Один из самых красивых и насыщенных разными достопримечательностями маршрут: Каппадокия, горы Аладаглар, водопады Капузбаши, каньон Киликилийские ворота, Средиземное море.
Нитка маршрута
Стамбул - Невшехир - Учхисар - Гёреме - Ургюп - Ортахисар - Мустафаапаша - Мазы - Каймаклы - Деринкую - Ешильхисар - Яхьялы - Улупинар - Капузбаши - Аладаг - Позанты - Тарсус - Мерсин
Стамбул Невшехир Учхисар Гёреме Ургюп Гёреме Мустафапаша Мазы Подземный город Каймаклы Мерсин Стамбул
 
Вступление

Вайгульт  Роман. Штурман Вайгульт Роман. Штурман
Дорошенко Костя. Механик Дорошенко Костя. Механик
Середов Алексей. Видеооператор Середов Алексей. Видеооператор
Смирнов Алексей. Медик, фотограф Смирнов Алексей. Медик, фотограф
Москаев Владимир. Фотограф Москаев Владимир. Фотограф
Евгений Косивцов. Фотограф Евгений Косивцов. Фотограф

Идеей посетить Турцию я загорелся ещё пару лет назад, прочитав один из отчетов по Каппадокии, с тех пор вынашивал планы на путешествие. Сперва нашел единомышленника в лице Смирнова Алексея из Бологое, мы с ним как-то ездили в ПВД вокруг Вышневолоцкого водохранилища. В конце лета 2013 анонсировали велопоход на форуме "ВелоТверь", а затем и на "ВелоПитере". Сразу откликнулись Москаев Володя (Тверь) и Дорошенко Костя (Санкт-Петербург). Началась подготовка: штудирование отчетов, изучение карт, составление маршрута.  В начале декабря купили 4 билета с подтверждением бесплатного провоза велосипедов, билеты обошлись ~12 тыс. руб. с человека.  Через пару недель к нам присоединился Середов Алексей (Санкт-Петербург), билет ему обошелся менее чем за 9 тыс.руб. За подготовкой к походу оставшиеся месяцы пролетели быстро. Пожалуй, самым сложным из организации был вопрос питания в походе, у каждого свои предпочтения и пожелания на счет еды, к консенсусу пришли всего лишь за пару дней до отъезда. Хочется также отметить, что во время подготовки очень помог сайт http://cappadocia-elenatruva.ru/ ("Каппадокия и другая Турция" от Елены Трува). Здесь Вы найдёте огромное кол-во полезной информации, карт и маршрутов с подробным описанием достопримечательностей. И вот наконец последние приготовления завершены, велосипеды собраны, баулы упакованы и мы в предвкушении долгожданного отпуска. 

Бессонная ночь.

12 апреля. Тверь - аэропорт "Шереметьево" (150 км)

Пока весь город спал, микроавтобус на площади перед ж/д вокзалом до упора набивался баулами и велосипедами. Нас было четверо: Смирнов А.. Москаев В., Дорошенко К. и я. В начале четвёртого выезжаем из города, по ночной незагруженной трассе за два часа долетели до аэропорта. Десантируемся у международного терминала D. До вылета еще много времени, находим свободный угол и начинаем упаковывать велосипеды в чехлы. Постоянно бегаем к контрольным весам, взвешиваем рюкзаки и упакованные велочехлы, перебор - перераспределяем вещи, недобор - вновь добавляем ... По правилам аэрофлота пассажир может перевести один багаж весом до 23 кг. Велосипед принимается к перевозке, как зарегистрированный багаж, по предварительному согласованию с перевозчиком (подтверждающее письмо у нас было) . Вещей много, помимо положенных 23 кг (велосипеды в чехлах + снаряжение) и 10 кг ручной клади, собираем один общий баул (доплата за сверхнормативный багаж составила ~2 400 руб). Оформили электронную регистрацию, распечатали посадочные талоны, немного побродив по терминалу, нашли место сдачи негабаритного багажа. Сдаем поклажу и проходим контроль, проблем ни у кого не возникло. За 1,5 часа до вылета мы уже были у посадочных ворот. Не было только Середова Алексея, он летел прямо из СПб с пересадкой в Шереметьево, заметили его только перед самой посадкой в самолёт. Скоро самолёт оторвется от земли и унесёт нас в лето ...

Правила перевозки велосипедов на самолёте: http://velopiter.spb.ru/articles/aviabag.htm
Как упаковать велосипед для перелёта: http://www.velotour.com.ua/kak-upakovat-velosiped-dlya-pereleta.html
Константинополь

Сборы (аэропорт им. Ататюрка) Сборы (аэропорт им. Ататюрка)
Москаев Владимир Москаев Владимир
Лёша, Вова и Костя Лёша, Вова и Костя
Башня Галата Башня Галата
На улицах Стамбула На улицах Стамбула
Бухта Золотой Рог Бухта Золотой Рог
Панорама Галатской башни Панорама Галатской башни

12 апреля.

Полёт на новеньком Airbus A320 прошел хорошо, долетели примерно за 2,5 часа. Приземлились в аэропорте им. Ататюрка, немного подзависли в очереди к пограничному контролю, 20-30 мин. и есть заветный штамп в паспорте. Велосипеды уже ждали нас рядом с багажной лентой, все было в целости и сохранности. Собираем велосипеды, вновь набиваем баулы и не спеша выкатываемся из здания аэровокзала. Не смотря на рекомендации уже побывавших в Стамбуле велотуристов, передвигаться по городу исключительно на общественном транспорте, решаем ехать до автовокзала (otogar) Байрампаша своим ходом. Зря ... движение в Стамбуле это кошмар, велосипедистов здесь не воспринимают за равноправных участников дорожного движения, постоянно подрезают, прижимают к обочине, стоящие в пробке всячески препятствуют обгону, а/м выезжающие со второстепенных дорог также не уступают дорогу. 15 км страха в перемешку с выхлопными газами и мы на автовокзале.

Автовокзал оказался просто огромным, многоуровневая парковка из сотен автобусов, маршруток и такси. Нас тут же встретили зазывалы, кричавшие наперебой и готовые отправить нас в самые отдалённые уголки Турции. Ориентируясь на отзывы предшественников, обращаемся в офис компании "METRO", покупаем билеты за 70 лир/чел., отправлением в 22:05. Велосипеды оставили в камере хранения "МЕTRO", она оказалась бесплатной для клиентов компании. До отправления остаётся много времени, и нам ещё  предстоит запастись газовыми баллонами (мультитопливная есть только у Смирнова А.). Садимся на метро (проезд 3 лиры), едем до станции "Аксарай", а потом на трамвае (3 лиры) в р-н Галата. Здесь расположено сразу несколько туристических магазинов, в одном из них и покупаем 3 баллона. Поднимаемся к Галатской башне, вдоль узких улочек расположено множество сувенирных магазинов, лавок с турецкими сладостями, кафе и ресторанов. Спасаясь от чувство голода, заглядываем в одно из них и приобщаемся к секретам национальной кухни. Покушав, еще какое-то время гуляем по улочкам и возвращаемся к башне. Отстояв небольшую очередь, попадаем внутрь, стоимость подъема на крышу 35 лир, на верх вас "средневековый" лифт. Два верхних этажа занимают кафе и ресторан, здесь же выход на круговую террасу с великолепной панорамой на весь Стамбул. Вдоволь нафотографировавшись, пробираемся к лифту. Учитывая большое кол-во народу на козырьке, сделать это не просто. Спускаемся вниз, знакомая схема трамвай-метро, на привокзальном рынке закупаемся ништяками в дорогу. На вокзале шум и гам, из конца в конец бегают люди, неподалёку футбольные фанаты поют клубные песни, а мы под любопытные взгляды прохожих, готовим велосипеды к транспортировке. Наконец автобус подан, большой и вместительный, именно такой нам и нужен. Сняв передние колёса, ставим велосипеды в багажное отделение, а сверху взгромождаем баулы. Стюард жалуется на велосипеды "this is problem" и просит доплатить по 30 лир с каждого, всячески отнекиваемся, вскоре подключаются представители перевозчика в итоге сходимся на 10 лирах с человека. В остальном всё прошло гладко, порадовал сервис, напитки и кексики/печеньки, остановки на штатных стоянках (кафе, магазины и туалет) с интервалом раз в 2-3 часа. Даже отсутствие обещанного wi-fi на борту не сильно огорчило. Позади остаётся Европа, а впереди нас ждет неизвестная Азия ... 

Туристические магазины на google maps - http://goo.gl/maps/o75TZ

Знакомство с Каппадокией

Автовокзал в Невшехире Автовокзал в Невшехире
На въезде в Учхисар На въезде в Учхисар
На вершине крепости На вершине крепости
Сухофрукты Сухофрукты
Конусовидные скалы Конусовидные скалы
Женя Женя
Спуск в долину любви Спуск в долину любви
Тропа Тропа
Первая черепаха Первая черепаха
Долина любви Долина любви
Долина любви Долина любви
Чавушин Чавушин
Каменные грибы Каменные грибы
Утренние сборы Утренние сборы
Подножие крепости Учхисар Подножие крепости Учхисар
Крепость Учхисар Крепость Учхисар
Подъем Подъем
Вид с крепости Вид с крепости
Голубиная долина Голубиная долина
Голубиная долина Голубиная долина
Голубиная долина Голубиная долина
В повалку В повалку
Долина любви Долина любви
Пещеры Пещеры
На просторах Каппадокии На просторах Каппадокии
Долина монахов на закате Долина монахов на закате
Невшехир - Учхисар - Гёреме - Чавушин - Пашабаг - Ургюп - Гёреме (57 км)
 
На автовокзал Невшехира приехали около 9 утра, в автобусе ехало еще несколько велосипедистов, один из которых вышел вместе с нами. Разговорившись, выясняем, что у нас похожий маршрут, решили ехать вместе - так в нашей команде появился Косивцов Евгений (Ростов-на-Дону). Немного подождав Женю (у него велосипед был разобран еще с аэропорта), отправляемся в путь. Яркое солнце медленно ползет вверх, а слабый ветерок обдувает и от этого становится свежо, и хорошо. Невшехир - это районный центр и транспортный узел Каппадокии.  Первое что здесь бросается в глаза, это обилие тротуарной плитки на улицах города, на достопримечательности город не богат, разве что можно отметить развалины старой крепости и мечеть. Тратить время на осмотр не стали, отправились прямиком в Учхисар. Турки очень любят свой национальный флаг - выкладывают его в виде композиций из цветов, свешивают с окон домов, выставляют на длинных флагштоках, на каждой доминирующей высоте обязательно будет красоваться красный флаг с белым полумесяцем и звездой. С одним из таких мы сфотографировались на въезде в Учхисар. Ещё на подъезде к городу виднеется 60-метровая скала-крепость, возвышающаяся над окрестностями. Перед её осмотром устраиваем себе перекус в частном кафе, заказываем пиде (местная пицца в форме лодочки). Готовили её прямо на наших глазах, представляет из себя пропитанное мясным соком хрустящее тесто с нежной начинкой, а если добавить ко всему этому сочный айран, мм ... пальчики оближешь. Утолив голод, отправляемся на осмотр крепости, вход платный - 10 лир. Переходя из одной комнаты в др. поднимаемся выше, затем по ступеням идущим вдоль склона выходим на вершину горы. Отсюда открывается потрясающий вид на окрестности, в дали виднеется Гореме, где-то там расположен наш кемпинг. 
Фотографируем и созерцаем одновременно, неожиданно над долиной разносится пение муэдзина, сначала из одного минарета, затем еще из одного и еще ... ощущение оторванности от остального мира и погружения в иную цивилизацию.
Возвращаемся к велосипедам и чередой узких улочек выезжаем из города. Вдоль дороги то и дело попадаются отдельно стоящие конусовидные скалы, которые когда-то были приспособлены под жилые помещения. В некоторых и по сей день живут люди. Далее по очень крутой тропе спускаемся в ущелье, в котором расположены сперва голубиная, а затем и долина любви. Тропинка непростая, скорее пешеходная, периодически сливается с пересохшим руслом реки, местами и вовсе обрывается, и тогда спешившись, приходится в ручную перетаскивать баулы с велосипедами через канавы. В одном из таких мест нас ждала первая серьезная поломка, у Алексея (Бологое) сломалась стойка багажника. Обидно, но уже ничего не поделать ... Договариваемся разделиться, оставляем Лешу наедине с красотами и уезжаем в кемпинг. Пока народ заселялся, мы с Костей скатались за Лёхой и его баулом. На въезде в Гореме нашли подобие вело/мото магазина. Из разговора с хозяином заведения узнаём, что починить багажник здесь не получится, для этого нужно ехать в Невшехир, но делать это нужно завтра, т.к. сегодня выходной. За вознаграждение обещает помочь и отремонтировать поломку до полудня следующего дня. Делать нечего, оставляем сломанный багажник и возвращаемся в кемпинг. 
Ночевка в Dilek Camping обошлась нам по 10 евро/чел, с включенным завтраком (очень скромным). Заселили нас в небольшие летние домики, с 4 кроватями в каждом, туалетом и душем. Оставив тяжелые баулы, на легке отправляемся кататься по Каппадокии. Но какой осмотр может быть на голодный желудок, неподалёку от кемпинга находим кафе, в котором продолжаем знакомиться с блюдами национальной кухни. После сытного обеда, отправляемся в путь. Прямо за нашим кемпингом сворачиваем на грунтовую дорожку, по которой спускаемся до самого Чавушина. Здесь расположена огромная скала, "изъеденная", как кусок сыра. Фотографируемся и едем дальше, натыкаемся на очередную долину грибов, а Женя на первый прокол. До заката остаётся меньше часа, солнце находится низко и освещает все мягким золотистым цветом. Следующая наша остановка Пашаба или Долина Монахов, сюда мы приезжаем уже с последними лучами солнца. Застаём разбредающихся по автобусам людей и измученного многочисленными туристами верблюда. Собственно на этом, было бы логично завершить осмотр и вернуться в лагерь ... но не пройденные километры запланированного маршрута не давали покоя. В итоге по асфальту накрутили еще порядка 20 км, оставив не увиденными долины Зелве и Дервент, объехав по окружной, обделили вниманием город Ургюп. Вернувшись в Гёреме со стороны Ортахисара, замкнули кольцевой маршрут 3 км спуском ("порадовались" завтрашнему подъему по этой дороге).
В завершении дня хочется отметить следующее: одного дня на беглый осмотр Каппадокии явно мало и не стоит кататься (по местным тропам) вместе с баулами при возможности оставить их в отеле/кемпинге.
 
Закат за Чавушином
Инопланетянин
Разными дорогами

Утро в Dilek Camping Утро в Dilek Camping
Наши сарайчики Наши сарайчики
Наши сарайчики Наши сарайчики
Женя колдует Женя колдует
Гёреме - Мустафапаша - Каймаклы - Деринкую - стоянка на озере (86 км)
 
Проснулся я от странного шума за окном, спросонья показалось что кто-то балуется газовой горелкой. Выхожу на лужайку, задираю голову и вижу огромный воздушный шар замерший на мгновение над территорией кемпинга, будто раздумывая - куда ему податься, и величественно поплыл над просторами Каппадокии. Через пару минут снова разносится гул горелки и ещё одна махина поднимается из-за горы, а на горизонте виднеются новые и новые шары - зрелище непередаваемое. Удовольствие не всем по карману, стоимость билета на одного человека в среднем составляет 100-150 евро - 1 час.
Воздушные шары над Каппадокией

