Мурманская область / Самостоятельная поездка

10 - 16 апреля 2023 г.
Недельная горнолыжка за Полярным кругом
Кировск-Апатиты

Начало лета, это не только начало летнего отдыха  и открытия  пляжного и купального сезона в Подмосковье. В нашей Великой стране, это еще и завершение горнолыжного сезона, причем в месте, расположенном, скажем  так,  рядом со столицей,  всего-то в двух часах лета от Москвы, в Мурманской области, на берегах озера Большой Вудъявр.

Закрытие сезона на Большом Вудъвре, в Кировске, за Полярным кругом

В России нет круглогодичных горнолыжных курортов. В мире тоже как-таковых  не существует. Конечно,  в сети много написано, что кое-где есть такие, вроде, как несколько штук есть в Альпах, еще в Южной Америке… но это все не то. Был один-единственный «Снежком» в подмосковном  Красногорске,  пользовался спросом, был гордостью региона,  да и тот приказал долго жить (застройщики с большими бабками победили), хотя по сути и не являлся горнолыжным курортом.

Кировск-Апатиты. Суровый климат, Мурманская область, Полярный круг.

Именно  здесь добывают фосфатную руду,  из которой делают минеральные удобрения и несмотря на бесчисленные санкции, введённые в последний год  против нашей страны, минеральные удобрения фактически не подпадают под санкционную гильотину, ведь истощённая европейская и не только европейская  почва по сути не пригодна для воспроизводства сельхозпродукции.

Закрытие сезона на Большом Вудъвре, в Кировске, за Полярным кругом

Мальчик из Уржума, любимец Сталина, так его называли в тридцатые годы оставил о себе светлую память, именно поэтому в отечественной топонимике имя Сергея Мироновича Кирова мало где вытравлено, поскольку заслуги это человека, в нашем конкретном случае, относящемуся к Заполярью, ранее считавшемуся Ленинградской областью,   до сих пор остались в народной памяти как об эффективном управленце своего времени.

По - большему счету, два моногорода, Кировск и более крупный Апатиты - одно целое, два города ориентированные на добычу и обогащение апатитно - нефелиновой руды, два города, особенно, в последние годы интегрированные с деятельностью самого крупного на русском севере горнолыжного курорта Большой Вудъявр и близлежащими достопримечательностями.

очереди на подъемник Северного склона

Закрытие сезона на Большом Вудъвре, в Кировске, за Полярным кругом

Написать, что кировчане и жители Апатит бездельники - вымогатели у отдыхающих денежных знаков за различный сервис я не могу. Кончено, туристическая инфраструктура здесь слабо развита, несмотря на то,  что горнолыжка в Кировске существует не  один десяток лет, тем более Кировск - место создания первой в СССР противолавинной службы.

Гостиничный сервис здесь, как говорится,  «ниже плинтуса», в  основном все  туристы живут в частном секторе,  в квартирах,  которые  сдают     горняки  Кировска и Апатитов с ноября по май за  весьма неплохие деньги. Но при всем при этом, даже завышенные тарифы на жилье не вызывают какого - либо негатива, потому что,  осмотревшись по сторонам ты видишь в этих заполярных городах, именно тех  русских людей кто  трудится на  производстве, в реальном секторе экономики, сдавая честно заработанное жилье понаехавшим  отдыхающим, а не спекулирует все чем можно, как их коллеги в других горнолыжных регионах, воспетых в песнях и стихах Визбора и Высоцкого  …

Наступило лето, горнолыжный сезон в его первые дни официально завершился… Териберка, место где снимали «Лефиафан»,  тысячи озер русского Заполярья  с настоящим лососем   не откормленным комбикормом стали еще ближе к нам, не только тем, кто  любит Хибинские горы, а тем кто хочет увидеть красоту русского севера

«Семеро смелых», «Начальник Чукоки», «Следы на снегу»,  «Вечера на хуторе близ Диканьки»… «Тайна перевала «Дятлова», «Левиафан»… и наконец современное «Молоко»,  включенное  в программу показа на бортах Аэрофлота  и еще не один десяток  фильмов снималось именно здесь…

Великие геологи Ферсман и Чирвинский, Полярный ботанический сад… все это связано с Апатитской агломерацией, вроде и постепенно деградирующей, с другой стороны возрождающейся благодаря горнолыжному спорту, поддерживающему  статус этого  северного региона на всероссийском уровне.