Сибириада с целью удовлетворения любопытства. Смотрели солнечное затмение в Новосибирске, потом крепость в Новокузнецке и, наконец, Саяно-Шушенскую ГЭС с вершины Большого Боруса.

Предисловие

В августе 2008 года мы (туристское неформальное объединение Two Men from Tyumen) запланировали большую прогулку по далекому острову Кунашир. Купили билеты, как люди, Юрий взял даже обратный, договорился об увеличенном отпуске на целый месяц и все такое. И тут у меня началась полоса невезения - я понял, что, если туда я и улечу, то оттуда уже не вернусь. Будет не только не на что, но и особо незачем (кредиторы будут встречать меня очень недовольными). Поэтому Курилы были волевым решением отменены и выбран запасной вариант. Не отменяя предстоящего космического шоу (на которое мне опять же попасть не удалось), мы решили доехать до Саяно-Шушенской ГЭС, которая появилась в нашем списке желательных к посещению мест едва ли не одна из первых (еще на этапе создания группы в 2005 году).
Новосибирск. Затмение. 1 августа

Кульминация действа Кульминация действа
К сожалению, мне особо нечего рассказать об этом дне. Буквально за пару дней до отъезда, мне назначили важную деловую встречу и перенести ее можно было только на месяц-полтора, что решительно меня не устраивало. Я сменил билет и посмотреть на затмение у меня получалось теперь только из окна поезда. Мало того - солнце в ключевой момент было аккурат позади состава. Как я корячился в тамбуре, чтоб хотя бы одним глазком... Юрка же поехал, все видел, ничего не пропустил.

Группа наша воссоединилась минут через пять-десять после кульминации затмения, потоптавшись по привокзальной площади, мы поехали в Новокузнецк.
Новокузнецк. Сибирская крепость. 2 августа

Этому черепу тыща лет Этому черепу тыща лет
Тот же череп, до своей смерти Тот же череп, до своей смерти
Рано утром прибыли в Новокузнецк. По едва проснувшемуся городу протопали пешком до пункта назначения - Кузнецкой крепости. Нормально так по ней погуляли, пофотографировали(-сь). Что мне лично не понравилось - во дворе крепости стоял памятник белому генералу. Еще бы Гитлера увековечили, из того же теста фрукт. Что понравилось - пушки и реконструкция черепа в музее. Меня просто поразило, как сильно череп похож на свое скульптурное изображение. :)

Выходя из крепости (не через ворота, а наоборот), я наткнулся на заросли ирги, очень сладкой и сочной. С удовольствием поел, а Юрка отказался, чем поразил меня до глубины души (он, дескать, такой ягоды не знает).
Хакасия. 3 августа

И снова ночной переезд, просыпаемся в Абакане. Не слушая таксистов, мчимся на автовокзал, покупаем билеты на Саяногорск и делаем маленькое открытие. На автовокзале Абакана продаются просто фантастические плюшки. :) В общем, побаловались плюшками и поехали. Саяногорск, Черемушки, и вот оно - ГЭС! Вот, что хотите, со мной делайте, а я был разочарован. Она же маленькая! Впрочем, в этом моя беда - меня трудно поразить делом рук человеческих, я все больше природным чудесам поражаюсь.

По нашему плану, мы должны были подняться к смотровой площадке, откуда видна и ГЭС и водохранилище, но там развернули какое-то строительство и нас туда не пустили. Признаться, не особо мы и рвались - мы хотели сегодня дойти до приюта Пелехова и там заночевать, а время поджимало. Решили отложить это дело на обратный путь.
Шушенский бор. 3 августа

Начало тропы Начало тропы
Шушенский бор Шушенский бор
Курумник Курумник
Полюбовались на этакую кучу бетона ;) и рванули мы наверх. Шли-шли, шли-шли, шли-шли, душили-ду.. да все вверх, уклон небольшой, но, благодаря своему постоянству, нудный. И вышли к издевательской табличке - вот надо было столько топать, чтоб понять, что ты только еще к началу пришел? Народ поумнее забрасывает сюда рюкзаки на авто и идет потом налегке, а у нас авто нет. Кстати, добрый совет - не поленитесь спуститься от начала тропы к реке - вода на пути будет нескоро (это вам не Урал).

