Одиночный сплав на плоту из бутылок по реке Лесной Воронеж от г.Мичуринск (Тамбовская обл.) до с.Ратчино (Липецкая обл.)
Первый заход. Романтика, завалы, зверьё
8 дней. Липецк, Мичуринск - Стаево, река Лесной Воронеж, самые-самые впечатления. (Тамбовская область).
Подготовка. г. Липецк. Неожиданное приключение

Мой маленький плот Мой маленький плот
Бережок Бережок

В понедельник пришёл я на место сборки, а там стоит одна палатка и возле неё девушка. Я начал прикручивать к плоту сиденье. Подъехала машина мужчина с мальчишкой. Подошли интересоваться вместе с той девушкой. Тут отдыхала группа в выходные. Вот он снова уехал, сказав, что через час вернётся и её заберёт в город (она из Москвы, вечером поезд), а меня попросил приглядеть за ней, потому что она одна осталась. Только он не приехал, и моё отплытие не состоялось.

Девушка мой плот сфотографировала, потом я предложил сфотографировать её на плоту. Пошёл дождь, она мне показала фотографии со своего аппарата, затем я её фоткал, на костре поджаривали хлеб и лопали, выгоняли лягушку из мешка, потом собирали её палатку.

Она мне отдала вещи, которые у них остались неизрасходованными. Мне достались: бутыль питьевой воды 5 л, банка баклажанной икры, спирали от комаров и прочная пластиковая сумка. Это всё пригодилось в походе.

Тот товарищ так и не приехал пришлось спрятать плот обратно, и провожать её пешком, нёс её сумку и свою, а она с рюкзаком и моими ластами. Дошли до Силикатного посёлка, по дороге я ей озёра показал, только дождик моросил. Потом проводил её до вокзала. Ну вот, такое непредвиденное романтическое приключение…

В среду всё сначала – приехал, достал плот, погрузился: коврик на палубу, рюкзак в пластиковый мешок, чтобы не промок, и на корму положил, туда же свою непотопляемую сумку. Сплавился до острова в центре города, с рюкзаком, палаткой, кастрюлькой и т.д. Там переночевал в крепости для пробы (первый раз я с палаткой), только всю ночь на центральном пляже тусовки, музон, вопли...

Крепость

Крепость деревянная – её построили на острове в 2007 году для средневековых игрищ со штурмом: на ладьях, с копьями, мечами, щитами. Вокруг крепости выкопан ров. На остров когда-то вёл понтонный мост, да его убрали по непонятным причинам, и теперь там дебри, всё заросло.

Вход с суши

Утром развёл костёр, вскипятил чай, позавтракал. Отнёс плот подальше, до обеда доделывал на нём всякие мелочи. Потом запрятал и переплыл в город. Всё готово к походу…

11 июля. г. Мичуринск, Тамбовская область

Утром переплыл с плотом на пляж, вызвал грузовое такси. Отвезли меня и плот в Мичуринск («Воздух везём!»). Урраааа !!! Просторы впереди!

Я тут впервые, но есть карта и спутниковые снимки, так что уверенно доехали до нужного берега, где дом-музей Мичурина. Отсюда я и начал сплав.

Пешеходный мост к дому Мичурина

Река называется Лесной Воронеж. Течение слабое, прошёл под пешеходным мостом, под ним ласточки слепили гнездо, птенцы сидят кучкой. Потом спасательная станция, дальше видно собор, ещё большой пешеходный мост, красивый. Тут и пляж.

Большой пешеходный мост

Дальше у реки домишки, виллы, мост в Заворонежское.

Мост в Заворонежское

За ним берега, где народ с машинами отдыхает, город уже кончается. Тут мне объяснили, что дальше стоит плотина, и с неё можно слететь как с водопада. Плотину пришлось обносить по дорожке, около часа это заняло – вещей много.

Плотина

Отплыл дальше, тут река пошустрее, вокруг деревья и кое-где завалы в реке, а уже вечер, так что вскоре вылез перед упавшими деревьями на подходящий берег. Трава у воды мелкая, но как пила, царапает. На берегу под деревьями местечко для ночёвки подходящее, и сушняка полно для костра.

Вечер

12 июля

Динозаврик Динозаврик

Утром птички разбудили в 4:30 поют на все лады. Над рекой плывёт туман.

Утро туман

Развёл костёр, позавтракал. Отплыл в 10 ч, объехал первую корягу; на берегу лежит старое бревно, похожее на динозавра. Дальше попал в завал полчаса пробирался под упавшее дерево и сквозь ветки.

Под деревьями
Под дерево

В 12 ч вылез на высокий берег по мосткам пообедать, под берёзами тут столик и скамейка, дальше от реки идёт поле, виден большой храм в Мичуринске. По берегу идёт тропинка, пень стоит, на нём плесень-гриб, который смахивает на череп.

Мостки
Храм
Берёза и клён
Разумная плесень

Дальше отправился в 14 ч. В реке много упавших деревьев, и под водой затонувшие коряги. В одном месте река чистая, гладкая, и белые кувшинки разбросаны – красота. На камышах голубые стрекозы-бабочки сидят. Только русалок не хватает…

Картина: река и кувшинки
Камыши стрекозки

Проплыл мимо канала, потом посреди реки – заросший островок, слева завал – вообще не пройти, пробирался справа ломал ветки, камыши, это заняло около часа.

Слева от островка

Протока справа от островка

За завалом – разлив: чистая вода и широкая река. После 18 ч вылез на левый берег. Мимо прошла байдарка, в ней мужчина и женщина. Вечером в палатке было жарко, а утром 19°.

13 июля. п. Роща

Река Река
Бревно с горшочками Бревно с горшочками
Стрекоза Стрекоза

Проснулся в 5 ч, снова птицы поют, и ещё кто-то ревёт "А-а-а", зверюга какой-то. Позавтракал, отчалил в 10:30. Река ещё в тени, только один берег освещается солнцем. Снова мимо то завалы, то камыши, то разлив, но до обеда без препятствий. В одном месте встал ногами на дно, водоросли тут мохнатые, красивые, по течению волнуются.

Мохнатые водоросли

Речка повернула на север, вылез на хороший бережок справа, размяться и пообедать. Здесь тень, можно несколько палаток ставить – местечки ровные. Сделал гимнастику, нарезал салатик, подкрепился.

Прибрежный цветок
Что у нас на обед

Потом отправился дальше, через час мост у посёлка Роща. Тут тоже завал из брёвен, пробирался минут 15. И мост весь покосился уже. После него быстрое течение – прямо летишь.

Мост в п. Роща

Дальше поворот на запад, в реке коряги, похожие на осьминогов, потом местный пляж, народ, машины. После попал в завал из веток и мусора, на ветках натянута красивая паутина. Пробирался здесь минут 40.

Коряга
Паутина над водой

Время уже 19 ч. Подходящего бережка не видно. Вылезать пришлось на крутой левый берег по гнутому стволу дерева, один его конец опускается в воду, а корень ещё на берегу, правда шатается. Я лез, хватаясь за торчащие с берега деревца, а вещи почти выкидывал наверх. Но как интересно!

Бревно ведущее на берег

Берег идёт от реки уступами, там, куда я выбрался, узкая площадка и ещё бугор. Вынес всё наверх. Тут деревья-кусты посажены рядами густо, небо закрывают, а внизу ровно, травы нет. Это всё бывший питомник Мичурина. Вечером уже в темноте собрался спать, слышу громкий шорох. Оказался ёжик, фонаря не боится, чешет себе по своим делам напролом.

14 июля

Пристань

Решил сходить в посёлок на другом берегу за водой, овощами, яблоками. Вещи спрятал в зарослях. Пошёл сквозь лес, всё равно дороги нет. Поднял дубину и прорубался через крапиву, малину, ветки. Получилось долго, вышел на поле с колосьями, дошёл до моста и в посёлок. Он называется "Роща", туда ходит автобус №8 из Мичуринска.

Спросил про воду, сказали есть родник. Сходил, набрал бутыль 2,5 л. Тут заборчик, трубка из-под металлической крышки, из неё вода течёт, кружка есть. От родника идёт ручей (болото) с деревьями по берегам. Зашёл в магазин (их два на площади), купил овощи-фрукты, мороженое. По дороге обратно съел мороженое, бананы, сок. Через лес по своей просеке быстро вернулся.

Плыть уже поздно, поужинал пораньше и спать лёг тоже пораньше. Тут вообще хорошо, кругом тишина, ни троп, ни людей.

15 июля. с. Стаево

Заводь Заводь

Комары зудели за палаткой слышно, поэтому плохо спалось. Они тепло чуят, надо теплоизоляцию ставить. Отплыл в 10:40. За поворотом пляж, потом дебри, в одном месте мелко и камни на дне (старинный брод ?), потом справа плотина, загораживающая ручей.

Дно местами – чистый песок с волнами, на утонувших деревьях какие-то зелёные наросты со щупальцами.

Зелёное со щупальцами

Пообедать вылез под деревья на высокий берег, дальше за  деревьями видно кукурузное поле. На берегу оказалась ежевика, так что было вкусненько.

Отправился дальше. Лес кончился, последнее узкое место – обломал немного веток, тут меня уже видно с пляжа у села. Тут поговорил с местным человеком. За пляжем под водой проходят две трубы на другой берег из очистных сооружений возле села Стаево. В 17:30 вылез на ночёвку, тут луг и несколько деревьев, коровьи "следы", народ слышно у пляжа. Под деревьями в траве нашлись сухие ветки для костра.

