Россия / Горный туризм | Спортивный туризм

Дневник похода по Южно-Чуйскому хребту

30 июля - 10 августа 2014 г.
Простой поход по Южно-Чуйскому хребту, соответствующий первой категории сложности.
Новосибирск - Курай - р. Тура-Оюк — Софийское оз. — Софийский ледник (радиальный выход) — пер. Удачный (1А) — р. Караоюк — пер. Рублевского (1А-1Б) — оз. Каракуль — пер. Елангаш 3. (1А) — р. Акбул — пер. Акбул (1А) — р. Тара — пер. Ажу (н/к) — р. Елангаш — пос. Бельтир — пос. Ортолык — Бийск — Новосибирск
Дневник похода
Р. Тура-Оюк — Софийское оз. — Софийский ледник (радиальный выход) — пер. Удачный (1А) — р. Караоюк — пер. Рублевского (1А*) — оз. Каракуль — пер. Елангаш 3. (1А) — р. Акбул — пер. Акбул (1А) — р. Тара — пер. Ажу (н/к) — р. Елангаш — пос. Бельтир
30.07.2014. День 0

Перевал Чике-Таман Перевал Чике-Таман
Устье Чуи Устье Чуи
Что это? Что это?
"Кемпинг" "Кемпинг"
Новосибирск – р. Чуя.

Рано утром вся группа (на этот раз набралось аж 16 человек), собралась в Новосибирском Академгородке. Температура +14° (примерно такой она и была весь день). Пасмурно. Обнадеживающее начало. В 7:30 распихали рюкзаки и на трех машинах пустились в путь. В 8:30 остановка на завтрак в придорожной кафешке на границе Новосибирской области и Алтайского края. Заодно собрался караван.

Договорились следующий раз встретиться в Сростках. Но погода внесла свои коррективы: в Сростках шел сильный дождь. Решили ехать дальше в Манжерок и делать привал там. Опять не повезло - снова дождь. Новой точкой сбора назначили Усть-Сему. Там и остановились на обед  в 13:40. Караван собирался около часа. Как оказалась, одна из машин в Сростках таки съездила поклониться Шукшину. Дальше  дорога с переменной погодой. К четырем часам добрались до Семинского перевала, но ливень не позволил задержаться там надолго. Еще час езды, и мы на Чике-Тамане разглядываем местные сувениры и любуемся видами Теректинского хребта. В 18:40 приехали к месту, где молочно-белые воды Чуи врезаются и теряются в коричневой воде Катуни. Незадолго до этого осмотрели непонятное место: три стоящих вертикально камня. То ли кладбище, то ли какие-то культовые камни.

Остановились на берегу Чуи, не доезжая примерно 14 км до Белого Бома. Там есть большой ровный луг, который местные назвали кемпингом, поставили баню и пару хибарок и стали снимать деньги с отдыхающих. Хоть там никого в округе не было видно, но хозяева появились довольно оперативно. Взяли по 200  рублей с палатки и 700 – за баню.

Вечером делили на всех общественное снаряжение и еду. Погодка отличная, небо звездное.
31.07.2014. День 1.

Day1 Day1
Водопад на Верхнем Тура-оюке Водопад на Верхнем Тура-оюке
Долина Аккола Долина Аккола
Ортолык Ортолык
Место впадения В Тура-оюк в Аккол Место впадения В Тура-оюк в Аккол
Около Софийского озера Около Софийского озера
р. Чуя – Курай – р. Тура-Оюк – Софийское озеро.
Выезд в 9:15. В Белом Боме проводили дорожные работы. Одна машина несколько отстала от остальных, и в итоге была вынуждена с полчаса ждать, когда вновь откроют движение. До Курая добрались без приключений. Там припарковали машины у местных, пересели на автомобили марки УАЗ (Бобик и Буханка), а рюкзаки упаковали в грузовичок,  и нас повезли в горы. Точнее, не так. В ГОРЫ! С трассы прекрасно видны снежные вершины Северо-чуйского хребта. Настроение боевое. Тепло, солнечно.

По Чуйскому тракту доехали до Ортолыка, где переехали Чую по мосту. Далее до Бельтира ведет хорошо наезженная дорога. Близ Ортолыка и Бельтира асфальт, посередине хорошая ровная гравийная дорога. Сам Бельтир расположен на месте слияния речек Чаган и Талдура. Дальше к Чуе течет река Чаган-Узун. Почти весь поселок, находится (или находился, там большая часть строений порушена землетрясением) на правом берегу Чагана/Чаган-Узуна. В поселке есть два деревянных автомобильных моста. Один расположен сразу после слияния Талдуры и Чагана и ведет к небольшим выселкам на левом берегу. Возможно, дальше есть дорога/тропа в долину р. Кускунур. Мы не проверяли. Другой мост расположен примерно на 400 м выше по течению Чагана и ведет на его правый берег. После моста дорога практически исчезает, остается только более-менее наезженное направление. Иногда в виде колеи. Пока ехали, повстречали несколько групп у дороги. Обратили внимание, что народ одет довольно тепло. Это при том, что светило солнце, а в Ортолыке можно было спокойно ходить в футболке. Высота, однако.

Забросили нас аж до места впадения в Аккол ручья Верхний Тура-Оюк. Поскольку уже было время обеденное, мы устроили перекус, после чего похватали рюкзаки и направились к Софийскому озеру.

Начало движения в 15:50. Долина Аккола почти до самого озера достаточно широкая и относительно ровная. Тропа идет везде по левому берегу Аккола, обходя поросшие травой курумники. Подъем на морену, образующую чашу озера вдоль реки по промытому водой ущелью.  Пройдя немного вдоль озера, нашли большую поляну, куда наши шесть палаток смогли влезть, и еще осталось много места. Встали лагерем около 20 часов. Дров почти нет, но на камнях насобирали сухих веток. Готовили почти все на газу. Впрочем, это было самое дровяное место в этом походе.

Пройдено расстояние от места заброски до озера 6.2 км. Поднялись на 150 м.
1.08.2014. День 2.

День 2 День 2
Исток Аккола Исток Аккола
Трещина в начале подъема Трещина в начале подъема
Подъем в нижней части ледника Подъем в нижней части ледника
Вниз, в лагерь Вниз, в лагерь
Лагерь утром Лагерь утром
Идем к леднику Идем к леднику
Подъем по ледопаду Подъем по ледопаду
Начало спуска Начало спуска
Софйиское озеро. Дневка. Радиальный выход на Софийский ледник.
Подъем дежурных в 8, остальных в 9. Погода пасмурная, низкая облачность, ледника не видно. Пока завтракали и собирались, погода наладилась, выглянуло солнце. Самые морозостойкие воспользовались моментом, чтобы искупаться.

Вышли из лагеря около полудня. До подножия ледника примерно 2 км по дну долины. Дошли до того места, где Аккол пробивает себе дорогу из ледника, за 50 минут обильно фотографируя все вокруг.

Нижняя часть ледника полностью открытая, уклон 5-15º. Лед оказался исключительно шершавый, так что, несмотря на заметный уклон, мы без особого труда  начали подъем не одевая кошки. По пути встречались небольшие продольные трещины, которые мы легко обошли. По мере подъема уклон увеличивается, а сам ледник всё больше оказывается присыпан снегом. Пройдя почти 2 км по центру ледника (и поднявшись на 300 м) оказались под ледопадом, где и устроили обед. Во время обеда пошел легкий снег.

После обеда мы разделились. 11 человек одели беседки и кошки, связались в две группы и в 14:30 начали подъем. Остальные отправились гулять в долину и в лагерь.
Поднявшись метров на 50 и пользуясь наладившейся опять погодой, выбрали место, где закрепили веревку и потренировали подъем и спуск. Налазившись, спустились к «обеденному лагерю», забрали оставленные там перед подъемом вещи и, подгоняемые ветром и снегом, отправились в лагерь. А там дежурные приготовили борщ и компот.

Пройдено расстояние 9 км. Набор и сброс высоты 400 м.
2.08.2014. День 3.

День 3 День 3
Брод Аккола и начало подъема к Удачному Брод Аккола и начало подъема к Удачному
Озеро Озеро
Подъем в висячую долину Подъем в висячую долину
Через озеро Через озеро
Озеро под ледником Озеро под ледником
Брод Аккола Брод Аккола
Подъем но Удачному леднику Подъем но Удачному леднику
Седловина перевала Удачный Седловина перевала Удачный
Группа на перевале Удачный Группа на перевале Удачный
Группа озер на спуске с перевала Группа озер на спуске с перевала
Спуск от озёр Спуск от озёр
Спуск к Караоюку Спуск к Караоюку
Переход ручья Переход ручья

Софийское озеро — пер. Удачный (1А) — р. Караоюк.

Подъем дежурных в 7, остальных в 7:30.  Вышли в 9. Погода хорошая, ясно.

Обошли Софийское озеро с юга. Там Аккол распадается на множество рукавов, образуя своеобразную дельту. Почти все рукава можно перепрыгнуть или перейти по камням. Основное русло у правого борта долины пришлось переходить вброд. Русло неглубокое, течение умеренное, переходили по одному. Подъем в висячую долину, которая ведет на перевал Удачный,  по травянистому склону не сложен. В процессе подъема нашли небольшой ровный уступ, на котором поместилось озерцо с прозрачной (а не белой как в Софийском озере) водой.

С ледника Удачный течет небольшая речка, которая по весне, или, возможно, в более дождливые сезоны наполняет два неглубоких, но широких озера. Поднявшись в висячую долину (примерно в полдень) мы довольно быстро уткнулись в первое озеро. По его пересохшему дну длинной дугой течет небольшой поток. Чтобы его не обходить по берегу, мы этот ручей перепрыгнули в наиболее узком месте и пошли напролом. Дно озера было не до конца высохшее, и при каждом шаге грунт немого вибрировал. Создавалось ощущение, что идешь по очень густому желе.

