История от литературы до архитектуры

Полумилорд, полукупец.
Полумудрец, полуневежда,
Полуподлец, но есть надежда,
Что будет полным, наконец.

Этой эпиграммой молодой повеса Александр Пушкин на веки вечные припечатал Михаила Семеновича Воронцова к русской истории.
Причем припечатал совершенно огульно и безосновательно.
Воронцов, совершенно закономерно, сделал все возможное, чтобы обуздать нахального ловеласа и все его блудливые поползновения относительно своей красавицы супруги. Но молодой гений оказался весьма мстительным. ;-)
Но сегодня нас больше увлекают не любовные истории, а факты исторические и архитектурные.
2013-03-30--12-39-48 дворец
Впервые село Быково упоминается в XIV веке в духовной грамоте (завещании) великого князя Дмитрия Донского, завещавшего его перед Куликовской битвой своим младшим сыновьям Василию и Ивану. Позже, в 1704 году указом Петра I село Быково было пожаловано "за заслуги перед Отечеством" ростовскому воеводе Иллариону Воронцову.
Во второй половине XVIII века, в 1762 году, село Быково переходит в собственность к видному сановнику М. М. Измайлову, турку по происхождению, перешедшему в одном из сражений на сторону русских и принявшему православие. Михаил Михайлович Измайлов служил камергером, был гофмаршалом двора, затем стал Московским генерал-губернатором. Он был одним из участников государственного переворота 1762 года, в результате которого на престол взошла Екатерина II. Заслуги его не были забыты — ему были пожалованы земельные угодья под Москвой, сама императрица посетила Быково в 1775 году и отобедала у М. М.Измайлова в его новой подмосковной усадьбе. Позднее он был назначен Первоприсутствующим (председателем) "Экспедиций кремлевского строения". Находясь в этой должности, Измайлов руководил строительством Кремлевского дворца. Для его проектирования он привлек одного из самых талантливых архитекторов того времени — В. И. Баженова (ходили слухи, не подтвержденные документально, что и Измайлов, и Баженов состояли в масонской ложе). Однако вскоре дорогостоящее строительство в Кремле по указанию императрицы было приостановлено, и Баженов оказался не у дел. В это тяжкое для зодчего время Измайлов предложил Баженову перестроить свою усадьбу в селе Быково. Василий Иванович горячо взялся за работу. Он принял решение создать новый архитектурно-парковый ансамбль, состоящий из дворца, церкви, парка, прудов, зимнего сада, грота и Эрмитажа.
Баженов поставил себе цель: кардинально сменить облик барской усадьбы. Новый дворец Баженов решил построить в западной части усадьбы на дубовых сваях. Холм, на котором теперь красуется дворец, был создан искусственно. Землю для холма крестьяне таскали на себе в плетеных корзинах с мест, где были выкопаны три пруда.
Гульбище, расположенное перед портиком, обрамлено балюстрадой — перилами из фигурных столбиков. Слева от дворца возведена высокая башня, на которой были установлены телескоп и солнечные часы. Над балконом расположен герб Воронцовых-Дашковых.
2013-03-30--12-37-18 дворец
к главному входу во дворец можно было подъехать на карете

2013-03-30--12-41-10 дворец
Вот тут для меня есть некоторая загадка.
Написанный выше текст полностью соответствует тому виду главного здания усадьбы, который можно увидеть и сейчас. Однако многочисленные источники утверждают, что здание эклектичной архитектуры поставлено на подвалах Баженовского усадебного дома в1856 г. по проекту архитектора Б. де Симона.
Что и когда случилось с дворцом построенным Баженовым, и насколько творение де Симона повторяет или отличается от первоначального совершенно не понятно.

