Мстинушка

Мстинушка 028 Мстинушка 028
Мстинушка 029 Мстинушка 029
Мстинушка 092 Мстинушка 092
Мстинушка 2009 2 (62) Мстинушка 2009 2 (62)
Мстинушка 2009 (35) Мстинушка 2009 (35)
Наша любимая кафедра страноведения и международного туризма,факультета географии и геоэкологии  ,СПбГУ, в период  с 07.08 – 16.08. 2009 г. провела водно научную экспедицию  , I категории сложности , по маршруту: Новгородская область, г. Боровичи –река Мста – ж/д. Мстинский мост.
  Целью экспедиции являлось: ознакомление студентов с водным маршрутом по реке Мста; сбором научных материалов о природных и историко-культурных объектах,с целью обоснования водного туристского маршрута. В состав  экспедиции входили пятеро студентов во главе с руководителем экспедиции ,профессором физгеографом Дмитрием Викторовичем Севастьяновым.
  Путь следования экспедиции начинался в городе Боровичи,далее вниз по течению реки Мста до конечной точки маршрута- ж/д. Мстинский мост. Общее расстояние по реке – 160 км. Средства сплава: 3 резиновые лодки модели «Турист – 3»
Общая информация о реке Мста.
Мста — река в Тверской и Новгородской областях России. Название своё получила  от угро-финского слова " муста" (" черная") за темный цвет воды, которые приносят в нее притоки, начинающиеся в болотах.  С древних времён  Мста на всём своем протяжении была частью важного водного пути из Волги в озеро Ильмень и Великий Новгород, а позднее в Санкт-Петербург.  Мста берёт начало из озера Мстино, в верховьях она течет в ледниковой долине, а затем пересекает несколько гряд, где прорезает твердые коренные породы, образуя пороги. Покинув пределы Валдайской возвышенности, Мста разливается, и в оз. Ильмень впадает широкой полноводной рекой, образуя на Приильменской низменности обширную заболоченную дельту.
  Наша группа  выехала из Санкт-Петербурга в Новгородскую область, город Боровичи поездом в 14.00 и были на месте в 21.00. На следующий день участники ознакомились с городом..Старинный город Боровичи (известен с 15 века) стоит на месте древнего волока. Некогда торговый центр, ныне центр производства огнеупоров.Одна из главных достопримечательностей города-железнодорожный вокзал 1876г.
Погрузившись в лодки мы отправляемся в наш маршрут. После Боровичей Мста выходит на равнину и снова успокаивается, берега низкие,  пологие До села Волок лесов нет, а далее вдоль левого берега тянутся, поросшие лесом, холмы. Селений почти не видно.
Деревня Волок получила своё название благодоря, проходящему здесь издавна, Нижнему волоку.
 Постепенно берега повышаются, одеваются лесом, и на участке Топорок - Большие Светицы наблюдаем интересный геологический объект «Мстинские(Березовские) петушки» этот объект считаеися самым красивым местом на реке Мста
Здесь, на крутом высоком восточном склоне реки, расположены протяженные глинистые обнажения земной породы, похожие на петушиный гребень, откуда и произошло само название места. Мстинские Петушки знамениты открытыми отложениями красных и голубых глин, которые, чередуясь между собою, образуют своего рода «слоеный пирог» и создают удивительной красоты картину , от которой глаз не отвести.
 Далее мы отправляемся  вниз по течению по направлению к посёлку Любытино.
Оставив лодки под любытинским мостом мы отправляемся на обзорную экскурсию по достопримечательностям. Любытино впервые упоминается, как погост Прокопьевский на Белой, в писцовых книгах Новгородской земли в 1581—1583 гг. Свою неофициальную историю посёлок ведёт с 947 года, когда по легенде, жена князя Игоря княгиня Ольга, проплывая по Мсте к Новгороду, устанавливала по реке погосты и уроки и вероятно на месте одного из этих погостов — Малышевского городища и расположен ныне посёлок Любытино.
Главные достопримечательности: усадьба Горемыкиных,погребательные сопки,памятник деревянного зодчества:”Славянская деревня х века”.Церковь Успения Пресвятой Богородицы
За Любытино следуют высокие берега из красного камня,а затем становятся безлесными.
Спустившись чуть ниже по течению мы обнаруживаем хорошее место для стоянки нашего лагеря. Поднявшись вверх по склону мы обнаруживаем прекрасный ,разноцветный брусничный ,зеленомошный сосняк с обильным количеством различных грибов.
Ближе к конечному пункту берега постепенно повышаются, одеваются лесами. Временами попадаются небольшие несложные гряды. На  следующее утро, смирившись с пасмурным небом , с улыбкой на лице мы отправляемся дальше к нашей цели. Пройдя около 25км мы обнаруживаем удобное место для ночлега на сенокосе. И наконец мы отправляемся на конечную точку нашего путешествия-«Мстинский мост». Доехав до Малой Вишеры,мы садимся на наш поезд,который и доставляет наш на Московский вокзал.

В заключении хочу добавить ,что водный путь познавания истории земель очень интересен и удобен,как издавна ,так и в настоящии дни.