Часть 4.1. ИРАН (Знакомство)

Иран Иран
Девчушки Девчушки
Первая ночевка в Иране Первая ночевка в Иране
Дерево пластиковое ;-) Дерево пластиковое ;-)
Движение на улицах Движение на улицах
Чем старше женщины, тем темнее одежда Чем старше женщины, тем темнее одежда
Сабзевар Сабзевар
Иранская пресса Иранская пресса
Логистика Логистика
Минарет Минарет
Прогулка по Сабзевару Прогулка по Сабзевару
Прогулка по Сабзевару Прогулка по Сабзевару
Смысл окраски остался неизвестен Смысл окраски остался неизвестен
Попытка заправиться Попытка заправиться
Какой-то древний караван-сарай Какой-то древний караван-сарай
 древний караван-сарай древний караван-сарай
Естественной освещение через отверстие в потолке Естественной освещение через отверстие в потолке
Улочки небольших городов Улочки небольших городов
11.05.09

Чтобы осмотреть все достопримечательности Туркмении надо оставаться здесь на все 4 недели, да и то времени не хватит! Древняя земля, сумевшая сохранить свои памятники, и красивейшая природа! Наши спутники Атабай и водитель Ильхам делали все возможное, чтобы наше пребывание в Туркменистане было комфортным, за что им ОГРОМНОЕ СПАСИБО! Уезжаю из этой страны с мыслью, что сюда надо обязательно вернуться!

После неудачного штурма границы, за полчаса до открытия шлагбаума мы уже на месте. Дорога к переходу открыточно красива: на фоне зеленой травы алые ковры маков, а на заднем плане горы Копетдага ! Отличное шоссе, но почему-то закладывает уши… ба-а, а наш друг GPS показывает что мы стремительно набираем высоту, причем визуально сильный подъем не ощущается! Но начинает чувствовать подъем наш атмосферник, он уверенно, но очень-очень медленно ползет к границе Ирана.

Паспорта, документы, декларации, осмотр… все процедуры уже привычны. Нейтральной полосы нет, переход высоко в горах, поэтому разделяют два государства только ворота. Переодеваемся прямо в машинах. Повязываем платки - это целая наука! Выползаем из машин – теперь на две недели это наша форма!

/У женщин в Иране наряд должен соответствовать определенным требованиям: Одежда должна полностью закрывать голову и тело, кроме лица и кистей рук. Просвечивающиеся или прозрачные ткани неприемлемы. Одежда должна быть достаточно свободной, чтобы скрыть очертания тела. Желательны темные, сдержанные цвета. Это все попадает под понятие хиджаб («покрывало»). Если одежда не соответствует этим требования, могут не пустить в Иран. (поэтому в нашем гардеробе были платки, длинные, до пола юбки, свободные штаны, а сверху что-то среднее между коротким платьем-халатом и длинной туникой) /

Ворота открываются, и мы проходим обычные пограничные процедуры, но уже на иранской стороне. Ключевое слово – «ОБЫЧНЫЕ»! Пройдите все формальности, если кругом все надписи на витиеватой персидской вязи! Где оставить машины нам объяснили на языке жестов, дальнейшую дорогу тоже указали взмахом руки в неизвестном направлении! Куда идти??

Стоим в растерянности, подойти не к кому! Вдруг, волшебным образом, около нас рисуется бородатая личность, в комбинезоне « а-ля грузчик» (вид у него, мягко говоря, бомжеватый), на языке жестов направляет нас в какой-то кабинет, там сверяют наши личности с паспортами. И… мужчин уводят в неизвестном направлении, нас «троих в хиджабах», оставляют в зале ожидания (без паспортов!). Коротаем время за беседой, смотрим плазменный телевизор с местными новостями, изучаем персидские цифры на календаре!

/В Иране (и в Афганистане) используется астрономический солнечный календарь, разработанный при участии Омара Хайяма. Он ведёт летоисчисление от переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину в 622 году, но основывается на солнечном годе, в отличие от классического исламского календаря, поэтому его месяцы всегда приходятся на одни и те же времена года. Начало года — день весеннего равноденствия (навруз, праздник весны). Неделя иранского календаря начинается в субботу и заканчивается в пятницу./

С радостными улыбками появляются Паша Деф, Саша и Олег! Все формальности пройдены, на руках документы, только где чьи???

(Наличие у нас Корнет-де-пассажа – обязательства на вывоз из страны авто, сильно упростило оформление). Меняем по 100 долларов на общие расходы - получаем миллион местных реалов, расплачиваемся с хелпером. И все!!! Мы в Иране!! В паспортах красуется дата въезда – 1388 год!!!!!!! Осталась одна мелочь – оформление страховки в ближайшем городе.

Красные горы, маки, горная дорога с дорожными знаками, облегчающими движение. Рекомендация о включении более низкой передачи, при прохождении спусков. Первые местные машины! Быстро добираемся до городка Кучан. На въезде нас ждет человек с таможни, чтобы показать дорогу к офису страховщиков. Первый город Ирана!

- Кто-нибудь понимает по каким правилам они ездят!????
- Кто у них имеет приоритет на круговом!?
- Мотоциклист!! Осторожнее!!!!!!
- Почему на светофоре одни желтые сигналы????????????
- Встречка!!! В лоб! На мотоцикле!!!!!!!
- Кто-нибудь заметил сколько людей сидело за мотоциклом? Пять? Четыре?

Это сплошное броуновское движение! Если сравнивать, то в Москве все ездят очень, очень спокойно. Хаотично ездящие мотоциклисты, разговаривающие по телефону, уворачивающиеся черные «пирамидки» в чадрах, звуковые сигналы – от иерехонских труб, до жалобного попискивания. Обочины заставлены машинами, торговцами. От вида этого хаоса, мне хотелось закрыть глаза и заткнуть уши!

На оформление страховки ушло минут пять (еще по факсу с таможни послали наши данные, и мы только забрали бумажки, исписанные кружевной вязью).

На загородных дорогах, в противовес городу, царит спокойная жизнь – широкие полосы, встречное движение часто разнесено метров на 100 друг от друга, мало машин. Каждая встречная машина мигает фарами, водители машут рукой. Какие приветливые иранцы! Через пару десятков километров до нас доходит – мы единственные едем с ближним светом, вот нам и мигают! Не принято у них днем включать фары! Даже в сумерках водители оттягивают этот момент до последнего.

В придорожном ларьке покупаем фисташки, овощи и….. ПИВО! Да, да пиво! Вот стоите вы в ларьке, и не верите своим глазам – в исламской стране и алкогольный напиток, со знакомыми этикетками и надписью beer! Холодное! Офигеть, дайте шесть! Не отходя от кассы, вскрываем бутылки и….. читаем внимательно этикетку “100% free alcohol” – ну, это можно пережить! А что оно сладкое и со вкусом ананаса, вишни, банана??? Хотя, если не знать что это пиво, напиток прикольный /в составе присутствует ячменный солод/!

Заезжаем в Нишапур посмотреть усыпальницу Омар Хайяма. Это большой мемориальный комплекс в красивом парке с кедрами. На входе покупаем билет, но нужно записаться в журнал посещений! Теперь в их книге, среди персидской вязи, есть автограф русских путешественников в персидском стиле справа налево русскими буквами. В парке огромное количество экскурсий, в основном это группы девчушек школьного возраста. Если женщина на востоке себя ведет скромно, потупив взор, то стайки девочек в форме…. Шум, хохот, попытки общения с иностранцами и опять хохот.

Прямо напротив усыпальницы Хаяма находится очень красивый имамзадэ (гробница потомка Пророка) Махруг. Два отдельных входа для мужчин и женщин, снимаем обувь, заходим. Росписи и оформление производят неизгладимое эстетическое впечатление!

Любовь иранцев к круговому движению в городах не знает границ! Правил проезда этих перекрестков мы так и не узнали! Зато у нас было очень много версий ;-).

На ночь отъезжаем от дороги, скрываемся в красных холмах и празднуем первый день в Иране!

12.05.09

С утра едем в Сабзевар, с целью погулять по городу, посмотреть на местный колорит. По дороге комментируем чудеса автопрома в виде диковинных машин. Встречаются как редкие европейские экземпляры годов так 60-х – 70-х, так и современные иранские марки «Саманд», «Пейкан». Эти автомобили свежего года выпуска, но модельный ряд также древних годов. «Саипа» произвела на нас неизгладимое впечатление! Это слово сопровождало всю поездку, и приобрело нарицательный смысл. Саа-и-па!!! Такой возглас раздавался при виде каждого синего пикапа, груз которого, превосходил по объему автомобиль в 2-3 раза! А также любого авто, поведение которого на дороге повергало нас в шок.

Сабзевар. Организм адаптируется к манере городской езды, и едущий навстречу, не по своей стороне, мотоциклист воспринимается как нечто обычное – ну надо так человеку, ну позвонили ему по телефону – нет ну и что, что едет, управляя одной рукой, остановился посередь дороги? А может у него важный разговор? Ничего, мы объедем! Парковаться нашим «небольшим» машинам на улочках городов не легко. Приткнув автомобили в более-менее свободное место, пошли гулять в центр.

