Горный поход, 2 к.с., в рамках Горного турклуба МГУ. Пройдено 5 перевалов (1 - 1А; 4 - 1Б), максимальная высота 4200 м.
а/л Каракол - оз. Алакель - пер. Алакель С. (1А) - кур. Алтын-Арашан - пер. Скальный замок (1Б) - пер. Солнце - пер. Онтор (1Б) - а/л Каракол - пер. Призывников (1Б*) - кур. Джети-Огуз

Заброска

2 августа. Заброска в район.

В этот день по плану мы должны утром прилететь в Манас, днем приехать в г. Каракол и вечером уехать в а/л Каракол.

Погода: солнечно весь день.

Самолет, как всегда, задержали. На 2 часа. Поэтому прилетели мы в 6 утра, и только в 7:30 выехали в Каракол. Ехали северным берегом озера Иссык-Куль. В 10:00 заехали позавтракать в кафе (кормят так себе, кофе с сухим молоком). В 15:05 Приехали на базу в г.Каракол. На базе у Ханина распределили вес по несущим, собрали заброски и в 20:50 выехали на вахтовке в а/л Каракол. На месте были уже в 23:05.

Пер. Алакель Северный

Категория трудности: 1А

Высота: 3900 по GPS

Характер: осыпной

Ориентация: северо-восток - юго-запад

Предпочтительное направление прохождения: ЮЗ-СВ

Расположен в северном отроге хребта Терскей Алатау и ведет от оз.Алакель в долину р.Кельдыке.

Координаты: 42°19'36.05"С и 78°32'40.74"В

Прохождение: 03-05 авг. 2014г. с юга-запада на северо-восток под руководством Двойнева А.

Снята записка группы туристов СЮТур - школы №456 из СПб под рук. Опутниковой В.П. (II к.с.) от 3.06.2014

Необходимое снаряжение: каски, треккинговые палки или ледоруб

Описание дается от а/л Каракол до кур. Алтын-Арашан.

Август 2014 - аномально бесснежный.

3 августа. Подъем из а/л Каракол вдоль реки Кургактор в сторону озера Алакель, м/н – около приюта Сирота (немного не доходя до него).

Погода: утром солнечно, около 17 часов начинается дождь, но идёт не больше часа.

8:30 - Подъём. Вчера был поздний отбой, поэтому дали себе сегодня волю поспать.

10:43 - Выход. Время сборов - 2:13, руководитель негодует :)

От места ночевок идем на север к мосту через р. Каракол. Реку Айтор перескакиваем по камням (фото 1-01). Можно перейти её по мостику чуть выше по течению. От р. Айтор еще несколько минут идем вдоль р. Каракол на север до моста и переходим его (фото 1-02). Далее поворачиваем направо ПХД и идем по тропе. Тропа некоторое время идет вдоль р. Каракол и постепенно поворачивает налево на восток, идя вдоль р. Кургактор. Сама река Кургактор в течение 3 ходок не видна: она течет под землей.

12:40 - Тропа выводит на морену. На морене несколько путей хорошо отмечены турами и в итоге опять сливаются в тропу в конце морены. Справа ПХД виднеется река Кургактор.

13:05 - Выходим на полянку с озерком, удобную для стоянки (фото 1-04). Стоянки находятся в 10 минутах ходьбы от т.н. приюта Сирота (бревенчатого домика в лесу). Места рядом с приютом уже заняты несколькими группами (в основном коммерческими). Не совсем понятно, почему это место ночевки так популярно: валяется мусор, тропы загажены. Выбранное нами место стоянки намного комфортнее, рекомендуем пользоваться им :)

После обеда убиваем сразу двух зайцев: устраиваем акклиматизационный выход повыше и осыпные занятия (фото 1-03), пока нас не сгоняет в лагерь дождь в 17:10.

4 августа. Подъём от м/н вдоль реки Кургактор к озеру Алакель, ночевка на западном берегу озера.

Погода: утром солнечно, около часа дня начинается дождь, ветер, часа через 2 дождь и ветер усиливаются, дождь вскоре превращается в снег, к вечеру стихия успокаивается, выходит солнце.

07:00 подъём, в 09:17 выход. Идём по тропе вверх вдоль реки Кургактор (по орографически правому берегу).

Через 2 ходки слева пхд начинают встречаться скальные выходы, удобные для скалолазания. Погода солнечная, идти по плану еще несколько ходок, поэтому решаем устроить скальную тренировку в одной ходке от оз. Алакёль (фото 1-05).

13:15 - погода начинает портиться. Ставим тент и за обедом пережидаем непогоду.

14:50 - Дождь вроде прекращается, но как только мы сворачиваем тент и надеваем рюкзаки, опять начинает лить. С места обеда видны лбы, запирающие оз. Алакёль, и обходящая их хорошо набитая тропа: фото 1-06. Последний участок довольно крутой, до 30%. Следует проходить его плотной группой в касках.

В 15:50 выходим к озеру Алакель, под мокрым снегом ставим палатки и пытаемся отогреться.

Здесь огромное количество мест под палатки: можно встать над самими лбами с обоих берегов р. Кургактор, можно спуститься к самому озеру (фото 1-07).

5 августа. Траверс северного берега озера Алакель, подъем на перевал Алакель Северный, спуск с перевала вдоль реки Кельдыке.

Погода: утром солнечно, с 12 до 15 погода портится, идёт снег, потом снова солнечно до самого вечера.

05:30 подъём, 08:00 выход.

Сегодня по плану нам предстоит радиальный выход на пер. Такыртор (1Б). Однако, судя по 2 первым дням похода, дождь со снегом и градом тут предпочитают лить начиная с 13:00 и пока не надоест. Если и сегодня дождь пойдет в 13:00, то он застанет нас ровно на седловине перевала. Кроме того, познакомившись с местными метеорологическими условиями, руководителю очень захотелось заполучить еще один день запаса (как оказалось в конце похода, не зря). В итоге решили отказаться от пер. Такыртор и идти сегодня пер. Алакёль Сев., обгоняя план-график на 1 день.

От места ночевки набитая тропа траверсирует северный берег озера, постепенно набирая высоту и обходя выше скальные прижимы (фото 1-07). Тропа, ведущая на перевал, настолько набитая, что её видно на гуглоснимках.

От места ночевки до восточного цирка пер. Алакёль Сев. воды нет. Как утверждает опытный участник, бывший тут в 2009 году, вода на северном склоне оз. Алакёль в снежные годы все-таки есть, но мы все равно рекомендуем взять воды с запасом.

10:32 - выходим на перевал Алакель Северный. Погода солнечная, с небольшими облаками, на перевале сильный ветер. Высота по ЖПС 3917 м. Седловина довольно широкая, осыпная.

