По зимнику Эвенкии

Планы посетить Эвенкию по зимникам родились уже давно, проблема стояла в попутчиках, так как традиционно туристы посещают места более тёплые, менее отдалённые, да и чаще всего  в летний период отпусков. Поэтому желанием  проехать  в марте, по «зимникам» да ещё и по малонаселённой Эвенкии обладают единицы. И вот в марте 2012 года в г. Барнауле таких единиц набралось 5 человек: 2 девочки и  3 мальчика возрастом  от 25 до 47 лет:


Маршрут:
Барнаул-Красноярск-Лесосибирск-Енисейск-Северо-Енисейский-Куюмба-Байкит-Суринди-Туру-Кислокан-Стрелка Чуня-Ванавара-Кежма-Тагара-Хребтовый-Абан-Канск-Красноярск-Барнаул (5490 км)

Участники: Внедорожник:

   Идейный вдохновитель и путеводитель  маршрута: Алексей Котельников

  Водитель - Леонид: 
Члены команды: Алексей, Наталья и Ольга
 Сроки поездки: 26 марта -4 апреля 2012 год

 

                              День первый, 26 марта-понедельник , 14 часов пути ,1030 км 

                             Барнаул-Новосибирск-Красноярск

                                   День второй , 27 марта-вторник. 10 часов пути, 612 км

          Красноярск - Лесосибирск - Енисейск- переправа по  Енисею  (возле Епашино)- Северо-Енисейский

Северо-Енисейский. В этом посёлке найти ночью ночлег оказалось проще всего, в одном из местных магазинчиков дали информацию о том, кто сдаёт жильё и через 15-20 минут мы перетаскивали свои вещи в двух -  комнатную квартиру.

                                  День третий 28 марта , 11 часов пути, 454 км

                       Северо-Енисейск-Куюмба-Подкаменная Тунгусска-Байкит

Справка.Северо-Енисейский район расположен на правом берегу Енисея в центральной части Енисейского кряжа. Территория входит в состав Нижнего Приангарья и относится к районам Крайнего Севера. Около 90 процентов территории покрыты тёмнохвойными лесами. Через район протекают крупные реки: Большой Пит, Сухой Пит, Вельмо, Тея и Енашимо.В настоящее время с краевым центром территорию связывает малая авиация регионального значения, а так же грунтовая дорога Северо-Енисейск-Енисейск, а далее по Енисейскому тракту. В летнее время работают паромы-переправы на Енисее в Епишино, речной транспорт на реках Большой Пит и Вельмо. В зимнее время доставка грузов осуществляется по ледовым переправам, а к ряду поселков прокладывают автозимники.В Северо-Енисейском районе более 20 населенных пунктов, наиболее старинные из них: Аяхта, Чиримба, Широкино и поселок городского типа Тея.

До прихода русских здесь обитали самодийские, тунгусские и кетские племена. История района связана с развитием золотодобычи в XIX в., когда старательские артели вели разведку и добычу золота на 500 участках в долинах рек Актолик, Вангаш, Енашимо, Калами, Огня, Севагликон, Тея и Чиримба. В начале XX в. на Калифорнийском прииске была построена первая плавучая фабрика-драга, и золотодобыча постепенно встала на промышленные объемы.

После Октябрьской революции 1917 года в крае началась национализация золотопромышленных предприятий и рудников, был создан трест «Енисейзолото», а в дальнейшем объединение «Союззолото».

В годы советской власти Северо-Енисейский район стал местом ссылки для репрессированных, среди которых были художник Т. Ряннель, министр здравоохранения Латвии О. Алкс и другие.

В годы Великой Отечественной войны на фронт ушли более 5 тыс. жителей Северо-Енисейского района, из них вернулись 1522 человека. В п. Епишино в 1955 году была построена малая гидроэлектростанция: Енашиминская ГЭС. Остальные поселки получают электроэнергию от дизельных генераторов.

