Костромская область / Велотуризм | Самостоятельная поездка | Спортивный туризм

Велопутешествие по Золотому кольцу с художественным уклоном. Замыкая круг…

3 - 12 августа 2022 г.
В 2018 году мы уже путешествовали по Золотому кольцу на велосипедах. Тогда проехали только половину – от Мышкина до Владимира. И вот в 2022-м решили, так сказать, замкнуть круг. В этот раз путешествие началось со станции Вязники, а закончилось в Костроме. Посетили центры лаковой миниатюры в Мстёре, Холуе и Палехе; познакомились с творчеством Исаака Левитана в Плёсе. На этом маршруте меньше "знаковых" достопримечательностей, чем в западной части Золотого кольца, но зато больше природы. Очень разнообразные дороги (от отличного асфальта до трясучих гравиек и заброшенных грунтовок), не похожие друг на друга реки, красивые озера, леса... Общая протяженность маршрута 520 км.
Вязники - Мстёра - Ковров - Холуй - Палех - Шуя - Плёс - Кострома

1 день. 3 августа.

Выгрузились из поезда на станции Вязники около 6 часов вечера. Примерно через час, собрав велосипеды на площадке перед вокзалом, выезжаем на маршрут, предварительно сделав фото возле мини-памятника «Вязниковский соловей». Памятник посвящен известному советскому поэту-песеннику Алексею Фатьянову, в честь которого в Вязниках ежегодно проводится Всероссийский праздник поэзии и песни.

Вязниковский соловей. Изготовлен, похоже, из велосипедной цепи

Через 3 км тихая привокзальная улица перетекает в оживленную трассу М-7 «Волга», по которой нам надо проехать около 5 км. Трасса четырехполосная, с отбойником посередине и широкой обочиной, поэтому неприятность доставляет только шум машин. По пути посетили продуктовый магазин недалеко от дороги.

Затарились в "Магните"

Наконец, поворот на Мстёру. Дорога живописная, приличный асфальт, а машин мало. Ночевка была намечена на берегу реки Клязьмы недалеко от деревни Станки. Прямо за деревней местные ребята показали нам родник. Место для стоянки нашли не с первой попытки (берег пользуется популярностью у отдыхающих и рыбаков), но в итоге остановились на шикарном песчаном пляже. Недостатков было всего два – отсутствие дров и присутствие (в большом количестве) комаров. С первой проблемой справились, проведя рейд по окрестным кустам, вторая к ночи рассосалась сама (не без участия антикомариных спиралей). Зато купание на закате и созерцание красивых видов за ужином компенсировали эти неудобства. Клязьма здесь довольно широкая, дно песчаное, течение быстрое, хотя, глядя на воду, так не скажешь. Поздний ужин и задушевные беседы завершили первый день похода.

Стоянка на Клязьме
Закат на Клязьме

Всего проехали от вокзала до места ночевки 19 км.

2 день. 4 августа.

Проснулись в 6:30. Утром приехал рыбак, но нас не беспокоил. На траве обильная роса. После утреннего купания и завтрака выехали около 9 часов. Вернулись на асфальт и без приключений добрались до Мстёры. Этот старинный поселок (в 2021 году Мстёра отметила 500 лет с первого упоминания в рукописных документах) известен благодаря мастерам лаковой миниатюры. Монахи Богоявленского монастыря писали миниатюрные иконы, позже они обучили мастерству и сельских жителей. После революции, когда иконы запретили, художники Мстёры стали изготавливать расписные лаковые шкатулки с изображением сценок из жизни и сказочных мотивов.

Возле Художественного музея в Мстёре

В художественном музее нам показали множество образцов такой живописи, не без гордости объяснив, чем мстёрская техника отличается от Палеха и других школ. Основная особенность мстёрской школы – тщательная прорисовка не только героев сюжета, но и окружающего пейзажа. Здесь вы не увидите черный фон, обязательно присутствует небо, зелень, вода…

Образцы Мстёрских шкатулок

Также мы увидели великолепные образцы вышивок и кружевных изделий, которые создают местные мастерицы. Есть в поселке и другие промыслы, например, ювелирное производство.

Изделия вышивальщиц

Храм Богоявленского монастыря в Мстёре был построен в 1687 году крепостными князей Ромодановских по образцу московских храмов. Он очень красив, а территория вокруг поражает своей ухоженностью и нарядностью, обилием цветов и интересных объектов, есть даже смотровая площадка.

Храм Богоявленского монастыря

В Мстёре около 40 памятников гражданской архитектуры  -  каменные и деревянные жилые дома, лавки и лабазы. В основном они расположены на улице Ленинградской, вдоль которой мы и выехали из города.

Следующей целью на этот день было подъехать к берегу Клязьмы и пообедать. Искупаться ввиду жаркой погоды тоже было совсем не лишним. За деревней Юдиха свернули на полевую дорогу, которая, дойдя до леса, очень круто спускается в сторону реки. Но мы по этому поводу не переживали, поскольку дальше планировали двигаться вдоль берега по грунтовке, довольно четко видимой на спутниковой карте. Но вначале остановились на опушке леса, разложили нехитрую снедь, которую прикупили в Мстёре, и отправились купаться. Берег здесь не такой удобный, как на вчерашней стоянке, он зарос высокой травищей, а дно реки каменистое. Но, тем не менее, искупались с удовольствием. Поели, отдохнули… Пора ехать.

Купание в Клязьме

Дорога шла не прямо у берега, а по краю леса. По мере продвижения она становилась все более заросшей и ухабистой, все чаще приходилось преодолевать упавшие деревья…В конце концов, она просто закончилась! В общем, пришлось нам возвращаться тем же путем на асфальт, в том числе выталкивать велики вверх по той лесной дороге.

