Путь Нельгесе

Идет загрузка карты ...
Увеличить карту Скачать для GPS для Google Earth Нитка маршрута Места
Сплав по реке Нельгесе, правый приток реки Адыча, бассейн реки Яна.
 

                                Путь Нельгесе.

                                 Предисловие.

Нельгесе - единственная река, всплывшая на горизонте путешествий отдельной строкой неоднозначных впечатлений. Обычно после прохождения маршрута формируется определенное мнение о реке. Достаточно произнести пару фраз, к примеру: «Рыбы валом!», «Мощные перекаты с двухметровым перепадом», «Русло мелкое, берега неказистые песок да глина!», «Речная долина в тисках угрюмых и неприступных скал» - отношение к реке сложилось в удобном для восприятия виде. Такой упрощённый подход не вяжется с Нельгесе!

Нельгесе восторгаешься, плетёшь в мыслях поэтическую оду величественным горным пейзажам, и буквально через десяток километров проклинаешь за однообразные речные петли, вьющиеся по заболоченной низине. Славишь «на всю округу» богатство и щедрость реки за тайменёвые и ленковые дары, но спустя время складываешь снасти в тубус от безысходности – наступило безрыбье.

Нельгесе – река разочарований и феерических восторгов. Во многом отношение к реке зависит от личности человека ступившего на тернистый «Путь Нельгесе».

 

В среде доморощенных и опытных туристов, обитающих летом в Сибирских водоёмах немало людей, не нуждающихся в детальном  повествований и субъективном мнении стороннего человека. Специально для этой категории сплавщиков, дабы не утомлять и не отрывать от важных дел, даю краткую справку о Нельгесе, основанную на реальном изучении речной обстановки.

Разобьём реку на сектора, границами в данном случае являются именные притоки.

От истоков, напоминаю длина Нельгесе 566 километров, до притока Ингэкчээн (впадает в Нельгесе на 531 километре от устья), река течёт в горной местности. Воды мало, по берегам  формируется таёжный лес. Рыба отсутствует. На карте отмечена многолетняя наледь, после неё водоток набирает силу, размеры Нельгесе выходят из габаритов ручья.

Второй сектор от притока Ингэкчээн (531 км от устья), до притока Тэнкэчээн (508 км от устья). Река пригодна для сплава течёт одним руслом. Встречаются песчаные участки, русло там проложено по заболоченной низине. Далее по течению, Нельгесе входит в 3-х километровую горную трубу невысокую, разрушающуюся в половодье подмывами. На этом переходе происходит активная рыбалка. Ловится среднего размера ленок и хариус.

Приток Тэнкэчээн (508 км от устья) отмечен широким галечным устьем и первой тополиной рощей. Именно с него начинается самый «неприятный» участок Нельгесе. Длится сектор до притока Кемилькан (456 км от устья). Бесконечные разбои. Нет чётко прорисованного фарватера. Повсеместно отмели, множество галечных островов затопляемых в половодье. Возникшие протоки, делятся в свою очередь на мелкие. Порою Нельгесе прокладывает путь прямиком через лес, смывает на поворотных мысах деревья, отчего руло завалено плавником. Рыбы практически нет, лишь на отдельных перекатах и проточных сочленениях берёт некрупный ленок и хариус. «Судоходство» крайне затруднительно.

Речная долина по-прежнему остается просторной и открытой. На её границах поднимаются обросшие лесом сопки. Река редко подходит к ним вплотную.

Сектор от притока Кемилькан (456 км от устья) до притока Кондекан (256 км от устья) окончание протяженных и мелких разбоев. Река собирается в единый водоток. Происходит формирование постоянного русла. Множество каменистых отмелей, на перекатах проводка судна волоком. Нельгесе закладывает нескончаемые петли, от которых возникает путаница в голове - в какую сторону света продвигаешься, теряешься в однообразном пейзаже. Самый лучший вариант рыбной ловли у притоков.

Резкий переход к следующему сектору происходит у притока Кондекан (256 км от устья). Не доходя трёх километров до Кондекана, река закладывает крутой вираж, более чем 180 градусов, на ограниченном пространстве. Галечное дно и берега сменяются на песчаные намывы и прибрежные барханы. Длится сектор «песчаного канала» до притока Альсы-Юрэх (199 км от устья). Река по-прежнему интенсивно петляет. Вода сливается одним руслом. Встречаются тупиковые старицы, нередки и коренные острова поросшие лесом. Ловится щука, окунь, таймень.

От притока Альсы-Юрэх (199 км от устья) в прибрежный ландшафт вкрапляется галечник и раздробленный валуник. 196 километр, взору открывается первый «порожек» с характерно выраженной ступенью. До слияния с Адычей, Нельгесе течёт среди высоких гор. Самый крупный голец имеет рост 1330 метров. Узкая речная долина. Каньонов нет, если слева или справа возникает стенка, то с противоположного берега обязательно затяжное понижение покрытое таёжкой. Ловится крупный ленок и таймень. На выходе мелкие блёсна атакует чебак весом под 140 грамм.

Вот такое вкратце получилось описание реки Нельгесе. Нетерпеливые и спешащие читатели могут покинуть странички рассказа. Остальных заинтересованных читателей прошу запастись терпением и выслушать историю до конца. Развернутое повествование надеюсь, увлечёт и заинтересует. Возможно, в скором времени кто-то из читателей посетит эту странную и необычную реку. И так продолжим.

Река Нельгесе?  река в Восточной Сибири, Республика Саха-Якутия. Левый приток реки Адыча. Бассейн реки Яна. Название реки Нельгесе происходит от эвенского слова «нэлгэ» – «коряга». Истоки реки расположены на северных склонах Верхоянского хребта, высота 1500 м. Длина реки 566 км, Принимает 73 притока длиной более 10 км. В бассейне свыше 500 озёр. Семь наледей. Бассейн реки находиться на Янском плоскогорье. Климат суровый, с длительной зимой и коротким прохладным летом. Здесь зона сплошной многолетней мерзлоты.

Не составит труда сообразить если река Нельгесе расположена в республике Саха-Якутия, то отправной точкой маршрута станет город Якутск. Добраться до Якутска в нынешнее время масштабных авиаперевозок легко и удобно. Крупные города имеют надёжное рейсовое авиасообщение с Якутском. Груз заранее можно отправить наземным транспортом. К примеру, маститые компании грузоперевозок «ЖелДорЭкспедиция», «Деловые линии» дёшево и без проблем доставят и сохранят бесценный походный скарб.

Заброситься в истоки Нельгесе возможно только посредством вертолета. Существуют две возможности, первая через посёлок Батагай. Туда из Якутска летают рейсовые самолеты «Ан-24». На аэродроме базируются вертолёты «Ми-8». Отлично! Но лететь от Батагая к истокам Нельгесе долго и очень, очень затратно, полётный час вертушки стоит в районе 200 тысяч рублей.

Команда выбрала второй вариант, как показалось упрощённый и дешёвый, но и тут выявились некоторые весомые изъяны. В Якутске и Томторе базируется авиаотряд, имеющий в своём распоряжении вертолеты «Ми-2». Представитель авиаотряда Рустэм Асанов (добродушный и вежливо-спокойный человек) пообещал перебросить команду на Нельгесе из посёлка Тополиное, Томпонского улуса. Выявленные подробности по переброске несколько озадачили.

 Из Якутска до села Тополиное необходимо проехать на машине 675 километров. По средством вертолета преодолеть расстояние составляющие 110 км. Это немного, но… к сожалению, вертолёт берёт на борт полезного груза не более 600 кг. Наш отряд состоящий их 5-ти человек не вписывался в заданные рамки, пришлось заказывать два рейса. Выходит, что выбор в пользу дешевизны не всегда оказывается лёгким.

Предпочтение сделано и мы тронулись.

