Киров он же Вятка, он же Хлынов - Слободской- Кирово-Чапецк- Каринторф на прокатных велосипедах и по узкоколейной дороге.
Нитка маршрута
Киров-Слободской-Киров; Киров-Кирово-Чапецк- Каринторф-Киров
 

Дикие туристы на культурном отдыхе-4 Киров

P9281520

Киров он же Вятка, он же Хлынов….Вятская губерния, - это дымковская игрушка, родина Бакулева, Бехтерева, художника Шишкина, Шаляпина. П.И.Чайковский жил в Вятке первые 8 лет своей жизни. В местной гимназии учился Циолковский. Вятка была местом ссылки Салтыкова Щедрина и Герцена.

А еще существует легенда  о том, как Спасская башня Московского Кремля получила свое название. Изначально, башня называлась Фроловской (по церкви св.Флора и Лавра, находившейся неподалеку).  В середине XVII века по центральным районам Московского государства прошла эпидемия моровой язвы (чумы), в которой особенно пострадала Москва. Хлынов, эпидемия обошла стороной, стали появляться слухи, что причиной этого является чудотворный образ Спаса Нерукотворного, которому молились горожане. Узнав об этом, царь Алексей Михайлович повелел привезти икону в Москву. Образ доставили крестным ходом в 1648 году. Икона так понравилась царю, что он велел оставить её в Москве, где она располагалась в Новоспасском монастыре.  Взамен в Хлынов был отправлен точный список с иконы, второй список был установлен над воротами, через которые образ привезли в Кремль. Ворота получили название Спасских, за ними это название унаследовала и вся башня.

Итак, 2 человека на прокатных велосипедах. Киров - г.Слободскояй и обратно (по трассе и по грунтовкам). Затем совершили экскурсию на Каринскую узкоколейную железную дорогу.

А вы знаете, что есть версия, что велосипед, возможно был изобретен в Вятке? В 1958 году в кильмезской газете «Голос колхозника» вышла статья некого С. Наумова «Первый велосипед в Санчурске». В заметке автор вспоминал, что еще в 90-е годы XIX века вятскому кузнецу Ершову «пришла в голову мысль сделать из железа машину, которую вскоре изобрели во Франции и назвали велосипедом». На своей чудо-машине Ершов не раз приезжал в Санчурск, Яранск и Кукарку, а прибыв в село Великоречье запомнился местным жителям эффектным падением в овраг. «Этот пример лишний раз говорит об исключительной талантливости русского народа», — патетически замечает автор в конце статьи. http://vyatkawalks.ru/articles/kak-v-vyatke-zarozhdalos-velodvizhenie/
 
Фирменный поезд Вятка прибывает из Москвы в Киров в 8:33. Очень удобно. Забронировала апартаменты на Чапаева 13. Специально уточняла наличие в доме грузового лифта,  и обговорила хранение велосипедов на балконе, а также курение там же. Напоминаю, что курение на балконах запрещено только с  1 октября, и то это запрет МЧС и ответственность наступает только в случае пожара. Но вот, беда: обговорила я это по телефону, а не в переписке.  По телефону со мной общался приятный молодой человек (как оказалось, видимо, агент или диспетчер нескольких квартир). Встретил нас совсем другой мужчина, который строго запретил курить на балконе и не хотел соглашаться на велосипеды. Можно было психануть и послать его подальше: предложений в городе масса. Но не хотелось портить поездку. Заверили Александра, что курить муж будет только на общем балконе, а велосипеды внесем на балкон на руках, катить по квартире не будем. Сама квартира вполне нормальная, достаточно чисто, есть все, что нужно. Расположение удобное (нам главное было, чтоб не далеко от автовокзала). Но недовольная физиономия хозяина при заезде и особенно, при выезде :)) несколько портит впечатление.
 
