Маршрут является продолжением похода по Баргузинской долине в поисках горячих источников. Предыдущий поход описан на сайте "похождения нового бурята" https://www.marshruty.ru/travel/www.dolina.ru/
Усть- Баргузин; ГИ Золотой Ключ; Святой Нос; Гусихинские ГИ и Суво; Инские ГИ; Уринские ГИ.

Байкал 2018.

Поход является продолжением похода 2012 года. («похождения нового бурята» на сайте «Маршруты.ру».) В прошлый раз я не обследовал некоторые горячие источники (ГИ) Баргузинской долины и близлежащие.

Источник в Горячинске я проехал в прошлый раз потому, что он не входил в маршрут. Но приезжал специально в командировке и уже описал. До одного источника в прошлый раз я не дошел. Это  источник Змеиный. Он тоже описан мной.( «Тайны Бурятии»  на сайте «Маршруты.ру») И источник Кулиных Болот был мной тогда не изучен в силу малой информации о нем. Кроме того остались: ГИ Золотой Ключ. Он в стороне от трассы и раньше я не мог туда попасть. Еще 3 источника я проехал уже не имея времени и сил. Это Гусихинские,  Уринские и Иннские. Кроме источников, после первого похода у меня появилось желание совершить восхождение на вершину хребта Святого Носа. Это все притягивало меня к очередному походу в этом районе.

Подъезд к маршруту.

В этот раз впервые взял в поход чемодан на колесиках. Нетуристический элемент снаряжения. Все потому, что путешествие планировал на машине. Чемодан намного облегчил поездку. О машине договорился с Сергеем, Улан- Удэнцем, работающим в Москве. Во многом случайно. Этим сэкономил часть средств.

Ехал в поезде Москва- Владивосток. Он хорош тем, что рано приезжает в Улан- Удэ. Вагон оказался с биотуалетом и кондиционером. При пониженной стоимости билета, этого могло не быть. В этот вагон на интернете билеты почему то были дешевле и разбирались хуже. Форточки в вагоне тоже открывались, и на остановках, когда кондиционер не работал, их открывали.

На подъезде к Екатеринбургу узнал, что в поезде едут немцы. Семья из 4 человек. Берлинцы. Мать учительница русского языка. Отец по- русски шпрехает плохо. Дети, похоже, понимают, но не афишируют это. Днем показал им карту Байкала и рассказал о интересных местах. Они  ехали до Иркутска, оттуда на Ольхон, дальше на Аршан, потом на КБЖД и в Улан- Удэ к староверам. Самолетом назад.

В Тюмени со мной заговорил руководитель туристической группы, ехавшей в нашем вагоне. При посадке в поезд они кивнули мне на мой вопрос, не на Урал ли они едут. Видно было, что у них с собой средства сплава и альпенштоки. Тогда я безответно спросил: «Зачем в водном походе альпеншток, рыбу глушить?» Так, после общения оказалось, что они идут в Монголию лазать по 4 тысячникам. Часть пути- сплав на катамаране. Едут до Новосибирска, дальше через Алтай по Чуйскому тракту.

Пообщался с руководителем похода по поводу Камчатки. Он бывал там, где я не был. Например в Усть- Камчатске. Я считал этот поселок сырым, туманным, ветреным,  где нечего смотреть. Он меня переубедил. Рассказал, что там есть достопримечательности.

Доехали до Барабинска. Там по традиции продают копченую рыбу жерех пласт и пелядь целиком. Примерно 200г. по 100 руб. рыбка.  В ларьке пиво к рыбке: Томское и Алтайское: 1,5   л. по 220 руб.

В Новосибе вышло 2/3 вагона, если не ¾.  И вагон опять стал полным. Села, в основном, рабочая команда. Едут на вахту и друг друга знают, если не непосредственно, то через общих знакомых. У меня соседи- женщина с дочкой, родом с Горного Алтая и 2 парня. Один из них с Кургана. Второй тоже не местный. Оба едут в Сковородино, Амурской области. Курганец угостил колбасой, похожей на самодельную и пирожками.

На станции Зима сфоткался на память с немцами. По платформе ходила еще одна немецкая группа, а наши немцы сказали, что еще были и итальянцы.

При подъезде к Улюну в топком месте на склоне насыпи я увидел заросли Радиолы Розовой. Наверное, никто не знает из местных, что это Радиола. Или считают, что она экологически грязная.

Проехали Слюдянку. В темноте светились только огни порта. После перевала поезд пошел шустрее.

Бурятия.

18.07. Вышел из поезда в 5 часов местного. Сориентировался, куда идти. Автобусы еще не ходят. Поехал в Сотниково на такси. Оставил вещи на даче у Саши, отца  Сергея, владельца машины. На пустой дороге потренировался с Сашей в вождении праворульной машины с АКПП.

Поехал на автобусе к Бадмаевым, завез подарки. Тамара, как всегда,  накормила меня от пуза. Отвезла меня обратно в Сотниково. По дороге купил сим карту мегафона и продукты. В дорогу взял пятилитровку воды. Из Сотниково Саша довез меня на машине до Стрелки, то есть до выезда из города в сторону Баргузина. И я, пристроившись за неспешной машиной, поехал. Камер наблюдения в дороге действительно много, но ближе к середине пути.

Проголодавшись, заехал в кафе справа от дороги с надписью «Быстро, вкусно, недорого». Сервис кафе соответствует надписи. Где- то здесь начинается однодневный туристический маршрут вдоль реки Прорва. Местные жители на дороге продавали садовую клубнику по 250 рублей стакан.

В конце поселка Турка заправка Роснефти. По карте сбербанка платеж не прошел. Я снял деньги в банкомате, стоявшем тут же, и рассчитался наличными.

На старой туристической карте не показан проезд к источнику «Золотой Ключ».  Заправщик на АЗС сказал, что на источник надо ехать по левому берегу реки. Он ругал дорогу. Но, когда я свернул на нее, то увидел приличную песчано-гравийную дорогу. В результате поездки оказалось, что Золотой Ключ это вымирающий поселок лесхоза без связи, автобусного сообщения, школы, почты. Только электричество и фельдшерский пункт.

Сам горячий источник находится в недоступном месте. Выше по течению реки на острове. В поселке я познакомился с Андреем Антоновым- местным лесничим. Он обещал помочь в заброске до реки и с лодкой. В поселке меня покормили и пустили переночевать в пустующий хороший дом.