Федеральная автомобильная дорога Р504 Якутск-Магадан. Через реку Лену не переброшен мост, хотя обещаний поэтому поводу было предостаточно. В летнее время выручают паромы. С декабря прокладывают по льду зимник.

Транспортный поток обслуживают 8 паров, принимающие на борт как легковые, так и грузовые машины не исключая и крупнотоннажные. В общей сложности на пароме разместилось до тридцати машин. Паром, выражаясь авиационными терминами, имеет две аппарели по бортам. Они опускаются на берег, и транспорт заезжает на грузовую палубу.

                          

                                                  Паром, переброска через реку Лена.

Переброска на правый берег Лены занимает1час 20 минут. Паром движется против течения среди островов, предусмотрительно избегая заползать в мелкие протоки.  Добравшись до посёлка Нижний Бестях паром швартуется и машины наперегонки подымаются по береговому подъёму, устремляются к трассе «Колыма», или едут на юг в Томмот, а там уже и до Тынды рукой подать.

Автомобильная дорога «Колыма» - личное восприятие таково, будто среди тайги, болот и гор проехал бульдозер. Отсыпали дорогу гравием и всё, с этого момента водители сами укатывают насыпь. Ухабы, ямы, пыль!

Асфальт заканчивается на двадцатом километре от Нижнего Бестяха, и по мановению волшебной палочки возникает только в селах, таких как Тюнгюлю, Чурапча, Ытык-Кюэль, Уолба и др.

 В засушливую погоду за машиной с километр тянется шлейф пыли, обгонять впереди идущую машину опасно дорогу не видно. В дождливую погоду в низинах дорогу размывает, набивается колея затрудняющая путь легковым автомобилям.

Подметили странную особенность, дорожники несколько раз попадавшиеся на пути засыпали ямы не гравием, а глиноземом. Наш водитель «буханки» Павел Клышейко разъяснил, земля лучше укатывается, с началом морозов дорожное полотно будет гладкое и ровное как Московская кольцевая. А это важно, ведь основные грузоперевозки приходятся на зимний период.

Вдоль дороги тут и там видны загоны для крупного скота. На лужках табунятся низкорослые, длинношёрстные лошади – «аборигенная порода» выведенная народной селекцией, переносящая сорокоградусные морозы. На пригорках и у водоёмах пасутся коровы, отличительной особенностью которых является рыжеватый оттенок, малый рост и небольшое вымя.

Придорожное пространство лишено деревьев, оно окультурено домашним скотом. Растёт луговая трава, кустов нет. Коровы и лошади вытаптывают растительный покров, пейзаж напоминает степную зону. Позднее в Бетенкёсе местные жители рассказали, что за лошадьми не присматривают. Дикарями целое лето они гуляют в тайге недалеко от посёлка и возвращаются с наступлением морозов. Часть из них забивают на мясо.

Особо хочется подчеркнуть у каждого крупного села стоит памятник  посвященный рыбакам, охотникам и героям якутского этноса созданного народными сказителями олонхосутами.

 

                                                             Федеральная дорога «Колыма»

Через реку Алдан курсирует паромная переправа. Ночью суда отправляются по заполняемости. В дневное время суток по расписанию курсируют как частные паромы, так и те которые имеют государственную принадлежность. Через час с небольшим паром подходит к селению Сасыльцы. Причала нет, по насыпи машины съезжают на берег и по гравийной дороге направляются в Хандыгу.

Хандыга в прошлом была процветающим селением, перевалочной базой геологов, нефтяников, золотарей и алмазоразработчиков. Груза отправлялись из Томмота по реке Алдан в Хандыгу. Отсюда автотранспортом снабжался весь дальневосточный регион. Нынче Хандыга постепенно приходит в упадок.

69 километров отделяет Хандыгу от Тёплого ключа. Дорожное покрытие осталось прежним. Хотя дорога и широкая, запросто разъезжаются две машины, но накатана одна колея, она вьётся меж ям, прижимаясь к краям дороги. На равнинных участках дорога прямолинейна, будто пробивая просеку, дорожные строители вели бульдозер по ниточке.

