Есть недалеко от Твери несколько деревень, куда не ведет дорог и летом можно попасть только на вертолете. Эти деревни расположены в центре огромного болота. Возможность добраться туда есть только зимой, когда болото замерзает.

План маршрута

5 марта: Тверь
6 марта: Орша - озеро Светлое 15км 480ч
6 марта: стоянка в районе озера Щучье
7 марта: на лыжах до деревни Остров 6км 120ч
7 марта: деревни Остров, Заречье, Петровское

Ночевка под пальмами на ж/д вокзале Твери Ночевка под пальмами на ж/д вокзале Твери
Орша Орша
Славины Славины
Идем Идем
Через поля Через поля
Через болота Через болота
Закат Закат
Зимааа Зимааа
Маршруты Маршруты
Три богатыря на распустье Три богатыря на распустье
Начало весны. Кайф... Начало весны. Кайф...
А все совсем и не черно-белое! А все совсем и не черно-белое!
В поисках людей В поисках людей
Окна_1 Окна_1
Я вообще-то в этот лыжный поход вовсе не собирался и пошел в баню. Однако вылезший из сауны распаренный докрасна Серега Катков сообщил, что мы едем. Вот сейчас допаримся и поедем. Несмотря на то, что последняя электричка, на которой все последние участники поехали в Тверь уже как ушла полчаса назад. И даже несмотря на то, что в час ночи, когда мы наконец-то допарились уже и не было плацкартных билетов в Тверь с Ленинградского вокзала (были только купейные по 1000 р). И даже несмотря на то, что сборы еще и не начались. Да что там собираться то? Покидал в рюкзак палатку, спальник, могилу, варежки, бахилы, пуховку, термобелье, горелку. Схватил в руки лыжи/палки и поехал. На машине до Зеленограда, откуда в 4-00 отправлялась первая электричка в Тверь. Стоимостью 85 рублей (если по студенческому). Вот только поспать этой ночью так и не удалось.

В Твери на Оршу 6ти часовой утренний автобус отменился по невыясненным причинам и мы поехали на 7-45. Заодно наконец-то поспали целых полтора часа на автовокзале. В Орше повстречался дядька который рассказывал кучу всего интересного про окрестные болота, да только я в это время возился с креплениями и ничего не услышал. Вообще же достаточно беглого взгляда на карту Тверской области, чтобы понять: самое глухое и огромное болото - это именно Оршанский Мох. А посреди этого болота есть огромное озеро Великое (не говоря уж об озерах Светлое, Щучье, Глубокое и прочие). На этом острове есть несколько деревень, которые 9 месяцев живут совершенно без связи с внешним миром. Они и есть цель лыжного похода. Лишь зимой, на снегоходах и автомобилях самой повышенной проходимости и необычной конструкции можно туда попасть (мы таких насмотрелись там!). Ну или на лыжах например. Тем более было удивительно, что зимой постоянное население деревень по 1-2 человека в каждой. Все таки летом здесь живут рыбаки, а осенью видимо существует какая-то особенная клюквенная республика. Молва описывает подвалы домов, заполненные клюквой гигантских размеров (величиной с кулак). Впрочем мы уже давно привыкли, что рыбаки, что грибники да клюквенники - народ из одинакового теста сделанный. И истории у них одинаковые.

Но клюква и в самом деле была. Самая настоящая. Стоило растопить костер, который сразу же ушел вниз до уровня болотного мха, как на этом самом мху обнаружились настоящие залежи замерзшей клюквы. Вообще болото безумно прекрасное осенью зимой оказалось не менее впечатляющим. Во первых своей простотой. Все то, куда приходилась добираться с трудом, прыгая по кочкам, или увязая в жиже теперь покрыто абсолютно ровным нивелирующим слоем снега. Нет ничего прекраснее легкого покусывания морозца под ярким зимнем солнцем. Кристаллы снежинок самых необычных форм и размеров висели в воздухе и опадали на поверхность безграничной белой плоскости. Состояние снега было таково, что идти общей лыжней затруднительно, 3-й и 4-й начинал проваливаться глубже. Шли практически каждый своей лыжней, места было вдоволь во всех направлениях. И не надо бояться ходить в зимние походы! От минус 5 до минус 20, - это вообще идеальный вариант. Под ногами нет хлюпающей жижи. Вещи все сухие (пусть даже слегка замерзшие). Достаточно иметь не холодный спальник и сухие носки, дабы не замерзнуть ночью. Если лагерь в лесу - то можно утеплить дно палатки еловым лапником. Самое сложное тут - это ставить палатку не снимая лыж :) Едва их снимаешь - начинаешь сразу же проваливаться вредя уже подготовленной площадке для установки палатки.

Ну и зимой конечно важен костер. Невсегда кстати его удается установить. Но если отсутствует снегопад и метель, если предусмотрительно захвачена химическая гадость для разжигания барбекю, то все получится, а про зиму будут напомниать только такие мелкие гастрономические  неприятности, как например замерзшие кетчуп или майонез или разрубание буханки хлеба топором. В лесу пилить деревья надо с лопатой, падая, они уходят глубоко вниз. Но здесь, на Оршанском Мху, посреди болота, хворост собирался удивительно: подходишь к невзрачной, зачахшей маленькой елочке, дергаешь ее за верхушку, и она, словно ягода или гриб, вырывается из земли. И горит отлично, на болоте полно сушин.

Выход с Острова (деревня на острове так и называлась) осуществлялся на север, в деревню Сутоки. Там проходит трасса Кушалино - Кимры. По трассе раз в три часа едет какой-нибудь автобус (вместимостью Икаруса). Если место внутри еще осталось, автобус остановится и примет замерзающих пассажиров. Больше не останавливается никто, несмотря ни на плотный поток, ни на девушек отчаянно жестикулирующих восьмиматровских морозным полднем. Стыдитесь, тверские водители! Нам повезло, отправили полгруппы на пассажирской Газели (непонятно каким чудом оказавшейся на трассе), а вторая половина группы промерзнув 3 часа остановила таки следующий автобус (первый автобус не остановился). В автобусе стоячих мест хватило так, что дальше ехали словно исландские селедки. Но ехали! А в последующих деревнях отчаявшиеся пассажиры безуспешно махали руками проезжающему автобусу. Их было много, и мне даже стало как-то немного неудобно, за нас семерых занявших видимо чье-то место...

А еще по рассказам местных рыбаков выяснилось, что где-то тут неподалеку лежит со времен войны самолет. И кажется именно он станет целью следующего путешествия на Оршанский Мох. Надо б побыстрее его навестить, пока снег не растаял. Хотя чисто внешне кажется что зима тут еще долго будет полноценной хозяйкой...

В обратной электричке отогревали замерзшее за долгое путешествие шампанское и разрезали на лопате замерший ананас. Все-таки праздник. Все женщины прекрасны. Особенно если с раскрасневшимися от мороза щечками и блестящими как окружающий снег улыбками! С Восьмым марта Вас!