Жаль, не удалось посмотреть заброшенную церковь Спаса преображения на берегу, мимо которой должны были проехать…

Вторая попытка проехать по дороге вдоль Клязьмы оказалась более удачной. Свернули с асфальта после Ширилихи и вскоре были на берегу. Искупались и двинулись в сторону Клязьминского городка. Дорога оказалась весьма нескучной (наряду с приличной грунтовой поверхностью присутствовали колдобины, лужи, несколько песчаных участков), но, в целом, вполне проезжабельной. По пути встретился величественный реликтовый дуб.

Дорога вдоль Клязьмы
Реликтовый дуб

Клязьминский городок возник на месте древнерусского города Стародуб, основанного Юрием Долгоруким в 13 веке. В 2002 г. в честь 850-летия Стародуба в селе Клязьминский Городок была установлена стела. Сейчас от укреплений осталось только городище площадью около 2 га.

Нам же нужно было запастись продуктами и водой. От берега в поселок ну очень крутой подъем (не меньше 8 градусов), так что свой хлеб пришлось отработать. Зато обратно спустились мгновенно. Местные показали родник на берегу, но набирать из него воду оказалось очень неудобно и медленно. Следующий поселок Голышево находится на вершине холма, туда заезжать не стали. Воды нам налили в Глебово перед самым выездом на трассу (хозяин гордо сказал, что вода у них с серебром).

Проехали ок. 3 км по трассе, а затем по лесной дороге вновь свернули к реке, чтобы уже встать на ночевку. Место нашлось на опушке леса, очень удобное и красивое, почти без комаров. Единственно, купаться идти довольно далеко, дно там каменистое, подход к воде грязноватый. Но мы люди не привередливые, были рады и этому.

Стоянка на опушке леса

Перед сном еще погуляли в тумане по песчаной дороге вдоль берега.

Всего проехали 64 км, общий набор высоты составил 490 м.

3 день. 5 августа

Проснулись около 6 часов утра. Оперативно собрались (купаться не стали) и выехали в 8 часов. Через 40 минут были в Коврове около дома-музея В.А. Дегтярёва, знаменитого оружейника, создателя уникальных автоматов и пулеметов. До открытия музея был еще целый час, поэтому отправились в городской парк, где осмотрели памятник первому советскому экскаватору «Ковровец», который был построен на Ковровском заводе в 1931 году, а также образцы современной военной техники и памятник Михаилу Калашникову (его, оказывается, установили только в этом году). Посетили, конечно, и магазин.

Памятник первому ковровскому экскаватору

К 10 часам вернулись к музею, и только сейчас заметили бумагу, где было написано, что в августе он работает с 12 часов. Ждать, естественно, не стали, поехали дальше. По пути заехали еще в парк Пушкина, зашли в расположенную рядом церковь Иоанна Воина, а еще в красивый Рождественский собор.

Выехали по мосту из Коврова, попрощались с Клязьмой.

Сегодня мы должны въехать на территорию Клязьминского заказника, который был создан с целью сохранения и воспроизводства ценного пушного зверька – выхухоли, занесённого в Красную Книгу РФ.

Въезжаем на территорию Клязьминского заказника
Памятник летчику Водопьянову  в деревне Крячково

Сделали небольшой крюк с заездом в Большие и Малые Всегодичи, посмотреть необычные красивые храмы.

Храм в Больших Всегодичах

Дальше было желание немного «срезать» по грунтовке, но на выезде из Панюкино, где на спутниковой карте просматривалась дорога, обнаружили лишь заросли травы. Поэтому вернулись на основной асфальт и покатили в сторону поселка Смехра и одноименного озера, где команде был обещан обед с купанием. Километраж уже приближался к отметке 50, а во рту, как говорится, маковой росинки…

Библиотека в пос. Ильино

Но вот мы наконец на Смехровском озере. Аншлаг предупреждает, что купание в озере представляет опасность для жизни и здоровья. Тем не менее, с берега доносятся радостные вопли купающихся. Посмотрим… Проехав примерно половину озера (а его длина более 4 км), встали на красивом месте среди сосен. Купание не разочаровало – вода чистая, прохладная, и подводные чудища никого не утащили. После обеда – всеобщий сон. В лесу есть черничник, но, увы, практически без ягод. Название озера финно-угорского происхождения, осталось с тех времен, когда в этих местах жили племена меря.

Озеро Смехро

Дорога вдоль Смехровского озера песчаная, но слой песка небольшой, проехали без труда. В конце озера пересекли границу Владимирской и Ивановской областей.

Песчаная дорога вдоль Смехровского озера

После выезда из леса в поселке Набережная и до самого Холуя дорога гравийная – трясучая и пыльная «стиральная доска». Ехать по ней удовольствие ниже среднего. Периодически параллельно идет грунтовка, спасались на ней. Наконец, добрались до поселка Изотино. Набрали воды в колодце и свернули в лес, к Ореховому озеру, где планировалась ночевка.

"Стиральная доска" до Изотино
Типичный дом в Ивановской области

Следующие 5 км по лесной дороге преодолевали около часа; песок местами глубокий, приходилось спешиваться. Но наши усилия были вознаграждены.

Лесная дорога

Ореховое озеро чудесное – с огромными соснами на берегу, чистой теплой водой, песчаным дном. Большая ровная поляна с оборудованным костровищем, большим столом с навесом и даже с игровой площадкой. Единственно, опасались, что могут пожаловать другие люди, но приезжал только один мужчина на квадроцикле, искупался и уехал. Показал родник на берегу (сказал, что воду из него желательно кипятить).

