Мы долго собирались сходить куда нить по-севернее в пеший самостоятельный поход. Рассматривали разное, но в итоге остановили свой выбор на Сейдоозере. План был добраться до Мурманска самолетом. закупить на месте газ и отправиться в поселок Ревда, откуда и стартуем уже на своих двоих (как выяснилось большую часть похода передвигались на своих 4х, потому как трекинговые палки в этих местах, реально тема!)
п.Ревда - пер. Эльморайок - Куйва - Домик Егеря - брод Мотка - Чирвуйа - Мурнуай - пер. Эльморайок - п.Ревда

Вокруг Сейдозера за 7 дней

Состав: Алексей А.(Н.Новгород), Дмитрий Б.(С-Петербург)

День 0 (24.07)  Начало

Прилетел в 9 утра в Город - Герой Мурманск. Погода облачная, но без дождя. Настроение боевое.  Сразу незадача - рюкзак не долетел. Без багажа я оказался не один (хотя из НН с пересадкой летел еще один человек, и его багаж прилетел). Не нашли свою поклажу еще человек 8,  из них два турка, которые говорят только на турецком, у них диалог с персоналом аэропорта как-то не задался вообще. Пока оформляю документы по этому поводу,  прилетает радостный Диман. Огорчаю его фактом, что планы придется корректировать. По опыту знаю, что скорее всего следующем рейсом все прилетит, но следующий рейс в 17 20.  Диман договаривается с машиной, что мы едем в Ревду не раньше 6 ти. В итоге сдаем все, что прилетело в камеру хранения и едем в Мурманск купить газ, ракетницу, чтобы отпугивать медведей и пускать прощальный салют :). Доблестный страж аэропорта рассказал что до 16 00 у нас есть время погулять без дождя - нам повезло!. в итоге он оказался прав - Метеослужба аэродрома все таки что то знает.

В Мурманске оставили часть чистых цивильных вещей в отеле, где будем ночевать после окончания похода через неделю и к 17:30 вернулись на такси в аэропорт. Самолет задержали, ждем.. но в итоге нам повезло и все приехало. Не огорчает даже факт того что льет дождь.

К 22 00 приезжаем к руднику в Ревде. Пока ехали -  небо очистилось.

На проходной нам дают ЦУ, рекомендуют держаться левой стороны при подъеме на перевал -  там плавнее. в итоге мы так и сделали - возможно, действительно плавнее - не знаю :)

Первые шаги по камням

Сначала идет плавный подъем по тропе, потом начинается курумник и так до той стороны перевала. Тропа периодически проглядывает, но в основном ориентироваться можно по турам.

На перевале нехилый ветер. Идем, радуемся началу похода, ловим последние минуты связи и Диман успевает что-то отправлять в чатик. К 24 00 поднялись наверх, связь оборвалась примерно на неделю :)

На перевале Эльмайорк

Светло, идти нормально. На спуске мои колени начали намекать, что можно было бы вести более здоровый образ жизни. Решили искать стоянку, как только дойдем до зоны леса. Где-то пол первого началась зелень, кустарники и мы быстро нашли стоянку. и тут мы осознали куда пришли - такого нашествия комаров мы не ожидали. Их был куча, тьма, орда!!!

Приготовили поесть - не ради рекламы, но сказать должен: Сублиматы  - это круто! На газу минуты за три вскипает вода, засыпаешь еду в тарелку, заливаешь кипятком и еще через 3 минуты ешь по-настоящему вкусную еду!

Приготовили еду и позорно спрятались в палатке от комаров, там поели и спаать.

Комаров безумно много, но быстро к ним привыкаешь

День 1 (25.07) Мокро и сыро

Спали долго. Встали где-то около 10:00. Комары все там же, погода облачная. Не торопясь позавтракали. Пока завтракали, нас обогнала с перевала группа человек 15.

Собирались не быстро, но процесс сбора катализировался - стал накрапывать дождь.