Районный центр расположен в п. Северо-Енисейский, образованном в 1928 году. Здесь в 1932 году открыли метеорологическую станцию. В 1981 году в посёлке построили золотоизвлекательную фабрику, на которой перерабатывают руду с Олимпиадинского месторождения.Северо-Енисейский район имеет структуру единого муниципального образования. Администрации населённых пунктов являются подразделениями районной власти. Наиболее крупные предприятия связаны с золотодобычей,  среди них: ЗАО «Полюс».

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ И ПАМЯТНЫЕ МЕСТАВ п. Северо-Енисейский открыт музей истории золотодобычи района, которая насчитывает более 170 лет. Перед входом бронзовая скульптура золотоискателя.

В п. Северо-Енисейский обустроено несколько мест отдыха жителей с беседками и фонтанами. Открыта гостиница «Актолик».Самая высокая гора Енисейского кряжа (Енашиминский Полкан (1104 м) находится недалеко от Енашиминского посёлка.Интерес представляют несколько горных массивов, покрытых тайгой, среди них: хребет Карпинский и хребет Горевский Полкан (951 м), а также Татарский кольцевой хребет.

Морозным солнечным утром мы отправились посмотреть посёлок и посетить  музей золотодобычи, который был ещё закрыт , но выходящая из музея сотрудница,  предложила нам осмотреть музей самостоятельно , чем мы благополучно и воспользовались.
После чего мы посетили церковь  , помолившись всем святым на дальнюю и неизвестную нам дорогу.

Последние км по дороге ,

а далее начинается зимник. 

Зимник проходит   с правой  стороны Енисея,

переправа у Северо-Енисейского через Енисей
работает до первых чисел апреля, в 2012 году нам дали местные информацию, что эту переправу закроют 1 апреля, так как необходимо заполнять водохранилища.
Дорога по зимнику широкая, покрытие плотное при необходимости можно  разъехаться, скорость 35-55км.ч..
По пути на зимнике камазисты могут заправить соляркой по цене 15-20 рублей или как договоритесь.  Зимнику по тайге  шёл до Куюмбы, а далее великолепная дорога по реке Подкаменная Тунгуска до п.Байкит. По ней скорость ок. 100 км/ч. В Байките есть социальная гостиница-800руб. с человека, нас поселили в прачечной за 400р. Там есть номера, душ, кухня с эл.плитой, посудой, чайником, пообедать есть кафе.

День четвёртый : 29 марта, 5 часов пути,138 км

                                                                 Байкит-Суринда

Утро: посещение достопримечательностей Байкита- Байкитский филиал краеведческого музея, с. Байкит, ул. Увачана, д. 29.Очень интересная экскурсия.

Справка.Слово «Байкит» в переводе с эвенкийского языка  можно трактовать как богатая земля (место), и это очень близко к истине! Здесь живёт и трудится много прекрасных людей. Чистейший воздух, зимой здесь много снега, летом и осенью богатейшая тайга одаривает жителей множеством своих плодов, много всякого зверья — от пушного до копытных.

Мы посетили музей, аптеку и отправились в путь в Суринду. В гостинице нам сказали, что завтра в Суринде большой праздник-День оленевода. Вот на него мы и поспешили.

По дороге заправились у камазистов.

Суринда. Небольшой эвенкийский сельский посёлок, численностью ок. 200 человек. Дома деревянные, малоэтажные. Во многих дворах - северные домашние олени. Имеется одно административное здание и 2-х этажная школа (ок. 70 учащихся).

Обратившись в администрацию, мы сказали, что приехали на праздник и нас поселили в школе с бесплатным питанием (ужин + завтрак).
В посёлке есть продуктовый магазин, цены по сравнению с барнаульскими и красноярскими в 3 раза выше, крепкие спиртные напитки не продаются (уже более 10 лет).После ужина мы пошли в гости в балок к гостям из Туры. Слушать байки об этом крае. А на завтра нас ждала программа
  Весеннего Суглана: гонки на оленьих упряжках, гонки верхом на учаге, метание маута, «Школа начинающего каюра», катание на собачьих упряжках,  

День пятый : 30 марта, 8 часов пути, 340 км

Суринда-Тура

Утро. Завтрак  и сборы на праздник.

Праздник устроен в пойме реки, где установлены чумы для трапезы, костры для оленьих «шашлыков» ,

трасса для оленей и сцена для выступлений, здесь же размещались площадки для метания маута и национальной борьбы.

Регламент никто не соблюдал, ведущего тоже не было, поэтому мы стихийно смотрели и посещали всё, что возможно.

Особый интерес, конечно, у нас вызывали олени и еда. Так,  изрядно насмотревшись на метание маута

   и, не дождавшись гонок на оленьих упряжках, мы  отправились поедать местные кушанья в гостеприимный чум.
Там нам искренне были рады и предложили национальные блюда:
   

Ома - пресные лепёшки (хранятся очень долго, они у нас доехали до дома и не испортились, только соляркой чуть –чуть пропахли),

 Исемне(хуртимэ)- варёная оленина с жиром- очень вкусно
хакин- мороженая печень(сладковатая на вкус и очень необычна для нашего языка)
сугудай- из красной рыбы, блюдо напоминающее хе
строганина из сига- вкус мороженой речной рыбы

щука жареная- куски из крупной тушки, единственно знакомая как наша домашняя еда

силэ- суп из оленины( в супе только оленина!)

Справка. Суглан оленеводов ежегодно проводится в поселке Суринда. Ранее такие праздники проводились в советское время, так что это хорошо забытое старое. Возрождение началось уже в нынешнем веке. В рамках большого Суглана проводится спортивный праздник, а а главными участниками в нем являются сами оленеводы. Спортсмены, соревнуются в метании маута на хорей, в национальной борьбе. Но главными видами все-таки являются гонки верхом на учагах (оленях) индивидуально среди оленеводов, детей, а также гонки на оленьих упряжках в нартах и эстафетные гонки в различных вариациях между оленеводческими бригадами. И эти виды только для подготовленных людей. Дело в том, что неподготовленному человеку даже просто усидеть на олене трудно, не то что соревноваться.

И вот, подкрепившись, отведав все предложенные кушанья, мы отправляемся на продолжение праздника.

Гонок, к сожалению, так и нет, но появилась возможность посетить ферму по разведению овцебыков. 
Поездка на снегоходе (ферма в 5-ти км от посёлка), стоимость 200 р. С человека, на сани берут по 2 взрослых  человека.
 
Справка. Овцебык, или мускусный бык (лат. Ovibos moschatus) — подсемейство Caprinae, в которое входят козы и горные бараны. Известен один современный вид и 2 ископаемых. Ближайшим родственником овцебыка среди современных видов считается такин. На сегодняшний день это один из немногих видов крупных травоядных животных, которые приспособлены к постоянному обитанию в высоких широтах (кроме овцебыков, там постоянно могут обитать северные олени).В эпоху мамонтов наряду с шерстистым носорогом, бизоном и лошадью овцебык обитал в обширных арктических районах Евразии и Северной Америки. Эти животные населяли север Америки, Гренландию, острова Новосибирские, Врангеля и Фаддеевский, мыс Челюскин, Северо-, Восточно- и Западно-Сибирскую низменности, бассейны Колымы, Алдана и Вилюя, Кузнецкую котловину, Ямал, Таймыр, Северный и Средний Урал и значительную часть Европы. Ископаемые остатки встречаются в плейстоцене Сибири до широты Киева на юге, Германии, Франции и Великобритании.Причиной сокращения ареала и численности овцебыка указывается глобальное потепление климата, вызвавшее размораживание Полярного бассейна, заболачивание тундростепей, повышение уровня и плотности снежного покрова. Попытки акклиматизации овцебыка в Швеции, Исландии и Норвегии не имели особого успеха.Впервые это животное для европейцев открыл англичанин, служащий компании Гудзонова залива Генри Келси в 1689 году.В середине 70-х годов XX века на Таймыре в устье реки Бикада и острове Врангеля начался эксперимент по реинтродукции ранее обитавших здесь овцебыков, вымерших на севере Азии несколько тысяч лет назад. К началу 90-х годов овцебыки полностью заселили остров Врангеля. К 2000 г. были созданы свободно живущие популяции овцебыков на Полярном Урале, на полуострове Терпяй-Тумус, в дельте Лены, в низовьях Индигирки.
Далее мы всё-таки увидели  гонки на оленьих упряжках и учаге,
только почему то к финишу наездники и наездницы падали из седла, а олени с санями шарахались в сторону от финиша .

Наконец-то и нам представилась возможность покататься на санях

  , на собачьих упряжках покататься не успели, так как хаски были «залётные» из Красноярска («Спортивная федерация ездового спорта Красноярского края»)    и их ждал вертолёт.
Поэтому в окончании нашего визита мы уделили внимание концерту
   и сочли нашу программу выполненной.
Далее наш путь лежал в бывшую столицу Эвенкийского автономного округа п. Тура. Выехали мы достаточно поздно, около 17 часов, поэтому добраться до Туры
  не смогли, и у нас была единственная ночёвка в машине. При чём все мы ночевали на реке Нижняя Тунгусска!

                                    День шестой 31 марта, 5 часов пути  361 км

                                                                     Тура-Кислокан

 Солнечным  и морозным утром мы благополучно въехали в Туру

   На реке зимой кипит жизнь, кроме того, что это основная «скоростная магистраль», это  ещё и место  рыбалки. На фотографии видны деревянные строения с печками – это домик рыбака(комфортно, тепло и сухо!). 
В Туре имеются магазины, Дом культуры, заправка (солярка по 34 руб.), аптека, краеведческий музей, церковь. 
 
В этом магазине можно приобрести мясопродукты  из оленины и рыбы, но к нашему приходу  уже всё закончилось, было только мороженое мясо.
Цены на продукты (за исключением оленины) в два- три раза выше барнаульских. 
 
Из Туры мы приняли решение возвращаться домой, для этого у нас два варианта: через Кислокан - Стрелку Чуню или сразу через Стрелку Чуню. Проведя опрос местного населения на предмет качества зимника и уровня скорости, мы выбрали зимник через п. Кислокан, тем более что часть пути идёт по реке.
Погода была солнечная, и пассажиры любовались пейзажами. В Кислокан прибыли засветло и успели рассмотреть посёлок и место нашего ночлега.
В Туре нам посоветовали искать ночлег у директора школы или главы администрации, что мы и сделали. Глава администрации отнёсся к нам очень дружелюбно и поселил в одном из помещений здания администрации с удобствами ( тепло, эл.плита, бочка с водой, посуда, туалет на улице) . В посёлке проживает около 200 человек, 
  это самый восточный посёлок края, автотранспорт только по зимнику. Кислокан живописно расположился на берегу реки. Люди занимаются охотой и  рыбалкой. В посёлке есть метеостанция
.

 

                                    День седьмой: 1 апреля, 8 часов пути, 347 км

                                            Кислокан - Стрелка Чуня- охотничье зимовье

Наутро мы получили в подарок от главы администрации Кислокана на память «паспорта Эвенкии»,

  значки и  магнитики с гербом Эвенкии (в продаже мы так нигде их и не видели). Далее по зимнику мы двинулись на юг. Теперь комфортного ночлега намне предстояло, так как до Ванавары мы при всём желании не успевали, поэтому надеялись на рассудительность местных камазистов, которые и давали информацию о жилых балках или охотничьих домиках на зимниках.
Лес временами становился гуще, но скорость по зимнику по-прежнему  45-50 км/ч.
Мы достигли отметки 3000 км пути, что было отмечено смачным  поеданием заморской шелковницы, припасённой для особых случаев. В лесу следов людей не было видно, а вот замороженного соболя в капкане мы запечатлели
  По пути вновь была заправка за 0,5 л «Батюшки Енисея» нам залили ……л солярки.
 очередной ночлег мы приняли в охотничьей избе, в нескольких сотнях метров от дороги, 
 а так как некоторым было лень тащить вещи, то они прокапали заметённую колею почти
  до избы: 
 
