Маршрут позволил познакомиться с замечательными странами, взглянуть на бережно сохраняемую природу Скандинавии, прикоснуться к историческим и культурным памятникам одного из интереснейших уголков европейской цивилизации.
Нитка маршрута
Пермь - Киров - Кострома - Вологда - Вяртсиля (Карелия, граница) - Оулу (Финляндия) - Эстерсунд (Швеция) - Тронхейм (Норвегия) -рыболовная база «Долмсундет Марина» (о. Хитра, Норвегия) - Берген - Осло - Стокгольм - Турку - Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва - Нижний Новгород - Казань - Пермь.
 
На "рыбалку" с Урала в Норвегию

Приветствую всех читателей.

Не сомневаюсь, что, взглянув на заголовок, многие подумают: «Своих мест для рыбалки, что ли мало?». И будут правы. Но лишь отчасти. Да, конечно, рек и озер в России хватает. Рыбалку, даже недалеко от дома, можно организовать отменную, особенно у нас в Пермском крае. Только, когда намечаешь такую цель за тридевять земель, дело, ведь, совсем не в рыбалке, как таковой, и уж, конечно, не в рыбе.

Рыбалка — это, своего рода, девиз, под которым путешествие в новую страну или местность означает возможность узнать ее несколько с другого ракурса, миновать, в какой-то мере, натоптанные туристические тропы. Ну, а уж, если собираешься туда, где рыбалка — бренд, то не приобщиться и не попробовать свою удачу, на мой взгляд, непростительно.

Именно такой страной, знаменитой своими фьордами, рыбалкой, суровой северной природой и выдающимися путешественниками, всегда была для меня Норвегия.

Давно хотел побывать на краю земли, среди гор, где жили викинги, и до сих пор обитают тролли, но, как-то все не получалось. То манили другие места и страны, то обстоятельства заставляли отложить такой вояж на потом.

Наконец, весной 2013 года все складывается, как нужно.

Когда в начале апреля встает вопрос, чем заняться в майские праздники, ответ с женой долго не ищем. Решаем, что неплохо бы куда-нибудь съездить.

Если не брать в расчет мою новогоднюю экскурсию в Иран в качестве сопровождающего, то с последней самостоятельной автопробежки в Анапу прошло уже больше полгода, и наши души соскучились по дальней дороге.

Кроме того, хочется, как-то по-особенному отметить свой юбилей — 60 лет, наступающий в конце апреля. Эта рубежная дата в жизни человека заслуживает гораздо большего, нежели только застолье. Считаю, что путешествие — лучший подарок к такому событию, так, почему бы его себе не преподнести? Вот тут и вспоминается Норвегия.

Часть I. Достичь цели

Решено — сделано.

Испанские визы имеются еще с прошлого года. В дополнение к праздничным дням оформляем двухнедельные отпуска. Теперь, ничто не препятствует путешествию. Правда, к нему надо еще подготовиться.

Главное — маршрут. Ключевой точкой выбираю норвежскую рыболовную базу «Долмсундет Марина» (dolmsundet-marina.no) на острове Хитра близ Тронхейма, где по Интернету на пару ночей бронирую домик — рорбю. Почему, именно эта база? Там жена хозяина — русская, и не предвидится проблем с общением.

Дорогу к базе и дальнейший путь прокладываю, уже исходя из наличного времени и обоюдных интересов. Для себя намечаю природные и исторические достопримечательности. Жена хочет побывать в столицах.

В результате получается такая нитка маршрута: Пермь—Киров—Вологда—Вяртсиля (Карелия, граница)— Оулу (Финляндия)—Эстерсунд (Швеция)—Тронхейм (Норвегия)—рыболовная база «Долмсундет Марина» (о. Хитра, Норвегия)—Берген—ОслоСтокгольм—Турку—Хельсинки—Санкт-Петербург—Москва—Нижний Новгород—Казань—Пермь.

Туда еду «северной» дорогой, хочу с ней познакомиться. Всего по расчету около 10 000 км, из них 4 500 км по России. Разумеется, это основа. Изменения начинаю вносить еще дома. «Загогулина» от пограничного КПП «Вяртсиля» до шведского города Эстерсунд вокруг Ботнического залива первоначально не планировалась. Залив предполагалось переплыть на пароме из финского порта Вааса в шведский Умео. Далее — Эстерсунд—Тронхейм.