Продолжаем спуск. Идет дождь.  Дошли до зоны леса. настоящего леса. Ели, березы нормальной величины.

Встречаем несколько групп людей, идущих навстречу. Все какие-то безрадостные и неразговорчивые. Некоторые желают нам удачи и говорят, что такая погода была всю неделю, так что крепитесь. Через полтора часа доходим до первого озера. Небольшое, с кристально чистой водой, красивое.. проходим его.

За время спуска нагнали одну группу, идущую вниз.

Складывается впечатление, что это не глухое дикое заповедное место, а место фестиваля..но стоит признать, что потом все куда то рассасываются. Всегда можно встретить кого-то на стоянках у начала озера и на хороших местах вдоль озера, в других а на подъемах наверх в других местах людей нет.

Далее идем по северному берегу Сейда. Тропа есть. Потерять ее нельзя. Но идти по ней ужасно плохо. Первую половину Сейда по северному берегу тропа - это камни и корни деревьев в таком сочетании, что идти реально очень неудобно. Еще из-за дождя все было мокрое и очень скользкое. Уже в первый день мы радовались, что взяли трекинговые палки.

Озеро необычайной красоты и чистоты

Напротив Куйвы остановились на обед. Густая ель позволила посидеть в сухом месте. Поели, вовсю гуляет рыба. и отправились дальше.. Дождь, мокрые кусты, мокрые камни, мокрый мох,  душ с ближайших деревьев.. и так часа три..

В итоге вышли на отличную стоянку с персональный галечным пляжем. С квадратом полтора на два метра между елок, с АБСОЛЮТНО сухой землей. Решили использовать это место для вещей, под платку маловато места: она бы, конечно, встала, а вот войти в нее было бы сложно.

Диман умудрился вымочить за день все свою одежду..потом говорил, что чем-то ему этот день не понравился.. Колени к концу дня опять о себе напомнили..

Сходили за дровами, приготовили еду. Покормили комаров. и пошли купаться. Звучит странно, но так взмокли и изнутри с снаружи, что не удержались. Больше напоминало не купание, а изощренный способ накормить всех комаров вокруг.. но все равно приятно. хоть и сводит все части тела, что находятся в воде.  Разожгли костер и Диман сушился, сушился и сушился.. в 22:05 комары ушли спать.. как по команде. и судя по следующим дням, у них с этим строго.. расписание жесткое. Временами прибегали лемминги и вели себя нагло.

В 23 00 прошел мимо нас чувак с бородой.. спросил далеко ли до егерьского домика, мы его уверенно обманули сказав, что километра полтора..

День 2 (26.07) рай

Опять не ранний подъем. проспали часов 10. низкая облачность, но дождя нет. Решили не подниматься сегодня наверх. долго собирались. Завтрак, кофе, опять кофе.. в итоге вышли ближе к часу дня.. пока шли погода разгулялась.. вышло солнце и стало вообще весело и замечательно.

Шикарный пляжик

Прошли километра 4 и вышли в дому егеря. Большая поляна, дом со спутниковой тарелкой.. и стоянка туристов.. среди них наш вчерашний гость.. обменялись любезностями, спросили как пройти через проток из озера.

Домик Егеря

Нам подтвердили, что моста больше нет, можно в брод. Если есть плавки, то все ок.

Пошли в сторону брода.

Погода хорошая, солнечная. На пути к броду болото.. доходим и что видим? Свежеуложенная гать. Настил из свеженьких досок прям по кочкам напрямую к перешейку. вообщем по этому шоссе быстро добежали до места брода.

400м шикарной дороги по болоту

Что есть брод - два островка и соответственно три протоки(каждая метров 10 -15).  через первый и глубокий перекинут мост. Мост - это широкое бревно с чем что вроде поручня..

Старшный мост. В конце нет части перилы

через вторую протоку можно перепрыгать по камням. и третья протока уже по воде. если правильно выбирать путь, то не выше колена..