Записка, в туре была без упаковки, немного сырая, но прочитать можно. С перевала открываются прекрасные виды на озеро Алакель, видны вершины Джигит и Каракольский.

11:00 - начинаем спуск. Судя по другим отчетам, на спуск у нас должен быть снежник. Однако он, судя по всему, стаял. Поэтому спускаемся по осыпи лифтом плотной группой, и далее по тропе, натоптанной на мелкой, почти песчаной осыпи.

Спустя одну ходку Серега достает в качестве сюрприза… вы не поверите… дыню! Килограмм на 5!

Далее движемся по коровьим тропам вдоль реки Кельдыке.

12:00 - как по расписанию, надвигаются тучи. Ставим тенты, обедаем.

Продолжаем движение через 3 часа. Движемся по коровьим тропам по левому берегу р. Кельдыке.

16:26 - не доходя 10 минут до коша, ставим лагерь в разливе р. Кельдыке.

6 августа.

От м/н спуск к устью реки Кельдыке – Алтын-Арашан – устье реки Кельдыке.

Погода: весь день солнечно.

05:15 подъём, 07:34 выход. Спускаемся по коровьей тропе по левому берегу р. Кельдыке. Возле коша тропа поворачивает направо и ведет на правый берег реки. По левому берегу реки тоже остается тонкая тропинка, но идти по ней не стоит: позже левый берег реки станет довольно крутым и траверсировать его будет неприятно. Доверяемся коровьей тропе и перепрыгиваем по камням р. Кельдыке. В более снежный год, возможно, тут придется бродить.

Далее тропа идет правым берегом р. Кельдыке до её слияния с р. Алтын-Арашан. За одну ходку доходим до р. Алтын-Арашан, поворачиваем на север, переходим р. Кельдыке по мосту, и еще через полторы ходки доходим до кур. Алтын-Арашан.

В Алтын-Арашане нас ждет заброска: её Ханин доставил сюда без нашего участия. Здесь же моемся в горячих источниках, стираемся и отъедаемся. На ночевку поднимаемся к р. Кельдыке.

Удобные места под деревьями есть, но расположены довольно далеко друг от друга. Из коша к нам поднялся ребенок и предложил купить парного молока, а также попросил не сливать ничего в ручей (видимо, прецеденты были…)

Турист! Когда моешь посуду и чистишь зубы, выливай всё в сторону, а не в ручей! Особенно вблизи населенки!

Выводы и рекомендации.

Перевал Алакёль Сев. - несложная 1А. Является самым простым и, судя по набитой тропе и количеству мусора на стоянках, самым популярным путём от а\л Каракол в кур. Алтын-Арашан.

Тем не менее, перевал не рекомендуется в качестве первого перевала в походах I-II к.с. из-за резкого набора высоты.

Пер. Скальный замок

Высота: 4236 по GPS

Предпочтительное направление прохождения: любое

Расположен в северном отроге хребта Терскей Алатау и ведет от лед.Чон-Узень Западный на лед.Кельтор Восточный (Бригантина). Соединяет долины рек Чон-Узень и Кельтор

Координаты: 42°14'16.50"С и 78°35'52.80"В

Прохождение: 06-09 авг. 2014г. с востока на запад под руководством Двойнева А.

Снята записка группы туристов из т/к “Вестра” от 4.08.2014 под рук. Юрия Треченко.

Необходимое снаряжение: каски, ледорубы/палки, кошки, страховочные системы, веревки (связки)

Описание дается от устья р. Кельдыке до истоков р.Кельтор.

7 августа.

От м/н вдоль реки Алтын-Арашан до слияния рек Чон-Узень и Аксу, подъем вдоль реки Чон-Узень, брод реки Такыртор, м/н – долина реки Чон-Узень.

Погода: весь день солнечно, но ветер сильный.

Встаем в 05:00, выходим в 07:36. Идём по тропинке, вдоль реки Алтын-Арашан, по направлению к её слиянию с реками Аксу и Чон-Узень. В 08:34 переходим по мосту левый безымянный приток р. Алтын-Арашан.

В 09:30 доходим до слияния р. Чон-Узень и р. Аксу, продолжаем двигаться по тропе по левому берегу р. Чон-Узень. Через 10 минут ходьбы тропа резко уходит наверх, обходя скальные прижимы реки. Все прижимы проходятся по тропе.

В 11:30 доходим до слияния р. Такыртор и р. Чон-Узень. Пользуясь случаем, устраиваем переправные занятия и переходим р. Такыртор вброд множеством различных способов (Фото 2-01). По словам встретившегося нам товарища из ТК Вестра, в 200 м выше от слияния рек есть бревно через р. Такыртор, но через это бревно переливается вода и пройти по нему возможно только в кошках. На наш взгляд, брод в месте у самого слияния - лучший вариант переправы.

После обеда на правом берегу р. Такыртор, в 15:15 выдвигаемся дальше вверх по тропе по левому берегу р. Чон-Узень. Примерно через 20 мин. приближаемся к заросшему моренному валу. Тропа здесь разветвляется: одна тропинка поднимается на моренный вал, а другая огибает его слева ПХД, вдоль р. Чон-Узень. Мы выбираем тропу, идущую вдоль реки. Как оказалось позже, зря: нужно было сразу подниматься на моренный вал.

Тропа, идущая вдоль реки, вскоре пропадает и мы двигаемся дальше траверсом по крутому моренному склону, заросшему можжевельником и заваленному живыми камнями. Идти по нему довольно неудобно, также абсолютно негде сделать привал, порой трудно даже стоять на одном месте. Примерно спустя 10 мин. движения траверсом доходим до открытой морены на склоне, где устраиваем привал, и посылаем разведчиков на верх моренного вала. Разведчики сообщают, что наверху идти гораздо лучше, и мы поднимаемся туда по заросшему можжевельником склону. Верх моренного вала - горизонтальная средне-крупная морена, без растительности, довольно удобная для передвижения. По морене идет тропа, параллельно руслу р. Чон-Узень. Тропа отмечена турами. По этой  тропе мы идем до окончания моренного вала. Моренный вал обрывается достаточно круто, на спуске с него уходим правее ПХД, где спуск более пологий (фото 2-02).

В 16:50 спустились с моренного вала и тут же решили ставить палатки. Здесь широкий разлив р. Чон-Узень, сбоку от русла - ровные песочные площадки (есть места под 5+ палатки), в некоторых местах песок пропитан водой. Вероятно, в половодный сезон площадки затоплены. Источник воды для приготовления пищи - сама р. Чон-Узень, никаких ручейков поблизости нам не удалось найти.