Уклон у тропы покруче, да и вьется она между деревьев, поэтому идти стало веселее. Вокруг тайга, чистый воздух, все такое. Правда, мои суставы, сдуру покалеченные в июне на перевале Большая Сука (на Урале), стали подавать признаки жизни. Бинтовать не стал, решил доковылять так. Так, с перекусом, доковыляли до курумника (он один там на пути к приюту Пелехова) и вот на нем мы слегка плутанули - пошли не через него, а по краю наверх. Если б присмотрелись, то увидели бы продолжение тропы на той стороне. Получили небольшой лишний подъем и спуск. Спустившись к приюту, с большим трудом нашли место под ночлег. На самом деле, никакого приюта там уже нет, одно название. Просто долина, поросшая кедрами, а под кедрами - ручьи.

Блин, люди, ну кто додумался отпиливать растущие снаружи кедровые корни на костер? Это ж вандализм какой-то. Мы, Два мена из Тюмени, ходим с горелкой, а костер, если и жгем (или жжем?), то символический, ритуального характера. Чего и вам желаем. :)
Большой Борус. 4 августа

Дикий зверь Дикий зверь
Орлы! Орлы!
Саяно-Шушенская ГЭС с 2318 метров Саяно-Шушенская ГЭС с 2318 метров
Ну, как всегда - легли вчера поздно, будильник проигнорировали два раза и раскачались уже чуть ли не к полудню. Сквозь стены палатки мы слышали, как два других "мена" прошли на Борус и все равно не заставили себя подняться.

Раскачались мы, значит, убрали шмотки в найденную пещерку и потопали наверх. По дороге нас провожали взглядами дикие звери. Было довольно забавно пытаться разглядеть их среди камней. :) Мои забинтованные голеностопы отработали на "пять" и поднялся я на Малый Борус в отличном настроении. Почти перед Малым Борусом встретили утренних восходителей. На Пойлова они не пошли, сказали, что и этого хватит. К тому же, погода стала портиться. Прошел небольшой дождик и вообще - тучи какие-то заходили, ветерок. Вот, на что опытные люди - и встали пораньше и ушли сразу, молодцы, одно слово.

Поднялись мы на Малый Борус и стали решать - идти на Пойлова или нет. И такой оттуда вид открылся, что я, не раздумывая, настоял - идти! Юрка возражал неубедительно и мы пошли. По дороге мимо нас пронеслась гроза, это меня не остановило и не развернуло. Это же так прикольно, когда волосы дыбом встают. :)
Чего и следовало ожидать - на Пойлова было ненамного лучше. Посидели, пофотографировались, допили остатки чая из термоса и потопали назад. И вот тут к нам вернулась та самая гроза, аккурат, между Пойлова и Малым Борусом. Смотреть, как снизу на тебя несется весьма мрачного вида облако, было жутковато. Да и сидеть потом в этом облаке тоже было то еще удовольствие. Прошли бы метров тридцать еще, остались бы сухими, но подниматься во весь рост было страшно - волосы дыбятся, треск, жуть. Так и сидели мы почти на самом гребешке, зарывшись между камней.

Отсиделись. Но под конец мы совершили еще одну ошибку (на этот раз по Юркиной наводке) - решили спуститься покороче, прямиком к озеру (не знаю названия). Вот тут я действительно все проклял - камни шевелятся, скользят, суставы болят, воды нет (только в небольших лужицах на редких камнях с горизонтальной плоскостью). Каждый шаг сквозь зубы. В-общем, и встали поздно, и поднимались неспешно, и грозу пережидали, а уж спускались и вовсе вечность. А планировали сегодня вернуться к ГЭС и заночевать где-нибудь внизу.
Послесловие

А ночью была гроза, был ураганный ветер, но палатка наша устояла, а, значит, не такие уж мы с Юркой пропащие для туризма люди. :) К сожалению, ни возможности поглядеть на ГЭС с другого ракурса, ни запланированной поездки в Шушенское, мы себе позволить уже не смогли. Так что, эта песня осталась недопетой. Может, когда-нибудь и допоем. Вообще, Саяны мне очень приглянулись - суровый и очень красивый край.