Норвегия 2012

Идет загрузка карты ...
Увеличить карту Скачать для GPS для Google Earth Нитка маршрута Места
Пешком по 3-4 основным треккингам Норвегии
 
Рондане

Утро. Хорошая погода. Утро. Хорошая погода.
DSC_7941 DSC_7941
Пейзажи из заплесневелых и мшистых камней Пейзажи из заплесневелых и мшистых камней
DSC_7951 DSC_7951
Главная прелесть тундры - это zoom. Главная прелесть тундры - это zoom.
DSC_7968 DSC_7968
DSC_7971 DSC_7971
Красной буковкой Т обозначены все туристические тропы и маршруты Красной буковкой Т обозначены все туристические тропы и маршруты
DSC_7993 DSC_7993
Хижина Льосабуё Хижина Льосабуё
DSC_8006 DSC_8006
DSC_8020 DSC_8020
DSC_8023 DSC_8023
DSC_8030 DSC_8030
Окошко в хижине Пера Гюнта Окошко в хижине Пера Гюнта
DSC_8037 DSC_8037
DSC_8038 DSC_8038
DSC_8040 DSC_8040
DSC_8258 DSC_8258
DSC_7894 DSC_7894
DSC_7901 DSC_7901
DSC_7910 DSC_7910
Это болото. но очень красиво.. Это болото. но очень красиво..
DSC_8052 DSC_8052
Разглядывать и фотографировать плесень оказалось увлекательно Разглядывать и фотографировать плесень оказалось увлекательно
DSC_8066 DSC_8066
DSC_8067 DSC_8067
DSC_8072 DSC_8072
DSC_8074 DSC_8074
DSC_8077 DSC_8077
Устал от просмотра миниатюр и горизонтов. Устал от просмотра миниатюр и горизонтов.
DSC_8085 DSC_8085
DSC_8086 DSC_8086
DSC_8089 DSC_8089
DSC_8091 DSC_8091
DSC_8099 DSC_8099
DSC_8115 DSC_8115
DSC_8117 DSC_8117
DSC_8130 DSC_8130
Просторы, просторы... а потом вдруг скамейка. Просторы, просторы... а потом вдруг скамейка.
Хорошее место для релаксации и медитации. в хорошую погоду если Хорошее место для релаксации и медитации. в хорошую погоду если
Заблудиться невозможно Заблудиться невозможно
DSC_8147 DSC_8147
DSC_8186 DSC_8186
DSC_8209 DSC_8209
DSC_8212 DSC_8212
DSC_8215 DSC_8215
Квитскриупрестан Квитскриупрестан
Квитскриупрестан Квитскриупрестан
DSC_8243 DSC_8243
DSC_8252 DSC_8252

Нанеся все интересные точки на карту Норвегии и ограничившись разумные расстояниями, стало понятно, что двухнедельное путешествие пойдет против часовой стрелки, примерно по последней четверти циферблата. Начинаться оно будет с городка под названием Отта, а дальше уж как пойдет.

Норвегия — страна больше природных достопримечательностей нежели городских, путешествовать будем преимущественно по горам, национальным паркам и фьордам. Участников путешествия — ровно двое, и исходя из такого расклада rentcar отменяется и остается автостоп и автобусы с поездами. На 12 часов в нашем циферблате Отта, начало путешествия, на 9 часов — Ставангер, его окончание.

Отта — городишко лежащий на главном железнодорожном пути, ведущем из Осло на север, к Тронхейму. Поскольку главный аэропорт Осло — Гардермуэн, тоже к северу от столицы, то логистика складывалась очень логичная и понятная. Сесть на поезд едущий из Осло на север прямо в аэропорту и начать путешествие. Норвегия — страна просвещенная, продвинутая и европейская. Билеты мы купим прямо на сайте nsb.no, а деньги и прочее менять и вовсе не придется. Расплачиваться будем с карточки. Газовые баллоны приобретутся в Tourist Information Office, который должен быть обязательно возле вокзала, где-то там же и все продукты.

Если честно, к маршруту я не готовился совсем. В Москве была и без этого куча проблем. В Москве всегда куча дел и проблем. В Осло улетели едва сойдя с минераловодского рейса и едва отойдя от хождения по склонам Эльбруса.

