Так уж повелось в детских группах, что опытные и повзрослевшие участники уходят в большое плавание по жизни, а приходят неопытные салаги, которых нужно учить с самого начала. С данной группой весной прошли свою "учебную" реку Бердь и естественно захотелось чего то большего. Из огромного разнообразия рек выбор пал на чудесную и не очень сложную реку Мана. Дальше - изучение и разработка маршрута, подготовка снаряжение, комплектация продуктов, аптечки, ремнабора и т. д. И вот, в ноль часов и три минуты 27 июня мы вышли из поезда в темноту ночи, и только с рассветом поняли - мы попали в чудесное место! А дальше, дальше был сплав в течении 8 удивительных дней!
Красноярск - Кой - Нарва - Большой Унгут - Береть - Усть-Мана

Мана - 23

Хороших людей больше! В этом мы убеждаемся каждый раз, когда приходится сталкиваться с совершенно не знакомыми людьми, просить их о чем то, в конце концов – создавать им лишнюю заботу и неудобства… да, заброска туристов обычно связана с огромными рюкзаками, баулами, веслами, рамами. В этом году у нас в плане стоял водный поход 1 категории сложности по реке Мана, а до нее нам пришлось ехать двумя поездами, и люди – проводники, полицейские, попутчики, стойко переносили все «тяготы и лишения» связанные с нашим шумным присутствием. Но все получилось, и даже начальник поезда, что вез нас до станции Кой, задержала поезд на пять минут, чтобы мы могли безопасно выгрузиться в темноту июньской ночи.

Утром 27 июня, мы с удивлением осматривали ошеломительные красоты реки. Она мощно несла свои воды мимо только проснувшихся мальчишек и девчонок, увлекая их мысли куда то в неведомую даль. Река выглядела просто прекрасно!

Минуты медитации пролетели и голос тренера вернул всех к реалиям жизни. Они были не так красивы, но необходимы. Девчата начали готовить первый походный завтрак, а мальчишки начали распаковывать баулы с судами. Скоро поляна потеряла свой первозданный вид, на ее зеленом покрывале были разбросаны яркие туши катамаранов, гремели рамами сборщики, шипели насосы,  хрустели скотчем ребята крепившие поплавки на весла. Работа кипела на всей поляне и скоро стали вырисовываться контуры будущих судов, на которых нам предстояло пройти более трехсот километров по неведомой нам реке.

К 12 часам все было готово к старту первого дня – участники распределены по командам судов, а на судах все распределены по судовой роли. В 12.15 отдали чалки и река плавно, и мощно понесла наши суда к новым приключениям.

Первые часы были самыми трудными. Все устраивались на судах, «сгребались» в команду, просто вертели головами – потому что за каждым поворотом реки открывались новые картины, и это еще захватывало внимание. Река, несмотря на свою кажущуюся неторопливость и размеренность, несла довольно быстро, и в некоторых местах, нам, еще неумехам, приходилось весьма туго. Первые километры обещали легкую и беззаботную прогулку, но затем река стала часто распадаться на рукава, огибая многочисленные острова. Берега были очень сильно заросшими, постоянно предлагая «причесать» зазевавшихся путешественников. Кроме того, при выборе линии движения невозможно было предугадать что нас ждет за очередным поворотом. Были случаи когда входили в самую мощную протоку, а за поворотом она разбивалась на несколько, что порой сомневались – пройдет катамаран, или застрянем.

После того как железная дорога ушла от реки, мы стали посматривать на берега в поисках стоянки. И хотя в приложении мы видели все возможные стоянки, но хотелось выбрать что-то более интересное.  По правому берегу мальчишки увидели каркас бани, и первый «кат» пошел чалиться для разведки. Место оказалось очень симпатичным, чистым и обжитым. Решив, что для первого дня этого перехода достаточно, и в 18.20. мы ошвартовались к берегу с баней. Вечер пролетел незаметно. Натопили баньку, напарились и накупались, вкусно поужинали и улеглись спать.

Погода первого дня была просто отличной. Прошли 25,5 километров.

28 июня. Новый день. В планах на сегодня нам нужно пройти более сорока километров, и встать на ночевку в районе базы Голубевка. На пути стали появляться новые неприятные препятствия. В протоках и на отмелях в русле лежали огромные деревья принесенные рекой в период весеннего половодья. Лежащие в русле деревья легко обходились, благо что ширина реки это позволяла сделать. А вот в протоках, где порой очень узко, и прибрежная растительность закрывает обзор, можно было налететь на серьезную неприятность. Тем более что скорость течения в узких протоках гораздо выше, чем на открытой реке.

После поселка Кожелак река снова изменилась, скорость течения уменьшилась, а река стала разбиваться на очень мощные и длинные рукава. Стало практически невозможно определить с воды – идем мы вдоль острова, или вдоль коренного берега. Почти исчезли обжитые стоянки, или мы просто проходили мимо по другим рукавам. Базу Голубевка мы прощли, так как стоянки на правом и левом берегах были заняты, а время уже поджимало, нужно было становиться на ночь. Совсем не хотелось швартоваться и ставить лагерь в незнакомом месте, да еще в темноте.

Выйдя из-за поворота мы увидели рыбаков стоящих на якоре посреди реки. Спросили про наличие стоянок поблизости, на что они ответили – «А вы их не найдете…» Но исходя из утверждения, что хороших людей больше, они согласились нам показать ближайшую стоянку, которая скрывалась в крайней правой протоке. А мы шли по крайней левой, и она казалась нам основной, но… После того как первый катамаран встал на чалку, возникла новая проблема – сзади идущие суда нас никогда не найдут в этом месте. И рыбаки, без лишних разговоров, согласились всех встретить в левой протоке и привести сюда. В течении получаса все суда ошвартовались к месту второй ночевки.

День прошел не без происшествий. Второй катамаран напоролся на топляк в протоке и располосовал левый баллон чуть ли не до середины. Вечер обещал быть рукодельным       Да еще рыбаки, по доброте душевной, сообщили нам о гуляющем в этом месте Мише. Правда, опираясь на истину о количестве хороших людей, они вернулись к нам и расположились в двухстах метрах от нашего лагеря. Стало чуть спокойней.

Погода была немного ветреная, чувствуется что будет меняться, но весь день солнышко и без осадков. Появились первые обгоревшие любители шоколадного загара. Прошли 42,6 километра.

29 июня. Ночью пролил дождь, но утром было солнечно и очень душно. Работы у нас было очень много, нужно было собрать отремонтированный катамаран. На «ранку» поставили бандаж, для чего использовали палубу с него. Подтвердилась еще одна прописная истина – в походе не бывает много веревки и ремнабора.

Стартовали почти в положенное время. Весь день дул встречный ветер, а после обеда погода испортилась окончательно, пошел дождь и стало довольно холодно. Так что весла из рук не выпускали по двум причинам – что бы согреться, и что бы хоть немного двигаться вперед. До намеченной стоянки не дошли, дождь разошелся до сильного, и мы стали искать место для ночлега раньше. Увидев на высоком берегу каркас бани, сразу же стали швартоваться. Место швартовки не очень удобное – крутой и достаточно высокий подъем к поляне, но желание обогреться у костра и усталость, заставили нас победить подъем. Место оказалось обжитым – стоял каркас бани, стол, лавки. И самое главное – замаркировано тем же человеком что и первая наша стоянка.

Мы только обосновались и уже начали готовить ужин как с реки послышались голоса. Шла огромная группа на тримаранах с деревянными палубами… и они швартовались к нам. Руководителем коммерческой группы оказался новосибирец, он и обустраивал эти стоянки. Вначале мы обрадовались их приходу, все ж таки тайга кругом, но участники повели себя столь вызывающе, что наша радость быстро улетучилась. Они почему то решили что мы заняли ИХ место, хотя есть замечательное правило – кто раньше встал, того и тапки. В конце концов, после того как «гости» стали нагло теснить детей от нашего костра и кушать с нашего стола, без нашего на то разрешения, пришлось сурово поговорить с их руководителем. Вскоре все мало-мальски утряслось… но осадок остался.

Погода впервые показала зубки. Все вымокли и замерзли. Очень устали – весь день не выпускали из рук весла. Прошли – 35,4 километров.

30 июня. Утром мы очень быстро собрались. В начале десятого стартовали. Погода значительно улучшилась. Хоть и были тучки, хоть и смочило нас пару раз, но ветер стих, и стало гораздо теплее. Весь день шли выбирая более широкие протоки. По берегам стояла глухая тайга. Стоянок очень мало. В обеденное время прошли два населенных пункта – Большой и Малый Унгут. После прохода под мостом на поселок Жержуп начали высматривать место стоянки. Но они либо были заняты, либо были для нашей группы маловаты. Так и наматывали километры на весла мотаясь от одного берега к другому, но ничего не попадалось. Проходя очередной поворот увидели маленькую стоянку на самом мысу. Решили осмотреться, так как время уже было много, тем более нас обогнали два двухэтажных судна с кучей веселящихся отдыхающих, и все приличные стоянки вблизи скорее всего будут заняты. Полянка хоть и небольшая, но уютно разместила все наши палатки вокруг имевшегося там костровища. Стоянка оказалась весьма удачной в плане рыбной ловли. Наши мальчишки наловили чебаков на приличную уху. Не хариус, и не язь… но народ с удовольствием скушал котел наваристой ушицы. Собирались посидеть у костра, но дождь собрался раньше, и народ разошелся по палаткам. Двухэтажные «отдыховозы» зачалились в полукилометре ниже нас, и от туда, до глубокой ночи, раздавалась музыка и шум множества людей.

Погода вполне устраивала наше продвижение, вторая половина дня была просто замечательной – тихо, солнечно и не жарко. Прошли – 45,6 километров.

Первое июля. Утро было тихое и теплое. Достаточно быстро собрали лагерь, проверили суда и в 10.30. отдали швартовы. Сегодняшний переход один из самых эффектных мест на Мане. Буквально с открытыми ртами проходили Манскую стенку. Величественные скалы нависают над могучей рекой, и наши суденышки кажутся крохотными скорлупками на их фоне. Народ сидел притихший и с огромным любопытством созерцал захватывающие картины скал. День проходил под впечатлением увиденного. Народ немного смущали эти огромные петли которые делала река, а нам все это нужно было отмерять веслами.

Наши знакомые рыбаки подсказали нам замечательную стоянку в трех километрах выше по течению от поселка Урман. Там река делает крутой правый поворот, весь левый берег – отвесная скала, а на самом мысу раскинулась очень уютная, просторная и чистая поляна. В этом красивейшем месте мы разбили свой лагерь. Палатки стояли вольготно, а из двери каждой открывался волшебный вид на спокойную реку и могучие скалы.

На ужин был замечательный плов. А свободный от дел народ упражнялся в рыбной ловле. Клевало очень неплохо, и рыбачили даже не ради рыбы, а ради процесса. Рыбки тоже удалось покушать в этот вечер. Наши попутчики рыбаки принесли нам в гостинец целый пакет отменной рыбы, где не было чебаков, а были – здоровенные хариусы и язи. Часа полтора поварята не отходили от костра и не выпускали из рук сковородку. Наелись до отвала!

Погода отличная. Прошли в этот день – 38,1 километров.

2 июля. Утро было туманным, и это еще добавило прелести этому месту. Когда Солнце поднялось над кручами, туман стал подниматься от реки окутывая косматыми хлопьями возвышающиеся над рекой скалы. Зрелище сказочно завораживающее. Дежурили сегодня взрослые, поэтому к тому моменту как народ поднялся и почистил перышки, завтрак был на столе. Быстро и вкусно покушали и начали сворачивать лагерь. Сегодня предстоял очень длинный переход до поселка Береть, и это при условии, что стоянки окажутся свободными.

Шли ровненько и спокойно. Река особых проблем не создавала, несла свои воды сверкающей, мощной струей. Людей на реке стало совсем мало. Рыбаки, в основном закончили промысел в Урмане. На симпатичной стоянке останавливались на обеденный перекус. Немножко порезвились, размяли затекшие ножки, и снова в путь.

К нашей великой радости место нашей запланированной стоянки – Казачья поляна, оказалась совершенно свободной, и мы вольготно на ней разместились. Поляна ухоженная, без мусора и очень удобная.

День порадовал приятной погодой. Прошли – 45 километров. Стоянка в 3,4 километрах выше поселка Береть.

3 июля. Утро этого дня было очень неоднозначное. При отличной погоде на замечательной поляне так сильно хотелось сделать дневку, но не меньше хотелось побывать на Столбах. Поэтому старшие провели совещание чтобы принять решение – идти или делать дневку. Выпало на «идти», поэтому после завтрака начали готовить суда к движению.

В Берети остановились, сходили в магазин, купили свежего хлеба. Связь была отличной, поэтому все отзвонились всем своим родным. Пообщались с местными сплавниками. Детская группа и десяти человек качала огромный катамаран, готовясь в путь. А капитан двухэтажного «отдыховода» избавившись от своего беспокойного экипажа, наверное от этого такой радостный и щедрый, подарил нам вкуснейший арбуз, килограмм на десять.