В Кирове около 5 вело прокатов. Я обзвонила 3 и остановилась на ЗАСПОРТ 43 (Преображенская 9, https://vk.com/zzasport43). Не прогадали, прокат рекомендую. Ребята подготовили нам хорошие, полностью проверенные велосипеды. Крылья, правда, смогли надеть только задние, но в других прокатах вообще не давали крылья. С собой нам дали 2 камеры и кучу ключей на все случаи жизни. Насос и замки брали свои.
P9301787
 
В Слободском бронировала Дом семейного отдыха "PODKOVA HOUSE" (https://vk.com/podkova_house) с возможностью поставить велосипеды в конюшню под замок:). Отличная гостиница и очень приятная администратор.
 
В Коринторфе заранее записалась на катание на дрезине и вообще сообщила о нашем приезде.
 
В Кирове нереальное количество столовых.  Многие из которых работают и в выходные дни. Мы ели в Ивушке - Чапаева, 2  (рядом с домом), Ешке на Воровского 37 и Большой Столовой на Ленина 71. Ешка самая дешевая, потом Ивушка, а Большая - самая дорогая. Примерно в такой же пропорции возрастают вкусовые качества блюд, уровень обслуживания и внешний вид зала. Но вообще везде достаточно вкусная «домашняя» еда. Вове так в Ешке больше всего понравилось.
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
столовая Ешка
При подготовке маршрута пользовалась экскурсиями: https://trave-l.ru/kirov  - обзорная экскурсия http://www.visitkirov.ru/news/773/173/pravoslavnaya-vyatka/ - православная Вятка http://www.visitkirov.ru/news/772/173/kupecheskaya-vyatka - купеческая Вятка https://autotravel.ru/excite.php/197/1 - достопримечательности Вятки https://autotravel.ru/town.php/208 - достопримечательности Слободского https://vk.com/karinsmuz Каринская узкоколейная железная дорога https://vk.com/@51775143-poezdka-na-karinskuu-uzhd – тоже про дорогу.

Уже после возвращения, нашла интересный сайт с маршрутами по Кирову: http://fromvyatka.ru/marshrut.html

Сувениры. Сувениров много. Самый приличный магазин, наверное, на Воровского, 52. Но все очень дорого. Из продуктов я балдела от местной молочной продукции (в Кирове есть фирменные магазины Вятушка, но можно купить и в обычных. В Слободском выбор был еще больше. А в Кирово-Чапецке свой молоко-завод- Дымка.) Привезла целый рюкзак кефирчиков, йогуртов и тп. домой.

В Кирове работает яндекс такси и яндекс транспорт (но время прибытия автобусов не показывает). В центре на некоторых остановках есть табло прибытия автобусов и троллейбусов.

Веломаршрут составила сама с помощью «накарте». Сделала несколько вариантов по трассе, по мелким дорогам и грунтовками залила треки в навигатор.
 
28.09.19 суббота

Заезд в квартиру в 14:00, поэтому с поезда со всеми вещами идем гулять. Двигаемся от вокзала по Октябрьскому проспекту, мимо приветственно машущего нам Кирова, согласно распечатанной обзорной экскурсии. По дороге в киоске покупаем карту города. Осматриваем Александровский костел. В нем сейчас органный зал, но сегодня концертов нет.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Мимо особняка Хохрякова с библиотекой, выходим на Театральную площадь. Здесь здание администрации с памятником Ленину, корпуса Вятского Университета, Драматический театр. Рядом с ним памятник Шаляпину. Обошли площадь по кругу, осмотрели Екатерининский храм с православной гимназией, особняк купца Колошина, который угощал Александра Первого ананасом из своего сада. Тут как раз и художественный музей открылся. Мимо памятника братьям Васнецовым идем туда.

P9281475

Осмотрели основную экспозицию и маленькую выставку «морской пейзаж».  Васнецов, Коровин, Серов и Суриков, Куинджи, Левитан, Шишкин и др…И местные художники, ученик Шишкина- Хохряков и Д.Я. Чарушин. В процессе позвонил владелец квартиры и предложил нам заселиться сразу после осмотра музея.

P9281486

Заселились, оставили вещи и идем гулять дальше. Пообедали в Ивушке (Чапаева, 2). Вернулись к художественному музею, прошлись по Спасской улице. Мимо кукольного театра, памятника дымковской игрушке, нулевого километра. Дошли до местного Арбата - пешеходной части Спасской улицы. Школьники толпятся у театра на Спасской и кафе фабрики Мороженного. Мы тоже фотографируемся у «арт-объектов» и идем в краеведческий музей.

P9281521
P9281523

В музее бесплатный аудиогид, но нужно иметь свои наушники. У нас наушников с собой не оказалось и мы все время слышали, что слушают другие посетители музея. Получалось не очень комфортно.

P9281551

Затем прошли по ул.Ленина мимо готического особняка Тихона Булычева . В 1915 году он продал этот дом за треть стоимости городу, и здесь открыли «Дом инвалидов и сирот великой войны 1914 - 1915 гг. им. Т.Ф. Булычёва». После октябрьской революции здание заняли органы ВЧК, и по сей день здесь располагается управление ФСБ по Кировской области.

P9281552

Мимо дома музея Салтыкова-Щедрина, поворачиваем на Орловскую улицу и доходим до нарядного св.-Серафимовского собора.  Этот живописный храм был заложен в 1904 г. для единоверческой общины. И построен, как и Александровский костел и еще много чего в городе по проекту архитектора И.А.Чарушина. С конца 1930-х годов Серафимовская церковь оставалась единственным действующим храмом в городе. Пока церковь существовала в одиночестве, она носила статус кафедрального собора. Очень красивый храм.

P9281568

А мы двигаемся дальше к Успенскому Трифонову монастырю. Только нужно было идти по ул.Урицкого, а мы зашли сзади через квартал особняков «новых вятских». Здесь красивые виды на монастырь, но нет к нему прохода. Пришлось возвращаться.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Монастырь основал выходец из архангельских крестьян преподобный Трифон Вятский. По его предложению жители 5 вятских городов написали царю Иоанну Васильевичу челобитную с просьбой о создании монастыря. В июне 1580 года царь дал преподобному грамоту на строительство обители и отвел для нее землю старого городского кладбища с двумя ветхими церквями. В 1684-1689 годах на месте деревянного был воздвигнут каменный Успенский собор. Замечателен его пятиярусный иконостас. Впечатляет. Набрали воды в источнике.

P9281575
P9281577
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
 

Затем по Казанской улице прошли до Спасского собора. Собор восстанавливается, внутри все в лесах, стены пока белые. Колокольня весьма внушительных размеров. Осматриваем питейный дом 18 века (каменные палаты), магазин Петра Клабукова (архитектор Чарушин).

P9281585

Дни уже короткие и скоро стемнеет. Идем получать велосипеды в вело прокат ЗАСпорт 43 по адресу Преображенская, 9.

Чтобы привыкнуть к великам, проехались по Александровскому саду, по набережной Грина. Доехали до моста, по которому завтра поедем в Слободской, разведали дорогу. Надо сказать, что центр Кирова довольно холмистый.  Движение приличное (сегодня суббота). Местная фишка, к которой нужно было привыкнуть - отсутствие поворотных стрелок на светофорах. Машины поворачивают на пешеходный зеленый.

29.09.19 воскресенье

В 1914 г. случился скандал при прибытии членов велосипедного кружка в город Слободской. Чиновник Дробискулов распорядился доставить два десятка одетых в одинаковую форму велосипедистов с красными лентами через плечо в полицейский участок и учинил им настоящий допрос. После небольшой беседы и осмотра паспортов спортсменов отпустили. http://vyatkawalks.ru/articles/kak-v-vyatke-zarozhdalos-velodvizhenie/

Сегодня мы едем в Слободской.

Выехали пораньше - в 8:00, пока нет машин. Надеемся, что на дачи все уехали вчера.  До моста добрались без проблем - почти все время с горки. Пересекли р.Вятку. Погода малооблачная, тепло. Крастота. На перекрестке с круговым движением остановились, я чуть не направила нас на объездную, но во время сориентировались.
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Осмотрели красивый барочный Троицкий храм бывшего Александро-Невского монастыря. Трасса двухполюсная, узенькая. Довольно холмистая. Покрытие хорошее.