Но при внимательном анализе расписания выясняется, что по субботам паром из Ваасы не ходит. А на единственный пятничный девятичасовой паром велик риск опоздания (2 800 км пути) и, по сути, потери двух дней. Ведь следующий паром уходит лишь в 14:00 в воскресенье. Ваасу же, если верить Интернету, можно изучить за пару-тройку часов. Ну, и еще полдня требуется на окрестности. Больше там делать нечего, а просто ждать позволить себе не можем.

Поэтому исключаю паромный вариант и прокладываю сухопутный маршрут. Путь удлиняется всего на 250 км, зато экономится время и даже деньги. Билет на паром (50€) стоит дороже, чем стоимость бензина на объезд залива. Но главное преимущество — возможность дополнительного знакомства с Финляндией и Швецией.

На обратном пути из Стокгольма объезжать Ботнический залив слишком далеко, поэтому покупаю билет на паром Стокгольм—Турку от фирмы Viking Line. В Осло, Стокгольме и Хельсинки бронирую отели, вернее, хостелы. Что это такое, по европейским меркам, знаю: недорогое жилье, соответствующее формату пребывания «пришел-поспал-помылся-ушел». В каждой из столиц планирую провести по две ночи и один — полтора дня. Вполне достаточно для беглого знакомства с центральной частью любого города.

Остальные места ночевок предполагаю искать экспромтом по ходу путешествия. На самый крайний случай, берем с собой палатку, спальники и прочий туристический инвентарь для автономного существования. С этой же целью «затариваемся» и продуктами на всю поездку.

Необходимое количество денег рассчитываю, исходя из собственного опыта. На жизнь 100€ в день на человека за границей хватает «за глаза», неважно, на машине ты или без нее. Шесть дней кладу на дорогу по России, итого, на 14 дней необходимо 2800€. Для надежности и возможных покупок беру 4000€, из которых 2000€ — на карточке «Виза-аэрофлот», остальное — наличные деньги: 600€, 4500NOK (норвежские кроны), 3000SEK (шведские кроны), 20 тыс. руб.

Ну, и наконец, машина. Хоть в семье есть второй автомобиль «Фиат», более приспособленный для трассы, ехать однозначно решаю на «Ниве». В прошлогоднюю поездку она показала себя вполне достойно, как по расходу бензина и скорости, так и по комфорту.

Ее подготовка требует минимум времени и затрат.

За неделю до поездки на день отгоняю автомобиль знакомому гаражному сервисмену, который за 1 500 руб. проводит все необходимые процедуры: проверку ходовой, замену масла, свечей, диагностику двигателя.

Необходимости в замене деталей и ремонте не выявляется. Да, и как может быть иначе на автомобиле 2012 года выпуска, у которого пробег 20 000 км? По результатам диагностики мастер гарантирует и следующие десять тысяч километров без проблем, но все же беру в дорогу запасные лампочки, предохранители и буксирный трос. Ну, и разумеется, необходимые причиндалы для ремонта шин. Да,… еще приходится потратиться на светоотражающую жилетку и «зеленую» карту.

Выезжаем 30 апреля.

С работы уходим после обеда. Сборы, укладка вещей в машину, как всегда, занимают много времени. Стартовать удается лишь под вечер. Традиционный снимок перед выездом — путешествие начинается.

Из города выбираемся долго и нудно вместе с потоком дачников. За райцентром Нытва, что в 70 км от Перми, дорога становится свободнее, а еще через полсотни километров на север, после отворота на Киров, едем уже одни. Трасса на всем протяжении вполне проезжая для «Нивы», хотя, и не без весенних ям и колдобин, особенно, на «ничейной полосе» между областями. Тем не менее, за семь часов преодолеваю пятьсот километров и под утро добираюсь до Кирова.

Следуя давно выработанной тактике дальних поездок, первые сутки обхожусь без ночевки, стараясь пройти максимальное расстояние. Всю ночь еду, а сплю урывками по 20-30 минут, когда чувствую, что начинаю «ловить дорогу». Вот такое состояние и настигает после Кирова, когда уж совсем светает и вроде можно «топить». Час или полтора отдыхаю на какой-то заправке, еду дальше.

