Хабаровский край / Спортивный туризм | Пешеходный туризм

Затерянный мир Дуссе-Алиня. Дальний Восток

4 - 18 сентября 2008 г.
Горный хребет Дуссе-Алинь является одним из самых красивых уголков Дальнего Востока (хребет является продолжением Буреинского хребта), большая его часть является заповедником. Место нахождения - центр Хабаровского края, на стыке Верхнебуреинского района и района им. Полины Осипенко. Дуссе-Алинь труднодоступен и уникален. Отвесные цирки, многочисленные водопады и завораживающие своей красотой высокогорные озера по праву создали этому удивительному уголку репутацию "затерянного мира". Бегущие с гор реки и ручьи, чистейший горный воздух, великолепные пейзажи золотой осени завораживают своей красотой. Где-то здесь, высоко в горах упираются в небо горные вершины, низвергаются водопады, бродят дикие животные, ну и конечно, поражают своей красотой высокогорные озера - жемчужины Дуссе-Алиня.
Хабаровск – пос. Березовый - пос. Попутный – оз. Корбохон (радиальные выходы на оз.Горное,водопад, сопки) – Хребет Дуссе-Алинь – оз. Корбохон - пос. Попутный – пос. Березовый – Хабаровск

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ.ХАБАРОВСК

Хабаровск.Церковь Успения Богородицы Хабаровск.Церковь Успения Богородицы
Хабаровск.Памятник Муравьеву-Амурскому Хабаровск.Памятник Муравьеву-Амурскому
Поход планируется с 4-18 сентября 2008 г. Прилетела в Хабаровск 4 сентября (остальные 2 участников-Владимир и Евгения-являются жителями Хабаровска). Город встретил теплой погодой, чистым небом и ярким солнцем. Выезд на маршрут планируется завтра, а сегодня-надо перебрать рюкзаки и распределить раскладку. Во второй половине дня-свободное время. Хабаровск-очень красивый, чистый, много фонтанов, есть конечно и своя пл.Ленина, и улица Карла Маркса, есть Уссурийские и Амурские бульвары, красивые церкви, есть пл.Славы (память погибшим на ВОВ и на локальных войнах) с вечным огнем.
Вечером прокатились на речном трамвайчике по Амуру (2 часа туда-обратно). С воды красиво смотрятся купола церквей, что расположены на набережной (параллельно друг другу), памятник Муравьеву-Амурскому (русский государственный деятель и дипломат, проводил активную деятельность по изучению и освоению края. Кстати, в 2006 году его изображение появилось на новой банкноте 5000 рублей.)
(http://www.khabarovsk.orthodoxy.ru/IJ/gma.htm)
ДЕНЬ ВТОРОЙ. ЗАБРОСКА НА МАРШРУТ

Дальний Восток. Этонам надо разложить на троих Дальний Восток. Этонам надо разложить на троих
Хабаровск. Рейсовый автобус Хабаровск. Рейсовый автобус
Весь день в пути. Ехали на рейсовом автобус с 8 утра до 22.00 по маршруту Хабаровск-п.Бриакан. Днем проезжали Комсомольск-на-Амуре. Остановки автобуса были каждые 2-3 часа. По прежнему великолепная погода. В 22.00 прибыли в Бриакан, откуда нас забрал джип (дальше только на внедорожнике , переская речушки) и забросил.км. на 70 км вглубь, до р.Нилан, которую нам надлежит пересечь затра (это начало нашего пешеходного пути). Прибыли совсем в ночи на берег,поставили палатку и спать!
ДЕНЬ ТРЕТИЙ. НАЧАЛО ПУТИ

