Почитав «легенды» данной местности, я осознал, что это место в плане нечистой силы похлеще знаменитого перевала Дятлова; тундры даже одно время были закрыты для посещения. Однако спешу расстроить любителей остренького – йети не встретили, Куйва был к нам благосклонен, а шаманы были индифферентны к нашей некатегорийной прогулке. Если не хотите читать много страниц, то Ловозерские тундры в целом - это небольшие горы вокруг красивого Сейдозера (или озера горных духов), берега которого местами заболочены. Внизу тепло и комары, наверху прохладно и ветрено, на вершинах частенько встречался туман. В тундрах как нигде ощущается завораживающая красота русского севера.
Рудник Карнасурт – пер. Эльморайок – оз. Сейдозеро – оз. Ловозеро – залив Цетчецаб – траверс г. Нинчурт – д.р. Анкисуай – оз. Райявр – траверс г. Страшемпакх – пер. Чивруай-Ладв – д.р. Чивруай – оз. Сейдозеро – д.р. Эльморайок – д.р. Чингслуай (радиально) – пер. Эльморайок – Рудник Карнасурт

Легенда

Участники

Антон Сириченко – руководитель, штурман, летописец. Также замечен за пересказами страшилок местных сказочников.

Мария Крылова (она же Махан) – фотограф, завхоз. Обладает самым радостным смехом в нашей компании. Не даст умереть со скуки, голода и холода.

Максим Майоров – костровой. Созерцатель по натуре, имеет привычку засыпать с растопкой в кармане.

Татьяна Шинкарева – доктор, фотограф. Также заведовала общением с мистическим великаном Куйвой, контакт был налажен отличный.

День нулевой. Прибытие. (06.07.2015)

Прибываем в Оленегорск по расписанию. Ровно в 20:00 звонок диспетчера такси – через 15 минут машинка будет. Автобусы постепенно уезжают (в т.ч. и на Ревду) и приезжает наш Volkswagen Polo. С трудом, но все же запихиваем рюкзаки в машину и в путь. Дорога холмистая, и асфальт на удивление хороший. Дорогу на рудник все же отыскали, несмотря на удивление таксиста названию оного. На проходной рудника получаем напутствия от сторожа, а также встречаем местных братьев Гримм со сказками про то, как их друзей загрыз йети. Проходим рудник. Справа и слева встают величественные хребты. Да, высота невелика, но смотрятся все равно эпично. Впереди пер. Эльморайок, но сегодня он в наших планах не значится. Т.к. ручей Ильмайок не пересох, то встаем на нем так, чтобы нас не было видно с рудника. Подложка изо мха для палаток мягкая, так что спать будет комфортно. Холодно, и дует сильный ветер. Напоследок уходящее солнце радует нас различными причудливыми красками. После 11 часов наблюдаем 2 красных «шарика», спускающихся с перевала. Спустя час они проходят мимо нас – видимо местные. На ночь страшилки про местные аномалии – впечатляет.

Звук дня: Жуткий звук доносится с рудника… Чуть позже понимаем, что это звук движущейся вагонетки. Шутим, что это Куйва катается.

День первый. Первый перевал. (07.07.2015)

(д.р. Ильмайок – оз. Сейдозеро)