Луна

16 июля

Встал в 6 ч, рядом сороки растрещались. Съел овсянку с изюмом, персик, печенье с чаем. Поплыл мимо сёл Красеньково, Стаево. В Стаево есть родник (где детский дом), но я не знал, мимо проплыл.

Пообедал на стороне Стаево, под деревьями. За зарослями не видно ни домов, ни огородов; вдоль берега идёт тропинка, и за полтора часа никто по ней и не прошёл. Поплыл дальше.

В речку впадает канал из отстойников (вчерашние трубы вливаются в озеро-отстойник). Такая была чистая речка, песочек на дне, а тут полоса грязной воды, дальше она расходится по всей ширине, и река грязная. Тут уже никто не купается.  А село ещё не кончилось. Снова пошли поваленные деревья, подводные коряги, здесь где-то и проткнул 2 носовые бутылки.

Пробираюсь под ствол-ворота

Потом повороты в сторону от села, тут народ отдыхает, речка уже почище стала. Любопытная девочка расспрашивала, куда я плыву. Сказал, в Липецк. Подальше нашёл волейбольный мяч в воде под кустами, взял с собой.

Аппарат в пространстве

Ночевать остановился на последнем пригодном бережке, только тут деревьев нет, открытая площадка, дров тоже нет народ всё вычистил. Ночью роса, конденсат в палатке, но в общем это ерунда, утром несколько капель за шиворот...

Площадка

17 июля. с. Никольское

Дров тут нет, пришлось плыть без завтрака. Подальше на ходу съел яблоко. Везде камыши, через реку лески натянуты парами. Село Устье не видно – бугор мешает. Дальше хорошее течение. С берега люди полезли в реку с вещами, а тут я выдвигаюсь. Попросили перевезти вещи на другой берег, а сами переплыли. Добрался до железнодорожного моста, здесь сливаются Лесной Воронеж и Польной Воронеж, и дальше идёт река Воронеж.

Мост окончание Лесного Воронежа

Вода почти кончилась. В обед вылез у моста, спрятал вещи и пошёл в село Никольское в магазин (там даже супермаркет), набрал продуктов, только плохо, что овощи привозные, тепличные, когда тут село и местные выросли уже. Во втором магазине спросил, где колодец, купил печенья, мороженое. Девушки-продавцы, узнав, что я сплавляюсь по реке, сказали: "Мы тоже хотим". Ну вот, дошёл до колодца, набрал 5 + 2,5 л. Ведро пришлось три раза закидывать, потому что оно дырявое.

Пришёл обратно к мосту, вытащил вещи, тут подъехали двое на "Газели" отдыхать, помогли перенести плот и вещи на бережок получше под мост, а где я вылезал – глубоко и скользко. Они и заметили, что в двух бутылках в плоту вода. Надо их менять. Пожелали доброго пути.

За мостом пляж у Никольского, тут местные с берега сказали, что дальше не пройду куга сплошная. Но я прошёл, здесь эти водоросли не очень реку заполонили метров на 80.

Начало р. Воронеж

Потом идут дачи у Никольского, пляж. Возле берега стоит дерево с сухими ветками, я подъехал к нему, на костёр наломать, только зря – навалилась тьма комашек, потом полчаса их хлопал на себе. Добрался до леса на другом берегу, дач тут немного есть. Дальше смотрю  по берегам камыши, не видно выходов. Спросил у купающихся дачников про лес, сказали, что там комары и кабаны. Я и пошёл туда на ночёвку с вещами, а лес не на самом берегу, а метров за 200, а тут травища болотная.

Лес на бугре, сразу как входишь на горку. Видна тропа, взрытая. Может правда кабаны тут? Навалились здоровые и злющие комары это в жару. Большой лес большая живность. Вечером прилетел здоровенный жук с мышонка размером.

Жучище

Комаров разогнал дымом. Еду спрятал в палатке, чтобы не трогали ёжики, мыши и предполагаемая живность.

Ну вот, ночью проснулся, слышу топот, треск веток, фырканье жуть кабаны пришли. Я в палатке замер и дышать старался потихоньку. Кабаны ничего, посопели и ушли. Может, тропа эта у них к водопою.

18 июля

Стоянка в кабаньем лесу Стоянка в кабаньем лесу
Два Воронежа Два Воронежа

На другой день сначала хотел уплыть дальше, но потом передумал и решил съездить домой отдохнуть, раз тут рядом железная дорога (ещё два дня рождения предполагались). Прошёл мимо кабаньего леса до развилки дорог, здесь на спутниковом снимке видна тропа прямо к полустанку, а тропы-то и нет, пришлось идти в обход, к мосту, а потом вдоль железной дороги к селу, в 18:40 сел на электричку до Грязей, оттуда на автобус в Липецк.