Во время ужина выясняется, что у одной участницы (Настя Каюкова) уже с обеда болит зуб. Принимаем решение понаблюдать за больным зубом до утра, даем обезболивающее (сначала нурофен, потом найз, позже лидокаиновый компресс - ничего не помогает). Прежде, чем делать инъекцию кеторолака, пробуем дать Насте антибиотики, но они не оказывают быстрого действия. Примерно через полчаса все-таки делаем укол кеторолака, который на время смог снять боль.

Утром отправили Настю в Алтын-Арашан вместе двумя опытными участниками (Алина Каюкова и Филипп Мордасов). Дали им с собой запас ампул кеторолака и антибиотик. Поделили еду, газ и снаряжение. В аптечке осталось мало ампул кеторолака, но к счастью нам удалось выменять его у проходящей мимо группы (предположительно украинцев) в обмен на бутылку отменного пеммикана. Им же отдали часть баллонов газа.

Саша (руководитель) созвонился по спутниковому телефону с Игорем Ханиным и договорился, чтобы Настю, Алину и Филиппа из Алтын-Арашана забрала машина. Ребята без проблем добрались до машины, после чего их доставили в Каракол. Жили они на базе у Ханина. В Караколе ребятам удалось с помощью Ханина найти стоматолога (в выходные), который смог помочь Насте. Точный диагноз мне не очень известен, но смысл в том, что внутри десны было воспаление, которое пришлось вскрывать.

8 августа.

Подъём под ледник перевала Скальный Замок, м/н – на морене под ледником.

Погода: весь день ясно, облака иногда появляются, но осадков нет.

11:05 - выход. Идем по тропе вдоль р. Чон-Узень вверх по ее течению. Примерно к 12:45 выходим на среднюю местами заросшую арчой морену, где теряем тропу. С морены виден ручей с ледника Чон-Узень Зап., куда нам нужно повернуть. Путь от м/н до поворота к леднику Чон-Узень Зап. - на фото 2-03.

В 13:10 продолжаем подниматься траверсом по морене, приближаясь к водопаду ручья с ледника Чон-Узень Зап. (см. фото 2-04). Тут надо побороть искушение срезать, свернув немного направо: там впоследствии будут густые заросли арчи. Надо дойти почти до самого устья ручья, стекающего с лед. Чон-Узень зап. Справа от водопада ПХД средне-крупная морена, поднимающаяся к выполаживанию, поросшему травой. Морену на уровне водопада пересекают разрывные скальные выходы. Обходя морену по ее правой стороне ПХД, поднимаемся на небольшую травянистую площадку над водопадом (фото 2-04) в 14:03.

Через 5 минут поднимаемся вдоль ручья на вторую площадку, где устраиваем обед. Вторую площадку уже можно назвать полноценной висячей долиной. Долина затоплена разливом ручья и густо заросла арчой. В разливе много проточных ручейков, подходящих для питья. На холме, где мы находимся, есть места под 4+ палатки.

16:00 - выходим. Огибаем затопленную долину справа ПХД и выходим к моренному валу, поднимающемуся на следующую висячую долину. Мы поднимаемся по камням вдоль ручья с лед. Чон-Узень Зап. В 16:15 скальный прижим справа ПХД заставляет нас прижаться к ручью, продолжаем идти дальше по камням, лежащим в ручье. Примерно в 16:23 выбрались по травянистому склону из ручья на скальный прижим. Спустившись с него траверсом (продолжая двигаться вдоль ручья), оказались на С-В краю второй висячей долины. Время - 16:30. Слева ПХД расположено озеро, но его не видно с края долины, по всей долине - разлив ручья.

В 16:37 выходим. Нам нужно перейти с левого берега ручья на правый (см. фото 2-05). Часть группы (ногастые мальчики) смогли перепрыгнуть ручей на месте широкого разлива. Девочки попытались найти место перехода по камням, но не нашли такого места. В результате мальчики накидали девочкам камней в русло ручья, и девочки перешли по ним. В 17:07 вся группа перешла ручей. Оба пути отмечены на фото 2-05.

В 17:21 продолжаем подъем по правому берегу ручья. Поднимаемся по средней осыпи между скальными выходами. В 17:48 поднимаемся на горизонтальный осыпной участок - третью ступень. На эту ступень выходит язык ледника. Здесь много небольших осыпных холмов, между ними есть расчищенные места под 3-4 палатки. Здесь мы и ставим лагерь.

Слева ПХД от места подъема под краем ледника расположено озеро, но на момент нашего прихода оно было пересохшее. Мы брали воду непосредственно из-под ледника. Руководитель нашел место выхода небольшого ручейка из-под ледника и выкопал там яму. Через полчаса яма наполнилась водой. Также, недалеко от места нашей стоянки (около 7 мин. ходьбы) находится красивый разлом ледника, откуда вытекает множество ручейков.

9 августа.

Подъём по леднику Чон-Узень – перевал Скальный Замок, спуск по леднику Кельтор В., потом по моренным карманам трем озерам, м/н –у нижнего из них.

Погода: первые полдня солнечно, около часа дня наползают тучи, около двух начинается снег, но быстро заканчивается, после этого облачно и ветрено.

05:30 - подъем, 07:32 - выходим. За 10 минут доходим по горизонтальной сыпухе до ледн. Чон-Узень Зап. и надеваем кошки. Ледник открытый, 5°-10° , трещин в нижней части ледника нет. На месте излома ледника (перепад высот) есть трещины, но они открыты и все обходятся. В 09:37 начинаем забирать вправо ПХД, по направлению к пер. Скальный замок (фото 2-06).

Ледник в цирке пер. Скальный замок частично покрыт снегом. В 10:07 делаем привал не доходя до начала закрытого ледника, делаем связки. Вид с места привала и дальнейший путь на перевал - на фото 2-07. В 10:55 выходим в связках. Идем сначала по частично закрытому леднику. Обходим самый закрытый кусок ледника слева ПХД. Тут мы немножко увлеклись и сильно ушли влево, где сыпет с хребта слева от пер. Скальный замок. Следы от камней можно видеть на фото 2-08.  На месте соединения ледника с осыпным перевальным взлетом есть берг. Мы переходим его в связках по снежной пробке. Место перехода - по пути, обозначенному на фото 2-08. Выйдя выше берга по склону, снимаем кошки и разбираем связки.

В 11:50 выходим на осыпной перевальный взлет. Осыпь средне-мелкая, живая, до 35°. Сначала поднимаемся траверсом по правой ПХД части склона, который состоит из мелкой осыпи, потом уходим еще правее на более крупные камни. Но эта часть склона не очень хоженая, и поэтому местами живая. Поколбасившись на крупных камнях, выходим траверсом на удобные разрушенные скалы в середине склона. По ним элементарным лазаньем поднимаемся на седловину перевала. Весь путь от берга до седловины перевала - на фото 2-08.

13:00 - поднялись на пер. Скальный замок (фото 2-09). Седловина перевала - узкая и скальная (видео 2-01), немного ниже седловины есть площадка на осыпи. Мест под палатки нет.

Все немножечко уставшие после подъема по сыпухе, но в целом довольные). Погода начинает портиться, небо затягивает тучами.

В 13:15 начинаем спуск с перевала. Спускаемся “на лифте” плотной группой по живой мелкой осыпи. За 20 минут спускаемся до ледника, надеваем кошки (фото 2-10). Далее идем вниз по леднику. Он пологий, открытый, без трещин. В 14:15 делаем сухой обед прямо на леднике. Тут же погода портится и начинает идти снег, но ненадолго. В 15:01 продолжаем спуск по ледн. Кельтор Вост., уходим ближе к его правому краю (фото 2-12).

Внизу ледник круто обрывается, до 25-30° (фото 2-11). Тут отличное место для ледовых занятий. Мы спускались прямо по льду, держась правого края ледника, но этот путь может оказаться непосильным для новичков, имеющих маленький опыт хождения в кошках (т.к. лед здесь твердый и крутой). У краев ледник нависает карнизами над ручьем, вытекающим из-под него, поэтому идти совсем по краю тоже нельзя. Мы видим еще один способ спуска с ледника у его правого края: до начала крутого спуска выйти на осыпной склон справа и в кошках (т.к. там достаточно круто и скользко, местами под ногами будет течь ручей) спуститься вдоль языка ледника, но этот способ мы не использовали. В 15:19 вся группа спускается с ледника на морену.

В 15:33 продолжаем спуск по морене вдоль ручья с ледн. Кельтор Вост., по правому его берегу (фото 2-12). На спуске есть что-то типа тропы, она маркирована турами. Идем по моренным карманам, далее выходим опять к ручью, впадающему в первое озеро (фото 2-14). Ручей мы пересекаем на выполаживании перед первым озером. Далее траверсом выходим ко второму озеру в 16:23.

Во второе озеро очень красиво обрывается ледник Кельтор Вост. По озеру плавают небольшие льдины. Мальчики (Саша и Ваня) решили, что после трех дней второго кольца за неимением баньки придется воспользоваться малым и полезли на льдину и купаться. Примечательно, что льдина все-таки уплыла от берега подальше и увезла туда нашего руковода и снаряженца. П.С Никто не заболел)

Дальше мы спускаемся к третьему озеру по сыпухе и находим на его С-З берегу удобные стоянки. Есть места под 2 палатки в одном месте и еще под 3 палатки подальше, между холмами. В 16:50 ставим лагерь у третьего озера.

Выводы и рекомендации.

Пер. Скальный замок (1Б) - не единственный путь из долины р. Чон-Узень в долину р. Кельтор. Рядом с ним на том же хребте находится пер. Труд (2А), который лучше выглядит со стороны и вообще рекомендуется для прохождения в походах 3 к.с. в других отчетах. Однако, среди перевалов, доступных во 2 к.с., Скальный замок - единственный переход между упомянутыми долинами. Нужно отдать ему должное: спуск со Скального замка очень приятный, да и подъем - не самый сложный.

В принципе, нет ничего плохого в его прохождении в походе 2 к.с.
Пер. Солнце

Высота: 4122 по GPS

Предпочтительное направление прохождения: восток-запад

Расположен в северном отроге хребта Терскей Алатау и ведет от лед.Кельтор Восточный (Бригантина) на лед.Кельтор Западный (Джигит).

Координаты: 42°12'5.98"С и 78°33'15.59"В

Прохождение: 10 авг. 2014г. с востока на запад под руководством Двойнева А.

Снята записка группы туристов из Санкт-Петербурга под рук. Соломина Вадима Николаевича от 25.07.2014

Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки, обвязки, веревки (связки)

Описание дается от истоков р.Кельтор до правобережной морены лед.Кельтор Западный (Джигит).

Август 2014 - аномально бесснежный.

10 августа. Подъём по леднику Кельтор В.- перевал Солнце, спуск по леднику Кельтор З., м/н – на моренном валу в восточной части ледника.

Погода: весь день солнечно! (Всё-таки перевал Солнце берём)

05:30 Подъём, 07:57 выход.

В первую очередь нам предстоит перебраться на язык лед. Кельтор З. с минимальной потерей высоты и желательно без траверса. (фото 2-13)

Спускаемся к ручью и днём, немного спускаясь, по направлению к перевалу Солнце. За 2 ходки, петляя по моренным карманам и гребням и немного потеряв высоту, выходим на лед и надеваем кошки. Ледник пологий, 5-7%. В перегибе (10%) ледник рвется трещинами, которые мы обходим слева ПХД (фото 3-01). Рядом с перевалом ледник становится закрытым. Сколько можем, обходим закрытый лед слева пхд (но при этом и держимся подальше от лавиноопасных склонов Джигита - фото 3-02). В 11:37 выходим на закрытый ледник и связываемся (видео 3-01).

Отсюда уже четко виден наш перевал и его сосед - Солнце Ложный (фото 3-03). Последний - довольно сложная и камнеопасная ледовая 2А. Подъем на него кажется более логичным, чем подъем на настоящий пер. Солнце, но спуск - намного сложнее. Подняться на пер. Солнце Ложный и траверсировать на седловину пер. Солнце тоже не удастся - вершинка, разделяющая седловины, обрывается вертикальной стеной со стороны пер. Солнце Ложный.

Перед перевальным взлетом переходим бергшрундт и траверсом выходим к краю льда, чтобы развязаться: связки на таком крутом льду окажут медвежью услугу. Далее движемся по льду вдоль осыпи, желая как можно больше пройти в кошках. (фото 3-03). Когда лед становится слишком крутым для движения без перил (до 15 градусов), выходим на осыпь над небольшим скальным выступом (видео 3-02), приваливаемся и снимаем кошки. Далее по средней живой осыпи (до 30 градусов) плотной группой выходим по направлению перевала и оказываемся на седловине через 15 минут, в 13:00.

Седловина неширокая, скальная (видео 3-03).