P9291617

Начали появляться фуры. Идут они, в основном «караванами»: две-три фуры и несколько встрявших за ними машин. Ближе к девяти часам фур стало так много, что просветы между «караванами» начали сходить на нет. Особенно неприятно, когда два «каравана» едут одновременно в двух направлениях. Одновременно и сдувает с трассы и засасывает. Спуски чередуются с подъемами. Один подъем я не смогла взять и спешилась посреди дороги. Уговорила Вову попробовать уйти в поля.  Дома я подготовила несколько вариантов маршрута и залила треки в навигатор. В районе Осинцов сошли с трассы и поехали полевыми грунтовками.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Дороги почти сухие, осень, солнышко. Но недалеко от Вахруш пришлось еще раз выехать на трассу. Доехали по ней до Вахруш и опять ушли в поля. К сожалению, из за этого не видели еще одно творение Чарушина - купеческий замок, в котором сейчас располагается столовая.

P9291633
P9291643

Все бы хорошо, но поля, которыми мы едем недавно вспахали, и трактор развез много грязи. Там, где поля были не вспаханы, дорога была отличной. Взобрались на холм, вдали видно Слободской. Очень красиво. Поля и живописные перелески в осеннем уборе. Кстати, в них, видимо полно грибов. Я сразу же наткнулась на подосиновик.

В районе Горской Речки за нами увязались два щенка овчарки, еле их прогнали. Вернулись на трассу на подъезде к Слободскому. Движение здесь идет сплошным потоком, но уже есть тротуар. Почему то из отчетов я помнила, что на подъезде к Слободскому очень крутой подъем, по факту тут оказалась немерянная горка вниз, а потом небольшой подъемчик вверх. Возможно, крутой подъем был раньше по трассе и мы объехали его полями.

P9291660

В Слободском две гостиницы. Мы выбрали ранчо Дом подковы, отличное место, очень гостеприимное. Велосипеды поставили в денник под замок. Лошадки сейчас на летних пастбищах. Наш номер оказался еще не готов, поэтому нас заселили в белоснежный, по-видимому свадебный номер:). Кроме гостиницы, в Подкове есть банкетный зал, проводят мастер-классы, катания на лошадях и тп. Очень приятное место. Заселились и идем скорее смотреть город, пока не закрылся музей и не стемнело.

Топаем по центральной Советской улице до краеведческого музея, который значится в нашем описании в доме номер 64. Но вдруг, огромном особняке под номером 91 видим вывеску: музей. Удивились, заходим. Оказалось, что у нас старое описание. Два года назад музей переехал из Благовещенского храма, который вернули верующим в этот дом. Здание большое, просторное, но на ремонт пока денег нет. Многие экспонаты еще не выставлены. Но нам все равно понравилось.
P9291689
Здесь есть большая коллекция колоколов и колокольчиков. На интерактивном терминале можно почитать про литье колоколов и попробовать изготовить свой виртуальный колокол. Сохранились изразцовые печи и часть мебели купеческого особняка. Есть портрет Льва Толстого, составленный из текста Крейцеровой сонаты. По макетам Христорождественского и Крестовоздвиженского монастырей, можно понять, какие это были солидные сооружения.
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
После музея осмотрели центр города: Никольский храм, Колокольню Крестовоздвиженского монастыря, Благовещенский храм, древний деревянный Михаило-Архангельский храм, который даже в Париже побывал в свое время.
P9291709
Екатерининский собор, торговые ряды. Христорождественский женский монастырь основан в первой четверти XVII. До закрытия в 1920 году он был одним из крупнейших в Вятской епархии. Обитель насчитывала до 300 насельниц, в наши дни их только одиннадцать. Но процесс восстановления святыни уже начался. Пополнили запасы св.воды.
P9291732

Затем пообедали-ужинали в отличной столовой напротив памятника рабочему и колхознице. Очень колоритная там сотрудница на кассе была:).  Как и в Кирове, в Слободском все разговаривают  с характерным вятским говором. Голоса у всех звонкие, задорные. В столовой очень вкусный суп харчо. На вечер накупили местной молочной продукции и очень вкусного местного хлеба.

