республика Алтай / Пешеходный туризм | Спортивный туризм

Легендарный 77-ой маршрут. Забытыми тропами Алтая

1 - 16 сентября 2008 г.
Этот легендарный маршрут назывался " "Алтайский горно-таёжный №77"" и считался самым сложным и в то же время культовым пешеходным маршрутом Горного Алтая, на него допускали людей только со справкой об абсолютном здоровье, и женщина не могла руководить группой. Нам давно хотелось пройти самыми дикими тропами Алтая, и в сентябре 2008го мы организовали разведовательный поход "Телецкое озеро - п.Эдиган", 9 перевалов, 170 км пути.

Предисловие

Этот легендарный маршрут назывался "Алтайский горно-таёжный №77" и считался самым сложным и в то же время культовым пешеходным маршрутом Горного Алтая, на него допускали людей только со справкой об абсолютном здоровье, и женщина не могла руководить группой. Нам давно хотелось пройти самыми дикими тропами Алтая, и в сентябре 2008го мы организовали разведовательный поход "Телецкое озеро - п.Эдиган", 9 перевалов, 170км пути.

Мы немного отступили от классического 77го маргрута, изменив участок мыс.Кырсай - р.Уйкараташ на р.Эвий - р.Учал - р.Уйкараташ. Документальная и техническая подготовка к этому походу была самой основательной - прорабатывались отчёты, подготавливались карты, разыскивались gps-треки, встречались с проводниками. Многие пугали нас и суровостью климата сентября, и заросшими тропами, и трудностями в ориентировке... Но мечты и нужны для того чтобы их воплощать. И собрав группу, мы вышли на маршрут...
День первый (01.09). Заброска. Барнаул - река Бия.

Группу на поход, не смотря на заявленную сложность третей категории и разведывательный характер похода, набрали достаточно быстро. Желающих любителей приключений оказалось десять человек:

Алексей Домашец (Барнаул) - руководитель клуба, инструктор на маршруте, завхоз.
Света Глушкова (Барнаул) - отвественный за gps-навигацию, штурман на маршруте.
Сергей Пирожков (Барнаул) - давний и опытный турист клуба "Альтаир"
Юля Поздеева (Бийск) - неоднократный участник походов клуба.
А также приезжие ребята:
Юля Суворова (Новосибирск), Катя Спирина (Москва), Владимир Бондаренко (Омск), Владимир Дейков (Минск), Галина Сачук (Минск), Александр Советов (Москва).

Забегая вперёд сразу скажу, что команда собралась просто отличная, - ребята жизнерадостные, готовые с юмором воспринимать любые трудности и не унывать в любых ситуациях.
В первый день в 8 утра мы собрались у ж-д вокзала г.Барнаула, погрузились в УАЗик и двинулись в путь. Провожали в дорогу нас наши друзья с предыдущих походов.
Катилось хорошо. Погода стояла ясная и жаркая. Только ближе к Иогачу нас застал небольшой дождик. Сегодня не доехав около 4км до Иогача мы встаём на ночёвку на живописных полянах реки Бия. Пока светит вечернее солнце, ребята едут с водителем пофотографировать Телецкое озеро. Сегодня вечер знакомства, ужинаем и ложимся спать.
День второй (02.09). р. Бия - п.Иогач - ур.Обого - р.Эвий

Утром мы отправляемся дальше. Доезжаем до п.Иогач, где к нам присоединяется знакомый водителя - Володя, и показывает нам дорогу далее до Обого и за Обого вдоль реки Эвий. Погода солнечная и сухая, поэтому не смотря на среднее качество лесовозной дороги, наш УАЗик преодолевает её достаточно легко. Доезжаем до логического упора, дальше которого начинается непролазная для машины грязь и встаём на обед.

На обеде Алексей раздаёт мешочки с общественными продуктами, мы перепаковываемся. Наш водитель оставляет машину в стороне от дороги. И далее мы начинаем пешеходную часть пути.

Вышли на маршрут мы в 16:15, с высоты 1030м. Зная, что идти сегодня долго мы не будем - я сразу же одела резиновые сапоги, чтобы проверить, насколько комфортно будет в них идти. И это оказалось не лишним.