Если уж готовится, то в следующий раз надо иметь ввиду: 
  1. 1/ Прилетать совсем необязательно в Осло. Интереснее и полезнее прилетать в Берген. Это самый центр страны и можно просто ездить и плавать вокруг Бергена. Рейсов туда чуть меньше, чем в Осло, но не сильно. Все те же авиакомпании летают в Берген, без пересадки в Осло и стоят тех же денег. Зато не надо будет ездить из Осло на север и северо-запад к самому интересному. 
  2. 2/ Норвежские железнодорожные билеты гораздо дешевле покупать на сайте заранее. За несколько недель до путешествия.
Поезд в Отту мчал быстро, время летело незаметно. Еще бы, wifi с выходом в интернет прямо в поезде, да еще и розетка рядом. Мелькали вдохновенные пейзажи, и поезд даже умудрился как-то опоздать к Лиллихамеру, где была намечена пересадка на другой поезд. Однако другой специально ждал пассажиров со столичного поездка, пересадил их всех и отчалил. Потом в какой-то момент даже сломался, остановился минут на 10. Машинист вышел в вагон к пассажирам и лично извинился за задержку в пути. Европа...

С Оттой связана интересная история. В 1612 году разразилась очередная Датско-Шведская война. не очень понят но каким боком, но в конкретном сражении этой войны возле Отты участвовали Шотландцы и Норвежцы!) Шотландские, до зубов вооруженные, наемники шли куда-то на юг, и попали в хитроумную засаду, сооруженную практически безоружными норвежскими крестьянами. В момент, когда шотландца проходили по узкому ущелью, их встретил отважный пастушок Гири и заиграл в свой березовый рожок. Крестьяне забрасали сверху шотландцев камнями, те как-то быстро сдались, были пленены. Потом история стала похожа на историю возникновения рода Миклуха-Маклаев или Лермонтовых. В общем, этот самый Гири теперь гордо красуется в шотландском килте со специальным тартаном на главной площади Отты, а в городе в честь 400-летнего юбилея битвы праздничная обстановка и норвежские флаги в перемежку с шотландскими. Ощущения странные, я даже сфотографировал. Сложно представить у нас на улицах в честь 200-летия французские флаги, или тем более немецкие,  в честь 60-летия соответствующих побед.

В Отте Европа закончилась. Точнее европейские ожидания. Туристический офис кончено был, но никакого газа там не оказалось. Нам порекомендовали купить его уже Мюсасетере (это местечко в горах, где начинается НП Рондане). Забегая вперед сообщу, что магазин там был наглухо закрыт в связи с окончанием туристического сезона (и это 20 августа!). Никаких автобусов в том направлении не оказалось, точнее он просто не приехал., хотя они был в расписании. Слава богу таких облапошенных и возмущенных туристов туристов оказалось человек 8 и всем нам вызвонили какой-то микроавтобус. Тут то и выяснилось, что свою карточку я могу засунуть куда угодно, но только не в кассовый  приемный аппарат водителя И та же история повторяется с большей частью норвежских автобусов! Добавим к этому, что евро никого не интересуют, всем нужны норвежские кроны, а банкоматов в небольших городах или нет, или они находятся внутри закрывающихся в 16-00 по будням и неработающих по выходным банках.

Дополнял картину аккомпанимент непрекращающегося, тягучего дождя, туманные и серые перспективы во все стороны, вместо прекрасных пейзажей наблюдаемых утром. В итоге мы кое-как добрались до Рондане и брели с унылым настроением по унылой, уходящей в серую бесконечность дороги, понимая, что горячего чая или ужина не будет еще три дня. Закончилось и вовсе все отлично, при установке палатки лопнула дуга, порвав тент. Утро вечера, мудренее. Залезли внутрь, съели по сухарю и спать.

Норвежская погода заслуживает несомненно отдельного описания. Она все время разная. В регионах, отстоящих друг ото друга на 100 километров. Внутри одного региона, если ориентироваться на три разных норвежских погодных сайта, внутри одной недели. На нее невозможно пенять, она всегда такая. Если все совсем плохо, то завтра будет хорошо. И наоборот.

Вот и сейчас, проснувшись нашим первым утром внутри страны мы обнаружили вокруг себя настоящую сказку. А конкретнее: Национальный Парк Рондане. Восторгу не было предела. Наверное просто потому, что я не бывал в тундрах Кольского полуострова или на хребтах Приполярного Урала. Но что-то подсказывает, что придется сильно постараться, дабы добраться у нас на Севере Европейской России до столь прекрасных тундр, не обезображенных ржавым остовом трактора или гусеничным следом, полусгнивших мазутных бочек или консервных банок. Безусловно они есть, Россия большая, но туда надо плыть и ехать неделями. А тут вот они, просто вышел из автобуса. За все путешествие по Рондане я ни встретил НИ ОДНОГО окурка или фантика, или бутылки пластиковой. Вообще ничего не встретил. Только следы вдоль тропинок. Это наверное сильнее всего поражает отечественного туриста в Скандинавии вообще.