Вскоре просыпается моя благоверная. Снова делаем остановку. Приводим себя в порядок, завтракаем и меняемся местами.

За год со времени получения прав супруга достигла большого прогресса в вождении. Уверенно чувствует себя в городском потоке, совершила несколько самостоятельных поездок по области. Даже не ожидал такой прыти от пенсионерки. Не прошел, видимо, даром более чем двадцатилетний пассажирский опыт совместных «дальняков». Поэтому спокойно передаю ей руль, а сам «отрубаюсь» на какое-то время.

Так, с недолгими остановками, борясь с дорогой и время от времени меняясь, минуем Кировскую и Костромскую области, оставляем в стороне Вологду.

Окружающие пейзажи нигде не радуют глаз. Еще голые деревья, серые пятна снега в низинах, мутные разливы речек и покрытые льдом озера…

… навевают тоску, заставляют думать о весне, как не лучшем времени для путешествия.

Зато, многочисленные заброшенные деревни, встречающиеся по пути, на фоне этих унылых пейзажей выглядят вполне гармонично,...

…создавая законченное впечатление, что едешь по огромному погосту под названием «Север России».

Хочется быстрее миновать эти безлюдные места и оказаться там, где кипит жизнь.

Но это будет завтра. А сегодня день, удлинившийся за счет нашего движения на Запад, тянется бесконечно долго. С каждым часом тело все больше наливается усталостью, приходиться преодолевать себя. «Пороху» хватает до городка Вытегра — самого северо-западного районного центра Вологодской области. Туда прибываем около десяти вечера местного времени, но еще засветло.

Как ни странно, в навигаторе есть гостиница с одноименным названием «Вытегра». Находим. Администратор снисходительно, как бы только для нас, «разыскивает» двухместный номер за 1 400 рублей + 100 рублей за охраняемую парковку. Как говорится, «от добра, добра не ищут» — с радостью соглашаемся. Да, и номер вполне приличный за эти деньги.

Итого, «за первый присест» в течение 26 часов пройдено 1 650 километров. Не рекорд, конечно. Но для состояния дороги, которой ехали, по моим меркам, — вполне нормальный результат. Понятно, что после ужина мгновенно проваливаемся в пустоту.

Утром просыпаемся рано, однако вставать не торопимся. Предстоящая задача выполнима в неспешном темпе. Сегодня надо преодолеть оставшиеся шестьсот километров до КПП «Вяртсиля», перейти границу и ехать по Финляндии до времени, пока еще можно заселиться в отель.

Вытегру — небольшой аккуратный городок — покидаем без осмотра местных достопримечательностей, …


Одна из улиц Вытегры (фото из Интернета).

… хотя здесь есть интересный музей на борту настоящей дизельной подводной лодки и старинный храм. Но тратить время на поиски и осмотр не хочется. И, как оказывается, не зря.

Время очень пригождается вскоре после выезда из города на «трассе» Р37 до Лодейного Поля.

Немало плохих дорог видел в России, но лишь единицы из них можно сравнить с этим «ужосом». Разве что «федералку» в районе Тулуна в ее «лучшие» годы.

Но, ведь, там была Сибирь и огромные просторы, а здесь почти центр России, стык Вологодской и Ленинградской областей. Рядом скандинавские соседи, у которых к каждому хутору подведены асфальтовые дорожки. На их фоне стыдно должно быть губернаторам, вроде как, хозяевам этих «субъектов РФ».

На фото показаны не самые худшие участки «трассы», где ехать приходилось со скоростью 10-15 км/час. На таких «спецучастках» о фотоаппарате и не вспоминалось. Сохранить бы машину.

Удается, но за счет почти пяти часов, затраченных на 200 километров. В очередной раз подтверждается истина, что самая короткая дорога — хорошая дорога. Как знал, что не надо ехать на «Фиате»!

Наконец испытания заканчиваются. В Лодейном Поле выскакиваю на федеральную трассу М-18 С-Петербург—Мурманск и на радостях «поливаю» за сотню. Наказание не заставляет себя долго ждать. Свернув в Олонец, нарываюсь на «гаишную» засаду. Парни оказываются вполне адекватными служаками. В честь праздничка и как гостю Карелии, «прорвавшемуся» сквозь соседнюю область, выписывают минимальный штраф 100 рублей.

