Прилетели в Салоники, отдыхали 3дня на море в р-не Пиерии, затем на машине поехали на о.Эвбея к мощам Иоанна Русского. По-пути заехали в Сагматы. Затем на Пелопонесс в Патры и Мега Спилион. От туда в Афины, в Метеоры и в Уранополис (г. Афон).На обратном пути заехали в Салоники. Затем на велосипеде объездили окресности побережья Пиерии.
гео-теги: Греция Европа

По дороге в Афины

рассвет на Эвбеи рассвет на Эвбеи
набираем водички набираем водички
виды из окна, Пелопоннес виды из окна, Пелопоннес
Коринфский канал Коринфский канал
Смотровая площадка Смотровая площадка
Патры. Храм Св. Апостола Андрея Первозванного Патры. Храм Св. Апостола Андрея Первозванного
Итак, на следующее утро мы снова зашли в Храм Св. Иоанна Русского, что в городе Прокопион на острове Эвбея. И впервые встретили рассвет в Греции.
Набрав водички, отправляемся в путь. План на грядущий день – возвращение на материк, перемещение на о. Пелопоннес, г. Патры (где находится глава Апостола Андрея Первозванного), купание в Ионическом море и возвращение в Афины, по возможности, посещение чего-нибудь в Афинах.

Но Эвбея прощаться с нами не хотела, а точнее, решила проверить наши силы, достойны ли мы, отправиться в этот путь. И как всегда, самыми слабыми оказываются - женщины и дети. Я сдалась первая, точнее мой желудок. И хотя в нем с утра ничего не было кроме святой воды, выворачивало наизнанку буквально ВСЕ! Эти крутые повороты.. извилистость дороги.. На очередном повороте, пришлось останавливать машину. Такой «зеленой» я давно не была))
Меня спасла варежка освященная на мощах Св. Луки Крымского, приобретенная накануне в Сагматах. Я благополучно заснула и проснулась лишь на подъезде к Коринфскому перешейку.
Еще в доисторический период перешеек использовался местными мореплавателями для сокращения морского пути между Коринфским и Сароническим заливами: корабли перегружались на специальные повозки на колесах и переправлялись с одного берега перешейка на другой. В VIII веке до н.э. были построены два порта: Лекэон и Кенхреи - один на берегу Коринфского, другой на берегу Саронического залива. В VII веке до н.э. через перешеек была проложена специальная дорога (диолкос), которая облегчила перемещение кораблей по суше.
Мысль о постройке канала возникла давно: проектом всерьез занимались такие известнейшие люди, как Александр Македонский, римские императоры Юлий Цезарь и Калигула, а Нерон в 67 году н.э. приступил к его практическому осуществлению. Однако, внезапная смерть императора в 69 г. н.э. прервала работы.
В 1882 году началось строительство современного Коринфского канала, автором проекта был знаменитый французский архитектор Фердинанд Де Лессепс - автор проекта Суэцкого канала. Французская компания, взявшая на себя работы по строительству, обанкротилась в 1889 году, но работы были завершены греческой фирмой, и канал вступил в строй лишь в 1893 году. Протяженность канала составляет 6343 м., ширина - 24 м., глубина - 8 м.
Вот теперь мы на Пелопоннесе! Вокруг открываются потрясающие виды, с одной стороны – горы, с другой – деревушки и море. Не вооруженным глазом видна материковая часть Греции, через Ионическое море. Простите за качество фотографий, стекло в машине было не особо чистым.
Ехали по платной дороге, построено сравнительно недавно, она идет прямиком до г. Патры. Забегая вперед, скажу, что обратно ехали по старой дороге, проходящей прямо над берегом, через поселки и деревни, где местный колорит значительно ощутим.
Патры. От древнего города сохранился только Одеон (II в). На холме Замка сохранились остатки византийских укреплений. Действует Археологический музей. В городе есть 2 университета и технический образовательный фонд с научно-исследовательским институтом. Храм Андрея Первозванного (1974), крупнейший храм в Греции, содержит мощи Апостола Андрея. Недалеко от города возведен современный Мост Рио-Антирио, связывающий Пелопоннес с материковой Грецией. На концах моста стоят крепости Рио и Антирио, построенные в самом узком месте пролива в 1701-1713 г.г. венецианцами.
Мост Рио-Антирио виден задолго до подъезда к городу, очень величественный, выполненный в современном стиле, похож на тот, что соединяет материк с о. Эвбея, только в раз 5-7 больше.
А вот Храм Апостола Андрея не такой уж и большой, хотя и считается самым крупным во всей Греции. Да, внутреннее убранство впечатляет своей мощью, обилием мозаик и ценностей (здесь же находятся остатки Креста, на котором распяли Апостола Андрея). Но мне показался Храм - холодным, без души.
Другое дело, рядом стоящий храм, где ранее хранились мощи Апостола. До сих пор там стоит рака, где раньше лежало тело Апостола. И источник, бьющий под Храмом..
Налюбовавшись Ионическим морем, я отправилась исследовать его практически) Оно очень впечатляет своей голубизной вод, прозрачностью дна и прохладой (особенно после такого жаркого дня). Судите сами!
Здорово отдохнув, мне никуда не хотелось уезжать. И тут, как будто его за язык кто-то тянул, наш проводник – Игорь, вспомнил, что недалеко есть чудесное местечко. Но не предупредил, что ехать туда как минимум 40минут, и снова в горы, на высоту более чем 1000м. А мне так хотелось в Афины, что бы успеть в Парфенон. Но моим надеждам не суждено было сбыться, увы. Посему мы отправились в Мега Спилион (Большая Пещера), и как оказалось, очень даже хорошо!
Этот монастырь славится своей чудотворной иконой Пресвятой Богородицы, сотворенной при жизни Богородицы Святым Апостолом и Евангелистом Лукой. Этой иконе почти 2000 лет.
Мы приехали, когда греческие монахи били в колокола, призывая к вечерней молитве. От вида этого монастыри, буквально висящего в скале, моё сердце растаяло и появилось любопытство. И вот уже на встречу идут два коренастых дедушки-монахи, заслышав русские речь, обращаются к нам: «Здравствуйте! Как дела?». Растерявшись, отвечаю, что все хорошо и прошу благословения. Чудеса начинаются!
Следуя за ними, поднимаемся на второй этаж, еще строящегося корпуса. Не привычно, идешь как будто по стройплощадке, но не видно, ни строителей, ни обитателей монастыря. Но внутреннее любопытство только возрастает.
И вот, отвернувшись на пару секунд, и я уже теряюсь, отстаю от своих. Но тут же появляется один из тех монахов, что нас встречал и жестами зовет в комнатку. Захожу. Оказывается это мощевик, и Лена здесь, уже прикладывается к мощам и ворчит на то, что я куда-то пропала. И оправдываться времени нет, мощевик открыли только для нас, и нужно в срочном порядке приложиться и идти на службу. Даже читать надписи порой не было времени, но пару кадров я все же сделала.
Вход в Храм, который действительно выдолблен в пещере, не приметен. Зайдя внутрь обнаруживаю, что здесь собралась вся не многочисленная братия – 6 человек. В правом приходе расположена самая драгоценная реликвия монастыря, восковая икона Пресвятой Богородицы. По приданию, эта икона была создана святым Апостолом и Евангелистом Лукой (тот самый, который написал Евангелие от Луки) ещё при жизни Богоматери, то есть получается что она является самой первой известной христианской иконой. Из истории достоверно известно, что монастырь несколько раз горел, но по преданию с иконой ничего страшного не произошло, золотые оклады, в которые была вставлена икона Пресвятой богородицы плавились и стекали, а икона так и оставалась нетронутой и дожила до наших дней. Сама я ее не засняла, во всю шла служба, и было бы не прилично доставать фотоаппарат, но фото нашла на просторах интернета. Приложиться к иконе можно в свободной форме, даже во время богослужения.
Гуляя по монастырю, я нашла легендарную пещеру, в которой собственно и была найдена ранее утерянная икона Пресвятой Богородицы. По приданиям её нашла пастушка, после того, как ей приснился вещий сон. В пещера в память об этих событиях есть распятие и муляжное изображение чудесного обретения иконы: пастушка, два святых и змия. Здесь же течет источник со святой водой.
Прощаться с Мега Спилионом, совсем не хотелось. Так бы и осталась бродить по нескончаемым закоулкам монастыря.. Но нужно было ехать в Афины. По дороге, остановились, что бы прикупить местные груши. На вид, совсем зеленые, оказались очень сочными и сладкими на вкус! И местные жители – бабушка с дедушкой, были очень приветливы и так колоритны.
Как уже упоминала, возвращались мы по старой дороге, через вот такие красивые деревеньки.
А на подъезде к Афинам, пришлось ехать через тоннели! Ночью они выглядят очень красочно.

Начало пути (долгая и интересная дорога на о. Эвбея)

сагмата сагмата
в храме Св. Климента в храме Св. Климента
Св. Лука, икона сделана из янтаря Св. Лука, икона сделана из янтаря
Итак, 6 августа мы все же вылетели из Домодедова, после 3,5 часов непроглядной тьмы смога. Одному пассажиру стало плохо в самолете, еще не взлетая, поэтому его в срочном порядке забрала «скорая помощь», и наш самолет простоял лишних полчаса. Пока ждали «скорую» и искали багаж, я наблюдала за происходящим на улице. Рассвета в это утро мы не увидели, стоял густой слой дыма, почти полностью скрывая соседние самолеты. Все сотрудники аэропорта были в масках, они позаботились о себе. А вот на нас масок и даже бинтов, не досталось. Спасались влажными салфетками. Я думала, что не выдержу, начала кружиться голова, уже было плевать на предстоящий полёт. Но надо признаться, так тяжело я еще не взлетала. С молитвословом не расставалась до набора высоты в 10000км, а в особо опасные минуты, молитвы расплывались по салону самолета (мы не одиноки, еще по меньшей мере 2 священника были на борту). Только заходя на посадку, не могла оторвать взгляд от окошка, где открывался превосходный вид на море и Салоники (посадочная полоса как раз над побережьем).
Отлежавшись и накупавшись в море, на четвертый день, мы отправились в дальний путь. Первый пункт – остров Эвбея, город – Прокопион, где находятся мощи Св. Иоанна Русского. От нашей деревушку – Паралия Катерини, ехать примерно 500км.
Вид из окна – радовал: горы, ветряки, горы, море и даже стелла свидетельствовавшая о легендарной битве спартанцев с персами в Фермопильском ущелье в 480г. до н.э., это был узкий отрезок суши шириной 20 метров на обрыве скалы. Сейчас море (Малианский залив) отошло, обнажив большой участок суши, на котором проложена дорога в Афины.
Почти все дороги - платные. Это напрягало все время. Но позволило мне запомнить первое греческое слово - Ясас, что означает благодарение и пожелание здоровья и всех благ.
Не доезжая Фив, мы свернули в местечко называемое – Сагматa — один из древнейших греческих монастырей. Он находится на высоте 747 метров над уровнем моря на вершине горы Сагматион. До XII века гора Сагматион называлась Гюпатион Орос («высшая гора»), а на ее вершине располагался величественный храм Зевса, в котором находилась большая статуя этого бога. Сведения об этом дает древнегреческий историк Павсаний. В византийское же время здесь строится православный монастырь, основателем которого становится святой Климент. Император Алексей Комнин, финансировавший строительство, в 1106 году закрепляет за монастырем некоторые привилегии, а также делает дорогие подарки, самый важный из которых – частица Честного Древа Креста Господня. Эта святыня на протяжении девяти веков до сегодняшнего дня хранится в монастыре как бесценное сокровище. Примерно в тот же период (XII век) древнее название горы меняется с «Гюпатион» на «Сагматион». Последнее происходит от слова «сагма» («седло»).
В центре монастыря возвышается храм, посвященный Преображению Господню и возведенный в XII веке. Это типичный для Византии крестово-купольный храм.
Наиболее примечательная его часть — это пол, украшенный разноцветной мозаикой, выложенной с большим искусством и изображающей растительный и животный мир, а также геометрические фигуры. Об этих напольных мозаиках упоминал греческий писатель Т. Лапас: «Хотя они древние, кажется, что мастер совсем недавно закончил работу над ними. На этих мозаиках можно найти любой мыслимый узор».
Вокруг храма находятся кельи, трапезная и подсобные помещения.
В последние годы в Греции стал весьма известным и почитаемым русский святой XX века, свт. Лука, архиепископ Симферопольский и Крымский (1877-1961). В монастыре существует часовня Святого Луки, где хранятся его святые мощи и частица его сердца. В специальных витринах выставлены его личные вещи: архиерейская митра, облачения, хирургические инструменты, научные труды и исследования, книги, картины, письма, фотографии.
На протяжении веков в монастыре было много святынь и сокровищ (иконы, чаши, рукописи). Однако, к сожалению, в XIX веке многое было украдено контрабандистами и торговцами антиквариатом. Единственное, что сохранилось до сегодняшнего дня, это крест с вделанным в него фрагментом Честного Древа Креста Господня, золотая булла императора Алексея Комнина и мощевики с частицами мощей примерно трехсот святых (Климента, Иерофея, Параскевы, Трифона, Харлампия, Мины, Артемия, Феодора, Пантелеимона, Евстратия, преподобных отцов из монастырей святого Георгия Хозевита и святого Саввы, от персов пострадавших, Евфимия Сардского, Григория Нисского, Георгия, Димитрия, Григория Паламы, апостола Акилы, Серафима Саровского и других русских святых). Ко всем мощевикам нам довелось прикоснуться, за что огромное спасибо Игорю и Константину!
В 150 метрах к югу от монастыря можно увидеть недавно построенную часовню Святого Климента, в которой находится его гробница. От этой часовни открывается удивительный вид на долину и озера. Здесь же начинается маленькая тропа, ведущая к пещере в скале. Известно, что в этой пещере подвизался святой Климент, основатель монастыря.
Уезжать не хотелось. Частичка моего сердца навеки осталась здесь.
А впереди был такой же сногсшибательный спуск по гравийки и долгожданная Эвбея.