Кольский полуостров еще в юности привлекал меня своей необычной природой, неразрывно связанной с его географическим положением. Чего только стоит ситуация зимой, когда северное его побережье не замерзает, а юг, расположенный несколькими секундами до полярного круга, скован льдами. Да и летом погода Кольского немало сюрпризов приносит. И, наконец, эта мечта сбывается. Путешествие планируется в легком туристическом стиле. Да и задачи ставятся самые земные: близкий контакт с природой, посмотреть, прочувствовать всей душой и понять, что тянет человека на север?
Нитка маршрута
Москва – Рыбинское водохранилище – Онежское озеро – Беломорск – Чупа - Мыс Корабль – Варзуга - Кузоменьская пустыня – озеро Колвицкое – Калевала – озеро Волома – река Шуя – озеро Молодежное - Москва
Часть 1. 
Нитка Маршрута

Мосвка – Рыбинское водохранилище – Онежское озеро –Беломорск – Чупа - Мыс Корабль – Варзуга - Кузоменьская пустыня – озеро Колвицкое – Калевала – озеро Волома – река Шуя – озеро Молодежное - Москва.
К терскому берегу

Кольский полуостров, еще в юности привлекал меня своей необычной природой, неразрывно связанной с его географическим положением. Чего только стоит ситуация зимой. Когда северное его побережье не замерзает, а юг, расположенный несколькими секундами до полярного круга, скован льдами. Да и летом погода Кольского не мало сюрпризов приносит. И, наконец, эта мечта сбывается. Мы едем на север. Сегодня суббота 30 июня 2012 г. прекрасное утро 10.00 отличное настроение. А, в общем-то, какое оно может быть в этот долгожданный момент?! Мы целый год мысленно приближались к этому моменту и вот он наступил! Наша команда, вернее наш экипаж, состоит из четырех человек. Это водитель, он же пилот-моделист, второй водитель, он же кино-фото-оператор, комендант и повар, он же рыболов инструктор. Вот наш экипаж в сборе, и не только в сборе, а сидит уже в салоне автомобиля. Задаются последние вопросы, связанные с непосредственным моментом отправления. Но сколько не вспоминай, все равно что-то окажется позабытым и остается надеяться только на то, что это то, без чего мы легко обойдемся, а на пределе загруженной машине будет легче нас везти! И это не словесная бравада. Теперь это конечно уже история, а сколько было различных многочисленных расчетов, подсчетов, вычислений. Взвешивалось и считалось все ! Начиная от ложки, миски, кружки и т.д. и кончая каждым членом экипажа! Последний вопрос, все подтверждают, что ничего не забыто. Тогда можно отдавать приказ ВПЕРЕД! И мы действительно едем, едем на север, едем на встречу своей мечты и это здорово, это прекрасно! Вот уже наш автомобиль набирает скорость, слышится нарастающий шум мотора, шуршание колес о серый убегающий асфальт, остаются позади знакомые места МКАДА и мы уже на ярославском шоссе. Теперь пока экипаж в возбужденном состоянии обсуждает перспективные моменты нашего первого дня путешествия, отзванивается домой родственникам, рассказывает о ситуации на дороге, делится всем и вся и со всеми, пришла пора рассказать о самом маршруте. А маршрут в этом году значительно больше и по расстоянию и по времени. Маршрут выглядит так: МОСКВА – Рыбинское водохранилище – Онежское озеро –Беломорск – Чупа - Мыс Корабль – Варзуга - Кузоменьская пустыня – озеро Колвицкое – Калевала – озеро Волома – река Шуя – озеро Молодежное - Москва. Всего десять ночевок. Но как вы уже заметили названий больше чем десять и это не случайно. Варзуга и Кузоменьская пустыня добавились к маршруту в качестве указателя дальности маршрута. Сам же маршрут составлялся с учетом реальной возможности не спеша посмотреть достопримечательности относящиеся к истории государства Российского, а так же самое близкое знакомство с неземными, я не боюсь этого слова божественными красотами Карелии и Кольского полуострова. Путешествие планируется в легком туристическом стиле. Да и задачи ставятся самые земные. Близкий контакт с природой, которого нам так не хватает в Москве. Посмотреть, прочувствовать всей душой и понять, что тянет человека на север? А вот когда это удается, то начинаешь понимать, чем притягивает, чем очаровывает северная колдовская природа. И поняв это всей душой без остатка, ты полюбишь ее на всю оставшуюся жизнь.
Первый день путешествия

Итак над нашими головами прекрасное чистое голубое небо, с медленно ползущими на северо-восток обрывками облаков, которые у авиаторов и метеорологов называются средней кучевкой, в два-три балла, теплое летнее солнце и прекрасное настроение. Первое знакомство с достопримечательностью этого дня Переславль-Залесский. Город как в песне: горд древний город славный на берегу Плещеева оз. Здесь же и местный краеведческий музей, рассказывающий о деятельности юного Петра.
Среди экспонатов связанных с рождением русского флота имеется восстановленный и отреставрированный ботик, с которого начинались потешные забавы юного царя. И вообще в самом облике Переславля еще осталось что-то самобытное патриархально-истинно-русское. Может быть, это ощущение от вида многочисленных маленьких домиков, в беспорядке разбросанных по берегу озера. Стоящих у причалов, множества лодочек, и монастырей возвышающихся над холмами вокруг озера, как бы напоминая о своем былом величие. А может быть и, скорее всего от ощущения большого контраста между бешеным ритмом жизни Москвы и спокойного размеренного быта маленького провинциального городка.
Но, так или иначе, едем дальше. Мы, конечно, побывали у синего камня, и, отсняв первый наш кино- и фото-материал, двинулись дальше. Снова под колесами нашего автомобиля зашуршала серая лента асфальта. Прощаемся с красивым древним городом, на дорогах которого когда-то кроме песчаной пыли да тележного скрипа ничего не услышишь, а теперь мы вне своего желания стоим в центре города в автомобильной пробке и ждем момента выскочить на шоссе. Но все когда-нибудь кончается и пробки тоже. Вот уже снова замелькали километры серого асфальта, но пора подумать и о своих желудках! Находим приличное место, еще не испорченное современной человеческой цивилизацией и наш повар кормит нас, что называется от всей души! Еда была туристическая и напоминала больше спартанское меню, но мы обедали на чистом воздухе! А эта (приправа) ни с чем несравнима! И так мы снова в пути. Теперь на нашей дороге стоит Ростов Великий. Первые упоминания о городе относятся к середине IX в. Уже в те далекие времена Ростов Великий являлся одним из известнейших культурных центров России. В наше время, Ростов входит в золотое кольцо городов вокруг Москвы и золотой фонд ЮНЕСКО, а Ростовская финифть известна на весь мир. Подъезд к ростовскому кремлю проходит через современную часть города, мы выходим из автомобиля, и перед нашим взором открываются ворота в древнюю Русь! Впервые оказавшись у стен ростовского кремля, были просто поражены, невообразимой красотой и величаем увиденного! Вокруг нас мощные крепостные стены, под нашими ногами каменные плиты со следами древней Руси.  


Просто нет предела нашим эмоциям. Бесконечно поражает нас все своей первозданной красотой. В этот день на территории кремля проходили выступления какой-то фольклорной группы народного творчества, и мы стали свидетелями возвращенной истории Ростова Великого. Перед нами проходили люди в платьях времен Ивана Великого, от простого подмастерья под руку с любимой, до самого Царя с царицей! Налюбовавшись внутренней территорией кремля, подымаемся на крепостные стены. И снова наше воображение, уносит нас к тем далеким временам русской истории, когда все и вся оценивалось мировоззрением человека прошедшей эпохи! Вот мы уже в одной из палат, видим одежду, убранство, посуду, в других палатах картины, известных и неизвестных художников, произведения декоративно-прикладного искусства, множество древних монет. Поражает в полном смысле этого слова библиотека. Передо мной лежат книги, писаные сотни лет назад, монастырским летописцем, под скрип гусиного пера, и тусклого света, мерцающей лампады. Мы безмерно благодарны нашим неизвестным потомкам, сделавшим так много для того, что бы сейчас всем этим можно было любоваться. Подымаемся на смотровую башню, Перед нашими глазами открывается великолепная панорама озера Неро и Ростовского кремля, не перестаем восхищаться увиденным, но, к сожалению нас снова дорога зовет все дальше и дальше! А дальше у нас сегодня ночевка на Рыбинском водохранилище. И доехать нам желательно до места ночевки пораньше. Это первая в этом путешествии ночевка. Но вообще-то эта часть маршрута нами проходилась уже не раз. И сколько бы раз мы тут не были, не возможно не остановиться на берегу великой русской реки Волги и бесконечно наслаждаться, открывающимся великолепием уже много раз виденной картины!   Рыбинск. Волга.
Рыбинск. Волга.
Да, действительно, Рыбинск не имеет той древней истории, что Ростов Великий, но он имеет свой неповторимый облик российских городов, который является той живой частью нашего российского, а потом и советского великого государства, делающим его незабываемым, остающимся в человеческой памяти навсегда! Это и его прекрасные чистые улицы, площади, памятники древней и современной истории. Отлично сочетающаяся архитектура старого города, с достопримечательностями седой старины, с архитектурой периода неоклассицизма. Это, наконец, самое главное в истории человечества – Люди! Люди, создававшие веками, своими натруженными, мозолистыми, порой некрасивыми усталыми заскорузлыми руками эти шедевры мирового искусства! Вот так мы стояли, молча на берегу великой русской реки и прощались с красивым прекрасным утопающим в лучах июньского солнца городом. И снова мы в пути снова слышится полюбившийся мотив колес и асфальта. Но вот уже и песня асфальта закончилась, а под нашими колесами настоящая грунтовка. Мы подъезжаем к берегу моря. Так местные жители называют эту часть Рыбинского водохранилища за его величественный вид. Ведь в этом месте кроме собственного берега других берегов не видно. Место действительно красиво! Лес подходит к самой воде. Вдоль песчаного берега как Буд-то сказочный великан разбросал, где попало огромные валуны, порой похожие на морских чудищ, вышедших из пучины озера, погреться в лучах теплого летнего солнца! 
Подъезжаем к месту первой нашей ночевки. Теперь по достижении конечной цели первого дня путешествия нас ждут самые интересные и ответственные дела. Устройство лагеря и первый ужин. Экипаж наш как уже говорилось, состоял из четырех человек. Двое из них, были женщины, а двое мужчины. Поэтому, так уж получилось, одна палатка, палатка команды мужчин, ну, а вторая палатка, палатка женской команды. И как это не странно обе палатки были поставлены без проблем и довольно таки быстро. Правда прекрасная половина нашего экипажа без привычки и недостаточности туристического опыта изрядно подмерзла в эту ночь (Что тут поделаешь… Чичако!) Но это мы узнали только утром. А сейчас наш прекрасный повар Лариса и комендант Надежда активно и с огромным усердием готовили, праздничный ужин! Нет, я не обманываю вас, это действительно был праздничный ужин. Стол ломился от шашлыка (мариновался в настоящем красном вине с утра и до настоящего ужина) помидоры, шикарный красный перец, огурцы, чеснок, лук, фрукты, ну и так далее и тому подобное и как апофеоз естественно бутылка настоящего шампанского! Да это был действительно незабываемый ужин нашей первой стоянки. Шампанское стреляло и лилось рекой как ему и полагалось, посему одной бутылки конечно не хватило! Вот так и закончился первый день, первый ужин. А пока я рассказывал, солнце уже встало над горизонтом, да и экипажу пора вставать. Осталось только добавить к сказанному, что температура ночью была 10 градусов (выше нуля! это первого июля) Утро, бодрящий свежий воздух, с ночи и до сих пор штормящего моря, заставляет нас выползать из палаток, экипаж мужественно перенес все тяготы туристической ночи! И …. если его покормят завтраком, то он готов продолжать прекрасное путешествие на север! Лариса не подкачала, завтрак оказался на славу, мы ощущаем невероятный прилив сил и готовы снова двинуться в путь. Опять под колесами нашего коня, зашуршал песок, потом грунтовка и снова асфальт. Мы прощались с Рыбинским морем, первой нашей стоянкой. Она была прекрасная и незабываемая как первая любовь, но сегодня нас ждала Онега!

Онега

В этом путешествии, в отличие от прошлогоднего, маршрут на Онегу проходит через город Кириллов с посещением исторического памятника Кирилло-Белозерского монастыря. А пока мы едем вдоль восточного берега Рыбинского водохранилища, делимся впечатлениями пройденного дня. Проезжаем старый русский город Пошехонье, подъезжаем к Череповцу. Вот уже и центр города. Красивый, с необычным инженерным и архитектурным решением мост через р.Шексну. И вообще в этом городе чувствуется какое-то ощущение широты и простора. А может быть это потому, что в архитектуре Череповца удалось соединить старую его историю с новой!? И в этой гармони старого и нового, которой нам в нашей современной жизни так часто не хватает, и есть секрет того прекрасного?! Но, так или иначе, город оставил у нас на душе приятные воспоминания об этом летнем солнечном дне. Еще один мост Петропавловский через р.Шексну, с высоты которого открывается великолепный вид на одну из прекрасных рек русского севера, а через несколько десятков километров мы уже видим указатель на Кирилов.
Кирилло-Белозерский монастырь
Кирилло-Белозерский монастырь
Проезжаем совсем немного по городу и перед нами появляются как в сказке мощные богатырские стены, высокие башни и, наконец, главный вход Кирилова монастыря. Первые упоминания о монахах основателях на Сиверском оз. Слободы и Успенского собора относятся к 1397г. Обитель рано стала одним из важнейших книжным центром России. Позже появляется малый Ивановский монастырь. К 1600г уже появляются каменные стены с восемью башнями, а внутри стоит уже 9 церквей и колокольня. В 1612-1613г монастырь выдерживает осаду польских и литовских феодалов. В 1654-1680г были построены новые каменные стены, дожившие до нашего времени, которые сейчас мы и видим. Это был расцвет в истории Кирилло-Белозерского монастыря. Жемчужины истинно русской крепостной архитектуры России того времени, зародившейся на брегах красивого Сиверского озера. В те далекие времена это была одна из самых больших и могучих крепостей России. Но уже в 1764г указом Екатерины II монастырь лишается крестьян и угодий, а с 1776г монастырская слобода преобразована в город Кирилов и с этого момента начинается закат монастыря.- Еще немного побродив по территории монастыря, мы начинаем вспоминать о своих пустых желудках, и понимаем, что пора ехать дальше. Снова мы на колесах, снова перед нами как в песне, извивается серая лента асфальта. Вот справа от дороги придорожный грибок, стол две лавочки и фантастическое благоухание северного разнотравья. Что еще нужно нам для того, чтобы отлично отдохнуть, пообедать и двинуться дальше. Обед, как и в прошлый раз, удался на славу и мы, хорошо подзаправившись, едем на встречу Онеги. Еще не доезжая Вытегры, асфальт сменяется на грейдер, вспоминаем, как в первом путешествии по Карелии нас, привыкших к асфальтовым дорогам, шокировала эта ситуация. Тогда мы еще не знали, что если хочешь увидеть Карелию во всей красе, нужно быть готовым к бесконечному грейдеру и в полном смысле этого слова бездорожью. Ну, вот уже и Вытегра, нас снова радует гладкий асфальт, а тут уж как говорится и рукой подать до стоянки. Не успели мы насладиться комфортом серого асфальта, как снова оказались на грейдере. Зато греют душу прекрасные мысли о скорой стоянке. Нельзя сказать, что дорога нас утомила, просто естественные человеческие чувства начинают бередить в нашем воображении мысли о предстоящей возможности блаженного отдыха под запахи дымящегося шашлыка и пенящегося шампанского. Теперь самое главное. Нужно найти то место, которое нам казалось подходящим, когда еще весной подбирали его на карте. Но ведь вы понимаете одно дело на карте, а другое в реальной жизни. Ищем его. После непродолжительных поисков, находится красивый берег Онеги. И, в общем-то, он соответствует нашим желаниям, таким примерно мы его себе представляли и хотели видеть, когда отмечали примерное место стоянки на карте. Ставим лагерь. Женская половина экипажа - это моя супруга Надежда и ее подруга Лариса, довольно-таки быстро ставят палатку и приступают к приготовлению ужина. Иначе говоря, выполняют свои служебные обязанности. Они же по должности Старпом и Шеф повар. Ну, я, что называется на подхвате. Александр, мой сын, основной кино- фото- оператор. В соответствии с этими импровизированными должностями проходила наша походная жизнь.  
Онежское озеро
Онежское озеро
В этот вечер погода нас решила немного попугать. Только мы поставили палатки, как закапал дождичек. Вот этого нам только и не хватало. Быстренько натягиваем с Сашей тент над предстоящим застольем и только, что начавшийся дождичек, закончился. Осталось только сидя за столом, блаженно наслаждаться прекрасными видами белой онежской ночи. К выше сказанному стоит добавить, что стол как и на предыдущей стоянке был шикарным! Отлично отдохнув, вдоволь намечтавшись, потихонечку тянемся к палаткам, забираемся в спальники и вот уже каждый погружен с головы до ног в таинство сновидений. Утро встречает нас теплым солнцем, нежно голубым небом, легкий ветерок слегка теребит наши палатки, прекрасное настроение! Просыпается здоровое чувство голода, а у повара просыпается совсем другое чувство. Лариса на Онеге в первый раз и она не может удержаться от желания искупаться. Да, это конечно вполне понятное желание, сколько бы раз мы не были на Онеге, и столько она не перестает удивлять своей холодной и действительно кристально чистой водой. И …вот она уже плещется в бодрящей воде, Онежского озера. Естественно это снимается на фото видео материал. Ну, вот теперь, действительно взбодрившись, со спокойной совестью и соответствующим зарядом энергии, можно приступать к приготовлению завтрака. Доедаем шашлык, гречку с олениной, чай, кофе, бутерброды и пора как говорится в путь дорогу. Проходит еще немного времени, и мы уже прощаемся с Онегой, что делать, нас ждет Беломорск.
Беломорск

Итак, сегодня третий день нашего путешествия на север. Выезжаем снова на грейдер, любуемся видами Онеги. Через несколько километров начинается отличный асфальт. Лариса пытается выйти на связь со своим семейством, доложить, что все нормально, а так же маршрут сегодняшнего дня. Ну а нам докладывать некому и нечего, если только Алеше, старшему сыну, оставшемуся на даче вместе с кошкой по кличке Лиска, да спросить как у них дела? А тем временем погода потихонечку начала меняться. Вот уже и солнца не видно, по небу потянулись темно серые свинцовые тучи, потянуло холодком, того и гляди, дождичек закапает. Да, погода Карелии это не погода Подмосковья, Не прошло и двадцати минут, как нас уже во всю поливает настоящий дождь. Остается только надеется на милость всевышнего и, как говорится, самим не плошать. И как это бывало не раз в предыдущих путешествиях, мои молитвы были услышаны. Снова солнце над нашими головами и голубое небо. Справа вдоль дороги мемориал погибшим воинам Великой Отечественной Войны, артиллерийская пушка. В этих местах когда-то проходила линия обороны Карельского фронта. Мысленно мы представляем себе то- время, тех людей, отдавших свои жизни за нас, за наше будущее, за наше счастье. Преклоняемся перед мужеством и героизмом воинов, навечно оставшихся в памяти наших потомков! Вечная память и слава им! Дальше на нашем пути Повенец - город, связанный историей, как с началом становления молодого Российского флота Петровской эпохи, так и с периодом боевых действий Великой Отечественной Войны. Асфальтовое покрытие дороги вдоль восточного берега Онежского озера чередовалось от прекрасного до с трудом удовлетворительного, что мы, как выяснилось потом, недооценили в штурманских расчетах. Скоро уже и Медвежьегорск. Но… Стрелка уровня топлива уже давно пересекла красную черту и лежала угрожающе неподвижно. Мы, конечно, видели все это и давно уже перешли на максимально экономичный режим, но, долгожданная заправка все никак не появлялась. До заправки, не дотянули три километра! Выслушиваются предложения, связанные с выходом из сложившейся ситуации. Оказалось все намного проще, чем мы себе представляли. Просто люди Медвежьегорска несоизмеримо человечней, как это не горько констатировать, Москвичей! Не прошло и несколько минут как нас выручили бензином! А вот, наконец, и долгожданная заправка. И мы едем к намеченной цели сегодняшнего дня. Дальше дорога для нас известная, эта часть маршрута соответствует прошлогоднему путешествию. Вот уже и указатель на Беломорск, нам осталось до места стоянки около 50 километров. Дорожное покрытие катастрофически быстро ухудшается, и уже за чертой города, проезжая метр за метром, начинаем понимать, что бывают такие дороги, на которых и грейдер будешь вспоминать как автобан! Но все-таки, как бы -то ни было мы подъезжаем к нашему месту прошлогодней стоянки. Третий раз мы уже на этом месте. В этом году нас встречают грибы сразу, как только мы выходим из машины. Но не только грибы, самое главное, это местные хозяева положения – комар и гнус! В прошлых походах 2010 и 2011гг нам невероятно везло. Хотите, верьте, хотите - нет, а гнуса и комара мы не видели вообще! Памятуя слова великого полководца: Раз повезло, два повезло, помилуй бог, надобно и умение. Мы предчувствовали, что третий раз нам так уже не повезет и вооружились химией до зубов. Так, что встретили «гнусную» братву во всеоружии. Ставим палатки и вспоминаем, что в этом месте, как правило, обычно температура всегда бывает ниже, чем в Беломорске, градусов на пять. Да, к сожалению, так оно и есть, примерно к 24.00 температура опустилась в этом году еще ниже, чем примерно в это же время в том году, до 5 градусов! Мы, правда, к этому были готовы. Несмотря на то, что это третье июля, спальные мешки рассчитывались именно на такую температуру ночью. Вот только ночи естественно не было.  
Белое море
Белое море
Поэтому после ужина, конечно, пошли показывать Ларисе, которая была в этом месте в отличие от нас в первый раз, берег Белого моря. Да, по крайней мере, в этом месте, берег Белого моря отличается от берега Черного, как небо от земли. Северный ветерок быстро дает о себе знать. Над головой хоть и чистое небо, но есть в нем что-то от холодной северной суровости. Нет, от всего этого природа не становится хуже, я бы сказал даже наоборот, просто в этой северной красоте есть что-то свое неповторимое больше нигде. Во-первых, это отливы и приливы, то чего нет во внутренних морях. Во-вторых, берег сам по себе необычен. Поражают огромные гранитные плиты, вылизанные ветрами и морскими волнами за миллионы лет до невообразимого вида! Смотришь, на эти невероятных размеров бесконечные глыбы, и представляются времена, когда по ним ходили современники мамонтов, а может быть даже и еще более ранние времена. Все тут необычно, и карликовая береза и сосенки не как у нас в средней полосе, стволы, как морковки, короткие, корявые, все борется за существование, за жизнь в этом суровом, но по - своему прекрасном природном уголке Русского севера. Вот так можно было здесь гулять и любоваться до бесконечности, и только чувство естественной усталости нас заставляет возвращаться к палаткам, забираемся в свои спальники и через несколько минут мы переносимся в мир грез и сновидений. Так закончился третий день северного путешествия. 
Побережье белого моря
Побережье белого моря
Утро беломорской стоянки было насыщенно довольно-таки большой программой. Сначала конечно завтрак, проголосовали за картошку с олениной, как обычно на третье кто чай, кто кофе, а после маленькое путешествие к местным природным красотам. Прошлись по тому месту моря, которое открывается во время отлива, потом поплескались в каменных ваннах, заполненных морской водой. Оказалось, что вода в этих ваннах теплая, градусов 25! Побродили вокруг кем-то установленного креста, еще раз полюбовались открывающимися отличными видами на море, оценив новое место по достоинству, решили, что в следующем походе встанем именно здесь. В завершение осталось только сделать на прощание авиа съемку, что бы как говорится посмотреть на эту всю необъятную красоту с высоты птичьего полета и можно со спокойной душой, приятной грустью на сердце и надеждой на встречу в следующем году, двигаться дальше на север. Сегодня нас ждет Чупа.
Чупа

Одна из рек недалеко от Чупы
Одна из рек недалеко от Чупы
Утро, третье июля, мы покидаем полюбившийся нам берег Белого моря. Сначала идет уже известный нам каменистый участок дороги, единственный, по которому сюда можно как добраться, так и вернуться к основному асфальтовому тракту на Мурманск через Беломорск. Еще немного времени, кончается экзотика каменной дороги и мы снова на гладкой серой ленте асфальта. В относительно комфортабельных условиях, делимся впечатлениями беломорской стоянки, и пытаемся представить себе, как будет выглядеть новое место. А пока мы катимся по трассе, сидя в автомобиле, наслаждаясь окружающей нас панорамой, природы. Погода Карелии снова напоминает о своей переменчивости, потихонечку расходится дождичек. А уже через час снова тепло и ласково светит солнце. Проезжаем Кемь, опять испытание дождем, но уже серьезным. Проходит немного времени и снова перед нашим взором яркое солнце, голубое небо и прямая, как стрела дорога, упирающаяся в бесконечность горизонта! Впереди появляется указатель: река Черная, тут же и обустроенный родник. Вода чистейшая! В подтверждение ее вкуса и качества, табличка с перечнем в процентах, находящихся в ее составе множества минералов. Мы, конечно, запасаемся ключевой водой и продолжаем путь к намеченной цели.

Мост через р.Кереть
Мост через р.Кереть
А вот и указатель на Чупу. Кончается как всегда асфальт, и уже через несколько минут мы фотографируемся на порогах одной из многочисленных рек Карелии. Далее по маршруту реки становятся все более могучими и полноводными. Останавливаемся на высоком мосту через реку Кереть. Восхищаемся неукротимой мощью и неописуемой красотой северных рек, фотографируемся и едем дальше к поселку Чкаловский. 
Поселок был основан в 1929году. Когда-то здесь был рудник по добыче пегматита, слюды, поделочного камня габбронорита, Нынешнее название поселка дано в 1939году. Существует местное поверье: совершая перелет из СССР в США, Валерий Павлович Чкалов, пролетая известный рудник, приветствовал его, специально совершив над ним вираж. В советский период здесь кипела жизнь, работали, жили сотни людей. Безмолвным свидетелем того прекрасного времени, страны героев остались, пожалуй, только жалкие останки, обветшалого, полуразрушенного здания, некогда красивого с колоннами дома культуры. Да действительно, какая уж теперь культура, да и кому, и какая она в нынешней России теперь нужна? Оставшимся по данным 2010года 82 жителям? С трудом, мы все-таки нашли в этом вымерзшем и обнищавшем мире, двоих мужчин средних лет. Целью поисков, было у местных жителей купить свежевыловленную треску. Но пока искали людей, треска, еще совсем недавно выловленная, превратилась в котлеты. Так нам и не удалось попробовать свежей тресочки! 
Вид на поселок Чкаловский и Чупскую губу
Вид на поселок Чкаловский и Чупскую губу

Зато природа здешних мест по-прежнему прекрасна. Можно бесконечно любоваться этим могучим скальным ландшафтом, поражающим красотой своих сказочных форм и красок. Сначала мы проехали по каменному плато к месту, где когда-то видимо, велись горные разработки. Безмолвными свидетелями чего, лежали глыбы местной породы, величиной в несколько автомобилей. Прогулявшись по этому плато, поняли, здесь нам просто физически не за что зацепить, чтобы поставить палатку рядом с машиной. Поднимаемся на одну из многочисленных скал, делаем фото и видеосъемку на память. к. Перед нашим взором, в золоте вечернего солнца, открывается череда уходящих к горизонту, бесконечных заливов и озер, а по лазурной глади воды, будто сказочный великан, разбросал как изумруды, причудливых форм, острова! Но время не ждет и с этой сказкой тоже пора прощаться.  
Чупская губа
Чупская губа
Спускаемся вниз к бывшей переправе, в надежде, найти подходящее место для лагеря. Но здесь нас природа встретила очень сурово. Буд-то мы, перед ней виноваты, в нерадивости и бездарности новых русских, все и вся, разбазарив и растащив по буржуйским карманам, оставив после себя только нищету и разруху. Леденящий ветер пронизывал наши тела насквозь. Было совершенно очевидно, мы здесь были чужими. Словно на прощание, в надежде на счастливое будущее, море подарило нам свою звезду.
Нет, здесь нам не ночевать. Едем дальше. Местный житель, предложил нам место у небольшого озерка, расположенного в низине между хребтами скал и даже показал дорогу, проехав лидером впереди нас, на своем автомобиле. Мы, конечно, были этому очень удивлены и благодарны. Но в этом году, даже привыкшим к комару и гнусу местным жителям, было не по себе от просто невероятного количества мошкары. Вспоминаем только что оставленное место, бывшей переправы, сравниваем его с этим. Там не было мошки. Зато мы сами себя чувствовали в руках леденящей стихии, мошкой. Здесь тепло, но мошки столько, что не только ужин не приготовить, из машины не успеешь выйти, как тебя заживо сожрет!
Зато думается и принимается решение в таких условиях быстро и безоговорочно. Едем в обратную сторону и где-нибудь в районе реки Луоксы найдем место для лагеря. Так и поступили. На берегу реки разбили лагерь. После ужина как всегда осмотр местной природы. Выясняется, рядом с нашим лагерем гнездо какой-то местной птахи. Естественно снимаем на память и расходимся по палаткам, ночи хоть и нет, но жизненные биоритмы неизменно, о себе нам напоминают, и мы погружаемся в мир сновидений. А утром выясняется еще одна проблема. Палатка женского экипажа требует срочного утепления. Ночью Лариса просто замерзла и не выдержав ночной прохлады, решила ни кого не беспокоить, погулять, то есть погреться. Ну, а благо ночи нет, то можно попробовать и грибы поискать. И не безуспешно, это уже были настоящие северные подосиновики. Отлично позавтракав, собираем лагерь и едем дальше к намеченной цели. Не успели отъехать и несколько сот метров, как первые настоящие подосиновики нас заставили сделать остановку. И конечно мы не удержались от соблазна пособирать подосиновики. Это были первые настоящие шикарные грибы! Итак, удовлетворив грибной азарт, едем дальше.
Терский берег. Мыс Корабль

Водопад на р. Мельничная
Водопад на р. Мельничная
Снова под колесами нашего железного коня грейдер, снова мы открываем для себя новые прекрасные места Карелии и Кольского полуострова. Прежде чем выехать на основной мурманский тракт, делаем остановку недалеко от берега Чупской губы. Еще раз на прощание фотографируемся у порогов реки, впадающей в Чупскую губу. Вырывающимся возвышенным чувствам из нашего сознания нет предела. Но впереди нас ждут новые для нас места, и может быть, еще более возвышенные чувства и ощущения. И как уже не раз бывало, с приятной грустью на сердце едем дальше на север. Кончается грейдер и под колесами нашего железного коня, зашуршала серая, гладкая как стекло, лента мурманского тракта, уносящая нас, все дальше и дальше на север. А вот и долгожданная стела, Полярный круг. Здесь, как и, наверное, везде, в подобных местах, все фотографируются на память. Широту полярного круга мы еще будем пересекать в сторону юга, когда будем на Мысе Корабль, но романтическое ощущение севера в нашем сердце, уже непоколебимо! Проходит немного времени, и мы уже проезжаем указатель Мурманская область, дальше по дороге мост через реку Кереть. В 2011году за этим мостом направо, вдоль русла реки, проехав километров 15-20, мы стояли лагерем. Тогда в наших планах было пересечь полярный круг. Теперь мы хотим побывать на Терском берегу Кольского полуострова, поближе познакомиться с его природой. Когда-то давно, мне не раз приходилось слышать от моих коллег по службе, о несметных количествах подосиновиках севера. Но одно дело слышать об этом много лет назад, а совсем другое, увидеть сегодня эту фантастику собственными глазами!? Попробовать настоящей красной рыбы и, ну и конечно увидеть аметисты! Вот так, следуя своим планам и мечтам, мы подъехали к Кандалакше. Заправились бензином, как обычно под пробку. Посетили и местный гипермаркет. Купили все, что нужно для праздничного ужина. Не забыли и об утеплении палатки. Все очень просто. Большой кусок полиэтиленовой пленки, между крышей палатки и верхней противомоскитной сеткой, вот вам тепло и ветро изоляция. И так все, что нужно взято, можно ехать дальше. Еще немного и мы уже в Хибинах. Вершина гор покрыта снежной шапкой. Проезжаем смотровую площадку, перед нашим взором открывается великолепная панорама Кандалакшского залива. Мы долго не можем оторвать своих глаз от этой неописуемой красоты северного края, но все-таки надо ехать дальше.
Кандалакшский залив
Кандалакшский залив
А время нас не ждет и уже подходит к обеду. Принимаем решение, остановиться на реке Колвица. Это довольно большая полноводная, с хорошим течением и порогами река. Красивые берега покрыты хвойным лесом. Имеются вполне подходящие подъезды, которыми мы и воспользовались. Как обычно обед был туристический, без особых изысков, но все были довольны. Местные представители насекомого мира, тоже! Заправив свои желудки, выезжаем по крутой каменистой дороге на асфальт. Далее по дороге мост через реку Пила, не широкая, но с мощным течением, и многочисленными порогами. Выходим из машины и фотографируемся на берегу и порогах этой прекрасной реки. Дальше по маршруту у нас поселок Умба. Он был основан почти в те же времена, когда Колумб открывал Америку, всего на четыре года позже в 1466 году. Потом, следуя указателю и карте, поворачиваем на Варзугу. Когда-то, в советские времена, в этих краях был отличный запасной аэродром Умбозеро, способный принимать тяжелую бомбардировочную авиацию. Теперь, по описанию и видео, выложенных в Интернете коллегами туристами, представляет жалкое зрелище. Разломанные и проросшие плиты ВПП только напоминают о некогда могущественной военно-воздушной, уважаемой всем миром державе. Осознавая эту горькую правду сегодняшней жизни, мы не поехали на Российское кладбище советских ВВС. Осталось еще немного асфальта. Впереди мост через речку Хлебная, по обе стороны дороги великолепные пейзажи и снова грейдер. Ну, какая может быть настоящая романтика дороги, без красного хвоста уносящейся в никуда пыли. И кто может назвать себя автотуристом, не испытав по настоящему, что такое много километровый грейдер Карелии и Кольского полуострова!? По дороге на Терский берег, на грейдере, встретились мототуристы. Вот когда я снова почувствовал ностальгию по безвозвратно ушедшей молодости и тому времени, когда мне было все нипочем. В глубине своей души, я им завидовал и восхищался. Конечно, им было труднее, но это те трудности, которые приносят настоящему туристу, ту опьяняющую удовлетворенность победы, которая ни с чем и никогда не сравнима! И только тот, кто однажды испытал это чувство, чувство победы, будет помнить его всю жизнь! Да, им было трудней в дороге. Бесконечная пыль, камни грейдера из под колес автомобилей в лицо и… дожди. Только солнце помогало им, да и то в зависимости от ситуации, только тогда, когда светило в спину, особенно после дождя. Но зато они были ближе к природе. А это значит, будет еще больше, что потом вспомнить. Ведь увиденный нами, в той или иной форме мир, это как молодость, он не повторим, и дается только один раз! А время, отведенное нам не, ждет и то, что не увидели сегодня, завтра может быть будет уже недоступно.  
Терский берег  мыс Птичий
Терский берег мыс Птичий
Дорога все ближе и ближе нас ведет к цели. Сворачиваем с грейдера на каменистый грунт. Теперь у нас справа море, а слева редколесье. И вот оно долгожданное чудо свершилось! Прямо перед нашей машиной, справа и слева, кучки подосиновиков. Сначала небольшие, потом все больше и больше. Восторгам нет предела, мы, конечно, надеялись на встречу с этим чудом, и оно свершилось. Грибов набрали за считанные минуты столько, сколько реально в этой ситуации можно увезти и съесть. Подъезжаем к Птичьему мысу, который мы приняли по ошибке за Корабль, общаемся с туристами из Ленинграда и мототуристами из Вологды и Ярославля. Обмениваемся впечатлениями, опытом, планами. Проезжаем немного вдоль берега моря, находим приличную площадку и ставим палатки. Начинаем готовиться к праздничному ужину. 
Взятые с собой охотничьи сигналы, используются как импровизированный салют. Проходит еще немного времени и слышится команда, к столу. Теперь уже, как и полагается, стреляет шампанское. Наш стол ломится от туристических изысков, в том числе и от грибов. Грибов было явно многовато, но эту проблему решили очень просто, поделились грибным счастьем с мототуристами, они нас в свою очередь выручили, водой, когда ездили за ней к ручью. Вот так в туристическом содружестве прошел этот прекрасный вечер пятого дня нашего путешествия. 
Грибной "улов"
Грибной "улов"
Утро шестого дня нас встретило отличной солнечной погодой. Облачность два три балла, ветер 1-2 метра, видимость, как говорится, миллион на миллион, ПМУ. Собираем наш самолет. А дальше, все зависит только от пилота. И сегодня полет удался. Да, такое увидеть можно, только с высоты птичьего полета. Перед взором открывается бескрайняя синяя ширь Белого моря, уходящая за горизонт. Сверху, сквозь прозрачные воды, видим заросли растений подводного мира. Теперь мыс птичий, со всеми его обитателями, перед нашими глазами, как на ладони. В обе стороны от мыса уходит в бесконечность рваная кромка Терского берега, а под крылом самолета наш туристический лагерь. Ребята из Ленинграда, готовят свои плавсредства, мототуристы из Вологды отдыхают рядом с палатками. Время полета подходит к концу, последний разворот, снижение, и посадка.
 
Трофеи
Трофеи
Сегодня нам осталось выполнить последний пункт программы. Найти аметисты. Спускаемся к морю, и среди множества камней побережья, действительно мы находим друзы с аметистами. Это конечно не драгоценные камни, но для нас они теперь дороже многих драгоценных. Это как искорка памяти о красивом уголке Русского севера. Прекрасный и бесконечный мир, которого, мы открыли однажды для себя! Дальше по плану у нас сегодня, доехать до Варзуги, познакомиться поближе с миром и природой этой довольно большой реки. Попробовать. А если очень повезет, то и самим поймать, какую-нибудь представительницу красной рыбы. И поесть, что называется действительно свежей красной рыбки. Потом посмотреть, что такое Кузоменьская пустыня. Не забыл я и про легенды о сказочном количестве белых грибов, которые бывают на севере. С подосиновиками, нам же, повезло. Может опять повезет?! Это самые отдаленные рубежи нашего маршрута. После наш маршрут поворачивает обратно. Ночевка шестого дня планируется на озере Колвицкое.

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Опубликовал: Чирков Вячеслав