Поход выходного дня по Калужской области с клубом КП (http://www.vpoxod.ru/).
Москва - Козельск - Оптина пустынь - р. Жиздра - Чёртово городище - НацПарк "Угра" - г. Козельск

Описание маршрута

Чёртово городище - одно из самых загадочных мест Подмосковья. Оно очень резко отличается как по рельефу, так и по растительности от всех окружающих областей. По всей территории городища разбросаны поросшие мхом валуны  разных размеров. От относительно небольших до просто огромных, выше человеческого роста. А также там растёт много растений, практически больше нигде не встречающихся. Некоторые из них сохранились с доледникового периода. Как это всё здесь появилось – загадка. Есть множество как научных, так и не очень гипотез, но ни одна из них не отвечает на все вопросы. О том, что зона явно аномальная, свидетельствует множество названий, связанных с чертовщиной. Само городище – Чёртово, речка, на берегу которой оно расположено – Чертовская или Чертовка, камни Чёртовы пальцы и Чёртов колодец. Бытующая в народе легенда также связывает образование городища с нечистой силой. Якобы у мужика была красавица дочка по имени Любушка, в которую влюбился сам черт. Когда он посватался к ней, отец поставил условие: если построишь за ночь дворец, как у царей, то бери ее, а нет — извини. Черт не учел, что камня в округе нет. Пришлось кликать нечисть, которая носила камни по воздуху и складывала стены. Любушка видит, до рассвета ещё далеко, а замок уже почти построен. Она зажгла лучину и поднесла её петуху. Тот спросонья подумал, что начинается рассвет и закукарекал. Черти испугались, побросали стройматериалы и разбежались. С тех пор и стоит недостроенное Чертово городище, а на подходе к нему цепочкой валяются камни, не донесенные чертями до места…

Но пора уже переходить к самому походу. По числу участников этот поход побил все рекорды – 23 человека группа, 2 инструктора и 6 друзей-помощников инструкторов. Никогда не забуду, как 30 человек с рюкзаками трамбовались в ПАЗик…

В первую очередь мы посетили весьма известную Оптину пустынь

А затем двинулись дальше. Переход в этот день у нас был небольшой, и ещё задолго до заката мы пришли к месту ночёвки у весьма живописного озера.

За следующий день предстояло пройти около 16км. На ночёвку встали на одной из туристических стоянок на границе Чёртова городища. А на следующее утро отправились его исследовать.
Наверное, один из самых крупных валунов. По-моему, здорово напоминает бааальшущую жабу.
"Чёртов колодец". Даже в самую сильную засуху там всегда держится вода. Считается, что она обладает целебными свойствами. Находятся даже люди, считающие обязательным умыться, а то и выпить из него. Сотрудники заповедника нас заверили, что никакой магии здесь нет