Пеший маршрут по горной части Юго-Западной Сербии и по наиболее возвышенным хребтам Черногории

Описание района

ландшафт низкогорной Сербии ландшафт низкогорной Сербии
храм в селе Горный Любиш храм в селе Горный Любиш
лагерь лагерь
Ежевика Ежевика
долина р.Рзав долина р.Рзав
Тайга на Голийском хребте Тайга на Голийском хребте
южные склоны Голийского хребтя, Сербия южные склоны Голийского хребтя, Сербия
Прилавок антиамериканскиой литературы в Белграде Прилавок антиамериканскиой литературы в Белграде
Гора Стрменица, Биоградский парк, Черногория Гора Стрменица, Биоградский парк, Черногория
пастбище на горе Черногория пастбище на горе Черногория
IMGP3070 озеро Шишко IMGP3070 озеро Шишко
IMGP3136 яйла2 IMGP3136 яйла2
вечер на яйле, Дурмитор, Черногория вечер на яйле, Дурмитор, Черногория
распадок р.Бистрица, Дурмитор, Черногория распадок р.Бистрица, Дурмитор, Черногория

Обследованы районы по маршрутам:
Сербия: г.Ужице – с.Любиш – с.Иваница – парк Голия – г.Съеница.
Черногория: г.Бело Поле – парк Биоградска гора – п.Мойковац – хр.Синявина Планина – р.Тара.

Краеведческое описание

Сербия и Черногория – недавно разделившиеся небольшие балканские страны, бывшие раньше центральным ядром Югославии. Недавно также обе они предоставили России безвизовый въезд; что и послужило поводом для нашей поездки. С точки зрения пешего туризма это был очередной эксперимент – можно ли и в этой части Европы регулярно находить дикий лес и жить в нем. Опыт удался, и вообще впечатления от обеих стран очень приятные; даже захотелось последовательно обследовать все страны этого региона. Теперь в деталях.

