Сложности получения виз, сборы все позади. Волнительное расставание с родными, пребывающими в неведении относительно маршрута нашей поездки – «едем в Среднюю Азию: Казахстан, Узбекистан, Туркменистан… так немного покататься, при каждом удобном случае будем звонить…». Про цель поездки, Иран, так и не решились им сказать. Сами были в шоке от предложения Паши Дефа поехать к Индийскому океану. Но, изучив вопрос, мнение свое поменяли, захотелось съездить…… Итак, Старт!

ЧАСТЬ 1. КАЗАХСТАН

Казахстан. Сельский быт Казахстан. Сельский быт
Степные орлы Степные орлы
Могила Шамбаймолы Могила Шамбаймолы
Форсирование водных преград Форсирование водных преград
Почти пустыня Почти пустыня
31.04 – 01.05.09

Полтора дня дороги и мы на границе с Казахстаном. Непривычно меняется пейзаж - леса, перелески, поля и вот она, степь! На подъезде к границе дорога становится хуже и раздолбанней, кажется что она ведет в никуда. Ветер становится сильнее до такой степени, что наш Патруль болтает по дороге, через дорогу летают перекати-поле. Первый переход границы был для меня очень волнительным, но все прошло очень четко – заполняем документы (нам предстояло 6 границ, т.е. 12 погранпереходов, и чтобы не было проблем с обратным ввозом 2-х ноутбуков, 2-х GPS, 2-х фотоаппаратов, СВ и т.д. на каждой мы заполняли таможенную декларацию в 2-х!! экземплярах), досмотр машины, паспортный контроль , еще раз все повторяется в том же порядке (терпение, главное терпение!) и мы уже в Казахстане.
На часах глубокая ночь, двери в машину открываем по очереди, иначе ветер уносит все бумажки из машины. Становится понятным зачем нам пуховики и шапки, проникаешься словами песни «в той степи глухой замерзал ямщик»! Собираемся свалить в степь, и спать, спа-а-ать, но... вечер перестает быть томным – случайно в Мазде блокируется сигнализация, и она отказывается куда бы то ни было ехать! Звонить в Черноголовку установщику сего девайса около 3-х ночи и спрашивать код, как-то не комильфо, да и код, который можно услышать в это время, легко угадать ;-)). «Греемся», едим сухой паек и спа-ать до утра. С первыми лучами солнца подъем, и чудо – Люба случайно подбирает 4-х значный код!

02.05.09

Этот день ознаменовался открытием – где в прошлые годы был лишь небольшой кусочек асфальта и грейдер, построили шикарную дорогу! Испытания максимальной скорости автомобилей, завтрак в местном кафе, тушенка из конины на прилавках, обмен денег, заправка под завязку, понтонная переправа в Индере, пополнение запасов питьевой воды, закупка овощей, первые суслики и степь, степь….
Скажу сразу, нам повезло – эта весна была сухой! Вся степь изрезана колеями, легче ехать параллельно основной дороге - меньше трясет. Как весело там в дождливое время, приходится только догадываться! А сейчас, лишь трясет и стоит жуткая пыль, приходится держать большую дистанцию между машинами. А кругом бескрайние просторы!!!

А-ааа, верблюды! Как на картинке! А-аа, срочно фотоаппарат, а-ааа, поближе, а-ааа, какие большие, у-уу, какие они облезлые! Где-то так, можно перевести эмоции при виде этих животных. Клочья шерсти свисали (весенняя линька), делая этих красавцев нефотогеничными. Хотелось их погладить, но инстинкт самосохранения и рассказ Олега про вид верблюда в зеркало заднего вида, преследующего их машину … В общем, несильно и хотелось!

А-аа, солончак!! Слушать рассказы про солончаки и смотреть фотки - это одно, а видеть своими глазами….. Белоснежная поверхность, ощущение озера, засохшая потрескавшаяся корка и соль, соль.. (чтобы убедиться, что это не сон, попробовала на вкус!) Как обманчивы наши ощущения! При попытке пройтись по этой иссушенной поверхности, понимаешь, что тебя держит эта корка, а под ней пластилинообразная субстанция, которой безразличен протектор твоей грязевой резины!
Вечер, лагерь между холмами немного спасает от ветра!

03.05.09

Степь, степь…. Траву сменяет песок, потом опять трава. Пролетаем мелкие населенные пункты, все домики покрашены в белый цвет с синими элементами отделки. Строительный материал – «лепешки» верблюдов смешанные с травой и высушенные на солнце.

При этом на кладбищах могилы отделаны камнем! Женя ведет всю колонну, мастерски находя выезды из аулов. Дороги веером расходятся в разные стороны, могут затем сходится, а могут заводить совсем в другую сторону. Порой наш маршрут идет совсем не накатанной дорогой, по которой последний раз ездили только прошлые экспедиции. Карты тут бессильны, только космоснимки.
Въезжаем в . Ищем магазин, чисто так…из интереса.
/Небольшое отступление: в одной из самых первых экспедиций произошел инцидент с местным населением – Паша Деф и Немодный отправились в магазин, а Женя осталась одна в машине. Казахстан мусульманская страна, поэтому в далеких аулах женщина, в лучшем случае друг человека. Так вот, Женя сидит в машине, местный открывает заднюю дверь и просто берет баклажку с водой, не обращая на нее никакого внимания! Поэтому, у нас была установка, что при остановках в магазинах и т.д. всегда с машинами остается хотя бы один мужчина!/
Итак, магазин нашли, ознакомиться с местным колоритом рванули все, кроме меня и Жени! Сижу я себе в машине, окна открыты, вдруг нарисовался один казах, второй, третий, … десятый… ходят вокруг, читают надписи, сразу вспоминаю ту историю. Наши и не думают выходить из магазина, а меня окружают!!! Вобщем, оказалось очень дружелюбные люди, поинтересовались куда едем - ответ «в Иран» их немного озадачил ;-), предложили помощь (если надо) и под конец попросили их сфотографировать на фоне машин! Когда я фотографировала 8-х местных на фоне наших машин, из магазина появился Олег. И начинает фотографировать меня, фотографирующую эту группу! Картина маслом!