Погода стоит хорошая. Сначала около 500м мы идём по дороге. Затем дорога забирает резко налево и уходит вверх, а вправо по ручью отходит конная тропа - нам как раз по ней. Тропа очень хорошо набита конями, но на ней много поваленных деревьев и грязи. Что говорить - тайга есть тайга. Следов медведей на тропе здесь значительно больше, чем следов коней, видно они в несезон пользуются этими тропами очень активно. Мишка не заставил себя долго ждать - вижу его убегающего от нас в просвет между деревьями. Тропа часто бродит какие-нибудь ручейки, и резиновые сапоги оказываются очень кстати.

Пройдя за полтора часа около 3.5км мы в 17:50 встаём на ночёвку на отличной лужайке с охотничьим домиком на реке Эвий. Девчонки уходят собирать бруснику и чернику, а так как у нас к ужину кисель - совмещаем приятное с полезным и получается кисель с ягодами.
Высота ночёвки - 1170м.
День третий. Река Эвий - пер.Эвий - долина реки Учал.

Подъём в семь утра. В 9:15 мы выходим. Сегодня резиновые сапоги одевают уже все, у кого они были. Сложности тропы с брёвнами, завалами и болотинами продолжаются. Тропа около 4-5 раз бродит реку Эвий и начинает подниматься наверх. У тех, кто был в ботинках, на привалах рождается своя поговорка: "пойдёмте уже, а то вода в ботинках остывать начинает" :). По мере того как набираем высоту, тайга редеет и тропа значительно улучшается и скорость движения повышается. Движемся постоянно вдоль реки. Встаём на обед на открытой поляне в 12:30. Солнечно, осенние краски радуют.

После обеда переваливаем первый на нашем пути крупный отрог Сумультинского хребта (1765м), и так как именно перевалив его мы выходим из долины реки Эвий - то будем считать перевал Эвий именно тут.

Далее мы выходим на гольцы. Наша кедровая тайга остаётся внизу, а мы идём по верхам среди карликовой растительности. Старая пешая тропа проходила далеко внизу вдоль реки Учал. Но для конников это не было логичным и они проложили живописнейшую тропу к Форелевым озёрам реки Уйкараташ по верхам по гривкам Сумультинского хребта. Именно постоянным резаньем этих гривок мы и занимаемся дальше. Каждый такой отрог - это метров 150 вверх, потом столько же вниз. Тропа хорошо набитая, только когда она выходит на мох, то пару раз мы теряем её и находим снова. В 16:30 справа от нас появляется озеро. С дровами не очень, но встать можно. Но так как время ещё позволяет идти - отправляемся дальше. Проходим развилку. Прямо - дорога продолжает идти по верхам по маршруту. Налево - дорога спускается в "зелёнку" к таёжному озеру, и затем через несколько километров выходит снова наверх к нашей тропе. Решаем не сходить с основной тропы и не терять лишний раз высоту - идём прямо.

Самый высокий отрог сегодняшнего дня - 2010м. Наверху заряжает дождь, да не просто мелкий осенний дождик, а крупный осенний ливень с ветром. Мокрые насквозь начинаем спускаться до деревьев. Деревья есть, а места встать нет, вокруг заросли карлушки. Воды нет, только та, что падает с неба в больших количествах. Перспектива тропы - снова идти наверх, и мы решаем вставать тут.

Алексей отправляется вдоль пересохшего ручья и находит несколько пятаков, где можно поставить палатки. Палатки ставим под проливным дождём очень оперативно, помогая друг другу, чтобы не намочить внутренние.
Залазили в палатку интересно - раздеваешься почти полностью, оставляя мокрую одежду и сапоги/ботинки с мокрыми носками на улице - и ныряешь в палатку, а там уже вытираться, одеваться в сухое, греться.

Ливень не унимался, не давая никаких шансов на костёр и приготовление ужина. Алексей отдал команду оставаться по палаткам, развязать мешочки и перекусить у кого что есть. Так и делаем, попутно отогреваясь немного спиртным. Жизнь налаживается и мы ложимся спать.
Высота ночёвки 1930м. Пройдёно = 12.5 км.
День четвёртый. Долина реки Учал - приток реки Уйкараташ.

Ночью пошёл "новогодний" снег, и утром всё стояло белое. Зато небо прояснилось и светит солнце, в общем утро прекрасное. Саша приносит в котелках воду их найденного небольшого "болотца" и мы варим завтрак. И всё же начало дня далось нелегко, так как одевать на себя мокрое на утреннем холоде было непросто.
Вышли в 10 утра. На ярком солнце снег быстро стаял, а на небольшом 15ти минутном привале, мы даже успеваем высушить палатки.