Ох бодрит водичка

Мы приготовили обед, поели, отдохнули на солнышке.. Нас догнал бородатый ночной прохожий.  Познакомились, его зовут Антон. Он передал нам рассказы егеря про медведей. т.е. на Южной стороне озера 4х леток. и мамаша с медвежонком. скорее всего ушли наверх потом что тепло стало.. людей избегают и так просто на них не наткнешься.. шумите побольше и вообще не ссы… бойтесь (но чувак положил ложку в котелок и повесил на рюкзак снаружи, чтобы стучало).

Надели сандалии и в комфорте перешли брод. дальше идет сказочная лесная дорога во мху. камней мало. Идется легко и быстро. только на перекурах накидываются полчища вампиров - дышать тяжело. проходим живописный солнечный восточный берег быстро. и  решаем что мы и так молодцы хватит гулять и,немного не доходя р.Чивруай, встаем лагерем. Красота, солнце. напротив изба егеря как на ладони. диман купается.я пытаюсь поспининговать..

Одинокий рыбак

так и не понятно можно или нет это делать, где ни читал везде по разному пишут, сами егеря не встретили, но факт один - ничего не поймал, значит совесть чиста.

в 22 00 кровососы снова улеглись и стало еще приятнее.

Только ради этого стоит идти в поход

День 3 (27.07) суровые будни

Проснулись. погода хорошая. солнце ветерок. лениво собирались и наслаждались днем. Вышли опять ближе к часу.  Пошли наверх по р. Чивруай. тропа хорошая. итди приятно. дошли до развилки наверх и через мост к избе. решили повернуть посмотреть, что за изба.. перешли по мосту Чивруай. за ним сразу изба. Реально изба. кто-то оставил там свои вещи и пошел в радиалку видимо.

Там же на поляне встретили мужика с сыном. готовили обед. собирались подниматься и идти дальше на перевал геологов. У мужика накрылись ботинки, и он шел в кедах. посочувствовали.

вернулись обратно на тропу и пошли наверх. Солнце припекало - стало жарко.

Нет ничего вкуснее горного ручья

периодически останавливались пофоткать. Шлось хорошо. часам к 6 пришли на озеро высота метров 500.

Небольшое озеро

встали пообедать. приготовили поели и попили кофе. нас нагнали отец с сыном и встали на ночевку. мы думали отдохнуть и подняться выше. поговорили с мужиком, он посоветовал не идти дальше сегодня.. сразу же навстречу спустился мужичок с радиалки налегке..  и тоже говорит я б не пошел наверх сейчас.. у на был план дойти до Равьявра и на нем встать. но это не близко.. и погода как назло испортилась. Стал накрапывать дождь -  это нас окончательно убедило отказаться от дальнейшей дороги. Еле успели поставить палатку - поднялся ветер а через 15 минут начался очень приличный дождь. спрятались в палатке.. готовили ужин в тамбуре. слушали музыку с мобильного и читали отчеты предыдущих туристов (Диман заранее распечатал) потом спать. ночью наглые лемминги пытались взять штурмом то ли палатку, то ли забраться в рюкзак за едой.. грызли мой пакет. еле выгнал.

День 4 (28.07) немного жести

Проснулись в облаке в 8 00. Позавтракали собрались. Еще нет и 10ти, а мы в пути. наверх. в облако. Зачем? ну не сидеть же на месте, а спускаться, не дойдя как-то неохота.. да и оставалась надежда на быструю смену погоды. отошли от озера на 100 метров - и нет тропы. может и есть, но потеряли.. начался курумник. туров не видно.. ползем вверх вдоль ручья. на карте он один, на самом деле их в итоге два. мы ползем по левому берегу (если вверх по ручью смотреть, то по правому) левого ручья. тропа судя по всему между ручьев. иногда видно было туры на той стороне ручья.. первое время.. но визуально один фиг где идти.. ну передвигаться.. на четырех конечностях. без палок было бы совсем тяжко… видимости никакой.. красивые водопадики видны только вблизи. камера их не видит. ползем вверх.