Планировали встать в 8, но встали только в 8:45 – будильник не сработал. Собираем лагерь за 2 часа, за это время на перевал мимо нас проходит группа из 11 туристов. Звонок в МЧС (регистрируемся на всякий случай), и можно в путь. Подъем на перевал по тропе, главная сложность – не «упилить» по ложным тропам на курумник и держаться сейдов. Перевал без ярко выраженной седловины, перевальный тур найти так и не удалось. Были 2 тура с воткнутыми в них альпенштоками, но ни в одном из них перевальной записки не оказалось. Спуск также по тропе, он, как и подъем, также занимает час. Дальше начинается территория заказника. Тропа петляет в нешироком перелеске между 2 горными реками. Главное ее не потерять. Обедаем напротив ущелья реки Чингслуай – по нему будем выходить из тундр. Идти после обеда трудно не только по причине наполненных желудков, но и из-за мелкого кустарника, который цепляет все торчащие габариты рюкзаков. Лес постепенно вырастает, но сильно легче идти от этого не становится. Еще не видно Сейдозера, а слева уже виднеется великан Куйва. Спустя еще некоторое время достигаем его вечного места обитания – озера горных духов. Большое, плоское озеро открывает нам свои просторы. Нарушает идиллию подплывший на лодочке дедушка, который представился помощником егеря, волонтером. Он рассказал, что стоянки есть справа, на косе и сказал Максу, что рыбы он не поймает, а сам приглашал на уху. Мы от ухи отказались, но пошли все же вправо и встали на стоянке в 5 минутах ходьбы от места встречи. На стоянке истукан, самодельно вырезанный местными туристами, к которому привешена записка с матерно-положительным отчетом. Готовим на дровах. Культурную программу составили карточные забавы свинтус, дурак и Макс, пытавшийся уснуть на наших шумных играх.

Замечание дня: Либо накомарник, либо теплая шапка и перчатки. Если тепло, то комары полчищами жужжат вокруг либо если холодно, то уже активно надо прятать замерзающие части тела.

Чудо дня: Автор чуда – великан Куйва. Дождь стал накрапывать под конец ужина, и мы попросили у Куйвы: «Нельзя ли подождать, пока мы доедим?» Дождь по мановению волшебной палочки прекратился.

День второй. Тропой гипербореев. (08.07.2015)

(оз. Сейдозеро – оз. Ловозеро)

Просыпаемся, а по палатке стучат капли дождя. «Ну, началось» - подумал я. Но  когда мы вылезли из палатки, дождь прекратился – снова спасибо Куйве. Сегодня наш путь лежит по северному берегу Сейдозера. Тропа извилистая и с камнями, ноги порой скользят. Множественные заливы порой вводят в заблуждение, и приходится идти за тропой, которая виляет змейкой. Вся тропа маркирована синими наклейками. Обедаем между переправами 2 речек. Надо сказать, что переправа после обеда оказалась сложнее – рюкзаки пришлось передавать отдельно. Домик егеря оказался за ручьем, вытекающим из озера Щучье. В споре карты и gps выиграл последний. За кордоном указатель на Мотку, а еще через 100 метров указатель на мост. Тропа снова ведет нас в болото, но от топкой ходьбы нас спасает встретившийся дедушка, который сказал, что на реке Мотке есть хорошие стоянки. Идем, следуя его указаниям, но на Мотке ничего подходящего не находим. Поэтому доходим до Ловозера и встаем там (позднее выяснилось, что именно эти стоянки он и имел ввиду).

Игра дня: Не зря тащил я насос, а Машка мяч и иглу. Играть на Ловозере оказалось очень весело, однако Макс все же к веселью присоединиться не захотел. Закончилась игра столкновением Машкиной головы с моей.

День третий. Переправа. (09.07.2015)

(оз. Ловозеро – залив Цетчецаб, полудневка)

Начало пути нам подсказал наш вчерашний добрый фей. Вместо топкой тропы по указателю «мост» он посоветовал сухую тропу, выходящую к переправе. Эта тропа сворачивает с дороги раньше (позднее выяснится, что это 2 разные переправы: на восточном берегу залива просто брод, а на западном – мост и, возможно, тоже брод). Тропа и впрямь оказалась неплохая, а переправу мы преодолели на ура. Правда, заката моих штанов не хватило ,и на середине реки меня посетил эффект мокрой юбки. В целом переправа была несложной, а погода хорошей, поэтому данное происшествие было квалифицировано как мелкая неприятность. Собственно говоря, переправа была главной задачей дня, поэтому оставалось только найти хорошее место для стоянки, и мы нашли его, пройдя почти весь южный берег залива. Место хорошее, оборудованное, даже столик имеется. Здесь и остаемся – полудневка. После обеда я отправляюсь на рекогносцировку завтрашнего подъема на гору Нинчурт. Первые метры взлетаю вообще легко, дальше приходится немного проползать. Тропы нет и в помине. Выбираюсь из леса на моховые полки, время подъема 25 мин. Гуляю по горизонтали в поисках чего-то лучшего. Ухожу максимально влево – там расщелина и снежник со следами, но снежник все равно очень крутой, так что туда не пойдем. На спуске натыкаюсь на пару стеночек – приходится выкручиваться, зато после буквально сбегаю по карликовой березе. В лагере адмиральский час. После ужина играем в домино и тысячу. Махана не победить.

Признание дня: Вот казалось бы, что такого в этих северных тундрах? А вот в их простоте и одновременно загадочности, мне кажется, прелесть Ловозер и кроется. Эти задумчивые плато, это Сейдозеро с переменным настроением, это небо играющее десятками оттенков (а это при том, что здесь нет ночи) и эти красивые облака, плывущие в неспешном темпе саамов. Здесь однозначно здорово!

День четвертый. Дорога наверх. (10.07.2015)

(залив Цетчецаб – д.р. Анкисуай, 12 км)

Традиционный сбор лагеря за 2 часа, и вверх на траверс горы Нинчурт. С рюкзаком идется, естественно, тяжелее. Стараемся крутизну нивелировать траверсами. Вышли из зеленки, и обнаружилась первая потеря – какое-то из цепких деревьев забрало Танино ку-ку (часы). Включаю бортовой компьютер на gps в постоянную работу. Гора - типичная обманка этих мест – думаешь за отрогом уже вершина, ан-нет, там следующий горб, и так несколько раз. Только тригопункт дает однозначный ответ – вершина тут! Обещанные марсианские пейзажи в наличии, а вот храмовый комплекс так и не находим. В туре записка ПТК прошлого года, что говорит о не сильно большой посещаемости этих мест категорийными группами. Дует прилично, хрумкаем сухофрукты и вниз. Уже видно красивое ущелье Ферсмана. На одноименном ручье и делаем обед. Спустились достаточно быстро – морена некрупная и уклоны небольшие. Дальше по карте, вроде, все несложно – по отрогам горы Энгпорр остается только добежать до Райявра, но на деле все оказывается сложнее. Те же отроги и периодические болота. Переходы проходят, а Райявр существенно не приближается. Т.к. сил уже не так много, то решаем спускаться на ночлег в зеленку. После сброса высоты выходим на дорогу. Идем по ней, и через 15 минут встаем на берегу реки Анкисуай. Место с повышенной концентрацией комаров, попросту говоря почти болотина, но зато ветра нет. На ужин у меня вместо пюре получается суп-пюре. Новинку жалуют, но повторять не советуют.

День пятый. Долгожданный Райявр. (11.07.2015)

(д.р. Анкисуай – оз. Райявр, 5.6 км, 2.5 ЧХВ)

Сегодня задача простая – доделать недоделанное. Снова набираем всю высоту, что сбросили вчера. Поднимаемся по ущелью ручья Райок – уж вытекающий из озера ручей нас не обманет. По пути встречаем красивый разлив притока ручья. Внизу зеленая долина с множеством озер, впереди Умбозеро и Хибинские вершины – одним словом, красота повсюду. Идти по берегу ручья непросто, но зато набор высоты плавный. Финишная прямая начинается после резкого поворота ручья направо. Дуть начинает, как в аэродинамической трубе. Уже на высоте озера удается найти горб, где можно спрятаться от ветра. Пока идет сбор группы, иду к Райвру. Озеро красивое, но нас там, похоже, совсем не ждут – на цирке туман, внизу сильный ветер. Возвращаюсь. Макс находит отличное место в овраге, где ветер не такой сильный, и ручей рядом. Ночевать будем здесь. Как по заказу, в обед выглядывает солнце и стихает ветер, едим на улице. До вечера лафа не продержалась, уползаем в палатки. За картами потеряли где-то полдня. Ужинаем уже в районе 11. Девчонки перед сном скотчем заклеивают вентиляционные окна палатки. Ночка будет не из легких.

Красота дня: Мелкая морось вкупе с неожиданным солнцем дали нам целый парад радуг, то справа то слева.

День шестой. Ежик в тумане. (12.07.2015)

(оз. Райявр – д.р. Чивруай, 12.1 км, 7 ЧХВ)

Туман сверху не уходит, но нам все равно надо как-то отсюда выбираться. Завтракаем снова при солнце. Форсируем Райок и вверх на траверс горы Страшемпакх. В начале подъема встречаем зайца. Косой чешет вверх так, что любой альпинист позавидует. Траверс не безумно сложный, но начиная с высоты 700 метров, начинает дуть сильный, холодный, боковой ветер с оттенками мороси. Левая половина лица начинает индеветь. Через пару отрогов после основного подъема выходим на плато. Тригопункт не ищем, не до этого. Направление по gps’у – иначе никак. Судя по антуражу, храмовый комплекс надо было бы искать здесь. Большие камни на горизонте очень напоминают различные фигуры. Выглядит все слегка зловеще. Смотрю на уменьшающиеся циферки расстояния и жду, когда путь пойдет под горку. Ну, когда же? И вот, кажется, седловина, в ней снежник. Ну, приехали, но ничего может быть по нему, сколько-нибудь пройдем. Идея отвергается фактом моего провала при первом шаге на снежник – поверхность хрупкая, как стекло. Идем вдоль снега, минут через 5 выходим на еще больший снежник с карнизом, уходящий в ущелье. На дне ущелья ручей, за карниз уходят следы. Подхожу к краю, со словами «Я не знаю какой йети тут ходил» идем в сторону настоящей седловины перевала. Там картина не лучше – снежный язык с уклоном градусов 70 – час от часу не легче. Идем пытать счастья все же в сторону Сейда. Задача проста на слух – спуститься вниз, но как? Если скалы окажутся неприступными, то наши прогулки могут затянуться аж до Нинчурта, а променад, мягко говоря, не комфортен. Оставляю ребят в укромном месте, а сам иду на разведку. Ориентируясь на зеленые выходы мха, нахожу вариант спуска. Да круто, но возможно. Возвращаясь назад, понимаю, что место укрытия нашел слишком укромное – пришлось немного покричать. Оказывается, немного по высоте промахнулся. Спуск небыстрый и предельно аккуратный, пару раз камни уезжают из под ног. Уже у ручья смотрим на безумный след спуска неизвестных по снежнику (уже завтра мы встретим его хозяев – ими окажутся 2 мужика с ребенком, воистину рисковые). На спуске к ручью приключения не заканчиваются – правый борт весь в скользком курумнике. Каждый камень либо острый, либо наклонный – идти тяжело. Полегче становится с тропой, которая начинается после своеобразных ворот ущелья (скалы подходят близко друг к другу, а после ворот как будто другой мир – вместо тумана и ветра солнце и спокойствие). Скалы ущелья напоминают суровые лица воинов, стоящих непробиваемым строем (возможно, это легендарные гипербореи и есть). Встаем за вторым разливом Чивруая. На ужин объединенный суп с вечерней едой и заслуженные боевые 50 грамм коньяка.

Выбор дня: Долго я думал, какую же все-таки гору траверсировать. Чуть более далекий и пологий Энгпорр или близкий, но крутой Страшемпакх. Выбор был сделан в пользу расстояния и учитывая погодную обстановку наверху похоже выбор был верным.

Перевал дня: Чивруай-Ладв. Он мне сразу не понравился, когда я в снежник в перевальной седловине провалился. Я не знаю как обстоит дело со спуском в сторону Киткъявра, но спуск в долину Чивруая нетривиален в любую погоду и тянет как минимум на 1Б. Спуск по снежным карнизам не в счет, ибо это чистой воды авантюра.

День седьмой. Кругом болото. (13.07.2015)

(д.р. Чивруай – оз. Сейдозеро, 13 км, 5.5 ЧХВ)

С утра продолжаем спуск по Чивруаю. Спустя почти переход достигаем моста через реку. Наконец-то я увидел мосты, что были на фотографиях в интернете. Внешне они похожи на наклоненную лестницу. На деле же это обтесанное бревно с пущенной параллельно периллой. Весьма удобно, но немного все же покачивает. Этот мост носил название «мост Мира». Сразу за мостом стоит изба, срубленная в 1976 году архангельскими туристами в память о погибших товарищах. Далее, вопреки карте и gps’у, тропа все же не кончается, а продолжает идти по берегу Сейда. Вот уже и стоянка псевдоегеря видна и даже слышны голоса людей, стоящих на ней. Появляется даже мысль о том, что если не найдем ничего лучше, то вернемся к месту первой ночевки на Сейдозере. Пока все стоянки либо для одной палатки, либо на берегу болота. Впереди по карте переход еще 2 ручьев. И если первый все, кроме меня, бродят (я, как «умная Маша», перешел по бревну, но без рюкзака, поэтому его тоже пришлось переносить через брод), то для того чтобы переправиться через Эльморайок приходится подниматься вверх по ручью, дабы иметь хоть какие-то шансы на переправу. Переправа есть, и это очередной чудесный мост, на этот раз под названием «Потрясный». Вода под мостом чарующе красива и чиста. Есть даже стоянка, но она отвергнута девочками под формулировкой «здесь произошло что-то странное». Время есть, и силы тоже, поэтому идем дальше. После перехода 2 болот за мостом выходим на указатель «мост» и тропу к Сейдозеру. Тут уже и знакомые повороты, и натоптанные камни и до озера подать рукой. Приходим, а наша стоянка уже занятаL Встаем по соседству, но места для палаток уже не столь удобные, зато с дровами получше. Gps показывает рекордные 13 км, но с вчерашним днем все равно не сравнить.

Особенность дня: Было такое ощущение, что за сегодня собрали почти все болота Ловозер. Ноги подсырели практически у всех. Эпичным завершением были 2 крупных болота уже за мостом.

День восьмой. Передышка. (14.07.2015)

(оз. Сейдозеро – д.р. Эльморайок, 2.5 км, 1 ЧХВ, полудневка)

Сегодня восстанавливаем баланс дневок. Как говорится полбака и полбака – это ведь бак будет. Так и у нас. В планах найти стоянку как можно ближе к ущелью реки Чингслуай, в которое завтра пойдем в радиалку. В принципе место на пути туда мы уже присмотрели, но если найдем что-то лучше, то это тоже будет неплохо. Так в результате и выходит. Место хорошее, дрова есть, подход к воде только немного крутоват. Дров ребята к костру притащили прилично, казалось дня 3 жить можно точно, но уже к завтрашнему утру осталось только 2 полена. После обеда у Макса и Машки адмиральский час, а мы с Таней пошли искать переправу через Чингслуай. Поиски должных результатов не дали – удобной переправы не видать, еще будем думать завтра. Пюре на ужин вызвался готовить бог огня. Консистенция была ровно противоположной моему супчику, поэтому окрестили наш ужин  дефлопе с крутонами.

Замечание дня: У костра время пролетает незаметно. Конечно, мысль не новая, но как-то находит все новые и новые подтверждения. Горит костер, бредет беседа. Затухает. Еще полешко, и снова все разгорается.

День девятый. Прогулки без рюкзака. (15.07.2015)

(д.р. Чингслуай, 12.6 км, 4.5 ЧХВ, радиально)

Встаю и смотрю на Чингслуай – мрачновато. Позавтракали – вроде стало получше. Ну а чего, собственно говоря, ждать? Не понравится – убежим назад. Собираем лагерь, закидываем рюкзаки в укромное место (ставим отметку на gps на случай общего маразма) и в путь. Переправа через Чингслуай у нас получилась частично бродовая – широкое место просто перешли по воде. Поднялись, тропы нет, идем по направлению в ущелье. Зеленка сильно мешает идти, поэтому уползаем на курумник ближе к скалам и уже с него замечаем идущую по низу тропу. Уже на ней, у камня, очень похожего на домик , делаем первое групповое фото за поход. Только кадре на 5-м понимаем, что фотик делает серию фотографий – ржем. Слева с большущей высоты спускается водопад, а справа снова смотрят на нас грозные скальные воины, плотно примкнувшие друг к другу. В общем, виды на любой вкус – успевай только головой вращать. А погода просто сказка – солнце, небо голубое. Благодаря этому гладкая скальная стенка становится безумно красивого голубого цвета. Впереди уже виден отрог разделяющий ущелье надвое. На отроге сверкают снежники. Слева примечаем еще одну ловозерскую «квартирку», у нее и обедаем. Удивительные проемы и своды все же создает природа. Поднимаемся еще немного вверх, и нам уже открывается вид на более мощный водопад, стекающий с левого отрога ущелья. Серия фото, и пора домой. Вниз идти, естественно, проще и быстрее, особенно по тропе, но примерно за километр до слияния рек хитрая тропинка теряется окончательно. И снова ужимки и прыжки по мшистым холмам, морене и через зеленку. Возвращаемся на место и снова ставим лагерь. Несмотря на поход без рюкзаков, усталость на лицах все же присутствует. Разгоняем ее макаронами с мясом и сладким чаем.

Диалог дня:

Таня: А какая конечная цель сегодняшнего маршрута?

Макс: Да у нас нет цели, мы просто шатаемся J

День десятый. Прощание с Ловозерами. (16.07.2015)

(д.р. Эльморайок – д.р. Ильмайок, 7 км, 4 ЧХВ)

Последний день, последний перевал. Первым поддался расслабленному настроению я – на радостях от факта, что у нас осталось так много газа, я немного спалил котел с кашей. Погода по-прежнему отличная. То ли тундра радуется нашему уходу, то ли зовет еще. Мол, ребята, здесь здорово, возвращайтесь. Поднимаемся по долине по маркированной тропе. Она гораздо лучше того перелеска, по которому пробирались вниз. Главное только не зазеваться и не уйти по ущелью вверх мимо отворота тропы на перевал. Здесь, как назло, маркировка отсутствует. Вовремя замечаем эту ошибку и возвращаемся на путь истинный. На перевале подпитываем силы Сникерсом и вниз. Секрет успешного прохождения этого перевала – не терять тропу. Придерживаясь этого правила, достаточно легко спускаемся с перевала. От добра добра не ищут, поэтому идем на проверенное место под звуки Куйвы, катающегося на вагонетке. Расстановку лагеря немного форсирует небольшой дождик. Мы с Машкой после обеда вслед за Ловозером открываем волейбольные корты и в долине реки Ильмайок. Прерывают наши игрища в конец озверевшие комары. Вечером стараемся сильно не засиживаться – завтра ранний подъем.

Блюдо дня: Пюре нужной консистенции удалось приготовить Тане. В последний ужин. Удачное кулинарное завершение похода.

Красота дня: Где бы мы ни стояли, а небо самое красивое над рудником Карнасурт. Снова солнце устраивает великолепные заоблачные представления. Каждый раз, вылезая из палатки, просто диву даешься.

День одиннадцатый. Дорога домой. (17.07.2015)

Подъем в 4. Да, заранее, но нам главное не опоздать. Выходим через территорию рудника навстречу спешащему пролетариату. Шоссе поначалу идет в горку, то и дело навстречу нам попадаются спешащие на рудник автобусы развозки. На вершине подъема бросаем прощальный взгляд на цирки Раслака. В Ревде оказываемся около 8 под звуки будильной сирены на зоне. Автостанция находится на перекрестке в прямом и переносном смысле этого слова (рядом стоит бар «Перекресток»). Автобус приходит ровно по расписанию, и уже в 10 часов мы на вокзале Оленегорска. Поход закончен. До свидания Ловозерские тундры!

Вместо эпилога

Поход удался. Да, не все прошли, что было запланировано, но достаточно полное знакомство с Ловозерскими тундрами состоялось. С тундрами, которые совершенно не похожи на Хибины, находящиеся по ту сторону Умбозера. И тысячу раз прав Владимир Семенович: «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал». На которых еще не бывал…, но как знать может еще раз удастся попасть в эти места.