республика Крым /

По Восточному Крыму в одиночку

9 - 19 октября 2012 г.
Идеей маршрута было прохождение всего Восточного горного Крыма - от трассы Симферополь-Ялта до Коктебеля в одном походе. Попутно - "закрытие" некоторых "белых пятен" на этом пути, оставшихся с предыдущих походов. Так сложилось, что пришлось путешествовать одному, хотя цели такой не ставил. Но - в одиночном походе своя технология, которую тоже нужно знать

Южный склон Караби Южный склон Караби
DSC_4117 DSC_4117
DSC_4139 DSC_4139

9 октября. Крым.

Ранним утром в начале октября я приезжаю, как назвал его Василий Аксёнов, в «город на пыльных холмах». Я не в первый раз в Симферополе в «межсезонье». Доводилось бывать и в ноябре, и в  январе, и в марте. И поэтому бросается в глаза практически полное отсутствие «бродячего люда» на вокзале. Лишь в троллейбус со мной садится пара до Перевального – но они с рюкзаками 30-40дм, поэтому это вряд ли коллеги. Осенние путешествия по Крыму – это не для всех, это - для понимающих!

Поплутав по новым дачным улочкам, отсутствующим на всех вариантах карт, и познакомившись со всеми местными собаками, вхожу наконец-таки в лес. Погода – ближе к пасмурной, довольно свежо, но обещанного дождя пока нет.

Блуждаю лесными дорогами, которых явно больше, чем на всех картах. Постепенно заменяю городские стрессы на лесные. Основные стрессы сегодняшнего дня – ориентирование и вода. Это – Крым, и проблемы воды здесь такие же, как и в наших лесах. Даже в октябре большинство русел ручьёв сухие. А у меня с собой – только поллитра минеральной воды. Нужно всё-таки было купить 2л питьевой воды в Симферополе и нести её с собой. В моих мыслях, решениях и действиях, конечно, ещё доминирует городская суетливость. И это тоже вносит свою роль в то, что я уклоняюсь всё время на юг, к горе Замана. Постепенно вхожу в пояс буковых лесов. Значит, я уже на высоте метров 800! К полудню (нашего времени) дохожу до верховьев ручья – с водой. Устраиваю  себе обед – правда, на газе, потому что начинается дождь, хоть и несильный. Перекусив, пытаюсь довести дневной переход до эффективного. По карте с узаконенными туристскими  маршрутами – подъём от ручья идёт почти «В лоб», но по тропе. Только вот – тропы этой в реальной жизни не существует. Те, ещё всесоюзные, пешие маршруты были проложены по логическим тропам. Современный же житель Крыма и за грибами, и за дровами ездит на УАЗе. Он не ходит пешком в соседний район через горы, поэтому тропы те давно заглохли. Главное-то отличие: пешеходные тропы длиннее, но легче для ходока. А автомобильные дороги – короче, но не церемонятся с крутизной подъёма, потому что преодолевать эти подъёмы предстоит моторам, а не ногам. Причём – старые автомобильные дороги и нынешние – это не одно и то же, потому что задачи перед этими дорогами ставились разные.

Набираю 2литра воды и стартую «в лоб» по лесу.. Выхожу на седловинку, за которой просматривается ещё один «взлёт». Время – около 3 часов. Но – уже устал. Тем более, что периодически на лес «садятся» дождевые облака, и начинает моросить. Ладно – сегодня у меня «разминка», а разгоняться буду уже завтра. Главное – что я в этом – непростом для ориентирования месте – точно знаю, где я нахожусь. Бывало, приходилось ложиться спать, не зная, куда тебя занесло, в надежде на «утро вечера мудренее». Ставлю палатку и развожу костёр. Воистину непредсказуемое это дерево – бук. Сегодня у меня горит буковый валежник – мокрый и гнилой. Пару лет назад на перевале Каллистон мы не смогли развести костёр из распиленной сухой древесины буковых стволов!