Сегодня мы продолжаем резать один за другим отроги высотой около 2000м. Пейзажи открываются великолепные, особенно сейчас, когда вершины окрестных хребтов заснежены. К 12:00 спускаем к Учалу к стоянке с водопадом. Водопад впетчатляющий - он представляет собой перепад воды в реке около 12 метров - по скале, идущей ступеньками.

Обедаем. Тучи активно ходят, но дождик так и не начинается и уже не начнётся в ближайшие пару дней.
После обеда мы вновь набираем всю потерянную высоту и начинаем подъём на перевал Учал. Перевал хитрый. Он имеет две седловины примерно равной высоты, обе с турами. Между седловинами - красивейший каскад из трёх озёр, перетекающих одно в другое с небольшим бродом по перемычке. На перевале спугиваем стайку куропаток.
После перевала тропа снова не торопиться стабильно идти вниз, продолжая резать боковые отроги Сумультинского хребта. Такая вот она хитрая и, честно признаться, изматывающая.

Не дойдя один распадок до Форелевых озёр, встаём на ночёвку на притоке Уйкараташа выше Сухарбушлана в 18:00 в отличном месте на берегу ручья.
Прошли около 14км.
День пятый. Форелевые озёра.

Ночью лёг туман и подморозило. Сутра всё стояло в инее. Сегодня мы никуда не торопимся, так как до озёр нам дойти всего ничего, а по плану днёвка на озёрах только завтра.

Вышли из лагеря мы в 10 утра и уже через полтора часа мы были на стоянке недалеко от Форелевых озёр, перевалив милую "горку" 2150м с набором высоты в 250метров и спуском до 1870м.

Погода ясная и солнечная. Моемся, стираемся, отдыхаем. Дующий восточный ветер быстро сушит нашу одежду. После обеда Катя, Вова, Галя и Юля Суворова уходят в радиалку на Форелевые озёра пофотографировать. Мы с Алексеем уходим на разведку окрестных троп, уходящих - одна на перевал Штатив, вторая - вдоль долины Уйкараташа мимо озера Коккёль.

Ужинаем в 19:00, а уже в 20:00 разбредаемся по палаткам. Заморосил дождик и похолодало.
Пройдено 5км.
День шестой. Форелевые озёра.

Сутра мы уходим на озёра с рыболовными снастями. Озёра очень живописные, не смотря на погоду, которая сегодня хмурится. К самому верхнему озеру приходится карабкаться по куруму. Оно отличается от остальных - кристально чистое настолько, что граница воды неотличима на фоне скального цирка, в котором оно находится.
Рыбалка правда у нас не идёт. Рыба есть и плещется в приличных количествах, но блесну "кушать" не хочет. Ну и ладно.

Возвращаемся к обеду. А после обеда с Телецкого озера приходит циклон и заряжает дождь, который всё не кончается и не кончается. К ночи похолодало и дождь превратился в уже знакомый нам "новогодний" снег. Перспективы улучшения погоды нет. Так как мы стоим прям перед хребтом, и всё "хорошее" что несёт с Телецкого озера - оседает на нас.
Пройдено около 5км.
День седьмой. Перевал Штатив.

Снег не прекращался и небо не прояснивалось. Всё валило и валило, и никакого улучшения. Видимости вокруг нет. А нам сегодня на самый высокий перевал маршрута - Штатив. Ждать погоды и сидеть ещё сутки не стали - решено выходить. Пойдём "по приборам".

В 6 утра вставать смысла не было и спим до 8 утра. Готовим завтрак, собираемся и выходим под снегом, одев на себя всё непромокаемое, что можно и что всё равно становится мокрым уже через минуту.

Пока тропа идёт среди карликовой растительности - она видна среди снегов. Алексей идёт первым, палками сшибая с веток мокрый снег и всё равно собирая на себя все основные сугробы. Галя идёт неподалёку от нас и всю дорогу поёт песни от "Чунга-чанги" до Визбора, в общем настроение у ребят - что надо!

Тропа выходит из кустов на камни и теряется окончательно. Видимости нет, а вокруг стоят одинаковые снежные стены. Ориентируемся с Алексеем по записанным предыдущей группой очень неподробному но всё таки gps-треку, начинаем основные взлёты на перевал. Проходим мимо двух озёр перед перевалом, сейчас они занесены снегом. И почти влоб режем склон. Время от времени останавливаемся, чтобы выбрать ориентиры и свериться с навигатором. Первые - выматываемся сильно, так как приходится тропить по колено в снегу. Поднимаемся на полочку. Внизу уже виден распадок, куда ушёл медведь, но трек показывает ещё направо на ещё одну полку. И мы, повинуясь прибору, снова набираем высоту. В итоге оказываемся на высоте 2400м, что на 30м выше перевала и промахнувшись всего около 40 метров мимо седловины видим распадок, а внизу поперёк наша цель - долина реки Карасазкан. Начинаем аккуратно и неторопясь спускаться по куруму по колено в снегу. Впереди начинаются скальные сбросы, а навигатор показывает, что тропа осталась в соседнем левом распадочке. Быстро сообразив это, через маленькую гривку переходим в соседний распадок и через полтора километра спуска выходим на тропу и на плановую стоянку в 14:00.

Встаём лагерем, так как далее ещё один перевал, а идти после обеда на него будет уже поздно. Да и план на сегодня мы уже выполнили.

Место очень красивое. Приток Карасазкана образует здесь живописные водопады, которые в снегу смотряться вдвойне красивее.

Так как время ещё мало, разводим хороший костёр и просушиваем вещи. Теперь нам сухо и тепло, не смотря на то, что вокруг стоит заснеженная тайга. Настроение в группе весёлое и оптимистичное. Мы сделали большое дело! К вечеру снег наконец-то прекращается.

Сегодня мы прошли 6км. Они стали самыми "технически" трудными за этот маршрут. Но это были настоящие образцово-показательные километры. Потому что перевалить Сумультинский хребет, оказавшись на нём в пургу без возможности ориентировки по местности и перспектив на хорошую погоду - это задачка не из простых. Очень жаль, что мы так и не смогли увидеть со Штатива окрестных пейзажей, но они с лихвой компенсировались пейзажами следующего дня.
День восьмой. Перевал Кразаскан - подстава на реке Уймень.

Что такое счастье? Счастье - это когда утром над заснеженной тайгой в лучах яркого солнца поднимается густой туман, в небе появляются ясно-голубые и нежно-розовые просветы. С кедров начинает бежать капель и приходит...весна. Да. Сегодня у нас на маршруте именно весна. Смена времён года, сделав полный оборот, завершилась и всё начинает возвращаться на круги свои.

Сегодня мы поднимаемся в 6 утра и в 8:30 выходим на тропу, любуясь открывающимися окрестными пейзажами. Сейчас, анализируя весь поход, могу сказать, что это был самый красивый день похода!
На подступах к перевалу Каразасказ встречаемся со свеженькими протаявшими следами "мишки" огромного размера. Настолько огромного, что я конечный размер этого медведя даже представить боюсь. Такие следы будут попадаться нам вплоть до озера Уймень и я шучу, что в этих местах похоже водятся медведи исключительно два метра в холке.

Нужно сказать, мишка нам здорово помог. Он вытропил нашу туристическую тропу и на перевал и с перевала, прям серпантинами, облегчив и подъём и спуск. Вдоль тропы проходила и цепочка следов марала - значит шла охота. Интересные и уникальные чувства испытываешь, идя по тропе, вытропленной медведем.
На перевале стоит тур. А внизу красивейшие чаши синих озёр. Фотографируемся. Окрестные горы, которые чуть выше 2000м, сейчас смотрятся как шеститысячники, будто мы и не уезжали с Памира. Когда ещё можно увидеть такую красоту?

Спускаемся в "зелёнку" и начинается "сто дорог - одна твоя". Повыбирав разные тропочки, выходим на самую набитую конную и идём по ней. Много мест для стоянок, и на одном из притоков Уймени мы встаём на обед. Погода солнечная, сушим палатки. Снег почти уже стаял.

Идём дальше, ожидая развилки троп, одна из которых уходит вниз по Уймени, а другая поворачивает налево и поднимается вверх к подставе Уймень и озеру. В ключевом месте развилки не видим, а тропа поворачивает налево. Оказывается тропа, которая уходит вниз по Уймени - идёт по другому берегу. Вскоре бродим Уймень (брод не серьёзный, в сапогах переходится почти не замочившись) и через 2км выходим к подставе.
Ставим палатки, а Сергей, Алексей и я - устраиваемся в домике подставы.
Затапливаем баньку, и пусть и в полухолодной, но моемся. Завтра днёвка.
День девятый. Озеро Уймень.

