Идем на Восток!

Идет загрузка карты ...
Саратов-Волгоград-Элиста-Махачкала-Баку-Ашхабад. Семейное путешествие на автомобиле Ford по маршруту длиной 2739 км. Прохождение границ с Азербайджаном и Туркменистаном. Паром Баку-Туркменбаши (Красноводск).
 
Предисловие

        Если вы захотите посетить Туркменистан, начните с получения визы или официального приглашения (с последующей покупкой визы при переходе границы). Это можно сделать самостоятельно через посольство Туркменистана или через туристические фирмы. Получить визу удается не всегда.
        При выборе маршрута очень помогли отчеты в интернете «На машине на Восток, в Туркменистан» http://www.avtoturistu.ru/blog/otchety/1282.html, «Средняя Азия 2011 (Казахстан – горные лыжи, Узбекистан)» http://mamochki-lapochki.narod.ru/otchet_aziya.html, форум http://www.rutrassa.ru/forum/ и другие источники.
        Исходя из возможностей машины (клиренс 12 см) – сразу отпали маршруты через Астрахань на Махачкалу и через Жанаозен (Казахстан) на Туркменбаши (бывший Красноводск).
        После метаний между новостями о взрывах в Дагестане и длинными пустынными перегонами с отсутствием гостиниц (горячей воды, бензина?) по маршруту в Казахстане все-таки ставка была сделана на асфальтовые дороги и скорость Мондео. За день до выезда решено – едем через Дагестан и Азербайджан. По информации сайта «ati.su» этот путь немного короче, и к тому же часть пути можно проделать на пароме Баку – Туркменбаши, отдохнув денек от руля.
График маршрута с сайта ati.su
        Для уменьшения остановок в пути и устройства в дороге романтичных пикников все родители и любимая жена наготовили кучу вкусного. Младшей запасли памперсов. Старшему приготовили подушку для сна и большого говорящего робота. Все вещи и продукты, нужные в пути, размещены в салоне.
Все под рукой
        Детское кресло 5-ти летнего сына перед поездкой заменили на подходящий по характеристикам бустер (съемное сиденье без спинки, но с подлокотниками)  – из опыта предыдущих поездок спать в детском кресле неудобно из-за неоткидывающейся спинки. Младшей купили лежачее кресло группы 0+. Кстати, сотрудники дорожной полиции обращают внимание на наличие детских кресел – так что взять в дорогу детские кресла необходимо и по экономическим соображениям.
Бустер
Детское кресло
        Из технического оснащения – конечно два сотовых, заряженных деньгами с учетом будущего роуминга, ноутбук с картами, отчетами, адресами будущих гостиниц, записями КВН за текущий год и играми для старшего ребенка, фотоаппарат, навигатор Garmin со свежими картами РФ.
Режим поездки сразу намечался как мини-отпуск, главная цель которого уложится в 5-7 дней с беглым осмотром достопримечательностей  и получением удовольствия от поездки.
День первый.

        Пятница, 16-ое сентября 2011 г., выезд в 9-20 утра. В автомобиле гремит песня группы «Ногу свело» – «Идем на Восток!».
        Первый настрой – дотерпеть до границы Саратовской области по привычно неровным и забитым фурами дорогам, а уж дальше… Но впереди ждало сразу два сюрприза.
        Первый – сотрудники полиции на объездной, установившие знаки о дорожных работах по временной схеме. Конечно, разметка не соответствует знакам. Убедившись, что новая полиция от старой ГИБДД отличается только ценой, причем в большую сторону, покинули Саратовскую область в 11-30.
Прощай Саратовская область
        Второй сюрприз состоял в том, что волгоградские дороги оказались хуже саратовских – также забиты еле живыми КАМАЗами с арбузами, а редкие участки с хорошей ровностью и видимостью разрисованы сплошной разметкой и обставлены знаками «70». Очень много участков со знаками «40» и даже «20» с длинными участками ремонта.
        Волгоградская область знаменита своей придорожной торговлей арбузами и дынями, где и мы купили одну дыньку. На следующей день, в сотнях километров от точки старта, уже вблизи границы Калмыкии с Дагестаном, вынутая из недр багажника дынька казалась уже кусочком Родины и оттого была особенно вкусна.
Волгоградские богатства
        В пути выяснилось, что пристроенный сыном перед выездом «друг-камешек» в углубление прикуривателя, как раз подходящее по размеру, все-таки не подходит по функциональности и приводит к сгоранию предохранителя. Об этом ненавязчиво сообщил навигатор, севший через 3 часа после старта.
        Кстати для извлечения сгоревшего предохранителя очень удобно воспользоваться пинцетом из косметички  жены. И еще очень удобно, когда и извлекает предохранитель супруга, а то больно уж в том отсеке тесно, темно и страшно что-нибудь отломать (машина только куплена и еще не изучена). Так что советую брать с собой в путешествие милых дам и не ругать их за слишком большую дамскую сумочку.
        Здорово поднял настроение продавец в автомагазине, с совершенно серьезным лицом заявивший что нужные предохранители есть, стоят копейки, но продаются только партией в 1000 штук. Рассмеялся он только через несколько секунд, налюбовавшись как я размышляю, куда бы мне потом деть оставшиеся 999 предохранителей.
        Пообедали взятой с собой едой и размяли ноги в лесочке на обочине.
        С вновь ожившим навигатором мы решили заехать внутрь Волгограда посмотреть Родину-мать и простояли кучу времени в пробке на въезде в город, вспоминая знаки указывающие на объездную. На выезде из города движение тоже очень плотное.
        Полюбовались на волгоградские «скоростные» трамваи выполненные в довольно старинном стиле.
Волгоград
        У Мамаева кургана мы были в 17 ч. вечера. Размяли ноги и глаза, поднявшись почти до самого верха и наделав кучу фотографий. Честно говоря, мне больше всего запомнилось мороженое, купленное сыну у подножия холма и запечатленное на трех десятках фотографий, пока сын пытался его одолеть.
Мороженое
Волгоград Родина-мать
Мамаев Курган
        На осмотр потратили около часа и двинулись на Элисту.
        Дороги в Калмыкии просто великолепные – с разметкой, широкие, ровные, отличная видимость из-за плавного рельефа. Волгоградцы предупредили нас о том, что стоящие на обочине машины с поднятым капотом или багажником могут быть полицейской засадой с радаром.
Дороги Калмыкии
        В 23-30 остановились в гостинице, расположенной метрах в 100 от дороги слева по ходу движения (на фото вид гостиницы со стороны двора) и примерно в 70 км от Элисты. До этого все знаки о местах отдыха уводили в сторону от трассы на 5-7 км. В гостинице нашлось неплохое кафе, где быстро и вкусно готовят и необходимый нам трехместный номер с горячей водой и душем, но без телевизора. Стоимость номера 2000 руб. Вместо телевизора посмотрели пару серий «Большой разницы» по ноутбуку.
        В кафе увидели лимонад «Ипатовский грушевый». Так как в Саратове сейчас правит губернатор Ипатов, не смогли удержаться от фотографии и дегустации. Довольно неплохо … это я про лимонад.
Ипатовский Лимонад
        Пройдено около 600 км. Средний расход 9,6 л/100 км с полной загрузкой, музыкой и климатом.
День второй.

        Выспались и позавтракали в кафе при гостинице. На пороге нас встретил лохматый далекий родственник алабаев  из Туркменистана (он же туркменский волкодав, среднеазиатская овчарка). Решили считать это хорошим предзнаменованием и выехали на трассу в 9-10.
Дальний родственник Алабая из Туркменистана
        По сравнению с волгоградскими дорогами – теперь кажется что Форд, как крокодил из анекдота летит над землей, но низЕнько-низЕнько.
        В Элисту въехали в 10-15, попали на «День города» и, конечно же, отправились на центральную площадь. Покрутили молельный барабан, загадав желание, и читая «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ». Послушали концерт самодеятельности, перекусили пирожными и пирожками (я с завистью повздыхал, глядя как бесплатно дают дегустировать местные алкогольные напитки) и попили ростовского холодного кваса.
Элиста
Квас и "местный житель"
Исполнитель желаний установленный в День города на площади
Центральная площадь Элисты
Чтобы выиграть надо быть не только умным но и сильным
         Посетили «Золотую обитель Будды Шакьямуни» (Центральный Хурул) - крупнейший буддийский храм Республики Калмыкия, один из крупнейших буддийских храмов в Европе. Здание хурула имеет 56 метров в высоту и вмещает самую большую в России и Европе двенадцатиметровую статую Будды. Храм был возведён по благословению духовного лидера тибетских, монгольских и российских буддистов Далай-ламы XIV, посетившего Элисту в 2004 году с пастырским визитом. Покрутили еще молельные барабаны. Не буду здесь описывать всю потрясающую красоту и необычность этого места. Просто посмотрите фотографии и посетите сайт Хурула (так как туристам в храме фотографировать запрещено): http://khurul.ru/.
Хурул
Хурул
Молельные барабаны
Это надо напевать вращая барабан. Ом маань бадма хум
        Стоило бы заехать еще в шахматный городок, но время уже поджимало.
В первом часу дня выехали на Яшкуль (направление на Астрахань) и далее на юг в направлении границы с Дагестаном. Заправиться стоит в Элисте, а в Яшкуле (здесь бензин дороже) долить бак до полного, так как работающих заправок до Дагестана я не увидел – все на стадии строительства.
        Перекусили остатками домашней еды, дыней и купленным в Яшкуле батоном с кефиром.
Сам прогон «Яшкуль – граница» – двухполосная ровная и пустая дорога. Но чтоб хорошо водителям не жилось и от счастья они не лопнули, в поселке Комсомольский на проезде через поселок повешен знак «Кирпич», а на объездной отсутствие разметки и знак «Обгон запрещен». И, конечно же, наряд калмыцкой полиции в машине.
        На границе Калмыкии с Дагестаном нарисована стоп-линия и стоит знак «проезд без остановки запрещен» - обязательно остановитесь, даже если машин не будет вообще, а полицейский будет Вам приветливо махать «проезжай быстрее». Там же стояла спецмашина на четырех колесах по отъему прав или денег. Оказывается, в 35 км перед границей в кустах спрятан радар с камерой, стреляющий в «спину». По словам полицейских, он стоит на участке с ограничением скорости «80 км/ч». Сам знак не заметил и зачем он нужен с таким странным ограничением на отличной дороге, кроме как для отъема денег, непонятно. Граница условная, кроме полицейского калмыцкого поста для … «повышения безопасности дорожного движения» ничего там нет.
        На дагестанской стороне в 15-30 минутах езды от границы стоит уже дагестанский наряд, который тоже спрятал радар с камерой, стреляющий в спину уже уезжающим из Дагестана.
Бензин в Дагестане от 30 руб/л. Заправляться надо за городом – дешевле. Названия заправок самые разные, много очень похожих на известные бренды, но с изменением одной из букв. Я залился наугад в «Роснефти», бензин нормальный.
        Дороги ровные, но только в две полосы с плотной загрузкой. Почему то сложилось ощущение, что за пределами столицы ездят только или на здоровенных «мерсах», или на тонированных «99-ых» и «Приорах». Эти машины составляют 90% от всего потока. Иногда еще проносятся по «встречке» по одному или маленькой колонной здоровенные затонированные джипы, прямо как в 90-ые.
В пределах всего Дагестана надо быть очень осторожными с коровами, которые в огромном количестве пасутся вдоль дороги, произвольно и не спеша переходя её, совершенно не обращая внимания на машины и сигналы.
Коровы на дорогах Дагестана
        В Махачкале заранее выбранные по интернету гостиницы оказались на краю города и мы выбрали маленькую гостиницу с внутренним двориком для стоянки машин в середине города. Взяли двухкомнатный номер с двухспальной кроватью и диваном во второй комнате. Есть телевизор, кондиционер, ванна с горячей водой. Через дорогу небольшой продуктовый магазин, неподалеку кафе.  Возможна доставка еды в номер. Стоимость номера – 1500 руб за «переночевать» или 3000 руб/сут. Отель «Гранд», г.Махачкала, ул. Казбекова, 142. Тел. 69-35-74, моб. 8-988-465-999-6. Так как уже слишком устали – взяли в магазине перекусить и завалились спать.
        Пройдено около 620 км.
День третий.

