Россия / Автотуризм | Самостоятельная поездка
 

Бийск- Ташанта - Кобдо - Монголгоби - Улан-Батор - Кяхта - Бийск

5 марта - 12 апреля 1979 г.

Бийск- Ташанта - Кобдо - Монголгоби - Улан-Батор - Кяхта - Бийск

Идет загрузка карты ...
Бийск-ташанта-кобдо-уланбатор-кяхта-бийск через монгол-гоби
 

Зил131(взято из инета) Зил131(взято из инета)
Подготовка к экспедиции тянулась больше 2х месяцев. Транспортное средство - автофургон зил-131 с аппаратурой,  оборудованный для перевозки 6-7 человек, на прицепе электростанция.  Первая ночевка была перед Чикет-Аманом, в фургон добавили еще больше 10 человек, емкость для воды из прорезиненной ткани. Топливная система автомобиля была не настроена на горные условия, но сама машина прошла весь путь без замечаний. В Ташанте пришлось задержаться и  подручными средствами ремонтировать электростанцию. От тряски срезало часть болтов крепления дизеля. Ремонт был грубым, но удачным, вместо болтов поставили крючья с траверсы поваленной опоры низковольтной ЛЭП.
На границе с Монголией догнали свою колонну и еще постояли на досмотре с нашей стороны. На монгольской стоял один цирик. Но он впечатлял. Стройный, неподвижный, похожий на дорогую красивую точеную игрушку. Жаль, что нельзя было делать снимки.
За восточной границей Монголии запершило в горле, казалось из конца 70х годов мы въехали в начало наших 50х. Стоило в населенном пункте или рядом остановиться какой-либо машине бесхитростные монголы сразу предлагали зайти в гости на чай или предлагали поднести нехитрое угощение к машине.
В личном пользовании монголов преобладали давно забытые у нас мотоциклы ИЖ-49 в приличном состоянии. Их отношение к технике удивляло. Каждый колесный трактор Беларусь, грузовые  автомобили любовно украшались искусно выкованными решетками, коврами. Причем все это было более продуманно и выполнено, чем современные наши молдинги.
Удивляла уйма веселых шустрых ребятишек на морозе 10-20 град без шапок, одетых кое-как. В то время по слухам  на двух взрослых приходилось 8 ребятишек.
Поражали и домашние животные своей тучностью, что бараны, что лошади походившие на обросшие шерстью бочонки. Говорили, что местные жесткие травы очень питательны. Но и дикие животные тоже удивляли: в профиль что зайцы, что лисицы походили на наших, а вот в фас казались плоскими.  Особенно это было заметно ночами, животные казались призрачными.
Кажется на второй день пути по Монголии стала попадаться потерянная или не выдержавшая дороги брошенная техника. Душа не утерпела, подобрали и зацепили водомаслогрейку. Залили в нее около двух кубов воды, не хотелось заправлять резиновую емкость, разводить в фургоне грязь и сырость. В Гоби и пили эту воду и умывались подогретой на зависть тем, кто обходился штатными средствами. Кроме того, еще раньше выклянчили большую палатку, дровяную печь для нее. Ехавшие на машинах под тентом, хоть и утеплялись, палатку очень оценили.
Почти сразу возник дорожный синдром, каждая остановка, стоянка раздражали, почему-то хотелось ехать и ехать. Из трех наших водителей, первый начавший путь, под любым предлогом сопротивлялся попыткам подменить его.
Дорога для наших машин была приемлемой, реки пересекали в редких случай по мостам, чаще по бродам, иногда по льду. Гоби в это время года были даже приятными, расцвеченные глыбы камней, редкие кустики, высохшие клубки растений, гонимые ветрами, бесконечная гряда гор на юге.
Безуспешно пытались увидеть по пути хотя бы остатки древних сооружений.
Где-то на 4й день пути по Монголии стали попадаться люди с другими повадками и обликом – следами встречи с европейской и китайской  цивилизациями. Стали поступать предложения сменять часы на арху, поменять горючее на ту же арху или на тугрики. Познакомились с ценами на мясные изделия(очень дешевы), хлеб(дорог), сигареты, папиросы(продавались в основном поштучно).
Редкие длительные стоянки были в котловинах, но простор для ветра был и в них.
В конце апреля повернули на населенный север выйдя на приличную дорогу с телефонными столбами вдоль нее. Краем посмотрели на Эрденет, промышленность там бросалась в глаза и в нос.
В Улан-Баторе были недолго, бросилось в глаза четкое, даже наверно умелое отделение традиционной его части от современной. Причем традиционная часть тоже выглядела очень привлекательно.
Домой возвращались по неплохой трассе через живописный, лесистый  как и вся пограничная область  перевал. Прошли перед Кяхтой пограничный контроль. Пытался узнать у спутников слышали ли они историю о Анне Тимиревой. По слухам ходившим в Томске она на какое-то время была определена жить в Кяхту.

Сама Кяхта показалась каким-то заснувшим много лет назад городком, не сонным, а именно заснувшим.
В Бийск вернулись к 12 апреля и сразу в баню.

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Россия
еще маршруты
О Маршруте