В 13:30 начинаем спуск. Начало спуска - живая мелко-средняя осыпь крутизной до 30 градусов. (фото 3-06). Спускаемся плотной группой. На левой части склона лежит снег, из которого периодически вытаивают камни и сыпятся на нас. Скорость они развивают небольшую, но несколько участников постоянно мониторили снежник. Судя по отчетам, осыпь должна смениться снежником, закрывающим трещины и бергшрунды. Вот, например, из описания Мешкова, 2009: “В снегу — железобетонные ступени, благородно протоптанные группой «Мумийтроль», а может и до них. Не менее благородно на пути спуска обозначены два обещанные описаниями бергшрунда, прорезающие склон в его нижней части, и пара трещин по пути к ночевкам.”

Но тут бесснежный август сыграл с нами злую шутку: прямо над бергшрундом осыпь где-то переходит в лед, а где-то просто частично зачехляет берг. Идти дальше вниз не представлялось возможным даже в кошках: можно скатиться по осыпи прямо в берг, а точку ставить не на чем. Вдобавок, повесив веревку, мы сами накидаем на себя камней. Поэтому решаем надевать кошки, связываться и обходить берг слева (видео 3-04).

Выходим на выполаживание осыпи между двумя бергами и попадаем под обстрел. Камни летят вдоль ручья и с вершины, разделяющей пер. Солнце и Пер. Эпюра (фото 3-06) каждые 30 секунд. В это время постоянно дежурят 4 человека: двое следят за ручьем, двое за вершиной. По команде “Камень” все прятались за рюкзаками - бежать некуда. Такую скорость надевания кошек и связывания руководитель видел впервые: через 10 минут первая связка уже была готова и сменила трёх человек на мониторинге склона. Еще через 5 минут готовы все связки, и первая тройка начинает движение. В это время остальные мониторят ручей, склон пер. Солнце Ложный, а также склон пер. Эпюра, по которому тоже иногда пролетают чемоданы. Первая связка обходит берг, спускается в более-менее безопасное место и выдыхает. Далее начинает движение четверка. Первая связка следит за склоном пер. Эпюра, третья - за склоном пер. Солнце Ложный и ручьем. В момент, когда первый участник подходил к (предполагаемому: под снегом не видно) бергу, третья связка замечает на склоне Солнце Ложного камень, по форме и размеру напоминающий большой ноутбук. Из-за формы камень отскакивает от склона то влево, то вправо, но в среднем держит курс на Лёню, который был третий в связке. За камнем уже наблюдала вся связка-четверка, но было непонятно, в какую сторону было от него уворачиваться. Под крик руководителя “За рюкзак!” Лёня падает на снег, прикрывшись рюкзаком. Камень ударяется о склон в 15-30 метрах над ним и, крутясь как сюрикен, пролетает четко сверху. Последняя связка проходит без приключений.

В 14:46 спускаемся в безопасное пологое место. Мы живы. “Мы живы!”, - никогда еще руководителю не приходилось говорить этого вслух и на полном серьезе. Никогда ранее он так не боялся не за здоровье, но за жизни участников.

В 15:01 доходим до моренного гребня справа от ледника и снимаем кошки. Здесь, прямо на гребне, судя по описаниям, есть удобные ночевки как раз под 3 палатки. Находим их без труда и встаем на ночлег (фото 3-07). Это была самая красивая ночевка  весь поход: весь вечер было ясно, и мощные склоны Джигита виднелись прямо из палатки.

Выводы и рекомендации.

Перевал Солнце в снежные годы - несложная 1Б, которую стоит посетить хотя бы из-за видов на Джигит, которые с него открываются. Перевал расположен в небольшом отроге главного хребта, что позволяет безболезненно отказаться от него при необходимости. Для нас этот перевал стал настоящим испытанием. В бесснежные годы на перевал лучше не соваться. Если бы мы шли перевал с запада и увидели, что там творится, то отказались бы от прохождения
Пер. Онтор

Высота: 3900

Характер: ледово-скально-осыпной

Предпочтительное направление прохождения: В-З

Расположен в северном отроге хребта Терскей Алатау и ведет от лед.Кельтор Западный (Джигит) на лед. Онтор.

Координаты: 42°11'45.70"С и 78°31'20.00"В

Прохождение: 11 авг. 2014г. с востока на запад под руководством Двойнева А.

Снята записка группы туристов из Вильнюса от 9.08.2014 под рук. Rapolas Vedrickas.

Описание дается от правобережной морены лед.Кельтор Западный (Джигит) до а/л Каракол.

11 августа.

Подъём по леднику Кельтор З. – перевал Онтор, спуск по леднику Онтор к истокам реки Онтор, м/н – долина реки Онтор.

Погода: весь день солнечно, в 12:30 собираются тучи, но минут через 20 снова выходит солнце.

05:00 - Подъём. 07:10 - выходим. Спускаемся с м/н к леднику Кельтор Западный (Джигит) за 5 мин. и надеваем кошки. Спускаемся по леднику вниз, потом идём по горизонтальному участку. Минут через 20 встречаем длинный участок с камнями, по которому идём без кошек.  В 08:08 снова надеваем кошки. Идём по леднику, теперь поднимаясь по направлению к перевалу Онтор. Путь по ледн. Кельтор Зап. от м/н обозначен на фото 4-01.

В 08:57 подходим к закрытой части ледника и собираем связки. Через 13 мин. выходим тремя связками. Идем по пути, обозначенному на фото 4-02 (видео 4-01). Ледник в этой части содержит очень много трещин, некоторые из них открытые, а некоторые - закрытые. Под перевальным взлетом есть берг, который мы переходим по снежной пробке. Далее продолжаем подниматься в кошках по правому ПХД краю ледника, держа курс на пер. Онтор Ложный. Нам показалось, что по леднику идти гораздо приятнее и безопаснее, чем по разрушенным и не разрушенным скалам перевального взлета пер. Онтор.

Выйдя по леднику на высоту седловины пер. Онтор, сходим на полку на скалах и снимаем кошки. На самом деле, выбор места выхода на скалы был обусловлен в первую очередь наличием такой полки. Далее практически траверсом по скальным полкам выходим на гребень между пер. Онтор Ложный и Онтор и по нему подходим почти к седловине пер. Онтор (см. фото 4-02, видео 4-02). До седловины нам остается преодолеть небольшой спуск (примерно 2,5 м), который проходится свободным лазаньем спиной вперед с гимнастической страховкой (см. фото 4-03).

Руководитель находит другой путь выхода на седловину (траверсом ниже нашего пути). Он руководит спуском первых участников и организовывает им гимнастическую страховку. Мы передаем вниз все рюкзаки.  Далее спускаются спиной вперед остальные участники, с гимнастической страховкой. Спуск совершенно не сложный и добавляет перевалу Онтор свою изюминку)

Как выяснилось позже, можно было подняться на перевал непосредственно по скальному перевальному взлету, начиная сразу от берга. Этот путь отмечен турами.