        Объявили детям выходной от сиденья в машине. Смотрели мультики и Гарри Поттера по телевизору, устроили мини-постирушки и повалялись на диване. Вечером заправились до полного и около 18 часов двинулись дальше, раздумывая пересечь ли сегодня границу или подождать до утра. Дорога Махачкала – Дербент оказалось очень узкой и забитой в обе стороны, временами движение просто останавливается. Ощущение, как будто едешь в городе в «час пик», скорость соответствующая. Местные обгоняют и справа, и слева. Зачастую лоб в лоб и не глядя на то, что для возврата в свой ряд места нет. Обгон практически невозможен. После десятка коротких рывков на одну-две машины, увидели что поток тянется сплошной колонной до, похоже, самого Дербента. Решили не рисковать здоровьем детей и машиной – выбрали себе место в потоке за небольшой вереницей легковых машин, чтобы видеть ситуацию заранее и не нюхать гарь от КАМАЗов и автобусов, оставили перед собой одно машино-место для тех, кто очень спешит и поползли вместе со всеми. Где-то в пути дорога нырнула в город (было уже темно и названия я не увидел) в котором на широкой ровной улице кто-то устроил  штук тридцать высоких, но плавных «лежачих полицейских» через каждые 50-300 м. Их было так много, что это стало похоже на развеселую езду по американским горкам.
        До середины объездной вокруг Дербента мы добрались только в одиннадцатом часу вечера, хотя расстояние по карте составляло всего около 140 км. Решили на ночь глядя на границу не соваться. В Дербент нас ночевать не пустили (мы и не настаивали) – на контрольно-пропускном пункте посоветовали остановиться в кафе буквально в 50 м до КПП. Чем мы и воспользовались, радуясь ночевке вблизи от пяти полицейских, вооруженных автоматами Калашникова. Сама ночевка недорогая – 1000 руб. за номер с двухспальной кроватью, телевизором и душем с горячей водой. За ужин отдали 1300, но ужин был шикарный. За окном чудесный маленький садик, по которому прогуливается колоритный дед-охранник с бульдогом. Шашлычок с овощной нарезкой, вином и дегустацией местного коньяка (бутылка отличного дагестанского коньяка всего 350 рублей) и кучей дополнительных вкусных мелочей которые мы не додумались заказать. Для старшего сына дивана не нашлось, но мы сдвинули два кресла, назвав их пиратским кораблем – ребенок остался доволен больше, чем кроватью в предыдущих гостиницах.
DSC00619
Кафе на объездной Дербента
        Бутылочка коньяка благополучно пересекла все границы, и пережила все ямы и была торжественно выпита по прибытии в Ашхабад.
        Пройдено около 140 км (по карте, по факту наверное больше из-за извилистой дороги). Средняя скорость получается в районе 35-40 км/ч.
День четвертый.

        Выезд в 9 утра. В 11 мы были на дагестанской таможне. Это было наше первое прохождение официальной границы государства на автомобиле. Очереди не было. Сотрудники приветливые. А после того как из машины была извлечена глазастая и щекастая крохотулька, вся в розовом, – дагестанские сотрудники нас с улыбками и шутками, чуть ли не за руку, очень быстро провели через все положенные процедуры.
        Переехав мост, мы оказались уже на азербайджанской стороне и за границей РФ. Тут уже стояло около семи-восьми легковых машин и оформление необходимых бумаг и досмотр заняли уже больше времени. Напрягало, что на этом посту есть официальный перерыв и мы были последними кто успел перед обедом. По деньгам – за страховку машины  и что-то еще отдал 700 руб (выданные документы на азербайджанском). Причем именно рублями.
При досмотре наибольший интерес у молодого пограничника вызвал говорящий робот сына, но скорее просто познавательный.
        Впечатлило, что с проходящего рядом таможню дальнобойщика взяли штраф за недогруз фуры (разница в фактическом весе грузовика и указанным в документах), вполне официально, с чеками. Сдался он не сразу, около часа взывая к логике и здравому смыслу, пока наконец не понял, что заплатить все равно придется и какая разница за что именно. Сумма правда оказалось не очень большой  – долларов 35.
        Всего на прохождение границы (выезд-въезд) мы потратили 3 часа.
"Куда это меня занесло?!"
