Турция / Автотуризм

По следам великих цивилизаций.

2 - 9 января 2012 г.

Предисловие

ПО СЛЕДАМ ВЕЛИКИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Турция 2-9 января 2012года.

Участники: Нестеров Андрей, Данилова Мария, Хохловы Александр и Анна.

Как обычно, к концу года начинаются мучительные размышления: что же делать на длинные январские праздники.  В прошлом году мы замечательно погуляли в Крыму, но повторяться нельзя – надо придумывать что-то новое. После длительных поисков в Интернете вырисовывается возможность уехать на неделю в Турцию в экскурсионный тур под названием «По следам великих цивилизаций». Сроки вполне подходящие: со 2 по 9 января, сама идея вроде неплохая – неделя  обзорной поездки, без нудного сидения на одном месте, каждый день  что-то новое.  Да и программа кажется вполне интересной – объехать половину Турции и посмотреть много интересных  исторических мест.  Конечно, это опять предлагаемый турфирмой  экскурсионный тур без возможности поехать туда, куда захочется,  но готовить что-то свое перед Новым годом некогда. Решено – едем.

Берем тур в представительстве турецкой фирмы  UP JET, и 2-го января улетаем в Стамбул.  Я не буду описывать историю тех мест, в которых мы побывали. Это просто невозможно. Кто захочет – о каждом из этих мест написано очень много, в том числе в интернете. Здесь - в основном фотографии и наши впечатления о поездке.

Отмечу только, что работой турфирмы UP JET  мы остались очень довольны – все очень четко,  и очень хорошая и грамотная работа  гида.

Часть первая. Стамбул.

Стамбул. Вид из окна гостиницы Стамбул. Вид из окна гостиницы
Египетский обелиск Египетский обелиск
Мечеть Султана Ахмета Мечеть Султана Ахмета
Голубой купол мечети Голубой купол мечети
Цистерна Базилика - Дворец Еребатан ( Подземный дворец) Цистерна Базилика - Дворец Еребатан ( Подземный дворец)
Мост через бухту Золотой Рог Мост через бухту Золотой Рог
Мост через Босфор Мост через Босфор
Вид на Стамбул и Босфор с Азиатской части Стамбула Вид на Стамбул и Босфор с Азиатской части Стамбула

2 января, вечером, мы  прилетаем в Стамбул. Нас встречают и отвозят в гостиницу, где мы успеваем поужинать. Решаем, что сегодня гулять никуда не пойдем – уже довольно поздно, а впереди – напряженная неделя.

3 января.   Завтрак с видом на Мраморное море. Утром встречаемся всей группой с нашим гидом – Шефаатом. Группа достаточная разновозрастная, но всех объединяет интерес к поездке, поэтому никаких проблем и разногласий в группе ни разу за всю поездку не случилось.  Едем смотреть сначала центр Стамбула: площадь ипподрома с его колоннами, голубую мечеть – мечеть Султана Ахмета,  музейный комплекс Айя София, подземное водохранилище Еребатан. Дворец Топкапы, к сожалению, закрыт на выходной день. Все это рядом, практически в одной точке. Впечатления неизгладимые. Уже здесь начинается смешение разных культур и религий.  Это европейская часть Стамбула. Из автобуса смотрим стены древнего Константинополя. Переезжаем через  залив Золотой Рог и Босфор и поднимаемся на смотровую площадку в Азиатской части Стамбула за Босфором. Очень красивый вид на город. Конечно, полдня на Стамбул – это очень мало. В Стамбул надо приезжать специально на несколько дней.

Едем в Анкару. Довольно долго едем вдоль Мраморного моря.  Места очень красивые.  Между Стамбулом и Анкарой прекрасная дорога. Вечером в 20 30 мы в гостинице в Анкаре.

Часть вторая. Анкара и дорога в Каппадокию.

Стены древней Анкары Стены древней Анкары
В древней крепости живут люди В древней крепости живут люди
Вид на Анкару со стен крепости Вид на Анкару со стен крепости
Крепость в Анкаре Крепость в Анкаре
Так обходились с языческими богами Так обходились с языческими богами
Экспонаты музея Экспонаты музея
Мавзолей основателя современной Турции Мустафа Кемаля- Ататюрка Мавзолей основателя современной Турции Мустафа Кемаля- Ататюрка
Львиная аллея Львиная аллея
Город Аксарай. Вид на гору Хасандаг Город Аксарай. Вид на гору Хасандаг
Вход в гончарную мастерскую в пос. Аванос Вход в гончарную мастерскую в пос. Аванос

4 января.

Полдня мы в Анкаре – столице Турецкой республики. Сначала  едем в старую часть города – смотрим древнюю крепость.  Гуляем по стенам крепости.  Там же,  рядом – музей Анатолийских цивилизаций – удивительное собрание экспонатов. Осознаешь, что в этих местах зарождалась цивилизация много тысячелетий назад.

Современная история Турции – музей Ататюрка. Здесь все связано с историей  борьбы Турции за независимость  и становлением современной Турции как светского государства..

После Анкары мы по программе поездки должны были ехать в бывшую столицу хеттской цивилизации – город Хаттушаш. К сожалению, эта часть поездки была отменена из-за того, что дорога туда обледенела,  и в целях безопасности в этот день турфирма поездку в это место запретила. Народ попытался уговорить нашего гида все-таки поехать в это древнее место, но Шефаат был непреклонен и сказал, что даже ради этого удивительного места не стоит рисковать. Поэтому  в 12 30 мы двинулись в сторону Каппадокии.

Останавливаемся пообедать в придорожном ресторане примерно в 14 часов. Едем в сторону г. Аксарай. По дороге довольно долго едем вдоль второго по величине соленого озера, в котором добывают 80% соли  в Турции.

Г. Аксарай – прямо перед нами возникает высокая снежная гора Хасандаг – удивительное зрелище – остальных гор еще не видно – полное впечатление, что гора торчит в чистом поле.

Сворачиваем на город Невшихир – центр Каппадокии. Проехав город,  едем в пос. Аванос.  Уже начинает темнеть и мы наблюдаем освещенные окна в домах, расположенных прямо в скалах. Останавливаемся в  гостинице Salan в пос. Аванос, предварительно посетив  мастерскую керамики. Там нам показывают удивительное искусство местных гончаров, после чего в их магазине народ закупает местную керамику.  Мастерская тоже расположена прямо в скале.

Расположившись в гостинице и поужинав, часть группы (из числа желающих) отправляется смотреть танец дервишей. Зрелище захватывающее и немного мистическое. Древняя философия – религия в кружении под музыку и пение. Фотографировать там, к сожалению, запрещено, поэтому пришлось просто купить открытку с изображением танца.

Возвращаемся в гостиницу. Завтра нас ждет напряженный день: с утра для желающих – полет на воздушном шаре над скалами Каппадокии, потом автобусная экскурсия по Каппадокии, а вечером  желающие могут поехать посмотреть турецкие танцы («Турецкая ночь» в подземном ресторане).

Часть третья. Чудеса Каппадокии

Готовимся к полету над Кападокией Готовимся к полету над Кападокией
Старт Старт
Шаров не пересчитать Шаров не пересчитать
С высоты 1200 м С высоты 1200 м
Приземляется Приземляется
В подземном городе Каймаклы В подземном городе Каймаклы
Этим камнем запирался вход Этим камнем запирался вход
Крепость Учхисар Крепость Учхисар
Чудеса природы Чудеса природы
Скальные церкви Каппадокии Скальные церкви Каппадокии
Вид на долину Пашабаг Вид на долину Пашабаг

5 января.

В 6 утра отчаянная часть нашей группы выходит из гостиницы, чтобы ехать к  месту, откуда летают на воздушных шарах. Над гостиницей висит густой туман. Мы решаем, что никакие шары в такую погоду не летают. Однако за нами приходит автобус. Едем. Отъехав  немного от поселка, мы понимаем, что туман висел над рекой, которая течет недалеко от гостиницы. Значит все в порядке, и мы сумеем насладиться полетом над Каппадокией!

Полет описывать не буду – это просто потрясающе. Почти час мы летаем над сказочным ландшафтом Каппадокии: сначала  - совсем рядом со скалами, а потом с высоты 1200 метров смотрим во все стороны. Впечатления изложены в слайдшоу : http://youtu.be/c6pdlWRiFWo   и фильме: http://youtu.be/mM6Zy5mtMf0

В 840  мы уже снова в гостинице, быстро завтракаем и собираемся ехать смотреть те же ландшафты, но уже с поверхности земли. Собираться долго не приходится, потому что сегодня мы ночуем в этой же гостинице. Это единственное место в поездке, где мы ночуем два раза в одном и том же месте.

Итак, сначала - подземный город Каймаклы. Очень интересно, но не рекомендую людям с клаустрофобией. Много тесных узких проходов, а вернуться обратно можно только с самого начала экскурсии  - потом можно двигаться только по ходу экскурсии.  У нас в группе пришлось одну даму срочно выводить наверх, хорошо, что это произошло практически сразу на входе в подземелье.

Дальше едем смотреть  крепость Учхисар (Ючхисар).   Большая крепость, расположенная в естественной высокой горе, вся изрезанная входами, окнами, датируется предположительно хеттским периодом.

Потом -  на смотровую площадку, с которой открывается потрясающий вид необыкновенных ландшафтов Каппадокии.  Тут же большой выбор всяких сувениров. Народ разбредается в разные стороны: смотрят, фотографируют, покупают сувениры.

Далее – музей под открытым небом – огромный комплекс наскальных церквей Каппадокии – Гореме.  Древний наскальный монастырь, в церквях которого сохранились  фрески 10-11 века.  Описать это невозможно – это надо видеть.

Обедаем и едем в долину Пашабаг,  в которой расположено множество двух- трехголовых пирамидальных скал. Одна из них – трехголовая пирамида известна как пристанище св. Симеона в 5 веке н.э. Около часа бродили по этим удивительным местам.

Под конец экскурсии нас отвезли к скале, которая по своей форме напоминает верблюда.  Фотографируемся на фоне верблюда и едем в гостиницу, по дороге заехав в магазин, чтобы купить местное вино и заехав на фабрику серебра.

Поскольку день оказался довольно напряженным по впечатлениям (особенно для тех, кто успел с утра полетать на шарах), то нашему гиду с большим трудом удалось уговорить часть народа поехать вечером на «Турецкую ночь».

Мы после ужина едем в небольшой подземный ресторанчик, где смотрим  зажигательные турецкие танцы, пьем вино, закусывая орешками,  и все это кончается тем, что артисты вытаскивают танцевать своих гостей.  Не смотря на усталость от такого бурного дня, народ отплясывает под турецкую музыку до 23 часов.

Вот такой получился день в Каппадокии.  Фильм по экскурсии по Каппадокии можно посмотреть здесь: http://youtu.be/fCiqUBZIg38

Часть четвертая. Дорога на Конию, Кония и регион Эгейского моря

Караван сарай Караван сарай
Здесь обучали дервишей Здесь обучали дервишей
Едем через тучи Едем через тучи
Акшехир - здесь жил Ходжа Нассредин Акшехир - здесь жил Ходжа Нассредин
Г. Паммукале. Травертины ночью Г. Паммукале. Травертины ночью
Бассейн Клеопатры. Горячий источник Бассейн Клеопатры. Горячий источник
Травертины под дождем Травертины под дождем
В древнем театре В древнем театре
Дорога через античное кладбище Дорога через античное кладбище
Радуга над Эгейским морем Радуга над Эгейским морем
Древний Эфес Древний Эфес
На древних улицах На древних улицах
Вид на библиотеку с проспекта Куретлер Вид на библиотеку с проспекта Куретлер
Вид на древний театр Эфеса Вид на древний театр Эфеса
Вид на современный город Бергама Вид на современный город Бергама
Подножие алтаря Зевса Подножие алтаря Зевса
Горный театр Горный театр
Троянский конь Троянский конь
Въездные ворота Трои Въездные ворота Трои
Вид от Трои в сторону моря Вид от Трои в сторону моря

06    января.   Довольно длинный перегон в сторону Эгейского моря. По дороге ряд достопримечательностей.

Караван-Сарай  - дворец для караванов. Постройки 13 века.

Кония – центр суффийской культуры.  Огромный религиозный комплекс Мевляна, который основал Мевляна Руми, древний  филосов, поэт, основоположник ордена дервишей – танцующих монахов. В настоящее время орден находится как бы под запретом (официально), но негласно продолжает существовать. Здесь же находится захоронение Мевляна. Место – очень почитаемое в Турции.

Дальше движемся в сторону Эгейского моря.  Проезжаем город Акшехир – место, где жил и похоронен Ходжа Нассредин. Мне правда всегда казалось, что Ходжа жил у нас в Средней Азии, но видимо в каждой стране – свой Ходжа Нассредин. В Турции считают, что Ходжа никогда не выезжал из Акшехира,  и был дервишем. Все может быть.

Обедаем недалеко от Акшехира и едем в сторону Эгейского моря вдоль заснеженных гор. Погода начинает портиться. Снежные флаги, развевающиеся под вершинами гор, говорят о сильном ветре.

В 17 часов проезжаем город Денизли, движемся в сторону пос. Памуккале

В 19 часов заселяемся в гостиницу недалеко от п. Памуккале, в п. Карахаит. Начинается дождь. В гостинице есть бассейн  с термальными водами. Получится ли завтра искупаться в  источнике Клеопатры – неизвестно, поэтому лезем купаться в бассейн.

7 января

В 8 утра под проливным дождем едем смотреть Паммукале.  На входе в комплекс скупаем у продавцов непромокаемые плащи, сделав им выручку, о которой они, наверно, и не мечтали.

Под дождем смотрим древний Хиерополис, с его храмами, театром, античным кладбищем.  Ходим вдоль удивительных природных  белых террас, по которым течет теплая вода – травертин Памуккале.   Сильный ветер. Льет дождь, что, конечно, несколько отравляет жизнь и мешает фотографировать. В купальню Клеопатры никто не полез. Во-первых,  и так очень мокро, во- вторых,  времени, как всегда, не хватает.

Здесь и дальше  в регионе Эгейского моря  основные достопримечательности  связаны с древнегреческим и древнеримским периодами истории этой части Турции.

Промокли все основательно – в связи с этим на обеде все заказали себе турецкую водку «ракию», чтобы согреться.

После обеда едем в сторону г. Кудашасы.  В г. Назили 3 человека из группы у нас уезжает – им надо раньше вернуться домой.  Честно говоря – очень жаль, поскольку оставшаяся часть экскурсии не менее интересна, чем первая. Собственно римско-греческая часть экскурсии только началась.   В г. Кудашасы у нас следующая ночевка   Но, до ночевки мы проезжаем Кудашасы ,  заезжаем  к древнему городу Эфесу и сворачиваем к дому Богородицы, расположенному на вершине горы недалеко от древнего Эфеса. Сам древний Эфес будем смотреть завтра. Дом Богородицы – сейчас церковь Богородицы – по преданию построил  св. Павел для Богородицы после распятия Христа, где Богородица жила до своей смерти. Рядом с домом – святой источник. К дому Богородицы дорога – довольно крутой горный серпантин, с очень красивыми видами на долину, в которой расположен древний Эфес и современный город Сельчук.    Дождь вроде немного затихает. Надеемся, что завтра погода будет лучше.

В 17 45   мы в гостинице в г. Кудашасы  на берегу Эгейского моря. Заселяемся и идем гулять вдоль набережной. Дождь прекратился. По колено залезаем  в  Эгейское море.  Вода не холодная, но купаться что-то никто не рискнул.

8 января.  В 8 утра выезжаем из гостиницы. Едем смотреть  древний Эфес.  История города начинается  в 2000 году до н.э.  Кто только не завоевывал эти места, кто тут только не жил. Огромное количество сохранившихся памятников древней архитектуры просто поражает.  Долго бродим по древним улицам, не веря своим глазам.   Здесь  такое смешение разных народностей: лидийцы, эллины, Александр Македонский,  Бергамское королевство, римляне, Византия, раннее христианство. Описать ощущения, когда ходишь по Эфесу очень трудно – ты просто окунаешься в древнюю историю. Древние улицы, древние постройки и скульптуры,  здание библиотеки, невероятных размеров театр – все это нужно видеть своими глазами.  Совершенно непонятно, как эти люди в промежутке между всеми войнами успевали создавать такую красоту. Похоже, что человечество в своем развитии утратило что-то очень ценное.

В 11 30  с огромным сожалением уезжаем из Эфеса. Конечно, там можно гулять целый день и, наверно, даже не один. Но у нас еще большая программа, а завтра – последний день экскурсии.

В 1210  мы в городе Измир (древняя Смирна). По Измиру мы проезжаем на автобусе – это большой современный город, второй по значимости портовый город в Турции.  Измир считается самым светским городом Турции. Ненадолго останавливаемся на площади Конак и едем дальше.

Впереди у нас еще древний Пергамон  - современный город Бергама.  В Бергаме обедаем  с 1420  до 15 часов и едем смотреть руины Пергамона, расположенные на вершине горы. Здесь тоже очень интересно, но после Эфеса впечатления уже слабее – хотя именно Бергамское королевство долгое время было самостоятельным и подчиняло себе окрестные территории. Поражает воображение Пергамский театр, расположенный на крутом склоне горы.  Очень красивые виды с высокой горы во все стороны.

В 17 часов едем дальше.  В 19 часов мы в гостинице недалеко от города Айвалык (п. Сарамсаклы) на берегу Эгейского моря. Городок совершенно пустой, летом тут очень много народу, но зимой почти все гостиницы стоят закрытые. Даже выходить гулять не хочется – настолько город выглядит нежилым.

В гостинице отмечаем почти окончание путешествия – завтра вечером все разъезжаются в разные стороны.

9 января – последний день экскурсии.

Выезжаем из гостиницы в 6 утра – нам предстоит довольно длинный переезд в Стамбул. А по дороге мы еще должны заехать посмотреть древнюю Трою. В Трою (турецкое название Трува)  мы приезжаем в 9 утра и до 1030  гуляем по раскопкам древнего города.

У меня лично название Троя связано в основном со знаменитой Троянской войной. Однако это древний город, который был построен в 3000 г до .н.э. и до 500 года н.э. разрушался и вновь восстанавливался девять раз.   Знаменитая Троянская война у историков считается первой мировой войной между востоком и западом и соответствует седьмому  периоду жизни людей  в Трое.  После Троянской войны город был восстановлен и существовал еще несколько столетий.

С холма, на котором расположена Троя,  виден пролив Дарданеллы.  Народ с удовольствием фотографируется на фоне деревянного Троянского коня.

Дальше едем к переправе через Дарданеллы. Паромом переправляемся в европейскую часть Турции – переправа занимает около часа, и едем в Стамбул, по дороге остановившись на обед. Дорога до  Стамбула занимает 4,5 часа (вместе с обедом). При въезде  в Стамбул попадаем в приличную пробку.

Все – в аэропорт и домой.

Заключение

В заключение могу сказать одно: я очень рекомендую поехать в этот экскурсионный тур. Конечно, это – обзорный тур. В каждом месте, где мы побывали, можно провести не один день.  Зато теперь мы знаем,    какие места в Турции мы бы хотели посмотреть более подробно. Особенно там, где мы не были.

Эта экскурсия полностью изменила наше представление о Турции

Турция – не только место для пляжного отдыха, а страна с древней и очень интересной историей и не менее интересной современной жизнью.