Другой конец озера находится у пятидесятиметрового мореного вала. Поднявшись на него, мы обнаружили еще одно подобное озеро, но чуть более полноводное. Противоположный конец чаши озера отделен от ледника низким валом (метров 15 высоты). Обошли озеро по правому (орографически) берегу по камням, забрались на вал и встали на обед. Время 13:00, пройдено 5.3 км, набор высоты 330 м.

Ледник Удачный пологий со средним уклоном 7-8 градусов, без трещин. Вся поверхность ледника оказалась покрыта слоем снега сантиметров в 10. Начали движение в 14:10. По традиции к началу подъема погода испортилась, и пошел снег. Поднимались вдоль левого по ходу движения края ледника, метрах в 10-20 от курума. При необходимости можно точно также двигаться не по леднику, а по этому самому курумнику. В верхней части ледник поворачивает на 90° влево по ходу движения, довольно быстро выполаживается и выходит на седловину перевала Удачный. Время подъема 45 минут.

Перевал Удачный (1А). GPS показал высоту перевала 2947 м, координаты 49°46.382' с.ш.,  87°50.486' в.д. Тур на одном из гребней слева. Сняли записку 12 туристов из Новосибирска от 7 мая 2014 г., оставили свою. В 15:30 опять пошел снег, намекая, что пора спускаться.

Спускались по левому борту долины. Язык ледника в эту сторону около ста метров, также покрыт снегом. Сразу под ледником группа озер с мутной водой. Прошли между ними. За озерами продолжается спуск по осыпному склону со снежниками. По мере спуска между камней начинает пробиваться трава, и вскоре совсем закрывает камни. Ближе к ручью, текущему по дну долины, появляется береза. Среди кустов и травы периодически попадаются обрывки троп. Стали лагерем в 18:30 на небольшой возвышенности с ровным плоским верхом на левом берегу ручья, не доходя до места его впадения в Караоюк. Среди зарослей березы нашли пару сухих кустов и устроили небольшой костерок, последний в этом походе. Больше дров не встречали.

Погода. Утром ясно. К обеду погода испортилась: во время подъема на ледник и периодически на спуске шел снег. Вечером вновь ясно с легким ветром. К ночи ветер стих. Облачно, без дождя.

За день пройдено расстояние 12.6 км. Набор высоты -50 м (+500 м, -550 м)

3.08.2014. День 4.

День 4 День 4
Начало подъема Начало подъема
Пройденный этап Пройденный этап
Исток Караоюка Исток Караоюка
Лагерь Лагерь

По плану сегодня должна быть дневка с радиальным выходом на пер. Ядринцева. Учитывая физическое состояние группы, решили радиалку отменить, а вместо этого подойти как можно ближе к началу подъема на перевал Рублевского.

Проснулись в 9. Погода отличная, солнечно. Сушились, зализывали раны, ремонтировались, желающие плескались в речке. Вышли в 12:30. Речку, вдоль которой шли вчера, перешли по камням немного ниже лагеря. Здесь находится широкая и довольно ровная площадка ограниченная реками и мореным валом. Издали создается впечатление, что здесь хорошее место для лагеря. Безусловно, встать там можно, причем не одной группе, но вблизи рек несколько заболочено, а чуть подальше везде присутствует небольшой наклон и довольно густо усеяно мелкими камнями. Наше место было лучше.

Караоюк можно перейти на довольно узком участке между каньоном и тем притоком, вдоль которого мы спустились. В других отчетах говорится, что выше каньона по течению обычно есть снежный мост, но желания проверять не было. (Позже мы могли увидеть весь Караоюк, но снежный мост так и не увидели) Перешли реку вброд. Затем поднялись траверсом по травянистому слону (средняя крутизна 25°). В месте, где трава заканчивается и начинается осыпь, склон выполаживается и образует полку. На этой полке, близ ущелья, по которому течет ручей из-под перевала Рублевского, устроили обед. После обеда на другой стороне этого ущелья нашли места под палатки и разбили лагерь. В оставшееся время налегке сходили посмотреть на ледник, под пиком Ильяс. Оставаясь все время на границе травы и камней незаметно набрали 200 м высоты. Дальше наша полка начала спускаться к подножию ледника, куда идти было уже поздно.

Погода весь день и вечером хорошая. Ясно. Отбой в 22:30

Итого, с рюкзаками пройдено 3.2 км, набор высоты 300 м. Без рюкзаков прошли еще 3.8 км, набрали и сбросили 200 м

4.08.2014. День 5.

День 5 День 5
Подъем по ущелью в цирк Подъем по ущелью в цирк
В цирке перевалов Рублевского и Рубцовск В цирке перевалов Рублевского и Рубцовск
Каньон, спускающийся к караоюку и озеро над ним Каньон, спускающийся к караоюку и озеро над ним
Подъем по леднику Подъем по леднику
Группа на перевале Рублевского Группа на перевале Рублевского
Вид с на долину Елангаш Вид с на долину Елангаш
Вид с перевала Рублевский в сторону долины Караоюк Вид с перевала Рублевский в сторону долины Караоюк
IMG_6962 IMG_6962
IMG_6981 IMG_6981
IMG_6984 IMG_6984
IMG_6985-IMG_6988 IMG_6985-IMG_6988

Долина р. Караоюк — пер. Рублевского (1А) — оз. Каракёль

Подъем в 7:00. Вышли в начале 10-го. Погода хорошая, но мы находимся в тени хребта, так что почти до самого выхода было довольно холодно.

Путь подъема в цирк под перевалом Рублевскго проходит через узкое ущелье длиной около 2 км и крутизной не более 10°, по дну которого течет ручей. По ходу движения приходится неоднократно пересекать этот ручей, прыгая по камешкам. В верхней части склоны сдвигаются столь тесно, что приходится идти практически по руслу. Ущелье открывается в цирк, из которого можно подняться на перевалы Рублевского и Рубцовск. Слева по ходу движения и выше находится небольшая чаша, в которой есть озеро. Впрочем, озеро становится видно только при подъеме на перевал.

Перевал Рублевского имеет две седловины. Западная седловина видна от ущелья. Весь путь на седловину ясно виден. Он проходит по осыпному склону, на котором лежат пятна снежников. Средняя крутизна склона примерно 20°. Путь к восточной седловине, которая не видна большую часть подъема, пролегает через пологий ледник.

Во время нашего подъема ледник был закрыт слоем снега около 15-20 см. Двигались без кошек вдоль левого борта долины, обходя высокий уступ и постепенно забирая вправо по ходу движения. Первые вышли на перевал в 13:15. Остальная группа растянулась примерно на полчаса. Пока делили обед, я сбегал на западную седловину и забрал перевальные записки. Всего на двух седловинах сняли четыре записки:

Группа под руководством Савченко С. Н. (Н. Тагил – Петрозаводск - Новотроицк), 3.08.2012
Группа под руководством Бычкова Е. А. (СГТ НГУ), 3.11.2011
Группа под руководством Панова А. (Берёзовский), 6.08.2013
Группа под руководством Соловьева А., 12.07.2014

Перевал Рублевского (1А) представляет собой два понижения в довольно узком хребте, расположенные примерно в 800 м друг от друга. Экспозиция склонов север-юг. Восточная седловина: высота 3350 м, координаты 49°45.727' с. ш., 87°58.653' в.д. Западная седловина: высота 3380 м, координаты 49°45.799' с.ш., 87°57.955' в.д. Между седловинами хребет поднимается до 3436 м.

Теперь лирическое отступление. Сидели мы на перевале, глядели то на хребтовку, то на топокарту и гадали, где же на гребне, уходящем на восток и дальше на север к перевалу Рубцовск (1А), находится перевал Эпосы Алтая (2Б). Очевидных мест так и не нашли. Хотя предположили, что небольшое понижение за возвышенностью восточнее седла может быть перевалом. Уже при оформлении этого дневника я попробовал разобраться, где же находится перевал. Оказывается, первопрохождение Эпосов совершила группа Ильина из Кемерово в начале мая 2005 года. Вот фотография, на которой первопроходцами указано положение перевала. Очевидно, что Эпосы Алтая и восточное седло Рублевского - это одно и то же. Так это что же, мы на 2Б залезли и слезли? Если смотреть внимательно, то 2Б - это категорийность в межсезонье. О категорийности "Эпосов" летом ничего не известно.

Далее непонятности. Вот здесь и здесь указан путь восхождения на перевал. Зная, что южная сторона склона нашего перевала длинная ровная сыпуха, совершенно не понятно, как кемеровчане попали туда по их пути подъема. Далее у кемеровчан указана высота перевала 3460 м. Наш GPS показал высоту 3350. Полагаю, что 110 м это за пределами погрешности определения высоты. И еще одно. Описание спуска с Эпосов Алтая: «Снежный склон метров 300, крутизной около 40 градусов плавно выполаживающийся в ледник». На нашем седле спуск в сторону ледника более пологий, в отличие от "понижения на востоке". В итоге, есть подозрение, что спорная седловина все-таки не Эпосы Алтая. Хотя, еще один момент. Почему у перевала Рублевского вдруг есть две седловины, разнесенные на 800 метров, но нет официального деления на восточный и западный перевалы?

Спуск  с  седловины в долину Елангаш по крутому осыпному склону (до 35°) совершали серией траверсов плотной группой. В процессе спуска сильно забрали к востоку и вышли точно на «бараньи лбы». Чтобы их преодолеть пришлось сделать крюк на запад, а затем на склоне пересечь снежник шириной метров 20. Шедшие впереди малость укатали снег при спуске, и последним пришлось постараться, чтобы кубарем не скатываться вниз. Дальнейший спуск к озеру проходил по длинному пологому кулуару со снегом на дне. Некоторые крутые места обходили по осыпи рядом. Перейдя на правый берег Елангаша поднялись на морену и встали лагерем около озера Каракуль. Около самого берега заболочено, но на небольшом отдалении нашли сухую стоянку.

Погода утром - переменная облачность. На спуске с перевала внезапно, непродолжительное время, сыпал град. Вечером переменная облачность и сильный ветер. Ночью ветер утих.

За день пройдено 10 км. Набор высоты 600 м, сброс - 600 м.

5.08.2014. День 6.

День 6 День 6
Путь подхода под перевал Елангаш З. Путь подхода под перевал Елангаш З.
Лагерь на бегу озера Каракуль Лагерь на бегу озера Каракуль
Озерцо в начале подъема на перевал Озерцо в начале подъема на перевал
Озеро под перевалом Озеро под перевалом
Вид с перевального взлета на долину реки Елангаш. Вид с перевального взлета на долину реки Елангаш.
Подъем на седловину Подъем на седловину
Вид с перевала Елангаш на долину реки Акбул Вид с перевала Елангаш на долину реки Акбул
Седловина перевала Елангаш З. Вид с южной стороны Седловина перевала Елангаш З. Вид с южной стороны
Спуск с перевала Елангаш З. по осыпному склону Спуск с перевала Елангаш З. по осыпному склону
Серны на спуске с перевала Елангаш З. Серны на спуске с перевала Елангаш З.
Долина реки Акбул Долина реки Акбул
Верховья долины реки Акбул Верховья долины реки Акбул
Начало пути подъема на пер. Акбул (направо) Начало пути подъема на пер. Акбул (направо)

оз. Каракёль — пер. Елангаш З. (1А) — р. Акбул

Подъем в 8 утра. Сегодня у основной части группы полудневка на озере и уход вниз по р. Елангаш к месту, откуда их заберут завтра. Мы втроем уходим на южную сторону Южно-Чуйского хребта через перевал Елангаш З. Большая часть остающихся пошла вместе с нами гулять вдоль озера, пятеро даже на перевал залезли.

Вдвинулись в 10:20 вдоль берега озера, трое с рюкзаками, семеро – без. В верхней части озеро заболочено. Пришлось попрыгать по камешкам вдоль берега, чтобы не лезть на большие камни у берега. Перевальная седловина, хорошо видимая из лагеря, отсюда уже не видна. Перейдя ручей, питающий озеро, прошли вдоль него вверх. Поднявшись метров на 50 по ручью, обнаружили небольшое озеро. От него полезли на не левый по ходу движения осыпной склон, крутизной около 15°. Наверху оказался довольно просторный плоский участок, заваленный камнями, среди которых поместилось еще одно озеро, возле которого устроили передышку. Непосредственно за озером находится перевальный взлет.

С этой стороны перевал выглядит, как понижение в горном хребте. Высота взлета примерно 100 м, средняя крутизна склона 20°. Снизу у подножия лежит снежник. «Радиальная группа» поднималась почти до самого перевала именно по нему. Мы с рюкзаками решили не рисковать, пересекли снежник в самой узкой его части правее языка, спускающегося с перевала, и дальше забирались исключительно по осыпи.

Перевальная седловина широкая, заваленная большими камнями. Сняли записку детского клуба «Преображение» из Москвы от 15.08.13. в записке написано, что настронение группы «сносное». Спускаясь с перевала мы вполне поняли, почему.

Отдохнув, попрощались с нашей группой и пошли искать спуск вниз. Оказалось, что сверху разглядеть путь вниз не так просто. По всей южной части перевала идет пояс бараньих лбов. Самым безопасным показался спуск по кулуару, длиной метров 60, прижимающемся к правой скале, ограничивающей общее направление спуска. Чтоб не сыпать друг на друга камни спускались по одному. Движение начали в 14:00.

Дальнейший спуск проходил по мореной гряде, иногда прикрытой снежниками. Спуск вниз довольно очевиден и проходит вдоль стекающего с перевала ручья. Сам рельеф представляет собой каскад морен: относительно ровные участки, каждый из которых заканчивается резким спуском вниз, на следующую «ступень». Сначала от пройденного кулуара плавно заворачиваем налево, обходя возвышение по центру долины. На следующих «ступенях» идем ближе к левому краю долины. На одной из последних «ступеней» вспугнули стадо косуль. Весь этот путь кончается довольно большим озером. На его поросшем травой берегу устроили часовой перерыв на обед. Время 15:45.

Движение вдоль берега озера не представляется возможным. Поднялись на возвышенность на левом берегу озера, пересекли ее и продолжили спуск вниз по широкой долине реки Акбул. В верховьях долины троп не нашли. Склон травянисто-осыпной. Чем ниже, тем более травянистый. В месте впадения ручья, текущего с перевала Акбул в р. Акбул трава уже значительной высоты. К северу от хребта мы такую вообще не видели. Спускаясь по долине, старались траверсировать левый склон долины, дабы не месить траву вдоль русла Акбула и не терять по возможности высоту. Из этого ничего не вышло, поскольку долина, по которой надо производить подъем на пер. Акбул довольно глубокая и спуститься в нее придется.

Чтобы сократить завтрашний путь, а заодно выйти из заболоченного места с высокой травой, поднялись немного к перевалу. Примерно через полкилометра подъема долина разветвляется. Налево рукав уходит на перевал Победы (2Б), а правый на перевал Акбул. Пройдя от развилки вверх еще 200-300 метров, в 7 вечера встали лагерем на травянистом склоне.

Погода. Утром ясно, ветряно. На перевале ясно, ветряно, на спуске пасмурно, иногда начинала сыпаться снежная крупа или накрапывать мелкий дождик. Вечером – перменная облачность.

За день пройдено 12,5 км. Набор высоты -300 м (+300, -700, +100).

6.08.2014. День 7.

Дорога на пер. Акбул. Взгляд назад. Дорога на пер. Акбул. Взгляд назад.
Дорога на пер. Акбул Дорога на пер. Акбул
Снежный карниз на пер. Акбул. Вид с севера Снежный карниз на пер. Акбул. Вид с севера
Снежный карниз на пер. Акбул. Вид с юга. Снежный карниз на пер. Акбул. Вид с юга.
Вид на долину Тары с пер. Акбул Вид на долину Тары с пер. Акбул
Седловина пер. Акбул со стороны Тары Седловина пер. Акбул со стороны Тары
Каньон правого притока Тары на спуске с перевала Акбул Каньон правого притока Тары на спуске с перевала Акбул
Вид на низовья долины р. Тара. Вид на низовья долины р. Тара.
Перевал Ажу Перевал Ажу
Вид на долину р. Тара с перевала Ажу Вид на долину р. Тара с перевала Ажу
Вид на озера Джанкель и Атаккель с перевала Ажу. Вид на озера Джанкель и Атаккель с перевала Ажу.
Стоянка на берегу оз. Джанкуль Стоянка на берегу оз. Джанкуль

р. Акбул — пер. Акбул (1 А) — р. Тара — пер. Ажу (н/к) — оз. Джанкёль.

Подъем в 6:00. Вышли в 8:30. Поднимались по руслу ручья, текущего с перевала Акбул. Подъем не сложен, уклон не велик. Дело осложняется только тем, что идя по долине, вообще не видно перевала и на развилках чувствуешь себя, как лабораторная крыса в лабиринте. Ориентировались исключительно с помощью GPS и интуиции. В начале подъема долина ведет в направлении вершины Акбул. По пути встретилось две развилки. Оба раза выбирали левую по ходу движения долину. Примерно в 10 вышли на площадку, с которой два широких кулуара, разделенные грядой ведут на седловину. Видимо, подъем надо совершать по левому, но мы выбрали правый и вышли на гребень между самой низкой точкой перевала и вершиной Акбул. То, что мы достигли цели, стало ясно, когда увидели долину впереди. В процессе всего подъема было совершенно не понятно, где перевал.

Перевалом можно считать широкую часть гребня севернее в. Акбул, длиной примерно полкилометра. С обеих сторон осыпной склон. Со стороны р. Елангаш средний уклон 15°. Со стороны р. Тара хребет резко обрывается вниз. По всей длине висит снежный карниз. В самой нижней точке гребня навигатор показал высоту 3021 м. Тура не нашли. На перевале мы в 10:30.

Пока искали варианты спуска и тур, со стороны Елангаша налетела туча, и мы оказались в дожде и тумане. Пришлось спрятаться под дождевиками и ждать улучшения погоды.

Найти приличный спуск с перевала так и не удалось. В самой нижней точке самый толстый и высокий карниз. Высота отвесной части метров 6-7. Дальше пологий снежник. Севернее хребет довольно резко забирает наверх, и карниз сменяется скальными выходами. Южнее подъем не такой резкий, карниз не высокий, но осыпной склон под ним имеет крутизну градусов 35-40. Примерно в 100 м южнее большого карниза нашли узкий разрыв в карнизе, но спускаться в этом месте с рюкзаками не решились из-за крутизны склона и подвижности мелкой осыпи. В итоге, два участника и три рюкзака спустились почти по центру высокой части карниза на веревке, там где уклон стенки был наименьшим (почти везде карниз нависает). Дальше рюкзаки своим ходом скатились до конца снежника. Третий участник спускался в найденном разрыве в карнизе, используя самостраховку ледорубом. Спуск там действительно оказался не из приятных, поскольку камни под ногами охотно уезжали вниз. Экстриму добавила новая туча, принесшая я собой дождь со снегом. Для того чтобы встретиться, пришлось практически ориентироваться на звук. Спуск начали в 12:20 и на преодоление карниза затратили около часа.

Дальнейший спуск прост. Спустившись по осыпному склону и еще одному снежнику между двух валов, повернули влево, в сторону перевала Ажу, траверсируя склон во избежание лишней потери высоты. По пути пришлось пересечь небольшое ущелье глубиной 4-5 метров, по которому течет ручей с хребта. Дальше плавно спустились к р. Тара. Погода наладилась, можно обсохнуть и пообедать. Благо на часах половина третьего.

Долго отдыхать погода не дала. Через полчаса снова стал накрапывать дождик. В принципе, план на день выполнен, но решили подняться немного поближе к перевалу Ажу, поскольку силы еще есть, места под палатку нет, а погода располагает к движению. Прошли около километра вверх по течению. Там река начинает прижиматься к нашему борту долины. Чтобы не идти по склону, решили перейти по камням Тару в месте, где она широко разливается по камням. Большинство протоков можно перепрыгивать, но чтоб пройти основное русло, не набрав воды в ботинки, пришлось поблуждать по островкам. Вскоре после этого пришлось пересекать один из левых притоков Тары, что оказалось едва ли не сложнее. Дальнейший подъем происходил по пологому осыпному склону, который вывел нас к перевалу Ажу. Сам перевал представляет собой широкое и длинное ущелье в Южно-Чуйском хребте местами заболоченное. На всем перевале хорошо видны «следы» присутствия яков, которых мы на следующий день нашли в долине Елангаш. В перевальном туре нашли записку от группы велотуристов, оставивших ее в 2013 г., но снимать не стали. Спустившись с перевала, встали у дальней оконечности озера Джанкёль в 19:30. Здесь впервые за пять дней встретили другую группу туристов.

Погода: Утром пасмурно, временами небольшой дождь. На перевале туман, снег, дождь, град. На спуске с перевала погода улучшилась, но после обеда опять пошел дождь. Вечером переменная облачность, без дождя.

За день пройдено 17 км. Набор высоты 200 м (+500, -500, +350, -150).

7.08.2014 День 8.

Озеро Джанкёль и пер. Ажу за ним. Озеро Джанкёль и пер. Ажу за ним.
Долина Елангаш. Вид от озера Атаккёль Долина Елангаш. Вид от озера Атаккёль
Водопады на Елангаше Водопады на Елангаше
Гора Джаникту Гора Джаникту
Елангаш Елангаш
"Мост" через Елангаш "Мост" через Елангаш

оз. Джанкуль — р. Елангаш — оз. Адаккуль — Бельтир.

Подъем в 8:00. Погода отличная, ни облачка. Мы опережаем график примерно на полдня. Причин торопиться нет. Желающие окунулись в озеро (или помыли ноги). Не спеша позавтракали и в 10:20 отправились вниз по долине.

Озеро Атаккуль расположено метров на 20 ниже, чем Джанкуль. Спуск по пологому травянистому склону. Вытекающая из Атаккуля речка быстро уходит в каменный желоб и сворачивает налево, чтобы там впасть в Елангаш. Мы движемся прямо, постепенно спускаясь в долину. Долина довольно зеленая, но высокой травы не видно. То ли не растет в принципе, то ли траву оперативно съедают пасущиеся там стада яков и овец. Одно здоровое стадо яков мы как раз и заметили, спускаясь вниз. Позже, ниже по долине, видели еще одно стадо и пару отар овец, пасущихся на склонах долины. Сразу стало ясно, откуда на перевале Ажу такое количество навоза.

Погода, как мы уже привыкли, вновь поменялась: появились тучки, и стало ясно, что без дождя не обойдется.

К полудню дошли до узкого каньона, который Елангаш пробивает практически на пустом месте в скальном грунте. Сверху выглядит очень красиво. Сразу за этим каньоном находится поляна, на которой группа туристов дожидалась ГАЗ-66 для выезда. Должно быть, именно отсюда наших забрали сутки назад. Отсюда начинается грунтовка на Ортолык, которая почти все время идет по правому берегу, периодически пересекая притоки Елангаша. Лишь в самом начале пути она уходит на левый берег, но вскоре возвращается обратно. Мы переправляться не стали.

Погода продолжает портиться. Временами начинает идти дождь. Низкая облачность, но до тумана дело не доходит.

До речки Турой крупных правых притоков у Елангаша нет. Турой тоже крупным не назовешь, но чтоб его преодолеть, пришлось разуваться и переходить вброд. За Туроем нашли алтайскую хибару с загоном для скота. Тамошнего алтайца спросили, как быстрее и проще добраться до Бельтира. Он указал, где находится мост, и посоветовал за ним переваливать уже достаточно низкий водораздел между Елангашем и Чаганом. Алтайца мы послушались и пошли дальше по дороге. К 15:30 дошли до места, где близко друг к другу стоят два зимника. Один, с солнечной панелью под окном, был занят, а второй, малость подразвалившийся, оказался пуст. И как нельзя кстати. Снова пошел дождь, а нам как раз нужно было место для обеда.

На обед потратили около часа и пошли искать мост. Нашли довольно быстро, благо к нему ведет тропа. Мостом оказалось несколько сколоченных друг с другом досок, переброшенных через Елангаш в месте, где он зажат в скалах. Но для начала к этому мосту надо спуститься по узенько тропке между скал. Посмотрели на эту конструкцию, посомневались, но все же перешли.

Дальше тропу мы быстро потеряли. А может ее и не было. Хребет в том месте состоит из небольших примерно параллельных гребней которые направлены вниз по течению реки. Вот так забираешься на один гребень и видишь, что чтобы залезть на следующий, надо сначала спуститься. И только суслики и сурки, завидев нас, спешно прячутся в норы. И вроде мы поднимаемся, но нас всё время сносит земным притяжением обратно в долину. Взобрались наконец на хребет поняли, что день клонится к вечеру, от группы озер мы ушли, и на пути у нас только одно озеро, которое может быть источником воды. По азимуту двинули к озеру и вышли к нему 19:15. На ближайшем холмике большое хозяйство.

Как только мы остановились у озера, наверху раздался стук автомобильных дверей и звук отъезжающей машины. Ну ладно. Зачерпнули воду из озера... Желтая, стоячая... Сходили к хозяйству, попросить воды. Надеялись, может кто остался. Нашли одного кота. Воды не нашли. Делать нечего, снова собрались и пошли по колее к Бельтиру. Постепенно стемнело, пришлось идти с фонариками. Одно хорошо, после обеда погода исправилась.

До Бельтира добрались к половине двенадцатого. В потемках набрали воды, но перепутали мосты и сначала попали в выселки на берегу Талдуры, вернулись обратно, перешли Чаган и в стороне от дороги поставили палатку. Земля там каменистая, так что потребовалось время, чтоб очистить место от крупных камней. В палатку залезли уже в половине первого. Сил и желания хватило только на то, чтоб вскипятить чай и погрызть сухарей с остатками сыра.

За день пройдено 42 км. Сброшено 800 м высоты. Набрано 100 м.

8.08.2014. День 9.

Почта в Ортолыке Почта в Ортолыке

Бельтир — Ортолык — турбаза Кочевник.

После вчерашнего забега отсыпались, сколько могли. Но, как назло, с самого утра хорошая погода, ярко светит солнце и вовсю греет палатку. Сегодня можно никуда не ходить и ждать машину, но уж больно депрессивное место этот Бельтир. Созвонились с водителем, предупредили, что движемся от Бельтира в Ортолык и без двадцати два снялись с места. Прошли мимо бельтирского магазина. Перерыв на обед 2 часа. Тем больше поводов дойти до магазина в Ортолыке.

После вчерашнего марш-броска особой свежести никто не ощущал. Шли не особо торопясь. Дорога хорошая, в начале ровный асфальт, потом грунтовка. Кругом бескрайняя степь. За 5 часов прошли 21 км. Под конец решили проверить, как в степях с автостопом. Как ни странно, но получилось, хоть и далеко не с первого раза. Оставшиеся 8-9 км проехали минут за 10.

В Ортолыке делать тоже особо нечего; разве что наслаждаться плодами цивилизации из магазина, сидя на берегу Чуи, и смотреть на тучки и дождь где-то там далеко. Кстати, это был первый день за весь поход, когда нас не поливало дождем или не обсыпало снегом. Из достопримечательностей можно назвать только график работы местного почтового отделения. Около девяти вечера, наконец, встретились с нашим водителем.

На правах рекламы. :) Чтобы выбраться "на Большую землю" воспользовались услугами компании АлтайТранспорт. Водитель Дмитрий успешно нас встретил и доставил до Бийска согласно договоренности. Конкретно в этот вечер он довез нас до турбазы Кочевник, где нам за скромную плату дали место под палатку и доступ к местным удобствам (как-то навесы, водопровод и, собственно, удобства) и за другую скромную плату доступ в баню (кстати, дешевле, чем в первый наш день на Алтае).

9.09.2014. День 10.

кемпинг Кочевник — Бийск.

В восемь утра выехали в Бийск. По дороге Дмитрий развлекал беседами о туризме (в особенности водном) на Алтае. Жаловался на то, что туристов в этом году мало, местные стремятся заработать побольше, а вот услуги предоставляют некачественные. (Это он в Крыму, наверно, не был.) Ну, и прочие истории из жизни. Так за разговорами шестичасовая дорога до Бийска и пролетела.

Да! В Сростках продают очень вкусные пирожки. Рекомендую. Хотя, может они вкусные только на пути обратно. При случае проверю.