Всю ночь лил дождь. Только к утру стих, но небо продолжало хмуриться. Так как нам предстоит тут ещё одна ночёвка - делаем для жителей одной палатки нары в бане, а вторую переносим под крышу пристройки дома на сухое.

До озера Уймень 2.5 км от подставы. Готовим рыболовные снасти и отправляемся на рыбалку. Тропа дважды бродит Уймень. Один раз у подставы и второй раз - у самого озера. Оба брода достаточно серьёзные. Но мы в сапогах пропрыгиваем их неразуваясь.
На озере дует ураганный ветерок и начинается ливень. Нашей самоотверженности хватает на трёх маленьких хариусиков. И мы возвращаемся. Делим их на 10 кусочков, и пусть теперь кто-нибудь скажет, что не пробовал хариуса :).
К вечеру и не думало прояснивать. Потеплело, снег на окрестных склонах почти стаял, а дождь так и не унимался.
День десятый. Озеро Уймень - перевал Уймень - река Аксазкан.

Подъём в 6 утра. А уже в 7:30 мы выходим на тропу.
Дождь лил всю ночь, снег выпавший наверху в предыдущие дни, растаял и вода в реках и озере поднялась сантиметров на 30. Мы осознали это когда подошли к первому броду. Река превратилась в бурный бушующий поток, в котором пополоскало нас практически всех. У противоположного берега по очереди стоял сначала Саша, потом Сергей, за шиворот вылавливая девчонок, так как одну за другой нас сбивало с ног в последней стремнине перед самым берегом. Зрелище впетчатляло и надежд на простой день не вселяло.
На втором броду ещё вчера мы с Алексеем нашли бревно через реку. Сейчас оно было скользким и вода брызгами перехлёстывала через верх, но все перешли второй брод благополучно.
Поднявшаяся в озере вода подтопила тропу, проходящую вдоль озера, и местами мы обходили берег выше, продираясь через кусты.

Только спустя 2.5 часа начиная от выхода из лагеря, мы пришли к противоположной оконечности озера. Там в озеро впадает речка-ручей (назовём её Верхняя Уймень), она берёт начало перед перевалом и каскадами красивейших водопадов спускается в озеро. Мощь потока водопадов сейчас поражает и восхищает. Крутая тропа поднимается серпантинами вдоль водопадов и, не долго думая, уходит на брод, который, проходя по ступеньке водопада, сейчас оказывается непреодолимым (даже окажись здесь конники), так как струя всей мощью обрушивается прям на линию брода.

Зная, что тропа вернётся на нашу сторону, обходим участок по скале. Тропа возвращается и через некоторое время снова уходит на аналогичный брод, и снова мы оказываемся в раздумьях. Есть перспектива валить деревья и делать переправу, но мы выбираем более удобный способ - снова обходим по верхам. Идти достаточно тяжело. Склон крутой, сначала травянисный, затем преодолеваем скальный выход и траверсируем склон по куруму без потери высоты. Отличный вид на реку и тропу по противоположной стороне.
Выбираемся очень удачно на большую площадку, куда приходит тропа с противоположной стороны реки и откуда начинается основной неспешный подъём на перевал Уймень.

Сам перевал прям перед нами, но влёт на него влоб - плохо преодолим и конная тропа плавно обходит взлёт справа, выходя на гребень и проходя плато на гребне до седловины. Подъём очень приятный. А виды ещё более завораживающие, хотя и суровые. Преодолевая этот перевал мы, проходим границу водораздела бассейна Телецкого озера и реки Катунь, и начинаем идти вдоль хребта Иолго.

Мощный тур на вершине виден издалека. Спуск - мягкий, серпантинами. Под перевалом по традиции чаши горных озёр. Виднеется белая лента стремнины реки Аксазкан - она сегодня тоже пребывает в состоянии неперебродимой. На фоне реки во время спуска вижу крупную тушу марала, перепрыгнувшего реку и ушедшего вверх по распадку.

Один за другим бродим правые притоки Аксазкана. Один из них достаточно серьёзный, и Алексей остаётся переводить людей через бурлящую воду, а я , Володя и Юля отправляемся на место обеденной стоянки дальше по реке.

Встаём на обед. Дождя днём не было, но сейчас во время обеда он нас попугал и снова прекратился. С места нашей обеденно стоянки идёт развилка троп - направо наверх уходит тропа на реку Чевош, а прямо - наша тропа вдоль Аксазкана. Во время обеда Алексей делает разведку, осматривая ту и другую тропы.