Пишут, что весь север Норвегии такой, как на этих фотографиях. Просто Рондане - самая южная часть этих тундр, самая досягаемая от Осло. И еще здесь самое Южное обиталище полярного оленя. И мы их даже встретили! Три диких оленя, вспуганные нашим топотом по деревянному настилу, прохлюпали бодро прямо по болоту куда-то вниз, в сторону перелеска. Прохлюпали так шустро, что ни о каких фотодоказательствах встречи речь не идет. У меня всегда вот так: когда встречаешь живого, дикого зверя в лесу, то завороженно смотришь как на чудо, и обо всем остальном забываешь. Это конечно непростительно для фотонатуралиста, но это так.

А еще Рондане - родина Пера Гюнта. Был такой персона в пьесе Генрика Ибсена, воспетой музыкой Эдварда Грига. Чем он там занимался по жизни никто толком не знает, много где скитался, а потом в самом конце вернулся домой, где его ждала верная Сольвейг. Вернулся как раз в Рондане, что безусловно добавляет этому краю некоторую поэтичность и суровую северную красоту.

Один из приютов тут так и называется: Хижина Пера Гюнта. Это явны новодел, да к тому же захоженный и затоптанный маршрутами. Меня вот впечатлила хижина с названием Ljosabue. Вот сюда смело можно было б поселить Солвейг лет так на полста, пока ее муженек мотается по свету. Место совершенно уединенное и до невозможности прекрасное.

Вообще норвежцы молодцы. Когда идешь и замечаешь постоянные таблички, или изучаешь детальную карту местности, то поражаешься, что тут каждый ручей, каждая лощина, каждое отдельно стоящее строение, а иногда даже и дерево, имеют свое название. К нему будут вести указатели, но перевести и понять, что означают эти трудновыговариваемые слова (очень часто с типично норвежскими буквами)не получится.

Одно из таких мест - Квитскриупрестан. Место чуть более известное, чем остальные, поэтому и перевод я раздобыл - "Осыпь Белых Священников". Каменные столбы-грибы, более подходящие к пейзажем Каппадокии или Аризоны нежели Норвегии, впрочем подобная форма всегда будет неподходящей ни к чему. Квитскриупрестан. не попадал никак в нитку маршрута, поэтому к нему был совершен радиальный выход. Несмотря на то, что обратное возвращение, вверх в гору,нас подвезла попутка, "Белые священники" съели полдня. Точнее даже не они их съели, а съелиэто время мы самостоятельно, пока ели ягоды.

Почти вся Норвегии сформирована одинаково. Снизу, на уровне около уровня мирового океана - фьорды, долины, озера. Эта территория очень извилиста и занимает 10% площади страны, и здесь живут 99,9% ее населения. Остальные 90% площади - горы, в которых реки и ледники прорезали эти долины и фьорды. Горы, в большинстве своем, плоского характера, вершины их укладываются между 1000 и 2000 метров. Т.е. получается ходим мы тут по бескрайним крышам примерно одинаковой высоты, а вся жизнь, все люди, где-то внизу, на улицах. Наверное это похоже на прогулку по Питерским крышам, где дома более-менее одинаковой этажности.

Все норвежские леса выстроились как раз в промежутке между уровнем моря и началом крыш. То есть в лес ты начинаешь опускаться, только когда начинаешь опускаться вниз, возвращаясь "к людям". Этот переход в Рондане четко прослеживается. Сначала начинаются заросли кустарниковых берез, а лишь потом сосны. Вместе с крупными деревьями начались ягоды. Такого черничного безумства давненько не встречалось мне. а может я просто редко выбирался этим летом из дома. Ну и плюс брусника, земляника.

На тропе очень много воды. Если будет совсем уж болото, в котором есть риск увязнуть - то тропа снабжена гатью, временами очень старой, временами вполне недавней. Но воды, ручьев, луж столько... К тому же в любой момент, даже когда очередь хорошего дня, может на полчаса зарядить "грибной дождик". Обувь должна быть очень хорошая. Ну и нужна моральная подготовка к тому, что ноги будут все равно мокрыми... И хорошо, если только ноги.

В каком-то месте попробовали идти без тропы, просто по ягелю. Лучше не пробовать, еле вернулись обратно. Как тут спится в остроенных приютах, если они вообще работают, мы так и не узнали. Ни в Рондане, ни в остальных местах, так как спали исключительно в палатке. Выбираешь место поживописнее, или просто поровнее, когда стемнело (как получалось у нас) и ставишь палатку. Не запрещено. Костры наверняка запрещено, да только в Рондане жечь особо нечего было.

Многие маршруты обозначенные на карте долгое время казались мне совершенно нелепыми. Потом догадался, что маршруты эти зимние. Точнее лыжные. Посмотрев немного картинок в интернете обнаружил, что изрядной долей популярности Рондане обязан именно зимнему туризму.



Комментарии
Ivan19.05.13, 13:58
Нитку маршрута нужно добавить 
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Норвегия
еще маршруты
О Маршруте
Опубликовал Дмитрий Славин