Одноэтажные, максимум 2-х этажные, дома, у каждого выход на улицу – это торговая лавка. Торгуют всем: ткани, ковры, украшения, медная посуда, куски самодельного мыла, еда, запчасти к машинам, мотоциклы и много-много всего………. Здесь можно спокойно гулять, рассматривая товар. Продавцы ведут себя сдержанно, не в пример «Слишь! Купи дарагой!». Олег не смог равнодушно пропустить мотоцикл «ИЖ.Планета». У всех вызвали удивление цыплята, окрашенные во все цвета радуги!

Дорога зовет! Но надо сначала заправиться! Наслушавшись рассказов о стоимости топлива в Иране, предвкушаем момент заправки и расплаты.
А вот и местная АЗС, внешне ничем не отличающаяся от наших. Свободно, очередей нет. Заруливаем, и если вы подумали что мы заправляемся, вы жестоко ошибаетесь! Перед нами колонки с надписями по-английски “Price/ Litre/Unit Price”, цифры на табло тоже наши, не хватает только надписей где бензин, а где дизель! По запаху находим дизель.

Тут же подлетают местные и на очень чистом фарси, что-то нам объясняют. Руссиа туристо! Фарси не миданам (мы не понимать фарси), нам нужен дизель! Нет, блин, машут в другую сторону! А там по запаху бензин! Нам нужен дизель! Ди-зель! Понимать? Нет! Как будет по-английски дизель? Да так и будет! Коллективный разум отказывается верить в происходящее – вот машины, вот дизель, вот деньги - что им еще надо? Тут кто-то произносит “Gas oil”. О-о-о среагировали, с неверующим видом осматривают наши машины, повторяя «газойль? газойль!”. Теперь бы этот «газойль» еще бы оказался дизелем! Протягиваем деньги, а они новое слово – «карт?»! Нет, честное слово, эта миссия невыполнима! Какая «карт»? Нет у нас никакой «карт»! Нэ карт? НЕТ! Наши иранские помощники исчезли в направлении недалеко стоящих грузовиков. Немая сцена. Вдруг они возвращаются, ведя человека с этой самой «карт», он вставляет ее в колонку и мы заливаем все 3 машины! Расплачиваемся. Занавес!

/Какая система с картами не совсем понятно, но ясно, что легковые машины в Иране бензиновые. Дизель только для грузовиков. Поэтому иранцы и отнеслись с недоверием к «газойлю», потребляемому нашими машинами. Для грузовиков и введены эти самые карты. Почему нам их не дали на таможне, непонятно! Ведь мы должны были как-то заправляться? Вот легенда для заправки в Иране: Подъезжаете к колонке, там где грузовики. «Руссиа туристо. Фарси не миданам. Газойль! Нэ карт». Все, проблема решена. Обязательно вам кто-нибудь поможет! Про цену на дизель – она варьирует в разных районах страны – но однозначно на порядка два ниже нашей. Очень хорошо помню заправку где мы залили 130 литров за…….барабанная дробь……. 1 доллар!!! /

Валим, валим в пустыню. По дороге останавливаемся около старого караван-сарая.
Встречаем группу иранцев, один из них немного говорит по-английски, также активно общаются иранцы говорящие только по-фарси. Им это не мешает, но что самое удивительное мы их понимаем! Отказываемся от приглашения на охоту («пух-пух») ;-).

Последний городок перед пустыней. Заправка по уже отработанной схеме. Наши машины не привлекают внимание иранцев, им более интересны люди. Практически везде нас обступает толпа, желающая общаться! Если есть человек в городе, говорящий по-английски его тут же под руки доставляют к нам. Огромную роль в преодолении языкового барьера сыграли наклейки. Паша Деф перевел название экспедиции и наш маршрут на фарси, также на наклейках была схематично представлена карта нашего странствия.

А как иранцы любят фотографироваться! Толпа зевак облепляет автомобиль, я стою в стороне, и решаю их сфотографировать. Щелк! Моментально группа перемещается ко мне – посмотреть что получилось, глядя в экран фотоаппарата, каждый ищет себя. Щёлк! Кто-то еще решил сфотографировать – и все уже у другого фотоаппарата… Так может продолжаться бесконечно!

Закупка свежих овощей на ужин и…. арбузов! Как приятно, в Москве холодно, дожди, а здесь +25 и арбузы!

Комментарии
Capitan7101.09.16, 09:15
Отличный поход.Супер! Тоже проехали Казахстан, Узбекистан.В план 
ах Туркменистан, но вот с визами в эту страну как то все грустно((
HIRODONTAL1330.09.14, 13:08
Молодцы ребята что еще можно сказать 
Guest15.04.13, 21:11
Здорово, маладца 
ребята,мы были в .казахстане, узбекистане на опеле, хотим за вами -на паджеро. вопрос, как визы делали, были ли охранные грамоты, если дети с нами: один наш, один племянник, возможно?
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Каспийское
еще маршруты
О Маршруте
Ссылка: