Планы посетить Эвенкию по зимникам родились уже
давно, проблема стояла в попутчиках, так как традиционно туристы посещают места
более тёплые, менее отдалённые, да и чаще всего
в летний период отпусков. Поэтому желанием проехать
в марте, по «зимникам» да ещё и по малонаселённой Эвенкии обладают
единицы. И вот в марте 2012 года в г. Барнауле таких единиц набралось 5
человек: 2 девочки и 3 мальчика
возрастом от 25 до 47 лет:
Маршрут:
Барнаул-Красноярск-Лесосибирск-Енисейск-Северо-Енисейский-Куюмба-Байкит-Суринди-Туру-Кислокан-Стрелка
Чуня-Ванавара-Кежма-Тагара-Хребтовый-Абан-Канск-Красноярск-Барнаул (5490 км)
Участники: Внедорожник:
Идейный вдохновитель и путеводитель маршрута: Алексей Котельников
Водитель - Леонид:
Члены команды: Алексей, Наталья и Ольга
Сроки поездки: 26 марта -4 апреля 2012 год
День
первый, 26 марта-понедельник , 14 часов пути ,1030 км
Барнаул-Новосибирск-Красноярск
День
второй , 27 марта-вторник. 10 часов пути, 612 км
Красноярск
- Лесосибирск - Енисейск- переправа по
Енисею (возле Епашино)-
Северо-Енисейский
Северо-Енисейский. В этом посёлке найти ночью ночлег
оказалось проще всего, в одном из местных магазинчиков дали информацию о том,
кто сдаёт жильё и через 15-20 минут мы перетаскивали свои вещи в двух - комнатную квартиру.
День
третий 28 марта , 11 часов пути, 454 км
Северо-Енисейск-Куюмба-Подкаменная
Тунгусска-Байкит
Справка.Северо-Енисейский район расположен
на правом берегу Енисея в центральной части Енисейского кряжа. Территория
входит в состав Нижнего Приангарья и относится к районам Крайнего Севера. Около
90 процентов территории покрыты тёмнохвойными лесами. Через район протекают
крупные реки: Большой Пит, Сухой Пит, Вельмо, Тея и Енашимо.В настоящее время с
краевым центром территорию связывает малая авиация регионального значения, а
так же грунтовая дорога Северо-Енисейск-Енисейск, а далее по Енисейскому
тракту. В летнее время работают паромы-переправы на Енисее в Епишино, речной
транспорт на реках Большой Пит и Вельмо. В зимнее время доставка грузов
осуществляется по ледовым переправам, а к ряду поселков прокладывают
автозимники.В Северо-Енисейском районе более 20 населенных пунктов, наиболее
старинные из них: Аяхта, Чиримба, Широкино и поселок городского типа Тея.
До
прихода русских здесь обитали самодийские, тунгусские и кетские племена.
История района связана с развитием золотодобычи в XIX в., когда старательские
артели вели разведку и добычу золота на 500 участках в долинах рек Актолик,
Вангаш, Енашимо, Калами, Огня, Севагликон, Тея и Чиримба. В начале XX в. на
Калифорнийском прииске была построена первая плавучая фабрика-драга, и
золотодобыча постепенно встала на промышленные объемы.
После
Октябрьской революции 1917 года в крае началась национализация
золотопромышленных предприятий и рудников, был создан трест «Енисейзолото», а в
дальнейшем объединение «Союззолото».
В
годы советской власти Северо-Енисейский район стал местом ссылки для
репрессированных, среди которых были художник Т. Ряннель, министр
здравоохранения Латвии О. Алкс и другие.
В
годы Великой Отечественной войны на фронт ушли более 5 тыс. жителей
Северо-Енисейского района, из них вернулись 1522 человека. В п. Епишино в 1955
году была построена малая гидроэлектростанция: Енашиминская ГЭС. Остальные
поселки получают электроэнергию от дизельных генераторов.
Районный
центр расположен в п. Северо-Енисейский, образованном в 1928 году. Здесь в 1932
году открыли метеорологическую станцию. В 1981 году в посёлке построили
золотоизвлекательную фабрику, на которой перерабатывают руду с Олимпиадинского
месторождения.Северо-Енисейский район имеет структуру единого муниципального
образования. Администрации населённых пунктов являются подразделениями районной
власти. Наиболее крупные предприятия связаны с золотодобычей, среди них: ЗАО «Полюс».
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ И
ПАМЯТНЫЕ МЕСТАВ п.
Северо-Енисейский открыт музей истории золотодобычи района, которая насчитывает
более 170 лет. Перед входом бронзовая скульптура золотоискателя.