Ландшафт. В целом предгорный и горный. Гористость последовательно нарастает с северо-востока на юго-запад от долины Дуная под Белградом (здесь холмистая равнина) ко все более и более резким холмам под Чачаком и Ужице, далее идут горы Карпатско-Крымского типа (высотой 700-1000 м), к южной границе Сербии они достигают 1500-1800м (Голийский национальный парк), а в Черногории – 2000-2500м (нацпарк Дурмитор). Затем все снова понижается к Адриатическому морю.
Равнины в целом безлесны и в основном преобразованы в поля, поселки и сады, примерно как на Украине. Похоже, исконно здесь располагались степи и суховатые грабо-дубовые перелески. Жить здесь мы даже и не пытались.
Низкогорья (700-1000м) в районе Ужице – Любиш – р.Рзав исходно широколиственные (дуб, бук, граб), но очень обжитые. Особенно много домиков прямо по хребтам, где больше всего ровного места – тут почти всегда идут асфальтовые дороги, вдоль них почти постоянно вьются рассеянные поселки. Дома иногда сбиваются в стайки, но чаще стоят по одному с дистанцией 100-200 метров, окруженные своими садами, огородами, сенокосами и коровами; все это местами кое-как огорожено (иногда колючей проволокой, но в основном, видимо, от скота). К каждому домику дорога подходит, и обычно одна-две машины стоит. Дома кирпичные, беленькие, в 2-3 этажа, под красной черепицей, с фонариком перед входом и ботинками на крылечке. Больше смахивает на новорусские коттеджи, чем на крестьянские. И вокруг каждого гектар-два всяких угодий, плавно переходящих в лес вниз по склону. Воду умудряются колодцами добывать.
Соответственно, на склонах распадков чередуются лес и всякие сенокосы-пастбища. Чтобы туда проникнуть минуя дома, нужно по самым слабым дорогам сворачивать – типа лесовозных, такие точно к домам не идут, а идут как раз в лес, за дровами там или еще чем-нибудь. В лесу обычно троп всяких много – коровы ходят, и люди тоже иногда. Если распадок глубокий и крутой, то книзу лес в нем становится все более дикий и влажный (главным образом буковый, как в Карпатах или под Сочи), а на дне течет вполне девственный ручей. Вот там и можно жить диким туристам, а для перемещения лучше обратно на хребет подняться и по дорогам пойти. Сливы на ходу поедая. Если распадок пологий, сельхозугодья и даже домики могут до самого низа идти; тогда неудобно. Но все равно в долине скорее место для лагеря найдется, чем вверху.
Чем дальше от Белграда и Ужице вглубь гор, тем горы выше, распадки глубже, а местность дичее – все меньше асфальтовых дорог и  больше грунтовых, чаще встречаются ненаселенные хребты и распадки вообще без троп, больше леса и полноводнее речки. Но все равно какие-нибудь домики видно везде. Лес кавказского типа – бук со слабым подлеском, где посуше (на хребтах) – дуб и граб, иногда сосны, местами мозаичное пастбище с кустарниками типа можжевельника и кизила. В примеси встречаются клены, ясень, лещина, елка. Опушки и обочины дорог обычно оплетают колючки и цеплялки – ежевика, боярышник, кизил, ломонос. Сады вокруг домов – преимущественно сливовые, яблочные и грушевые; особенно удались в августе сливы. Они массами висят на ветках, иногда прямо над дорогами, и падают в траву, и никто из местных за них особенно не переживает. На рынке в Белграде самые лучшие сливы стоят 15 рублей килограмм. Яблоки тоже в массе, но чаще еще незрелые, жестковатые и кислые. В садовых деревьях без плодов мы подозревали черешню, которую надо было есть в начале лета.
 К югу от Иваницы, в Голийском нацпарке, горы достигают 1200-1500-1800 м, их северные склоны покрываются уже елово-пихтовым лесом, а домики покидают гребты и остаются на середине склонов (то есть на высотах 700-1000). Здесь все очень похоже на Восточные Карпаты – прохладно и влажно, темный хвойный лес с луговыми полянами, березки по опушкам, много родничков на склонах и грязные лесовозные дороги с большими лужами. Погода тоже сразу стала прохладная и сырая, в одном месте из грозовой тучи града насыпало слоем сантиметров пятнадцать. При этом здесь парк, много маркированных маршрутов для туристов, в деревне Бела Вода строится горный курортный поселок для отдыхающих, а под горой Янков Камень – горнолыжная база (похоже, шла замена кресельного подъемника на фуникулер).
Южные склоны Голийского хребта, при тех же высотах 1200-1700 м, почти безлесны и заняты горно-пастбищными степями, с коровами овцами и кошами. Эта степь полого спускается на юг практически до подножия гор (в долину реки …), а лес оттеснен в верховья распадков. Видимо, здесь слишком сухо для типичного сербского садоводства вокруг домиков. А может быть, ближе к Косово и Албании принято быть животноводами.
Другие районы Сербии мы видели проездом. По дороге Шаре – Съеница – Нова-Варош также сменяют друг друга степные, кустраниковые и елово-буковые долины, но в целом населенки немного, и диких распадков гораздо больше, чем под Ужице-Любишом. Шоссе в Черногорию (Нова-Варош – Приеполье – Бело Поле) идет по очень глубокой и узкой долине реки Лим, местами уходящей в дикий скальный каньон. Шоссе постоянно ныряет в туннели и коридоры; железная дорога вообще из них почти не вылезает.
В восточной части Черногории Балканский хребет поднимается еще выше, и здесь выстоная поясность становится типичной скорее для Кавказа. В глубоких долинах рек расположены поселки и сады. На склонах (высоты 800-1300) растет мощный буковый лес с вырубками и грязными лесовозками. Выше (1400-1700) его сменяет еловый лес, как в Голии и Карпатах, еще выше он разрежается и постепенно сменяется горными пастбищами с кошами и овечьими стадами. Дальше чередуются эти пастбища с пятнами соснового стланика, можжевельника и горного черничника. В парке Биоградская Гора горный ландшафт имеет вид хребтов с довольно глубокими долинами; а западнее долины реки Тары (хребет Синяевина Планина) горы становятся массивнее и образуют наверху холмистую безлесную яйлу с неправильными, но очевидными карстовыми воронками (как у нас в Крыму, но менее упорядоченными). Это плато обрывается в долину Тары (на восток и север) мощными скальными сбросами, и лишь местами, по распадками – просто крутыми склонами. Еще севернее Тара входит в сплошной, очень длинный и глубокий каньон – одну из основных достопримечательностей региона. На степных хребтах изредка встречаются родники (на них обычно стоят скотоводские коши), иногда крупные лужи и озерки (тоже служат водопоем скота); в целом воду отдельно от людей встретить непросто. Под хребтами в некоторых местах мощные родники бьют из обширного карста; так в одной точке сразу образуется левый приток Тары речка Быстрица (шириной около 5 метров, полноводная и очень холодная).

