Но есть надежда...

Быково. Усадьба Воронцовых и храм Владимирской иконы Божьей Матери

История от литературы до архитектуры

Полумилорд, полукупец.
Полумудрец, полуневежда,
Полуподлец, но есть надежда,
Что будет полным, наконец.

Этой эпиграммой молодой повеса Александр Пушкин на веки вечные припечатал Михаила Семеновича Воронцова к русской истории.
Причем припечатал совершенно огульно и безосновательно.
Воронцов, совершенно закономерно, сделал все возможное, чтобы обуздать нахального ловеласа и все его блудливые поползновения относительно своей красавицы супруги. Но молодой гений оказался весьма мстительным. ;-)
Но сегодня нас больше увлекают не любовные истории, а факты исторические и архитектурные.
2013-03-30--12-39-48 дворец
Впервые село Быково упоминается в XIV веке в духовной грамоте (завещании) великого князя Дмитрия Донского, завещавшего его перед Куликовской битвой своим младшим сыновьям Василию и Ивану. Позже, в 1704 году указом Петра I село Быково было пожаловано "за заслуги перед Отечеством" ростовскому воеводе Иллариону Воронцову.
Во второй половине XVIII века, в 1762 году, село Быково переходит в собственность к видному сановнику М. М. Измайлову, турку по происхождению, перешедшему в одном из сражений на сторону русских и принявшему православие. Михаил Михайлович Измайлов служил камергером, был гофмаршалом двора, затем стал Московским генерал-губернатором. Он был одним из участников государственного переворота 1762 года, в результате которого на престол взошла Екатерина II. Заслуги его не были забыты — ему были пожалованы земельные угодья под Москвой, сама императрица посетила Быково в 1775 году и отобедала у М. М.Измайлова в его новой подмосковной усадьбе. Позднее он был назначен Первоприсутствующим (председателем) "Экспедиций кремлевского строения". Находясь в этой должности, Измайлов руководил строительством Кремлевского дворца. Для его проектирования он привлек одного из самых талантливых архитекторов того времени — В. И. Баженова (ходили слухи, не подтвержденные документально, что и Измайлов, и Баженов состояли в масонской ложе). Однако вскоре дорогостоящее строительство в Кремле по указанию императрицы было приостановлено, и Баженов оказался не у дел. В это тяжкое для зодчего время Измайлов предложил Баженову перестроить свою усадьбу в селе Быково. Василий Иванович горячо взялся за работу. Он принял решение создать новый архитектурно-парковый ансамбль, состоящий из дворца, церкви, парка, прудов, зимнего сада, грота и Эрмитажа.
Баженов поставил себе цель: кардинально сменить облик барской усадьбы. Новый дворец Баженов решил построить в западной части усадьбы на дубовых сваях. Холм, на котором теперь красуется дворец, был создан искусственно. Землю для холма крестьяне таскали на себе в плетеных корзинах с мест, где были выкопаны три пруда.
Гульбище, расположенное перед портиком, обрамлено балюстрадой — перилами из фигурных столбиков. Слева от дворца возведена высокая башня, на которой были установлены телескоп и солнечные часы. Над балконом расположен герб Воронцовых-Дашковых.
2013-03-30--12-37-18 дворец
к главному входу во дворец можно было подъехать на карете

2013-03-30--12-41-10 дворец
Вот тут для меня есть некоторая загадка.
Написанный выше текст полностью соответствует тому виду главного здания усадьбы, который можно увидеть и сейчас. Однако многочисленные источники утверждают, что здание эклектичной архитектуры поставлено на подвалах Баженовского усадебного дома в1856 г. по проекту архитектора Б. де Симона.
Что и когда случилось с дворцом построенным Баженовым, и насколько творение де Симона повторяет или отличается от первоначального совершенно не понятно.