В
п. Северо-Енисейский обустроено несколько мест отдыха жителей с беседками и
фонтанами. Открыта гостиница «Актолик».Самая высокая гора Енисейского кряжа
(Енашиминский Полкан (1104 м) находится недалеко от Енашиминского
посёлка.Интерес представляют несколько горных массивов, покрытых тайгой, среди
них: хребет Карпинский и хребет Горевский Полкан (951 м), а также Татарский
кольцевой хребет.
Морозным солнечным утром мы отправились посмотреть посёлок и посетить музей золотодобычи, который был ещё закрыт ,
но выходящая из музея сотрудница,
предложила нам осмотреть музей самостоятельно , чем мы благополучно и
воспользовались.
После чего мы посетили церковь
, помолившись всем святым на
дальнюю и неизвестную нам дорогу.
Последние км по дороге
,
а далее начинается зимник.
Зимник проходит с
правой стороны Енисея,
переправа у
Северо-Енисейского через Енисей
работает до первых чисел апреля, в 2012 году
нам дали местные информацию, что эту переправу закроют 1 апреля, так как
необходимо заполнять водохранилища.Дорога по зимнику широкая, покрытие плотное при
необходимости можно разъехаться, скорость
35-55км.ч..
По пути на зимнике камазисты могут заправить соляркой по
цене 15-20 рублей или как договоритесь. Зимнику
по тайге шёл до Куюмбы, а далее
великолепная дорога по реке Подкаменная Тунгуска до п.Байкит. По ней скорость
ок. 100 км/ч. В Байките есть социальная гостиница-800руб. с человека, нас
поселили в прачечной за 400р. Там есть номера, душ, кухня с эл.плитой, посудой,
чайником, пообедать есть кафе.
День
четвёртый : 29 марта, 5 часов пути,138 км
Байкит-Суринда
Утро: посещение достопримечательностей
Байкита- Байкитский филиал краеведческого музея, с. Байкит, ул. Увачана, д. 29.Очень
интересная экскурсия.
Справка.Слово
«Байкит» в переводе с эвенкийского языка
можно трактовать как богатая земля (место), и это очень близко к истине!
Здесь живёт и трудится много прекрасных людей. Чистейший воздух, зимой здесь
много снега, летом и осенью богатейшая тайга одаривает жителей множеством своих
плодов, много всякого зверья — от пушного до копытных.
Мы посетили музей, аптеку и
отправились в путь в Суринду. В гостинице нам сказали, что завтра в Суринде
большой праздник-День оленевода. Вот на него мы и поспешили.
По дороге
заправились у камазистов.
Суринда.
Небольшой эвенкийский сельский посёлок, численностью ок. 200 человек. Дома
деревянные, малоэтажные. Во многих дворах - северные домашние олени. Имеется
одно административное здание и 2-х этажная школа (ок. 70 учащихся).
Обратившись
в администрацию, мы сказали, что приехали на праздник и нас поселили в школе с
бесплатным питанием (ужин + завтрак).
В посёлке есть продуктовый магазин, цены
по сравнению с барнаульскими и красноярскими в 3 раза выше, крепкие спиртные
напитки не продаются (уже более 10 лет).После ужина мы пошли в гости в балок к
гостям из Туры. Слушать байки об этом крае. А на завтра нас ждала программа Весеннего Суглана: гонки на оленьих упряжках,
гонки верхом на учаге, метание маута, «Школа начинающего каюра», катание на
собачьих упряжках,
День
пятый : 30 марта, 8 часов пути, 340 км
Суринда-Тура
Утро. Завтрак и сборы на праздник.
Праздник устроен в пойме реки,
где установлены чумы для трапезы, костры для оленьих «шашлыков»
,
трасса для оленей и сцена для выступлений,
здесь же размещались площадки для метания маута и национальной борьбы.
Регламент никто не соблюдал,
ведущего тоже не было, поэтому мы стихийно смотрели и посещали всё, что
возможно.
Особый интерес, конечно, у нас
вызывали олени и еда. Так, изрядно
насмотревшись на метание маута,
и, не дождавшись гонок на оленьих упряжках,
мы отправились поедать местные кушанья в
гостеприимный чум.
Там нам искренне были рады и предложили национальные блюда:
Ома - пресные лепёшки (хранятся
очень долго, они у нас доехали до дома и не испортились, только соляркой чуть
–чуть пропахли),
Исемне(хуртимэ)- варёная оленина с жиром-
очень вкусно
хакин- мороженая печень(сладковатая
на вкус и очень необычна для нашего языка)
сугудай- из красной рыбы, блюдо
напоминающее хе
строганина из сига- вкус
мороженой речной рыбы
щука жареная- куски из крупной
тушки, единственно знакомая как наша домашняя еда
силэ- суп из оленины( в супе
только оленина!)