Кета идет на нерест Кета идет на нерест
Дальний Восток. Тайга Дальний Восток. Тайга
Дальний Восток. Начало пути. Что нас ждет впереди? Дальний Восток. Начало пути. Что нас ждет впереди?
Дальний Восток.Тайга. Ловушка на соболя Дальний Восток.Тайга. Ловушка на соболя
Дальний Восток.Тайга. Ловушка на медведя Дальний Восток.Тайга. Ловушка на медведя
Утро солнечное. Реку планировалась пересечь на лодке (брали ее с собой). В том году, говорят, река бурная, однако в этом году везде мало воды. Пересекали реку вброд (в болотных сапогах-кстати, в них нам предстоит пройти 3 дня). Лодка не понадобилась, ее перенесли на тот берег и оставили до нашего возвращения обратно . Начался наш поход:)
Идем по старой грунтовой дороги (сегодня она еще будет, наезженая машинами). Здесь добывали золото, и тут и там-отвалы золотодобычи). Кругом молодая берёза и листвинички. Сегодня будем идти вдоль реки в устье р.Бакули.
В реке идет кета вверх по реке на нерест, пока ее немного в
ручье. Пообедали,тронули дальше. Светит солнце, но не печет. Много мошки, по дороге встречаются старые ловушки на соболя, на медведя. Тайга только тронута осенью, листвинницы и березы только начинают менять краски. Много голубики
и брусники, вот грибов (крепеньких во всяком случае) было немного,т.к. до этого стояла жара. Встали на ночевку в восемь вечера, в десять-отбой. Всю ночь шел дождь.
ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ. ДОРОГА

Дальний Восток. По реке к перевалу Дальний Восток. По реке к перевалу
Олений клещ Олений клещ
Дальний Восток. Напоминание о пожаре Дальний Восток. Напоминание о пожаре
Встали в восемь утра. Утро солнечное, но с утра еще прохладно. На завтрак-оладьи с паштетом:) идем до 14.00, до обеда. Вторые сутки в болотных сапогах (так как идем вдоль реки, по реке) Дорога пока прослеживается, но слабо (здесь когда то проезжал вездеход, есть зимовье). Вначале, как и вчера идём по дороге драговой отсыпки, но очень быстро эта дорога превращается в лесную, заболоченную, покрытую багульниковым стлаником и затем и исчезает вообще К обеду показался перевал!:) Мошкара продолжает "есть". Репеленты не особо помогают, особенно неприятен "лосиный клещ" ( народное название у этих странных насекомых - лосиные (оленьи) мухи или вши, лосиные клещи. Они, и правда, очень похожи на клещей, только с крылышками. Их трудно раздавить, тело плоское и плотное. По рассказам энтомологов, они не присасываются, энцефалит и другую заразу не переносят. Откладывают яйца под шкурой лосей. Раньше эта тварь нападала на домашний скот и диких парнокопытных, но нынче не гнушается человеческой кровью. Обитают “лосиные клещи” только в лесу. Как правило, насекомое впивается в волосы и голову. Насекомое трудно снять и раздавить. Под одеждой активно перемещается, что еще более отвратительно, а выковыривать из волос довольно трудно.Чтобы оградить себя от “лосиного клеща”, энтомологи советуют при посещении леса обязательно надевать головные уборы, одежда должна плотно прилегать к телу.) Репелент на него не действует, Он похож на" шустрого слона с крыльями",очень любит с налету путаться в волосах... Дорога закончилась, идем по ручью и лесом. Встали на ночевку под перевалом, как бы на "островке" (с двух сторон обтекает речка. Погода хорошая,солце.К вечеру, с похолоданием, мошка пропала.
Видимо от усталости,накопившейся в городе, от дороги, от физ.нагрузки, от утомления была ночь "ужасов и кошмаров". Река как будто "говорила", разносила "голоса веков"-чудится, как будто люди переговариваются...и вообще не спалось, а в забытьи снились кошмары....
ДЕНЬ ПЯТЫЙ. ОЗЕРО КОРБОХОН

Дальний Восток. По реке Дальний Восток. По реке
Подъем традиционно в восемь, Солнце. Выход в 11 утра. Еще вверх 1 км по реке и дальше перевал! Этот подъем дался не просто...Шли долго по реке, она местами пересохла, идем по камням. .В два часа и обед и последний рывок на перевал! Подъем вверх по реке стал круче.
Медленно по огромным валунам идём вверх по руслу. Иногда, там, где валуны или завалы деревьев не дают прохода, выбираемся на берег и, обойдя эти валуны, снова падаем в реку,
И вот мы на верху! На брусничной поляне! Потрясающей красоты виды открываются отсюда: бесконечная тайга, сопки...Теперь - вниз с первала, на озеро Корбохон!
На озере стоит избушка, в начале 90-х построенная и с тех пор жизнедеятельность ее поддерживают редкие туристы... Медведь тут ходил, интересовался избушкой, точнее банькой в избушке. Порвал полиетилен, которым прикрыт был вход и в избу, да и наследил на полу в самой баньке-видны следы его когтей.
Тайга. Золотая осень. Тишина. Красота.Озеро Корбохон спокойно. Время 18.00. Готовим ужин.в 21.15 отбой-утомились сегодня серьезно.
ДЕНЬ ШЕСТОЙ. ДНЕВКА

хребет Дуссе-Алинь.Дальний Восток хребет Дуссе-Алинь.Дальний Восток
Дневка на озере. Ночью небольшие заморозки. в ведре вода покрылась тонким слоем льда. Солнца еще нет,впрочем и ветра тоже. Встали в 9.00. Владимир жарит блины на завтрак. Росы нет на траве-наверное к дождю:( Мы планируем завтра выйти в кольцевой маршрут до Медвежьего озера на 4 дня. Первый день по хребту подобраться поближе к Медвежьему,поставить лагерь. 2 день-сходить на Медвежье озеро и вернуться в лагерь.3 день-выход назад и встать под оз.Горное.4 день-озеро Горное-оз.Корбхохон. (впоследствие,нашим планам не сбыться) Часам к 10 утра небо прояснятся,выходит солнышко.Сходили с Евгенией на вертолетную площадку (да, сюда можно прилететь и на вертолете от ближ.нас.пунктов) пособирали бруснику и голубику, чего в этих местах в немеренных кол-вах.Из голубики и кедровых орешков ребята сделали очень вкусный торт! После обеда отправились с Женей спать (дневка как никак,сил набираться надо):), а Владимир стал готовить баню (у избушки есть какая-никая а банька:)!) После сна попарились, помылись,чуток постирались. Ветра нет, солнце,тишина. Красота....Перебрали рюкзаки и продукты на 4 дня на кольцевой выход, лишнее планируем оставить в избушке, в сундуке:)
ДЕНЬ СЕДЬМОЙ. ДОЖДЬ

ДОЖДЬ. Всю ночь шел дождь. Не сильный, затяжной. Встали в 8 утра, решили посидеть, подождать, как погода будет себя вести. Нет смысла выходить в такой дождь, может затянуть видимость, перевал и т.д.(Владимир говорит, что затяжный дождей впрочем здесь не бывает, и если портится погода-то не надолго.Это радует.Не хочется сидеть все таки несколько дней в палатке)
Так и получилось. Затянуло все со всех сторон:( Весь день отлеживали бока...Поели, поспали, поели, поспали..в 22.00 спать. Позвонили по спутникой связи знакомому Владимира-Игорю, посмотрел он в интернете-говорит такая погода до 13 числа:( значит не сходить на Медвежье озеро, не успеваем...
ДЕНЬ ВОСЬМОЙ. ВОДОПАД

хребет Дуссе-Алинь.Дальний Восток хребет Дуссе-Алинь.Дальний Восток
Утром дождь. Сели завтракать и о чудо!!! Распогодилось! Появился разрыв в тучах, и небо стало просветляться! Решили походить в округе недалеко (вдруг опять дождь зарядит), пофотографировать.
Полезли на "пупырь" пока не оказались "выше облаков". Потрясающие виды с высоты! Внизу осталось озеро Корбохон, и видны еще 4 его озера-спутника. Тучи овсем растянуло,солнце! Золотая осень в тайге, буйство красок-зеленые,оранжевые,красные,разной насыщенности цвета.Снизу поднимается туман,видно как он закрывает сопки....Забрались на 1500 м, прошли по отрогу и стали спускаться вниз к водопаду. По пути нас впечатлил местный "стоунхедж", и еще Влаимир снял свою же записку, что оставлялял в 2004 году!:) А !и вообще красивые виды открываются сверху! По пути видели радугу:)
Брусника, голубика-везде по дороге. Следы медведей, изюбров,нагрызанные бурундуками да кедровками кедровые шишки...
Прошлись по верху и спустились вниз по кедровому стланнику к водопаду,хотели перекусить, но тут стал накрапывать дождь. Руки -в-ноги и быстрее в лагерь!То дождь, то солнце...через 40 минут были в лагере. Владимир растопил печку в бане, повесили вещи сушить. Стали готовить оладьи, и хорошо что натянули тент,ливанул дождь! Правда, минут через 30 он закончился. Потом правда опять начался..:)
Завтра хотим идти вверх от водопада по реке к озеру Горное (расположено в живописном цирке. По склону, ближе к вершине во множестве имеются скальные "пальцы", соящие вертикально.)
ДЕНЬ ДЕВЯТЫЙ.ОЗЕРО ГОРНОЕ

хребет Дуссе-Алинь.Дальний Восток хребет Дуссе-Алинь.Дальний Восток
Встали в 8 утра. Видимо день будет солнечный. Идем сегодня к озеру Горное -7 км. в одну сторону.из низ 5 км. по ручью (то есть по покамням и воде) , далле-по курумнику и стланнику. Вышли в 10.45, дошли до водопада (на котором вчера были) и пошли вверх по ручью (не сильный подъем) Погода переменная, но самое главное-дождя нет.Хотя над самим озером-видно-тучи так и крутят: (Вышли на плато, еще немного по курумнику, потом сквозь стланник,потом опять курумник....по небе гуляют облака и тучи, то тут то там наползает из долины туман) и вот оно-озеро ГОРНОЕ! (время 15.20) Само озеро небольшое, над ним нависают трехсотметровые скалы. Какими же мы маленькими смотримся перед величием природы...
Пообедали и в 16.30 стали торопиться вниз (чтобы успеть вернуться в лагерь засветло) да и дождь грозил вот вот начаться. Через час именно это и случилось:( Вниз спускаскались 3,5 часа. Вышли к лагерю в 20.00 при сильнейшем ливне! Выходили уже в сумерки, дождь разыгрался не на шутку (интересно , как шумит дождь сталкиваясь с зеркальной гладью озера -такое только здесь,вдали от цивилизации можно услышать и почувствовать.) терафлю,чай и брусникой свежедавленной с сахароми спать в 21.00. Все сушить-все завтра! (промокли до нитки) Сегодня уже нет сил.
ДЕНЬ ДЕСЯТЫЙ. ДНЕВКА

хребет Дуссе-Алинь.Дальний Восток хребет Дуссе-Алинь.Дальний Восток
Встали в 9 утра. Чуть болят мышцы ног, коленки щелкают после вчерашнего..Небо чистое, без единго облачка! Повесили на солнышко вещи сушить. Сегодня баня,сушка вещей.Одним словом-дневка! На обед -колябушки (от слова "колобок", колябушки и теста:) с брусникой. Очень красиво озеро Корбохон сегодня-зеркальное,оно как бы замерло.В воде отражаются небо, облака, склоны..Сходили на второе озеро-озеро спутник. Здесь "мертвый лес", когда то тайга горела , и , остались лежать мертвые стволы. Вернулись в лагерь. Обед, подготовка бани. Погода отличная, солнечная, иногда правда солнце закрывает облаками-и сразу тянет прохладой.
Баня в 7 часов,ужин.Разобрали продукты,оставили лишнее продовольствие в избушке (оказалось, взяли с лихвой!) Я еще разок сходила на озеро (уж очень красиво оно!) Завтра валим вниз. А коленки после вчерашнего так и щелкают:)Надеюсь,завтра все нормализуется, спускаться то тоже нелегко...
ДЕНЬ ОДИННАДЦАТЫЙ. ДОРОГА ВНИЗ

хребет Дуссе-Алинь.Дальний Восток хребет Дуссе-Алинь.Дальний Восток
Ночью были заморозки, в ведерках вода покрылась корочкой льда, на траве иней. Зато небо чистейшее! Ни облачка! Жарко видать сегодня будет. Ждем когда пригреет солнышко, а то зябко с утра.
Пофотографировала с утра бурундука Кешу (вылез на солнышко греться и умываться), кедровки в небе с утра самого галдят, все радуются солнышку.
Коленки не хрустят и мышцы не болят-это главное! Собираем рюкзаки и вниз!Вышли в 11, перевалили перевал, идем аккуратно вниз по ручью (той же дорогой, что и поднимались) . На ногах-естественно-болотники:)
В 14.30-вышли на р.Бакули, обед. Обалдеть! На солнце 24 градуса! Шли без привалов коротких.
В 15.40 тронулись дальше по реке, по камням, переодически выходя в лес, перелезая через буреломы, отмахиваясь от мошкары (интересно, по одному берегу реки лес старый,сырой,темный, по другую сторону-светлый, сухой, молодые березки да листвинницы)
К 18.00 вышли на брусничную поляну (тут недалеко оставляли по пути туда часть продовольствия-заброску на 1,5 суток)
УРА! по приметам-скоро должна проявиться какая никая тропа ,а то и дорога! Но это завтра. А сегодня прошли еще чуть чуть и встали около 7 вечера среди березок светлых на ночевку. Мошкары уйма! Я даже впервые за поход достала накомарник!Репеленты спасают не на надолго.И опять таки-не дает расслабиться и клещ олений!Лагерь в красивой березовой роще-желто-красно-оранжево-зеленый лес:). Ужинаем, отбой
ДЕНЬ ДВЕНАДЦАТЫЙ.ВОЗВРАЩАЕМСЯ

хребет Дуссе-Алинь.Дальний Восток хребет Дуссе-Алинь.Дальний Восток
Весь день в пути. Рюкзаки ЗНАЧИТЕЛЬНО облегчились, идти намного веселей. И домой все-таки:) как бы не изумительна и притягательна была тайга - домой уже тянет. Шли с 11 до 19 вечера. Зато дошли до р.Нилан. Отсюда-5 км до заброски и лодки (откуда мы начинали наш поход) и еще примерно 7 км до пос.Попутный (который передвигается-здесь работаю лесники). Прошли по месту, где кета шла на нерест. Вода совсем спала, стался "ручеечек". Некоторые особи кеты отнерестились уже , тут и там лежат трупики рыбы. Ночевали на дороге, погода ничего так,только часикам к 4 дня набежали тучи. По дороге конечно же ели голубику и бруснику - дальше ее не будет в таких количествах.
ДЕНЬ ТРИНАДЦАТЫЙ.

Дальний Восток. Осень Дальний Восток. Осень
Ночью был дождь, но под утро прошел. Встали (по традиции:))в 8 утра. Дождь то начинается, то заканчивается. Радует, что не ливень:) Завтрак, сборы. Хорошо,что вчера вышли из леса-при дожде идти было бы тяжелее, а тут все таки дорога:)Воздух после дождя необыкновеен свеж. Дошли до р.Нилан (где оставляли заброску и лодку,откуда начинали наш нелегкий путь) Перешли вброд ее, прошли еще немного и встали лагерем не доходя предположительно 3-4 км. до пос. Попутного (планируем выехать с тайги лесовозами, а они как правило гузятся до обеда и после обеда отправляются в пос.Березовый на разгрузку.Сегодня мы бы все равно не успели ) Пообедали, я пошла спать. Слышала, начался и закончился додь, проехала МАШИНА!!!! куда то вниз и через какое то время проехала обратно-рядом ЛЮДИ!-отвыкли от них за наш поход) В 8 вечера поужинали, и спать. За рекой ходит косуля (горный козел) слышно, как он кашляет:)))
ДЕНЬ ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ.

Дальний Восток. Лесовоз Дальний Восток. Лесовоз
Дальний Восток. Комсомольск на Амуре Дальний Восток. Комсомольск на Амуре
Встали в начале девятого, дождя нет, туман. Ночь теплая была. Вчера на ужине закончилась горелка и сегодня утром впервые делали завтрак на КОСТРЕ! Вышли в начале 12. Около 13.00 были у предположительного Попутного, посидели, переоделись в ботиночки (да-да!до этого шли в болотниках!)..и оказалось,что Попутного уже и нет на этом месте! Как оказалось, км на 4 он продвинулся вперед:)Соответственно подхватили мы рюкзаки и вперед! Дошли до места, где ночуют лесники, оттуда нас КАМАЗ довез до места вывоза леса, где мы должны поймать и уехать на лесовозе:)
Время 16.30. Стоим на перекрестке, ждем когда лесовозы будут выезжать груженные деревом в Березовый (отсюда до поселка 115 км по таежной дороге или где-то 3,5 часа на машине. Ветерок прохладненький поднялся, лесовозов немного:)
В те, что едут-не подсядешь...уже сидят местные попутчики в качестве пассажиров. Загрузились мы С Женей в 18.20 (Владимир выехал следующей машиной, минут через 40 после нас). Виды конечно на бескрайние леса завораживают, погода радует,очень красив закат над сопками . Настоящая ТАЙЖИЩА. Приехали на место в 22.00. Высадил нас лесовоз в начале поселка,отсюда поймали машину-и через 10 минут мы на ст.Постышево в пос.Березовый . Дальше двигаемся по ж/д до Хабаровска так: пос.Березовый (3.10 утра)-прибытие в Комсомольск-на-Амуре (08.05) (кстати, это одна из станций БАМа http://bam.railways.ru/0/Комсомольск-на-Амуре (11.20)-Хабаровск (21.00)
Купили билеты, досидели на вокзале до поезда. в 8 утра были в Комсомольске-На-Амуре (http://www.kmscity.ru/content/blogcategory/15/107/). Было пару часиков свободного времени, прогулялась по городу. Красивый, чистый (были ранним , солнечным утром:) Вот подарок от корейцев городу:)в 9 вечера этого же дня были были в Хабаровске
ДЕНЬ ПЯТНАДЦАТЫЙ. ХАБАРОВСК

Дальний Восток. Хабаровск Дальний Восток. Хабаровск
Дальний Восток. Проливы Амура Дальний Восток. Проливы Амура
Дальний Восток. Осень. Фото Петренко Евгении Дальний Восток. Осень. Фото Петренко Евгении
Дальний Восток. Кета идет на нерест. Фото Петренко Евгении Дальний Восток. Кета идет на нерест. Фото Петренко Евгении
Дальний Восток.За скалами-о.Горное. Фото Петренко  Евгении Дальний Восток.За скалами-о.Горное. Фото Петренко Евгении
Дальний Восток.По курумнику-к цели! Фото Петренко  Евгении Дальний Восток.По курумнику-к цели! Фото Петренко Евгении
Дальний Восток.Озеро Корбохон.Фото Петренко  Евгении Дальний Восток.Озеро Корбохон.Фото Петренко Евгении
хребет Дуссе-Алинь.Дальний Восток хребет Дуссе-Алинь.Дальний Восток
Сегодня свободный день в городе.Погода чудесная.Сходила в Краеведческий музей (30 сентября должен открыться новый павильон), Музей археологии, прогулялаяь по берегу Амура. Много свадеб, в Церкви Преспения Божьей Матери-венчание.
До свидания, тайга...досвидания Хабаровск..Завтра домой.

Вообщем...

Уйду на рассвете
Вернусь, коль сумею
В моей воле ветер
Но, поймать его не успею

Снега по колено
А вглубь ещё выше
Я в гости к богу еду
Один он только слышит

Припев

Снега, да бураны
Морозы, да метели
Не поздно и не рано
Но, к друг другу мы не успели