2013-03-30--12-17-34 храм
Чтобы как-то связать две архитектурных доминанты в Быково расскажу вам одну местную легенду: У князя Измайлова была жена, которую он считал красивой настолько, что не хотел, чтобы другие на нее смотрели и приказал построить подземный переход от главного здания усадьбы до церкви.
Кстати, между дворцом и храмом находится пруд с двумя островами, на одном из них стоит ротонда-беседка тоже построенная Баженовым.
Хода этого никто в глаза не видел, но легенда нас довела до храма Владимирской иконы Божьей Матери, с которой мы в субботу собственно и начали свое посещение Быково.
2013-03-30--12-00-10 храм
И вот тут как раз мы плавно перейдем от Измайлова к Воронцовым.

В селе Быково исстари стояла деревянная церковь в честь Рождества Христова. В письменных источниках она впервые упоминается в 1628 г. На средства дворцового приказа в 1704 г. была построена и освящена каменная Рождественская церковь с колокольней. Владелец села тайный советник М.М. Измайлов, овдовев в 1780 г., задумал в память усопшей супруги возвести на месте обветшавшего новый большой храм.

Уже в декабре 1783 г. храм в честь Рождества Христова освятили. В 1788 г. устроили верхний храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. Церковь. В подклете (на первом этаже)находится ныне действующий Христорождественский храм.
По другим источникам окончание строительства относится к 1789 году.
Главная особенность верхнего предела заключается в том, что в его оформлении использовался искусственный мрамор. Со временем его рецептура была потеряна.
2013-03-30--12-08-42 храм
И опять загадка. Насколько велико влияние В.И.Баженова на проектирование и строительство храма?
Есть сведения, что проект принадлежит М.Ф. Казакову или А.Н. Бокареву.
Церковь Владимирской Богоматери в Быково под Москвой. 1789. План
Но, так или иначе, храм выглядит великолепно.
Строение выполненное в псевдоготическом стиле является единственным храмом в России, являющим собой в плане ровный овал.
По краям установлены башни.
Вход в нижний храм окаймляет с двух сторон лестница ведущая в храм верхний.
В одной из башен располагалась колокольня. На второй были установлены часы.
2013-03-30--12-07-16 храм
В 1884 г. рядом с храмом была построена отдельная колокольня, повторяющая общий стиль основного здания. Одни источники называют ее архитектором Д.А. Гущина, другие – И.Т. Таманского (ученика Баженова).
Церковь Владимирской Божьей Матери. Акварель 1804

***

«но есть надежда»
Эти слова я умыкнул у Александра Пушкина совершенно сознательно. :-)
По сравнению с Муромцево, которое мы посещали не так давно, в Быково несомненно есть надежда, что вся эта красота не канет в Лету.

Стоит ли говорить, что при советской власти дворец, Храм и вся усадьба пришли в упадок.
Храм был передан верующим в 1989 году. Сейчас его состояние … удовлетворительное. Нижний храм открыт для посещения. Ведутся реставрационные работы.

Из дворца примерно год назад выехал туберкулезный диспансер. Здание закрыто.
И если снаружи дворец тоже имеет более-менее «живой» вид. То внутри (по описаниям) не уцелело ничего.
Не стану долго перечислять всех потерь. Скажу только, что за границу вывезен находившийся в имении знаменитый портрет княгини Дашковой кисти Левицкого. Вывезен и пропал …

Вот и третья фамилия, без которой не складывается полноценная картина имения.
Фамилия Воронцовых-Дашковых ведет свое начало с 1807 г. В том году умер последний из рода князей Дашковых — Павел Михайлович (сын кн. Михаила Дашкова и Екатерины Романовны Дашковой, урожденной Воронцовой), и после этого его двоюродный брат — Иван Илларионович Воронцов — получил право называться графом Воронцовым-Дашковым.
2013-03-30--12-45-00 герб Воронцовых-Дашковых
Герб Воронцовых-Дашковых представляет собой объединение графского герба Воронцовых и дворянского Дашковых.
Внизу гербов на дворце до сих пор можно разобрать девиз: "Semper immota fides" — "Вечно непоколебимая верность".