Прогулялись до памятника самолету и Троицкого храма, разведали дорогу по которой поедем завтра обратно в Киров. И отдыхать в гостиницу.

30.09.19, понедельник

Опять выезжаем пораньше. Переменная облачность, тепло. Но к обеду обещают дождь, нужно успеть доехать до города. Возвращаемся мы другим путем- вдоль р.Вятнка. В основном по асфальту, частично по дорогам без покрытия и только совсем немного по полевой дороге, обозначенной пунктиром и видной на космоснимках.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Эх, Слободские горки! Несемся вниз с ветерком. Не хотела бы я сюда въезжать вверх:). Асфальт разной степени убитости. Машин не много. Но горки! Вниз-вверх-вниз..ох какой храм в лесах (Храм Сошествия Святаго Духа на апостолов.)! Вова не выдерживает и обгоняет меня на спусках, несется с развивающимися полами черной куртки. А я подтормаживаю на ухабах и спускаюсь осторожно.

Вдруг Вова тормозит прямо на перегибе очередной крутой горки и машет мне, чтоб остановилась. Что же там? Пропасть? Оказалось неожиданно закончился асфальт. Граница районов что ли? Вниз уходит почти отвесный спуск, весь изрытый ямами дороги без покрытия.. Под горой обнаружился величественный храм в лесах с очень красивой колокольней. (Храм Спаса преображения в Первомайском).
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

После храма проехали еще некоторое время вдоль реки, через деревни и свернули в поля. Влезли на бугор, потом вскарабкались еще на один. Вид отсюда потрясающий.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
P9301770
P9301771
Наверху обнаружился старый заброшенный карьер. Солнышко припекает. Поля здесь не вспаханы, дороги почти сухие. Но их очень много, поэтому постоянно приходится сверяться с навигатором. Наконец выбрались к поселку Батиаши, дальше асфальт. В Баташах нас приглашали на чай, сообщили, что в субботу в Хуторке видели группу в 17 человек Москвичей с велосипедами.
Дальше была очень красивая дорога через сосновый и смешанный лес. Правда асфальт довольно убитый. Перекусили в лесочке. В Талице проехали три здоровых парка развлечений.
P9301785
Погода портится, пытаемся доехать до дождя. Попробовали сунуться в Заречный парк (к меня и трек по дорожкам был), но не нашли как переправиться через овраг с болотом и поехали по трассе. Движение в понедельник очень приличное. Мост пересекли с первыми каплями дождя.
Потом сдали велики, сходили в Большую столовую и прошлись немного под дождем по городу. Посетили магазин тканей Купава и букинистический магазин. Меня просили купить словарь вятских говоров, но нигде не могу ее найти. Оставила заявку в букинистическом.
 

01.10.19 вторник

В 7:30 сдаем квартиру и идем на автовокзал. В Кирово-Чапецк ходят два автобуса - 103 обычный и 103Э - экспресс. Экспресс идет почти без остановок, но по тому же самому маршруту, то есть собирает все те же пробки и как мы поняли, разница не велика. Обычный автобус ходит каждые 20 минут, экспресс – каждые 40. Мы ездили на обычном и туда,  и обратно. Поездка заняла чуть больше часа. Выходить нужно на остановке «Управление строительством» (идти вперед) или «Завод Велконд»  (здесь останавливается экспресс, идти назад). Но мы доехали до автовокзала и прошлись по городу.
PA011796
PA011798
Поезд в Каринф и обратно ходит 5 раз в день (2 раза утром, 1 раз днем и 2 раза вечером). Поэтому, лучше не опаздывать.
 