10 ОКТЯБРЯ.  Ночью было тепло. Похоже, решение моё брать в осенние походы облегченный спальник было правильным. Хотя – если задождит, может, и пожалею. Разница-то всего в килограмм! Так и все эти разницы в килограмм, вот и набирается килограммов 5-6 лишних! Встаю в 7.20. Ещё сумерки. Костёр мой до сих пор тлеет, и с помощью воздуходувки разжигаю огонь без спичек. Вот только воды у меня – не больше полулитра. Всё-таки вечером я её неэкономно использовал. Значит, завтрака у меня не будет – только кружка кофе, сыр и печенье. И нужно будет хотя бы к полудню дойти до воды и приготовить себе горячее. Небо – с просветами. Температура, наверное, градусов 10-12. Выхожу в полдевятого. Не хочется подниматься «в лоб», поэтому пытаюсь траверсировать склон. Но уклон здесь значительный, и по склону идётся тоже нелегко. Выбираюсь на вершинку. Здесь – разреженный буковый лес, и буковые орешки хрустят под ногами. Похоже, идёт очень старая дорога, а может, просто в разреженном лесу кажется, потому что хочется её видеть. Выхожу на поляну, на которой нахожу уже настоящую дорогу. Видно плато Тырке. Километра 1,5 по дороге, и я в начале Долгоруковской яйлы. Подъёма здесь нет – я уже почти на высоте  яйлы – просто за опушкой леса начинается всхолмленный луг. По карте – недалеко родник в верховьях ручья, но там же обозначено лесничество, слышен лай собак, а на опушке вижу лошадей. Собаки мне ни к чему – значит, туда я не пойду. А воды у меня по-прежнему нет. Неожиданно быстро пересекаю язык Долгоруковской яйлы и у памятника партизанам сворачиваю на развилке в сторону Бурульчи. Дорога ныряет в распадок, и на дне его – крошечный ручеёк, но – с водой! И – роскошная площадка на берегу. Устраиваю себе завтрак с супом и чаем. На это уходит час. Вот и весь выигрыш от старта без завтрака! Но в моём случае – это вынужденное. Двигаюсь по дороге, рассчитывая «перевалить» на Бурульчу, но на очередной полянке, уже над рекой, дорога в очередной раз «закольцовывается». Приходится спускаться по лесу. Спускаюсь прямо к стоянке «Партизанская поляна». Место, конечно, шикарное: река, площадки по берегам. Но – мне дальше. Тропа становится всё слабее, и то и дело перекидывается с берега на берег. Очень напоминает речку Узунджа в одноимённом каньоне. В общем, занимаюсь «каньонингом». Камни покрыты тонким слоем глины и присыпаны опавшими листьями. А мне в моей ситуации нужно быть вдвойне осторожным. Делаю два 50-минутных перехода. Что-то очень уж долго тянется это ущелье! Похоже, я пропустил ответвление тропы на яйлу Орта-Сырт. Немудрено – тропы-то ведь никакой нет! «Каньонинг» изматывает. Темп движения упал до предела. На одной из покинутых стоянок нахожу начатую пачку спагетти и забираю с собой. Меж тем, река куда-то исчезла, осталось только сухое русло. В одной из последних ванночек набираю 2 л воды и несу с собой. В одном месте река делает резкий изгиб на запад, и над руслом встаёт каменная стена с громадным гротом. А тропа отсюда поворачивает на восток – в подъём. Значит, я упёрся в Орта-Сырт! Начинаю подъём. Выйдя на яйлу, пересматриваю свои планы. Как первоначально думалось – пройти яйлу и вновь «окунуться» в лесное море долины Бурульчи. Но, что такое тропы вдоль Бурульчи (да и Суата, наверняка), я сегодня насмотрелся. В ориентировании по речным руслам я разочаровался. Хотелось бы более логичных путей Как поговаривала Валя: «Ну ходят же люди только по дорогам!» С этой развилки идёт прямой маршрут на Караби. А почему бы и нет! Расстояние-то по прямой километра 3! Но – не могу найти тропу - нет её! Скорее всего,  это был старый всесоюзный маршрут, и тропа его заглохла. Иду по дороге на юг-юго-восток. «Привязаться» к карте с уверенностью не могу. Причём, туристская пятисотка в плане дорог, несомненно, точнее генштабовской километровки. Хоть и заявлено, что военная карта обновлена в 70-м, похоже, в основе её всё же осталась съёмка 1939 года, и дороги абсолютно не соответствуют действительности! Мне, вообще-то, уже всё равно, куда я сегодня выйду, но хотелось бы остановиться у воды. Могу, конечно, стать и в любом месте и использовать свои 2 литра, но тогда опять половина завтрашнего дня уйдёт на поиск воды и второй завтрак. Двух литров на ужин и завтрак мне недостаточно. Спускаюсь с яйлы в лес. Всё-таки, очень устал. Дорога ныряет к ручью с крошечными лужицами воды. Но я рад и этому. Всё, на сегодня путешествие закончено. С трудом нацеживаю кружками котелок воды. Впрочем, она не лучше той, что у меня в бутылке – тоже мутноватая. Но зато – количество её не ограничено! Есть совсем не хочется. Развожу костёр, но вот они, сюрпризы бука! Внешне сухое, до звона, дерево, здесь горит еле – еле. Похоже, что за целый вечер я на нём вскипячу только котелок чая. Греться у этого костра, как вчера, уже не придётся. После 3-х кружек чая «жизнь налаживается». А за это время – и костёр разгорелся. Лучи закатного солнца «прошивают» разреженный буковый лес, У нас – леса иные. Из-за широких листьев дубов, клёнов и ясеней в наших лесах даже в солнечный царит полумрак, но зато интенсивно разрастается подлесок.