Походник

Порой уже помогаем руками, так как подъем достаточно крутой. кусты и растительность быстро кончилась, только мох и трава. иногда они скрывают по собой не хилые такие потоки воды.. потом кончилась и такая растительность. вода уходит под камни, слышно как шумит. потом начались снежники.. некоторые из них не обойти.. идем по ним.. даже удобно, хоть и немного сыкотно..че там под ними..метров на 750 натыкаемся на свежие.. как бы это.. “следы” медведя! горный медвед какой то.. вообщем выбрались в итоге на плато. ну как плато.. вроде ровно.. видно все равно метров на 30.. ну иногда немного становится лучше видно и метро 150.. ориентиров нет. никаких.

И опять облако

внутренний компас не работает.. вообще.. 30 метров прошел и навигатор показывает что уже повернул на 50 градусов..План дойти до озера на горе Маннепахк. там пообедать и решить че дальше. идем как “Ежики в тумане” некоторое время.. все разнообразие из серии мелкие камни под ногами - удобно, большие плоские плиты  - вообще норм. большие камни разной конфигурации  - не удобно, плоские плита лежащие по диагонали, идешь только по кромке - вообще не удобно.. и так далее и вперемежку.. дошли до озера.. их ДВА. ну усохло они.. на два разделилось, готовим обед на подсохшем дне.. решаем чем черт не шутит  - пойдем до пер.Куфтуай, дальше траверсом огибаем г Тавайок, не теряя и не набирая высоты (а все равно ничего не видно) доходим до пер. Сев.Тавайок и вниз по долине Мурнуая.  так ивообщем и сделали.. иногда становилсоь видно получше, иногда похуже.. огибая г.Тавайок увидели сзади ту парочку(Отца с сыном)..Вспомнили про кеды.. ПОСОЧУВСТВОВАЛИ!!!

огибая Тавайок прошли по приличному по размером снежнику - хоть на сноуборде катайся..

А это уже много снега.

Часа в 6 дошли до перевала.. на пути к нему стали атаковать комары, причем в отличае от их обычного поведения, прямо на ходу.. как-то не круто было..

устали.. уже.. а еще не начали спускаться. колени держат..а что делать решили как дойдем до места где можно встать - встанем.. дойдем до зоны леса и встанем..наивные..

спуск был нелегкий. все мокрое камни большие.. перепад достаточно резкий… у нас на навигаторе была то ли чей-о трек, то ли тропа. но в какой то момент она ушла на правый берег мурнуая, а мы остались на левом.. попытались найти где перейти  - безопасный не наши.. а лезть в воду не зная, что это имеет смысл - странно. просто ползем вниз. Доходим до первого озера.. сзади водопад..

Можно смотреть бесконечно как льётся вода

берега у озера крутые  - обрыв метра 3 -4 высоты до воды. с него ручей впадает широкой лентой.. красиво. Но туман - нам то плохо видно, а камера снимает только молоко.

Обходим озеро. идем вниз. дальше начинается зелень и кустарники.. Весь день в тумане - поэтому ощущение что каждый листочек хранит на себе литр воды. через 10 минут мы сырые полностью. в ботинках через верх тоже залилась вода и все хлюпает. сил осталось мало.. тропа то появляется.. идет 20 метров.. натоптанная уверенная и сразу исчезает на камнях.. и не можем найти.. и так много раз. идем напролом.. делаем пару попыток преодолеть реку - не находим мест.. спускаемся дальше. доходим до широкой долины с еще одним озером.. его не видно.. оно все заросло кустарником и где -то под ними вода. Сыро. Тропы нет.

Во время спуска слышу слабый возглас.. и потом сконфуженное: “Я упал!” оборачиваюсь - вижу ноги из кустов, над обрывом в ручей.. и потом еще более разочарованное.. “..ля, хорошая палка была..”. Минус одна палка.. Но зато ни один Диман не пострадал.

Натыкаемся на пригорке на разбросанные 3- 4 консервы и 2 литровую бутылку гречки.. разбросаны так, что видно - их явно не так хотели спрятать.. идем дальше.. начинается зона леса.. становиться еще сырее. много листвы, с деревьев льется сверху.. ручьи - болотца.. ну это все на фоне того что сил не много.. идем полностью на автопилоте.  УРА тропа!. по ней просто несемся. Часам к 22 00 видим первую стоянку(было еще пара странных мест где теоретически можно было бы встать, но палатку ставить негде, а мы не для такой стоянки столько шли). Такие ура ура. скинули рюкзаки. Диман ставит палатку, я за водой.. Засада. ручей ниже нас метров на 10 - 12 склон почти отвесный.. если спустишься, то точно не поднимешься.. Как так! Мокрые насквозь, все кругом сырое, а воды нет! Диман пошел вперед на разведку. прошел метров 200 вниз по тропе, до ручья все также сложно дойти.. расстроились.решили вернуться . метров 30 обратно вверх, и есть козья тропка до ручья ура ура.. кое как набрали воды свисая и держа друг друга за руки. Развели хоть и не сразу костер, не очень хотел разгораться. но стало сразу лучше. заставили себя все таки сделать горячий ужин.. и даже посидели немного у костра. и спать.. завтра по плану легкий день.

День 5 (29.07) сырые ботинки

Встали не рано выспались.. на улице дождь.. и всю ночь шел. Сидим. Не вылезаем.

Как только стих, вышли поели - и снова зарядил, так приличный такой. До 14 00 сидели под дождем ждали когда закончится.. Как дождь закончился, мы быстро собрались и вниз. пошли вниз. как выяснилось мы оказались не только по левую сторону мурнуая но и его притока.. перешли. его .. перешли мурнуай.. странно внизу показалось что небольшой ручей..а вверху были быстрые и мощные  непреодолимые потоки.. в ботинках хлюпает со вчерашнего дня. так что в принципе сырость не страшна. тропа вышла в болото.. идет по нему. Мокро..но даже немного приятно - охлаждает ноги.. вышли на Сейд. идем по тропе на южный берег. вдруг бац.. залив.. вышли на мыс. а обходить залив в который впадает Мочесуай лениво.. Димано пошел вброд по воде.. смотрю на него с берега.. идти не мало.. как стало сильно выше колен - развернулся.. пошли обратно.. немного болота.. потом кусты.. и встретили Антона. Немного потрещали, рассказали кто где был. Ему завтра на перевал, а нас на день больше.. Антон говорит через 50 метров вас ждет испытание.. В итоге он не удержался и вернулся посмотреть как мы его преодолеваем. Это был собственно Мочесуай  или Уэлькуай.. кто их там разберет кто в кого впадает.. глубина метра полтора - два.. перекинута тонкая сосна..

Самая страшная переправа. Глубина 2 метра

на ней лежи с середины еще тонкая береза...все это висит на водой еще на метр.. т.е. достать до дна нужен шест.. он есть. лежит на нашей стороне, Антон его и принес. Шест - тяжеленная толстая рябина метров 5 длиной, реально тяжелая.. Воткнув шест посередине и немного опираясь на него, Диман преодолел препятствие(в последний момент чуть не сорвавшись вниз под наши подсказки).. потом богатырской рукой перекидывает это копье обратно.. и все повторяется. идем по южному берегу на восток для поиска хорошей стоянки. нашли. по пути встретили пару с внуками.. маленькими и несчастными на вид. пришли рано..часов в 17 00 поставили лагерь поели.. сходили за дровами.. дождя больше не было.. до ночи(условно) прожгли все что может гореть, любуясь видом  на Куйву с той стороны озера и на водопад.. и пошли спать.

