Несложный маршрут по красивым местам Алтая. Перевал Кату-Ярык и перевал Ажу (п. Язула)
Новосибирск - Бийск - Онгудай - Акташ - Улаган - пер. Кату-Ярык - Улаган - Язула - Улаган - Акташ - Онгудай - Черга - Алтайское - Бийск - Новосибирск

Перевалы Чулышмана

Выехали из Новосибирска в четверг вечером. Хмуро, сыро, по-осеннему.
Дорога до Маймы скучная, тем кто ездит на Алтай, надоевшая.
Ночевали на базе за с. Соузга, всю ночь лил дождь.
В 9 утра на Семинском завтрак. На перевале, как всегда красота с ледяным ветром.
Семинский перевал
По Чуйскому тракту едем до Акташа, поглядывая по сторонам и заезжая на точки с красивыми видами.
Слияние
Слияние Чуи и Катуни
Кафешки побольше работают, не голодали.
Погода в выходные была солнечная, нам очень повезло.
В конце октября, в основном, листва с деревьев облетела. Блёклые краски природы, неба и яркие краски речной воды восхищали.
Повернули в Акташе налево, едем на Кату-Ярык. На дороге появился снег. Видно, что уже лежит давно и надолго - до весны.
На перевале
На Улаганском перевале
Чем ближе к Чулышману, тем больше облаков. "Ну всё - подумали мы - погода заканчивается".
На перевал
Перевал Кату-Ярык известен многим, в интернете есть множество фото сверху, снизу, профиль и анфас. Как спускаться и подниматься тоже описано.
Спустились с перевала, разместились на базе, которую забронировали заранее. Так как не все базы работают, то ранее бронирование оказалось очень даже актуальным. В выходные почти все домики заняты. Домики деревянные, печное отопление. Мы провели две ночи вполне комфортно.
Утром облачка разбежались, стало солнечно по-весеннему.
По плану у нас в субботу прогулочный день. В 4 км от базы водопад Карасу. Лодочка на 4 человек за 500 рэ к услугам туристов-прогулочников. С другого берега начинается хорошая тропа, да и заблудиться или пройти мимо водопада нет возможности. Прогулочным шагом, в основном по ровной речной террасе дошли до Карасу.
Водопад Куркуре
Карасу
Чего мы хотим дальше? Мы хотим гулять ещё! Идём вперёд идём за поворот. Получилось около 12 км. в одну сторону. Горы, лёгкая дорога, бирюза Чулышмана.
Чулышман
Вечером на базе нас ждал костёр, баня. Утром подъём, нам за день надо прокатиться до Язулы, вернуться обратно и найти рабочую базу для ночёвки.
Чтобы доехать до Язулы, надо вернуться в Улаган. Там же надо обязательно заправиться до полного.
Дорога идёт вначале по долине Башкауса, здесь он ещё молодой, местами спокойный, местами стремительный.
Башкаус
На дороге есть указатель, там где надо повернуть на Язулу. Дорога пошла всё время вверх, грунтовая тянучка, чем выше, тем больше снега. На перевале Кара-Тёш уже зима и сугробы.
Опять на высоте - зима
недалеко от перевала
Перевал Ажу, ещё его называют Язулинский, по красоте и крутым поворотам не уступает Кату-Ярыку. А может быть даже и превосходит его. Сверху открывается великолепный вид на узкую долину реки, д. Язула и Чулышманское нагорье.
Перевал Ажу
перевал Ажу
Новый мост через Чулышман к Язуле построен рядом со старым, разрушенным.
Проехали деревню и спустились по дороге вниз по течению километров на 8. Очень красиво. Удачно купили свежего хариуса у местных рыбаков.
Ночевать планов не было. Короткий обед и в обратный путь.
Ехать долго. Единичные маленькие базы на Башкаусе не работают. База на Узункёле закрыта, хотя я думала, что она работает круглый год. Заглянули на базу под названием "Застава". Мимо проехать не возможно - перед базой, как преступники на колу, размещены образчики советского автопрома.
База Застава
база "Застава"
Место любопытное весьма, этакий музей советской эпохи и отдельно музей пограничника. Хозяин базы, человек очень увлечённый, может о своих экспонатах провести экскурсию, оторваться невозможно. Жалко, что бессистемно и неухожено.
Переночевать можно в домиках и "аиле", везде есть печки.
Утро, как всегда в этой долине, порадовало пейзажами.
По дороге на Акташ
Возвращаться домой решили через село Алтайское. В Черге заехали в магазин при местном сырзаводе.
Далее по участку старого Чуйского тракта по хорошей гравийной дороге выехали в Алтайское. Там даже купили последние местные яблочки (очень вкусные).