11 ОКТЯБРЯ. В 7 ещё темно. Расстегнув палатку, готовлю на газе кофе из вчерашней воды. Пепел моего костра ещё тёплый, и можно было бы его и раздуть. Но – дров всё равно под рукой нет. Как только становится хоть чуть видно, спускаюсь к ручью и с большим трудом кружкой набираю котелок воды. Палатка сыровата, но пытаться подсушить её за время завтрака бесполезно. В 8.20 зашнуровываю ботинки и застёгиваю пояс  рюкзака. Рабочий день начался! Решение по маршруту приходит само собой. Уж коли я спустился с Орта-Сырта на юг, логичнее всего мне выйти на маршрут позапрошлого года от стоянки Суат. А пересечение Караби оставить на будущее. На стоянке с памятником партизанам ночует группа. Говорят, что ночью страдали от холода: около +3 с ветром, грели палатки газом. Спускаюсь к источнику Ай-Алексий. На поляне стоит шумная компания, даже, кажется, с детьми. Связи нет, хотя выше на дороге лесник возле заглохшего УАЗа говорил по телефону. Набираю с собой немного воды и иду дальше. От Ай-Алексия идёт непрерывный набор подъём. Конечно, если бы не вода, лучше было бы сюда не заходить: спрямляющая дорога на Чигенитру существует, и на новых версиях карты она показана. Впрочем, она тоже идёт с приличным набором высоты. Начинаю встречать людей – значит, народ всё-таки ходит! Погода – высокая облачность, солнце в дымке, нежарко, но тепло. Идеальные условия для ходьбы. Немного хуже для фотографии, но у меня этот маршрут уже снят в 2010-м. Буковый лес сменяется сосновыми посадками и мелколесьем. Пахнет хвоей, а местами – опавшими яблоками. Под ногами полно обсыпавшегося зрелого кизила, но с рюкзаком за ним лишний раз не нагнёшься. У родника с трубой делаю только короткий привал, но зато напиваюсь вволю. От родника Ай-Алексий до стоянки Чигенитра я делаю 3 перехода по 50 минут. Первый ручей перед Чигенитрой – почти без течения. Вялой струйкой переливается из ванночки в ванночку. Напившись и окунув ноги в холодную воду, собираюсь с мыслями. Есть не хочется. А ведь всего 6 часов ходового времени! Никак я не разойдусь! Оно, конечно, и рановато на 3-й день давать полную нагрузку. И прошёл я сегодня неплохо – от склона Орта-Сырта до Чигенитры! И в то же время – рюкзак-то ведь практически не будет «худеть». У меня в нём и так почти ничего нет. Собравшись с мыслями, всё-таки взваливаю рюкзак и прохожу ещё с километр до главной поляны стоянки Чигенитра. Воду набираю из трещины в трубе водозабора. А иначе пришлось бы ходить к уже пройденному ручью и цедить из него воду трубочкой. Располовинив пакетик супа, варю себе солёный бульон и выпиваю его 2 кружки. Есть по-прежнему не хочется. Только 4 часа – весь вечер ещё впереди. Хорошо, что тепло, и можно не спешить ставить палатку. Вид отсюда прекрасный – видны Аю-Даг, Кастель, Парагельмен, Бабуган, Демерджи и Алушта. Только вот небо хмурится всё больше. Откуда-то из кустов появляется откормленный кот – килограммов на 8, и потихоньку приближается ко мне. Ничего не просит, просто ложится неподалёку и начинает мурлыкать. Располовинив 120-г пакет картошки, делаю себе совсем жидкое пюре и делюсь им с котом. Сидя на одном месте, и совсем неплохо ходить в походы! Ночью просыпаюсь от того, что ветер «кладёт» палатку. Выхожу наружу и, используя камни из кострища, натягиваю оттяжки. Ветер с Караби, конечно, нешуточный, Остаток ночи дремлю с перерывами, пока не становится совсем светло.

12 ОКТЯБРЯ.  Утро ветреное, хотя и  ясное. На завтрак варю себе спагетти, найденное на Бурульче, и крошу в них кусочки пармезана. Расход газа, конечно, на ветру увеличивается, несмотря на экран. Выхожу в 9.10.  Безо всяких проблем нижней дорогой – по склону – за 3 перехода дохожу до источника Вересь-Чокрак. Воды мало, но она есть. Кострище ещё тёплое, и я на деревянной мелочи кипячу себе чай. От родника до стоянки чистого ходового времени получается 1.15. Чтобы набрать воды, мне приходится спуститься по дороге метров на 500. Когда набираю воду, слышу с неба крики журавлей, но самих птиц не вижу. Взвесив все за и против, всё же нижний маршрут к Верхнему Кок-Асану отбрасываю. Хочу выйти на сам перевал. Иду по дороге с плавным подъёмом, наверное, километра 1,5. И вот она – перевальная точка перевала Кок-Асан-Богаз!. Но вида на южнобережье, на которое я рассчитывал, отсюда нет – просто седловина в лесу. Траверсом через перевал идёт неплохая дорога. И ещё примерно через час я выхожу к Верхней Кок-Асанской поляне. Здесь – несколько групп, и все ищут воду, и все, не найдя ей, уходят. Воды я с собой принёс достаточно, и потому ставлю палатку метрах в 30 от опушки поляны, под деревьями. Итого, от Чигенитры до Верхнего Кок-Асана – 6 часов чистого ходового времени. Получается, если делать такие переходы, мне до Лесного 2 дня, а значит, на 1,5 пакетиках супа и 0,5 пакета картошки я вполне продержусь. Больше беспокоит меня проблема воды. Её однозначно меньше, чем в октябре 2010-го. А участок от Лесного до Шелена мы вообще шли в январе, по снегу, и проблемы этой не существовало.

