Рассказ о неспешном авто путешествии из Кургана на Горный Алтай
Нитка маршрута
Курган - Омск - Кормиловка - Татарск - Баган - Славгород - озеро Яровое - Благовещенка - Рубцовск - Саввушка - Колыванское озеро - Харлово - Михайловка - Старобелокуриха - Алтайское - пер.Комар - Черга - Чемал - вдп Бельтертуюк - Чемал - Усть - Сема - Камышли?нский водопа?д - Семинский перевал - пер.Чике - Таман - Иня - Белый Бом - Чибит - Акташ - Мёны - пер.Улаганский - Балыктуюль - пер.Кату - Ярык - вдп.Учар - оз.Телецкое - Акташ - Курай - Чаган - Белый Бом - Горно-Алтайск - Бийск - Барнаул - Краснозерское - Карасук - Омск - Курган
 
Предисловие

Первоначально мысли писать отчет об этом путешествии не было, но стечение обстоятельств в один из дней заставило меня изменить свое мнение, но об этом позже.

Отчет создавался урывками по истечении нескольких месяцев после возвращения, кое-что уже позабылось, и в голове всплывают только яркие эпизоды этого путешествия. Поэтому так и решил излагать в виде эпизодов.

Как обычно, это путешествие планировалось мной заранее, прорабатывался маршрут, продумывались детали, готовился автомобиль, искалась команда. Жена составляла меню и рассчитывала расход продуктов на все путешествие. Желающих было много, но когда настал долгожданный отпуск и время старта, команда состояла из одного автомобиля и 4 членов экипажа: я, жена Юлия, сын Максим и Николай, с которым познакомились по интернету незадолго до поездки. Нам не привыкать надеяться только на себя, и мы выдвинулись в путь.

Нужно отметить, что автомобиль для меня был «новым», приобретался перед Новым годом, взамен недопривода Chery Tiggo. Мне нужен был именно полный привод, в связи с чем выбор пал на Hover H5. Зима и пол-лета ушли на неспешную подготовку автомобиля к такому путешествию. Несмотря на это, за пару дней до старта, я случайно заметил порванный пыльник на одной из шаровых. Пришлось экстренно ее покупать в местном магазине для китайских авто и сдавать в сервис для замены. Заодно сделал геометрию у хорошего мастера. Во время геометрии выяснилось, что при замене шаровой в чудо-сервисе открутили рычаг и потом не затянули гайки. В общем, еще раз для себя подтвердил правило – делай всё сам.

В назначенный день выдвинулись в путь. В целом экстрима не планировалось, так как один из пассажиров был слишком мал, ему исполнилось всего 1 год и 3 месяца. Несмотря на столь юный возраст, это была его вторая поездка на автомобиле на дальние расстояния. В прошлом году Максим уже путешествовал к берегам Черного и Азовского морей. Может он и был против таких действий в отношении него, но возразить мог только слогами типа «ма», «па», «уу» и т.д., и мы приняли это за согласие.

Планируемый маршрут

1_день (720 км). Курган-Омск-Кормиловка (1_ночевка).

2_день (475 км). Татарск (уходим на Яровое в аквапарк) -Чистоозерное-Купино-Баган-Карасук-Бурла, Славгород - озеро Яровое (2_ночевка).

3_день (400 км). Кулунда-Благовещенка-Родино-Волчиха-Рубцовск-Поспелиха-Курья-Саввушка - Колыванское озеро (3_ночевка).

4_день (520 км). Курья-Краснощеково-Харлово- Верх-Камышенка – Новокалманка-Огни-Михайловка-Антоньевка-Петропавловское-Старобелокуриха-Алтайское-пер.Комар-Черга-Чемал – вдп Бельтертуюк (4_ночевка).

4_день (350 км). Чемал- Усть-Сема - Камышли?нский водопа?д (пешка 4,5км в одну сторону)- Семинский перевал – пер.Чике-Таман – Яломанское городище – Иня (Цаплинский мост) – слияние Чуи и Катуни (GPS: 50.394578, 86.673104) -
петроглифы урочище Калбак-Таш – арх.комплекс «Адыр-Кан» - Белый Бом – остатки старого Чуйского тракта – вдп.Ширлак – вдп.Боки – перед Чибитом вдп. на р.Верх Карасу (5_ночевка).

5_день (полудневка чуть-чуть км). Чибит (проезжаем насквозь)- Мажойский каскад (Оройский мост) – Акташ – заброшенная Акташская ГЭС – турбаза Мёны (пешка на Гейзерное озеро) (6_ночевка).

6_день (220 км). Ртутный рудник и Акташский ретранслятор – Красные ворота – пер.Улаганский – Балыктуюль – Пазырыкские курганы – пер.Кату-Ярык – турбаза «Каменные грибы» (7_ночевка).

7_день (дневка). Каменные грибы (пешка) – т/б.

8_день (чуток км). т/б – вдп.Учар - вдп.Ачелманский – оз.Телецкое (8_ночевка).

9_день (250+100(до источников) км). Запастись едой и топливом! Телецкое – подъем на Кату-Ярык – Акташ – Курай – каменная баба - Курайская степь – обратно на Чуйский тракт – Чаган – марсианские пейзажи Чаган-Узуна – Кош-Агач - Погранзастава «Солонешное» - термальные источники «Теплый ключ» (9_ночевка).

10_день (100+ км). Пер.Теплый Ключ – плато Укок – возвращение в сторону Чуйского тракта

11_день (250км+70). Кош-Агач – Белый Бом – ретранслятор Ачик – Малый Яломан

12_день (730 км). Шебалино – Горно-Алтайск – Бийск – Барнаул – Павловск – Камень на Оби – Ордынское – Кочки – Решеты

13_день (850 км). Решеты – Краснозерское – Карасук – Купино – Чистоозерное – Татарск – Калачинск – Омск – Тюкалинск - за Тунлобово налево на р.Ишим

14_день (500 км с Петухово). Ишим – Бердюжье – Частоозерье – Макушино – Петухово – Курган.

Эпизод «Яровое»

Стоянка на озере Яровое, Алтайский край Стоянка на озере Яровое, Алтайский край
Стоянка на озере Яровое Стоянка на озере Яровое

Ехать на Алтай классическим маршрутом по трассе через Омск-Новосибирск-Бийск мне не хотелось, т.к. дорога прямая и однообразная. Хотелось посмотреть на что-то прежде невиданное, а некоторые части тела жаждали приключений, Поэтому проложил путь вдоль границы с Казахстаном (через Татарск-Яровое-Саввушка-Старобелокуриха). Метров через 200 после свертка с трассы в районе Татарска кончился асфальт, и начался щебеночный грейдер. Он достаточно ровный, но ооочень пыльный. Плюс вылетают камни от встречных джигитов. Зато ехать не так сонно, как на трассе, - только и успевай рулить, да ямки объезжать. Погода была безветренной, и некоторые участки дороги с нависшей белой пеленой я принимал за вечерний туман. Как водится, немного поплутали по местным дорожкам, но в целом направление выдержали. Перед городом Яровое был участок «танковой» дороги, ехали уже в темноте, и внезапные ямы на дороге добавляли экстрима. Проехали через этот типичный курортный городок – кучи народа на улицах, ночь, а похоже, никто не спит. В кромешной тьме после нескольких попыток с трудом нашли дикий берег, где уже не так сильно слышно «унц-унц» от дискотек и можно спокойно и бесплатно встать на ночлег. Помню, как тихонько подъезжаю, и в свете фар пропадает земля, просто обрывается. Останавливаюсь за несколько метров от обрыва. Свет бьет в никуда, в пропасть без края. Выключил фары. Только когда глаза привыкли к темноте, в черной бездне увидел отражение звезд. Берег нависал над озером метров на 5. Мне это напомнило берега Таманского полуострова, правда они повыше. Прямо тут и разбили лагерь. Теплый ветер, звезды в воде, шум озера добавляли какой-то особой романтики и несмотря на усталость от дороги спать не хотелось.

Когда проснулись, было солнечно и прохладно. Купаться в озере не тянуло, хоть оно и лечебное с соленой водой. Утренний ветер нагнал волны и вода стала грязноватой.

По программе нашего отпуска было посещение аквапарка «Лава». Мы не были в аквапарках до этого - не тянуло. Тут же - это был перерыв в дороге, а заодно возможность заполнить пробел в посещении подобного рода заведений. Кое-как припарковались около входа в аквапарк – все забито, машины стоят даже под знаками. Николай отказался и решил погулять по городу. Мы же всем семейством пошли на 3 часа «аквапаркировать». Изначально, начитавшись про горки в «Лаве», хотели смыться в «Унитазе», но там была жуткая очередь. Недолго думая, я по очереди с женой начали кататься с прямой горки высотой что-то около 12м. ногами вперед и ими же назад, и так и сяк… Под конец мне это надоело, потому что видимость есть только в начале, а потом сплошные брызги, полные глаза и нос хлорной едрёной воды. Сын половину проспал, а потом его тоже искупали с бассейне для мелочи. Возгласы «улюлю, ма, па» и улыбка до ушей дали нам понять, что Максу понравилось. Входной билет давал право на бесплатный стакан газированной воды, но пока мы собирались его получить, наше время кончилось))). Так и ушли, не отведав местной «газявы». В целом понравилось, но 3 часа многовато, 2 в самый раз.

Эпизод «Колыванское озеро»

Предгорья Алтая Предгорья Алтая
Колыванское озеро Колыванское озеро
Камушек для мечтаний))) Камушек для мечтаний)))
Колыванское озеро Колыванское озеро

Дорога на подъезде к Колыванскому озеру уже была с холмиками. Пейзажи начинали радовать глаз. Место стоянки на озере тоже было неизвестно. Сунулись наобум в один из поворотов. Немного пропетляв по разбитым грунтовкам, уперлись в шлагбаум. Местный дедуля, как обычно, рассказал, как хорошо стоять в их кемпинге, а вот на другом берегу без кемпинга бардак и пьянство, и все тонут… Какая-то странная девушка взяла с нас некоторую сумму за стоянку, впустила, и мы оказались на отличном месте на берегу.

С этой девушкой вышла интересная история. На въезде при оплате я попросил чек (ну так, для верности). Она меня уверила, что проблем не будет, никто с нас денег больше не потребует и у них тут полный порядок. Девушка мне показалась какой-то укуренной, ну да ладно. Зато следующим утром, когда уезжали, она сделала круглые глаза и сказала, что не помнит ни нас, ни нашей машины, ни нашего приезда… Кое-как выехали без повторной оплаты, эта девушка не хотела поднимать цепь. Мелочь, но неприятно.

Само же Колыванское озеро нам понравилось. Берег из очень мелкой гальки или, наверное, очень крупного песка. Вода чистая. Народа почти нет. Погода стояла по-летнему теплая. Вечер с закатом на фоне легких облаков был шикарен. Утром оказалось еще лучше. Николай полазил по окрестным скалкам. Мы довольствовались купанием. Хотелось остаться, но нужно было ехать. 

Эпизод «Чемальский»

Стоянка на берегу Катуни вблизи Чемала. Стоянка на берегу Катуни вблизи Чемала.
Утро было хмурым и туманным. Утро было хмурым и туманным.
Не искупаться в Катуни - преступление! Не искупаться в Катуни - преступление!
Прекрасная Катунь Прекрасная Катунь
Подвесной мост на остров Патмос. Подвесной мост на остров Патмос.
По тропе на Чемальскую ГЭС По тропе на Чемальскую ГЭС
Встреча с Жуком! Встреча с Жуком!
На подходе к ГЭС На подходе к ГЭС
Чемальская ГЭС Чемальская ГЭС
Чемальская ГЭС Чемальская ГЭС

Я планировал ночевку в кемпинге возле Чемала, но мы его благополучно не нашли и отлично заночевали на берегу Катуни. Тут случился первый дождь. Однако окружающие пейзажи заставляли радоваться осадкам, а не жалеть о них.

Чемал, конечно, попсовое место, и сильно задерживаться тут не хотелось, но маршрут был проложен до водопада Бельтертуюк за деревней Куюс. По отчетам - места тут красивые и асфальтированные))). Места за Чемалом, действительно, красивые. Посетили о. Патмос и Чемальскую ГЭС. Юля спрыгнула на тарзанке над бурлящим потоком ГЭС – популярный аттракцион в этом месте. Особо себялюбивые индивидуумы летают с Go-Pro на голове. Слишком людно для меня в таких местах, поэтому особых восторгов не получил, хотя понравилась тропа от Патмоса до ГЭС вдоль Катуни. Именно на этой тропе встретили человека с маралом. Посмотрели на диковинное животное - особенно впечатлился самый маленький из нас. Еще сын в первый раз испытал последствия своего любопытства – схватил на тропе большого жука, а тот, недолго думая, укусил его за палец. Вот крику то было!))) Эти места посетили больше для галочки и отдыха от езды на машине, чем для эстетического удовольствия.

Эпизод «Водопад Бельтертуюк»

Мост по пути на водопад Бельтертуюк, что за д.Куюс Мост по пути на водопад Бельтертуюк, что за д.Куюс
Вид с моста на Катунь Вид с моста на Катунь
Вид с моста на Катунь Вид с моста на Катунь
Обед перед осмотром Бельтертуюка Обед перед осмотром Бельтертуюка
Вдпд. Бельтертуюк Вдпд. Бельтертуюк
Вдпд. Бельтертуюк Вдпд. Бельтертуюк
Вид сверху на дорогу. Вид сверху на дорогу.

По пути до Куюса ехал не спеша. Да там быстро и не поедешь – стиральная доска. Приспустил колеса, и вперед! Но трясло все равно. Попался интересный мост через Катунь. Осмотрели, полазили. Река в этом месте бурлит и пенится, а каменистые берега изрезаны, как будто это вулканическая порода (может так и есть?). Манила дорога на другой берег, но оставил это на следующий раз.

В Куюсе запаслись водой. До водопада от деревни еще около 10км. Надо пересечь пару ручейков и немного попетлять между валунами. За 500м до водопада - небольшая площадка и табличка, что все платно... Легковушки останавливались здесь, и дальше народ шел пешком. Но поговорив с водителями выезжающих авто, решено двигаться туда на машине. Там небольшой засадный участок, где нужен большой дорожный просвет, но трудностей он не вызвал. Дорога очень красивая, хотя мест для разъезда мало. Над самим водопадом сделан чудный мостик «из того что было», но довольно крепкий. Высадил пассажиров и проехал по нему. Дороги дальше нет, но чтобы иметь возможность развернуться надо проехать по мосту. Юля и Николай сходила вдоль реки вверх, исследовали там все. Я с Максом полазил поблизости и искупался в водопаде.

Заночевали поблизости на берегу Катуни – одно из самых красивых и спокойных мест за это путешествие. Метрах в 300 от нас была еще одна машина, и все – ни одной живой души. Огромный песчаный пляж, река, горы… Сыну тоже приглянулось тут. Он весь вечер ковырялся совочком в огромной песочнице, бегал и радовался жизни, как это умеют делать дети. Правда, в конце всего этого ему пришлось искупаться в Катуни, чтобы смыть с себя следы песчаной радости))). В этом месте мы единственный раз за поездку разожгли костер. Погрелись от него телом и душой. Звезды и огонь не давали уснуть…

"Серебряный пляж" возле вдпд. Бельтертуюк
Серебряный пляж" возле вдпд. Бельтертуюк
Приготовление завтрака

Утром солнце лениво выплывало из-за гор, плавно отогревая противоположный берег, а потом и нас. Не хотелось уезжать отсюда, но всего хорошо в меру.

Серебряный пляж" возле вдпд. Бельтертуюк


 

Если в красивом месте задержаться чуть больше обычного, оно уже теряет свою притягательность. Уплывает неуловимая манящая суть этого места, меняется отношение к нему. Поэтому я не задерживаюсь. Пусть такие места постоянно манят меня снова и снова к себе. Когда-нибудь я обязательно сюда вернусь…

Выехав на асфальт и подкачав колеса, обнаружил, что левое переднее - чуть приспускает, похоже на золотник. Потом до конца поездки приходилось его постоянно подкачивать.

Эпизод «Мажойский каскад»

Мажойский каскад Мажойский каскад
Мажойский каскад Мажойский каскад
Мажойский каскад Мажойский каскад
Мажойский каскад Мажойский каскад
Мажойский каскад Мажойский каскад
Мажойский каскад Мажойский каскад

Проехав село Чибит насквозь увидели дорогу в гору. Стоит «кирпич», но мы же не зря ехали – по отчетам движемся верно. Сверху открываются виды на село Чибит. Как-то резко подъем перешел в плато с несколькими огромными валунами на нем. Вокруг никого. Красивейшие пейзажи – внизу, метрах в 100, зажатая в скалах река проносила свои бурные воды, а слева и справа - горы. Возникла дурная мысль «а не заночевать ли в этом месте?». Мы остановились на плато, чтобы оглядеть окрестности. Ниже была еще одна площадка с остатками оснований каких-то строений, которые давно ушли в прошлое. Только торчащие из почвы сгнившие пни говорили о том, что здесь кто-то жил. Спустились туда, разглядеть все получше. К сожалению, и здесь люди успели намусорить – пивные бутылки, обертки и прочая атрибутика современного свиноподобного человека. В монокль разглядел 3 дороги в горы: одна - на Оройский мост, другая - траверсом над рекой, третья уходила в подъем. Разъездов нет ни на одной, по крайней мере, так мне показалось.

На Оройский мост смысла ехать не было - дорога тупиковая и заканчивалась мостом, по которому проходят пешие маршруты в горы. Проход по мосту, вроде как, платный.

Дорога траверсом не знаю куда уходила.

Третья дорога петляла зигзагами и должна была вывести наверх с чудными видами на снежники.

Мажойский каскад

Пока я думал, куда податься, со стороны моста приехали местные в уазике и спустились к месту с остатками фундамента. Их намерений я не понял, и зачем они спустились для меня было загадкой. Но мысль о ночлеге здесь отпала сама собой.

Хотелось подняться на гору. Навскидку там 3-4 км петляний по крутому склону, но напрягало отсутствие разъездов, хоть встречки в пределах видимости не было. Не решился в этот раз, ну что же - будет повод вернуться.

Эпизод «Водопады на реке Боки и Верх Карасу»

Перекаты на р.Боки Перекаты на р.Боки
Перекаты на р.Боки Перекаты на р.Боки
Виды с р.Боки. Виды с р.Боки.
Транспортировка сына по красивым местам. Транспортировка сына по красивым местам.
Водопад на р.Верх-Карасу. Водопад на р.Верх-Карасу.
Водопад на р.Верх-Карасу. Водопад на р.Верх-Карасу.

Чуйский тракт пересекает замечательная речушка Боки. Съехав с дороги и оставив машину прямо возле моста, пошли прогуляться вверх по течению. Как обычно, начало таких маршрутов «заминировано» недочеловеками. А дальше все вполне сносно. Крутоватый подъем, дикая тропа и очень красивые перекаты воды. А самое главное НИКОГО нет. Место очень интересное.

Еще одно замечательное место – водопад на реке Верх-Карасу. Добраться оказалось очень легко. Пересекаем по деревянному мосту Чую (офигенный восторг от процесса!). Движемся вдоль реки пару километров. Там тоже безлюдно, лишь несколько туристов подъехали позже на лошадях с соседней турбазы. Сам же водопад впечатляет. Высота падения 12 метров. Водичка леденющая, сводит ноги, но в жару водяная пыль помогла нам остыть. Рядом с водопадом палатку не поставить – места нет, все в кустарнике и довольно большой уклон. А вот в нескольких сотнях метров в сторону Чуи вполне много мест. Мы же ограничились обедом и небольшим отдыхом.

Эпизод «Акташский ретранслятор»

На подъеме на Акташский ретранслятор. На подъеме на Акташский ретранслятор.
На подъеме на Акташский ретранслятор. На подъеме на Акташский ретранслятор.
На подъеме на Акташский ретранслятор. На подъеме на Акташский ретранслятор.
На подъеме на Акташский ретранслятор. На подъеме на Акташский ретранслятор.
На подъеме на Акташский ретранслятор. На подъеме на Акташский ретранслятор.
На подъеме на Акташский ретранслятор. На подъеме на Акташский ретранслятор.
На подъеме на Акташский ретранслятор. На подъеме на Акташский ретранслятор.
На подъеме на Акташский ретранслятор. На подъеме на Акташский ретранслятор.
На подъеме на Акташский ретранслятор. На подъеме на Акташский ретранслятор.
На подъеме на Акташский ретранслятор. На подъеме на Акташский ретранслятор.
На подъеме на Акташский ретранслятор. На подъеме на Акташский ретранслятор.
На подъеме на Акташский ретранслятор. На подъеме на Акташский ретранслятор.

По прочитанным отчетам дорога к ретранслятору была крутая и давалась не всем. На деле оказалось все не так страшно. Конечно, камни, ямы и прочая нечисть были по пути, но даже защитой ни разу не ударился. Догнал X-Trail. Вместе с ним пересекли линию шлагбаума заброшенного рудника, заплатив по 100 руб с машины. Дальше Ниссан не смог, а я на понижайке, чтобы не напрягать двигатель и сцепление, спокойно поднимался. Я впервые ехал в такой крутой подъем, где не видно, что там за очередным перегибом дороги. Но там оказывалось пусто. С разъездом на некоторых участках плохо, но можно. Выехав на какую-то небольшую площадку, я решил осмотреться. Виды были красивейшие, высота - около 3000м. На горизонте виднелись заснеженные вершины Алтайских гор, а до ретранслятора оставалось метров 100-150 по вертикали. Остановился, пытаюсь открыть дверцу машины и … не могу. Пришлось поднапрячься. Ветер неплохо дул, чтобы не оторвало открытые двери пришлось их держать. После меня повылазили и другие «постояльцы» автомобиля. Устроили «летающую» фотосессию. От ветра, действительно, можно было улететь, тем более, что с одной стороны было крутовато. В монокль посмотрели на ледники, снежники, степи вокруг. Пробыли там больше часа - погуляли, посозерцали, подумали о вечном… На самый верх решил не ехать, хотя сейчас жалею.

Чтобы спуститься вниз, нужно было пропустить несколько поднимающихся с интервалом машин. Благо с горы видно далеко, но ждать пришлось долго. На спуске я расслабился и пару раз все-таки долбанулся защитой о камни. В целом, дорога на ретранслятор проезжаема в хорошую погоду на автомобиле с высоким клиренсом. В плохую - до шлагбаума точно, а дальше, если что, можно пешком.

При планировании маршрута я хотел, чтобы достопримечательности в поездке шли по нарастающей, но поездка на ретранслятор дала мне точно понять, что Кату-Ярык уже смотреться будет блекло. Я с женой там был, а вот Николай уже не сможет прочувствовать этот перевал. После ретранслятора - Кату-Ярык - это просто шоссе.

Эпизод «Долина Чулышмана»

Обед на р.Кубадра. Обед на р.Кубадра.
Обед на р.Кубадра. Обед на р.Кубадра.
Скоро Кату-Ярык. Скоро Кату-Ярык.
Пер. Кату-Ярык Пер. Кату-Ярык
Пер. Кату-Ярык Пер. Кату-Ярык
Пер. Кату-Ярык Пер. Кату-Ярык
Ночевка в долине р. Чулышман. Ночевка в долине р. Чулышман.
Слияние рек Чульча и Чулышман. Слияние рек Чульча и Чулышман.
Прогулка на Каменные грибы Прогулка на Каменные грибы
Вид с грибов на Долину Чулышмана. Вид с грибов на Долину Чулышмана.
Каменные грибы Каменные грибы
Каменные грибы Каменные грибы
Каменные грибы Каменные грибы
Тропа на Учар. Тропа на Учар.
Учар Учар
Учар Учар

По дороге к Чулышману остановились пообедать на берегу уже знакомой речки Кубадра - отличное место, хоть и близко к трассе.

Стремительно вечерело, и на верхушку перевала мы подъехали, когда солнце уже начинало касаться верхушек гор. Как много изменилось здесь после нашего похода на велосипедах в 2009 году! Построили базу наверху и кучу кемпингов внизу((((. Немного полюбовались видами, и двинулись вниз. До «Каменных грибов» по долине было еще далеко. Как и думал, впечатления от спуска я не получил – ретранслятор был круче. Мгла опустилась в долину стремительно. Усталость давала о себе знать. Мы мчались по дороге, и я напевал песню Кушманцева «Спасатели». Не знаю почему, но чувствовал я себя в этот момент раллийным гонщиком – узкая дорога, куча закрытых поворотов, ямы, камни и полная темнота. Лишь изредка, в некоторых съездах с дороги блестели машины туристов, заночевавших рядом с дорогой. Дорога до первого кемпинга вблизи Каменных грибов показалась мне долгой, на подъезде было сыро. Расположились на обрыве (мания какая-то у меня к обрывам), зато рядом никого. До определенного времени было слышно, как тарахтел генератор. Мы поужинали и легли спать. Было холодно и ветрено. Мы пробыли на этой стоянке 2 дня и каждый раз одно и тоже – садится солнце, и сразу ветер и холод вылетают из долины Чульчи, только появляется солнце – тепло и ветра почти нет.

Проснувшись и позавтракав, мы переправились на моторке за 500 рублей на другой берег Чулышмана и отправились на грибы. Местные жители выглядят воинственно и таблички об этом предупреждают – шаг влево, шаг вправо расстрел или на кол))). На грибах полно народу. Группа молодежи пронесла девушку на руках. Вроде все целое у нее, но поговорить и узнать, что случилось, не удалось. На грибах я решил залезть повыше, и потом чуть не поплатился за это. Сыпуха очень опасная вещь, но все обошлось. Где-то вдалеке в долине виднелась наша машина и палатки - смог разглядеть в монокль. Обратно спустились не спеша, слегка уставшие. Я успел искупаться в заливчике Чулышмана, когда за нами приехала лодка.

На следующее утро мы планировали идти на водоскат Учар, Юля его уже видела и решила не ходить – местами там опасно идти с ребенком. Николай отказался идти – стер ноги на Грибах. Я остался один и хотелось компанию. Заприметили появившегося на базе мужичка. Он приехал с вечера и был один. Познакомились и пошли вдвоем. По пути узнали немного друг о друге. Михаил был из Новосибирска - человек открытый и простой. Мы с ним сразу оказались на «одной волне». За разговорами дорога до водопада прошла быстро, да и виды не давали скучать. На тропе - кордон из егерей. Они записывают посетителей, инструктируют и собирают заодно символическую сумму. Но все четко – с квитанцией об оплате.

Учар - это живописное зрелище. Тонны воды падают ежесекундно на камни. При том, что воды в это время было немного, стихия все равно потрясала. Мы посидели там полчаса. Перекусили. Впитали в себя немного прекрасного и пошли обратно. Навстречу попались интересные товарищи – они несли на себе каяки. На тропе в некоторых местах непросто пройти налегке, а они тащат на себе эти штуки. Я удивился их силе воли. В их лицах помимо усталости читалась и огромная радость жизни, горели глаза, был смысл. Такого не увидишь у городских жителей. Вообще на тропе своя атмосфера. Когда-то давно ходил зимой по Уралу и попадались на встречу туристы. Все здоровались друг с другом, улыбались. От таких встреч как-то сам наполняешься здоровьем и радостью. Здесь было так же. Встречались и молодые люди, и не совсем, но чувствовалось единение с природой, с увиденными неслучайными людьми.

Проходя обратно через кордон, мне стало интересно, как они отмечают вернувшихся людей. Оказывается, считают общее количество идущих туда, а потом назад. Но как учитывают тех, кто заночевал там или вон тех кто на каяке спустился? Для меня осталось загадкой.

На следующий день решили продолжить наше путешествие совместно с Михаилом и поехали на Телецкое, заодно потом, при подъеме на Кату-Ярык, если что, вытянем его. 

Эпизод «Телецкое озеро»

ЮБ Телецкого. ЮБ Телецкого.
ЮБ Телецкого. ЮБ Телецкого.
ЮБ Телецкого. ЮБ Телецкого.
ЮБ Телецкого. ЮБ Телецкого.
Отраженный мир Отраженный мир
ЮБ Телецкого. ЮБ Телецкого.
ЮБ Телецкого. ЮБ Телецкого.
Местные требуют мзду. Местные требуют мзду.

На Телецкое приехали под вечер. Немного протащили на буксире Мишу по колеям – оказалось не там поехали – надо было, заплатив денежку, через шлагбаум и по территории базы. Мы же умудрились по разбитой и грязной дороге - с боем, без шлагбаума… но потом все равно за денежку))). Палатку ставили при сильном ветре вчетвером. Юбку отсыпали песком. Начиналась буря. В палатке со спящим Максом Юля приготовила ужин, который дружно уничтожили, расположившись в Ховере. Было тесновато, но какая-то особая аура витала над нами в этот момент. Снаружи был шквалистый ветер и дождь, а у нас - тепло и душевно. Недавно узнал, что у Телецкого двойное дно, а глубины доходят до 1000м (официально вроде 325м), и где-то здесь находятся ворота в мифическую страну Шамбалу. Правда или нет - не знаю, но мне кажется, мы там были, по крайней мере в эти часы.

Утро было сказочным. Светило солнце, но было прохладно. Над горами проплывал туман, задевая их своим опереньем. Ветра практически не было. Я предложил Михаилу искупаться, а он взял да и согласился))). Жена тоже составила нам компанию. Тело слегка покалывало от морозной воды, а наружу просились нецензурные слова. Зато какой заряд бодрости! Искупавшись, сварили завтрак и неспешно приговорили его, созерцая виды южного берега Телецкого озера. На верхушках гор медленно клубился туман, солнце только начинало свой путь по небосводу и все это отражалось в зеркальной глади озера.

Вот за что я люблю такие моменты, так это за то, что они остаются в памяти надолго. Вроде и пробыли на озере всего-то одну ночь и немного утреннего времени, а мозг зарезервировал место под впечатления как будто были там не меньше недели. Эмоции и мысли скопились в один большой пучок, который не влезает в стандартные рамки и ему нужно гораздо больше места в памяти. Появляется это место за счет стирания хлама в виде рутины. Именно поэтому, когда проводишь отпуск так, с большим количеством впечатлений, то по приходу на работу не можешь вспомнить пароль от компа, и не всегда понимаешь, зачем ты, вообще, пришел на работу. Весь этот хлам стёрся))).

На обратном пути от Телецкого в сторону Кату-Ярык мы в полной мере насладились пейзажами долины Чулышмана. Местами она была широкая и ровная с заливными лугами и несколькими вариантами дороги. Местами долина сужалась, и дорога теснилась зажатая между горами и рекой. Несмотря на стиральную доску ехалось легко. Смотрел я в основном не на дорогу, а вокруг, тем более машин там почти нет. Несколько раз останавливались, чтобы проехать через ворота для скота – так местные делят территорию пастбищ. Но в целом впечатления были уже не те, что в 2009 году, когда мы проезжали по этой долине на велосипедах. В первый раз все чувствуется острее, воспринимается по-другому. Кстати, в 2009 году в долине было несколько бродов, один точно в полколеса. Некоторые безголовые водятлы часто «тонули» по своей глупости и надолго зависали в долине, ну а ремонт в этих местах им обходился в копеечку. Сейчас же дорогу изменили, проезды через воду отсыпали камнем, для прохода воды проложили большие трубы. Я готовился к преодолению водных преград, но не довелось.

Подъехав к началу подъема в перевал, заметили на первом витке движуху крупной техники – отсыпали дорогу. Миша ехал впереди и успел проскочить между работами. Он сам заехал на своем полноприводном probox в перевал. Как рассказали местные, пока мы ждали возможности проезда, за день до этого чудаки на переднеприводных машинах с боем брали перевал – разгонялись, на сколько-то их хватало, потом начинали просто выплевывать камни из под колес на месте… и так по 10 раз каждый. В итоге дорога стала изрытой, и теперь ее чинили. Пока ждали, скопилась очередь из 5-6 машин на подъем и столько же вниз. Минут через 20 грейдер разравнял высыпанные камни, и мы поехали. Полный привод, понижайка (на всякий случай) и вперед. Думаю, можно было ехать и без понижайки, но было жалко сцепление и не хотелось, чтобы в машине возникли поломки в середине поездки за тысячи км от дома. Почти доехав до грейдера, пришлось остановиться на подъеме, он задумал еще поровнять. Снова трогаемся в гору по рыхлой свежеразравненной пылекамневой дороге, и нет проблем. Спускающиеся пропускают. Из одной машины чувак даже слегка подофигел видимо - двумя руками ставил лайки, глядя на меня. Как же я был доволен в тот момент машиной! После первого витка ехал уже только на заднем приводе, там не такой уклон. На верху на всякий случай даем остыть машинам и заодно кидаем прощальный взгляд на перевал и долину.

Когда готовился к поездке читал, что последняя заправка перед долиной - в Акташе. Сейчас уже есть какая-то заправка в Улагане. Даже в самой долине Чулышмана видели объявление местного предпринимателя о продаже бензина, по-моему, по 50 руб/л. Думается, что качество топлива - лотерея. Ну, это как крайний вариант. У нас хватило от Акташа до Акташа, цена на тот момент была около 35 руб/л за 92.

Эпизод «Шаманы»

Стоянка за Акташем с видом на снежники. Стоянка за Акташем с видом на снежники.
На заднем плане "шаманская" гора. На заднем плане "шаманская" гора.
Стоянка за Акташем с видом на снежники. Стоянка за Акташем с видом на снежники.
Пока вы там любуетесь я себе пропитание найду... Пока вы там любуетесь я себе пропитание найду...

В первую дорогу мы планировали заночевать на расхваленой турбазе «Мёны». Прибыли туда к вечеру – мест нет.

Голубое озеро с меняющимся рисунком на дне.
Голубое озеро с меняющимся рисунком на дне.


Ну, и ладно – рванём дальше по Чуйскому. Через несколько километров нашли замечательную полянку на берегу реки, где и заночевали. Вот все хорошо в этом местечке: река рядом, полянка хорошая, гора закрывает от дороги, снежники… - но блин, почему ночью так тихо?! Ни птичка не чирикает, ни дерево не пошумит от ветра, река не журчит, хотя там течение мощное, комары и те не пищат… В общем, я не раскусил в тот момент концепции этого места, и осталась у нас с этим местечком какая-то недосказанность. Родилось название - «мертвое место». Тем не менее, вечер был завораживающим – вид на снежные вершины, освещаемые лунным светом опять ставили сон под сомнение.

Через несколько дней мы снова попытались понять глубокий смысл тишины и после долины Чулышмана вновь заночевали в «мертвом месте». В этот раз небо затянуло тучами и виды были не те. Но тишина повторилась, хотя… что это? На той стороне реки невдалеке была небольшая гора, откуда доносились звуки шаманского бубна и горловые песнопения. Барабанили и горланили долго. То затихали, то с новой силой пытались «порвать бубен», не давая уснуть. И таки настучали затяжной дождь... Думаю, что в этом месте есть какая-то мистика. Не зря там шаманы играют в свои «колотушки».

После Кату-Ярыка Михаил любезно согласился составить нам компанию еще на один день. И не зря! По прибытии на «мертвое место» я обнаружил звуковое сопровождение в заднем колесе в виде шипящих звуков. Шуруп «детектед». Только шляпа торчала из покрышки. Все, приехали! Готовлюсь ставить запаску, ослабил гайки, поддомкратил, и тут Михаил предлагает из своего ремнабора чудную штуку. Не знаю, как называется, но принцип работы такой – продеваем жгут в специнструмент, в виде отвертки с ушком на конце, и засовываем это дело в дыру в покрышке, а потом резким движением вытаскиваем отвертку и обрезаем излишки жгута снаружи. Не верил, что будет держать, и отнёсся скептически, но Миша утверждал, что после такого ремонта спецтехника ездит годами. Кстати! До сих пор езжу! Спасибо Михаилу, а то пришлось бы ставить запаску и возвращаться в Акташ на шиномонтаж. А к шиномонтажкам на трассе у меня недоверие, вызванное прошлогодней поездкой, в которой под Оренбургом мне «отремонтировали» прокол за бешеные деньги, а через 100км колесо было спущено по той же причине.

 Утро после шаманских танцев с бубнами было хмурым и холодным. Успели позавтракать без дождя. Когда начали собираться, опять закапало. Сорвались с места. Посетили поблизости остатки комсомольской стройки – Акташскую ГЭС. Не впечатлило. Вообще, по плану было поехать в сторону Курайской степи и плато Укок, но дождь поменял планы. Решено было двинуться в сторону Монголии, и если погода будет позволять, то свернем в горы, а если нет, то - до Ташанты. Дождь усиливался, из-за чего на Чуйском тракте мы толком не увидели пейзажей. Пообедали в Ташанте и поехали обратно. Курайскую степь, термальные источники и Укок оставили на другой раз.

Эпизод "Марсианские пейзажи"

Марсианские пейзажи Чаган-Узуна. Марсианские пейзажи Чаган-Узуна.
Марсианские пейзажи Чаган-Узуна. Марсианские пейзажи Чаган-Узуна.
Марсианские пейзажи Чаган-Узуна. Марсианские пейзажи Чаган-Узуна.
Марсианские пейзажи Чаган-Узуна. Марсианские пейзажи Чаган-Узуна.
Марсианские пейзажи Чаган-Узуна. Марсианские пейзажи Чаган-Узуна.
Марс на Земле Марс на Земле

Несмотря на дождь, в районе Чагана решили посмотреть «марсианские пейзажи». Место примечательно тем, что в этих краях большое содержание ртути, и это придает породе разноцветные оттенки. Растительности мало, да и горы не горы, а холмики. Ехали, можно сказать, по «пачке беломора», но пара вопросов к местному пастуху и дорога найдена. В мокрую погоду дорога скользковата. Верхний слой глины налипает на колеса и барабанит в арки при движении. Пересекли пару пересохших речек и мы - на месте. Походили, побродили и решили взобраться по дороге в гору. Сколько-то заехали, пока дорога неожиданно не кончилась на краю обрыва прямо посреди подъема. Неприятная неизвестность, когда едешь вверх и видимость перед тобой закрывает капот. Дождь включил для нас паузу, и мы устроили фотосессию, а заодно подумали, как развернуться. Наверное, в солнечную погоду там еще красивее, но нам и так там очень понравилось.

Эпизод «Ретранслятор Ачик»

В завершение поездки хотелось взобраться еще на один ретранслятор в районе Белого Бома. В момент, когда мы прибыли к Бому вечерело. Проехали по мосту на другую сторону реки и свернули направо. Дорога пошла резко в гору. Беспокоило хмурое небо. Было понятно, что наверху видимости нет, поэтому большого энтузиазма забираться не было. Я хотел разведать дорогу и на следующее утро при условии хорошей погоды заехать наверх. Неожиданно дорога вышла на полянку и даже пошла вниз. Здесь недавно прошли дожди, и было грязновато. Доехав до каких-то кустов и первого брода, вышел проверить дорогу. В принципе, проехать было можно, но решил вернуться к трассе и завтра уже штурмовать подъем и все эти грязевые прелести. Пока спускались обратно и искали место ночевки, закрапал дождь. Потом он зарядил уже по серьезному. Стало ясно, что в горы и грязь на завтра лучше не лезть после такого ливня. Мы еще немного постояли на месте предполагаемой ночевки. Все думали, что сейчас дождь кончится, но он, кажется, только начинал набирать обороты. Под конец путешествия желания ставить палатку под ливнем уже не было, и решили ехать уже в сторону дома до какой-нибудь турбазы с баней.

Эпизод «Дорога домой»

К концу путешествия я несколько подустал от грунтовок, стиральных досок и камней. Было решено ехать по асфальту, но не основными дорогами.

Обратный путь до Кургана запомнилась одним моментом. Между Новосибом и Омском много прулей. И все бы ничего, но то ли нам попадались такие индивидуумы, то ли они там в основном такие. Едет впереди пруль. Догонит какую-нибудь фуру, уткнется впритык к заднице и начинает елозить – резко влево, до открытия видимости, а потом, от испуга от увиденной встречки, резко вправо. И так несколько раз. Потом обгонит. Не понимаю. Зачем прижиматься вплотную к фурам? Там с левым-то рулем не видно ничего. Религия что ли не позволяет держаться на расстоянии от фур и спокойно слегка высовываться на встречку для обзора, просчитывая момент, когда можно совершить маневр? Ладно бы один такой вотятел, а там их десятки на трассе гоняет.

И вот ехал я за таким вотятлом на пруле, перед ним фура. Держусь на расстоянии метров 70. Вижу, что после прохода встречки будет окно впереди, мне-то издалека все видно. Набираю скорость с расчетом, что пройдет встречка, и обгоню обоих (и пруля, и фуру), включаю поворот, выхожу на обгон. Хорошо так мчусь по встречке. Дорога ровная, как стрела, и ничего не предвещает подвоха. Почти сравнялся с прулем, и тут этот водятел решает, что ему тоже надо чё-то там на встречке посмотреть, и метается влево, как гонщик Формулы-1. Меня он то ли не видит, то ли ему обидно стало, что его обгоняют, а он как бы первый в очереди за фурой, то ли просто комар его в задницу укусил и он дернул руль влево, теперь остается только гадать. В общем, сигналил я ему зря. «Шумахер» выдавил меня на обочину, в лоб приближается фура, на встречке со мной в одном направлении водятел, справа от нас еще фура… классика, и расклад не в мою пользу. Моргаю дальним. Встречная фура жмется на обочину. Попутная фура тормозит. Я - газ в пол, пруль уходит вперед и встает в свою полосу, я за ним… Фу, все удачно. Хорошо, что за рулем обоих фур оказались опытные водители! Но это было мне уроком. Теперь я боюсь прулей на трассе, а видно их сразу по лихорадочному метанию за фурой для обгона. Пусть уж они найдут свой столб без меня.

Эпизод «Ложка дегтя (слияние Катуни и М. Яломана)»

Вот собственно и добрались до причины написания сего повествования. Не обошлось и без негатива в этой поездке. В далеком 2009 году, путешествуя на велосипедах, мы останавливались на месте слияния рек Малый Яломан и Катунь. Тогда там был кемпинг под названием «У бабы Лены» или что-то в этом роде, и впечатления в памяти остались положительные. Если ехать в сторону Монголии, то это место будет слева - от дороги и до слияния. Поэтому в этот раз запланировал остановку тоже тут. Приехали под вечер. Свернули с дороги. Там есть отгороженный забором кемпинг - с ним все ясно. А справа от него уходит дорога дальше на слияние. Никаких предупреждающих табличек, заборов и иных атрибутов частной собственности нет. Едем. Народ тусит с палатками. Вроде все хорошо. Похоже на дикую стоянку – построек нет, столиков оборудованных и костровищ нет, туалетов нет, от кустов воняет туалетом за 20 метров. Ну, думаем, встанем на берегу Яломана, сразу за забором от первого кемпинга. Вроде никому не мешаем. Рядом еще какие-то ребята обосновались, шатер поставили.

Осмотрелись, умылись, поставили палатки, уложили сына спать, собираемся варить ужин. Смеркалось))). Показался некий человеГ в красной футболке, озвучил свое хозяйское положение и прайс – с палатки по 200 руб и с машины по 200. У нас 2 палатки, т.е. с нас он хотел поиметь 600 рублей. Меня это слегка встревожило – ценник великоват для этих мест и я начал выяснять подробности. Всё-таки считаю, что раз уж люди берут деньги, да еще не самые маленькие должен быть какой-то сервис, хотя бы минимальный – туалеты и вывоз мусора. Спрашиваю – «где все это?», ясного ответа нет. Хорошо, а где предупреждающие надписи, что территория платная, что здесь какой-то кемпинг, что заезжать сюда только за плату и кто Вы такой? Попросил представиться, он отказался, начал задавать мне вопрос типа кто я такой. Видимо, он был шокирован ответом, что я российский гражданин и в отличии от него денег не требую. Попросил показать копии документов на эту землю, опять отказ. Попросил чек за оплату, снова отказ. «Название кемпинга?» – «а я еще оформляю документы». «Дак, чего ты тогда пришел-то? Приходи когда оформишь.»

Сделав логичный вывод, что человек этот никто и звать его, видимо, никак, платить я отказался и отправил его домой. ЧеловеГ не унимался. На мою фразу со смыслом, что туристы и лохи не одно и тоже, он ответил, что все мы лохи. С него сорвало маску услужливости, и он заорал: «Так всё! Даю тебе 10 минут и чтобы ты отсюда убрался!». Меня это несколько озадачило. Я приехал отдыхать, платить, в принципе, не отказываюсь, но не абы кому и неведомо за что, и ссориться с местными в мои планы не входило.

Это что же получается, пришел, как у нас говорят, «х… с горы» и давай деньги собирать по причине того, что он считает тут себя хозяином. А через час придет еще один такой с той же «горы» и тоже скажет это моя земля – «деньги давай». Нет, так не пойдет. Рэкет какой-то из 90-х.

Одним словом, я ему рекомендовал так разговаривать со своей женой, да и то если не боится удара сковородой по своей наглой рыжей… ну вы поняли. Он ушёл, видимо, оставив меня на закуску как «трудного» постояльца. Пошел собирать дань с других туристов.

Стало ясно, что ужин в этом месте обламывается. Даже если это был просто гоп-стоп, все равно не хотелось всю ночь мониторить обстановку на предмет криминогенной обстановки вокруг машины, а хотелось спокойно спать.

Ко мне подошли еще мужики, которые остановились неподалеку, начали распрашивать что да как. Они тоже расположились почти на дороге на 2 машинах и вдобавок ко всему уже раздавили чекушку. Они тоже возмущались, что нет никаких предупреждающих надписей о платной стоянке и, вообще, куда они сейчас поедут «под градусом»? Они тоже не спешили с оплатой. Все вместе мы собрались и начали давить человеГа, удалось выпытать его имя (кличка) – байкал (нарочно не пишу с большой буквы – он этого имени не достоин). В толпе он стал несколько сговорчивее. Я предложил поехать рекетиру в милицию/полицию ))). Он согласился, я говорю: «бензин с тебя». На таких условиях он отказался, а мне катать это чудо бесплатно в своей машине не хотелось. Да, кстати, связи в этом месте нет, так бы позвонил куда-нибудь. Разговоры ни к чему не привели, подвыпившие мужики тоже проблем не хотели и начали решать куда свалить, у меня тоже настроение существенно подпортилось. Пошли собирать вещи и будить спящего ребенка. Я сказал ему, что напишу об этом случае в интернете, чтобы люди знали, что здесь останавливаться не стоит. Он ответил, что ему плевать на всех нас и на интернет тоже ))), мол люди к нему ехали и ехать будут, потому что они лохи. Когда жена будила спящего ребенка я сказал ему в лицо: «Какой ты все-таки большой засранец». Он что-то там кричал, но мне было уже все равно. Вот такой неприятный момент за 2 недели путешествия. Написал, и надеюсь, он у меня в голове забудется.

В чем-то он всё-таки прав. К нам относятся так, как мы позволяем к себе относиться. Поэтому всем, кто прочитает это, я советую уважать прежде всего себя и свой отдых.

Мы спокойно переехали в огороженный кемпинг через дорогу и заплатили всего 300 рублей за место с деревянным навесом и столиком. 

Заключение

Целью поездки не ставилось делать гигантский километраж в день, ведь важен сам процесс, а не тупо доехать из точки А в точку Б. Общий километраж около 5-6 тысяч км. Непосредственно на поездку потрачено около 25 тыр, основная сумма бензин (около 20). Продукты на стадии подготовки около 4 тыр. Сумма небольшая потому что стоянки были в основном в палатке и не в кемпинге. Из поломок только прокол заднего колеса шурупом, ремонт за счет хорошего человека. На штрафы не попал.

По машине могу сказать, что проблем по технической части никаких не было. На трассе скорость держал около 100-110, расход около 9л/100км. В горах расход не считал. Двигаться в машине достаточно удобно, усталости не испытывал. Иногда не хватало динамики при обгонах, но это мелочи, приспособился.

Что хотелось бы усовершенствовать по машине:

  1. Нужна экспедиционная площадка на крышу.
  1. Нужен бокс на крышу для возможности освободить багажник от легкого шмурдяка в виде спальников, палатки, одежды, а в багажнике оставить только продукты и рем. набор.
  1. Думаю над реализацией быстро расправляемого тента, который будет крепиться к площадке на крыше, это очень удобно при коротких стоянках для защиты от солнца или дождя.

Желаю всем приятных поездок!

Подрастающий турист.

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Опубликовал: Степанов Сергей