Отчёт по "Туюн 2009"

Давно хотели мы прокатиться по реке Туюн… посмотреть и отдохнуть. Собралось нас всего 7 человек… но собрались мы все вместе только в Новом Ургале. Лена Чиняева (руководитель), собрав изначальную команду из клуба «Луч» (г. Владивосток) – Виорику и Француза 1 августа 2009 года двинулись (23.45) и прибыли в город Хабаровск на следующий день (15.20). Там к ним присоединились ещё два бравых участника – вчерашних альпинистов, а сегодня ещё и водников – Федя и Мишаня. Вся эта весёлая компания докупив продуктов и раскидав снарягу уже в 18.10 двинулась в Новый Ургал (прибыли утром в 8.10). Там они дожидались оставшихся диких туристов (мы с Максом вышли с реки Акишма). На Акишме произошла пара форс-мажоров (прорыв одного ката и растяжение связок у одного участника) и в итоге вместо 4 четверых «акишманцев» добавились только я и Макс, к которого был явный интерес прокатиться по Туюну именно на каячке…

Проводив весёлую компанию наших друзей мы прогулялись до магазина (дозакупка), и поставили лагерь прямо под навесом около вокзала. В это время наш упорный руководитель пробивала нам разрешение выгрузиться на станции Туюн (без оного разрешения нам бы пришлось высаживаться на станции Шугара, что на 20 мин дольше и от речки дальше). Лена успешно отвоевала нам место под солнцем и скоро мы уже спали полубезмятежным сном (городок все таки… приходилось по очереди дежурить). С нами поехала Галя с Юрой (участники похода по реке Акишма), но им надо было ехать дальше…

Утром выяснилось, что река Туюн это место массового паломничества – с нами ехали 15 туристов с Комсомольска и около 60 детей с вожатыми с Хабаровска… И вся эта банда туристов, с рюкзаками, рамами, каяками и прочая… влезли в два вагона… Успокаивая себя тем, что ехать недолго мы закинули почти всю снарягу в тамбур и только Макс доблестно отвоевал место для своего каяка. Выгрузка была похожа на массовую эвакуацию… Мы были рады нашей малочисленности и решили использовать этот фактор, быстро стащив все вещи к реке. Но не тут то было… облако детей накрыло нас и на поляне… Кто-то постоянно прыгал через катамаран, пытался взять на время насос, интересовался снарягой… Пришлось пару раз настойчиво объяснить, что дрова плохо смотрятся поверх нашего катамарана и костёр рядом с ним тоже разводить тоже не стоит. Один плюс с этой ватаги малолетних хулиганов – собрались мы быстро, несмотря на то что у нас был экземпляр, достойный музея – «пароход» с лирическим названием «Ласточка» (когда то именно на нём я шёл по Милоградовке)… Но это лирика… а факт в том, что мы, наскоро пообедав, достроили все суда рванули на воду (18.00) и пролетели пару-тройку именных порогов («Воспорухан» и «Кит»). Где-то тут ещё выделяют пороги «Верблюд» и «БАМ» (2 к.с.). Вода чуть выше средней. Весь день солнце палило нещадно. Уже в 20.00 (главное оторваться) мы встали на большой косе (возле притока Амяксин), приготовили ужин и завалились спать.

Утро нас встретило обычным речным туманом (к счастью комаров здесь совсем немного). Мы не спеша позавтракали и выкатились на воду в 10.30 когда уже проявилось солнце. Быстро небо затянуло тучками, но без дождя. Потратили некоторое время (13.15-15.00) на обед и пережидание грозового дождя с молниями (шпарили прямо по воде перед нами) – пришлось остановиться и вылезти с воды. Потом быстро долетели до порога Бутылка (16.35 – закончили прохождение). Стоит отметить, что пороги эти весьма похожи (выделяют пару «бутылок»), но грести не особо скучно, так как шиверок здесь много, а плёсы короткие… Гребём дальше до порога Талибджан (по дороге нам показали порог «обманку Талибджан» – тот же скальный выход справа, резкий поворот реки влево). Один из порогов иногда называют Неожиданным (или Коварным). На порог Талибджан (3 к.с.) вышли (18.45) уверенно, организовали страховку: две двойки прошли слева, «Танк» (я с Мишаней) и каяк прошли справа (неплохие валы в метр). Сразу за порогом отличное место для чалки слева. Стоят там видимо часто, да и в этот раз там уже стояли экипажи двух «четвёрок» клуба «Горизонт» (г. Хабаровск). В 19.20 поставили лагерь. Ещё раньше отметили много погоревшего леса, но погорел он весьма странно – его можно использовать в качестве дров (позднее сказали, что местные сами поджигают лес, чтобы удешевить рубку леса для свои нужд)…

Следующий день устроили днёвку и расслаблялись как могли. Одно только омрачало отдых – оказалось, что где-то на обеде была оставлена палатка Виорики… ждали когда кто-нибудь добрый привезёт… А меж тем пилили дрова на баню (потом долго удивлялись своему энтузиазму – баню можно было топить ими дня два), катались по порогу по всяким траекториям, кидали «выброску», Макс учил Федю каякерскому делу раз за разом окуная его в каяке в воду, а мы с Мишаней кочегарили баньку, Лена жарила лепёшки и варила варенье (благо голубицы вокруг сколько угодно). За часик мы баню разогрели так, что заходить страшно было – кидали дрова в печку и бежали в речку ))) А потом пришёл Француз и добавил парку – вылетать стали как омары… и подолгу плескались в речной водичке…

Следующий день встали также (8.00), позагорали на песчаном пляже – и ждали «вдруг кто привезёт утерянное». Пообедав (13.00) мы всё таки рванули по воде (15.00) махнув рукой на потерю… Весь день было очень жарко (пару раз пришлось прыгать за борт дабы пар из ушей не валил)… К шести часам подошли к порогу Связист (3 к.с.): он здесь самый протяжённый (три ступени), всем больше всего понравилась вторая ступень. Сходили к памятнику погибшего водника – удручающая конструкция из маленького фото весёлого человека врезанное в камень, а на самом камне – расколотая каска, лопасть весла и кусок остова байдарки. Федя пересказал историю этого человека и даже показал камень, который и привёл к гибели парня. Выставили страховку и прошли порог к 18.10…
В 19.00 встали на стоянку после притока Аргума (видимо одна из последних шивер и есть порог Аргума (2 к.с.)). Это последнее именное препятствие.

Ночью пошёл дождь, он шёл до утра. Завтракали и собирались под дождём (порою до ливня), рядом бродила гроза. На воду вышли в 10.30. Попалось несколько мелких шиверок, а в 12.08 вода остановилась совсем – началась территории затопления Бурейской ГЭС. Но только мы начали тренироваться в академической гребле как перед нами встал плавучий завал. Что-то отодвигали, что то притапливали и проводили катамараны, а каякер Макс радостно прыгал через брёвнышки (хорошо ему ненадувному). На это развлечение (вода тёплая как в ванне) пришлось потратить час (13.00-14.10). И снова перед нами стоячая вода и даже пристать некуда особо – коряги по берегам и наполовину затопленные деревья. Мы мужественно идём до заветного зимовья, в котором мы хотим заночевать.
К 16.00 вышли к озеру – греби себе вдоль берега, ищи зимушку. Мы с Мишаней рванули вперед (нам сказали, что за поворотом стоит вожделенное строение). Заплыли, открылся берег, а зимушки не видно. Хм… подумали мы… я протёр очки, Мишаня глаза… зимушка не появилась. Лена с Федей подошли минут через 10.
- Ну и где зимушка?
- Где-то под вами – задумчиво посматривая на ориентиры зимушки в которой они бывали год назад.
За год вода водохранилища покрыла это место (и только деревянный крест стоял – он год назад был выше зимушки на 10 метров). Быстро выяснили, что воду отсюда пить нельзя – Феде стало плохо (его посадили пассажиром, а каякера перевели на катамаран). И пошли мы километров 7-8 до села Чекунда (благо оно находилось в пределах прямой видимости). Там нас уже ждали. Местный житель Николай Петрович уже по отработанной схеме отвёз нас на свой дворик, где мы набрали воды (вода у них привозная с Эльги, но и её надо кипятить). Рассказал нам, что Чекунду топит год за годом, а жители постепенно переселяются. Договорились выехать завтра после обеда.

Утром я встал рано (7.00) и пошёл гулять по селу. Два магазина, школа, здание администрации и почты (новое)… урны забитые бутылками. Картина русской деревни…
К 8.00 позавтракали и занялись просушкой. До обеда погода была сухая, но пасмурная, а вот после обеда жарило так, что мы периодически сбегали в тенёк. В 14.30 пообедали, а уже в 15.30 выехали (грузовик нам обошёлся в 150 р/чел – такса стабильная). Водитель нас выгрузил возле станции Эльга, а потом даже свозил до магазина в посёлке (10 минут ходу до станции). Весь день вялились в ожидании поезда. Сварганили ужин на газовой горелке, играли в карты, бродили по окрестностям и всячески убивали время. Поезд приходит только к 22.28. К поезду местные жители приносят ведра голубики (наша Лена закупила себе пару ведёр) – цена 300-400 рублей. Голубику с проводниками отправляют и до Хабаровска и до Владивостока. Влезли шустро в общий вагон, в процессе прослушивая лекцию о том как надо возить рюкзаки (7 рюкзаков, а сумки с катамаранами, 2 связки дюраля в упаковке) и куда оформлять каяк. Но мы уверили проводницу, что наши вещи будут аккуратно убраны с глаз долой и она сменила гнев на милость.

Утром 10 августа (11.35) мы выбрались на вокзал Хабаровска. Жара весь день стояла несусветная. С билетами было туго (взяли на совгаванский на 18.42). Федя и Мишаня устроили нашим некоторую экскурсию. Лена повезла приболевшего Макса к сестре-врачу. Снова встретились с Галей и Юрой (они уехали на благовещенском на 2 часа раньше нас).

Ещё одно длительное ожидание и снова здравствуй общий вагон до Владивостока. Приехали во Владивосток (9.30)… Скитальцы вернулись домой…