Крепость Ортахисар Крепость Ортахисар
Ортахисар Ортахисар
Грунтовка Грунтовка
Внезапно Внезапно
Речка-дорога Речка-дорога
Мустафапаша Мустафапаша
Подземные лабиринты Подземные лабиринты
Комната Комната
Греческая церковь Aziz (1858г.) Греческая церковь Aziz (1858г.)
На фоне крепости На фоне крепости
Источник Источник
Черепаха №2 Черепаха №2
Вдоль ручья Вдоль ручья
Плывём по ручью Плывём по ручью
Дорога Дорога
Шахта Шахта
Подземные ходы Подземные ходы
К этому времени все уже окончательно проснулись и неторопливо начали собираться в дорогу.  Вскоре подошло время завтрака, расположившись на веранде, прождали мин. 20 пока нам не принесли пару ломтиков хлеба с маслом и чаем. Алексею необходимо было дождаться починки багажника, поэтому договорились  разделиться и встретиться уже в Каймаклах. В начале десятого выезжаем, неподалёку от кемпинга обменяли $ на лиры. Володя безуспешно пытался пристроить рубли и вспомнить пароль от банковской карты. Попрощавшись с Лёхой, по знакомой уже дороге, отправляемся в сторону Ортахисара. Почти сразу начинается крутой подъем, который продолжается до пересечения с трассой Невшехир - Юргюп. От перекрёстка дорога идёт под спуск, ориентиром служит высокая скала-крепость. Как и Учхисарская, местная крепость тоже вся изрезана пещерами, в ней имеется 10 этажей. У подножия расположено множество лавок, ориентированных на туристов. Ограничились фотографией на память, спустились к реке и по каменному мосту переехали на противоположную сторону. Вскоре брусчатка заканчивается и начинается добротная грунтовая дорога. Поднявшись на холм, открывается красивый вид на весь Ортахисар, неподалёку расположен источник. Пополнив запасы воды, едем дальше. Солнце припекает, ветер обдувает, а дорога идёт под спуск  - лепота! Неожиданно для нас, дорога выводит на небольшую поляну, за которой отвесной стеной расположились скалы, изрезанные пещерами. Здесь же расположился предприимчивый мужичек, предлагавший свежевыжатый сок гранатов и апельсинов. Составляя маршрут я не учёл ландшафта на этом участке пути и теперь приходилось делать небольшой крюк, дабы обогнуть скалы.  Заказав по стаканчику сока и расспросив торговца как лучше нам проехать, отправляемся в путь. Дорога шла вдоль небольшой речушки, сначала пересекая её, а дальше и вовсе проходя по её руслу. Воды было немного, а по твёрдому дну ехалось в одно удовольствие. Через пару км выехали на хорошую дорогу, по которой добрались до г.Мустафапаша. В городе сохранилось несколько полуразрушенных исторических зданий, но в целом он ни чем не примечательный, до 1920-х здесь жило много греков, но после "обмена населением" между Грецией и Турцией, постепенно всё пришло в упадок. В общем город не запомнился, купили мороженного в одном из магазинов и продолжили путь в Каймаклы. ~10 км дорога шла в гору, ни чем ни примечательная, разнообразие разве что вносили периодически появляющиеся источники воды и горы на горизонте. Проехали расположенную в ущелье деревню Мазы, с магазином и чайханой в центре. Судя по путеводителю, неподалёку от деревушки расположен подземный город. Тратить время на поиски не стали, тем более что впереди нас ждали два широко известных туристических города Каймаклы и Деринкую, со своими подземными городами. От деревушки дорога пошла на спуск и вскоре мы были на месте. Нашли вход в подземный город, до закрытия оставалось ещё немного времени, отправили смс Лёхе и перед осмотром завалились в придорожное кафе. Хозяин забегаловки обещал приготовить всё в срок и действительно, минут через 20 прибежал паренёк и притащил готовые блюда. Наспех перекусив, отправляемся на осмотр подземного города, по дороге вылавливаем Лёху, ожидающего свой заказ в одном из кафе. Говорим что через 10 мин. вход в подземелье закрывается и попасть внутрь уже не получится. Приходится оставить оплаченный заказ и ехать с нами ... Успеваем к самому закрытию, билеты обошлись по 10 лир на человека. На входе пристают местные "гиды", а зачем они нам нужны если не говорят на великом и могучем? В предыдущих отчётах писали, что на осмотр нужно закладывать 1,5-2 часа ... нам хватило 20 минут, задерживаться здесь надолго совсем не хотелось Прошлись по одному из маршрутов: множество комнат с выдолбленными в стенах нишами, ходы, шахты и колодцы. Зрелище на любителя, желание посетить подземелье в Деринкую сразу пропало, обиднее всего было Лёхе. 
До Деринкую оставалось 10 км, участок не самый приятный, но доехали бодро, тем более что дорога шла под спуск. До запланированного места ночлега оставалось ~36 км, а вкручивать по ни чем непримечательной дороге в гору, совсем не хотелось. На автовокзале наняли микроавтобус за 120 лир, на котором подкинулись до горного озера.
Перевал Геверналаны

Горное озеро Горное озеро
Привал Привал
Горки Горки
Володя Володя
Преодолеваем брод Преодолеваем брод
Последние метры Последние метры
Место стоянки Место стоянки
В гору В гору
Источник Источник
Горы Горы
Шаг за шагом Шаг за шагом
На перевале На перевале
Перевал взят Перевал взят
горное озеро - Ишильхисар - Яхъялы - перевал Геверналаны (80 км)
 
Подъем в 6 утра на удивление дался легко, небо заполонили серые облака - того и гляди начнётся дождь. Перед самым выездом заморосил мелкий дождь, благо хватило его не надолго. До самого Ишильхисара дорога шла на спуск, несмотря на раннее время, жители окрестных аулов уже во всю работали. На въезде в Ишильхисар заехали в магазин, пока закупались, подоспели школьники, с любопытством рассматривали нас, а мы их =) Дальше ~40 км хорошего асфальта с умеренным трафиком, по скучной и неинтересной дороге. Следующим населённым пунктом на нашем пути, был небольшой провинциальный городок Яхъялы, довольно тихий и симпатичный. Здесь, в одном из кафе расположенном над горной рекой, мы остановились на обед. За сравнительно небольшие деньги, наелись от пуза, пожалуй за весь поход это было лучшим обеденным местом.
Сразу за городом начался подъём, дорога поползла вверх, а вместе с ней ползли и мы. Порою, заворачивая за очередной поворот, ветер начинал дуть в лицо и тогда даже первая передача не помогала, приходилось спешиваться. Добравшись до отворота на второстепенную дорогу, заваливаемся на обочину, отдыхаем и ждём отставших ребят. На картах и в отчётах наших предшественников данная дорога значилась как грунтовая, теперь здесь хороший асфальт. Переведя дух, уже в полном составе отправляемся дальше. 13 км ландшафт будто издевается над нами, сперва набираем высоту, затем сбрасываем и дальше всё повторяется. Увлёкшись процессом не заметили как проехали нужный нам поворот, через 1,5 км развернулись на 180 градусов и через брод выехали к началу подъёма на перевал Геверналаны.
За 3 км крутого подъёма нам предстояло набрать 400 метров. Тратя много сил и воды, шаг за шагом мы лезли вверх. Каждый из нас выработал свою тактику подъёма, я переводил дух через каждые 5 метров набора высоты. Тяжелее всего было Смирнову Лёшё, отсчитывая по 20 шагов он делал короткие передышки. Надо признать, что на протяжении всего похода, самый тяжелый баул был именно у него + поясная сумка с профессиональным фотоаппаратом и штативом. За 2000 м. вдоль дороги стали появляться снежники, местами текли ручьи, от чего глина размокала и идти было ещё тяжелее. На взятие перевала у нас ушло 2 часа, время приближается к 19 часам. Вокруг снежные вершины гор и ветер, который не даёт расслабиться. Короткая стоянка на вершине совмещённая с общей фотографией и нужно ехать дальше в поисках места стоянки. Сбросив метров 100, оказываемся на небольшом плоскогорье, со всех сторон защищённ горами от ветра, здесь же протекает небольшой ручей. Съездив на разведку и убедившись в том, что по близости лучше места под стоянку уже не будет, разбиваем лагерь здесь.
 
Место стоянки
Стоянка за перевалом Геверналаны

 
Поворот не туда

Приготовления Приготовления
Мгла спускается Мгла спускается
Парни Парни
Караван Караван
Появились деревья Появились деревья
Володя в плену Володя в плену
Сердце перевала Сердце перевала
Перевал пройден! Перевал пройден!
Готовимся в дорогу Готовимся в дорогу
Дорога в никуда Дорога в никуда
Матрасим Матрасим
Мгла спускается Мгла спускается
Ландшафт меняется Ландшафт меняется
И вновь в гору И вновь в гору
Прорубленная дорога Прорубленная дорога
Горный серпантин Горный серпантин
перевал Геверналаны - Улупинар (50 км)
 
На высоте за 2000 м. ночёвка была зябкой и беспокойной, приходилось по уши укутываться в спальник. Самым сложным, было заставить себя по утру вылезти из более-менее прогретой палатки. Нацепив теплые вещи, с неохотой выбирались наружу.  По соседним склонам проплывали облака, скрывающие за своей пеленой шапки гор. Здесь было холодно и некомфортно, помогало отсутствие ветра и желание поскорее убраться отсюда. Пара газовых баллонов и одна горелка на отрез отказывались работать, спаслись универсальной горелкой Лёши. Перекусив и собравшись даём деру отсюда. Дорога преимущественно идёт под спуск, чередуясь небольшими подъёмами. На одном из таких подъемов замечаем, что немного отклонились от трека (проехали буквально 500 метров), но судя по местности дорога идёт строго параллельно основному треку и по всей видимости вскоре соединиться с ним, как это было уже не раз. Проехали уже 1,5 км, а треки все не сходились (расстояние от основного маршрута было всего пара сотен метров). И даже когда дорога уже совсем откровенно завернула прочь от трека, возвращаться в гору совсем не хотелось, понадеявшись на русский авось продолжали спускаться. Выехали на небольшое плоскогорье, поблудив по которому и не найдя нужной дороги, пришлось возвращаться в горку.
Вернувшись на первоначальный трек, с досадой отметили, что не отъехали от места ночёвки и двух км, намотав лишние 11 км и потеряв два часа. Нужный нам поворот не мудрено было пропустить, дорога не была такой раскатанной и по началу попросту терялась в траве. Посидев на перепутье, помолчали ... и продолжили путь. Завидев очередной затяжной спуск ребята переспрашивали, точно ли нам сюда =) В одном ущелье дорога оказалась полностью разбитой, пришлось перетаскивать велосипеды по груде камней и валунов. Труды были вознаграждены выходом на относительно ровный участок. Остановились перевести дух у источника, в виде шести питьевых ванн, выстроенных каскадом, кто-то даже предложил в них искупаться. Пейзаж стал живее - появилось больше зелени и деревьев. На очередной фотосессии привлекаем к себе внимание пастушьих собак, движимые любопытством бегут в нашу сторону и берут замешкавшегося  Володю "в заложники", разлёгшись рядом с ним и не отпуская от себя. У волкодавов вид вовсе не дружелюбный, с помощью парламентёра освобождаем соратника. Поднимаемся на очередной перевал, виды фантастические, будто кадры из к/ф "Властелин Колец". Дорога проложена/прорезана/прорублена прямо в скалах, хочется сфотографировать всё сразу, но предстоит ещё много всего проехать. На высоте 1860 м. делаем общую фотографию, дальше наш путь идёт только на спуск. Едем вдоль крутого обрыва, внизу виднеется посёлок Чамлыча, виды завораживают.
   
 
 
 
Чамлыча
Чамлыча

Затяжной спуск Затяжной спуск
Курск на снежные горы Курск на снежные горы
Деревья вдоль обочин Деревья вдоль обочин
Белые деревья Белые деревья
Ущелье Аксу Ущелье Аксу
Горная речка Горная речка
Турецкий для начинающих Турецкий для начинающих
Немного вверх Немного вверх
Спуск в ущелье Спуск в ущелье
Молочная река Молочная река
Лёша и Женя Лёша и Женя
Места для пастбищ Места для пастбищ
На въезде в Улупинар На въезде в Улупинар
Улупинар Улупинар
На одном из спусков встречаем пастухов, на всякий случай уточняем дорогу. Немного отъехав, натыкаемся на пастушью стоянку с загоном для скота и источником воды, останавливаемся на обед. Готовим картофельное пюре с сублиматами, пьём чай и обсуждаем перспективы на день. Время пятый час, остаётся пара часов и начнёт вечереть, в планах докрутить до Улупинара. Отдохнув и восполнив силы, едем дальше.  Вскоре выезжаем на дорогу ведущую из Чамлычи, в каньон Аксу и национальный парк Аладаглар. Дорога постоянно идёт на спуск, на склонах растут хвойные деревья, а где-то на дне каньона раздаётся гул речки. Порою деревьев так много, что создается впечатление путешествия по средней полосе России, но никак не Турции. Наконец, за очередным витком серпантина, показалась горная речка, молочно-бирюзового цвета, по берегам которой росли белые деревья. Проехав всего пару км, её цвет уже изменился на бледно-гранатовый, и так продолжалось несколько раз, в зависимости от горной породы, через которое проходило русло реки. По мере приближения к Улупинару, на нашем пути стали чаще попадаться пасущиеся стада и одиноко стоящие времянки пастухов. Через 16 км беспрерывного спуска впереди замелькали крыши домов ...
Перебравшись по мосту на ту сторону речки, оказались в Улупинаре. Поселок расположен под склонами гор, на вершине которых громоздятся снежные шапки. Находясь вдали от крупных населённых пунктов, даже здесь под слоем песка и пыли улицы вымощены тротуарной плиткой, а вдоль обочин стоят мусорные контейнеры. Отыскали магазин, несмотря на позднее время, его открыли для нас. Похож он больше на комнату-склад, но здесь было чем поживиться.  Купили: шоколадные батончики, печенье, замороженный суджук (колбаса), рахат-лукум, чурчхелу, pepsi. Языком жестов спросили про хлеб, через пару минут бабушка принесла нам большой пакет тонкого лаваша.  Наше появление не осталось незамеченным, у магазина собралась толпа народу, взрослые и дети.  Кто-то рассматривал велосипеды, кто-то нас. Один из местных с какой-то просьбой одолевал Алексея … к сожалению, нами и googletranslate, он остался непонятым. Нас даже пригласили на чай, но сославшись на то, что нам нужно ехать, вежливо отказались. Набив провиантом баулы, поблагодарили хозяина магазина, попрощались с местными жителями и отправились в путь. 
Солнце скрылось за горами, скоро стемнеет. Чтобы не привлекать к себе излишнего внимания, отъехали пару км вверх по дороге, свернули в сторону и встали лагерем на холме среди сосен. Вдалеке виднелся знакомый поселок, а внизу шумела горная речка. Разбив лагерь, сварганили вкусный ужин с суджуком и турецкими сладостями к чаю. День завершался треском костра и искрами в ночном небе, пытающимися дотянуться до звёзд. 
  
  
 
 
Каньон Аксу
По дороге в Улупинар, каньон Аксу
В поисках ...

Место стоянки Место стоянки
Капузбаши Капузбаши
Один из водопадов Один из водопадов
Водопады Водопады
Водопады Водопады
Трапезничаем Трапезничаем
Начало подъема Начало подъема
Вдалеке Капузбаши Вдалеке Капузбаши
Рисуем перспективы Рисуем перспективы
Очередной источник Очередной источник
На обрыве На обрыве
Горные хребты Горные хребты
Контраст Контраст
Сосны на склонах Сосны на склонах
Наш лагерь Наш лагерь
К водопадам К водопадам
Мост через речку Мост через речку
Площадка Площадка
Ущелье Ущелье
Спуск к кемпингу Спуск к кемпингу
Курица Курица
Развилка у водопадов Развилка у водопадов
Перевальчик Перевальчик
Пасущиеся стада Пасущиеся стада
Вдалеке Капузбаши Вдалеке Капузбаши
Серпантин Серпантин
Гребни гор Гребни гор
Горный серпантин Горный серпантин
Улупинар - водопад Капузбаши - пер.Чавушу (1250 м.) - Аладаг (64 км)

Это была хорошая ночевка, в палатках комфортно, а за ночь нас никто не потревожил. После сытного ужина, народ никак не хотел просыпаться. Первыми встали мы с Костей, вскипятили воду, вскоре подтянулись остальные. Плотно не завтракаем, т.к. впереди водопады Капузбаши у которых можно хорошо покушать в кафе. Через 2 часа после подъема, выезжаем. Последующие 10 км асфальта, дорога продолжала идти на спуск вплоть до водопадов. Пока мы рассматривали водопады, Женя немного отстал от нас и погулял по посёлку Капузбаши, сделав замечательные снимки. Водопадов здесь множество, потоки воды вырываются из под толщи отвесных скал, с шумом падают вниз, тысячами потоков сливаются в бурную горную речку. Около водопадов всё благоустроено и чисто, нет назойливых торговцев, стоят скамейки со столиками, где можно отдохнуть. Проехав вдоль каскада водопадов, доехали до очередной развилки, на которой свернули на грунтовку ведущую на ту сторону реки. Дорога привела к небольшому посёлку, расположенному у самой реки, у подножия гор. Здесь было много домиков для гостей, в одном из них мы остановились на обед. Предложили на выбор рыбу и куриный шашлык, Лёхе не повезло – он выбрал первое. Натрескавшись от пузяки, отправляемся на очередной штурм перевалов, один из которых пер.Чавушу (1250 м.)

Сразу от посёлка дорога начинает ползти вверх, вкручиваем только на первой передаче и то ехать получается не всегда. Солнце печёт, сильно растягиваемся, периодически догоняя друг друга. Отдыхая на очередном витке серпантина, долго ждём Смирнова Алексея, отмечая что он давно должен был подняться, связи нет, оставив баулы Лёша и Костя спускаются за ним вниз. Теряем минут 40, но главное находим Алексея, который свернул на второстепенную дорогу, но вовремя понял что сбился с пути, и вернулся на основной трек. Жаль, что у нас нет раций, и нет возможности держать связь. Разгружаем Алексея и договариваемся сильно не растягиваться, дожидаясь друг друга на отворотах. Виды как всегда впечатляют, периодически останавливаемся на фото,  воздух пронизан ароматами соснового леса. Редкие порывы ветра, встряхивают вековые сосны, унося вслед за собой желтые облака пыльцы. Преодолев 15 км и набрав 500 м.,  берём безымянный перевал 1160м. Затем пугающий сброс и вновь ползём вверх, на этот раз пер.Чавушин (1250м.).

Отсюда, дорога стремительно спускается в Аладаг, а вместе с ней нёсемся вниз и мы. Вскоре тихая горная дорога, соединяется с разбитым тяжелой техникой грейдером. Приходится сбавлять скорость, лавируя по стиральной доске, в поисках более-менее ровного участка. На одном из очередных спусков, Володя, пренебрегая нашими советами сбавить скорость и двигаться по более ровной поверхности, унесся вперёд. Проезжая 10-й км спуска, на обочине меня ждал Володя со сломанной стойкой багажника и спущенным задним колесом (видимо одно было следствием другого). До населённого пункта остаётся ~14 км. Буквально через пару минут, в попутном направлении послышался шум мотора. Тормозим грузовой пикап и договариваемся с подбросом Володи до Аладага, а сами отправляемся своим ходом. Дорога была не из приятных: проходившая по промышленному р-ну, разбитая самосвалами, после проезда которых в воздух поднималось столько пыли, что приходилось останавливаться и ждать пока все осядет. На окраинах городка собаки лязгали цепями и что есть мочи драли глотку, в желании добраться до нас. Рядом со мной притормозила патрульная машина полиции, заинтересовавшись, кто мы и где собираемся ночевать, махнул рукой в сторону города и сказал «кемпинг», отстали. На улице уже стемнело, когда мы остановились у небольшого супермаркета на въезде в город, пока ребята закупались от Володи пришло смс: «Мне тут всё починили. Постараюсь быть у въезда в аладаг через полчаса-час.» Мы с Лёшей остались дожидаться Володю, а большую часть группы отправили на поиски отеля/кемпинга. Через полчаса пришло ещё одно смс «Я заблудился. Я тут …», в ответ скинули свои координаты. Пока ждали, нас пригласили в кафетерий при магазине и бесплатно угостили кофе. Вова появился только через полтора часа, веселый и жизнерадостный, с заваренной стойкой багажника. Рассказал, как его отвезли куда-то на предприятие, всё сделали, да ещё и накормили. Порадовавшись за Володю, телеграфируем «Выдвигаемся к отелю». В ответ «Мы его ещё не нашли. Уже выехали из города, отъехали 7 км от вас …» Так далеко уезжать не хочется, тем более, что завтра нам ехать в противоположную сторону. Спрашиваем у местных про отель, все указывают примерно в одном направлении и говорят 4 км … но ребята уехали ещё дальше. Помотались по городу, где-то на окраине города спрашиваем у компании в авто про жилье, сперва пожимают плечами, переговариваются, а затем говорят «ок» и предлагаю следовать за ними. Едем за а/м около км и приезжаем в студенческий городок. Здесь нам предлагают прокуренную комнату за 35 лир с человека, Леша «за», мы с Вовой «против». Пока совещались, на улице зарядил сильный ливень, от ребят пришло смс «вселились» и координаты – ехать далеко. Плюем на все, одеваем дождевики, натягиваем на баулы чехлы и едем ночевать в лес. Подъем по скользким улицам давался тяжело, ругались и торопили друг друга, мне почему-то было смешно. Немного отъехав, поставили палатки в сосновом лесу, неподалёку от источника. Отправил смс «Встали в лесу. Встречаемся в 10 утра у маг. где расстались и выезжаем. Завтракаем самостоятельно.»

 
На запад

Утро Утро
Всем привет! Всем привет!
П.Ягбасан П.Ягбасан
Разлив Разлив
Небольшой брод Небольшой брод
Очередная река Очередная река
Осенний пейзаж Осенний пейзаж
Сборы Сборы
Дорожка Дорожка
Изматывающие подъёмы Изматывающие подъёмы
П.Ягбасан П.Ягбасан
Дорожные работы Дорожные работы
Показалось солнце Показалось солнце
Володя Володя
Но подъезде к д.Гердиб Но подъезде к д.Гердиб
Аладаг - д.Гердиб - р.Кёркун (46 км)
 

Туманное утро, с деревьев капают остатки ночного дождя, воздух пронизан влажностью. Так получилось, что газовые баллоны остались только у основной части группы, поэтому завтракать решили в городе. Упаковав баулы и набрав в источнике воды, возвращаемся в город на поиски какого-нибудь кафе. Заехали в отделение банка, обменяли валюту, Володе впервые удалось снять наличные в банкомате. Спросили у проезжающих полицейских, где можно перекусить, посоветовали кафе через пару кварталов. Пока искали едальню, зарядил проливной дождь, спрятались под навесом. Поиски привели к кафе напротив знакомого уже нам супермаркета, что-то заказали и стали дожидаться ребят.

Вскоре подтянулись и остальные. Рассказали о своих ночных приключениях, заселении и прелестях ночевки в гостинице. На последок закупились в магазине и отправились в путь. Выезд по знакомой нам дороге, на первом перекрёстке сворачиваем налево, и прочь из города. Непрерывный спуск до п.Кабасакал, сбрасываем метров 200, проезжаем поля, огороды, сельские домики. Переезжая через мост, Лёха замечает агитационный плакат за кандидата Mustafa Akgedik, на фото узнаем вчерашнего знакомого, который предлагал нам ночлег в студенческом городке. Смеёмся и шутим на тему предвыборных обещаний велотуристам. Рельеф начинает забираться вверх, за 8 км снова набираем 200 м.  По началу проезжаем многочисленные поля, затем грунтовка петляет по сосновому лесу. Преодолев затяжной подъём останавливаемся отдохнуть в деревне-призраке. Вдоль дороги стоят несколько ветхих домов, вокруг ни души. Солнце пригревает, журчит прохладный родник и только шесть велосипедов на обочине. Залез поваляться на деревянный навес неподалёку от дороги, вот оно блаженство. К сожалению мы не сделали ни одной фотографии из этого места. Повалявшись в тени деревьев, едем дальше. За пару км до посёлка Ягбасан попадаем под проливной ливень, на въезде в посёлок прячемся под навесом старого сарая. Небо полностью затянуто, т.ч. стоять здесь можно долго, вот только холодно и сыро. Решаем проехаться по посёлку и найти место, где можно переждать непогоду в тепле и уюте. Завернув за поворот, видим нечто похожее на магазин, с открытой дверью и светом внутри. Просторная комната с большим столом, печкой и телевизором, оборудованная под склад. Нас встретил турок лет 40, прилично одетый, добродушный и с застенчивой улыбкой на лице. Языком жестов объяснили, что мы не прочь перекусить, времени у нас много, да и вообще здесь нам нравится. Мужичек произнёс заветное «чикен», все с радостью покивали. В ожидании курицы оккупировали помещение, переоделись и развесили промокшие вещи. Нам принесли омлет на сковороде и лаваш с сыром - улыбнулись и стали довольствоваться принесённым. Видимо слух о нашем приезде уже разлетелся по деревне, т.к.  в магазине собралось ещё человек пять. Засев напротив телевизора, они всё же больше рассматривали нас и велосипеды. Поговорить толком не получилось, турки не знали английского, а мы ни слова на турецком, на помощь приходил язык жестов. Принесли чай, к нему мы докупились вкусняшками из ассортимента магазина. Обсохнув и согревшись, поблагодарили хозяина и сделали общее фото на память.