Почти сразу за поселком Береть, по правому берегу начался заповедник «Красноярские столбы». Пожалуй это самое малолюдное место из всех что мы проходили за эти дни. Только в одном месте, на левом берегу мы увидели бегающую лайку и решили остановиться на перекус. Там отдыхала супружеская пара, и они очень обрадовались нашему приходу. Оказывается, две ночи подряд их навещает медведь, и только благодаря собаке они успевают вовремя реагировать на его приход. Они очень расстроились, что мы не остаемся на ночь, и в конце концов тоже решили идти дальше. Конечно, даже с собакой и ружьем, вдвоем в таком месте жутковато.

Расчитывая на стоянку в районе кордона Кандалак, мы не очень налегали на весла. Но погода начала портится, стало ветрено и холодно, так еще не дойдя до кордона мы узнали, что стоянки заняты. Так что пришлось ускориться и идти дальше. За кордоном, при левом повороте есть веселая шивера, с удовольствием поплюхались на волнах. Хорошие стоянки не попадались, а дождь уже серьезно подмочил наше настроение. Наконец мы увидели хороший берег, а выше на полке поляну. Правда обжитого пространства было не много, вся поляна была заросшая жуткой дурбенью. Немного поработав ногами и бочками – примяли траву и уместили все свои палатки. Возникла небольшая проблема с дровами – они конечно были, но таскать их через заросшую двухметровой травой поляну – то еще удовольствие. Но общими усилиями победили и эту напасть.

В первый раз за весь поход решили организовать ночное дежурство. Уж очень неуютное место, да и от семейной пары к которым две ночи наведывался Миша, мы отошли не так далеко.

Погода в течении дня менялась несколько раз – от «пойдет», до «скорее бы к костру». Людей нет совсем. За день прошли – 43,5 километра.

4 июля. Утро нового дня порадовало нас ярким солнышком. Благодаря ночным дежурным в лагере не оказалось дров, поэтому эпопея с завтраком затянулась до десяти часов. Но мы благополучно справились. В половине одиннадцатого мы стартовали.

Вчера, когда была связь, мы разговаривали со спасателями и договорились что сегодня мы выйдем в населенку и будем заканчивать маршрут. Отойдя от места ночевки километра полтора, и обходя слева очередной остров, мы услышали гул мотора поднимающегося вверх катера. По судам была передана команда – «Принять вправо!» , но вышедший из-за острова достаточно большой катер, срезая расстояние, тоже шел вдоль нашего правого берега, дистанция была очень маленькой но на катере успели принять вправо и избежать столкновения. Первый катамаран волной выбросило на прибрежные камни и как итог – правый баллон рвется и из него вылезла огромная грыжа. Берег был рядом, поэтому все мгновенно зачалились и стали исправлять положение. Ребята на катере видя нашу ситуацию подошли к нам. Помочь они нам конечно не могли, да мы и сами легко справились с ситуацией – собрав из двух катамаранов один тримаран. Но помня о вчерашней договоренности со спасателями, и понимая что в данной ситуации наша скорость может заметно уменьшиться, мы дали ребятам номер наших спасателей и попросили им сказать что мы можем задержаться и не выйти в населенку.

Не будем углубляться в подробности дальнейших событий, скажем только что ребята с катера позвонили не спасателям в Дивногорск, а на номер 112. В итоге силы и средства МЧС были подняты по тревоге, и нас начали «спасать».  Встретились со спасателями мы уже возле поселка Манский. Ребята помогли нам найти сносную полянку для ночевки, а на завтра мы договорились переехать к ним в отряд.

Ночевали почти на дороге… В населенке с местами гораздо хуже, они либо заняты, либо являются частной собственностью, либо просто загажены. Погода весь день благоволила нашим приключениям – солнечно и тепло. Прошли – 39 километров.

5 июля. На этом закончилось наше замечательное путешествие, всего было пройдено – 312,7 километров. В нем было все, и красота сибирской таежной реки, и людская доброта и участие, кучи веселья и смеха, конечно, немножко грусти – мамы то далеко… Уверены, что впечатления от похода сохранятся в сердцах участников на всю жизнь.

Конечно, мы сходили на экскурсию на Столбы. Всем очень понравилось, но было бы здорово побыть там несколько дней и иметь при себе альпинистское снаряжение

Красной линией через весь поход прошла мысль – ХОРОШИХ ЛЮДЕЙ БОЛЬШЕ!

До новых встреч на тропе!