В 10:25 вся группа поднялась на перевал Онтор. Перевальное фото - 4-04. Погода солнечная! Седловина скальная, узкая (видео 4-03).

С седловины видно, как в сторону ледн. Онтор выпирает с хребта пафосный мыс с плоской площадкой на нем. Мыс возвышается над обрывом до самого ледника. Мы не знаем, можно ли безопасно пробраться на этот мыс с хребта (не пробовали), но самые отчаянные могут попробовать поставить на нем палатку. Выглядит он очень эпично!

На перевале нашли старый молоток, закладки и кошки, а также перевальную открытку от литовцев)

С седловины наблюдаем группу (как выяснилось позднее, испанцев), поднимающуюся вслед за нами.  Весь подъем на перевал они прошли без связок, кошек и даже без касок, которые висели у них на рюкзаках. Снежные пробки в трещинах они сначала несильно тыкали палками, после чего смело переходили по ним. Ворча под нос что-то про незапланированые спасы, руководитель решает дождаться, когда испанцы благополучно пройдут все трещины и берг, и только после этого спускаться с перевала. Благо, тут есть чем заняться: все фоткаются со скальным молотком на фоне пятитысячников.

В 11:00 начинаем спускаться: идём плотной группой по средней осыпи, обходим скальные выходы, держась правее ПХД. Спуск хороший для тех, кто уверенно стоит на сыпухе, но сверху периодически съезжают сами по себе камни, что не очень хорошо. Когда “лифт” становится слишком крутым, оказывается, что не вся группа уверенно себя на нем чувствует и мы решаем уйти правее, где лежат более крупные камни, и спуск более пологий. Оказалось, что мы вышли на совершенно нехоженую морену (что странно в таком популярном районе). На ней едут абсолютно все камни, даже самые большие, но, к счастью, медленно. По этой живой морене мы спускаемся траверсом до ледника. Спуск получился не очень приятный. Мы считаем, что спускаться лифтом до самого ледника было бы гораздо удобнее, и возможно безопаснее. Оба варианта спуска (реальный и предпочтительный) показаны на фото 4-05.

В 11:27 спускаемся на ледник Онтор. Надеваем кошки, общаемся с испанцами, которые уже успели спуститься лифтом по сыпухе. В 11:47 выходим, идём вниз по леднику Онтор. Ледник открытый. Глобально мы держим курс на левый берег слияния ледников Онтор и Каракол в месте истока реки Уюктор. По пути нам нужно пересечь ряд моренных чехлов (см. фото 4-06). Для удобства можно посмотреть трек нашего пути с пер. Онтор до истоков р. Аюктор на снимке с Google Earth (снимок 4-07).

В 12:10 выходим на достаточно продолжительный моренный чехол, снимаем кошки. В 12:18 спускаемся дальше по морене, идти бывает скользко, поскольку под камнями лежит лед, особо на них не попрыгаешь. В 12:30 устроили обед на пологом месте на морене, тут же переждали снего-дождь. Натянутый тент спас нас сначала от снега, а потом от перегрева на жарком солнце. В 15:10 выходим, продолжаем идти по зачехленному леднику, иногда взбираясь на моренные валы.

В 16:22 сходим с морены на ледник, надеваем кошки. Идём по леднику вниз, поворачивая с запада на север. В кошках переходим морену посередине ледника. Двигаясь к левому берегу ледника, переходим через ледниковый ручей, который далее перерождается в р. Уюктор. В месте нашего перехода его можно легко перешагнуть, но ниже он становится бурной достаточно широкой речкой. Важно успеть перешагнуть его как можно раньше. Далее спускаемся по орографически левой стороне ледника. Весь этот путь хорошо виден на треке, наложенном на гуглоснимок (снимок 4-07).

Примерно в 17:32 мы доходим до крутого спуска ледника и выходим на его левый берег. Там снимаем кошки и спускаемся дальше траверсом по живой сыпухе. В 18:10 спускаемся на выполаживание под ледником. Тут есть места под 4+ палатки, где-то тут начинается р. Уюктор.

По тропе (очень много туров) спускаемся ниже в долину, к разливам реки Уюктор (Онтор), минут через 20 встаём на ночевку. Мы поставили палатки на холме у широкого разлива реки, рядом есть ручеек с чистой водой. Ориентир - водопад на склоне через реку. С места ночевки отличные виды на пик Каракольский!

Судя по другим отчетам, чуть ниже по долине было прекрасное озеро, где мы и собирались стоять. Ребята сгоняли туда на разведку. Оказалось, что озеро пересохло и застоялось и больше напоминает болотце. Туда мы не пошли.

12 августа.

Спуск вдоль реки Онтор до альплагеря Каракол.

Погода: весь день солнечно.

Поскольку до Каракола нам оставалось дойти совсем немного, мы решили хорошенько выспаться)

В 09:00 подъём, в 11:25 выходим. Идём по тропе по левому берегу р. Уюктор, периодически перешагивая ее ручьи в разливах. Самые широкие разливы тропа огибает траверсом по склону долины. Вообще, тропа хорошо утоптана и промаркирована турами. В некоторых местах вообще края тропы выложены камушками как ВПП)

В 14:50 обедаем на полянке около реки. Гладим лошадок. С водой тут плохо - приходится пить из реки Уюктор, прямо рядом с лошадками. В 15:01 двигаемся дальше.

Примерно в 17:23 переходим р.Телеты по бревну. От слияния с р. Телеты до а/л Каракол идет дорога. Через 20 мин. приходим в Каракол.

13 августа.

Днёвка.

С утра солнечно, но днём начинается дождь и идёт до вечера. Разбираем заброску, едим торт, паримся в бане)) Пережидаем под тентом ливень. Представляем, как сейчас “не очень” наверху. Позже оказалось, что эта резкая порча погоды являлась началом плохого сезона.

Выводы и рекомендации:

Онтор (1Б) - прекрасный перевал из долины р. Кельтор в долину р. Аюктор. Красивый подъем, интересное, но несложное лазанье на перевальном взлете, отличные виды на Джигит и Каракольский с седловины - все это делает перевал Онтор красивой 1Б. Наша группа немножко ошиблась со спуском, но классический спуск “лифтом” выглядит неплохим. Ходить перевал в направлении З-В нет смысла.

Пер. Призывников

Категория трудности: 1Б*

Высота: 3939 по GPS

Предпочтительное направление прохождения: В-З

Расположен в северном отроге хребта Терскей Алатау между вершинами Гастелло и Аютор. Соединяет долины рек Аютор Восточный и Западный.

Координаты: 42°16'45.05"С и 78°24'58.32"В

Прохождение: 13-14 авг 2014г. с востока на запад под руководством Двойнева А.

Снята записка группы туристов г. Запорожья под рук. Беззубова Н.Н. от 12.08.2014

Необходимое снаряжение: каски, ледорубы/палки, кошки

Описание дается от а/л Каракол до кур. Алтын-Арашан.

14 августа.

Подъём от а/л Каракол вдоль реки Айтор под ледник перевала Призывников, м/н – над бараньими лбами перед ледником.

Погода: первая половина дня - солнечно, около 13:30 погода портится, до вечера пасмурно, иногда идёт дождь.

05:00 - подъём, 07:25 - выход. Вышли из альплагеря по направлению на северо-запад. За баней поворачиваем налево ПХД, идем по тропе. В 07:30 Переходим по двум мостам реку Айтор. После реки поворачиваем на запад, идём по крутой тропе вверх вдоль реки Айтор (по орографически левому берегу). Тропа хорошо натоптана.

В 09:15 по тропе вдоль р. Айтор выходим на морену. У берега большая поляна, есть места под 3-4 палатки, рядом можно найти еще места. После слияния ручья с пер. Аютор и ручья с пер. Призывников, переходим по камням ручей с пер. Аютор и продолжаем подниматься вверх по ручью с пер. Призывников по его левому берегу (фото 5-01). Мы начали подниматься по заросшей арчой морене и пересохшим руслам ручьев, но через некоторое время обнаружили, что немного дальше от ручья с пер. Призывников параллельно ему идет тропа. Советуем переходить ручей с пер. Аютор в немного выше слияния и сразу выходить на эту тропу.

В 10:37 по тропе поднимаемся к ряду бараньих лбов справа от водопада ПХД. Разведываем щель между лбами прямо по курсу. По прежним описаниям, тут раньше лежал снежник, и другие группы поднимались по нему мимо лбов. Но в нашем случае снежника нет, что вполне ожидаемо. Без него щель между лбами выглядит очень крутой, к тому же там негде повесить перила придержаться. Мы выбираем другой путь. В 10:50 уходим с тропы направо ПХД, где простым свободным лазаньем преодолеваем первую ступень бараньих лбов (фото 5-02). Этот ряд лбов - невысокий (2,5 м), состоит из удобных ступеней (фото 5-03). Девочкам организовываем гимнастическую страховку, поднимаем за них рюкзаки. После первых лбов уходим еще дальше от ручья с Призывников, двигаясь вдоль второго ряда лбов. Примерно в 11:00 находим удобное место для преодоления второго ряда лбов (общая траектория на фото 5-02, место для подъема на вторые лбы - 5-04). Двое опытных участников поднимаются на лбы с гимнастической страховкой и вешают на огромный камень наверху перила для остальных участников. Рюкзаки передаем на руках. Остальная группа поднимается без рюкзаков, придерживаясь руками за перила. В 11:34 вся группа находится наверху вторых бараньих лбов.

Далее поднимаемся выше по осыпи над лбами и попадаем в висячую долину ручья с пер. Призывников. Ручей обрывается со лбов водопадом. На краю долины много мест под палатки (поместится несколько групп). На самом краю надо лбами возвышается гигантский тур высотой с человека. От него отходит тропа в сторону пер. Призывников.

В 12:00 мы устраиваем обед на площадке у ручья, но после обеда в 13:30 погода портится. Руководитель принимает решение не идти на ледник, пока погода не успокоится. Наша группа не была подготовлена к ночевке на леднике, а тем более в плохих погодных условиях. Ставим палатки и натягиваем тент.

Все небо затягивает тучами, слышатся раскаты грома, капает дождь. До конца дня погода не исправляется, мы проводим полдня, сидя в палатках. Руководитель всерьез обеспокоен завтрашним подъемом на пер. Призывников и верш. Гастелло: то, что погода не становится лучше к вечеру, как это всегда происходило раньше, не сулит ничего хорошего. Мы решаем встать завтра как можно раньше, чтобы успеть пройти препятствия до плохой погоды. 4 часа утра - достаточно рано, решаем мы. Попытка не пытка)

15 августа.

Подъём по леднику – перевал Призывников, спуск с перевала к истокам реки Аютор, м/н - долина реки Аютор.

Погода: при подъеме на перевал утром – солнечно, но на перевале около 9 часов утра на нас стремительно надвигаются тучи и туман, которые не покидают нас до самого вечера, периодически капает дождь.

04:00 - подъём, 06:00 - выход. Поднимаемся по тропе среди камней по направлению к леднику с пер. Призывников. Через час подходим к леднику, надеваем кошки. Поднимаемся по открытому 10°-ому леднику. Трещин нет, из-за перегиба ледника не видно цели нашего подъема. В 07:41 выходим на пологий участок ледника. Прямо перед нами стена перевала Призывников.

Долина за нами уже заполняется тучами, несмотря на раннее время - еще нет 8-ми утра.

К 08:16 подходим под перевальный взлет. Весь путь до взлета - открытый ледник. Ледник рвется бергом у самого взлета. Мы обходим берг справа ПХД. Перевальный взлет пер. Призывников имеет много возможных путей прохождения: слева ПХД на хребет поднимается ледник, но он требует более серьезного опыта хождения на кошках (весь исчерчен трещинами), справа ПХД взлет осыпной, с выходами полуразрушенных скал (фото 5-05). Мы решаем подниматься по осыпи.

В 08:30 начинаем подъем: траверсируем плотной группой среднюю и мелкую осыпь. В верхней части взлета выходим в удобный кулуар (фото 5-05), по которому выходим на седловину придерживаясь руками за скалы. Кулуар удобен для личного передвижения, но не позволяет идти траверсом, поэтому при подъеме по нему ни в коем случае нельзя растягиваться и следует тщательно следить за всеми сыплющимися камнями.

В 09:10 поднимаемся на седловину перевала Призывников, прямо к туру. Перевальное фото - 5-06. Седловина перевала скальная, узкая, но в 10 м ниже по склону в сторону долины р. Аютор есть расчищенная горизонтальная площадка под 1 палатку, воды нет. На нас с обеих долин надвигаются тучи и туман. Руководитель выжидает на перевале некоторое время, и, понаблюдав за туманом, принимает решение отказаться от восхождения на верш. Гастелло.

Группа, конечно, расстроена, но все понимают невозможность восхождения при видимости в несколько метров. К тому же, наш самый отчаянный участник все равно бы не смог пойти на вершину из-за отсутствия опыта похода 1 к.с.)

Далее фотографий не будет: из-за тумана видимость была до 100 метров. Спуск с перевала, в принципе, очевиден: съезжаем с взлета лифтом, спускаемся к ручью и идем вдоль ручья до впадения в другой ручей. Последнее повторить несколько раз :) Единственное отличие - 2 несложных бараньих лба, путь через которые разведка нашла за 10 минут даже в тумане.

В 10:05 начинаем спускаться по крупной осыпи, петляя между частыми скальными выходами. Туман иногда позволяет увидеть некоторые детали пейзажа вокруг, но в основном мы ничего не видим в радиусе 15 м. Держим курс левее ПХД, и там выходим на живую среднюю осыпь, иногда переходящую в мелкую и крупную. Осыпь очень хорошо едет вниз всем склоном, включая большие камни. Их мы деликатно пытаемся объехать и не спустить вниз. За время нашего спуска нам удалось на несколько минут увидеть морену внизу и направление выхода с нее, потом все опять затянуло туманом.

В 10:55 спускаемся с осыпи на горизонтальную морену. Идём по морене вниз, держа курс левее ПХД. В некоторых отчетах пишут, что травяной склон с лбами можно обойти по осыпи левее. Однако разведка доложила, что склон местами очень крутой и состоит из местами живой средне-крупной осыпи.

К 11:39 мы выходим на бараньи лбы. Полил дождь. Травянистый склон вокруг моментально превратился в горки аквапарка. Группа привалилась над лбами, мы послали разведчиков искать пути обхода лбов. Наверное, не нужно упоминать, что разведчики ходят парами, в каждой паре есть один опытный участник и один мальчик.

В 11:54 спускаемся с бараньих лбов, обнаружив следующий путь: уходим вниз и направо ПХД, спускаемся по осыпи (не травянистому склону) между двумя лбами, выходим на верх еще одного лба. Его мы проходим траверсом налево по ступени, придерживаясь за скалу. После этого выходим на местами травянистый, местами крупно-осыпной склон. Спускаемся по нему вниз, стараясь не растягиваться: видимость в пределах 10 м, дождь не перестает.

Спустившись в долину, попадаем в пересохшее русло реки. Справа от нас течет река Аютор, впереди - моренные валы, за ними видно озеро, идём к нему. Дождь на время перестает идти. Перелезли через моренный вал, но выяснилось, что озеро стоячее (и вонючее), поэтому с моренного вала спускаемся в долину реки. Примерно в 12:30 встаем на обед на полянке.

Обедаем на полянке. После обеда снова портится погода, начинается дождь. Решаем переждать плохую погоду и находим ровные площадки под палатки, ставимся. Есть места под 4+ палатки.

Поразительно, но простояв на этом месте под пер. Призывников приличное время, мы ни разу не смогли увидеть ни ледник наверху, ни даже окружающие нас склоны. Белесая пелена затянула все.

16 августа.

Никуда не идем.

С утра туман, идёт дождь, решаем дождаться хорошей погоды, имея в запасе полтора дня. После завтрака вся группа залезает в палатку 4-ку играть в мафию. Периодически выглядываем из палатки, готовые при первом же просвете собрать лагерь и спуститься ниже, но не тут то было. Дождь, конечно, перестал лить, но это нам не очень помогло, потому что он сменился снегом. Когда после пяти часов игры в мафию мы вылезаем из палатки, то видим на месте тента сугроб! Навалившийся снег поломал палку из ЦК, повалил тент и засыпал 15 см слоем снега. Лепим снеговиков, разгребаем тент)

В это время руководитель про себя весь день благодарит своё чутьё - ведь это тот самый сэкономленный день, ради которого в самом начале похода мы отказались от пер. Такыртор с его прекрасными видами на оз. Алакёль и ледолазными мульдами.

17 августа.

Спуск вдоль реки Аютор, потом вдоль реки Телеты, потом по дороге вдоль реки Джетыогуз.

Погода: утром туман, потом мы спускаемся из зоны облаков, но около 11:30 тучи нас догоняют и следующие пару часов идём под дождём.

06:00 - подъём, 08:06 - выход. Туман так и не сошел, но по крайней мере осадков нет, поэтому мы решили идти. На земле лежит снег, играем в снежки) Идём вдоль р. Аютор, сначала по заснеженной траве, потом выходим на морену. По морене вниз идет тропа, но она не очень хорошо читается. Спускаемся по морене, река где-то под нами, окрестности в тумане различаются слабо: кажется, слева – скала, справа – холмы. Вскоре скала слева превращается в моренные валы.

В 08:39 спустились на приятную полянку, с трех сторон огражденную мореной. На полянке выходит из-под камней река и есть места под 4+ палатки. С полянки вниз спускается хорошо различимая тропа. В 09:05 спускаемся на выполаживание, река Аютор поворачивает налево ПХД, идём вдоль неё по тропе по правому берегу реки, повсюду активно растет арча. Потихоньку покидаем зону облаков.

Примерно в 10:00 доходим до слияния р. Аютор и р. Телеты, поворачиваем направо ПХД, продолжаем спускаться по тропе по правому берегу р. Телеты. Вокруг начинают появляться кони, люди… Потом ели...

В 10:41 подошли к кошу, который находится на левом берегу р. Телеты, переправились через реку по мосту из бревен (фото 5-07). Хотели купить в коше какой-нибудь еды, но нам тут ничего не продали, сказали что купить можно будет ниже. Продолжаем спускаться по тропе по левому берегу р. Телеты. Примерно в 11:05 переходим по камням ее левый приток. Вскоре (минут через 20-30) тропинка превращается в широкую дорогу, идём по ней. В это же время начинается дождь и идет следующие часа два безостановочно. Мы понимаем, что вешать тент нет ни времени, ни желания и просто идем под дождем практически без привалов (на привале сидеть - только зря мокнуть). Проходим мимо кошей, но нам нигде не продают еду. Несколько раз переходим реку по мостам, выбирая более утоптанную дорогу.

Около половины второго перестает лить дождь. Около трех часов дня мы приходим в Джеты-Огуз. На входе в Джеты-Огуз есть замечательный магазинчик, где продаются лепешки и шоколад!

Выводы и рекомендации

Пер. Призывников - довольно сложная и интересная 1Б. Здесь и несложное лазанье на лбах, и хождение по льду, и довольно крутые осыпи на взлете, и нетривиальный выбор оптимального маршрута на западном склоне. Приятным бонусом является восхождение на пик Гастелло (2А).

Пер. Призывников - единственный в походе перевал, отсутствие традиционного снега на котором сыграло нам на руку: в более снежные годы с восточного склона свисают опасные снежные карнизы.