П.Ягбасан. Общее фото.
п.Ягбасан. Общее фото.

Авто-лавка Авто-лавка
Лесной дорогой Лесной дорогой
Жажда Жажда
Перед п.Гердиб Перед п.Гердиб
Д.Гердиб Д.Гердиб
Красота Красота
Продолжаем путь Продолжаем путь
Перед спуском к р.Кёркун Перед спуском к р.Кёркун
Небольшой дождь ещё продолжал идти, когда мы выезжали из Ягбасана. До следующего населённого пункта дорога не была чем-то примечательна, проехали пару мостов, очередные подъёмы и спуски. Перед поселком Гердиб пересекли небольшой брод. Каждый новый поселок приносит непередаваемые ощущения путешествия, здесь чувствуешь себя «первооткрывателем», которого с любопытством встречают местные «аборигены». В посёлке застаём автолавку, Женя и Алексей покупают помидоры и что-то ещё. Дальше дорога идёт уже то по асфальту, то по грунту, чередуя подъёмы со спусками. Очередной спуск приводит нас к реке Кёркун, где основная дорога сворачивает в сторону и уходит вдоль русла, делая заметный крюк, проходя в обход гор. Но мы лёгких путей не ищем, маршрут проходит через самое сердце гор. Переезжаем на противоположный берег реки, оставляя позади очередное селение. Начинается затяжной подъём на очередной перевал, сегодня нам его не осилить. Отъехав на небольшое расстояние от посёлка, находим хорошее место под стоянку в сосновом лесу, неподалёку протекает горная речка.

Пока разбивали лагерь, Володя обнаружил серьёзную поломку - в очередной раз не выдержала стойка багажника. Устранить проблему подручными средствами не представлялось возможным. На завтра предстоит тяжелый переход через горы, поэтому разгрузить соратника и взять его с нами – исключено. Володе придется вернуться (~2 км) на основную дорогу к р.Кёркун и ловить попутку до Позант. 

  
 

На исходе дня
На исходе дня
Умный в гору не пойдёт

Последние наставления Последние наставления
Вверх Вверх
Перевал №1 Перевал №1
Перевал Перевал
Погодная кухня Погодная кухня
Собачухи Собачухи
Уходим в облако Уходим в облако
Перед перевалом Перед перевалом
Вид с перевала Вид с перевала
Вид с перевала Вид с перевала
Стоянка в лесу - два перевала - Позанты (40 км)

            С самого утра моросит дождь. Договорились с Володей о встрече в Позантах и разошлись в противоположных направлениях. Наш путь проходит высоко в горах, нам предстоит набрать 800м до первого перевала (1700м.), затем сброс 300м. и очередной перевал на 1700м. От места стоянки ехали недолго, вскоре дорога начала круто забираться вверх, а вместе с ней спешившись, поползли и мы. Встретили турка на мотоцикле, языком жестов он пытался донести «ехали ли бы в объезд, куда вы лезете с велосипедами, дальше будет только хуже …» - ответили, что нам так интереснее. Мы конечно догадывались что будет тяжело, но не знали что настолько. Вершины гор были окутаны облаками, где-то там проходила и наша дорога. Ехать удавалось изредка, в основном шли, останавливаясь на короткие передышки. На безымянном витке серпантина, донёсся лай собаки, затем к нему добавился ещё один. Показалась пара хибар, кроме обеспокоенных собачух, никого не встретили. Вниз по склону, расположена горная выработка, оттуда доносился шум техники, наверное, все были там. Дорога продолжает петлять по склонам гор и уводит нас за собой в «молоко», облака уже среди нас. Деревьев становится меньше, больше голых скал, усиливается ветер - близится перевал. Над пленой облаков, чуть просматривается голубое небо, наверное, в хорошую погоду отсюда открывается неплохой вид. После первого перевала, спускаемся вниз, погода портится. Намокшие колодки отказываются работать, ну крутых спусках приходится спешиваться. Между двух перевалов нас застает непогода, шквалистый боковой ветер и ледяной ливень, того и гляди переходящий на снег. Прячусь за одинокой сосной на склоне, утепляюсь и упаковываюсь. Пока переодевался, ребята укатили вперёд, надо догонять. Какое-то время еду один, дождь льёт как из ведра и никого не видно. На одном из склонов горы над дорогой, замечаю времянку и дымок из окна, рядом выставлен велосипед – свои! 

Под облаками
Под облаками

С перевала С перевала
Во времянке Во времянке
Междуперевалье Междуперевалье
Виднеются Позанты Виднеются Позанты
Позанты Позанты
Фото от Володи Фото от Володи
Спуск с перевала Спуск с перевала
Без окон, без дверей Без окон, без дверей
Спуск с перевала Спуск с перевала
Впереди Позанты Впереди Позанты
Окружная Окружная
Фото от Володи Фото от Володи

Ребята уже грелись у костра, в такую непогоду – он был просто спасением. Времянка состояла из двух небольших комнат: в одной были расположены деревянные стеллажи – по всей видимости, предназначенные для отдыха пастухов (сюда мы завезли велосипеды), в другой  практически ничего не было, за исключением сколоченных скамеек и деревянных полок. Первым делом переоделись в сухое, набрали дождевой воды. Поставили горелки и в ожидании обеда уселись вокруг костра. От дыма заполнившего маленькую комнатку, слезились глаза, тем не менее, было чертовски хорошо сидеть здесь, когда снаружи бушевала непогода. Сварганили супец и что-то ещё, побаловались чайком. Дождь всё ещё лил, хотя уже и не так сильно – нужно ехать дальше. Вернувшись на дорогу, продолжили спуск с первого перевала, но уже гораздо бодрее. Проехали очередные карьеры с брошенной строительной техникой, затем начался 300м. подъём. Пока поднимались, пришло смс от Вовы «Я в Позантах. Координаты … Багажник починили …». Вскоре осилили и второй перевал, погода стала налаживаться, всё чаще сквозь облака стало пробиваться солнце. За перевалом дорога круто взяла вниз,  и теперь уже спускалась до самых Позант. Замелькали первые дома, грунтовка перешла в хороший асфальт. На спуске малость подрастерялись: Костя с Лёшей (СПб) укатили вперёд, а Женя с Алексеем ехали где-то позади меня. Перед окружной остановился, стал дожидаться, ребят долго не было. Начал уже было волноваться, как появился Женя и за ним помятый Алексей. Оказалось, что на крутом спуске Лёха перелетел через руль, благо отделался одними царапинами. Потихоньку докрутили до города, Лёшу и Костю нашли по велосипедам расположенным у кафе, на автобусной станции. Оставив ребят в кафе, поехал на поиски Володи. Пришлось немного покрутиться по центру, чтобы найтись, но встреча была неизбежна. Вернувшись к остальным, перекусили и обсудили дальнейшие планы. Володя рассказал о своих приключениях и о том, как в очередной раз ему бесплатно сделали багажник. Решено было заселиться в отель, просушить вещи и отдохнуть. Неподалёку нашли отель за 35 лир/чел с просторными номерами и включенным завтраком. Через час всё розетки в номерах были заняты зарядками, а стулья, двери, окна и батареи были завешены мокрыми вещами, на огромном балконе поставили на просушку палатки и развесили тенты. Вечером посидели в кафе, в очередной раз наворачивая приевшийся уже кебаб. 