Кстати, проезд на машинах по территории заказника запрещен. Также нельзя останавливаться в необорудованных местах и разжигать костры.

В Ореховом озере водится удивительный зверек – выхухоль, говорят, она ровесник мамонтов. Выхухоль скрытна и осторожна, живет в норах под землей, которые имеют выходы в воду. Охотиться по ночам. Естественно, нам ни одна особь не встретилась….

Picture-189
Русская выхухоль (фото из интернета)

Еще в ореховом озере водится водяной орех, он же чилим, он же рогульник плавающий, он же чёртов орех, он же рогульки. Чилим – ровесник крокодилов, он появился еще в кайнозойскую эпоху. Занесен в Красную книгу. У нас было его изображение, но возле стоянки ничего подобного не наблюдалось.

Ореховое озеро
Стоянка на Ореховом озере

В этот день вместо запланированных 60 км накатали 73. Набор высоты был поменьше вчерашнего, 280 м.

4 день. 6 августа

Утро началось, конечно же, с купания. Тем более, что следующая ночевка могла и не дать такой возможности.

Выехали из леса по другой дороге – на Снегирёво, но такой же песчаной. А дальше знакомая стиральная доска… На въезде в Холуй она, наконец, закончилась. (Кстати, холуем на Руси называлась плетёная из ивняка запруда для ловли рыбы, с помощью которых перегораживали реку.) Первые упоминания о Холуе как поселении в Суздальском уезде относятся к XVI веку.

Здесь мы первым делом отправились в местный художественный музей. Холуйская лаковая миниатюра появилась в Ивановской области в слободе, пожалованной князю Дмитрию Пожарскому за освобождение Москвы от польских захватчиков. Предки современных мастеров писали иконы для Троице-Сергиевой лавры. К середине XIX века здесь создавали до двух миллионов икон. После революции местные мастера, как и палехские художники, стали расписывать шкатулки и другие изделия. Особенность холуйской росписи – лаконичное и объемное изображение, крупные планы, минимум деталей. Обрамляют миниатюры орнаментом из сусального золота.

Лаковые шкатулки в музее в Холуе

Излюбленный герой холуйской росписи – жар-птица, но вообще набор сюжетов очень богатый. Кстати, нам единодушно холуйские изделия понравились больше, чем мстёрские (да простят нас чудесные женщины из музея в Мстёре…).

В самом поселке оборудована настоящая набережная, а мост через Тезу ремонтируется.

Дальше наш путь лежал по ненагруженной асфальтированной дороге с живописными видами до старинного городка Южа. Раньше Южа была довольно крупным центром прядильно-ткацкой мануфактуры, но в 90-е фабрику закрыли, половина населения разъехалась. Тем не менее, городок произвел приятное впечатление чистотой, а в центре благоустроена зона отдыха с качелями и фонтаном.

В центре Южи

Дальнейший путь до известного центра лаковой миниатюры поселка Палех проходил по скучной однообразной асфальтовой дороге. Машин было не так чтобы очень много, но все же они утомляли. В общем, до Палеха мы доехали полусонные, разморенные жарой.

Палех, по сути, одна главная улица. В центре находится очень красивая Крестовоздвиженская церковь (1774). Многие иконы в церкви относятся к палехской школе. Сюда непременно надо зайти. Хотя храм явно нуждается в реконструкции, тем не менее, особое душевное настроение возникает именно от этой не прикрашенной старины.

В Палехе мы в музей не пошли, заглянули только в сувенирную лавку и, естественно, в продуктовый магазин. Намеченное на этот день место ночевки не выглядело надежным, что следовало учесть при расчете времени.

Выехали из Палеха в направлении Дерягино, где собирались уточнить дорожную информацию. Деревня выглядит вообще не жилой, встретили только одного местного, который подтвердил наши опасения, что дороги через лес к мостику через речку Люлех недалеко от деревни Лужки (намеченное место ночевки №1) не существует. Дядечка подсказал, что встать у Люлеха можно возле моста у Воробино (мол, там все дачники купаются). Вариант выглядел сомнительно, но ехать все равно надо. Дорога к Воробино оказалась удивительной – одна колея по лесу, петляющая между деревьев и луж (то ли это пешая тропинка, то ли на вело-мото перемещаются). Но навстречу попался один автомобиль!

Зато Воробино оказалось очень оживленным местом, с иномарками возле домов. Возле моста через Люлех на маленьком пляже толпа народу радостно купалась, прыгая в воду с крутого берега. А навстречу нам со стороны Кузнечихи двигалась целая процессия трезвых и не очень людей, видимо, тоже желающих освежиться. Такого людского скопления, признаться, мы не наблюдали с самого начала похода!

В действие был приведен план Б, с ночевкой на речке Матне. Не доезжая до Шалимово, свернули в лес по едва заметной грунтовке, проехав по которой вдоль реки метров 200, остановились в молодой березовой посадке. По сравнению с предыдущими стоянками место не отличалось живописностью, но было вполне удобным, а когда нашли место для купания в малюсенькой речке Матне (причем, она оказалась глубокой и холодной), поняли, что жизнь налаживается! Ночью к тому же желающие могли послушать музыку, громко разносившуюся по всей округе из соседнего села. Кто бы мог подумать, что Кузнечиха – просто центр цивилизации Ивановской области!

Речка Матня возле нашей стоянки

Проехали за день 67 км.

5 день. 7 августа.

Выехали в 8.40. Сегодня у нас из «культуры» – посещение Шуи. Но до нее пришлось ехать по изматывающим душу гравийкам. Только перед самым городом появился асфальт.

По дороге в Шую

В Шуе первым делом подъехали к рынку, нужно было купить кое-какие велозапчасти. Затем группа отправилась к Вознесенскому собору. Удивительный храм, освященный во имя Воскресения Христова в 1799 г., является главной визитной карточкой Шуи. Его четырехъярусная колокольня остается самым высоким сооружением в Ивановской области и второй по высоте колокольней в России. Ее шпиль возвышается над землей на 106 м.

Колокольня Вознесенского собора и памятник «Новомученикам российским»
Вид на собор с колокольни

Перед Воскресенским храмом располагается памятник «Новомученикам российским», посвященный событиям 1922 года, когда на защиту православных святынь, хранившихся в храме, поднялись сотни верующих. Власти распорядились открыть по прихожанам огонь. Среди убитых были священники, старики, дети. Спустя 95 лет был установлен монумент в память о борцах за веру.

После закупки провианта и запчастей проехали по симпатичной пешеходной улице Малахия Белова, а потом переправились через реку Тезу по деревянному пешеходному мостику.

Улица Малахия Белова
Мостик через Тезу

Из города выехали на удивление быстро и расположились на обед в лесочке напротив деревни Трясцыно. И очень вовремя, потому что с запада, погромыхивая, неумолимо приближались тучи, неся обещанный прогнозом дождь. Дождь, к счастью, был несильный и недолгий. Мы уютненько переждали его под тентом, удалось даже поспать.

После окончания дождя продолжили путь. К месту ночевки свернули через 3,5 км после большого села Введенье. Грунтовая дорога вывела к реке Теза, к месту, обозначенному на карте как «пионерский лагерь». На самом деле это оказалась просто хорошо оборудованная стоянка под огромными сказочными елями, с костровищем, столом и веревками непонятного назначения, натянутыми на огромной высоте. На берегу реки построен мосток; вода, несмотря на обилие растительности, чистая, дно для купания удобное. Кстати, вечерняя прогулка показала, что рядом подобных мест нет – ни полянок в лесу, ни подходов к реке.

Река Теза
Стоянка на Тезе

Ели – замечательные деревья в плане укрытия от дождя. Под ними в любую погоду сухая подушка из опавших иголок. И это нам здорово пригодилось, потому что дождь принимался в течение вечера еще несколько раз, а ближе к ночи разразилась настоящая гроза – длинные раскаты гремели прямо над палатками. К счастью, обошлось без жертв, и даже прислоненные под елками велосипеды практически не намокли.

День сегодня был легкий, проехали около 50 км.

6 день. 8 августа.

Встали как обычно около шести, выехали в 8.30. Вернувшись по вчерашней грунтовке на асфальт, продолжили путь. После вчерашних дождей жара, наконец, спала. Ветер сменился на северный, т.е. встречный. Но он был не сильный и перемещению особенно не мешал.

Впереди – интересные села Дунилово и Горицы.

Из интернета: Первое упоминание о Дунилово относится к 1535 году и связано оно с княжеским родом Горбатых-Шуйских. Потомки суздальских князей Дмитрий и Василий жили здесь в XVI в. В дальнейшем история Дунилова переплетается с родом бояр Лопухиных. По случаю бракосочетания Петра I село было пожаловано отцу Евдокии Лопухиной, первой супруги императора.

Благодаря появлению здесь одной из первых во всем регионе прядильных фабрик и скорняжному производству село процветало. На пожертвования купцов, желающих замолить свои грехи, в Дунилово и Горицах было построено на двоих одиннадцать церквей. В те годы, особенно по праздникам, над окрестностями разливался густой малиновый перезвон десятков колоколов, наполняя души особым умиротворением.

В центре Дунилово когда-то давно шел бойкий торг, а по выходным открывалась ярмарка. Сейчас там расположена пекарня с самой большой в области печью.

Ранее Дунилово-Горицы были похожи на два противоборствующих государства. В каждом селе были своя торговая площадь, своя ежегодная ярмарка, своя администрация. Частенько случались конфликты, заканчивающиеся грабежом и мордобоем. И теперь малолетки двух сел дерутся на мосту через Тезу, не понимая, что таким образом они справляют древний обряд.

Сейчас от былого величия в Дунилово-Горицах осталось 10 церквей и несколько кирпичных жилых и общественных зданий.

Мы проехали по центральной улице, заглянули в развалины некогда величественного храма. Хотели посетить знаменитую пекарню, но, оказалось, что она в понедельник не работает. Однако в магазине через дорогу продавали вчерашний хлеб. Вкусный, нам понравился. А говорят, там и пироги шикарные пекут, эх…

Храм в Дунилово

Дальше ехали по хорошему асфальту до Реньково. Навстречу то и дело попадались грузовики, везущие куда-то песок. Мы всё ждали, когда же будет их «гнездо», после которого, хотелось верить, неприятные соседи исчезнут. Но вместо этого «исчезли» с этой дороги мы, поскольку в районе Снетиново нам нужно было поворачивать с асфальта на гравийку. Однако этот поворот мы лихо проскочили, а опомнились, когда проехали километра 4. Ну что ж, «разворачиваемся и алга»….

Дальше тряслись по гравийке до села Рождествено. Здесь затарились продуктами в единственном магазинчике. Воды в колонке на всех не хватило, пришлось просить в соседнем доме.

По пути в Рождествено

В Рождествено мы собирались уйти с главной дороги и проехать по  грунтовке вдоль канала Волга-Уводь. Женщина, налившая нам воды, сказала, что дорога вдоль канала, скорее всего, заросла, никто не ездит. Но мы все равно решили попытать счастья. Дорога, действительно, едва угадывалась в высокой траве, но зато вокруг царила просто какая-то природная идиллия. Сам канал представлял собой заросший кувшинками стоячий водоем. При этом, надо признать, окружающая картина природы была довольно живописной.