Населенность
. В целом места окультуренные, и следы цивилизации в виде рассеянных тут и там домиков видны почти везде. Но людей как таковых немного, и даже машину на шоссейке встретишь не сразу. Люди мало ходят пешком, каждый возделывает свой сад, и в лесу их практически нет. Кроме того, они европейцы – то есть в общении сдержанные и не очень общительные; у них не принято подходить к чужому костру даже в ста метрах от собственного огорода. Так что жить можно. Кроме того, сербы считают русских дружественным народом, противопоставляя нас вражественным американцам. Не вполне понятно, что хорошего им сделали мы, но американов им действительно есть за что не любить. В общем, обнаруживая в нас русских, они это одобряют.
Языковые проблемы есть, хотя не особенно острые. Часть нашей речи им понятна, и нам их язык тоже не совсем чужой. Многие их слова – суть несколько укороченные наши: здраво (здравствуйте), добардан (добрый день), хвала (спасибо), добро (хорошо) и т.п. Можно догадаться, да? Часть слов, правда, турецкого происхождения; например долазак (прибытие транспорта) и отлазак (отбытие). В крайнем случае, можно кое-как объясниться на английском (их молодежь его знает в целом лучше нашей).
Во внутренней Сербии иностранных туристов практически нет, и нас исходно воспринимали как своих, местных туристов. В Черногории, наоборот, довольно много приезжих из всякой Европы, и местные нередко сразу обращаются по-английски. На пешеходных маршрутах в горах, правда, настоящих туристов что-то не видно нигде.

Погода. Летом тут тепло, а чаще жарко – ближе к 30 днем. Обычно раз в три-четыре дня приходили большие тучи, устраивали грозу на час-другой и дождь еще на полдня; после этого теплая местность еще долго клубится туманом. В горах, особенно в еловой зоне, всегда заметно прохладнее и по ощущениям – влажнее. Зимнего снега к августу не остается нигде (правда, мы все же не были на самых высоких горах Дурмитора под пос.Жабляк).

Гнус. Исчезающе мало. Встречаются единичные комары и мокрецы. В целом палатка служит скорее признаком цивильности, чем защитой от гнуса.