 

Проход через Тавр

Наш номер Наш номер
Киликийские ворота Киликийские ворота
Плотина Плотина
Путники Путники
Сквозь горы Сквозь горы
В полном составе В полном составе
Чертовы врата Чертовы врата
Обернемся назад Обернемся назад
Вдоль сосен Вдоль сосен
Всё выше и выше Всё выше и выше
Горные тропы Горные тропы
Разлом Разлом
Путь А.Македонского Путь А.Македонского
Въезд в каньон Въезд в каньон
Река Чакыт Река Чакыт
Каньон Каньон
Горный серпантин Горный серпантин
К чёртовым вратам К чёртовым вратам
Над пропастью Над пропастью
Костяныч Костяныч
Подъем на перевал Подъем на перевал
Женя и Лёша Женя и Лёша
Финишный подъём Финишный подъём
Пока ещё едем Пока ещё едем
Преодолеваем завалы Преодолеваем завалы
Виадук в действии Виадук в действии
Позанты - Киликийские ворота - виадук Варда (48 км)
 

            После семи дней лазанья по горам и ночевок в палатках, сегодня вся группа впервые хорошо выспалась в комфортных условиях. День обещал быть жарким и солнечным. Собрав вещи, сходили на завтрак, который оказался весьма скромным. Утренний чай с общей яичницей на сковороде и булкой. Володя пришел завтракать немного позже остальных, и получил комплимент в виде добавки от хозяина заведения. После такого завтрака пошли «догоняться» в соседний супермаркет.

            Из города выезжали по трассе, но бдительный полицейский наставил нас на путь истинный, вовремя согнав на второстепенную дорогу. Нырнули под эстакаду и поехали вдоль каньона реки Чакыт. Когда-то эта дорога использовалась для обслуживания железной дороги, которая проходит справа от нас, сейчас она (дорога) полностью заброшена, но в принципе проезжаема. Катиться под горку было одно удовольствие, впереди виднелся горный проход через Тавр (между хребтами Болкар и Аладаглар) называемый Киликийские ворота – путь Александра Македонского. На въезде в каньон запомнилось безумное кол-во бабочек, которые облепили всю одежду, так и норовя запутаться в спицах. Обогнали несколько пеших туристических групп. После вчерашнего дождя, на некоторых участках дорога превратилась в глиняное месиво. Земля налипала на покрышки и застревая под «крыльями» блокировала колёса. Из-за залипухи сбавили темп, на одном из поворотов заметили, что отстал Володя. Вернувшись – обнаружил его в компании десятка туристов, которые на перебой фотографировались с ним на память. Пока Володя освобождал колёса от глиняного плена, туристы добрались и до остальной группы – следующая «жертва» Алексей. Соблазн фотографироваться с симпатичными туристками был велик, пришлось пересилить себя, чтобы оторваться от них.

Дорога уводила вслед за собой, с каждым километром делая каньон всё глубже и величественнее. Проехали небольшую плотину, постепенно скалы становятся отвеснее, а дорога начинает понемногу забираться вверх. Здесь нас застигла очередная поломка Володиного багажника, сломалась всё та же злополучная стойка. Возвращаться назад было бы глупо, тем более что вскоре дорога начнёт спускаться к морю. Решили дальше ехать без Володи (что было неправильно), а он своим ходом отправлялся в Тарсус. К чёртовым вратам (прорубленной дороге в скале, проходящей по самому обрыву) подъехали уже впятером, пока Алексей устанавливал штатив, нас догнал Володя, никак не хотевший фотографироваться вместе (понять его можно). Каньон заканчивается перевалом с очень крутым подъёмом, за 3 км набираем 400 м. Тащить велосипеды в гору тяжело, жарко, останавливаемся на водопой. Навстречу попадаются байкеры, спрашивают можно ли дальше проехать на мотоциклах, жаль на английском всего не выскажешь … Ползём выше, вдоль обочины попадаются скважины с водой, перед самым перевалом останавливаемся у трубы с сильным напором воды: Костя, Лёша и Женя по очереди встают под трубу, освежающий душ и гидромассаж в одном флаконе. Поднявшись на гору отдыхаем в тени деревьев, наблюдаем за проходящему по склону горы стаду коз, обменялись приветствиями с пастухами. На пересечении горных троп, отклоняемся (~100м.) от трека по более накатанной дороге. Одёргиваю ребят и возвращаемся на запланированный маршрут (речь идёт о 29-33 км трека), а зря … Поначалу дорога была вполне проезжаема, но вскоре превратилась в настоящую горную тропу. На протяжении 3 км приходилось идти, везя за собой велосипед, местами перетаскивая его через груды камней. В команде росло недовольство: «где обещанный спуск», «мы сбились с пути», «мы все умрём …» мне и самому порядком поднадоела эта дорога, но чтобы ёё преодолеть, нужно было идти дальше. Не прошло и часа как мы выехали на добротную грунтовку, спускавшуюся в долину. Все мы изрядно вымотались и проголодались, тяжелее всего маршрут давался Алексею. Уговорил ещё немного потерпеть и проехать дальше, до первого попавшегося магазина. Через п.Киралан выехали к виадуку Варда, невероятному по красоте ж/д мосту связывающему две стороны глубокого горного ущелья. Он был построен в начале XX века инженерами из Германии. Не найдя поблизости кафе, миновали ущелье и продолжили путь вдоль ж/д. Проехали пару посёлков, пока не доехали до населённого пункта Караисалы. Здесь закупились в небольшом сельском магазине, в поисках воды набрели на местный «дом культуры», где тепло пообщались с местными жителями. Нам позволили воспользоваться помещением, где мы вымыли СВОИ грязные котелки и набрали воды. Угостили нас чаем, поинтересовались, кем мы работаем, и куда путь держим, не обошли стороной и присоединение Крыма. Поблагодарив за гостеприимство, простились и отправились на поиски стоянки. С выбором места ночёвки здесь было сложно, сплошь сельхоз хозяйственные угодья. Отъехали на 1,5 км и остановились под соснами на небольшом холме рядом с дорогой.

Виадук Варда
Виадук Варда

Дорога к морю

Поляна Поляна
Дорога в небо Дорога в небо
Женя лакомиться Женя лакомиться
Мастерская Мастерская
Колдуют Колдуют
Фото на память Фото на память
Городские улицы Городские улицы
Мерсин Мерсин
Бассейны Бассейны
Бульвары Бульвары
Утренние сборы Утренние сборы
Апельсиновое дерево Апельсиновое дерево
Реаниматологи Реаниматологи
Живая водица Живая водица
Болгарочкой Болгарочкой
Зенит в Мерсине Зенит в Мерсине
Городские улочки Городские улочки
Городской парк Городской парк
Мечеть в Мерсине Мечеть в Мерсине
Виадук Варда - Тарсус - Мерсин (70 км)
 

Солнце уже взошло над горизонтом, когда в тени ветвистых сосен, пять путников собирались в дорогу. Многочисленные долины, ущелья и горные перевалы - все это осталось позади, впереди нас манило долгожданное Средиземное море. Первые 8 км дорога шла в гору, ехали … порой даже шли с неохотой, ожидая начала спуска. Промелькнуло селение Чокак, а за ним  расположенный на холме п.Яниккищла, за которыми последовал долгожданный спуск. Скорость за 30, обдувает прохладный ветер, вокруг мелькают кактусы, олеандры и ползают черепахи. Природа становится южнобережной, рядом с дорогой замечаем цитрусовое дерево – для нас это в диковинку. Пытаемся распознать апельсин или мандарин, ещё не созрели, кислятина та ещё. Разыгрываем подъехавших Женю и Лёшу, смакуя сладкий апельсин (из магазина), расхваливаем плоды с деревьев. Ребята «купились», наградой была кислейшая мина на их лицах. Дальше вдоль дорог встречаются уже целые сады, воздух переполняет аромат цитрусовых. Незаметили как добрались до окрестностей Тарсуса. Вкручиваем потихоньку, смотрим по сторонам, никого не трогаем, как вдруг … на дорогу выбегает Володя. Вот так встреча, все оживились, принялись расспрашивать, что да как. Неподалёку в оконной мастерской реанимировали багажник. Над «пациентом» склонилось трое турок, по обилию сварки, искр и дыма, было видно – работа кипит! Вместо лопнувших стоек к багажнику приварили два металлических прута, от чего вес его увеличился раз в пять минимум. Такого девайса мы ещё не видели, и вряд ли когда-нибудь ещё увидим. За проделанную работу с Володи даже не взяли денег, только спросили откуда мы и куда путь держим. Поблагодарив наших спасителей, дальше мы уже отправились в полном составе. Выехали на трассу Мерсин – Адана и бодро повкручивали по шоссе. Ехали так ещё около ~30км, дорога с большим трафиком, кучей выхлопных газов и палящим асфальтом оказалась не из приятных. Поначалу шарахались от частых гудков и возгласов водителей, но вскоре привыкли. Часа через полтора доехали до Мерсина, немного помотавшись по городу, нашли цивильное кафе. За стаканом холодного айрана и сочной шавармой перевели дух и восстановили силы. После обеда, первым делом отправились на автовокзал. Не без помощи местного «зазывалы помощника» купили пять билетов за 65 лир каждый (автобусная компания Mersin Seyahat"), на завтрашний вечерне-ночной рейс до Стамбула. Здесь расходились наши дороги с Женей, у него оставалось в запасе ещё несколько дней, и в планах было путешествие по юго-западному побережью Турции. На последок вспомнили все наши совместные приключения, обменялись контактами и попрощались с Женькой, встретимся ли мы ещё когда-нибудь…