Канал Волга-Уводь

Для справки: канал Волга-Уводь был построен в 1965 году для водоснабжения текстильных предприятий Иваново. Недалеко от Плеса мощными насосами волжскую воду поднимали почти на 60-метровую высоту. Каналу при строительстве придали необходимый уклон, создав 6-метровую разницу в высоте между началом и концом, чтобы вода шла самотёком. Длина канала 78 км, средняя глубина – 2 м. Кроме насосной станции, на канале было возведено пятьдесят искусственных сооружений – ливнепроводов, акведуков, водовпусков, мостов. Ныне канал не используется и постепенно мелеет и зарастает….

Но мы планировали заночевать на берегу канала, а потому самоотверженно продолжали продвигаться через траву. Через 4,5 км по мостику переехали на другой берег. Здесь дорогой явно пользовались активнее, травы на ней не было, но … вчерашний дождь превратил ее поверхность в малопригодную для передвижения – в колеса и тормозные колодки набивалась глина. Промучившись еще один «перегон» до следующего моста, решили вставать на ночевку. Но и тут случился облом – несмотря на наличие деревьев, ровных участков не наблюдалось нигде – сплошные кочки в высокой траве. К тому же, одолевали комары и другие летающие кровососы.

В итоге было принято решение объехать участок канала по дороге через село Новое. Пересекли этот же канал по очередному мосту (воды там не было вообще!) и встали на ответвлении, недалеко от наезженной грунтовки, по которой по плану должны были завтра выезжать на трассу к Плёсу. Место открытое, заросшее травой, но для стоянки оказалось вполне пригодно. Дров удалось насобирать в окрестном кустарнике.

Место стоянки

Итого проехали за день 75 км.

7 день. 9 августа

Сегодня мы планировали доехать до Плёса (около 20 км), поселиться в заказанном заранее гостевом доме и, оставив велосипеды, совершить пешую экскурсию по этому старинному романтичному городку. Заселение начинается с 13 часов, но договорились с хозяйкой, что можем приехать раньше, оставить вещи и отправиться гулять.

Однако в наши планы опять вмешалась погода. Прогноз обещал какой-то небывалый ливень с самого утра. Поэтому собирались спешно, завтрак не готовили, доели оставшиеся с вечера макароны. Едва успели собраться, потемнело, как вечером, и небеса разверзлись… В сплошной стене дождя докатили до Плёса (останавливались один раз, чтобы вылить воду из обуви), точнее до гастронома №1 на въезде. Оставляя за собой лужи по торговому залу, прикупили немного еды и уже в половине девятого утра были в доме. Сердобольная хозяйка Марина пустила наши велосипеды на веранду, а нас в дом. По счастью, как раз две комнаты на втором этаже были свободны.

Гостевой дом Теремок

Переоделись, оценили потери. Самой неприятной оказался подмоченный паспорт, который лежал вроде бы в непромокаемой упаковке….

Немного согревшись чаем с колбасой и договорившись о вечерней бане, отправились в город. Дождь между тем немного утих.

Надо сказать, домик был выбран не в самом Плёсе, а в Северцево. Во-первых, дешевле, а во-вторых, Плёс стоит на высоких холмах, и, если спуститься к Волге, на следующий день пришлось бы подниматься обратно с велосипедами. А уж гулять с ними по Плёсу – вообще занятие для мазохистов. Мало того, что перепады высот, так еще и местами брусчатка или крутые лестницы.

Сам Плёс произвел двойственное впечатление. С одной стороны – да, старина, история… С другой, отреставрированные домики напоминали скорее картонные декорации...

Прогулялись по набережной, сфотографировались возле местных скульптур. Отведали знаменитых плёсских углов в кафе «Рыбный угол» (это такие небольшие треугольные пирожки с копченым лещом). Довольно вкусные, но цена 129 рублей за пирожок – это как-то слишком! Вообще, говорят, Плёс считается самым дорогим городом Золотого кольца.

Плёс. Набережная. Дождь
Скульптура Дачница

Своей известностью Плёс обязан знаменитым дачникам – художнику Исааку Левитану и певцу Федору Шаляпину.

В 1888 и 1889 годах три художника – Исаак Левитан (в 1888-м ему было 27 лет), его подруга Софья Кувшинникова (41 год) и Алексей Степанов (друг мужа Кувшинниковой) снимали здесь комнаты в доме купца Солодовникова.

Путешествуя по Волге на пароходе, они увидели на горе деревянную церквушку и решили сойти на берег. Так они впервые оказались в Плёсе. Написанная Левитаном картина «Над вечным покоем» с этой самой церковью, пожалуй, самое известное произведение художника.

В доме-музее Левитана на набережной две мемориальные комнатки на втором этаже, где жили художники. Там восстановлена обстановка тех лет. На первом этаже размещена небольшая коллекция их работ, которые нам очень понравились.

Дом-музей И. Левитана

Еще один знаменитый дачник – премьер Дмитрий Медведев, владеющий в Плёсе усадьбой в Миловке, в 2012–2013 годах инициировал реконструкцию здания художественного музея и даже подарил музею свою фотоработу «Плёс. Весна. Коты».

С набережной по мощеной улице поднимаемся на гору Левитана, где стоит копия знаменитой деревянной церкви, привезённая сюда в 1986 году. А та церквушка, которую изобразил на своей великой картине Левитан, сгорела ещё в 1904 году из-за шалости местных мальчишек. С горы открываются великолепные виды. Дождь кончился, но погода хмурая, а без солнца все вокруг выглядит каким-то тусклым и как будто не настоящим.