2013-03-30--12-17-34 храм
Чтобы как-то связать две архитектурных доминанты в Быково расскажу вам одну местную легенду: У князя Измайлова была жена, которую он считал красивой настолько, что не хотел, чтобы другие на нее смотрели и приказал построить подземный переход от главного здания усадьбы до церкви.
Кстати, между дворцом и храмом находится пруд с двумя островами, на одном из них стоит ротонда-беседка тоже построенная Баженовым.
Хода этого никто в глаза не видел, но легенда нас довела до храма Владимирской иконы Божьей Матери, с которой мы в субботу собственно и начали свое посещение Быково.
2013-03-30--12-00-10 храм
И вот тут как раз мы плавно перейдем от Измайлова к Воронцовым.

В селе Быково исстари стояла деревянная церковь в честь Рождества Христова. В письменных источниках она впервые упоминается в 1628 г. На средства дворцового приказа в 1704 г. была построена и освящена каменная Рождественская церковь с колокольней. Владелец села тайный советник М.М. Измайлов, овдовев в 1780 г., задумал в память усопшей супруги возвести на месте обветшавшего новый большой храм.

Уже в декабре 1783 г. храм в честь Рождества Христова освятили. В 1788 г. устроили верхний храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. Церковь. В подклете (на первом этаже)находится ныне действующий Христорождественский храм.
По другим источникам окончание строительства относится к 1789 году.
Главная особенность верхнего предела заключается в том, что в его оформлении использовался искусственный мрамор. Со временем его рецептура была потеряна.
2013-03-30--12-08-42 храм
И опять загадка. Насколько велико влияние В.И.Баженова на проектирование и строительство храма?
Есть сведения, что проект принадлежит М.Ф. Казакову или А.Н. Бокареву.
Церковь Владимирской Богоматери в Быково под Москвой. 1789. План
Но, так или иначе, храм выглядит великолепно.
Строение выполненное в псевдоготическом стиле является единственным храмом в России, являющим собой в плане ровный овал.
По краям установлены башни.
Вход в нижний храм окаймляет с двух сторон лестница ведущая в храм верхний.
В одной из башен располагалась колокольня. На второй были установлены часы.
2013-03-30--12-07-16 храм
В 1884 г. рядом с храмом была построена отдельная колокольня, повторяющая общий стиль основного здания. Одни источники называют ее архитектором Д.А. Гущина, другие – И.Т. Таманского (ученика Баженова).
Церковь Владимирской Божьей Матери. Акварель 1804

***

«но есть надежда»
Эти слова я умыкнул у Александра Пушкина совершенно сознательно. :-)
По сравнению с Муромцево, которое мы посещали не так давно, в Быково несомненно есть надежда, что вся эта красота не канет в Лету.

Стоит ли говорить, что при советской власти дворец, Храм и вся усадьба пришли в упадок.
Храм был передан верующим в 1989 году. Сейчас его состояние … удовлетворительное. Нижний храм открыт для посещения. Ведутся реставрационные работы.

Из дворца примерно год назад выехал туберкулезный диспансер. Здание закрыто.
И если снаружи дворец тоже имеет более-менее «живой» вид. То внутри (по описаниям) не уцелело ничего.
Не стану долго перечислять всех потерь. Скажу только, что за границу вывезен находившийся в имении знаменитый портрет княгини Дашковой кисти Левицкого. Вывезен и пропал …

Вот и третья фамилия, без которой не складывается полноценная картина имения.
Фамилия Воронцовых-Дашковых ведет свое начало с 1807 г. В том году умер последний из рода князей Дашковых — Павел Михайлович (сын кн. Михаила Дашкова и Екатерины Романовны Дашковой, урожденной Воронцовой), и после этого его двоюродный брат — Иван Илларионович Воронцов — получил право называться графом Воронцовым-Дашковым.
2013-03-30--12-45-00 герб Воронцовых-Дашковых
Герб Воронцовых-Дашковых представляет собой объединение графского герба Воронцовых и дворянского Дашковых.
Внизу гербов на дворце до сих пор можно разобрать девиз: "Semper immota fides" — "Вечно непоколебимая верность".