Живая природа

Виноградная улитка Helix - слон подстилки Виноградная улитка Helix - слон подстилки
личинка стрекозы Cordulegaster личинка стрекозы Cordulegaster
ручьевой рак Austropotamobius ручьевой рак Austropotamobius
Скорпион Скорпион
скотина в луже, Черногория скотина в луже, Черногория
Живая природа
Реофильная фауна. По фауне горных рек и ручьев Балканы – вполне типичная Западная Европа, то есть сходны с Альпами и Карпатами. Несколько более теплый климат прекрасно гасят горные условия и родниковое питание водотоков. Соответственно, ритральная фауна весьма богата видами, особенно ручейников (родов Rhyacophila, Hydropsyche, Agapetus, Drusus и др), поденок (Ecdyonurus, Rhithrogena, Baetis, Ephemera, Ephemerella) и веснянок (Perla, Isoperla, Nemoura, Protonemura, Amphinemura, Leuctra). Видовые определения личинок в большинстве этих родов затруднены. Много также двукрылых (Chironomidae, Simuliidae, Blephariceridae, Limoniidae), реофильных жуков Elmidae. Относительно экзотическими представителями главным образом ручьевой фауны выступают стрекозы Cordulegaster, европейский ручьевой рак Austropotamobius torrentinus и пиявки Trochaeta. Наиболее массовые представители большинства ручьевых сообществ – бокоплавы рода Gammarus (как в большинстве регионов Южной Европы). Моллюски представлены родниковыми улитками рода Bithynella, относительно редкими прудовиками и тяготеющими к пятнам мягких грунтов горошинками. В одной речке почти все субстраты в массе заселяла реликтовая Holandriana holandrii из ориентального семейства Pleuroceridae. В целом почти все донные субстраты занимают либо каменисто-галечные грунты, либо опадно-детритные, а заиленных песков и зарослей макрофитов почти и не встретишь. Подробнее напишем после разбора проб.
Лимнофильная фауна. Довольно бедна в силу малочисленности самих стоячих водоемов. В заиленных стокопойных лужах преобладают хирономиды, прудовики и мелкие водолюбы; но и в озерах Шишко и Биоградское развита скорее пелофильно-прудовая группировка, чем настоящая озерная. Настоящие (крупные, чистые и относительно холодные) озера надо искать в других местах.
Наземные беспозвоночные. Слонами этих лесов служат виноградные улиитки рода Helix – большие и красивые. Они иногда в массе пасутся на опушках и лужайках, особенно в сырую погоду и ранним утром. В жару прилипают к чему-нибудь и пастись перестают. Иногда кажется, что некоторые тропки в лесу протоптаны именно улитками. Кроме них, встречаются очень мощные (c палец длиной) и разноцветные (от черного до розово-рыжего) слизни рода Limax. Много и более мелких улиток, встречаемых на траве и в подстилке. Кроме лесных, несколько видов светлых улиток характерны для горной степи и несколько других – для известняковых скал.
Все остальное можно встретить, если рыть опавшие листья или переворачивать камни. Например, под камнями нередко сидят некрупные скорпионы. Масса всяких многоножек (в том числе изрядных сколопендр) и мокриц, ну и разных жуков. Если не вдаваться в виды, все как на Кавказе.
Млекопитающие. Вот с этим туго. Похоже, извели они почти всех крупных диких зверей уже давно и заменили домашними – коровами, овцами, свиньями и конями. Никаких серьезных зверей мы не видели, и их следов тоже. Белки только попадаются.
Птицы. Типичная орнитофауна лесной зоны. Много дроздов, зяблики, пеночки, рябчики и т.п., в горах канюки, голуби, удоды… Более серьезных наблюдений не проводилось.
Амфибии и рептилии. Встречены: личинки саламандр в ручьях; личинки тритонов в лужах, жерлянки, лягушки и серые жабы. Некоторые наземные лягушки, похоже, какого-то собстенного вида. Из рептилий единичные гадюки и в массе – мелкие ящерицы типа прыткой.
Флора. В основном – типичная южно- и среднеевропейская; большинство видов легко узнаются. Точнее, правда, мы узнаем рода – а виды надо бы проверять с книжками в руке. Так что о видах помолчим…

Водоемы

устье Савы в Београде устье Савы в Београде
Речка Приштевица Речка Приштевица
Река Лим в Черногории Река Лим в Черногории
Река Тара, Черногория Река Тара, Черногория
Водоемы. Как везде в горах, в основном это сеть родничков, питаемых ими склоновых ручейков, которые в распадках образуют ручьи и речки – в целом каменистые, быстрые и довольно холодные. Только самые крупные реки района (Лим и Тара), шириной 15-20 метров, уже прогреваются до 18-20 градусов и включают тихие глубокие участки с песчаным или галечным дном. Почти все реки прозрачные и выглядели бы вполне чистыми, если бы не наносной крупный мусор (типа старых тряпок или автопокрышек), тут и там застрявший вдоль берегов. Видимо, сербы еще не отучились скидывать фигню с обрывов.
Настоящие озера встречаются очень редко и только в горах, вокруг нихвсегда группируются люди. Мы видели два из них – мелкое и заиленное озерко Шишко в горно-степной зоне (кош, водопой скота) и довольно глубокое и живописное Биоградское озеро в буковой долине (крупная турбаза – основной приемный центр нацпарка Биоградская гора, на парковке три десятка машин, отдыхает не меньше сотни человек). На некоторых проселках и иногда в распадках встречаются вполне приличные лужи с головастиками, жерлянками и личинками стрекоз.