республика Кабардино-Балкария / Самостоятельная поездка
 

Велопоход по Кабардино-Балкарии (Приэльбрусье)

6 - 14 мая 2019 г.
Часть 1. г. Кисловодск - Джилы-Су - г. Нальчик 

Участник: Елясов Степан
Сроки проведения: 06.05.19 - 14.05.19
Вид туризма: вело
КС похода: 2 (?)
Протяжённость маршрута: 389 км (в т.ч. асфальт: 204 км, грунтово-каменистые дороги: 160 км, тропы:24 км)
Общий набор высот: 10253 м
Общее ходовое время: 41 ч (погрешность 10%)
Длительность: 9 дней (в т.ч. ходовых: 8 дней, днёвки: 1 день)
Ссылки на трек: Часть 1Часть 2
 
 
Это мой второй велопоход, не считая ПВД. 
Идея поездки родилась год назад, и весь год не покидала мою голову, так что вполне закономерно предстоящие события сложились в пользу этого мероприятия.
 
Фактический маршрут отличался от запланированного на 20% ввиду поломки и вынужденного съезда в город на ремонт.
 
Фактический маршрут:
 
 
 
Особенности похода:
1. Байкпакинг - велопоход без багажника.
Облегченный стиль велопохода был опробован в марте на пробном домашнем выезде с ночевкой, но меня не покидали сомнения в удобстве такого способа на перевалах, в толкабельности в гору и маневренности с загруженной вилкой. 
Забегая вперед, скажу, что дискомфорт ощущался только на крутых каменистых подъемах,  где я снимал заднюю и/или переднюю сумки и кидал их в заплечный рюкзак, перераспределяя вес и соотв. нагрузку на руки и ноги. Время на сборы/разборы, на мой взгляд не отличается от времени на сборы в классическом варианте.
 
 
2. Автономный стиль - идея опробована в первой части маршрута.
Одной из целей похода было - опробовать свой способ питания в походах вне населённых мест. Необходимо было выяснить, как физически едется с раскладкой на 10 дней, хватит ли продуктов, проверить насколько мне подходит рацион, что брать и сколько. 
 
День 1. (г. Кисловодск - Кичи-Балык - смотровая площадка близ. Харбас)
 
Прибытие на ЖД вокзал Кисловодска, сборы и выезд на маршрут в 10.30 из города.
До Джилы-Су 80 км. отличного асфальта и 4 перевала с общим набором 3800м. 
 
Без спешки и с обеденным перекусом прохожу, проплетаюсь вверх, проношусь вниз и снова вверх 39км и под вечер оказываюсь наверху, около коша, где месный пастух великодушно предлагает мне переночевать в его новом вагончике на смотровой площадке на горе чуть дальше от его домика. Принимаю предложение, размещаюсь, пьем чай и общаемся.
 
День 2. (Смотровая площадка близ. г.Харбас - Джилы-Су)
Красивого рассвета не увидел, все затянул туман, который рассеялся с приходом жары. Около 9-30 выдвигаюсь дальше. Вемя летит незаметно. Каждый шаг меняются ракурсы, каждый час меняется освещение, каждый километр открываются новые ракурсы. Жажда новых видов питает силами - усталость не досаждает.
 
Трафик очень слабый, в час по 1-2 машины, в основном туристы. 
На последнем перевале дорога занесена снегом, здесь брошены низкие легковушки туристов, не рискнувших прорваться по объездной разбитой колее.
 
К 16ч спускаюсь в долину реки Малки, стою в ступоре от  красоты и мощи каньона и дороги по нему.
 
У моста решаю перекусить под навесом пустой базы, да и погода портилась. После непродолжительного дождя  двигаюсь дальше, и на подъеме на каньон попадаю в захватывающую игру с солнцем, которое садится за склон с противоположной стороны. Поднимаясь по серпантину, я то и дело наблюдаю, как оно садится и снова появляется по мере моего продвижения вверх, вырисовывая на скальной стене передо мной фантастические объемы и фактуры.

 
Тут я осознал, что раньше, передвигаясь по горной дороге на машине, я с восхищением крутил головой и пытался запомнить увиденное, и это похоже было на перемотку шедевра кинематографа, теперь же я спокойно наслаждаюсь этим чудом, только еще и со звуками, запахами, и своим участием. 
 
К 19ч. добрался до поляны Джилы-Су, искупался в теплых нарзанных ваннах, и встал с палаткой на ночевку  рядом с компанией задорных туристов из Саратова. 
 
День 3. Дневка.
Отдых, стирка, прогулка на ближайшую обзорную горку к подножию Эльбруса. 
 
Дальнейший маршрут оказался под сомнением, т.к. пролегал через длительный и заснеженный перевал Шаукол(логичный путь из долины р. Малки в Баксанское ущелье в г. Тырныауз), который проходится в лучшем случае за 2 дня с ночевкой на снегу. Весна поздняя, условия на перевале не известны(в этом году там еще никто не ездил), прогнозы сулят непогоду, горных ботинок и теплого спальника нет.  Другой более простой дороги с возвращением на маршрут никто не знает. Мои сомнения разрешил Сергей  - альпинист и авантюрист, который усадил в грязи паркетник за перевалом в попытке прорваться в Джилы-Су, прибежал сюда и грелся теперь у костра моих соседей в ожидании своего знакомого на Уазике. Оказалось, что он ехал из Баксанского ущелья через живописное плато Канжол, и по этой дороге вполне можно проехать на велике в Баксанское ущелье. И хотя придется сделать крюк, чтобы вернуться на маршрут, но не нужно будет подниматься на снег и рисковать.
Уточняю рельеф на участке, убеждаюсь в логичности маршрута и со спокойной душой ложусь спать.
 
 
День 4.  (Джилы-Су - подножие Западного Канжола)
С новыми силами и новым энтузиазмом начинаю путь. Сегодня только грунты, и в основном крупно-каменистые грунтовки, местами снег и вода.
Прохожу два достаточно крутых подъема и спуска с уклоном до 35%  и один брод глубиной 0,5м. Поднявшись на одну такую горку, оказываюсь на плоскаче в уровне сплошной облачности. Видимость падает, на перекрестках ориентируюсь по треку на телефоне.
 К 18ч. подъезжаю к подножью плато Западный Канжол. Из облаков проглядывают скалы таинственной стены каньона, но усталость дает о себе знать, и я решаю остановиться в сезонном коше - в вагончике пастуха у подножия плато. Тут есть кровать, стол, печь и запас дров, можно посушиться и отдохнуть, не тратя время на бивак. 
За весь день не встретил ни одного человека и обитаемого жилья. Пройдено около 30 км.
 
День 5. (Подножие Западного Канжола - с. Кёнделен)
Поднимаюсь, завтракаю и в 8 утра начинаю подъем на плато Канжол. Любуюсь потрясающими видами. Понимаю, что фотки на телефон не передают масштаб происходящего, но не фотать тоже не могу.
 
Поднявшись на плато, оказываюсь в эпицентре удивительных метаморфоз  - вокруг меня на десятки километров простираются холмистые горы, еще дальше заснеженный Кавказский хребет виден как на ладони, над облаками вздымается Эльбрус, вокруг меня со всех сторон ползут текучие облака и заводят хороводы, то обволакивая скалы, то растворяясь в лучах солнца. 
В этом сюрреализме я зависал больше часа, пил чай и не мог сойти с места.
Но небо затягивало облаками, и стало понятно, что дальше будет больше. Благо все основные подъемы были пройдены и меня ждал 50-км преимущественно спуск до поселка Кёнделен. 
К обеду все заволокло и следующие 40км я ехал в плотном облаке, как ежик в тумане. Видимость 10м. 
 
 
После активного спуска по крупно-гравийной дороге заметил, что на заднем колесе упало давление и появилась восьмерка. Новые колодки почти стерлись. С ужасом обнаружил продольную трещину на ободе и подумал что это финиш, приехал... 
 
 
Когда целый день катишь вниз по горной дороге, напряженно всматриваясь вперед в сплошном молочном облаке, начинает меняться восприятие рельефа и скорости, привыкаешь к этим условиям, и легко попадаешься в ловушку самоуверенности. 
Так я и налетел на булыжники, поплатившись ободом. Спасибо, что легко отделался.)
Убираю вес с заднего колеса, еду медленно и аккуратно, опасаясь фатальной потери прочности обода. 
 
К 18 ч. спустился к поселку Кёнделен. Решаю остановиться ночевать за селом у реки. 
 
 
Заглянул в местный магазин-кафе спросить воды, а  тетушки-продавщицы гостеприимно усадили меня за стол и накормили вкуснейшим горячим хычином с кофе, еще и отказались брать деньги за это, более того предложили ночлег. Климат тут внизу заметно теплее и суше, да и не хотелось проводить ночь в стенах незнакомого дома. Отблагодарив их конфетами, отправился в живописную рощу на берег реки ставить палатку.  
 
День 6. (с. Кёнделен - г. Нальчик)
Принимаю решение ехать в Нальчик на ремонт. Без труда, но и без особого удовольствия прокручиваю 58км до города, по асфальту, насыщенному трафиком. 
По пути останавливаюсь в местном кафе поесть и навести справки по наличию обода в местных магазинах. Обзваниваю 3 точки - в двух есть!  Ура! Значит поездка продолжится. Приезжаю в город, нахожу точку, знакомлюсь с Сашей - веломастером. И все сомнения позади - механик толково перебирает мне колесо на новый неплохой обод и втулку на 36 спиц, чему я от души рад (давно хотел это сделать, а тут такой случай). 
 
Дальнейшая нитка маршрута под вопросом - подняться по Чегемскому ущелью и спуститься по Череку, или наоборот.
 
 
 
 
 
 
 
 
Часть 2. г. Нальчик - Безенги - Бабугент - г. Нальчик 

День 6, вечер. (с. Бабугент -р. Тушхарокол)
 
Вопрос - куда дальше - решается тут-же, как только новое колесо встало в дроп-ауты.
Решается с помощью дяди Коли-Травника, заслуженного велопоходника, который явился откуда ни возьмись, и направил мои мысли в логичное русло, еще и предложив ночлег у своего знакомого в деревне на маршруте.
Через час я уже выезжаю на автобусе из города в сторону Безенги. Доезжаю до Бабугента и пересаживаюсь на велик.  Тут начинается условная вторая часть моего похода, и начинается она с конца моего изначального маршрута, т.е. в обратную сторону.  
Уже, в темноте проезжаю буквально 7 км и нахожу приятное место у реки для ночевки. 
 
 
День 7. (р. Тушхарокол - альплагерь Безенги)
 
В 9 утра с новыми силами и новым рвением выезжаю на прекрасную гравийку, через час оказываюсь в Карасу, где местные потчуют меня свежим кумысом, и еду дальше, наслаждаясь асфальтированной дорогой в живописной теснине ущелья.
Вскоре я уже обедаю в пос. Безенги в местном кафе. 
Дальнейшие 16 км до альплагеря показались мне очень живописными и удивидтельными. Альпийские луга с коврами цветов среди валунов и каменных глыб, замысловатые фрагменты каменной кладки - остатки древних построек, оросительные каналы вдоль дороги, каскадные водопады на величественных склонах, сосновые и можжевельниковые рощи - все это соразмерно вписано в  изумительную картину непревзойденного художника и скульптора. Все это слагает ценный и  уникальный в регионе природный оазис. 


К 18 ч. начинает моросить дождь, я добираюсь до альплагеря и знакомлюсь с главой лагеря. Номера  за 700-900р не привлекли, поэтому я вольготно и бесплатно размещаюсь кемпинге.  
 
День 8. ( альплагерь Безенги - п. Безенги - пер. Кышлык(близ р. Кардан)
Утром льет дождь, и это замечательный повод пойти в библиотеку, где все пропитано и наполнено атмосферой советской альпинистской школы. 
 
К 10 ч дождь прекращается, и погода налаживается. 
Самое время подняться к леднику Мижиргичиран - полюбоваться на снежные вершины. 
Пеший путь к леднику налегке занимает около 2ч. С гребня морены открывается захватывающаяя панорама на северо-восточную часть Безенгийской стены, с видом на вершины - Дых-тау (5198), Мижирги (4928), Крумкол (4670), Коштан-тау (5145).  Зрелище потрясающее! 
К 12.30 я уже возвращаюсь в лагерь, обедаю и оперативно пакую сумки - времени в запасе не так много, а впереди еще много интересного. 
За 2 часа спускаюсь к пос. Безенги, обедаю и в 17.30 выхожу на дорогу вверх - на перевал Кышлык. Впереди 15 км. подъем на 1 тыс. метров. 
Дорога грунтовая, без крутых подъемов, но и не пологая, подъем преодолевается пешком, у меня ушло 3.5 часа. В темноте перевалил через сопку и спустился немного вниз, пока не нашел у дороги подходящий горизонтальный пятачок для бивака.  
 
День 9. (пер. Кышлык(близ р. Кардан) - Булунгу - Нижний Чегем - г. Нальчик)
Ночь выдалась прохладной, спал в пуховке и во флисе. 
 
Утром согрелся кашей и горячим какао. Пройден последний перевал! Сегодня меня ждет спуск с перевала в д. Булунгу и завершение маршрута в виде 60км спуска по Чегемскому ущелью в долину, и окончание в г. Нальчик. 
Из д. Булунгу открывается заманчивый вид на верховья ущелья и на снежный кавказский хребет. 
На спуске вниз встречаю на дороге парапланириста, который не вполне удачно совершил вынужденную посадку на дорогу между рекой и скалой, зацепившись стропами за столб ЛЭП. 
 
Спускаюсь ниже по ущелью и меня поглощает величественная Чегемская теснина с вертикальной полукиллометровой стеной, водопадами и отвесными скалами.  
Чегемские водопады -место уникальное и популярное - много туристов, кафе, торговли. Решил не задерживаться и не ходить на верхние водопады - оставим это на другой раз для семейного похода.
 
Оставшиеся 50 км. асфальта даются как никогда легко и я с большим наслаждением скатываюсь в долину. В Нальчик приезжаю к 17 ч. Беру номер в хостеле, до поезда остается  вечер и ночь, можно привести себя в порядок и отдохнуть в номере.
Отзваниваюсь в МЧС и родным, и внутрь закрадывается грусть, но не надолго - через час я уже прокручиваю в голове сценарии новых маршрутов.
Спасибо Всевышнему, спасибо всем, кого я встретил на пути, спасибо всем близким и любимым, кто думал обо мне! 
 
 
 

Комментарии
О Маршруте