19.07. Ольга, жена Андрея рассказала, что на их лесовозную дорогу выходят медведи, козы, зайцы. И что послезавтра обещали дожди. Надо спешить на Святой Нос.

На обратном пути искупался в речке. Температура воды 18, воздуха 26. Заехал в Горячинск. Раньше там на базе отдыха были недорогие места для проживания. Сейчас ночлег стоит 700р., с питанием 1600р.в сутки. После сезона цены ниже. Искупнулся на теплом пруду за трубопроводом. Зашел на площади Горячинска в книжный магазин. Посмотрел карты. Они в основном на Иркутский берег Прибайкалья. Цены дорогие. Приехавшие на курорт китайцы разобрали все карты на китайском языке. И вообще на текущий момент, на источнике засилье китайцев.

Зашел в кафе недалеко от площади. Еда вкусная. В Горячинске же безрезультатно попробовал позвонить по мегафону с помощью приобретенной в Улан Удэ сим карты.

Дорога в Усть- Баргузин все еще реконструируется. Прошлогодний участок отстроен, делают дальше. Возле Усть- Баргузина стал принимать билайн. Позвонил Гырыловым. Они говорят, заезжай. (Гырыловы, Гена и Тамара, мои знакомые с прошлого раза, родственники Бадмаевых. У них еще гостила внучка Света.) Время уже 16 часов. Перекусил в гостях, пошел на Байкал. Народа на пляже много. Температура воды в заливе 18,5 градусов. Я попросил у Байкала хорошую погоду.

Вечером помылся в бане и постирал футболку. Она меня выручила в поезде. Раньше я не брал футболки как лишний груз.

Святой Нос.

20.07. Проснулся на рассвете в 5.20. решил встать, написать дневник да ехать по прохладе. На улице 19 градусов. Солнечно, облака перистые. В 7.00 выехал из поселка. В 7.30 доехал до КПП заповедника. Дальше дорога плохая, поехал медленно, 20 км/ч, чтобы не повредить машину.

Узнал у туриста на дороге, что они с женой вчера 8 часов поднимались на вершину и  что машину можно оставить у начала тропы в Глинке. В 9 часов вышел на тропу. С собой взял арахисовых орешков, 1,5 л. чая, видеоаппаратуру, штатив. Нож и дождевик оставил. Вместо орехов надо было взять шоколад, да и дождевик прихватить.  Орехи, хоть и питательны, но сухие и их надо запивать. А воды мало. Хоть было и не жарко, но подъем, конечно, с потом забирал влагу.

По дороге меня обогнали 2 француза. Затем догнала девчонка- волонтер из Екатеринбурга. Сказала, что у них в группе 2 немца, 2 австрийца. Сначала тропа идет с малым подъемом. Потом покруче, но серпантином. Зигзаги как раз и делали волонтеры. Волонтеров в их выходной день водили на вершину. Во второй выходной день они отдыхали от похода. Живут они в палаточном лагере, за Глинкой, за бывшей гостиницей. Затем волонтеры остались на тропе, работать, а я пошел дальше.

Меня обогнала детская группа. Дети из Алма- Аты, Бурятии и один парень из  подмосковного Климовска. Кроме последнего, Миши, все остальные шустрые. Обогнав, каждый ребенок со мной поздоровался. Замыкающими были взрослые- руководители  Ринат и Индира из Алма- Аты. Поболтали по дороге об их горных маршрутах в Казахстане. Они вошли на территорию национального парка, минуя пост. Шли вдоль реки на побережье Байкала, далее по берегу.

Серпантин закончился, начался крутой подъем. Я дошел до места  «Кресты»- перелома в подъеме. Там действительно стоит крест. Стоят 2 флага- России и ВДВ. Здесь детская группа вырвалась вперед. Я еще немного прошел, и у меня неожиданно свело внутренние мышцы бедер, хотя я тренировался до похода. Видимо, недостаточно.  Хотел уже спуститься, но на тропе попались владивостокцы. Уговорили, сказали что немного осталось до вершины.

Владивостокцы поднялись вчера, переночевали в своей палатке, засняв закат, рассвет на Байкале. И теперь спускались. Далее навстречу попались красноярцы. Они вышли на тропу в 6.00 и нормально посмотрели Байкал. Попались туристы из Югры, из Кирова, из Улан- Удэ мужик с сыном. Пока я поднимался, небо серело. Вообще обещали осадки, грозу с ветром. Но я думал, что пронесет.

Но все же дождик пошел, потом усилился. Я стал мокнуть. Пошел сильный дождь. Я промок насквозь. Когда до вершины оставалось совсем ничего, я понял, что ни Байкал, ни вершину я не сфотографирую из-за дождевой тучи. И пошел вниз. Меня догнали 2 девчонки из детской группы. Одна из Бурятии, вторая из Казахстана. Затем догнали французы. Они по- русски не шарят, не поговоришь. А девчонки, оказываются, окончили школу, хотя и выглядят школьницами. Я довел их до крестов, оставил и пошел вниз. Догнал семейную пару, давно попавшуюся мне навстречу. Они заблудились и еле шли. Хотя мужик сам мне рассказывал, как лучше идти на вершину.  Я не стал их обгонять и вскоре нас догнали французы и девчонки. Но мне надоело тащиться, и я тоже обогнал их.

Сфоткал записку у палатки. Почему то по пути наверх не догадался. На одном повороте серпантина, на площадке автостопщик из Волгограда поставил палатку и в ней воду и продукты.  В записке предлагал, при необходимости, воспользоваться его вещами. В качестве благодарности принимал от спасибо на телефон до денег или аналогичных съеденным продуктов.

Догнал одиночного парня. Вначале думал, что это один из французов. Потом увидел обоих французов впереди. Парень шел медленно, на заднице у него была грязь. Видимо, упал на задницу. Я его тоже обогнал. После дождя тропа изменилась. Теперь поперек серпантина валялись упавшие деревья. В одном месте селем размыло тропу.  И непонятно было, куда идти. Но, побродив, я тропу нашел. Вышел вниз, к Глинке. Там, среди машин, владивостокцы, марийцы, новосибирцы. Один турист предложил мне чай с сахаром и сладости. Это было мне весьма кстати. Мариец дал попробовать тушеную курицу их производства. Отличный вкус, почти без желе. Я похвалил Марий Эл за то, что у них натуральные продукты. Когда угостили тушенкой, извинились, что хлеба нет. Я принес из своих запасов пачку галет. Но ребята не взяли. Сказали, что мне самому пригодится. Хотя за хлебом им ехать надо, пожалуй, в Усть- Баргузин.

Владивостокцы собрались на выезд. А на отвороте дороги до Глинки несколько ям, которые я и сюда проехал непросто. А теперь, после дождя, они заполнились водой. У владивостокцев машина как у меня, городская, не внедорожник. Они проехали через ямы с разгона, только благодаря инерции.

У Новосибирца на боку машины был нарисован маршрут вокруг Байкала по 110 дороге. Я спросил, когда он ездил. Он ответил, что эта их сборная команда прямо сейчас возвращается со 110 дороги. Рассказали, что в этом году там плохо было ехать из- за дождей. Много селей, высокая вода. Один товарищ из группы оказался тоже велосипедистом и дал мне свои координаты для возможных совместных походов. Я собрался, переоделся и, как владивостокцы тоже с разгона проскочил через ямы с водой.

На выезде из нацпарка контролерша сказала, что я могу еще завтра заехать по этому билету. Поехал к Гырыловым в Устье. У них горячая баня. Поел и в баню. Вопреки ожиданиям, простуды после дождя не было.

21.07. Встал опять рано, на рассвете. Гена тоже проснулся, покормил меня. Небо пасмурное. Но дождь обещали только с 12 до 20 часов. Собрался и поехал в нацпарк на источники Кулиных Болот. Выехал в 7.00, из поселка только в 7.40. Как всегда, блуданул по поселку. Поселок одноэтажный, улиц, проездов полно. А спросить не у кого- суббота, все отсыпаются.

КПП проехал без вопросов. Озеро Большое Бормашевое как то даже не заметил. Подъехал к геодезической вышке, пофоткал. Пофоткал стенд с описанием местных птиц. Забрался на вышку. Оставил на столике для секстанта монетку. Пока фоткал, положил термометр на стол. Порывом ветра его швырнуло сначала на бревно вышки, потом на песок. Я подумал- все, хана прибору. Но когда спустился, увидел, что сам термометр цел. Только в столбике появились воздушные фрагменты. Термометр не простой, а водный. То есть он в пластиковой оболочке, которая придает плавучесть. Температура воздуха была 16 градусов.

Поехал дальше, присматриваясь, из каких регионов приехали машины. Регионы 96, 54, 38, 70, 24, 18, 90, 23, 97, 49, 75. Свернул на источники на повороте направо за Буртуем. На повороте раньше был стенд, но сейчас стоит только каркас. Я думаю, это дело рук частников. Скорей всего на стенде были нарисованы горячие источники Кулиных Болот. Но хозяева гостевых домов не заинтересованы в проезде через них посторонних.

Дорога нормальная, только узкая, на 1 машину. За поворотом плакат, заявляющий, что впереди частная территория. Доехал до гостевого дома. На самом деле там 4 сооружения: 2 жилых дома, ангар для машин и столовая.

Вышла девушка с синими волосами, сказала, что хозяев нет, что она из Иркутска и что к источникам чуть назад до поворота и налево. Я так и поехал. Дорога заросшая, но езженая.

Доехал до разрушенного дома и остановился. В лесу виден еще один дом. И в приличном состоянии. Внутри печь, нары. Дверь исправна, стекла, где разбиты, заткнуты. От домов пошел дальше по дороге. Пришел к водоему. До среза воды к нему проложены бревна. Я засунул ногу в воду. Вода ни фига не горячая. Да и дно не убедительное, как трясина. Вернулся назад к машине, поехал в Устье, фотографируя интересное.

Когда выезжал из парка, остановился пофотографировать у Бормашового озера. Подъехала экскурсия, человек 12. Экскурсия из отдыхающих в Монахово. Одна бурятка из Иволгинского района сказала, что их Карасевое озеро прозрачное, а это мутное. Я вынул термометр из воды и сказал, что зато озеро теплое. Температура была 20 градусов. Экскурсовод рассказала, что самая большая глубина озера 1,8 м. что озеро минерализованное. По-моему, с магнием. Сказала, что туристы останавливаются в основном на правом берегу озера. Туда есть отдельный проезд. Один из экскурсантов, из- за термометра, принял меня за гидрогеолога. Потом, когда местные туристы узнали, что я турист из Подмосковья, стали ахать. Мол, что я здесь делаю и из какого Подмосковья.

Экскурсанты уехали и я поехал. Выглянуло солнце, и я подумал, а что же я не искупнулся в озере? Вода теплая, солнце греет. Вернулся, пошел в воду, но выше колена не зашел. Мешал холодный ветер. Поехал назад в УБ.

На выезде из заповедника продают омуль за 180 руб. штука. Грамм 150. Поехал на заправку, залил 30 литров на завтра. У заправки рынок. Там омуль за 100 руб.такая же рыбка.  Приехал к Гырыловым. Они готовятся отметить день рождения младшей дочки, которая уехала в США – ей исполняется 32 года.

Я порылся до прихода гостей в интернете и пришел к выводу, что на большинстве сайтов положение ГИ Кулиных Болот показано неправильно.

Поболтали, стали праздновать. В гостях была соседка бурятка. Хозяева повспоминали прошлое. Первая гостья ушла. И Тамара ушла к другой соседке Любе. Мы с Геной остались, и он стал рассказывать про жизнь. У него похожие увлечения в жизни как и у меня- фотография и радиодело. В шкафу стоят книги этой направленности. У меня даже некоторых справочников нет. Где покупал он их, живя в глухомани? Ведь даже если заказывать по почте, надо знать, что книга вышла. Потом пришли Тамара с Любой. И мы продолжили банкет. Поздно растопили баню. Я помылся и спать.

Гусихинские ГИ и окрестности Суво.

22.07. Проснулся, как всегда, рано. Встал и Гена, спавший на веранде, укрывшись пледом. Я стал собираться. Мы договорились с Тамарой, что я провезу ее по местным достопримечательностям. Я на этих достопримечательностях в прошлый приезд не был.  Гена не захотел, прикрывшись делами, Свете интереснее с пацанами играть.  Плотно подкрепился. Взяли с собой остатки от праздника: оливье, пирог, чай. Поехали. Дорога к Гусихе так себе. Ехали до указателя на грузосборочной дороге  (ГСД) «ГИ 2 км». Оставили машину, и пошли по лесу, по старой колее, местами мокрой. Трава сырая, ноги вымокли. Сбоку колеи стоит сырой балок. По дороге стали попадаться грибы. Подосиновики, белые. Стали собирать в пакет. Дошли до другой дороги, хорошей, с указателем «ГИ 2 км.».  И пошли по ней.  Реально там недалеко до источников.

На ГИ есть бревенчатый дом хозяев , 2 новых гостевых дома, 1 старый. Строятся еще. С другой стороны озера от новых гостевых домов  2 павильона с бассейнами. Скважина с горячей водой и колодец с натуральными выходами. Есть еще холодная речка и пруд. Но пруд не считается, потому, что в него сливается вода из купален. Да и зарос он. Хозяин- улыбчивый бурят провел экскурсию. Показал скважину с водой 75 градусов, естественные выходы. Сказал, что провести день на базе, поплавать стоит 250 руб. а с ночлегом 750 руб. и сказал, что хорошая дорога идет к ним от поворота на Гусиху с ГСД, через 1 км, направо.

Мы посмотрели ГИ и пошли к машине. Обратно по колее. Набрали опять грибов. На ГСД я зашел в кусты и нашел еще семейку белых. Вообще грибов много и грибников хватает. Нам попадались по дороге, спрашивали, где грибы.

Поехали дальше по ГСД, подъехали к сожженному мосту через реку Кулуштай. В прошлый приезд 6 лет назад мост был еще цел. А я ехал теперь в сторону моста и думал, почему дорога такая неезженая и встречных почти нет. У моста развернулись, поехали назад, свернули на повороте в сторону  Баргузина. На этой главной дороге мы сели в колею. Я принес веток, бросил под колеса и мы выехали. Еще в одном месте на дороге я высадил Тамару и она руководила проездом, чтобы не съехать еще раз в колею.

Доехали до Шапеньково и свернули на Уро. Дорога здесь получше. Тамара смотрела налево, на остатки аэродрома, на который она когда- то прилетала. Недоезжая Уро свернули налево. По ГСД доехали до сожженного давно моста. Вброд ехать не решились. Река быстрая и машина легкая. Хотя для УАЗика этот брод ерунда. Я поискал по берегу проволоку, подвязать брызговик. Не нашел, зато у кустов у потухшего костра обнаружил картошку и пакетик с бараниной, оставленные совсем недавно. Забрал с собой, пригодится.

Проехали через Уро. На дороге, на выезде я нашел хорошую стальную проволоку.  Подвязал брызговик. Проезжая мимо горько- соленого озера я набрал соленого песка. Хотел набрать грязи.  Потом думал, что лучше надо было набрать рапы.

К Суво подъехали, объехав его за горой. И это было правильно. Пофоткал  Сувинскую Саксонию- скалы, напоминающие замки.

В окрестностях бродило очень много коров. На окраине Суво я узнал у  парня, работавшего в гараже насчет молока. Тот съездил со мной к своей теще и уговорил купить 3 литра молока вместо нужных мне 1,5. Молоко здесь по 50 руб. литр. В основном цена на молоко такая. Некоторые продают за 45 руб./литр. Пока с парнем ехали, он просветил меня насчет цен на коров и коней. (Самое дорогое животное 25 тысяч рублей. Коровы подешевле,  обученные кони дороже.) Тамара проголодалась, мы перекусили, запив набранной в реке водой. От Суво поехали к Бухэ- Шулуну (бык- камню), бурятской святыне.

По дороге свернули к скалам  с петроглифами. Сфотографировались у камня, напоминающего голову птицы. Тамара заметила в поле змею. А вдоль дороги, когда ехали,  мы видели много сусликов. У петроглифов я выкопал 2 кустика девясила и положил в баночку для червей, которую дал Гена. После возвращения посадил их во дворе Гырыловых.

Повернули домой. Время было уже около 19 часов. Еще раз заехали в Уро к парню уточнить дорогу. Тот предложил купить у него траву. Я подумал, не наркоту ли? Оказалось, что он собирает чабрец и измаген и сдает в аптеки. Про вторую траву я вообще не слышал, а чабреца мне много не надо и я сам наберу. Парень дал мне  веточку измагена на пробу.

Я решил проехать Суво насквозь. По карте там дорога такая же, как и за селом. На деле оказалось, что по ней редко ездят козлы, такие, как я, и некоторые местные.

Распогодилось, солнечно. Ехали медленно из- за плохой дороги. И в итоге попали в потемки. В Баргузине выезд на трассу в сторону Устья дурацкий, без указателей. За Баргузином включил фары. Поехали по трассе 20 км/ч. Дорога гребенка, ям не видно. Освещение было либо подфарники, либо дальний свет. В сумерках дальний свет встречных еще не слепил, но потом стали моргать. A у родника встречные водители вообще устроили скандал. Пришлось теперь при приближении встречной машины включать габариты и останавливаться. Света подфарников не хватало рассмотреть дорогу.

Когда приехали в Устье, на часах было уже около 23 часов. Гена слушал музыку, Тамара пошла спать. А я не мог бросить грибы. Порезал, стал сушить. Некоторые, червивые, стал варить. Лег в час ночи. Гена к этому времени уже тоже уснул и выключил музыку.

23.07. Понедельник. Пол отпуска отгулял. Сегодня надо составить план оставшегося отпуска, разобраться с грибами, заехать в управление заповедника насчет посещения ГИ Мегдельгун, и разобраться с сим картой.

До 6.40 писал отчет. Проснулся, а не встать. Нет сил. Утро солнечное, кое- как встал. Встал и Гена, приготовил завтрак. Я стал досушивать грибы. С сим картой поехал на велосипеде Гырыловых в магазин «мелочи жизни», там, в точке продажи мне ничем не помогли. Поехал на Горького, там тоже пункт продажи, но продвинутый. Оператор на Горького поговорила с Хабаровском, отсканировала договор продажи, отправила скан и рекомендовала ждать подключения. Вернулся к дому. Гена сидел у соседского дома с другой стороны улицы. С ним разговаривал сосед, работник заповедника. Я ему задал вопрос насчет посещения ГИ Мегдельгун. Он ответил, что ГИ находятся на территории Курумканскго участка. За разрешением на его посещение надо обращаться туда. Но, тем не менее, сосед похвалил Мегдельгун. Я этого не ожидал. Потому, что ГИ далеко от УБ и мало кто знает об этом ГИ.

Прикинул план отпуска, когда надо уезжать. Билеты в интернете на день отъезда были и достаточно много. Брать не стал.