Сижу на поляне, ловя лучи заходящего солнца. Палатка – шагах в 50, в лесу. Но там сейчас не так комфортно, зато ночью и под утро под деревьями будет ощутимо теплее.

13 ОКТЯБРЯ.  Пасмурно и ветрено. На поляне никто не ночевал –всё же воды здесь, похоже, нет. На завтрак у меня – «блинчики с мясом» и чай. Варить горячее не из чего, да и не хочется. Выхожу в полдевятого. Часы отстают на 40 минут – всё же нужно корректировать их по телефону. Идти приходится в штормовке – ветерок прохладный. Прохожу источник Пабло-Чокрак. Все вчерашние группы, встреченные на поляне, ночевали здесь по берегам ручья. Набираю воды и несу с собой. Подъём на гору Сори быстро приводит в тонус. Но от него никуда не деться – это единственный способ выбраться на главный водораздел. Меньше 3-х часов затрачиваю на переход до Верхнего Шелена. Спустившись к Нижнему Шелену, перекусываю. Вода здесь тоже есть, но не очень хорошего качества: припахивает сероводородом. Но, чтобы не расходовать ту, что у меня с собой, запиваю обед ею. Это короткий – меньше 2 километров участок между двумя Шеленами оставался непройденным для меня, потому что мы не прошли его в октябре 2010-го, застряв на верхнем перевале, и не пошли в январе 2-11-го, двигаясь встречным маршрутом и закончив его на нижнем. Теперь – ещё один проблемный участок: от Нижнего Шелена до Воронской поляны. Там мы зимой заблудились и шли по лесу напрямую. Но теперь я ориентируюсь в обратном направлении и сворачиваю с дороги на маркированную тропу. Она существует, но идти по ней ни после дождя, ни тем более зимой не стоит. Зимой вообще нет шансов её рассмотреть. Ног зато – прямо на тропе – родник с отличной водой. К середине дня теплеет. Идя хорошей дорогой, «нанизываю» на маршрут знакомые уже перевалы один за другим: Ворон, Маски. Начинают встречаться небольшие группки людей – большинство идут от посёлков южнобережья во встречном для меня направлении. На перевале Маски я в 3 часа дня. Итого – 6,5 часов с короткими привалами. Появляется соблазн остановиться на ночлег на самом перевале. Конечно, немного ветрено, и совсем рядом проезжая дорога. Но – очень уж располагающее место, с полянкой на самой седловине. И – есть, хоть и очень слабый, сигнал связи. Пока готовлю себе ужин, а потом ставлю палатку под защитой невысоких деревьев, чтобы с дороги не была видна. Впервые за 5 дней снимаю с себя ходовую «робу» и носки, переодеваюсь в термобельё и просто отдыхаю в открытой палатке. Времени – только 6 часов. До утра ещё коротать и коротать. Думаю, что я завтра куплю в магазине. Конечно, пива. Батон; может, пару помидоров и майонез. Хотя – мне хватает моей еды, и голодным я себя не чувствую. А вот воды хочется всё время. И её у меня для утреннего чая осталось в обрез.

14 ОКТЯБРЯ. Сплю плохо, с длительными перерывами и сновидениями. Немудрено – столько часов вылежать на земле! Хотя, глубокий сон в походах и не нужен. В предрассветных сумерках в тамбуре готовлю чай и доедаю гущу от вчерашнего супа. У меня остаётся ещё пара глотков холодной воды. Пока завтракаю, рассветает. Пасмурно и ветрено, через лес несутся клочья тумана. Что-то никак не снисходит на меня безмятежность… Теперь тревожит то, что вчера телефон отказался включаться, и будет ли работать магазин в Лесном в воскресенье. И это – кроме неизбежных погоды, рюкзака за плечами, ориентирования, воды, боли в пятке. Может, во всём и виновата эта промежуточная цель? Ну, взял бы на 3 кг больше еды, и шёл бы уже совсем автономно! Одной заботой было бы меньше. Уже на спуске в долину к Лесному встречаю прямо в лесу у сухого колодца лагерь – 4 человека из Харькова. Они вчера не дошли до воды, и вообще неправильно представляют, где находятся. 1 женщина и 3 мужчины, лет по 40-45, весной они ходят по Крыму с детьми. Обмениваемся телефонами. Вдоль реки иду ореховыми садами; кое-где под ногами ещё попадаются грецкие орехи; я разбиваю их каблуком и поедаю. Мне уже доставляет удовольствие использовать то, что под ногами: орехи, кизил, тёрн, пустую бутылку у источника. Становится слышен лай собак в селе, и я выламываю себе посох – опять же из местных ресурсов, а не от фирмы  «Leki». У дороги лежит стадо чёрных бычков, и на шеях у них – колокольчики из поршней автомобильного мотора, что приводит меня в восторг. Пастух подсказывает, где в селе набрать воды, и я набираю её 4 литра. Итого, с разговорами с харьковчанами и с пастухом, я прошёл больше прошлогоднего однодневного перехода за 3 часа. Правда, с хребта всё время вниз. За это время становится тепло: градусов 15-16, но облачно, и потому нежарко. Прямо рядом с магазином –вышка связи, и я связываюсь и с домом, и с Харьковом. Набираю в магазине продуктов для дальнейшего путешествия: батон, 400г риса, 200г сыра, 500-г банку говяжьей тушёнки, сардины в масле, майонез и конфеты. И, разумеется, пива. Прошу продавщицу взвесить всю еду БРУТТО на весах – получается 3кг. Итого, рюкзак с водой и пивом потяжелел у меня почти на 9кг!  Но – я и не собираюсь далеко уходить – лишь бы зайти в лес и устроить полуднёвку. Но зато беру самый маленький пакет пельменей – 400г. Поэтому, пройдя с километр по шоссе, захожу в лес у памятника партизанам Гражданской и выбираю площадку. Пока пельмени не потаяли. Здесь есть всё: ровная площадка и деревянная мелочь, которая, по опыту, горит лучше всего. Похоже, в этом походе пила – самый бесполезный предмет снаряжения. Потому что там, где нет деревянного мусора, готовить нужно на газе. Конечно, совсем близко трасса, и довольно шумная, но вряд ли дорожный шум для горожанина вот уже 45 лет будет серьёзной помехой. Вспоминаю, как в первом нашем семейном байдарочном походе сын, которому тогда было 2 года и 2 месяца, обрадовался, увидев на 5-й день на берегу первую за поход машину. Он почувствовал себя в своей среде! Развожу небольшой костёр – только, чтобы вскипятить половину моего литрового котелка воды – и варю пельмени. А потом – ем их с майонезом, запивая Черниговским пивом. До чего же вкусна украинская еда, сделанная по устаревшим технологиям: симферопольские пельмени, запорожский майонез и черниговское пиво! Только вот – отвык я есть в таких количествах. Ничего – впереди у меня ещё половина путешествия, есть время вернуться к умеренности. Хорошо, что тепло и сухо, и не нужно ставить палатку. Можно отдохнуть и сидя. Время тянется медленно. Рождается мысль: «А почему бы мне, пока не раскидал рюкзак до конца, не пройтись ещё?» Ну, сколько смогу. Собираюсь и начинаю подъём. Во флиссовом, хоть и тонком, джемпере мне, конечно, очень жарко. Раздеваюсь до пояса и иду в такой форме, пока идёт набор высоты. Не торопясь, с остановками огибаю гору Апалы и спускаюсь в путаницу оврагов, где мы 2 года назад даже с JPS-навигатором плутали. Но пока идёт неплохая дорога. И по количеству пыли на ней видно, что тут  достаточно интенсивно для лесной дороги ездят. Летом ориентироваться, конечно, намного проще, чем зимой со снегом. Выхожу к перекрёстку, севернее которого расположена обширная поляна. Времени – половина шестого. Место здесь практически ровное, лес «весёлый». Всё, на сегодня достаточно! Ставлю палатку в кленово-ясеневом редколесье. Ориентироваться буду уже завтра. Здесь главное не поспешить и не совершить ошибки. До сих пор ведь ориентирование складывалось удачно, и темп я набрал неплохой.

Внизу-Алушта

DSC_4055 DSC_4055
Вдали - полуостров Меганом Вдали - полуостров Меганом
DSC_4074 DSC_4074
Облака с моря наползают на Демерджи Облака с моря наползают на Демерджи

15 ОКТЯБРЯ. Ночью в спальнике жарко. Лежу без куртки и в расстёгнутом спальнике. Похоже, после рубежа Лесное-Судак микроклимат становится другим. Горы становятся ниже, в лесу преобладают дуб, клён и ясень, е лес более «цветной», чем в буковом поясе. Утро –тоже тёплое. Варю суп из комка слипшихся пельменей и крошу туда кусочки колбасы. Меняю флиссовый джемпер на футболку от термобелья – более лёгкого у меня ничего нет. Ориентирование – символическое. Водораздел здесь почти невыражен, и балки северного и южного склонов заходят друг за друга, как пальцы сцепленной руки. Уже проглянула из леса и гора, похоже, Фрэнк-Мезер. И всё же – стараясь придерживаться всех восточных и северо-восточных ответвлений, я в какой-то момент обнаруживаю, что нахожусь к югу от этой горы. Вдобавок ко всему, лесорубы наделали столько дорог, которые никуда не ведут! Зато пыль н них – по щиколотку. Кружа по одной из таких дорог вдоль неизвестного ручья, я второй раз выхожу на одно и то же место. А это – уже сигнал! Начинать всё заново не хочется. Тем более, что основную-то задачу я выполнил: прошёл Восточный Крым за 7 дней. Ну – не вышел к Старому Крыму, ну - не прошёл тропой Грина в Коктебель. Так ведь не свет клином! В ручье, вдоль которого я блуждаю, есть вода. Правда, не такая холодная, как в большинстве горных ручьёв. Но в этом тоже есть преимущество: я обмываюсь до пояса и бреюсь на ощупь кассетой, зажатой в пальцах – без рукоятки. А дальше – ид по дороге, куда она выведет. Считаю, что я спускаюсь в Кизилташ, но оказываюсь в дачном посёлке Аджибей практически на трассе Судак – Грушевка. Довольно быстро уезжаю в Симферополь. Покупаю на привокзальной площади воды и вновь сажусь в троллейбус на Алушту. Пошёл на второй виток. Конец буднего дня, и в троллейбусе едут много школьников до ближайших сёл. Сидящий рядом со мной ровесник сына, в белой рубашке и строгом костюме, мгновенно засыпает, но, как на автопилоте, просыпается к своей остановке. Едва приподнявшись от дороги, становлюсь лагерем примерно там, где в майских походах мы всегда завтракали. Варю себе рисовый плов на газе. Здесь, на высоте 750м, конечно, намного приятнее, нет такой жары, как под Судаком и в Симферополе. А когда солнце уходит за Чатыр-Даг – и вообще становится свежо.

16 ОКТЯБРЯ.  Вопреки ожиданиям, ночью не похолодало. А ведь я именно это время осени выбрал, чтобы походить по прохладе! Несмотря на шум близкого шоссе, сплю крепко и «киношными» сновидениями. За ночь только один раз смотрю на часы, а не каждый час, как в предыдущие дни. Просыпаюсь, когда уже рассвело. Всё-таки, похоже, на меня к 8-му дню снисходит безмятежность. Возможно, причина избыточной напряжённости первых дней – одиночное движение по  незнакомому (почти) маршруту, когда непрерывно нужно принимать решения, и только самому.

Теперь же, когда я в районе Ангарского перевала, где не впервые, беспокоиться мне не о чем. Кроме воды. Не спеша завтракаю «блинчиками с мясом», доедаю фарш. Итого – фарша мне хватило на 8 дней, а лаваш ещё очень хорошего качества. Правда, не было сырой погоды. Сегодня мне предстоит перевалить хребет Эльх-Кая, спуститься в долину реки Демерджи, а оттуда подняться на Демерджийское седло и прийти к стоянке Джурла. Это – первый этап. Подъём меня не пугает. Рюкзак облегчился на 3л воды и 1,5-кг фотоаппарат (сегодня он – в рабочем положении), и двигаться будет заметно легче. Беспокоит жара. По такой температуре идти бы в шортах и футболке! Снимаю свои «могучие» штаны и по примеру кавказских горных инструкторов облачаюсь в термобельё. Ничего, жить можно. Сегодня иду с частыми остановками для фотографирования: денёчек погожий, а Демерджи открывается в новом ракурсе. Я не впервые здесь, но мы всегда ходим по гребню хребта Эльх-Кая, и никогда – нижней дорогой. Пересекаю долину и начинаю подъём. Дорога ныряет в лес, и в  его тени вполне сносно. Неспешно, с остановками взбираюсь на перевал. Прохожу великолепный обустроенный родник с фонтанчиком. Встречаю пару пару замученных велосипедистов, которые не чают добраться до асфальта. С седловины спускаюсь к стоянке Джурла. Знакомый прудик и родник под айвовым деревом. Наедаюсь айвы прямо с земли. На стоянке стоит группа из 2-х семей с целой оравой детей, младшему из которых – 2 годика! Они укладываются: собираются к водопаду Джурла, а потом – в Долину Привидений. Набираю кружку буковых семечек – отвезти домой. Когда группа с детьми уходит, начинаю готовить себе обед. С дровами здесь негусто – всё «подчищено», и от костра, как было задумано, приходится отказаться. Варю рисовый суп с рыбными консервами. Часа в 3 стартую. Воды беру  с собой не больше литра – только попить. Вечером должен быть на одной из самых мощных рек Крыма – Хапхале. Начальную часть дороги – от стоянки до поляны за речкой с громадными буками, где мы с Валерой кормили гороховым супом негритянского юношу, почему-то совсем не помню. Словно и не ходил здесь. На спуске вновь встречаю группу с пятью детьми. Подъём им предстоит ещё немаленький! Проще было бы плюнуть на этот водопад и идти сразу со стоянки через Южную Демерджи. Прохожу вполне исправную каменную хижину: дверь на шпингалете, нары на несколько человек, даже какая-то печка сделана из железной бочки, но – без трубы. Поляну узнаю по громадному буку, возле которого сфотографирован Валера туманным утром. Встречаю женщину – беременную, больше не бывает; гуляет одна с маленьким рюкзачком. От поляны ведёт вначале на север набитая тропа, и даже с метками, но потом она заворачивает на запад. Ни на одной карте её не обозначено, и даже маршрута в том направлении не существует.  Возвращаюсь и двигаюсь узкой тропой от поляны вдоль речки. Я - явно на верном пути, но тропа – плохая. Это – именно тропа, а не старая автомобильная дорога, какие использованы для большинства маршрутов. До вершины Шан-Кая идёт небольшой, но непрерывный набор высоты. Зато вид с вершины заслуживает того. Уже вечереет, и видно, как из Алушты в сторону перевала Кебит-Богаз потянуло туман, хотя день абсолютно ясный, и над морем чисто. Виден весь южный склон Караби-яйлы, где я  уже прошёл в 3-й день своего путешествия. После Шан-Каи начинается почти непрерывный спуск. В какой-то момент справа (снизу) подходит дорога, и с этого момента тропа превращается в хорошую лесную дорогу. Когда уже совсем близко слышен лай собак в Генеральском, маркированный маршрут вновь сворачивает с дороги на тропу, круто спускающуся к реке, и приводит прямо к шлагбауму заказника, возле которого дежурят двое. Я-то надеялся, что время позднее: 18.20, и тут никого не будет. Но время-то у меня – московское! А может, они тут круглые сутки. Объясняю ситуацию: что мне водопад не нужен, мне бы только воды набрать и свалить куда подальше от их заказника. Оказывается, пройти на другой берег здесь нельзя, потому что вся долина перегорожена металлической сеткой. Чтобы мне продолжить путь, приходится спускаться по полуразрушенному асфальту до первых домов в селе, и здесь переходить речку. Воду набираю у брода; надеюсь, она всё же пригодна в пищу. Поднявшись по дороге вдоль левого берега Хапхала насколько хватает сил, нахожу какую-то полянку, поросшую редкими невысокими деревьями и кустами и становлюсь. Село совсем недалеко: слышен лай собак, и даже отдельные разговоры. Готовлю себе 3 чашки чая и пью его с печеньем и сыром. Сегодня – похолоднее, чем в предыдущие 2 дня; спать лягу в куртке. Собаки в селе стихают только к 2-3 часам ночи. И – допоздна звучат бензопилы: в Крыму в разгаре сезон заготовки дров на зиму. Все сёла горного Крыма отапливаются дровами – как где-нибудь в Гаити!

17 ОКТЯБРЯ.  Ночью потеплело. Вот они – казусы крымского климата. У нас всегда самое холодное время суток – рассвет. Завтракаю без супа. Если варить дважды в день, мне не хватит ни риса, ни единственной банки тушёнки. Да – и не хочется. Стартую традиционно в 9. День ясный, но море затянуто облаками. Некрутой, но непрерывный подъём, и в 10.20 я у источника Ай-Алексий, где уже был в 3-й день путешествия. Сегодня здесь безлюдно. Я уже 9 дней пью крымскую воду из разных родников и ручьёв. Но такой вкусной, вдобавок холодной воды, как здесь,  кажется, не было нигде. Хочется напиться её впрок на оставшиеся 4 дня. Хоть и солнечный день, но в тени в насквозь промокшем термобелье даже холодно. Приходится одеться. Есть не хочется; просто отдыхаю. Сегодня не очень-то идётся, с непрерывным набором высоты. Хорошо ещё, что весь путь в лесу, в тени. Передохнув, продолжаю путь. Воды с собой не беру. Примерно через 2,5 километра я приду к источнику Восточный Суат уже пройденным 6 дней назад путём. Сегодня на моём пути – 3 надёжных родника. Ну хоть какие-то плюсы должны быть! Без проблем прихожу на стоянку Восточный Суат. На поляне – никого. Место невероятно располагающее. Кое-где по поляне разбросаны огромные раскидистые буки, создающие тень. Да и ветерок за это время поднялся, и уже нежарко. Тут бы и остаться на ночь. Но – время только половина первого, и мне хотелось бы сегодня дойти до родника Сулух-Оба на склоне Тырке, чтобы завтра утром пораньше начать подъём на яйлу. Набираю воды и развожу небольшой костёр. Оставшуюся горсть риса делю на 3 части – на 3 дня. Открываю банку говяжьей тушёнки  и 2\3 её перекладываю в закрывающуюся миску. Поев, в 14.10 выхожу. Дорога по хребтику Таш-Хабах легко «читается». А в 2010-м мы на неё не попали и траверсировали хребет лесом. Просто – дорога эта идёт  по северо-западному склону хребта, а не так, как на карте. До источника Сулух-Оба я иду минут 40. В том, 2010-м мы пришли сюда после перехода Демерджи и Тырке в дождь и ветер, и устроили здесь днёвку. Кострище на том же месте, и даже узнаю площадку, где стояла палатка. Палатку ставлю сразу, чтобы подсохла. Вот только деревянной мелочи на земле традиционно нет. Ладно, для приготовления кофе и чая мне  и не  нужен костёр, а чтобы у него согреться, нужно лазить по склону с пилой и отпиливать ветви от упавших стволов (вероятно, не просохших ещё

Закрыв, палатку, приподнимаюсь почти до яйлы, чтобы поймать сигнал связи. Прекрасно видны долины Бурульчи и  Суата, Орта-Сырт и  Караби. Захожу на  ту стоянку у громадного камня, где я поразил Валеру  2-мя литрами пива

«Туборг», что описано в моём рассказе «Источник». Там – пусто. Только груда мусора под камнем. На обратном пути собираю немного дров. Первый вечер, когда я сижу у костра дотемна.

DSC_4148 DSC_4148
Вид с севера на Демерджи, Эльх-Кая, Бабуган и Чатыр-Даг Вид с севера на Демерджи, Эльх-Кая, Бабуган и Чатыр-Даг
Гора Чёрная и хребет Конёк Гора Чёрная и хребет Конёк
DSC_4184 DSC_4184
Вид со склона Чатыр-Дага Вид со склона Чатыр-Дага
DSC_4225 DSC_4225
Эклизи-Бурун в тумане Эклизи-Бурун в тумане

18 ОКТЯБРЯ.  Ночью поднялся ветер, и в палатке посвежело. Надел и куртку, и шапочку. Но – к утру всё стихло. Поднимаюсь на яйлу. В стороне Симферополя всё затянуто облаками, и доходят они до лесов в верховьях Бурульчи. За Демерджи, над морем – тоже целый фронт кучевых облаков. Но над яйлой – пока солнечно, но нежарко. Всё-таки – 2-я половина октября…

Денёк, конечно, фотогеничный, и я навёрстываю недоснятое в предшествующие дни. В совершенно новом для меня ракурсе встают Демерджи, Чатыр-Даг и неожиданно высокий хребет – Эльх-Кая, по которому много ходил, но и горой-то не считал. Спустившись в лес, нахожу ответвление с дороги к ручью Курлюк-Су, чтобы, перейдя его, выйти на дорогу по левому берегу уже к трассе. Ручей – неожиданно полноводный, даже ванночки есть. На дне ущелья растут громадные буки и царит полумрак. Похоже, сюда и летом почти не пробивается солнце. Готовлю кофе и перекусываю. Прямо на голову мне падают буковые семечки, и я пополняю ими свой рацион. В кострище нахожу непропеченную картошку и несколько картофелин забираю с собой. Огибать гору Юкки-Тепе неизвестными тропами, чтобы выйти на подъём к перевалу Фуна, уже не буду. Валера вчера предложил выехать на день раньше, чтобы попасть к ним в субботу. И, пожалуй, я так и сделаю. А за оставшиеся сутки поднимусь на склон Чатыр-Дага и переночую там. Только воду нужно будет взять отсюда – неизвестно, в каком состоянии там источники. Набираю 3 л воды, перехожу ручей и выхожу на тропу по левому берегу. Вначале неважная тропа, вдобавок заваленная буреломом, постепенно становится лучше, и вскоре я на шоссе у электрической подстанции. Троллейбуса жду, наверное, меньше 10 минут. И ещё минут через 10 – я вновь на Ангарском перевале. Итого, весь переезд у меня уложился в полчаса – как дневной привал. Вновь начинаю подъём. Вроде и знакомая дорога, но что-то никак её не узнаю. во-первых, нет той поляны с беседкой, где мы в начале маршрута завтракали. А, войдя в лес, дорога очень уж петляет. А ведь в мае прошлого года я вёл здесь группу, и в дождь с туманом, и проблемы с ориентированием не было! Возникает подозрение, что я слишком поздно свернул с нижнего маршрута к Кутузовскому озеру и теперь кручусь по овражкам ниже по склону, чем идёт основная дорога. Так оно и оказывается. На поляне – никого. Вода есть, зря я тащил её 3 литра. Ветер стихает,  и становится совсем по-летнему. Разуваюсь и раскладываю ботинки и носки на солнце. Половина четвёртого; видимо, здесь я и закончу сегодняшний переход. До поляны Саурган – приличное расстояние; вдобавок, там тоже есть где сбиться с пути. А у меня даже нет карты того участка. А завтра – загляну на Кутузовское озеро (хоть и слышал разговоры, что онон пересохло) и вернусь на Ангарский перевал. Вот и всё; конец путешествию.

19 ОКТЯБРЯ. В восьмом часу начинает светать. Тяни не тяни время, а собираться всё равно нужно. Готовлю густой суп из остатков риса и тушёнки. Всё! Из продуктов у меня осталось 2 кусочка сала, недоеденный батон и кусочек сыра. И ещё – чай и кофе. Быстро дохожу до поляны с соснами. А почему бы, не спеша, и не сходить на поляну Саурган? Денёчек пока нежаркий, дорога идёт практически без набора высоты, траверсируя склон. Без особых усилий за час с небольшим я дохожу до поляны, причём верхней(!) дорогой, о существовании которой я не знал. На поляне –ни души. Ручей – с водой. Впрочем, она и не нужна мне: разбирать рюкзак, чтобы достать горелку и котелок, уже не хочется. Наконец-то потянуло осенью. Даже в солнечный день в тени приходится набрасывать штормовку. Откуда-то из центра полуострова «полезли» облака, и я снимаю, как они «захватывают» вершину Эклизи-Бурун. Перекусываю лесными грушами и буковыми семечками, запиваю их водой из лесного ручья и в полдень начинаю спуск к Ангарскому перевалу.

Пейзажи из похода в музыкальном слайд-шоу для HD-экрана