по этой замечательной дороге.
В 1210 – 1245 - обед на стояночке в Бакфьорде. Опять жара – 25 градусов, солнечно, только легкие перистые облака на небе. Дельфины уплыли, и нас больше не развлекали своими играми.
Небольшая остановка на стоянке с водопадом. Подошли к водителю грузовика, который сказал, что автомастерские есть и в городе Хавьёсунд, из которого мы только что уехали. А еще есть в городе Хаммерфест. В принципе, мы туда не собирались ехать. Но решили, что возвращаться обратно не будем, а съездим в Хаммерфест, попробуем все же отремонтировать машину. Это, конечно, не по дороге на Нордкап, но крюк небольшой, заодно новые места посмотрим.
Для тех, кто собирается в эти места, очень рекомендую проехать по 889 дороге – она того стоит!
В 1530 мы в Хаммерфесте. Кстати, дорога туда ничего особенного из себя не представляет, так что без особой нужды можно по ней не ездить. Нашли мастерскую, но выяснилось, что в этом городе специализированных сервисов по Субару нет. Они есть в Альте. Мастер сказал, что ничего страшного – можно ехать: 5000 км в таком состоянии машина доедет. Желательно только не слишком быстро ездить. А у них нет запчастей для Субара. Ну и ладно, махнули крюк, чтобы услышать, что можем ехать дальше.
Уж в Альту мы точно возвращаться не будем. Едем дальше – по маршруту.
В 1550 стартуем обратно – в сторону Нордкапа.
Встали лагерем в 1710 на Е6 на официальной стоянке (немного съехав с нее в рощу), не доехав немного по развилки Е6 и Е69 и фьорда. Стоянка вполне приличная, с туалетом, но без воды. Есть где-то озера и речка, но довольно далеко от стоянки. Решили, что искать озера не пойдем.
Координаты стоянки N70°28'35.41" E24°51'22.45"
Завтра едем на Нордкап.
Проехали 290 км.
9-й день 11.07.14. Пятница.
Утром проснулись от холода. Вместо привычных 20-25 градусов и солнца, всего 12 градусов, облачно и висит туман. Кажется, мы все-таки на севере.
Конечно, такая погода – не самая лучшая для Нордкапа, но выбирать не приходится.
В 9 утра выезжаем в сторону Нордкапа – по Е6, затем по Е69.
Не смотря на не слишком радующую глаз погоду – дорога вдоль моря по Е69 – очень красивая.
В 11 часов проехав длинный тоннель: почти 7 км – под морем , мы оказываемся на острове Магерёйя, на котором расположен полуостров Нордкап, со знаменитым, считающимся самой северной точкой Европы, мысом Нордкап. Хотя на том же острове есть более северный мыс - Кнившельодден.
Но, как известно, на самом деле самой северной точкой Европы является мыс Нордкин. Там мы тоже собираемся побывать.
Потом проезжаем еще один длинный тоннель – около 4 км, теперь уже под скалами, останавливаемся на смотровой площадке с видом на город Хоннингсвог. Это самый большой, портовый город, расположенный на острове.
Кстати, плату за тоннели больше уже не берут. Проезд на остров бесплатный. 10 лет назад, когда Андрей сюда ездил, проезд через тоннели был платный. Говорят, что мыс Нордкап уже окупил строительство и обслуживание тоннелей.
Заезжаем на заправку в Хоннингсвог – дальше заправок по дороге нет, и движемся по направлению к Нордкапу.
Верха все затянуты. Что мы там увидим? В принципе, наша цель была – отметиться на Нордкапе и сходить пешком на настоящую северную точку на этом острове – мыс Кнившелльодден (Knivsjelodden). Он на 1500 метров севернее, чем знаменитый Нордкап. Подъезда туда нет – надо идти пешком 9 км в одну сторону.
Едем и любуемся дорогой.
В 1230 мы въезжаем на смотровую площадку на мыс Нордкап. Въезд платный – мы заплатили 320 NOK. Еще нам предлагали заплатить за просмотр фильма, но мы сказали, что нам никакой фильм не нужен.
Въехав, мы увидели следующее: сплошной туман (вернее, севшее на мыс облако) и что-то где-то проглядывается.
Правда, пока мы там гуляли, временами облако немного сползало с мыса, и становилось хоть что-то видно.
Даже виден тот самый мыс Кнившелльодден, на который мы собираемся идти:
Пожалуй, больше всего мне понравился монумент «Дети мира», который в 1988 году был поставлен на Нордкапе. Норвежцы собрали на Нордкап семь детей из разных уголков нашей планеты (в том числе из России), и по рисункам детишек создали монумент, посвященный дружбе и взаимопониманию, сотрудничеству и надежде. Как же нам сейчас этого не хватает!
Нагулявшись в облаке на Нордкапе, заглянув в сувенирный магазин, в 14 часов мы отъезжаем немного вниз, на площадку, с которой ведет тропа на мыс Кнившелльодден. К сожалению, я не слишком внимательно дома рассмотрела фотографии этих мест. Тогда бы мы ушли вниз, к мысу, с рюкзаками, палаткой и переночевали бы, чуть не доходя до мыса. Там просто великолепные места для лагеря оказались. Но, что получилось – то получилось.
Остановились на стартовой площадке, приготовили обед, поели и отправились вниз по тропе в надежде, что облака хоть немного сползут с этих мест, и мы увидим Нордкап со стороны. Облака, кстати, действительно потихоньку рассеиваться начали.
В 1540 мы выходим на тропу. Тропа помечена очень часто хорошо видимыми метками, чтобы народ в тумане не заблудился.
Тропа совсем не сложная, бежим по ней вниз, а временами – вверх-вниз. Кругом великолепные виды нашей любимой тундровой местности.
Но 9 км по пересеченке, даже в целом вниз, – есть 9 км, и только к 19 часам мы спускаемся к морю.
Но это еще не мыс, а бухта. До мыса еще надо идти.
Бухта красивая и находится на широте Нордкапа. Нордкап с нее хорошо виден.
Отдохнув немного, движемся дальше, к мысу
А идти приходится вот по такой местности:
Но здесь мы уже севернее Нордкапа.
Нордкап со стороны – это, конечно, потрясающее зрелище, которое не передает ни одна фотография.
В 2010 мы на самой крайней точке мыса. Впереди – только море
Отдохнув еще немного, и отметив это событие, мы отправляемся в обратный путь. Время выхода – 2040.
Обратно, почему-то шлось гораздо тяжелее. Во-первых, мы уже отмахали 9 км туда, а обратно надо столько же. Во-вторых, мы спустились с высоты почти 300м, а теперь ее надо набирать обратно.
На прощание нам даже показалось солнце, правда, где-то далеко на горизонте.
На стоянке, около машины мы были почти в час ночи, чуть живые. Решили, что на этой стоянке ночевать не будем по причине большого количества машин и полного отсутствия хоть каких-нибудь кустиков в окрестности (официального туалета здесь нет).
Немного проехав вниз по дороге, нашли небольшой заездик к озеру – дорога очень быстро кончилась, но нам много и не надо. Ставим палатку, празднуем удачный поход на 18 км, ложимся спать в 3 утра.
День удался!
Проехали примерно 146 км, пешком прошли не меньше 18 км (не считая беготню по самому Нордкапу).
10-й день. 12.07 2014 г. Суббота.
После вчерашних подвигов встали в 10 утра, с трудом выползая из палатки. Сегодня мы хотели съездить в Гьесвер – на западную часть острова, а потом начинать двигаться в сторону Нордкина.
Выезжаем в 1215. Сначала по Е69, а потом сворачиваем направо на Fv156. С остановками на фотографирование и сбором всяких камушков. Вдоль дороги, впрочем, как и всюду в этих местах, большое количество выходов кварца. Ну, как можно мимо такого проехать!
Дорога красивая: сначала через тундры, вдоль большого количества озер, потом через каменную пустыню.
В 1330 мы подъезжаем к почти конечной точке дороги и останавливаемся, чтобы полюбоваться и сфотографировать этот городок и места вокруг.
Городок очень маленький, но очень милый, чистый и уютный. Предлагают: наблюдение за птицами и рыбалку.
В 1350 двигаемся в обратный путь. По дороге заезжаем в несколько сувенирных саамских лавок, в одной из них – музей, правда, несколько незаконченный, но все равно любопытно. Пока нигде не получается купить колбасы из оленины. В прошлые разы мы ее покупали в таких магазинчиках, а в этом году пока нигде не видели.
В 15 часов заезжаем в г. Хоннигсвог, доезжаем до порта. Там наконец-то покупаем долгожданную колбасу из оленя и лося. Правда, как потом выяснилось, в другом месте ее можно было бы купить дешевле. Здесь заходят круизные лайнеры и поэтому цены на товары выше, чем в других местах.
Сейчас 2 таких лайнера стоит в порту, народу полно. Поэтому мы довольно быстро отсюда уезжаем.
Ныряем снова в тоннели, и уже на материке съезжаем с дороги по грунтовке на обзорную точку, с которой должен быть виден полуостров Нордкин. Вроде бы разглядели – почти на горизонте просвечиваются очертания полуострова.
В другую сторону хорошо виден остров Магерейя и г. Хоннигсвог, из которого мы недавно уехали:
Едем дальше по Е69 – уже на материке. Еще по дороге туда, мы приглядели официальную стоянку, где вполне можно встать с палаткой.
В 1715, доехав до этой стоянки, решаем встать здесь лагерем. Место хорошее, речка рядом, а на стоянке туалет есть. И погулять немножко вверх можно.
Это вид на наш лагерь сверху. Координаты стоянки: N70°40'4.02" E25°23'19.07"
Сегодня проехали 135 км. Завтра начинается дорога к Нордкину.