Утром во двор пришла Света, внучка Гырыловых. Она живет и учится в Москве, им преподают всякие теории. Она пришла с компанией, попросила воды. Зачерпнула полный ковшик. Тамара спросила, зачем так много? Света сказала, что это вода на всю команду и что нельзя лишать человека воды, пищи т т.д. (что- то из декларации прав человека). Я заржал от ее слов.

В 15 часов делать стало нечего и я решил съездить на Гусихинские ГИ по нормальной дороге чтобы искупнуться. Поехали опять с Тамарой по ГСД, затем на Гусиху, затем по указателю «ГИ 6 км» направо. Затем еще один такой указатель. Дорога разбита лесовозами. Лужи огромные и надо бы повернуть назад, но дорога узкая, не развернешься. Доехали до лесорубов. Они сказали, что метров через 800 и будут ГИ.

Приехали на источники. Вместо воскресных 5-6 машин стоят только две. УАЗ и иномарка. На ГИ встречный турист сказал, что он тоже сегодня приехал. Я сказал, что, наверное, на УАЗике.  А хозяин сказал, что дорога плохая из- за дождей. Пошли в дальнюю купальню. Там одна женщина купается, вторая заходит. Повернули к первой купальне. Хозяин сказал, что перед купанием надо помыть ноги. Я сказал, что мы помоемся полностью. Электрический душ он включать не захотел, мылись из ковшика.

Хозяин сказал, что воду из бассейнов они сливают каждый день в 20 часов. А я боялся, что в понедельник у них может быть санитарный день, как на Камчатке. Но бассейны малые и залить, слить можно быстро. А за ночь вода остывает. Хозяин рекомендовал время купания 15 минут. Песочные часы в купальне врут. Следили за временем по телефону.

Бассейн представляет из себя пластиковую ванну примерно 5х5 метров, глубиной по колено (40-  50 см.). Температура регулируется притоком воды. Поплавав минут 10, я полежал на лавке минут 10. Потом опять зашел в бассейн. Температура была уже высокая, потому что, выходя из бассейна, я не убрал входную трубу с горячей водой в сток. Градусника  с собой у меня не было. И ходить за ним я не стал. Потому, что температура регулируется, и ее измерение ничего не дает. Но, по ощущениям, было не меньше 40 градусов. Еле залез.

Добирались к ГИ 1,5 часа. И на источниках были 1,5 часа. Кроме купания, прошли к естественным выходам, и набрали бутылочку минеральной воды. На вкус она не очень противная. Отдал хозяину 500 руб., и поехали назад. Показалось, что мы обратно ехали быстрее. Приехали засветло. Гена и Света удивились что так рано вернулись. Гена лежал на скамейке и слушал музыку. Я скинул на комп фотки. Хотел уничтожить плохие фотки, но комп тормозил и я пошел спать.

Инские ГИ.

24.07. Встал. Хотел отправить электронное письмо по поводу неработающей сим карты продавцу. Нашел его в интернете. Это иркутянин. Но не смог открыть свою почту, не помню пароль. А потом и интернет кончился. Температура воздуха в 6.30 была 17 градусов. Тамара тоже встала рано, приготовила завтрак. Я поехал на Горького в пункт продажи сим карт. Хотел купить самую дешевую карту мегафона за 200 рублей. Но  оператор сказала, что еще не прошли сутки. А подключение проходит в течение суток. Я поверил, что подключение купленной в УУ карты скоро произойдет и не купил вторую, а зря.

Поехал на Иннские ГИ.  Выехал из УБ в 11 часов. Заехал на заправку, хотел заправить 20 л. до полного бака, но вошло только 11 л. Сделал возврат. В 12.09 был в Баргузине. Ехал быстро 40- 60 км/ч. Сфоткался у герба Баргузина. За Шапеньково у моста через речку Кулуштай искупался. В 12.17 поехал дальше. Ехал по ГСД мимо Суво.  Сфоткал гору Грибок, которую раньше не снимал. Ехать там можно. Машин мало. В основном асфальт. Только, местами лежит волнами.

На дороге меня остановил алкаш с собакой. Попросил подвезти, потом попросил воды, потом попросил выпить. Потом попросил 30 рублей. Денег и выпивки я ему, конечно не дал. В итоге он попросил остановиться раньше нужного  ему поворота и остановил следующую машину.

Я остановился у озерка справа от дороги. Обмылся. Вода теплая, пресная, но с затхлым запахом. Доехал до Юбилейного, поселка лесхоза, созданного в честь 50 летия октября. В этом году ему исполнилось 50 лет. Спросил в ближнем магазине дорогу на горячие источники. Продавщица отрекомендовала мужчину, проходившего мимо магазина. Мужчина  сказал, что надо ехать на ГИ до конца поселка, затем по распадку до реки и перейти 2 брода. Я потихоньку поехал. Дорога после дождей размыта, лужи. Встречный мотоциклист сказал, что надо ехать, докуда доеду, затем пешком до брода и затем свернуть направо на тропу. Проехал до большой лужи, оставил машину на обочине.

Мимо проехали 2 мужика на  мотоцикле. Я пошел дальше пешком и в 15.30 дошел до мужиков с мотоцикла. Они косили траву. Сказали, что тропа опасная, по скалам. Местные выходят на тропу утром и приходят вечером. То есть идти целый день.

Послушав их, я в 15.50 пошел назад. Мимо проехал Судзуки с высоким дорожным просветом. Пока я вернулся к машине, собрался, Судзуки поехал назад. Водитель сказал, что они ездили не до ключей и что тропа к источнику есть. Но они сами давно не ходили, а на источники ездят в Умхэй.

Я вернулся к поселку. Машину оставил у въезда в распадок. Пошел купить молока и сим карту. Сим карты в магазине ТЕЛЕ-2 и МТС. Мегафон продают только на почте. Карт зоны охвата в магазине нет. Без зоны покупать опасно, получится, как с билайном. Встретил опять мужика на Судзуки, спросил про брошенные дома, чтобы переночевать.  Тот ничего не подсказал. Дома есть, просто он о них не думал и не готов был подсказать.

Я решил сходить на реку. В поселке к реке не подойти из- за стоящих вплотную вдоль реки домов. Хотя  на других улицах проходы между домами есть. Дошел до машины, взял 5 литровую бутыль с остатками воды и пошел по тропе к реке. Встречная собака чуть меня не укусила. Дошел до реки. Обмылся водой из бутыли и набрал в речке новой воды. Как оказалось, с мальками. Там в поселке есть рыборазводный завод. Правда, говорят, что здесь мальков не выпускают а вывозят на озеро со стоком в Байкал.