            Неподалёку от автовокзала нашли хороший отель, точнее он нашел нас. Паркуя велосипеды у одной из гостиниц, увидели как нас переманивает стюард из соседнего отеля – в Турции это нормально. Нам было не принципиально, переметнулись в hotel KAR, цены оказались вполне приемлемые ~800 руб/чел. с включенным завтраком, а номера просторные и чистые. Изрядно поднадоевшие велосипеды нам разрешили оставить в подсобном помещении, запираемом на ключ. Оставив всё лишнее в номерах, отправились на пешую прогулку по городу и поиски пляжа. Через серые кварталы дошли до городской набережной, поразило насколько всё здесь благоустроенно и чисто. Прибрежные бульвары вымощенные плиткой, фонтаны с прозрачной водой, велосипедные дорожки, множество беседок, скамеек и бесчисленное кол-во пальм. Набережная простиралась на 12 км, пешком было её не осилить, посещение пляжа решили отложить на завтрашний день. В городском парке повстречали Женю, встречу отметили походом в Бургер Кинг. Мерсин впечатлил своими размерами, здесь проживает около 850 тыс. жителей, есть много торговых центров и отелей европейского типа. Неспешно прогулялись по улочкам города, искали магазин с джинсами, а нашли со сладостями (тоже неплохо). Смеркалось, на улицах зажигались фонари, а над городом разносилось пение муэдзина.

На море

Набережная Набережная
Костян Костян
Пляжик Пляжик
Рабочий и колхозница Рабочий и колхозница

22 апреля.

Сегодня все хорошо выспались, сходили на завтрак, который можно описать как довольно скромный «шведский стол». Автобус в Стамбул отправляется в 20:30, т.ч. времени у нас оставалось предостаточно. Водрузив баулы на велосипеды, через знакомые уже улочки доехали до набережной и дальше до пляжа. Под удивлённые взгляды прохожих, исполнили свою мечту и искупались в ещё прохладном море. 

 
 

Краб
Краб
Стеллы на набережной
Стелла на набережной
Истребитель
Памятник турецкому штурмовику
Велодесант
Бесконечная набережная
Мельница в пальмах
Мельница в пальмах
Галатасарай
Галатасарай
Речка
Речка
Навесной мост
Подвесной мост
В кафе
На набережной в кафе
Развалины
Развалины древнего города
Едем обратно
Едем обратно
У средиземного моря
Маршрут пройдет, конечная - Средиземное море
Ночной переезд

Погрузка Погрузка
Междугородний автобус Междугородний автобус
Владимир Владимир
Погрузка Погрузка
В салоне автобуса В салоне автобуса
Персональный экран Персональный экран

Вечером заблаговременно приехали на автовокзал, даже осталось время погулять по окрестностям, в поисках супермаркета с айраном. Автобус подали заранее, водитель со стюардом нервно поглядывали на наши велосипеды, от такого груза они были явно не в восторге. Помимо велосипедов было много коробок, тюков и чемоданов. В багажное отделение велосипеды входили стоя, достаточно было снять переднее колесо. Чуть позже в салоне автобуса к нам подошел представитель транспортной компании и сославшись на сложности провоза 5 велосипедов, попросил доплатить за габаритный багаж, сошлись на 10 лирах с человека. Теперь нас уже никто не тревожил, заполненный до отказа большой междугородний автобус отправился точно по расписанию. Салон оказался очень комфортабельным, с встроенными в спинки кресел мониторами, на которых можно посмотреть фильмы, послушать музыку, поиграть в игры или посидеть в интернете. Стюард периодически предлагал напитки и подкармливал кексами. Примерно раз в полтора - два часа мы останавливались на двадцатиминутную стоянку в специально отведённых зонах, с возможностью прогуляться по магазину или перекусить. Ночной переезд прошел спокойно.

Стамбул

Сквер Сквер
Голубая мечеть Голубая мечеть
Собор Святая София Собор Святая София
Собор Святая София Собор Святая София
Цистерна Базилика Цистерна Базилика
Галатский мост Галатский мост
Истикляль Истикляль
Немецкий фонтан Немецкий фонтан
Султанахмет Султанахмет
Собор Святая София Собор Святая София
Бани Роксоланы Бани Роксоланы
Цистерна Базилика Цистерна Базилика
Вид на собор Св.Софии Вид на собор Св.Софии
Святая София Святая София

23 апреля

Около 9 утра, автобус прибыл в азиатскую часть Стамбула (автовокзал Харем), здесь вышла часть пассажиров. Затем Босфорский мост, миновали бухту Золотой Рог и конечная автовокзал Байрампаша. Выгружаемся и едем своим ходом до ст. метро Аксарай (здесь у нас забронирован номер). Автовокзал окружает целая дорожная сеть, с множеством эстакад и путепроводов, пришлось помотаться, чтобы выехать в нужном нам направлении. На дорогах полным-полно автомобилей, передвигаться на велосипеде совсем не комфортно. Линии метро в Стамбуле разрознены и не соединены в единую систему.  Чтобы попасть с одной ветки на другою, часто  приходится пользоваться еще каким-нибудь промежуточным (а то и не одним) транспортом. В этой связи Аксарай удобный транспортный узел, отсюда идет прямая ветка метро до аэропорта Ататюрк. На этой же ветке находится станция Zeytinburnu, с которой происходит пересадка на одноименную ветку скоростного трамвая (T1) для попадания в исторический центр Стамбула Султанахмет. Приехав по указанному в брони адресу, никаких признаков отеля не обнаружили. Дверь нам открыл пожилой турок, заставший наверное еще белую иммиграцию, ничего путного не ответил. Поспрашивали местных, оббежали квартал по периметру – никаких признаков Kilic Apart. Только уже собрались отправляться на поиски нового пристанища, как вдруг появилась весёлая русскоговорящая азиатка и увела за собой. В паре кварталов от обозначенного отеля находился офис Kilic Apart, конторка занимающаяся сдачей квартир в районе Фатих. Турки сообщили, что когда-то по указанному в брони адресу действительно сдавались апартаменты, но сейчас там ничего нет. Взамен предложили остановиться в четырехкомнатной квартире, расположенной неподалёку. Квартира нас полностью устроила, было, где приготовить еду и оставить велосипеды, вышло по ~1000 руб. с человека. 

Гулять по городу мы отправились без велосипедов. На трамвае доехали до исторического центра, пообедали в кафе. Посетили основные достопримечательности: Голубую Мечеть (Султанахмет), Цистерну Базилику (древнее водохранилище Константинополя), собор Святой Софии, Гранд базар, башню Баязид, Египетский базар. По Галатскому мосту перешли на другую сторону Золотого Рога и побродили по самой оживлённой пешеходной, и торговой улице Истикляль. Когда мы возвращались назад, город уже озарили тысячи огней, красочная иллюминация украшала мечети и храмы древнего Константинополя. На следующий день нам предстоит перелёт до Москвы, и наше путешествие подходит к концу, но воспоминания остаются с нами.

Египетский базар
Египетский базар
 

Видео:

 
 

Фотографии: 

Вайгульт Роман:       http://yadi.sk/d/Xehc4XTHNcofY

Смирнов Алексей:    http://yadi.sk/d/RGpnG-TLRBZXt и http://www.youtube.com/watch?v=MPRew9ZmTUQ

Москаев Владимир: http://yadi.sk/d/cmIyWZS7RA78W и http://vk.com/album10169253_195567727

Косивцов Евгений:  https://plus.google.com/photos/+ЕвгенийКосивцов/albums/6008388064197316689

Середов Алексей:     https://plus.google.com/photos/107889385274628358167/albums/6022097997969993297


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Опубликовал: Вайгульт Роман