В начале был замысел: от станции Леприндо, через озера Большое Леприндо, Леприндокан выйти к реке Куанда, сплавиться до последних порогов, затем перебраться на реку Таксима и по ней и Витиму сплавиться до ж.д. моста. По пути прогуляться на озеро Даватчан и на две недели в верховьях Эймнаха и Сыни пройти по Каларскому хребту, но как написано в одной книге, судьба играет человеком, а человек играет на трубе.
Озеро Большое Леприндо - озеро Леприндокан - озеро Даватчан - р. Куанда - р. Эймнах - р. Сыня - р. Куанда - озеро Малое Леприндо - р. Сюльбан - ст. Кодар.

Озеро Большое Леприндо-озеро Леприндокан.

4 августа высадился из поезда Куанда-Новая Чара на рабочем полустанке не доехав до станции Леприндо. Берег озера здесь в пару десятков метров от полотна дороги. Перенес рюкзаки на песчаный берег, накачал лодку, отчалил. В спину легкий ветерок, волн нет, небо пасмурное, 19°. За час переплыл озеро и причалил на небольшой, уютный пляж. От пляжа вверх проложена колея. Предположил, что она идет к озеру Леприндокан. На противоположном берегу вздыбился мрачный Кодар.

Озеро Большое Леприндо

Успел поставить палатку, попить чаю, как начался дождь. В этот день заброска одного рюкзака на Леприндокан не удалась. Дождь лил, лил. На следующий день, под моросящим дождем, понёс часть вещей на Леприндокан. По крутому склону колея вывела на заболоченную долину. Преодолел два ручья и впереди заблестело озеро. Дождь стих, 11°. Оставил рюкзак на берегу и возвратился к палатке. Ночью на безоблачном небе россыпи звезд. Утром 1°. По уже знакомому пути, за два часа пришел на Леприндокан. С юго-запада подтянулась туча, и на южном берегу озера затуманился дождь. Быстро накачал лодку, погрузился и поплыл вдоль восточного берега. Волны, ветер, легкая морось и солнце. Ещё в позапрошлом походе на одной из уключин потерял гайку крепления весла. Пришла мысль веревкой закрепить весло. Не успел, вмиг волна выбила его из уключины, мелькнул прощальный взмах лопасти и весло ушло на дно. Борясь с волнами, догреб пятьдесят метров до берега. В месте утопления весла глубина была метра два. Среди волн и холодной воды несколько раз нырял, но неудачно. Пришлось прекратить поиски. На берегу установил палатку

Озеро Леприндокан

На следующий день решил часть груза перенести в избушку расположенной на восточном берегу в устье ручья и дождаться когда успокоится озеро, чтобы продолжить поиски весла. Утром переменчивая облачность, 6°. К избе за 40 минут привела колея вездехода. Изба стоит на болотистом берегу. Стекло в окне выбито сильным ударом и осколки разбросаны по всей избе. Вероятно разбил медведь, когда заглянул в окно и увидел своё отражение. Ветер стал стихать, озеро успокоилось, потеплело до 17°. Возвращаясь на стоянку, нашел более легкий путь по кромке берега. На стоянке ждала новая беда. В лодке на одном баллоне разошелся шов. Все, приплыл! Перед походом осматривал лодку и швы выглядели надёжно. Успокаивала мысль, что шов не разошелся, когда переплывал Большое Леприндо. Сделал ещё несколько заплывов, но весло не нашёл. Видно сплавиться в этом походе не получится. Поход из водно-пешего превратился в таёжно-горный. Подвесил скатанную лодку на дерево и возвратился в избу. Дальше решил пешком через озеро Даватчан, по Куанде выйти к устью реки Сыня подняться по ней вверх, пройти по Каларскому хребту до истоков реки Эймнах и вернуться по Эймнаху, Куанде на озеро Леприндокан. Вечером 6°, небо безоблачное, над лесом взошла большая луна и только над Кодаром висят пугающие тучи.

Озеро Леприндокан - озеро Даватчан - река Куанда.

Утром ясное небо, -1°. Оставил в избе часть продуктов и по следу вездехода пошел к озеру Даватчан. Вскоре колея ушла в заросли кустов. Брел вверх к перевалу через лес в компании тучи мошки.

Путь к озеру Даватчан

Днем потеплело до 20°. Наконец началось понижения, вновь появилась колея и по ней вышел на берег реки Угаргасса. Река не глубокая, шириной метров 15-20.