Вернулся к машине, пошел раздобыть молока.  Коров ходит много. У одного из домов стояла корова. Я через забор спросил у хозяев молока. Хозяин открыл дверь. Молока у них нет. На счет заброшенного дома напротив, сказал, что у него есть свой пустой дом, и он за деньги его сдаст. Звать его Дима, жена Ира. Представляется бывшим спецназовцем.

Пошли в избу. Изба старье. Сторговались за 500 руб. в сутки (они хотели 1500). Дал

Диме сразу 1000 и пошел за машиной. Дима пошел за пузырем. Видимо, купил водку «Пчелка», (мне предлагал- говно), колбасы вареной и хлеб на закусь. Я приехал, поставил машину во двор, поставил на электроплитку вариться картошку. Дима принес ведро воды по моей просьбе.

Позже Дима еще прикинулся, что не знает, куда делась сдача с тысячи, и выпросил у меня еще 100 руб. Они с друзьями в доме поквасили и ушли. Я поел картошки с Бурятской говяжьей тушенкой (хорошая, есть мясо), помылся остатками воды из бутыли и в 22.20 лег спать. Жужжали комары. Я сходил за спиралью, зажег. Спираль сгорела примерно с сантиметр и потухла, но этого хватило, чтобы комары отстали.

25.07. Видимо, привык мало спать, проснулся в 3.20, до рассвета. Провалялся еще час. Опять заныли комары. Опять зажег спираль. Комары улетели, прилетели мухи. Они меня достали и я встал. Да, вчера договорились, что Дима отвезет меня до ГИ. Цена вопроса 10 л. бензина. То есть примерно 400 рублей. Но вечером он сам стал спрашивать у меня бензин. У них заправку ликвидировали. Бензин возит хлебовозка из Баргузина. Встал в 5.00, пока писал уже 5.50. С утра пришли в дом 2 ханурика, растрясли меня на 40 рублей на пиво.

С Димой договорились чтобы выехать на ГИ после 9.00, чтобы я на почте купил мегафоновскую карту. Почта открывается в 9.00, но когда я к ней подошел и прочитал расписание, оказалось, что по средам почта вообще не работает. Я взял собранный по легкому рюкзак, и пошел. В 9.08 вышел из дома. Пошел по распадку. Попутно проезжал мотоциклист, консультировавший меня вчера. Он подбросил километра на  3. Водитель круглолицый, светловолосый. Мотоцикл у него с ящиком вместо коляски. Я пошел дальше, на поляне встретил вчерашних косцов. Один из них хотел меня подвезти, но со вторым, хозяином мотоцикла мы не сошлись в цене. Я хотел дать им 100 руб. я не представлял дистанцию. А им за такие деньги не выгодно везти. Тратить на меня бензин и время. Тем более, что заправка в поселке закрылась.

В 11.50 я был уже у брода. Вода не очень высокая. Может быть, повыше колена, но быстрая. С палками я прошел бы, но температура воды 13 градусов. Я помылся в реке, попил воды, просушил потную одежду. Тропа идет  над берегом высоко. Пошел вверх и чуть не забрался на вершину. Дошел по тропе до примыкающего с той стороны ручья. А на этой стороне оказалось место, где с рюкзаком не пройти. Я решил рюкзак оставить и пойти дальше налегке.  Немного прошел и захотелось пить. Солнце почти в зените. Температура воздуха 32 градуса. Вернулся к рюкзаку за бутылочкой чая.  Глотнул, и почувствовал, как расклеился слипшийся от жары пищевод. Понял, что по жаре не дойду и пошел обратно. При движении обратно тоже не очень четко видно, где тропа. Хорошо, что шел с лыжными палками. Они меня очень выручили. А Дима, увидев меня утром с палками, поухмылялся, что с ними легче идти. Вернулся к броду. На самом деле, глядя на карту, мне показалось, что можно легче попасть на ГИ по другому распадку. Но там нет дороги и, может быть, тропы. Но все же идти по бездорожью легче, чем по отвесным стенкам.

Хронология похода такова. На тропу до ГИ от брода я вышел в 11.10. шел до 12.20 и уже в 13.30 пошел от брода назад.  В 14.50 был на поляне у знака. То есть до тропы от дома я добирался  2.40; 1.10 шел по тропе и столько же обратно. 3,5 часа возвращался от переправы к поселку.

Возвращаясь обратно, видел на поляне медвежонка, перебегавшего дорогу. Сначала думал собака, а увидел, как он ковыляет, понял, что это мишка. Достал свисток и стал свистеть. К поселку подошел где- то в 17. На горизонте грозовые тучи.

Подходя к поселку, спустился к реке. Там хороший пляж. Камни интересного вида. На них удобно загорать. Вода в реке 12 градусов. По дороге от пляжа встретил 2 женщин. Они ходили купаться, только куда- то выше по реке. Одна местная. Вторая родилась в УУ, сейчас в Иркутске. У Иркутской есть двоюродный брат велосипедист. Тоже ездит в одиночку.

Пришел домой, проверил, не оставил ли чего, закрыл дом. Отдал ключи Диме. Поехал в Ину на Аршан, про который много слышал. Оказалось, что Аршан- баловство. Вода еле течет, зато комаров стаи! Тучи! Набрал бутылек воды из глазного источника.

Стал выезжать из Аршана, доехал до дороги на Баянгол. Решил заехать туда за кефиром. Дорога нормальная и поселок крупный. А в  Ине только один магазин попался и то без кефира. В итоге  и в Баянголе кефира не купил. Купил «Снежок» и 2 литра молока у частника. А также хлеб к «Снежку»  и сим карту МТС. Но она не работала, проверить не мог, потому, что света не было. По одежде меня принимали за электрика или связиста. Спрашивали, когда будет свет. Говорили, что в районе Турки прошел град и побил провода.