Новый— Техническая 08:15 Техническая— Новый 06:45 Новый— Техническая 10:25 Техническая— Новый 09:40 Новый— Техническая 14:05 Техническая— Новый 13:20 Новый— Техническая 17:25 Техническая— Новый 16:40 Новый— Техническая 20:15 Техническая— Новый 19:15
 
PA011804
На платформе уже сидят несколько человек. Женщины ездили в город по магазинам, кто то в больницу  и тп. Каринская УЖД Действует с 1942 года в связи с началом торфяных разработок на Каринском участке и образованием посёлка Каринторф. Дорога проходит по специальному мосту через р.Чепцу. Другого моста нет, летом устанавливают понтонный для машин. По нему даже иногда ходит автобус, но он не всесезонный, часть года УЖД является единственным путем сообщения с городом. Наконец показался дизельный тепловозик с одним вагончиком.
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Медленно, медленно подползает к платформе. Беру фотоаппарат на изготовку, и тут, о ужас! Батарея разряжена, а я ее утром только поменяла! Хватаю телефон, а он ту меня снимает очень не важно. Тем временем, поезд добирается до платформы, вагон отсоединяют. Тепловоз отъезжает, по стрелке переезжает в хвост вагончика и его присоединяют. Грузимся. Вагончик маленький, как игрушечный, но место есть для всех. Топится печка, тепло.
PA011813
Покупаем у кондуктора билеты по 22 р. На билетах нарисован поезд, сохраним их на память. Ехать 40 минут. В пути делаем несколько остановок. Люди заходят и выходят, общаются. Удивляются, зачем к ним едут туристы. А туристы едут: по одиночке и группами, школьники и пенсионеры, местные и иностранцы - бывают тут каждую неделю. Для них даже цепляют дополнительные вагоны. Вот проехали переезд, женщина железнодорожница перекрывает шлагбаумом путь машинам. Вот вдоль путей рабочие путейцы,  ждут, пока мы проедем. Они меняют шпалы.
PA011814
PA011815
В нашем вагончике висят детские рисунки и отчеты туристов. Скорость в среднем 15 км час, на ровных участках разгоняемся чуть больше. Вот в красивом лесу еще одна остановка: выходит бабушка с корзиночкой. Наконец прибываем на станцию Техническая.
PA011823
Идем в депо. Вокруг стоит множество старых вагонов, грузовых платформ и тп. В депо работа идет полным ходом. Вот идет мотодрезина забирать рабочих с путей.
PA011854
А тут доводят до ума другую дрезину, она уже покрашена, выглядит как игрушечка. Вы знаете, зачем у нее руль?
PA011829
PA011857
А здесь ремонтируют старый вагон. Вот уже стоят новые скамейки, скоро их покроют лаком. Сам вагон уже ошкурен и готов к покраске. Все заняты делом, но у сотрудников нашлось для нас время. Нам показывают тепловозы, везде можно залезть, все пощупать. Дрезину пионерку и еще одну, побольше - с крышей. Потом мы катались на механической дрезине. Вова развил скорость почти 10 км\ч, я даже испугалась, что вывалюсь, так как я при этом должна была следить по джипиесу за скоростью.
PA011835
Осмотрев депо, мы идем в Шмель - единственное заведение общепита в Каринторфе. Здесь только выпечка (очень вкусная, кстати), кофе, чай. Есть столики, но нет туалета и негде помыть руки. Для нас это было неожиданностью. Дело в том, что Шмель по документам – магазин, а не кафе. Затем гуляем по осеннему поселку.
WhatsApp Image 2019-10-02 at 10.17.40
WhatsApp Image 2019-10-02 at 10.19.51
Каринторф строили пленные немцы. Поэтому у него такая необычная архитектура. К сожалению, замечательное готическое здание клуба не сохранилось. Многие дома на главной улице тоже стоят заброшенные. Но есть и дома, покрытые сайдингом, домики с красивыми садиками. Поселок стоит в шикарном сосновом лесу.
WhatsApp Image 2019-10-02 at 10.19.53
Главная улица засажена березками. Дорожки сухие и чистые (песок). По травке бродят овечки  и козочка. Они с удовольствием нам позируют.
WhatsApp Image 2019-10-02 at 10.17.39

Зашли еще раз в Шмель выпить кофе и на поезд. На обратном пути народу больше, но кое как все уселись. В лесу забираем бабушку с корзиночкой:) Затем автобус в Киров, ужин в Ешке, покупка сувениров и поезд в Москву. Очередное приключение закончилось.

1

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Кировская
еще маршруты
О Маршруте