Над вечным покоем. Гора Левитана
На горе Левитана

Последним пунктом нашей экскурсии стал подъем на Соборную гору – исторический центр Плёса. На горе были расположены деревянные оборонительные укрепления, которые появились здесь в начале 12 века. Первые постройки были уничтожены в ходе татаро-монгольского нашествия, повторно крепость восстановили в 15 столетии при московском великом князе Василии Первом, но она тоже была сожжена. Сооружения вновь восстановили, но деревянные конструкции не выдержали испытания временем и сгнили к 17 веку. Археологи воссоздали основание одной из башен, которое можно осмотреть.

С Соборной горы открываются красивые виды на Волгу и город. Здесь находится здание присутственных мест, построенное при Екатерине II, в конце XVIII века, где располагается плесский музей-заповедник. На площади перед музеем установлен бюст Василия Первого, основателя города. Также на горе находится старейший в Плёсе Успенский собор.

Вид с Соборной горы

Несколько утомленные всей этой красотой и пешим перемещением, мы отправились обратно в домик, предвкушая обед и баню.

Баня не разочаровала. Спасибо Марине, она даже бесплатно предоставила нам лишние полчаса. А после бани был еще ужин с пельменями. Короче, полудневка удалась на славу!

Проехали 18 км, прошли пешком по Плёсу больше 10 км.

8 день. 10 августа

Сегодня в наших планах посещение Сумароковской лосиной фермы. Ферма работает до 15 часов, попасть туда надо не позднее 14. До этого времени нужно проехать 50 км. На пути паром через Волгу, который ходит 1 раз в час. Кроме того, есть участок с непонятной дорогой на границе Ивановской и Костромской областей. С учетом этих входных данных мы вычислили, что выехать нужно не позднее 7 утра. План был выполнен и даже перевыполнен – покинули домик в 6:53!

Дорога перед границей областей

Первое препятствие – овраг и мостик через речку Аргишну, по которой проходит граница областей, преодолели без приключений, несмотря на то, что крутой глинистый спуск в овраг после вчерашнего ливня, естественно, напоминал скользкий кусок мыла. Не многим лучше была и лесная дорога. Костромская область – родина Ивана Сусанина – с первых минут показала свой характер. Нормальная дорога началась в Высоково, и мы даже хотели ускориться в надежде успеть на предыдущий рейс парома. Но тут же было пробито одно из колес (Сусанин не дремлет!). После починки уже в спокойном темпе докатили в Красные пожни до паромной переправы. В ожидании парома (до него было минут 40) разложили на солнышке недосушенные вчера вещи, устроили фотосессию на пирсе. Вода в Волге изумрудно-зеленая из-за водорослей, купаться в ней совершенно не тянуло.

Паром

Паром пришел по расписанию, выгрузил несколько машин. С нашей стороны заехала только одна машина, ну и мы с велосипедами. Кстати, при провозе велосипеда плату берут только за него (55 рублей), а за человека не берут.

Развлекаемся на пароме

Всего 10 минут – и мы на противоположном берегу, в Красном-на-Волге. От реки крутой подъем в гору. Затарились в магазине и под колокольный звон покинули сей славный городок, не удостоив посещением ни один ювелирный магазин, которые тут на каждом шагу (Красное-на-Волге издавна славится своими ювелирными украшениями, в основном из серебра).

Проехав по трассе до села Халипино, поворачиваем направо. На этой дороге участки с гравием и крупным гравием сменяются бетонными плитами. Разнообразие также вносят многочисленные вчерашние лужи.

Дорога к лосиной ферме

После моста через речку Покшу дорога становится грунтовой и довольно ухабистой. Зато идет не по лесу, а по открытому полю, благодаря чему успела подсохнуть.

Мост через Покшу

К ферме приехали полпервого. Около ворот уже собралась довольно большая толпа, много детей. Купили билеты. Ждать пришлось недолго. Симпатичная девушка провела короткий инструктаж для всей собравшейся к этому моменту группы (не меньше 50 человек) о том, как вести себя с лосями, раздала всем по три кусочка морковки для их кормления, и мы вошли в ворота.

Сумароковская лосиная ферма

На Сумароковской ферме (она была создана в 1963 году) лоси не живут постоянно, свободно гуляя по окрестным лесам. В загоне находятся только маленькие лосята, которых забирают у матерей в первый же день, и годовалые подростки. Лосиха, лишившись лосенка, принимает за него доярку, которая дважды в день приходит ее доить. Лоси сами приходят на ферму подкормиться овсянкой, но, если надо, их легко находят с помощью радиопередатчиков.

Сначала нас подвели к вольеру, где подросшие лосята уже ждали гостей, вытягивая морды из загона. У них такие шерстяные маленькие рожки, мягкая мордочка, их так приятно гладить! Похоже, лоськам тоже нравится, когда их гладят, а уж когда угощают морковкой!...

Годовалый лось
Кормим лосей морковкой

Потом пошли в вольер к самым маленьким. Нам сказали, что их можно даже потискать. Но у лосят был послеобеденный сон, они лежали стайкой в своем домике и слабо реагировали на людей.

В общем и целом экскурсия была очень интересной. Девушка-экскурсовод рассказала забавные истории из жизни обитателей фермы, отвечала на вопросы. Единственный минус – большое количество народа, из-за чего сложно подойти к животным, трудно фотографировать. И это в будний день! Представляю, что тут в выходные… Ах, да, еще мы продегустировали лосиное молоко. Маленький стаканчик стоит 80 рублей. Вкус необычный, но достаточно приятный. Говорят, лосиное молоко чрезвычайно полезно, им лечат заболевания ЖКТ.

После обеда на опушке леса отправились дальше. Наш путь пролегал по грунтовкам вдоль речки Покши. Несмотря на наличие населенных пунктов, дорога не выглядит активно используемой, пару раз мы вообще теряли направление. Сусанин, ау!

Лесные дороги

Наконец, выбрались к деревне Марфино. Отсюда уже дорога стала понятней. Сначала гравийка, а потом, после пересечения трассы, началась бетонка. Бетонные плиты уложены неровно (или сами со временем сместились), причем, как правило, край следующей плиты был выше, чем предыдущей, так что на каждом стыке приходилось подпрыгивать. Через некоторое время это страшно утомляет. Попрыгав таким образом около 5 км, мы достигли поворота к намеченному месту стоянки на реке Покша.

Наезженная грунтовка уверенно повела нас в луга, но потом повернула к деревне Головцино. Мы тоже повернули, поскольку нужно было набрать воды. В деревне нам сказали, что воды у них нет, магазина нет и дороги к реке тоже нет, вот!

Делать нечего, вернулись к развилке и обнаружили … нет, не дорогу, а след, где когда-то проехала машина. Среди высокой травы, по болотным кочкам мы ехали и шли, казалось, целую вечность! (на самом деле километра полтора). В конце концов наш бесстрашный командир обнаружил не только выход к реке, но и небольшую стоянку в стороне (там даже были остатки костра). Речка Покша чудесная – мелкая, быстрая, вода очень прозрачная и холодная, а на дне длинные красивые плети водорослей. Это был подарок судьбы, не иначе. Тем более, что завтра намечалось важное событие – юбилей Алексея Ефремова, и хотелось отметить его в красивом месте.

Река Покша возле стоянки

Вечером после ужина занялись изготовлением именинного торта. Были проявлены чудеса прикладного творчества (в смысле вкладывания в купленные готовые коржи различных ингредиентов).

Гулять вечером было негде, к тому же с наступлением темноты сильно похолодало. Посему отправились спать, предвкушая завтрашний праздник.

Проехали за день 70 км.

9 день. 11 августа

Утром именинник поднялся раньше всех. Он, по его словам, всю ночь оберегал изготовленный вчера шедевр кулинарного искусства. От кого, не уточнил (сосед по палатке Женя в излишнем пристрастии к сладкому замечен не был).

Наконец, подтянулся к костру остальной народ. Ночь была реально самой холодной за весь поход.

Торжественная церемония поздравления именинника включала:

1) мини-спектакль по мотивам небезызвестной повести А. Дюма;

2) вручение колоритных сувениров, предусмотрительно закупленных в знаковых точках нашего маршрута – Мстёре, Холуе и Плёсе;

3) распитие шампанского и поедание торта;

4) купание в Покше в клубах утреннего тумана с поднесением искупавшемуся рюмочки за здравие.

Именинник во всеоружии (на всякий случай)
Шампанское с утра....

Закончив с этими приятными делами, а также с ежеутренними сборами, в 8:20 покинули гостеприимную стоянку. Интересно, что обратный путь до вчерашней бетонки показался совсем не длинным.

Через час подъехали к усадьбе Следово.

Для справки: Усадьба Следово принадлежала старинному дворянскому роду Карцевых, первый из них оказался в Костроме в 1595 г. по указу царя Федора Иоанновича. Свой существующий вид усадьба обрела в 1860-1870-х гг. при Николае Павловиче Карцеве, губернском предводителе дворянства. После революции здесь была школа, а сейчас работает межшкольный эколого-биологический центр. На его территории разбит парк со множеством растений, в том числе экзотическими видами.

Соблазненные описаниями, мы тоже захотели посетить усадьбу. Когда подъехали к воротам, из них как раз выезжала машина. Вышедший мужчина сказал, что усадьба для посещений закрыта, там идет реконструкция, а на территории расположен детский лагерь. Не успели мы огорчиться, как подъехал автобус, из которого вышли юные спортсмены со своей очень общительной руководительницей. Оказалось, они приехали на экскурсию и согласились взять нас с собой. Правда, пришлось некоторое время подождать. Забегая вперед, скажу, оно того не стоило. То ли рассказы о чудесных цветниках усадьбы сильно преувеличены, то ли действительно мы приехали в неудачное время…

В усадьбе Следово
Сад камней в усадьбе

В любом случае, часок передышки от трясучей дороги не помешал. Через 4 км мы вывалились на трассу, по которой промчались со страшной скоростью еще десяток километров. Асфальт хороший, дорога преимущественно вниз, но машин очень много. По пути можно заехать в Глазово, в питомник хаски, но мы не стали.

Наконец, свернули на Никольское. Здесь большой и богатый супермаркет, где мы закупили продукты на праздничный ужин. Ну, а дорога после Никольского была всякая – грунтовки, гравийки. Уверенно следуя треку, мы благополучно достигли начала Идоломской дамбы.

Дамба была построена в 50-е годы, когда в Костромской области создавалось водохранилище – "Костромское море". Представляет собой насыпь высотой несколько метров с насыпной дорогой – «стиральной доской». Рядом внизу идет приличная грунтовка, по крайней мере, в начале. В лесу вдоль берега есть неплохие стоянки. Но, во-первых, вода в водохранилище, как и в Волге, сильно цвела, а во-вторых, нам хотелось продвинуться ближе к Костроме, чтобы завтра побыть там подольше.

Авторы всех найденных отчетов проезжали вдоль берега по дамбе. Но мы решили ехать по дороге вдоль реки Костромы. Конечно, это было немного рискованно, тем более, местные жители в поселке Прибрежный, где мы набирали воду, уверенно заявили, что никакой дороги там нет вообще. (Кстати, потомки Сусанина не раз на нашем пути "путали следы", давая неверные сведения в весьма категоричной манере).

Но дорога была, причем, это была самая лучшая грунтовая дорога за весь поход – ровная и совершенно не песчаная, к тому же, частично она проходила по лесу, в тени деревьев.

Лучшая грунтовая дорога похода

Доехали до намеченного заранее места, не особенно надеясь на комфортную стоянку, и были приятно удивлены. В небольшой березовой рощице на краю поля обнаружилась ровная полянка с костровищем, а к реке вел оснащенный земляными ступеньками спуск. Вот это настоящий подарок!

Купание в р. Кострома вызвало массу восторгов, наконец-то можно было вволю поплавать - температура воды комфортная, дно хорошее, ширина реки метров 50, течение не сильное. В общем, чудесное место для праздничного вечера и заключительной полевой ночевки.

Река Кострома на закате
Стоянка в березовой роще

Проехали за день 60 км.

10 день. 12 августа

Последний ходовой день. Выехали в начале девятого и уже через час были возле Ипатьевского монастыря.

История Ипатьевского монастыря тесно связана с историей Руси. Когда в феврале 1613 года юный Михаил Романов был избран на престол, он в это время пребывал в своей костромской вотчине – селе Домнино. Из Москвы в Кострому было отправлено Великое Посольство для изъявления воли народа вновь избранному монарху. Поляки, желавшие посадить на престол своего королевича, узнав об избрании Михаила, отправились в Домнино, чтобы захватить его. Но юного царя спас ценой своей жизни русский крестьянин Иван Осипович Сусанин...

Территория монастыря, на которую допускаются посетители – т.н. старый город – небольшая. Мы взяли экскурсию, и старушка-экскурсовод со строгим голосом поведала много интересного. Посетили древний Собор Живоначальной Троицы, царские усыпальницы и бывшие палаты Романовых.

На территории Ипатьевского монастыря
В палатах Романовых

После монастыря отправились в расположенный рядом музей под открытым небом – Костромскую слободу, куда свезены деревянные дома и церкви. Территория музея довольно большая, очень зеленая, находиться там приятно, особенно посидеть на лавочке возле пруда… Большая зона, где продают сувениры, можно спокойно все рассмотреть и выбрать.

Вид на Ипатьевский монастырь с моста

После этого отправились в центр Костромы, переехав по мосту одноименную реку. Улицы Костромы неширокие, здесь сохранилось много старинных домов. Мы специально проехали по улице Спасокукоцкого, чтобы посмотреть на них. Но дома плохо видно из-за деревьев и припаркованных вдоль всей дороги машин.

Некоторые зашли в храм Богоявленско-Анастасииного монастыря, который находится как раз напротив резиденции Снегурочки. Остальные в это время посетили магазин льна, которых в Костроме очень много, т.к. здесь работает Большая костромская льняная мануфактура.

Приехали на центральную площадь, которую называют «сковородка». К сожалению, ее главная достопримечательность – пожарная каланча – оказалась в лесах, на реставрации. Через дорогу, в сквере у подножия памятника Ивану Сусанину, работала ярмарка. Здесь, в старинных торговых рядах, находится знаменитая сырная биржа. Костромской сыр славится до сих пор, и к прилавкам стояли огромные очереди. К слову, такой же сыр можно купить в продуктовом магазине на рынке.

Потратив деньги, кто сколько смог, выехали на набережную. Здесь нас ждал сюрприз – Алексей решил отметить свой юбилей с размахом и повел нас в ресторан. Да, в настоящий ресторан «Белое солнце». Оставив велосипеды на велопарковке, мы сидели на веранде с видом на Волгу, поедали шурпу и бухарский плов, и самсу с зеленым чаем. Это было так нереально – еще утром ели овсяную кашу, сидя на земле на коврике, а здесь –респектабельная публика, услужливый официант, и мы такие….. Ресторан, кстати, очень колоритный, внутри восточная обстановка и фигуры героев фильма, можно нарядиться в костюмы и сфотографироваться, чем мы, конечно, воспользовались.

Интерьер ресторана "Белое солнце"
У входа в туалет
Завершаем обед
Rpt
Фотографии в образах

После сытного обеда ехать еще куда-то было лень. Осмотрели «беседку Островского», которая задействована в съемках фильма Э. Рязанова «Жестокий романс», а потом поехали на вокзал. Советская улица, ведущая к вокзалу, страшно загружена транспортом, лучше попробовать выбрать другой маршрут.

Здание вокзала оказалось на ремонте, а наша электричка уже стояла на первом пути с открытыми дверями. Поэтому не спеша загрузились, разместили велосипеды, как в прошлом походе научил В. Петренко (по другому они никак не помещаются!). Народу, по-счастью, было немного. Билеты купили прямо в электричке. С удивлением узнали, что, если у велосипеда снять переднее колесо, то платить за него не надо!

В электричке. Велосипеды зацепляются седлом за багажную полку

Через час выгрузились в Нерехте, где переночевали в гостевом доме, а на следующее утро уехали домой. Оказалось, что задача погрузки в вагон за 2 минуты, которые поезд стоит в Нерехте, вполне осуществима!

На перроне в Нерехте. К посадке готовы!

Маршрут получился интересный, не слишком сложный, хотя и совсем простым его назвать нельзя, и уж в любом случае не однообразный! Много интересных, не «заезженных» объектов.

Справедливости ради, кольцо «замкнули» не совсем, поскольку не побывали в Ярославле. Но, честно говоря, по предыдущему опыту (Владимир, например) поняли, что такие большие города все же лучше изучать не на велосипеде, да и ехать по трассе от Костромы до Ярославля совершенно не хотелось. Так что легкая недосказанность все-таки осталась. Пусть это станет поводом когда-нибудь вернуться!