   

День восьмой : 2 апреля , 8 часов пути, 322 км

                              Охотничье зимовье - п. Ванавара - зимовье на р. Чадобец

Сегодня встали пораньше и уже в 8 часов начали движение на юг домой. Тот факт, что движемся на юг, отчётливо был виден везде: погода стала весенней, температура явно плюсовая, стали появляться наледи  , лес стал гуще и стволы деревьев  толще. Единственным местом к текущему времени, где мы застряли ,была улица у Прокуратуры в Ванаваре.

снег настолько мягкий, что остановка для посещения музея  затянулась по причине вытаскивания джипа. Из всего проезжающего транспорта это по силам было только Уралу. Музей всё же мы посетили (хоть он и не работал в понедельник).
Работающего
 кафе  в Ванаваре не было .

Далее до Кежмы мест ночлега нет (хотя в Кежме тоже навряд ли, так как посёлок уже сожгли -в рамках затопления территории под  водохранилище ГЭС).Поэтому мы воспользовались информацией камазистов о балках на …. Км Балки были заняты и мы устроились  в доме на зимнике , со слов хозяина , построенного в 1922 году.

  О благоустройстве говорит не приходится, главное достоинство дома- здесь топилась печь. Бала набрана вода, были спальные места на нарах на 5 человек. 
                                День девятый : 3 апреля, 8 часов пути, 913 км
Зимовье на р. Чадобец-Кежма-Тагара-Хребтовый(преправа по  Ангаре)- Абан-Канск-Красноярск

 Наутро, поснимав окрестности, посмотрев корм собак(это птицы)

  мы отправились в путь.Дорга стала очень скользкой и джип немного занесло, а при отсутствии блокировки( поломка о которой мы выяснили на 3-й день пути) пришлось откапываться.   
От п. Кежмы остались одни трубы, территория входит в зону затопления при запуске ГЭС. 
 
Далее маршрут прокладывался с учётом переправы через Ангару.Мы переправлялись в районе п. Хребтовый
  так как через Богучанскую ГЭС дорогу открывают по  времени(утром , часов в 8)и пропускная способность – несколько машин. Преправу  по Ангаре должны закрыть через 1-2 дня. . А по эту сторону Ангары мы почти дома, так как теперь не страшна весенняя погода, зимники закончились! 

На выезде из посёлка есть кафе . Далее Абан-Канск-Красноярск.

                             День десятый :4 апреля, 12 часов пути, 973 км

                                                        Красноярск –  Барнаул

Утром, посчитав время возвращения домой, мы выкроили 1,5 часа на посещение Красноярской ГЭС(120 м ) в Дивногорске.

     

 

 

 

 

 

Внедорожн

В

      

 

 

 

 

 

Внедорожн

В


Комментарии
Перед фото надпись - "-переправа у Северо-Енисейского через ЕНИСЕЙ" Был там и ездил по этой дороге. 
В Северо -Енисейске никогда Енисея и не было и быть не могло. Автор наверное спутал город Енисейск, когда переправлялся по льду Енисея в Епишино, а дальше через Брянку в Северо - Енисейск. Извините за поправку.
Guest15.04.13, 05:50
Здесь живёт Любовь 
Спасибо - посмотрел места, близкие сердцу.
Banderas18.03.13, 11:43
А есть ли.. 
..более подробный gps трек? Очень интересует как идет зимник в районе Суринды. Заранее спасибо
О Маршруте
Опубликовала Ольга Долматова