        В паре километров за границей находится пункт дорожной полиции, к которому ведет единственная дорога и объехать его не выйдет. Там нас лишили тонировки на задних боковых стеклах, хотя она была умеренная и еще на гарантии. Но обсуждению это не подлежало, даже начали помогать снимать, чтобы не затягивать. Хорошо хоть заднее стекло оставили.
        В Азербайджане своя валюта, но можно расплачиваться и долларами, если вы проездом.
        Еще в паре километров от поста нашлась заправка. Но когда я стал узнавать, во сколько долларов мне обойдется литр бензина, лица у заправщиков стали настолько хитрыми и они так долго шушукались, что результата я уже дожидался просто из спортивного интереса. В конце концов, с мечтательным выражением лица, мне сообщили цену – в пересчете на рубли – АИ-95 по 45 руб/литр. На самом деле в Баку он стоит в районе 25 руб/литр (если платить местными манатами). Официальный курс составляет примерно 40 рублей за манат или 1,28 доллара за манат.
        Заправляться в итоге в Азербайджане не стали совсем, так как я знал сколько стоит бензин в Туркменистане.
        Пообедать остановились в населенном пункте «Куба» (Quba) кафе-ресторан «Фаэтон». Это был наш самый дорогой обед за время путешествия, но оно того стоило.
Мы были на Кубе ))) Название местного населенного пункта
        Четверо УЛЫБАЮЩИХСЯ и заботливых молодых людей, буквально вьющихся вокруг. Закуска, салатики, соусы, напитки, занимающие половину большого стола перед тем, как принесут первое блюдо из заказанных. Сама уютная обстановка деревянного хуторка вокруг. Заботливо, по собственной инициативе, принесенное одеяло для младшего ребенка, подушки на прохладные стулья, размещение робота во главе стола и подвигаемый стул, и подливание минералки, моментальная замена оброненной ребенком ложки … и улыбки, улыбки, улыбки. При таком отношении понимаешь, за что отдаешь деньги – в первую очередь за настроение и только потом за само  вкусное приготовление кушаний. Так как официанты были молодые, на русском языке еле-еле разговаривал только один из них, но все заказанное принесено было правильно. Оплату согласились взять в рублях – 2000 руб, но животы мы набили до края, унося еще с собой минералки и яблок.
Кафе "Фаэтон". Заказанные блюда еще не принесли. Это разминка
Кафе "Фаэтон"
        Карты Азербайджана в официальных картах навигатора не было, а самостоятельно найденная и закаченная оказалось очень бедной и неточной, да и указателей направления на дороге почти нет. Поэтому на редких развилках уточняли дорогу у местных жителей или выбирали дорогу пошире.
Азербайджан. Схема дорог
        Основная часть трассы на Баку шикарная, многополосная, с ограждением на разделительной полосе и полным отсутствием ям или колдобин, но ограничение 90 км/ч. На разделительной стоят видеокамеры. Цитируя местного водителя – «камеры издалека видно, около них 90 ехать надо – а между ними сколько машина может». Дорожной полиции на трассе не встретилось вообще.
Говорят, по завершению каких-то работ, дорога в 2012 будет переведена в автомагистраль и тогда официально разрешенная скорость возрастет.
По дороге на Баку
По дороге на Баку
        В Баку мы въехали в пятом часу вечера и, доехав примерно до середины города, попробовали узнать дорогу до морского порта или парома у таксистов. В Махачкале этот пункт назначения надо спрашивать как «Морвокзал», до этого мы договорились, после того как я уже руками начал волны и кораблики показывать.  Сам паром и пограничный пункт находятся в 500 метрах левее «морвокзала» (пара кварталов), если стоять лицом к морю. Координаты  – N 40°22.344' E049°51.906'. Мы добрались до вокзала, наняв таксиста на одной из центральной площадей как сопровождающего за 7 долларов. Путь из середины города оказался довольно извилистым. Движение в городе очень большое и тесное. Много дорогих и очень дорогих машин. Двигаться в пробке надо довольно жестко и агрессивно, дожидаться когда пропустят не стоит.
Баку
Баку
Баку
        У кассы порта мы были в районе 17 часов. Первоначально разговор шел о том, что надо подождать начальника часов до шести-семи вечера и уже с ним решать, будет ли в ближайшее время место на пароме. А еще надо предварительно доехать до таможни и взять у них разрешение на приобретение билетов (таможня в 500 метрах дальше к морю).
        Цитата с сайта "Евро-Азиатского транспортного проекта" www.euaspr.com «В связи с тем, что паромные суда ориентированы на перевозки ж.д. вагонов, прием на борт автотехники осуществляется по остаточному принципу от 2 до 5 единиц на рейс, но при отсутствии ж.д. подвижного состава машины принимаются по максимуму. Транзитное время Баку-Туркменбаши 12 часов. Ежедневно в порту Баку обрабатывается от 2 до 3 паромных судов на направлении Туркменбаши.» Сайт Азербайджанского Государственного Каспийского морского пароходства www.caspar.az, но там есть только телефоны для связи, расписания или цен на перевозку там нет.
        Пришлось достать тайное оружие – дочурку в розовом и погулять с ней перед кассой. Через час-полтора у нас на руках была гора и маленькая тележка бумаг на азербайджанском, которая должна была означать, что уже в 11 вечера у нас погрузка на паром, а до этого надо еще пройти таможню и пограничников, поэтому лучше всего занять очередь и стоять поближе к пропускному пункту.
        Взяли с нас за машину и два с половиной места в пассажирской каюте (половина места – это за пятилетнего сына) и за «помощь в оформлении бумаг» кажется около 670$. «Кажется» – потому что сразу я бумаги смотреть  не стал, а после подъема по трапу на паром их тут же изъяли, и обратно уже не отдали.
        После оформления бумаг на таможне, время вероятного прибытия парома сдвинулось сначала на 12 часов ночи, а потом и на 4 часа утра. Оказалось, что паром прибыл, но подходить к причалу его очередь не подошла. Поняв, что в гостиницу селиться смысла все равно нет, тем более, что судя по интернету гостиницы в Баку дорогие, мы решили воспользоваться случаем и прокатиться по центру Баку.
        Движение оказалось таким же плотным и агрессивным, как и днем. Попробовали уйти с главных улиц в исторический центр. Улочки действительно как из старых сказок – освещаемые только светом из окон двух-, трехэтажных домиков, шириной в одну машину плюс один человек. Боковые зеркала проходили буквально над перилами и крылечками домов. По таким же поперечным улочкам вылетая из темноты, как пули, проносятся местные джигиты. Светофоров или дорожных знаков нет. Что делать, если едущая впереди машина остановиться или просто кто-то резко выйдет из дома думать даже не хотелось.
        Через 30 минут, покружив по ночному Баку, хлебнув адреналина больше чем на американских горках, мы выбрались обратно на главные улицы к историческому центру Баку – Ичери-Шехер или просто «Крепость». Старинный жилой квартал и историко-архитектурный заповедник в центре Баку, окружённый хорошо сохранившимся крепостными стенами высотой 8-10 метров и являющийся наиболее древней частью и достопримечательностью города. За крепостными стенами сохранилось множество уникальных памятников: дворцовый комплекс Ширваншахов, «Девичья башня», мечети и минареты, остатки караван-сараев, бань. Застройки старой крепости носят особый характер. Из-за нехватки территории здания здесь возводились «стена к стене». Здесь нет садов, дворы чрезвычайно малы и разделены «нитями» узеньких улочек, переулков и тупиков. Ичери-Шехер включен в состав мирового культурного наследия ЮНЕСКО.
Крепость
Ночное Баку
Внутренние кварталы Крепости
        Поужинали в кафе, расположенном между кассами порта и таможней. В Баку, все кому старше 30 лет, прекрасно разговаривают на русском. Расплатились за небольшой ужин долларами, эквивалент 700 рублей.
        Остаток ночи провели в машине в ожидании погрузки на паром. Фактически, прохождение таможни, пограничников и погрузка на паром начались только в 7 утра, вместо обещанных 11 часов предыдущего вечера. Но нет худа без добра. Долгое ожидание позволило хотя бы бегло осмотреть ночью центр Баку и восполнить пробел в образовании прослушав за ночь MP3-книгу Эрнеста Хемингуэя «Старик и море», которую друг Василий рекомендовал еще на 3 курсе Политеха.
        Пройдено около 300 км и граница Дагестан-Азербайджан, оформлен выезд из Азербайджана.
День пятый.

        7 утра. Усталые и помятые после ночевки в машине, «договорились» с таможенниками, чтобы не разгружать всю машину и не таскать сумки и детей через просвечивающие рамки, отбились от пограничников, выжимающих свою долю, и закатились в трюм парома.
Строящийся комплекс небоскребов в форме лотоса
        На пароме вдруг оказалось, что унитаз в нашей каюте сломан, а единственная свободная каюта на «носу», где страшно укачивает. Можно, конечно в виде исключения, поселиться в «матросскую каюту» на служебной верхней палубе всего за 20 баксов. Оказалось что в «матроской каюте» унитаз не прикреплен к полу вообще и раскачивается даже когда паром пришвартован, а по полу санузла перекатываются низенькие волны сантиметра 3 высотой. Представили как выглядит … ну например матрос, после выхода в океан – гордо раскачивающийся на унитазе, поджав ноги, зажав ленточки матроски в зубах и оглядывающий из под руки волны катающиеся по полу в поисках земли … и переехали в «гостевую каюту» (как нам объяснили, для гостей капитана). Это, я скажу, не Рио-де-Жанейро, но хотя бы ковры есть и можно не учиться на юнгу перед походом в санузел.
Гостевая каюта
        Отошли от причала только в 11 утра. Обещанное время переправы – 12 часов. Еды мы не закупили, так как рассчитывали плыть ночью и в это время уже пройти таможню Туркменистана, а поблизости от порта был только крохотный ларек с пивом, сигаретами.
Пришлось обратиться в кафе на борту. Еда простая, но вкусная, но дорогая. За сковородку картошки с мясом днем, яичницу утром, хлеб и чай отдали в пересчете 800 руб. (расплачивались в долларах).
        Чтобы скоротать день пригодился ноутбук с заранее записанными играми КВН и «Большой разницей», а также наличие розетки в каюте.
На пароме
        В 22 часа, наивно ожидая скорого прибытия, упаковали все вещи, детей и … проболтались всю ночь в море. Спать пришлось урывками, вполглаза, так как замок на двери каюты не работал, да и уплыть обратно в Азербайджан не хотелось.
        Пройдено 306 км на пароме.
День шестой.

        Пришвартовались и приняли на борт встречающую комиссию в 11 утра. В 12 все колеса машины уже опирались на твердую землю Туркменистана и мы снова стояли перед таможенным пунктом под ярким и горячим солнцем курорта Аваза, скромно держа в руках дочурку. Конечно же, мужественное сердце пограничника не устояло и нас провели мимо очереди почти к самому окошку.
Берег Туркменистана
        За полугодовые визы (рабочие) и пересечение границы отдали 415 долларов и 5,5 манат (взрослая виза 205 долларов с уже имеющимся приглашением и символические сборы за детей).
Курс местного маната 1$ ~ 2,85 ТМТ .
        За ввоз машины отдали 36 долларов транспортной инспекции за двухнедельное разрешение передвигаться на своей машине, компенсацию за низкую стоимость топлива – 34 доллара (считается исходя из расстояния до пункта, в котором будете регистрироваться на проживание, от Туркменбаши до Ашхабада примерно 590 км), страховка автомобиля 50 долларов, 4 маната за проезд через «мост». Мост наверное очень маленький и его я не заметил, но квитанция официальная и будка с охранником была. Итого за машину отдали 120 долларов и 4 маната.
К сожалению, сразу после получения виз жену с детьми отвели в сторону и усадили на скамейку. Дальше мне пришлось бегать без дочки. И хотя очередей больше двух человек и затягивания нет, но окошек для разрешения на ввоз машины оказалось так много, да еще и после каждого надо было метнуться к окошку банка и обратно. С таможни мы выехали только в 15 часов.
        Меньше чем в километре от границы долгожданная туркменская заправка! Заливаю до полного – 45 литров (почти полный бак) на 270 рублей (6 руб/л). Подсчитав, понимаю что за одну заправку, по сравнению с российскими ценами, я уже в выигрыше по отношению к 34$ отданным на таможне. С этого момента, на каждой заправке деньги я отдавал со счастливой улыбкой.
        Перед последним рывком остановились искупаться в море и сфотографироваться с верблюдами. Дно в этом месте оказалось очень пологим, прогулявшись минут пять по дну мы наконец-то зашли в воду по пояс, правда по пояс было сыну. Окунулись чуть-чуть и побрели обратно.
Верблюды и горы
Море
        На таможне сказали, что дорога до Ашхабада хорошая, некоторые доезжали и за 5 часов (590 км, в интернете на этот участок дают 6,5 часов), есть только небольшой участок с «волнами». Небольшой участок оказался длиной километров 500. Разогнавшись поначалу и поймав пару серьезных «неровностей», дальше пошел «сев на хвост» достаточно быстрой идущей машине с местными номерами, повторяя её траекторию и темп. К сожалению, через час машина свернула в сторону. Спасибо водителю, что он открыл окно и показал мне жестами, что мне за ним дальше не надо, а то как в анекдоте, так бы и приехал к нему в гараж.
Дорога в Ашхабад
Дорога в Ашхабад
        В итоге, то пытаясь удержаться за машинами которые неслись 150 км/ч невзирая на огромные ямы, то ползя за машинами объезжающими все кочки на скорости 60 км/ч, то пробиваясь в одиночку (плохой вариант – ямы в самых неожиданных местах, дорога разветвляется, упирается в тупики, знаков нет никаких, в итоге обгоняют все машины, которые ехали 60) дотянули до темноты. С наступлением темноты пристроились за джипом и поползли, шепотом ругаясь и подпрыгивая на кочках. Километров за 150 до Ашхабада началась дорога первой категории с тремя полосами в каждую сторону, освещением, разделительной полосой с озеленением.
        Около 23 часов поверили страшненькому на вид дорожному знаку, который утверждал, что в Ашхабад надо свернуть на второстепенную дорогу с проездом через город Гёктепе. Потеряли на проезде через город еще 40 минут и выбрались в итоге на ту же самую трассу, но чуть поближе к Ашхабаду.
Ворота в город Ашхабад
Ночной Ашхабад
        Путешествие мы закончили в Ашхабаде в 24-00. Пройдено за день около 590 км.
 
Затраты на путешествие:
Бензин – 5100 руб.
Таможня, обязательные платежи в рублях– 2200 руб.
Таможня при въезде в Туркмению – 540 долларов.
Паром - 670 долларов
Продукты – 6000 руб.
Гостиницы –  6000 руб.
Предохранитель для прикуривателя – 15 руб., лампочка габаритов – 10 руб., тонировка задних боковых стекол (восстановил за 600 руб.)
 Необязательные платежи на таможне и в дорожную полицию – не указываю, тут кто как едет и на что договорится.
 
        Послесловие
        До полугода можно ездить по стране с российскими номерами, оплатив в транспортной инспекции дополнительно 180 долларов.
        Правила дорожного движения почти полностью соответствуют российским. Бумажную версию можно купить в книжном магазине на Русском Базаре.
        Наша поездка на машине по цене, в итоге, вышла не дешевле, чем если бы мы добирались поездом до Москвы и оттуда самолетом прямиком в Ашхабад. Но гораздо интереснее. И на своей машине, не смотря на недорогие услуги таксистов, все-таки удобнее и комфортнее осматривать многочисленные достопримечательности Туркменистана.
 

Крошечный ребенок в розовом – просто каким-то волшебством изменяет людей вокруг и  ускоряет бюрократические процессы.

Делайте детей, это не только приятно, но и полезно! И больше путешествий!


Комментарии
комментарий удален администратором 
комментарий удален администратором
Guest27.08.13, 17:07
Почему не пишешь, как приехал назад? Хочу поехать к дочери в Саратов на машине 
. Из Ашхабада-Бекдаш-Н.узень-Бейнеу-Кульсары Аты-рау-Астрахань. Дорогу знаю. Раньше гонял Жигули. Александрин Владимир 09,05,1944г. рождения. Сил не полон, но еще чтото.
Guest11.02.13, 16:46
Туркменбаши 
Хотел было тоже поехать в Туркменбаши на машине, но после прочитанного вряд ли соберусь :-(
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Каспийское
еще маршруты
О Маршруте