Справка. Суглан оленеводов ежегодно
проводится в поселке Суринда. Ранее такие праздники проводились в советское
время, так что это хорошо забытое старое. Возрождение началось уже в нынешнем
веке. В рамках большого Суглана проводится спортивный праздник, а а главными
участниками в нем являются сами оленеводы. Спортсмены, соревнуются в метании
маута на хорей, в национальной борьбе. Но главными видами все-таки являются
гонки верхом на учагах (оленях) индивидуально среди оленеводов, детей, а также
гонки на оленьих упряжках в нартах и эстафетные гонки в различных вариациях
между оленеводческими бригадами. И эти виды только для подготовленных людей.
Дело в том, что неподготовленному человеку даже просто усидеть на олене трудно,
не то что соревноваться.
И вот,
подкрепившись, отведав все предложенные кушанья, мы отправляемся на продолжение
праздника.
Гонок, к сожалению, так и нет, но появилась возможность посетить
ферму по разведению овцебыков.
Поездка на снегоходе (ферма в 5-ти км от
посёлка), стоимость 200 р. С человека, на сани берут по 2 взрослых человека.
Справка. Овцебык, или мускусный бык (лат.
Ovibos moschatus) — подсемейство Caprinae, в которое входят козы и горные
бараны. Известен один современный вид и 2 ископаемых. Ближайшим родственником
овцебыка среди современных видов считается такин. На сегодняшний день это один
из немногих видов крупных травоядных животных, которые приспособлены к
постоянному обитанию в высоких широтах (кроме овцебыков, там постоянно могут
обитать северные олени).В эпоху мамонтов наряду с шерстистым носорогом, бизоном
и лошадью овцебык обитал в обширных арктических районах Евразии и Северной
Америки. Эти животные населяли север Америки, Гренландию, острова
Новосибирские, Врангеля и Фаддеевский, мыс Челюскин, Северо-, Восточно- и
Западно-Сибирскую низменности, бассейны Колымы, Алдана и Вилюя, Кузнецкую
котловину, Ямал, Таймыр, Северный и Средний Урал и значительную часть Европы.
Ископаемые остатки встречаются в плейстоцене Сибири до широты Киева на юге,
Германии, Франции и Великобритании.Причиной сокращения ареала и численности
овцебыка указывается глобальное потепление климата, вызвавшее размораживание
Полярного бассейна, заболачивание тундростепей, повышение уровня и плотности
снежного покрова. Попытки акклиматизации овцебыка в Швеции, Исландии и Норвегии
не имели особого успеха.Впервые это животное для европейцев открыл англичанин,
служащий компании Гудзонова залива Генри Келси в 1689 году.В середине 70-х
годов XX века на Таймыре в устье реки Бикада и острове Врангеля начался
эксперимент по реинтродукции ранее обитавших здесь овцебыков, вымерших на
севере Азии несколько тысяч лет назад. К началу 90-х годов овцебыки полностью
заселили остров Врангеля. К 2000 г. были созданы свободно живущие популяции
овцебыков на Полярном Урале, на полуострове Терпяй-Тумус, в дельте Лены, в
низовьях Индигирки.
Далее
мы всё-таки увидели гонки на оленьих
упряжках и учаге,
только почему то к финишу наездники и наездницы падали из
седла, а олени с санями шарахались в сторону от финиша .
Наконец-то
и нам представилась возможность покататься на санях
, на собачьих упряжках покататься не успели,
так как хаски были «залётные» из Красноярска («Спортивная федерация ездового
спорта Красноярского края»)
и их ждал вертолёт.
Поэтому в окончании
нашего визита мы уделили внимание концерту
и сочли нашу программу выполненной.
Далее наш
путь лежал в бывшую столицу Эвенкийского автономного округа п. Тура. Выехали мы
достаточно поздно, около 17 часов, поэтому добраться до Туры не смогли, и у нас была единственная ночёвка
в машине. При чём все мы ночевали на реке Нижняя Тунгусска!
День
шестой 31 марта, 5 часов пути 361 км
Тура-Кислокан
Солнечным
и морозным утром мы благополучно въехали в Туру.
На
реке зимой кипит жизнь, кроме того, что это основная «скоростная магистраль»,
это ещё и место рыбалки. На фотографии видны деревянные
строения с печками – это домик рыбака(комфортно, тепло и сухо!).
В Туре имеются магазины, Дом культуры,
заправка (солярка по 34 руб.), аптека, краеведческий музей, церковь.
В этом магазине можно приобрести
мясопродукты из оленины и рыбы, но к
нашему приходу уже всё закончилось, было
только мороженое мясо.
Цены на продукты (за исключением оленины) в два- три раза
выше барнаульских.
Из Туры
мы приняли решение возвращаться домой, для этого у нас два варианта: через
Кислокан - Стрелку Чуню или сразу через Стрелку Чуню. Проведя опрос местного
населения на предмет качества зимника и уровня скорости, мы выбрали зимник
через п. Кислокан, тем более что часть пути идёт по реке.
Погода была солнечная, и пассажиры
любовались пейзажами. В Кислокан прибыли засветло и успели рассмотреть посёлок
и место нашего ночлега.
В Туре нам посоветовали искать ночлег у директора школы
или главы администрации, что мы и сделали. Глава администрации отнёсся к нам
очень дружелюбно и поселил в одном из помещений здания администрации с
удобствами ( тепло, эл.плита, бочка с водой, посуда, туалет на улице) . В
посёлке проживает около 200 человек,
это самый восточный посёлок края,
автотранспорт только по зимнику. Кислокан живописно расположился на берегу
реки. Люди занимаются охотой и рыбалкой.
В посёлке есть метеостанция.
День
седьмой: 1 апреля, 8 часов пути, 347 км
Кислокан
- Стрелка Чуня- охотничье зимовье
Наутро
мы получили в подарок от главы администрации Кислокана на память «паспорта
Эвенкии»,
значки и
магнитики с гербом Эвенкии (в продаже мы так нигде их и не видели). Далее
по зимнику мы двинулись на юг. Теперь комфортного ночлега намне предстояло, так
как до Ванавары мы при всём желании не успевали, поэтому надеялись на
рассудительность местных камазистов, которые и давали информацию о жилых балках
или охотничьих домиках на зимниках.
Лес временами становился гуще, но скорость
по зимнику по-прежнему 45-50 км/ч. Мы достигли отметки 3000 км пути, что было
отмечено смачным поеданием заморской
шелковницы, припасённой для особых случаев. В лесу следов людей не было видно,
а вот замороженного соболя в капкане мы запечатлели.
По пути вновь была заправка за 0,5 л
«Батюшки Енисея» нам залили ……л солярки.
очередной ночлег мы приняли в охотничьей
избе, в нескольких сотнях метров от дороги,
а так как некоторым было лень
тащить вещи, то они прокапали заметённую колею почти до избы:
День
восьмой : 2 апреля , 8 часов пути, 322 км
Охотничье
зимовье - п. Ванавара - зимовье на р. Чадобец
Сегодня встали пораньше и уже в
8 часов начали движение на юг домой. Тот факт, что движемся на юг, отчётливо
был виден везде: погода стала весенней, температура явно плюсовая, стали
появляться наледи
, лес стал гуще и стволы деревьев толще. Единственным местом к текущему
времени, где мы застряли ,была улица у Прокуратуры в Ванаваре.
снег настолько мягкий, что остановка для
посещения музея затянулась по причине
вытаскивания джипа. Из всего проезжающего транспорта это по силам было только
Уралу. Музей всё же мы посетили (хоть он и не работал в понедельник).
Работающего кафе в Ванаваре не было .
Далее до Кежмы мест ночлега нет
(хотя в Кежме тоже навряд ли, так как посёлок уже сожгли -в рамках затопления
территории под водохранилище ГЭС).Поэтому
мы воспользовались информацией камазистов о балках на …. Км Балки были заняты и
мы устроились в доме на зимнике , со
слов хозяина , построенного в 1922 году.
О благоустройстве говорит не приходится,
главное достоинство дома- здесь топилась печь. Бала набрана вода, были спальные
места на нарах на 5 человек.
День
девятый : 3 апреля, 8 часов пути, 913 км
Зимовье
на р. Чадобец-Кежма-Тагара-Хребтовый(преправа по Ангаре)- Абан-Канск-Красноярск
Наутро, поснимав окрестности, посмотрев
корм собак(это птицы)
мы отправились в путь.Дорга стала очень
скользкой и джип немного занесло, а при отсутствии блокировки( поломка о
которой мы выяснили на 3-й день пути) пришлось откапываться.
От п. Кежмы остались одни
трубы, территория входит в зону затопления при запуске ГЭС.
Далее маршрут прокладывался с
учётом переправы через Ангару.Мы переправлялись в районе п. Хребтовый,
так как через Богучанскую ГЭС дорогу
открывают по времени(утром , часов в 8)и
пропускная способность – несколько машин. Преправу по Ангаре должны закрыть через 1-2 дня.
. А по эту сторону Ангары мы почти дома, так
как теперь не страшна весенняя погода, зимники закончились!
На выезде из посёлка есть кафе
. Далее Абан-Канск-Красноярск.
День
десятый :4 апреля, 12 часов пути, 973 км
Красноярск –
Барнаул
Утром, посчитав время
возвращения домой, мы выкроили 1,5 часа на посещение Красноярской ГЭС(120 м ) в
Дивногорске.
Внедорожн
В
Внедорожн
В