Павел, наш водитель, держал стрелку спидометра «буханки» на отметке семьдесят-восемьдесят километров в час, придерживаясь поговорки «Больше скорость – меньше ям!».

Недалеко за Тёплым ключом находится развилка, информационный дорожный знак гласит - «Магадан 1504», «Тополиное 189». Нам налево  ближе к горам в село Тополиное. Строительство дороги приходится на послевоенные годы, первопроходцами стали заключенные. В высокогорной части дороги ближе к перевалу до сих пор видны полуразрушенные казармы, ограждённые колючей проволокой и сторожевыми вышками.

  

 

                                                         Дорога в село Тополиное.

 Поверьте на слово, дух захватывает, по каким труднодоступным местам проложена дорога, уходящая серпантинами в поднебесье. Через некоторые горные реки переброшены деревянные мосты. Часть из них разрушены, машины перебираются с берега на берег вброд.

Действующие мостовые сооружения имеют ограничения по весовой нагрузке в пять тон. Грузовики по ним не ездят, форсируют реку через брод.

Самая крупная горная река Куранах, мост через неё разрушен. На отмелях торчат деревянные остовы похожие на колодец. Для утяжеления внутрь укладывалась камни. Колодцы служили основаниями для мостовых пролётов. В разлив, легковой транспорт через Куранах вброд не проедет.

Переправа через реку Куранах настоящее экстремальное испытание. За неделю до нашего прибытия в горах прошёл дождь уровень воды пополз вверх. Река на мелком участке перед перекатом разлилась на сто метров. По центру потока наблюдалось сильное течение глубина свыше метра.

Груженая «буханка» медленно поползала вперед. Водитель утешал, мол, не один раз проезжал по маршруту, брод знает отлично, но как говориться из тысячи попыток отыщется тысяча первая, идущая в разрез с нормальным положением вещей.

«Буханка» воткнулась в стремнину. Передок сбило с намеченного курса, машина поползала по диагонали. Вода просочилась сквозь уплотнения в кабину, залила коврики. Ноги по щиколотку бултыхались в воде,  двигатель работающий взахлёб сбавил обороты, не выдержав нагрузки смолк. «Буханка» не оборудована шноркелем и специальной системой выпуска выхлопных газов. Павел растерялся лишь на секунду. На первой передаче включил стартер и вытащил на аккумуляторе машину из глубины. А дальше? 

До берега метров сорок. Воды в реке не для кроссовок, пришлось одевать болотники. Благо, подчеркну очевидный факт - на медведя в одиночку не ходят, на выручку подоспела другая машина.

Павел заранее договорился о второй машине. «УАЗ ПАТРИОТ» вёз из Хандыги в Тополиное сестру, родившуюся племянницу и мать главу администрации Томпонского национального наслега Надежду Васильевну Кладкина-Клышейко.

Лёгкий без загрузки «козлик» на гибкой сцепке вытащил гружёную «буханку» на сушу. Мытарства на этом не закончились, вода залила воздушный фильтр, проникла в коробку передач и скопилась в мостах. В течение трёх часков Павел менял масло, разбирал и продувал воздушные каналы.

Будущим путешественникам необходимо брать в расчёт и такие обстоятельства, здешние дороги не терпят безрассудных поступков и непродуманных действий.

Перевал Ольчан. Мы достигли наивысшей точки свыше 600 метров над уровнем моря. Удивительное ни с чем несравнимое место. Припозднившийся вечер, облаков нет, горизонт открытый и чистый, оранжево-алый диск наполнил пространство агрессивно-красным оттенком. Двигатель натужно гудит «буханка» медленно взбирается по серпантину. С оголившихся хребтов сошла растительность. Деревья и кустарник стелятся в глубокой речной долине. Редкие сгустки кедрового стланика, голые камни, пучки высокогорной травы. Лунные пейзажи!