Водопад Ниагара - Риека Црноевича
Бар - Вирпазар - Подрогица - водопад Ниагара - Риека Црноевича - Вирпазар - Бар

Первая остановка

Старая английская пословица гласит: «Если в году есть хотя бы один день, когда хочется снять крышу со своего автомобиля, то стоит задуматься о покупке кабриолета».
Погода была по-настоящему кабриолетная: не очень жарко, безветренно. Поэтому мы быстренько разработали план, в котором наша автомобильная безбашенность … бескрышесть … могла бы быть реализована максимально, сложили крышу и отправились в путь.

= Первая остановка в мире минимализма =

Водопад Ниагара
Ниагара! Круто звучит?
Однако черногорская Ниагара супротив американской, как … Черногория супротив Штатов.
Ма-а-а-аленькая такая! Но вполне настоящая.
Водопад пенится струями своего основного десятиметрового слива, закручивает в жгуты несколько боковых стоков, шумит вполне по взрослому, вздымает мириады брызг …
Вот, не ожидал я такой настоящести, от этого рукотворного сооружения.
Понаблюдав на стуй паденье, можно осесть в местной ресторации и подкрепиться, наслаждаясь пасторальными картинками всяческой прогуливающейся рядом домашней живности и птицы.

Водопад Ниагара

Место многим известно. Особенно популярен водопад у жителей Подгорицы, от которой он расположен буквально в нескольких километрах.
Плотина перегородила реку Циевна (Cijevna), почти в конце её течения, в нескольких километрах от места впадения в Морачу.
Река Циевна берет свое начало в Албании (албанское название Джем) и имеет общую длину 65 км, из которых 33 км досталось Черногории.
Циевна бежит по глубокому каньону с крутыми и высокими берегами. Поговаривают, что эти места не менее красивы, чем водопад.
Будет время – надо будет проверить.
А пока отправляемся дальше …
Вторая остановка

2015-04-26--15-42-10_hf

= Вторая остановка в мире минимализма =

2015-04-26--15-39-16_hf

Риева Црноевича. Сиарая открытка

2015-04-26--15-38-50_hf

2015-04-26--15-41-56_hf

Если почитать всяческие интернет-заманухи, которыми пытаются завлечь народ в Монтенегрию, то получится, что вторая наша остановка тоже не избежала некоторого интернационального заимствования. «Черногорская Венеция» - серьезные претензии на то, чтобы народ повалил в это место валом!
А вот валить то на самом деле и некуда.

История городка Rijeka Crnoevica куда как более обширна, чем история водопада Ниагара. Да вот только, как это часто бывает в Черногории, рассказывать можно много больше, чем показывать.

2015-04-26--16-02-40_hf

Rijeka Crnojevica - река, приток Скадарского озера. Название заерепляется за местом к XV веку. Предыдущая название Cetinja voda связано с тем, что река протекает через Цетинское поле. Легенда о происхождении Риека Црноевича повествует о том, что «Иван-бек Црноевич» как-то охотился в месте под названием Обод, и остановился у входа в пещеру, из которой выскочил большой дикий козел. Козел был насквозь мокрый, и начал отряхаться от воды. Охотники князя убили животное. Но в тот же миг пещера была заполнена речной водой, и почти все охотники погибли. С того времени уровень реки в этих местах поднимается резко и неожиданно. Считается, что это слезы Ивана Црноевича, который не мог без боли наблюдать страдания сербов. Место, где он построил город и свой дворец, было названо его именем.
Информация взята из работы: Vukic PULEVIC i Novica SAMARDZIC - Ivan Crnojevic u crnogorskoj toponimiji.

Риева Црноевича 1911. Разлив

Открытка 1911 года. Разлив Риеки Црноевица

Риека Црноевичь названа так в память построившего на этом месте крепость Обод, в последствии разрушенную, князя черногорского Ивана Црноевича (1490). Сын и наследник его, Георгий, женатый на дочери венецианского дожа Мочениго, основал на Реке первую югославянскую типографию (1492). В новейшее время Река приобрела известность тем, что отсюда Омер-паша, угрожая Цетинью, предписал князю Николаю известный ultimatum (1862). Сожженная и разоренная в последнюю войну, Река уже обстроилась так, что и следов не осталось столь недавнего погрома. Если какое-либо место в Черногории заслуживает названия города, то это Река, центр черногорской промышленности и торговли. Здесь бывает еженедельно, по субботам, базар, на который съезжаются купцы по преимуществу из Албании. Город расположен на берегу мелкой реки, впадающей в Зету, поросшей камышом и служащей, по-видимому, причиной господствующих здесь лихорадок. Позавтракав и отдохнув в княжеском доме, мы сели в лодку, чтобы спуститься вниз по Зете в Скутарское озеро (Скадарско блато). Чрезвычайно оригинальна постройка черногорских лодок: длинные и узкие, с высоким носом и кормой, они сидят весьма низко в воде, скамеек нет, и нужно было расположиться на дне лодки, покрытом ковром. С помощью шести добрых гребцов и кормчего лодка шла быстро. ...
© Викентий Макушев – Дневник путешествия из Дубровника в Черногорию. 1866 г.

'Данилов мост' и дом 'Mostina'.

"Данилов мост" и дом "Mostina".
Старая открытка

… Закрепив результаты военных удач, Иван Црноевич принял энергичные меры по установлению границы с турецкими владениями по реке Морача. В 1475 г. он начал строительство на Подгорицкой равнине новой укрепленной резиденции Риека Црноевича, словно бросавшей вызов своей турецкой 'визави' - крепости в Подгорице. Туда с конца 1470-х гг. и перенес из Жабляка свой престол Иван Црноевич, принявший титул 'великого воеводы и господаря черногорского'.
Однако силы были неравными, и вскоре черногорскому государству пришлось испытать сокрушительную силу султанского гнева. В 1477 г. Мехмед II вновь обратил взор на Балканы. ... Турецкие экспедиционные отряды начали прощупывать и оборону Ивана Црноевича. Неожиданно им сопутствовал успех - недооценившие силы врага черногорцы в 1477-1478 гг. потерпели несколько поражений. Без серьезного сопротивления был сдан даже престольный Жабляк. В 1479 г. … османская армия обрушилась на Черногорию. Деморализованные огромной численностью врага жители страны массами бежали в горы. После того, как турками была захвачена столица Риека Црноевича, Иван Црноевич убедился в бессмысленности дальнейшего сопротивления. …
В последние годы жизни Иван Црноевич спешил как можно надежнее устроить управление своим сократившимся до нескольких горных областей государством. Он перенес столицу в хорошо защищенную горную долину у подножия легендарной горы Ловчен - на Цетинье ...
© Михаил Кожемякин - Исторические пути Страны Черных Гор

'Данилов мост' и дом 'Mostina'.

"Данилов мост" и дом "Mostina".
Старая открытка

Строго говоря, Rijeka Crnoevica сегодня представляет из себя: один жилой дом, один ресторан, один пешеходный и один автомобильный мост. На некотором отдалении можно отыскать еще примерно десяток жилых домов. Все остальные строения находятся в весьма плачевном, полуразрушенном состоянии и засыпаны всяческим мусором.

2015-04-26--16-11-52_hf

2015-04-26--16-17-10_hf

"Данилов мост" и дом "Mostina"

Жилой дом, известный как "Mostina", который делит сегодня свои помещения с рестораном, был построен князем Данилом.
Пешеходный мостик "Данилов мост" тоже перекинут через реку по его приказу в 1853 году.

2015-04-26--16-15-52_hf

"Данилов мост"

Небольшая площадка межу домом и мостом сегодня переделана в безвкусную ресторанную веранду (я конечно говорю не о вкусе еды).
В лучших традициях московских привокзальных бомбил, на набережной вас встретят окликом: «Русский! Давай на лодке кататься! Дешево!»
Почти напротив Мостины - старейший сохранившийся архитектурный объект в Риеке Црноевича - дом Святого Петра Цетиньского. Он производит впечатление если и недоразрушеного, то совершенно бездарно перестроеного.

2015-04-26--16-06-40_hf

Грозный сторож дома Святого Петра Цетиньского

Так что все попытки найти особый дух Риеки Црноевича окончились безрезультатно. Никакого другого духа, кроме запаха стоячей воды и местного общепита учуять не удалось.
Я не смог сообразить, какое из строений в Риеке раньше было зимним дворцом "Ljeskovac", который построил Никола I Петрович. Но т.к. мостов всего два, то тут ошибиться сложно: король Никола построил большой "Новый мост" длиной 120 метров.

2015-04-26--16-10-34_hf

«Новый мост»

Именно по этому мосту мы переехали реку и покатили старой караванной дорогой в сторону Вирпазара.

Риева Црноевича

Дорога к Риеке Црноевича с любой стороны идет через места с потрясающими видами северного Скадара и самой риеки Црноевича. Непреодолимое желание вскинуть фотоаппарат возникает буквально на каждом повороте.
Очень красивые места.
Мы специально составили свой маршрут так, чтобы приехать и уехать из Риеки разными путями.

Вирпазар

Городок Вирпазар.

Вирпазар и крепость Бесац

Крепость Бесац над Вирпазаром

Городок Вирпазар. Крепость Бесац

Двигались не торопять, наслаждались красотой, уворачивались на поворотах от очумелых местных пепелацев. Так и докатились до трассы. Посмотрели издали на маленький городок Вирпазар, над которым горсткой колотого сахара белеет маленькая крепость Бесац, и покатили в туннель Созина, который в мир минимализма уже не вписывался никак …