День 6 (30.07) снова солнце

Проснулись, и светит солнце. С утра.

Великий Куйва с другого берега

Красота.. медленно собрались. медленно позавтракали, медленно пошли ближе к перевалу.. завтра возвращаться в Ревду. тот же путь с препятствиями. благополучно.. немного болота. у моста через Эльморайок вышли к стоянке. Там было мужиков 5 -6 со скарбом, явно не для пешего похода.. большие палатки, штатив для фотика килограмма на 3. все сушится.. спрашивают далеко ли до Сейда.. и как можно отсюда выбраться не через перевал Эльморайок. Хотят как нить дойди до Ловозера и там на лодка уехать.. До это места они добирались два дня..

20150724_31 - Seidozero_125

Мы пошли дальше.. у небольшого озера перед Сейдом наши стоянку.. приглядели ее.. и пошли все же к куйве.. время есть.. погода хорошая.. дошли до туда.. нормальных и одновременно свободных стоянок не нашли. Пообедали и потом вернулись обратно к стоянке на маленьком озере. тихо,  красиво.. солнышко. Решили попить чай на больших камнях в центре озера.

И не скажешь, что это на севере

Небольшой брод по ледяной воде и вот мы на камне. Чай с лимоном, сникерс и голубое небо. Вот это отпуск!!!

Кровососы ушли спать раньше обычного.. посидели у костра, пришлось даже второй раз за дровами сходить, не хватило.

День 7 (31.07) Занавес

Ночью шел дождь. Погода снова так себе.. на перевал снова в туман..

встали пол восьмого. быстро собрались и вышли. сначала идется легко.. потом потяжелей.. а как забрались наверх уже очень легко. Диман добрался до связи.. в одной руке телефон ,в другой обе палки.. треплется и спускается с перевала одновременно.

4 часа ходьбы.. и мы на Руднике. Самое большое желание - добраться до душа.

Итого:

1. Трекинговые палки  - очень нужная вещь в этом месте, если подниматься наверх. Реально! Абсолютно точно! Я первый раз с палками ходил, и очень рад что их взял. Диман заколхозил крепление для GoPro на палку, получился монопод для зеркалки и селфи  палка. Удобно.

2. Сублиматы  - очень удобно, легко, быстро, вкусно. не дешево. и еще плюс; не надо мыть котелок! мы ели такое http://www.galagala.ru/
    Мы делали раскладку 750гр на человека в день, но по факту можно было бы и 650гр обойтись. Редко чувство голода было.

3. Газ оборудование - ну это ясно дело надо брать.

4. Обувь.  - там камни камни камни.. трекинговая обувь рулит.

5. Мембрана(куртка) -. можно без нее вполне. но с ней удобней. под рюкзаком мокнет изнутри все. мембрана или нет.. сырой изнутри все равно.. ничего так не дышит как ты потеешь ;) но без рюкзака, на тебе сохнет медленно,  но верно.. моя крутка выдержала и кусты и деревья в дождь.. сохнет быстро.. единственно что в очень влажную погоду и изнутри почти не сохнет.. но если не туман-туман - то часик на стоянке и ты почти сухой изнутри.

6. Накомарник туда тоже стоит брать.. лучше сначала померить.. через некоторые плохо видно. у меня черная сетка была - отлично видно. у Димана зеленая сетка зачем-то.. нефига через нее не видно.

Что сделал бы не так:

1. Сначала пошел бы на южную сторону.. там больше возможностей подняться в разных местах.

2. Встал бы лагерем в хорошем месте и, в случае хорошей погоды, в один день сходил бы наверх и обратно налегке.

3. Тропа по северной стороне более тяжелая. Учесть это и оставить ее на время, когда и рюкзак легче и ноги/спина втянулись в поход.

Небольшой ролик про наш поход: