Трехнедельное путешествие на байкальский остров Ольхон. Включая покатушки по Бурятии.
Хабаровск - Биробиджан - Чита - Улан-Удэ - Иркутск - Хужир

9700 км._Владивосток-Байкал-Владивосток

День первый. Владивосток - Хабаровск.

20 июля, в восьмом часу утра, нагруженный до верху "Кочевник", двинулся на Байкал, везя на себе пять человеческих душ. Небо было пасмурно, но его фары светили ярко, разгоняя тучи и обещая три недели отличного путешествия.
Трасса Владивосток-Хабаровск, честно признаюсь, самый отвратительный участок дороги во всём путешествии. Нескончаемые километры отвратительной грунтовки, впрочем активно, ремонтируемой, но от этого не легче. Фотографий этого непотребства не будет, а вот дороги я наснимал бесконечное кол-во.

Я привыкал к дороге, дети привыкали к машине, исследуя на задних дверях различные кнопочки и ручки, Оля с Ирой глазели по сторонам. Каждый занимался своим делом. Время от времени, мы перелистывали распечатки со списками мест, достойных к посещению, но, как оказалось позже, у дороги были свои планы на нас...

Хабаровск встретил нас отличной погодой, кучей светофоров и поиском жилья, но это уже с нашей стороны. Категорически рекомендую в более или менее крупных городах использовать в качестве ночевки - квартиры, сдаваемые посуточно или на ночь. Стоит это удовольствие в среднем 1500 рублей, с нормальной ванной комнатой, стиральной машиной и кухней. Такой же ценник будет преследовать вас и в гостиницах на трассе между населенными пунктами.

День второй. Хабаровск - посёлок Свободный. "Псы дождя"

Шёл дождь, временами срываясь на ливень. Я вспоминал "псов дождя" и успокаивал себя тем, что, в отличии от них, не потерял пути. Погода внесла коррективы в наши планы посмотреть на оплот евреев на Дальнем востоке - Биробиджан, и мы едем дальше.

Солнце временами всё-таки выглядывало из-за туч, но быстро исчезало. В тот день мы доехали до гостиницы перед поворотом на посёлок свободный. Гостиница без названия, но со столовой и уютными номерами.

День третий. Свободный - Чернышевск

Вообще-то, в планах было в этот день доехать до Читы. Но вот этот знак:

И запах жженой резины будут меня преследовать теперь в страшных снах. "Амурские волны" не позволяли ехать больше 80, при виде знака превращающихся в 50, а то и меньше. В условиях перегруженной машины и резины нестандартного размера, не спасали даже попытки отчаянного маневрирования. Резать волну по диагонали получалось далеко не всегда. Но зато дети изрядно поселились прыгая по всей машине.
По пути нам встретился "Амазар", упоминаемый в песне Медведева.

В первом часу ночи мы заночевали в гостинице "Пламенный дракон", что сразу после Чернышевска.

День четвертый. Чернышевск - Улан-Удэ

Оглядываться назад бессмыслено. Впереди Ольхон. Позади тысячи километров пути.
Чита нас встретила, хорошими дорогами и дружелюбным дядькой, торгующим вкусной копченой щукой:

Которую, с удовольствием, демонстрируют Оля и Альбина. Стоимость одной рыбки не больше ста рублей. Будете в тех местах, не поленитесь остановиться сразу за мостом через реку Никишиха и купить рыбки. Уверяю вас не пожалеете. Тем более, что и место весьма живописное.

Читу мы проскочили по объездной и нацелились на Бурятию, а конкретней Улан-Удэ. По пути пообедав с моими родителями, двигающимися в обратном направлении с Красноярска во Владивосток.
На одном из перевалов нам встретилась первая буддийская ступа, коих много ещё будет на нашем пути.

Возле ступы носились бурундуки.

Ночью мы были в Улан-Удэ.

День пятый. Улан-Удэ - Листвянка

Улан-удэ вызвал о мне смешанные впечатления. Пока девчонки с детьми гуляли по городу в поисках сувениров, я бродил по городу и пытался его понять.

Вроде бы вполне себе нормальный город, местами современный, местами не очень. В целом город напомнил мне старую квартиру - с кучей хлама, затхлым воздухом, словно в лавке старьевщика. Потом я понял, что он мне напоминает бурятскую юрту. Уже на обратном пути, город отомстил мне за такое отношение. Но пока несколько фотографий Улан-Удэ.

После Улан-Удэ мы рванули прямо на байкал. По пути, естественно, купив омуля в разных вариантах приготовления. При первом же появлении Байкала, мы остановились на обед.

Это море, только не солёное. Те же волны, тот же шум прибоя, но всё же запах не тот.
На протяжении всего пути мы искали ночлег в интернете и прозванивали гостиницу в день прибытия. Так было и по пути в Листвянку. Мы забронировали семейный номер в гостинице "Прибой и спокойные приехали в Листвянку около полуночи. Но в гостинице с нами насчет брони не согласились, и в итоге мы около часа бродили в поисках гостиницы.

Листвянка - маленькая курортная деревня на берегу байкала, целиком и полностью работающая на туристов. Куча гостиниц, кафешек, несколько музеев. Если у вас куча денег, то рекомендую гостиницу "Маяк" - высокий уровень сервиса, отличный шведский стол на завтрак. Из кафе рекомендую посетить "Шуры-муры", что недалеко от "Маяка", очень вкусно готовят.
Иностранцев в Листвянке процентов 25 от всех туристов. Прогуливаясь по набережной, можно услышать разговоры почти на всех языках мира.
Здесь мы посетили музей Байкала (вообще если вы оказались в Листвянке и не побывали в этом музее, считайте зря приехали), музей самоцветов, канатно-кресельную дорогу, нерпинарий и музей под открытым небом "Тальцы (о нём будет отдельный пост).
Возле музея есть дендрарий - шикарное место для прогулки.

В Листвянке есть горнолыжная база, летом они катают туристов на подъемнике.

В следующем посте будет Ольхон, а пока для затравки фотография от Оли

После Листвянки мы решили прокатиться в бурятский национальный парк и посетить термальные источники.
Парк представляет собой огромную территорию без единого промышленного предприятия, только маленькие деревеньки, курорты и шикарная природа. Здесь я словил свой первый и единственный за поездку штраф. На 107 км/ч я влетел в населенный пункт и первое, что увидел - улыбающегося бурятского гаишника с радаром. Пока я уговаривал бурята на минимальную сумму штрафа, девчонки в машине пугали детей: "Знаете почему нас нас остановили? Потому что вы плохо себя ведете! И Рому сейчас очень сильно ругают. Возможно даже бьют..." Дети прониклись, но надолго их не хватило. :)

Сами термальные источники меня не особо впечатлили: не такие уж и горячие, да и ванны я особо не люблю. Но весь остальной экипаж был в восторге, а значит заехать стоило.
Дальше мы двинулись прямо на Ольхон. Это была моя первая поездка в ночь.

Самый лучший способ попасть на Ольхон - паромная переправа в Сахюрте. Удовольствие это бесплатное, но приезжать туда нужно в будние дни рано утром. И всё равно вы наткнётесь вот на это:

Каких-нибудь два часа ожидания, в выходные очередь выстраивается в три ряда и стоять в ней можно сутки, и вы на Ольхоне.

В первую очередь на Ольхоне советую заехать в Хужир, записаться на экскурсию на катере по Байкалу, с посещением острова Огой, что мы сделали в последний день пребывания на Ольхоне. Здесь вам расскажут что стоит посетить, куда прокатиться. В Хужире можно закупиться продуктами, что не успели купить на материке.
На Ольхоне мы жили дикарями пять дней, выбрав одну из бухт острова.

В бухте мы появились феерично. Для начала заехали туда не с той стороны, через самые глубокие пески. И озаряя окрестности ромкиной руганью, что только вот, мля, нехватало тут ещё и застрять, мы увязли в песках. К спасению кочевника я подключил половину пляжа. Нас вытащили, но не без потерь - сломанный багажник на крыше и пробитое колесо.
Следующие несколько дней мы провели здесь.

Второй день пребывания на Ольхоне. На этот день в планах были: озеро с грязью лечебной и скала шаманка.
По пути на озеро на встретился вот этот товарищ:

Девчонки сразу кинулись вязать на него ленточки. Но на главный атрибут сего идола вешать их постеснялись ))

Фотографий самого озера не будет. Ибо озеро представляет собой большую лужу грязи, в которой совсем немного воды. Здесь нам повстречались неистовые фанаты здорового образа жизни, вымазывающих свои конечности грязью. Они быстро объяснили девчонкам как правильно, быстро и качественно облепить себя грязюкой, что те и стали делать. Я же ходил вдоль берега и ворчал, что не пущу их в машину пока они не умоются.
Но, несмотря на всё это, фанаты ЗОЖ подсказали нам неплохое местечко на Ольхоне.

Скала Шаманка, что на мысе Бурхан, находится совсем рядом с Хужиром.

Место священное для бурят и шаманов. Одно из немногих мест на Ольхоне, где ощущается энергетика Байкала. Несмотря на большое количество туристов и пронизывающего ветра, мне там было очень спокойно и я точно знаю, что туда вернусь и посвящу этому месту гораздо больше времени.

Наше пребывание на Ольхоне выглядело так - просыпаемся утром, завтракаем, едем на весь день колесить по острову, вечером возвращаемся в лагерь. И так пять дней подряд.
Из этих пяти дней лишь один выдался дождливым, но не менее продуктивным. В этот день мы посетили музей в Хужире, бурятскую семью, я сводил детей на их первую рыбалку. Фотографий всего этого крайне мало, но что-то есть:

Есть на Ольхоне экскурсия - посещение дома семьи бурятов, живущей по заветам своих предков. Там нам рассказали о обычаях бурятов, угостили их национальной пищей и самогоном.

На следующий день мы поехали на мыс Хобой.

Весь Ольхон - это бесчисленное количество дорог, в конечном счете, ведущих к одному и тому же месту. Но они меня просто завораживали...

На Ольхоне есть заповедник. Въезд туда платный, но стоит того. Раньше, во времена советов, здесь был конц. лагерь.

Ну и, наконец, дорога на Хобой.

Собственно, сам мыс Хобой, очередное сакральное место Ольхона.

А это уже мыс Любви, что недалеко от Хобоя

И обратно в лагерь...

В последний день нашего пребывания на Ольхоне, мы таки сделали то, что нужно делать в первый день - записались на экскурсию по Байкалу, с заездом на остров Огой и шаманский целебный источник.
Сделать это нужно было сразу сугубо потому, что та информация о байкале, которую на нас вывалил экскурсовод, здорово бы помогла в путешествиях по Ольхону.

Первая остановка была на острове Огой. В 2005 году буддисты построили на нём восьмиметровую ступу. Предполагается, что она способствует процветанию местности, да и людям пользу приносит. А посему люди толпами ходят вокруг ступы, надеясь что карма их очистится.

Дальше нас привезли к одному из целебных источников Байкала. Источник этот открыл один Шаман, поколдовал над ним немного, разделил его на мужской и женский, и теперь люди толпами бегают к нему с бутылками.

На обратном пути туристы кормили чаек, те в свою очередь атаковали катера.

Вечером того же дня мы поехали на паром и двинулись в сторону дома. По пути заехав в иволгинский дацан.

Дацан произвел на меня тягостное впечатление. Это религия на продажу, каждое действие, каждая молитва регламентированы и имеют фиксированную цену. Возле самого Дацана есть целый рынок сувениров, который привлекает внимание туристов больше чем сами храмы. Пробыли мы там не более часа и поехали домой.

По пути было два ночных перегона. Выяснилось, что я могу рулить больше суток без сна, но повторять больше не хочу.Где-то под Читой, в городке Хилок был оставлен пробитый бензобак, а на Кочевнике теперь стоит бензобак от MMC Pajero. Дня через два после этого мы были дома.
Мир стал другим, после поездки, вместе с ним изменились и мы. И я искренне надеюсь, что в следующем году случится следующая поездка, но теперь уже дальше.