Река Угаргасса
На следующее утро небо закрыто серым одеялом, 10°. После безрезультатной попытки ловли рыбы, пошел по берегу в сторону озера Даватчан. На противоположном берегу выскочил олень и бросился в мою сторону, рядом мелькнула его белая грудка, олень шарахнулся от меня и исчез в лесу.
 Долина реки Угаргасса

Дорога повела сквозь высокие и густые заросли ивы и кедрового стланика. Показался залив озера. Пробрался на мысок между озером и заливом. Среди зарослей ерника установил палатку.

Озеро Даватчан

Озеро окружено высокими хребтами с растущими по берегу редкими лиственницами, зарослями ивы, ерника, стланика. Мрачная красота.

На озере Даватчан

Вечером пошёл к месту, где из озера выбегает Угаргасса и на карте отмечена вод. п. К реке пришлось пробиваться сквозь густые заросли. Выловил несколько небольших хариусов. Побросал блесну в озеро- пусто, а здесь, якобы, водится подвид арктического гольца-даватчан, но поймать его мне не проще, чем лохнесское чудище. На следующий день разведал путь в сторону Куанды по склону горы 1604, ловил хариусов на Угаргассе. Погода по-прежнему пасмурная 10°, временами сыпал мелкий дождь. После дневки направил свой путь в сторону Куанды. По осыпям склона горы 1604 за два перехода вышел на западный берег Даватчан.

Западный берег Даватчан

Дальше можно было продолжить идти по осыпям склонов 1746 и 1756, но прогуливаясь по песчаному берегу озера нашел тропу-дорогу в западном направлении и решил идти по ней.

Тропа на запад от Даватчан

Напрасно надеялся, что дорога выведет на берег Куанды. В начале дорога петляла через непробиваемые заросли между многочисленными озерами, лежащими между Даватчан и Куандой, вывела к крупному левому притоку Куанды и круто повернула на юг. Призадумался куда идет эта дорога? Если на юг через хребет в верховья Эймнах-это было бы большим везением, но рассмотрев рельеф на карте предположил, что дорога идет в обход Даватчан на восток. Придется идти по азимуту на запад в сторону Куанды. Оставил дорогу и попытался найти брод через приток, но наткнулся на такие густые заросли, что не смог пробраться к берегу. Остановился ночевать на дороге. Утром нашел проход к реке, перебрался на левый берег, потом на правый и пошел по азимуту. Наверное больше подходит с трудом волочился, обходя озеро за озером. На полуострове одного из озер увидел какую-то глыбу. Ба! Да это миша размером с бегемота.

Хозяин тайги

На мои вопли даже ухом не повел. Сделал фото и полез вверх по склону через стланик. То уже падал без сил, а после встречи ещё 30 минут бодро пробирался по зарослям. Нашёл звериную тропу. По ней прошел дебри и вышел на берег Куанды.

Река Куанда

Вечером в небе появились голубые проплешины. Ночью высоко в небе сквозь редкие облака ярко светила луна, блестела Большая Медведица, чернели контуры хребтов,

Река Куанда-река Эймнах-река Сыня.

Утром голубое небо, 10° и кровососы не слишком донимали. У меня шатающаяся походка. Старик устал. Впереди отдых до обеда: сушка барахла, рыбалка, разведка брода. За пару минут наловил хариусов на уху.

Хариус

После обеда перебрался на правый берег и по грунтовки за один переход добрался к ручью Удикит. На следующий день преодолел заболоченный участок дороги вышел к месту, где на карте указан брод через Куанду и по левому берегу дорога в сторону Эймнах. Преодолел одно полусухое русло, второе полусухое русло, реку, протоку, ещё полусухое русло и выбрался на левый берег Куанды на котором и черт ногу сломит. Яркое солнце, голубое небо и 25°. Чтобы перекусить, пришлось устанавливать палатку, иначе мошка не дала бы поесть. Иду дальше. Где дорога? Яма глубокая с водой, высокие заросли багульника, ерника, по мху как по сугробам, груды камней, поваленные деревья с сучьями как хапуги и снова ямы с водой и ко всему ещё мошка, тучи мошки. Комары! О! Будь проклят...! Плетусь. На третьем переходе появилось что-то напоминающее, что здесь 50 лет назад прошел вездеход. В 16 часов обессиленный остановился на ночевку. Вечером наловил на уху хариусов. Утром клубятся облака, 10°. Поднялся на увал с горелым лесом, спустился в глубокий лог и так прошел шесть увалов. В 14 часов спустился с очередного крутого увала на берег Эймнах. Река шириной метров 60-80, порожистая.

Река Эймнах

Установил палатку, заварил чай и начался дождь. В 18 часов сходил вдоль реки на разведку вниз и вверх по течению. На правом берегу вдоль реки можно ходить если уйти от берега метров на 200, а вблизи и без рюкзака с трудом пролезть. Решил остановиться в этом месте на два дня.

Дневка

На следующий день моросил с перерывами дождь. Поднялся вверх по реке, до виднейшей скальной вершины. Перед небольшим порогом выловил пять крупных хариусов и затем 3 часа бродил вдоль берега в поисках своей палатки. Отдохнул на берегу Эймнаха, оставил часть продуктов на обратный путь в закладке на дереве и перешел на левый берег реки. Здесь нашел тропинку в сторону Сыни. Тропа несколько раз терялась, наконец вывела к скальному берегу и окончательно пропала.

Река Сыня

Правый берег Сыни скально-осыпной склон, выше по течению река разделяется на протоки. На песчаном берегу остановился ночевать. Вечером небо ясное, тепло.

Закат на Сыне

Утром серое небо, 9°. Продолжаю путь по галечным отмелям вверх по течению, перехожу с берега на берег.

Вверх по реке Сыня

Отмели закончились. По обоим берегам реки начались крутые склоны.

Базальтовые берега

Пришлось выйти на правый берег и начались прелести передвижения через заросли. В стланике вышел на тропу. Она запетляла вдоль каньона и вывела к левому притоку реки Хангури.

Каньон на Сыне

Показался водопад на Хангури за ним водопад на Сыне.

Водопад на Хунгури

Водопад на Сыне впечатляет. Река промыла в скалах полукруглый желоб, мощно падает в низ и разливается темно-зеленым озером.

Водопад на Сыне

Начался дождь. Остановился на ночевку, а получился нудный отдых.

Возвращение, брод через Эймнах, вершина 1405,2.

Дождь шёл с небольшими перерывами 4 дня. В этом месте на карте указан брод и дальше тропа вверх по реке, но вода в реке поднялась и брод в малую воду трудный, превратился в непреодолимое препятствие.

Где-то брод

После разведки, оставил мысль пробиваться вверх через скальный заросший склон правого берега. Дни проводил в сборе грибов и прослушивании книг на плеере. Прослушал аудиокнигу Сальвадора Дали ''Дневник одного гения''. Ну и дрянь! Утром на пятый день дождь сменился мокрым снегом, и сквозь туман и тучи увидел белые хребты. Если осадки закончатся, то растаявший снег будет поддерживать высокую воду в реке. Решил возвращаться.

Каларский хребет

После обеда как француз из Москвы ломанулся вниз по реке. Внизу уже не было проток и галечных отмелей. Река текла одним мощным потоком и когда тропа окончательно растворилась, пришлось снова лезть через непролазные дебри. На второй день вышел на берег Эймнаха. Долго бродил вдоль берега в поисках брода. Несколько раз лез в воду, но не смог преодолеть мощный поток. Наконец, в паре километров ниже старой стоянки нашел приемлемое место. Последние метры брода преодолел благодаря заполненным водой сапогам и этим они увеличили мой вес. Как в анекдоте-чукча сильный, но легкий.                                                                                                                             Утром голубое небо, 1°. Горы манили своей ясностью и безмятежностью. Это прошло после первого перехода. Возвращался преодолевая бугор за бугром. Днем солнце жарит и мошка не отстает. Бугры с горельником закончились, вышел на колею вездехода. По колее идти невозможно. Ямы с водой и багульник с мхом до ушей. Скорость и силы близки к нулю. Наконец марь позади, колея среди сплошных зарослей голубики стала ходячей. С запада потянулись мрачные тучи и раскаты грома. Колея раздвоилась. Ушел по левой. Она вывела на берег Куанды. Начал переходить на правый берег. Одна протока, вторая... Десятая протока оказалось последней и самой глубокой. Вылез на берег и остановился на ночевку. Берег сухой, много дров, рядом звериная тропа, а дальше болото. На следующий день, за два перехода подошел к месту напротив своей старой стоянке. Все опасные броды позади, есть время и желания остановиться, порыбачить и подняться на соседнюю вершину 1405,2. Рыбалка оказалась неудачной, пришлось собирать грибы. Вечером 0°.

Стоянка

Утром солнце осветило стоянку, но небо было пессимистичным, -2°. Пошел на вершину 1405,2. В начале метров 300 осыпь из средних камней, дальше полоса стланика и за ней скалы и большие глыбы. Вылез на верх, а это не вершина.

С вершины 1405,2

До вершины плато метров 100 заросшее стлаником. Поднимаюсь на неё и опять впереди плато с вершиной. На пятый раз вышел на вершину. Вид осенней тайги завораживает. Вершины Кодара в снегу. С запада тянется мгла и долина Сыни в этом чемпион. Погода не дала насладиться. На ближайших хребтах уже дождь. Делаю фото и бегу в низ. В 17 часов небо прояснилось, солнце осветило противоположный берег. Пошёл на рыбалку. Ничего не поймал. Мошки нет, есть хариусу нечего, он и ушел в низ или в озеро. Думаю я. Пришлось снова заняться грибами. Вечером и утром на следующий день -2°.

Озеро Леприндокан-река Сюльбан- станция Кодар.

Вылетел на озеро Леприндокан. 10 минут полета по дороге, а дальше заболочено и заросли.

Ерник

Крейсерская скорость 1,5 км/ч. Когда прошел первый приток, то вновь вышел на дорогу и как говорил один путешественник дорога-песня, сказка. На втором притоке дорога затерялась. Ночевать остановился на берегу ручья, среди гигантских кажется осин. Последний день лета.

Раритет
Всю ночь ветер шумел в верхушках гигантов. Под утро на палатку с минутными промежутками обрушивался дождь, 1°. Здравствуй мой весёлый сентябрь, три сосны под окном. В очередной раз вышел на колею. Предположил, что возле второго притока вездеход проложил дорогу по руслу Куанды.

Долина реки Куанда
Наконец показалось озеро Леприндокан. Перебрался на левый берег Куанды и уже шёл по берегу озера. Сильный встречный ветер. Нет и признаков указанной на карте дороги и только ближе к избушке появился старый след.

Озеро Леприндокан, Кодар
Два дня прожил в избушке. Пытался рыбачить в озере, бродил по окрестности.

Жилища на Леприндокане
 На вторую ночь проснулся от холода. Дул сильный ветер, термометр показал -8°. Пришлось растапливать печь. Ещё оставались дни, принял решение прогуляться к реке Сюльбан, разведать для следующего похода заход на Кодар. Утром 0°, небо затянуто иссиня-серыми тучами. Кодар в тумане.

Кодар в тумане
Тишина и только слышно кряканье уток на озере. Вдоль берега пошел к оставленной лодке. Нашел перекусанный насос, а лодку нашел в десятки метров заваленную валежником и окончательно испорченной медведем. Закружился мокрый снег. Вдоль берега петляет колея. Вышел на западный берег озера Большое Леприндо.

Пасмурный день
Снег перешёл в дождь, задул сильный ветер. Решил остановиться ночевать. Ночью за озером на полустанке видны огоньки. Там тепло и сухо. Утром погода по-прежнему мерзопакостная. После кружки крепкого, горячего чая по телу разлилось тепло, мир стал уютным. В ожидании улучшения погоды ещё день прожил на берегу Большого Леприндо. Когда прекратился дождь, и стих ветер ушёл вдоль берега на озеро Малое Леприндо.
 Берега Большого Леприндо

Сентябрь на Большом Леприндо

Озеро Малое Леприндо

Берега Малого Леприндо

На противоположном берегу склоны Кодара круто громоздятся над озером. К вечеру вышел на берег полноводного Сюльбана.

Река Сюльбан
Русло реки широкое, острова, галечные отмели, берега густо заросли ивой, мелкими березами. Изобилие голубики, маслят. Вокруг суровые горы.

Стоянка на Сюльбане

Протока на Сюльбане
В верховья реки уходит грунтовка. Постепенно наступает осень. Пожелтели лиственницы, опадает листва с берез. Утром -2°, днем температура не выше 10°.

В долине Сюльбана

9 сентября погода на прощания подарила голубое небо.

Сюльбан после порога

Распутывая клубок дорог и развилок выбрался на станцию Кодар.

Станция Кодар

Вечером на местном поезде уехал в Куанду. До встречи горы, до встречи тайга.