Поехал назад. Хотел доехать до Устья.  Стало темнеть. Хотелось спать и я вернулся в Юбилейный. Туча к вечеру ушла на Байкал. Лег в 21.20

26.07. Проснулся в 4.30 до рассвета. Погода, вроде, хорошая. Пока собирался, накрапал дождь. Потом небо потемнело, гремел гром, но вдалеке. Света нет. Печь разжигать неохота. Лег полежать, пописать отчет с фонарем. Подремал. Около 7 дали связь. На улице 18, дома 20 градусов. Позавтракал молоком с хлебом. Свет так и не дали. Поехал в УБ. Позвонил Тамаре в 8 часов. Предложил свозить ее приехавших детей в Умхэй. Выехать после обеда и вернуться через ночь. Тамара сказала: «Приезжай, разберемся!». Выехал на ГСД. Попадались навстречу и попутно неспешно ехавшие грузовики. Один поломанный КАМАЗ я обгонял 2 раза. Приехал в УРО, на перекрестке у прохожей спросил, где продают молоко. Она показала на 2 дома тут же, на перекрестке, и сказала, что в обоих домах продают. В правом доме хозяйка Марина Сергеевна. А на счет того, как добраться до ГИ рекомендовала обратиться к ее мужу, охотнику. Я постучался в правый дом. Хозяйка открыла двери, спросила про свет. Налила 2 литра молока без гарантии, что молоко не кислое из- за неработающего холодильника. Денег не взяла. Хозяин нарисовал на листке, как доехать до ГИ. И отправил к 2 местным спецам. Макарову, живущему на ул. Советской у леса; и Коновалову Валере, живущему вдалеке на улице Романова, центральной. Коновалов, он же электрик. К Валере я поехал сразу и узнал, что он возит людей на ГИ на «Ниве». Дорога туда 33 км. до стоянки. От этого места остается еще 4 км пешком по тропе. Берет он за это  10 тыс. руб. А если идти пешком от поселка, то тропа, по его словам, 25 км.

На ГИ есть купальня (баня), домик, посуда. Можно идти туда только с одной едой. Дорога пешая начинается в продолжении улицы. На подходе к ГИ речку Уринку надо пройти вверх по течению после слияния  с Уро по мосту. Короче день туда, ночлег и обратно. После консультации у Валеры поехал в УБ. В 10.40 из Уро, в 11.10 из Баргузина. До поселка доехал в 12.15 с остановкой у моста и родника.

Заехал в Усть Баргузине на Зеленую 3. Хозяева продают дом за 1,5 млн. а оборудование еще за 100- 150 тыс. Дом нормальный. Туалет на улице. Точнее там 4 строения. Старый дом, в хорошем состоянии, баня, в которой можно жить и 2 новых дома. Новые дома- недострой. Недострой в смысле дома собраны, стройматериал имеется. Надо доводить до ума. Много земли. Соток 20.

Заехал в позную «У парома» . Взял рассольник, плов и чай с лимоном. Обошлось в 172 рубля. Это чтобы не голодным приехать к Гырыловым.  Приехал, мня еще и там накормили. Поел, поехали с приехавшими их дочкой, Ритой, зятем Саней и внучкой Светой, на Байкал.

На Байкале Света с Максимом, соседским пацаном, купались. Мы с Саней болтали.  Рита собирала мусор. Попили пивка. Пиво хорошее. На обратном пути заехали в магазин купить рыбки. Саня купил копченого омуля и свежего хариуса. Хариуса дома засолил. Покушали, очень вкусно.

27.07. С утра довез Риту и Cаню до остановки. К 6 часовому автобусу. Автобусы были мерсы на 16 человек, 3 штуки  .

Звонил в Золотой Ключ. Не дозвонился. У меня было 2 варианта действий. Первый побездельничать до понедельника. И в понедельник поехать наугад в З К.  И 2 вариант- поехать в Уро на 2 дня. В конце концов, я выбрал 2 вариант. Потому, что не факт, что с Золотым Ключом получится. А после похода на Инский источник, Уринский казался легким.

Уринские ГИ.

28.07. Часов в 9 поехал в Уро и где- то в 12 был там. Нашел Макарова, который оказался Василием Мазуром. Он сказал, что я поздно собрался. Школьники выходят в 6 и приходят в 15 часов. Я сказал, что если 6 часов хода, то я приду засветло. (просчитался: 9 часов хода, понял при написании отчета.). Василий предложил меня подвезти на «Ниве» до первого моста. Я второпях плохо собрался. Не взял палки, котелок, перекус. Только отчет, тушенку и макароны. Пока ехали к мосту, по дороге попадались грибы прямо на дороге.

Первый мост оказался сожженным. Реку переходить надо было по бревну. По дороге шел бодро. Было жарко.  Мешали комары. Пожалел, что не взял аэрозоль, которым пользовался Саня.

Дошел до избушки (по местному балаган) . Чуть было не пошел налево по дороге , но вынул карту и понял, что дальше надо идти по реке. Действительно, за избушкой начиналась тропа. Плохо, что сразу не привязался к карте. Потом это было невозможно т.к. горы и изгибы реки за высокими деревьями были невидны.  Дошел до места, где река образует остров. Место, похожее на приток Уринки. Река поворачивает на 90 градусов и метров за 200 до поворота раздваивается. Я перешел реку по бревну, понял, что это остров и вернулся. Пошел дальше. Потом на карте этот поворот четко увидел. Правда, без раздваивания реки.

Тропа периодически пропадала. Пока шел, свистел в свисток, отпугивая  медведя. Пожалел, что нет навигатора. Тропа проходит у прижимов. Попытался обойти их по другому берегу, но там вообще нет прохода. Силы, вроде, есть. Усталости нет. Только ближе к вечеру съел пару кусков пирога, запив водой из реки. Воды зачерпнуть из реки тоже проблема. Берега реки обрывистые. По пути попробовал красную, черную смородину, бруснику, чернику, жимолость (голубицу) . На прижимах пожалел, что не взял палки. Прижимы положе, чем на тропе к Инским ГИ. Вдали  появился полукруглый поворот реки у горы. Посмотрев карту, я понял, что я еще далеко от ГИ. Солнце шло к закату, но я надеялся, что дойду до источников и там отдохну.

В конце концов, я дошел до места, где, похоже, был брод. На это показывала колея с моей стороны, с той стороны реки  просвет в лесу, как будто дорога меж деревьев. На реке как запруда: бревно поперек реки и на дне ровно насыпаны камни. На ту сторону не перешел. Не хватило полчаса перейти реку и посмотреть, что там за деревьями.

Стало темнеть. Ночевать в лесу- надо разводить костер.  А подходящего места нет. Можно запалить лес. Недалеко стоял навес из лапника. Но ночевать без спальника холодно. Я включил светодиодный фонарик и в 21.30 пошел назад. Разболелась левая коленка. Взял палку, чтобы легче было идти. По тропе шлось легко. Но, когда тропа пропадала, приходилось ее искать. Когда шел к источникам, планировал выкопать кустик смородины в огород. Но на обратном пути было не до этого. По дороге назад насчитал 4 прижима.  2 крутоватых, 2 так себе. И 4 подъема. По пути туда казалось их меньше.

Пока шел, показалось, что на горе справа залаяли собаки. Может, это были волки. Держал наготове свисток и охотничий нож. До некоторой степени идти было легче, чем днем. Было не жарко и не кусали комары. Прохлада не чувствовалась. Только изо рта стал при выдохе идти пар.  В конце концов, в 3.30  я, мокрый, пришел к балагану. В нем было потеплее, чем на улице. Разжег печь щепками от дров.  Улегся на нары. Под голову рюкзак, под тело картон, лежавший в доме. Печь дымила. Полежал, пошел за дровами. На улице меня стало колотить от холода.

Встало солнце. Вышел, наломал сухих веток на пихте. Они хорошо горят. Разогрел монгольскую конскую тушенку. Вкус тушенки ничего. Только мясо не кусковое. Просушил носки, кроссовки, которые почему- то скользили на маршруте. Наверное, протектор стерся.

29.07. В 9 часов пошел обратно к дому в Уро. Дома хозяина нет, он на покосе. Оказалось, что он мою машину во двор загнал вручную. Машина без магнитной карты не завелась. А я думал, что карта действует только на открытие двери. Хозяйка- Света накормила меня, напоила. Поболтали и я поехал. Заехал к Марине Сергеевне. (Света спрашивала, откуда я ее знаю). Купил молока. Приехал в УБ, рассказал про поход, помылся, постирался. Гена уехал в УУ делать забор у дома Риты. Тамара накануне ходила на похороны, там помянула усопшую и ночью, спъяну сказала Гене непотребное. Теперь ждала его приезда и «пыток».

Назад, в Улан- Удэ.

30.07. Утром собирался, нашел в рюкзаке кусок копченой колбасы, купленной в Москве и которую я не доел в поезде. Торец у нее заплесневел, а так, вроде, ничего. Заплесневевший кусок отдал щенку. Тот съел. Значит, колбаса съедобная. Попросил Тамару пожарить. Она сделала с макаронами. Ел и думал: из чего же она сделана, что лежала долго в тепле и не испортилась?

С больными ногами теперь мне на Золотой Ключ не дойти.  И я решил после обеда выехать в УУ. Заночевать там, на стрелке и с рассветом доехать до Сотниково. Так и сделал. Ехал нормально, только перед перевалом понял, что руль тяжело вращается. На стрелке стал на обочину  грунтовки, параллельной трассе. Разложил кресло, достал спальник, укрылся и лег спать. Кресло в машине после раскладки неровное. Зато чехол кресла теплый. Кое- как поспал.

31.07. Встал часов в 5, поехал. Ехать не сложно. У меня была схема города. За мостом через реку пропустил поворот на Сотниково. ( По указателям на Иркутск). Но разворачиваться не стал, объехал по другой дороге. Приехал к Сане часов в 7. Он уже не спал, открыл дверь, накормил меня, и я поехал за билетами.

Оказалось, что на 1 июля билетов нет ни одного. На 31 июня только купейные по 15 тысяч. И то я уже не успевал съездить за вещами. Я запросил 2-е число. С унынием, что опоздаю. Но оказалось, что 1-й скорый поезд приходит в воскресенье в обед. Я еще, таким образом, успеваю вернуться вовремя. Билет взял в автомате. Там чек за оплату печатается в одном месте, билет в другом. Чуть не прозевал билет.

Перед выездом в Сотниково у виадука купил квас. По 11 рублей стакан. Квас вкусный. Затем зашел в «Абсолют» , он находится ближе к железной дороге от остановки. Купил Монгольскую колбасу сухую. Приехал на дачу к Саше. А он в напряге. У него заканчивается отпуск, и его подставили. Надо выходить на работу прямо в 0 часов. Он ушел на работу. Я разложил спальник на кровати и лег спать.

01.08. Встал рано. Пришел Саша. Рассказал мне про этнографический музей. На улице накрапывал дождик, но я решил съездить в музей. Ехал до центра, там пересел на 37, он заезжает в музей.

На сдачу за билет в музейной кассе мне дали 3 двухцветных червонца с гербом Бурятии.

Ходил по территории долго. Все интересно. Кроме жилищ прошлого века там есть еще зоопарк. Проголодался, зашел в кафе за воротами музея. Кассирша сказала, что билет на весь день, и после еды можно вернуться. Пообедал , зашел еще в музей, сходил в павильон с раскопами поселений древних людей. Сейчас прямо описывают, кто раньше жил на этой земле, нет запретов.

На обратном пути зашел в Сотниково в сетевой магазин «Вулкан» . Купил в дорогу кексы, колбасу сухую Новосибирскую, хлеб. А также, чтобы проставиться, капитанский ром Уссурийского производства и курицу Иркутскую на закусь. Дома Сани не оказалось. Я прогрел остатки пожаренной Саней ливерной колбасы с яичницей. Отварил 3 яйца в дорогу. Пришел Саня. Он работает на таможне. У него на работе рейс перенесли, и ему опять на работу в ночь. Я пожарил курицу, оказалась вкусная. Поужинали с капитанским ромом. Сане на работу. Я закрыл дверь на щеколду. Потом под утро открыл Сане дверь.

02.08. Я проснулся рано. Встал в 5.30, перекусил, собрался. Пошли на остановку с Саней. Подошел  микроавтобус, уже заполненный на конечной остановке. Еле втиснулся с чемоданом и рюкзаком. Доехал до института, спустился к вокзалу. Времени еще больше часа до поезда. Купил в киоске вокзала монгольские тапки. Низ замша, верх- войлок. За 400 рублей. Кожаные такие же стоили 1000 рублей. Причем, тапки одного размера имеют разное оформление. Ручная работа. Купил в том числе чтобы посмотреть, как самому сделать. Ведь кожа от сапог у меня есть и есть сукно от шинели. В этом ларьке есть и другие сувениры и недорогие карты Бурятии.

В поезде поснимал по дороге Байкал, плескавшийся рядом с путями.. Пассажир в соседнем купе едет в Екатеринбург. Он много ездил по вахтам. В том числе, побывал в Туве.  Я по- хорошему позавидовал ему. На станции Зима стоянка 20 минут. И за это время вагон заполнился на 100%. А вообще, ближе к Москве народу меньше. Поездов больше, в том числе и дешовых.