Дальше уже не до рекордов скорости. Дорога идет вдоль Ладожского озера, и открывающиеся время от времени красивые виды естественным образом располагают к неспешному движению. К тому же появляется желание устроить себе отдых с обедом и поснимать это легендарное озеро-море.

Нахожу съезд и пробираюсь почти к берегу. Озеро, действительно, впечатляет. Оно еще сковано льдом. Безжизненное белое пространство тянется до горизонта.

От него, в буквальном смысле, веет холодом, и как-то сами собой вспоминаются блокада Ленинграда, «Дорога жизни», проложенная тогда по такому же льду, и трагическая дань, которую озеро взяло людьми и машинами, работавшими на этой дороге.

Правда, пешая прогулка к озеру и обратно, мимо гор бутылок и мусора, заставляет усомниться в том, что жертвы войны, принесенные в том числе и за право быть хозяевами этих берегов, хоть как-то оценены нашими современниками. Пребывания хозяев здесь как раз и не видно. Повсюду следы потребителей.

Пока Ирина готовит еду, расчищаю «пятачок» три на три метра, уничтожаю на костре хоть что-то из мусора. Обедаем и продолжаем путь. Оставшиеся полторы сотни километров до пограничного поселка Вяртсиля «проскакиваем» за пару часов.

Удивляет последняя российская заправка, расположенная в этом поселке. Вставив пистолет в бак и подойдя к окошку для оплаты, получаю предложение с н а ч а л а заправиться, п о т о м оплатить. Очень непривычно слышать это на русском языке! Воистину, цивилизация приходит к нам с Запада! Глядишь, лет через двадцать мои внуки будут так заправляться в Перми. А потом, может, и до Сибири дело дойдет.

Едем на пункт пропуска. Он ничем не отличается от переходов, виденных на других границах. Две полосы для легковушек: российских граждан и финнов. Грузовики — отдельно. Наша полоса пуста. Видимо, все, кому было нужно, уже проехали.

Включается зеленый светофор, подъезжаю к будке таможни. Дальше следует стандартная процедура: представляю машину к досмотру, моя пассажирка сразу идет на паспортный контроль.

Досмотр с виду формальный — вокруг авто обегает собачка, таможенница заглядывает в салон и задний багажник. Просит открыть верхний бокс, но тут ее внимание привлекает пятилитровая пластмассовая бутылка, стоящая у меня на полке. Спрашивает: «Что это?». Беру, переворачиваю, встряхиваю. Таможенницу передергивает от вида жирных навозных червей. Забыв про бокс, машет рукой: «Езжай!». Регистрирую машину в будке, получаю штамп в паспорт. Забираю Ирину, едем на финскую сторону.

У финнов повторяется примерно то же самое, только таможенник почему-то проверяет меня алкотестером. А на паспортном контроле смотрят «зеленую карту», спрашивают, почему визы испанские и сколько у нас денег. Заглянув в сумку жены, полную разных валют и карточек, и удовлетворившись ответом, что «We have big Travel», пограничник ставит штампы в паспорта.

Ура, все!!!… Мы снова на своей машине в Европе!


Комментарии
Zealot24.10.16, 16:19
Все прочитал почти на одном дыхании. Норвегия это моя мечта. Сейчас я думаю все обойдется дороже при прочих равных. 
Вы как то у меня спрашивали про мой мотоцикл. Читайте мой отчет о покатухах 2015 там все ответы.
Iron Kate02.12.13, 04:40
Спасибо за ваш рассказ! Название, связанное с рыбалкой, сначала отпугнуло, но, оказывается, не в рыбке дело! 
Ваш маршрут действительно отличный подарок на юбилей;)
ПС "гриб" в Хельсинки это здоровая водонапорная башня, мы как-то гуляли под ней и, кстати, встретили настоящего кролика
Voron22.10.13, 15:27
Прочел Ваш дневник, как и все до единого предыдущие, с интересом и завистью 
. Спасибо. Зависть пока белая, но уже начинает чернеть - Вы бываете там, куда я только "намыливаюсь", а т.к. интересы практически совпадают, (теперь еще и авто), получается, что я езжу по следам, отставая года на 2.
Два вопроса:
1.Зачем Вы поехали через Вытегру, а не через Тихвин - там сейчас отличная дорога.
2. Что с червями?
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте