Карстовый район Хипста / Спелеология | Спортивный туризм | Самостоятельная поездка

Российско-абхазская экологическая акция по очистке Снежной

27 июля - 25 августа 2009 г.

Предыстория

Предыстория длинная и будет рассказана чуть позже.
И может быть когда нибудь решим проблему мусора Снежной

Удачно завершена первая экологическая экспедиция по очистке пещерной системы Снежная, все поставленные цели выполнены.
Еще в 2003 году в отчете о спелеопутешествии 5 категории сложности в пещеру Снежная команды Клуба Спелеологов МГУ А.В. Чичеров написал "И ... может быть, когда-нибудь, решим проблему с мусором в Снежной".
Мы сделали первый шаг. Вход Иллюзия - вычищены лагеря до глубины 700. На глубине 300 осталось всего 3 транспортных мешка упакованного мусора готового к транспортировке на поверхность. Вход Снежная - очищен участок до 110, поднято примерно 50% мусора с участка от 200 до 400. Очищен от мусора зал Победы, в нем осталось одно место для туалета и немного мелкого мусора по щелям, основная проблема - старые залежи отработки, которые удалось убрать лишь частично. Много времени отняла борьба со спорами грибов. К сожалению, результаты прошлого года подтвердились - в зале Победы концентрация спор превышает норму в 20 раз. Результаты получены методом Коха, проведены отсевы с различной длительностью от 1 минуты до суток. Для контроля отобраны пробы воздуха с целью проверить количественные данные иным методом. Результаты будут через несколько недель. В Победе оставлены только нужные вещи - хороший полиэтилен для лагерей, кастрюли для воды и коврики, по просьбе А. Дегтярева потенциально интересные вещи для музея. Список могу предоставить всем заинтересованным лицам.
Большое спасибо спелеологам Санкт-Петербурга за понимание, проявленное к пещере. Группа В. Рысцова забросила груз для зимней экспедиции до начала очистных работ до четвертого завала. Большая просьба ко всем спелеологам сохранить результаты наших работ и воздержаться от посещения участка пещеры вход Снежная - зал Победы до ноября месяца 2009 года. Также просим до следующего лета, когда будет завершена очистка зала Победы, воздержаться от организации в нем подземных лагерей. Не нужно принимать нашу просьбу в странной трактовке А.В. Шувалова (Cavers Mailing List 11183) как призыв идти и загрязнять залы Анфилады, мы призываем руководителей при подготовке штурма пещеры учитывать экологический фактор и использовать ближайшие лагеря - четвертый завал, зал Дольмена, а зал Победы проходить без остановок. Думаю, таким великим и сильным спелеологам, которые работают в пещере Снежная, не составит труда немного изменить тактику штурма во благо пещеры и в уважение людей, которые убирали там мусор, тем более что ограничения распространяются всего на год.
Нашей экспедицией проложен телефонный провод на участке от входа Снежная до зала Победы и далее почти до пещеры Меженного, сомкнуть кольцо связи Иллюзия-Снежная помешали сильные паводки из-за дождей, сопровождавших нас практически все время. Местами новый провод крепился к старым проводам. В дальнейшем планируется съем и вынос старого провода.
Силами экспедиции заменена большая часть навески пещеры Снежная до зала Победы.
На будущий год планируется окончание очистных работ в зале Победы и очистка участка пещеры ниже Большого зала до Университетского зала включительно. Планируется проведение зимней экспедиции для очистки нижних участков пещеры и продолжения исследований экосистемы пещеры. Стоит обсудить возможности создания стационарных туалетов в местах ПБЛов - мы готовы их организовать при условии, что ими будут пользоваться все посетители пещеры. Также стоит обсудить возможности выноса собственного мусора из пещеры, сейчас в той же Победе мы обнаружили и старый и новый и новейший мусор, если не изменится отношение к пещере, то уже через пару лет на убранных местах снова появятся помойки и это при том, что все за собой все выносят.
Мы  готовыподелиться накопленной информацией и обязуюсь выслать все наши наработки любому желающему. . Думаю, все, кому интересно уже ознакомились с основами проблемы, а грамотным специалистам биологам, медикам, географам, геологам, да и всем кто знаком с основами экологии проблема очевидна.
Большая просьба к спелеологам не трогать установленные логгеры.
Также в течение экспедиции была очищена от мусора пещера Сувенир.
Что считать мусором?

Жизненно необходимо (для пещеры) признать, что отработка - мусор. Остатки еды (крупа, сахар, лекарства, чай, супы - и что вы там еще кладете в модули) - тоже мусор. Поверьте, никто, да и вы сами, через год не станет рассчитывать на эти остатки и снова соберут полные модули и эта еда превратится в мусор, причем органический. Батарейки только выносить. Особая просьба к барышням - прокладки не разлагаются, выносите их. Давайте, наконец, остановим глобальное загрязнение пещеры. В Победе складывается впечатление, что люди поставили себе целью пометить каждый камень. Там сейчас очевидное туалетное место, через год и его уберем, пользуйтесь пока им. Давайте договоримся о незагрязнении пещеры. Мы умеем убрать за собой - а вы?
Отдельное спасибо

Хочется выразить большую благодарность поддержавшим нас организациям - МГУ, Экологической службе Республики Абхазия, Русскому Географическому обществу.
Большое спасибо клубам КС МГУ, "Чужая земля", "Эдельвейс", "Арабика", СПбКС за хорошую координацию и умение работать сборной командой.
Спасибо всем участникам этой экспедиции, сейчас каждый сделал сколько мог, а многие даже больше чем могли.
Спасибо К. Давыдченко за предоставленные батарейки.
Спасибо группе А. Шелепина за приятное сотрудничество.
Отдельная благодарность Абхазским коллегам Р.С. Дбар, Г.Ш. Смыр, С.В. Коцба, Р.Р. Лейба, Г. Тания за помощь в организации экспедиции.
Спасибо А. Дегтяреву, Ю. Евдокимову, Н. Чеботареву и Ю. Косорукову за предоставленную по пещере информацию.
Спасибо Ю.С. Ляхницкому, А.Б. Климчуку за поддержку и советы.
Спасибо моим одноклубникам за помощь, оказанную при разработке этого проекта, спасибо за то, что поддержали идею очистки и стали участниками этой экспедиции.
Спасибо членам других клубов-участников, мы провели сложную, но очень позитивную экспедицию и радостно, что она проходила в межклубном формате, мы поделились опытом и приобрели новых друзей.
Спасибо всем, кто не смог поехать но поддерживал нас, помогал и словом и делом.
С уважением, Светлана Мазина, клуб спелеологов Московского Государственного университета им. М.В. Ломоносова.