Зубодробительный грейдер, простор, орлы, сидящие на километровых столбах, редкие тюльпаны. Я то думала они ого-го, а они…… маленькие, маленькие ;-(. Пора цветения прошла и встречаются лишь припозднившиеся экземпляры.

Ощущение простора, кайфа от открытого пространства сменяет чувство монотонности. Заправка. Сказать сколько мы залили и точно по какой цене сложно, корректировка количества литров производится простым передвижением стрелки, что такое «обнулиться» этот аппарат знал только в своей далекой советской юности.

Переезжаем брод, вода низкая, но все-таки какое-никакое развлечение. После брода выясняется, что на Дефендере подклинило подшипник, а вентилятор утратил часть своих лопастей. Но нашему передвижению это не мешает, температура невысокая, ветер, да и Деф изначально машина для Африки. Но появляется повод для изучения автомагазинов в Бейнеу. Вентилятор в Иране нам однозначно понадобится, ведь мы направляемся в пустыни!
/Отступление: у нас на Патруле еще под Саратовым подклинило подшипник ролика ремня кондиционера, проблема была решена быстро – Саша скинул ремень кондея и путь продолжили без него. Но, в пустыне-то лучше с этим девайсом, и мы тоже надеемся поправить эту техническую проблемку в Бейнеу. А пока, запомните эти слова – кондиционер и вентилятор ;-)/.
Однообразие ровного как стол ландшафта сменилось холмами, постепенно набираем высоту. Посещаем могилу Шамбаймолы.

Кто это и сколько лет могиле сказать трудно, но безусловно она заслуживает внимания. Выражение «ковер из тюльпанов» преобретает реальный вид – да, они мелкие, но их очень много!!!Красота! Огромные гнезда орлов и горизонт, где-то далеко, далеко…

То что степь не прощает к себе небрежного отношения, понимаешь по встречающимся сгоревшим остовам машин. Абсолютно безлюдные места! Из ниоткуда вырастают небольшие старые захоронения, сколько им лет остается только догадываться! На ночевку останавливаемся на обрыве с потрясающим видом!!

04.05.09

Дорога снует то вверх, то вниз, пыль и офигительные виды: белоснежные меловые выступы причудливых форм, горизонт теряется в дымке, постоянно меняется растительность: то сухая трава, то одиночные космические растения, вылезающие из потрескавшейся земли и запах, дурманящий запах полыни.
Неожиданно дорога переходит в насыпь! Также неожиданно эта насыпь заканчивается.

Непонятно и с колодцами – бетонные кольца и где-то очень, очень глубоко вода сомнительного качества. Ну в экстренной ситуации про качество можно забыть, но как ее оттуда достать? Без веревки (очень длинной) и емкости! Меловые горы/возвышенности - отдельная тема для отдельного путешествия.

Проверили работоспособность лебедок ;-). Колеса мылятся и становятся сликами. Все-таки нам повезло с погодой, при неудачном раскладе я думаю, мы бы в Казахстане задержались надолго!

Двугорбые верблюды успели надоесть, мало того что они лезут, они еще воняют и громко орут!
Зато тут особенные коровы – во первых они очень чистые, а во-вторых они пушистые! Шерсть «длинная и шелковистая». В степях пасутся табуны лошадей и отары овец, за ними следят лихие пастухи на скакунах.
Опять наступает монотонность: степь, пыль, населенные пункты, похожие один на другой. То что приближаешься к населенному пункту можно узнать по мусору, который появляется чаще и чаще. Приборная панель покрывается слоем пыли, при неудачном направлении ветра шлейф от впереди идущей машины бесконечно долго висит в воздухе.

Дистанция между машинами увеличивается до зоны видимости. Зубодробительная дорога, и так мы должны сегодня проехать около 600 км, чтобы завтра оказаться в Узбекистане. Морально утомительно и бесконечно долго.

Знакомо ли вам ощущение идеального асфальта, по которому машина летит, как будто на воздушной подушке? Вот, вот, вот именно так, воспарили наши машины посередине этого пути. Нет, асфальта не было, по прежнему вокруг степь, но иссушенная окончательно, без признаков растительности, ровная как стекло! 100-110 км/ч – легко! Счастье было недолгим ;-).
Устюрт!!!

Мы поднимаемся на плато! Космический пейзаж, нереальные цвета: красный, желтый, белый, причудливые рельефы. Фантастика!! А дальше, дальше опять степь, да степь кругом! Только вокруг огромные кучи (как от кротов, но раз в 10-20 больше), что за животные населяют эту планету Устюрт в столь большом количестве? Непонятненько. Воспоминания наших спутников о прошлой поездке по этим местам - полное отсутствие цивилизации, и… И отличный сигнал приема сотовых телефонов!!! Чудеса, здесь, в безлюдном месте, работают сотовые! А что это блестит вдалеке? Может кто-то из наших (джиперов ) разбил лагерь? Паша достает бинокль и…шок, вдалеке стоят машины, антенны и какие-то строения! 2 года назад ничего подобного не было! Валим отсюда, быстрее! Упс, с обратной стороны шлагбаум и "кирпич"!

Проезжаем, читаем - «Газовое месторождение. Въезд только по пропускам».
На ночь уходим в степь, не очень далеко от дороги.