После обеда конная тропа опять делает "финт ушами" и уходит на левый берег Аксазкана на брод. Зачем? Так особо и не ясно, так как правый берег для коней вполне мягко проходим, и на нём видны заросшие остатки былых троп - видать плановая пешая тропа проходила именно тут, и жаль что конные группы её "переложили". Мы проходим ещё немного по тропе и встаём на ночёвку на травяной полочке у реки Аксазкан. Погода солнечная, вода не слишком ледяная - поэтому купаемся и сушимся. Аксазкан здесь - очень бурный и шумный.
Прошли 15.5км.
День одиннадцатый. р.Аксазкан-пер.Безымяный - р.Карасу - р.Коной

Ночью немного накрапывал дождик, но утро было ясным и солнечным. Идём по зелёной долине над Аксазканом, затем сворачиваем вдоль правого притока и начинается подъём на перевал Безымянный. Сам перевал "мягкий", зелёный. Но подъём на него очень резкий. Все триста метров набираются за раз серпантинами по крутому травянистому склону. Вершина перевала выражена плохо и никак не отмечена. С вершины виден почти весь хребет Иолго, на северо-западе открывается г.Альбаган.

Спуск не менее крутой чем подъём, но очень грязный и идёт по лесу. Спускаемся в долину реки Карасу и встаём на обед. Солнечную погоду сменяют набежавшие тучи, но дождь не начинается и тучи ветром уносит дальше, возвращая нам солнце.

После обеда проходим ещё 3км до реки Коной и начинаем подниматься вдоль неё. Тропа 5 раз бродит реку. Броды простые, но все выше колен. Встаём на отличной стоянке в 3км от перевала Тюрдем. Широкая зелёная полянка, хороший спуск к воде.

Прошли 15км.
День двенадцатый. Пер.Тюрдем-р.Бостал-р.Сайгонош - р. Енгожок

Ночью снова немного покапал дождик, но день ясный, и по хорошей погоде мы выходим на перевал Тюрдем. Тропа идёт вдоль Коноя, ещё пару раз бродя его. По дороге часть пути нас сопровождает молодая белая замученная лошадка, непонятно откуда тут взявшаяся.

На 1800м. непосредственно перед подъёмом на перевал развилка троп. Основная тропа уходит на перевал налево. А какая-то охотничья тропа уходит в распадок на другой перевал направо. Тут на развилке отличная солнечная зелёная поляна для стоянки.

Тюрдем - перевал красивый, наверху небольшое плато, по которому тропа идёт некоторое время без потери высоты, и затем спускается в долину реки Тюрдем и бродит его в верховье переходя на правый берег.
Далее тропа идёт некоторое время вдоль Тюрдема. На карте она отмечена прямо вдоль реки. Но по информации конных групп - они обходят устье реки Бостал, бродя Бостал значительно выше по течению. Туда и ведёт основная тропа, туда отправляемся и мы, переваливая небольшой взгорок и спускаясь к Босталу. Река серьёзная, струя мощная, но брод ниже колен и проходим его без приключений. Далее тропа идёт некоторое время по правому берегу и предательски уходит на левый берег, оставляя нас один на один со скалистым прижимом и не давая шанса простого брода. И опять мы обходим по верхам небольшой участок прижима, оставаясь на правом берегу Бостала, и вскоре выходим к слиянию Бостала и Тюрдема, где встаём на обед.

Пока готовиться обед, я прохожу вперёд на разведку, ориентируясь по распадкам. До следующего крупного притока - реки Южеме, места нашей предполагаемой ночёвки сегодня - остаётся всего километр. А значит после обеда мы идём дальше в долину реки Сайгонош, чтобы сегодня ближе подойти к завтрашнему перевалу.
На участке от Бостала до Южеме и у устья Южеме - очень много отличных мест для стоянок.

Южеме - серьёзная река и были определённые опасения в её броде. Но подойдя, мы увидели, что в месте брода широкий разлив и брод простой и неглубокий.

На другой стороне реки выше тропы - домик. Мы поднялись посмотреть в каком он состоянии -разрушенный, для ночёвки практически не пригоден, окон нет, бывшие постройки рядом - разобраны.
Отправляемся дальше и переходим из долины реки Тюрдем в долину реки Сайгонош. Правда самой реки практически не видно, так как тропа проходит в стороне и выше. Залиная солнцем осенняя долина смотрится мягко и дружелюбно.

На притоке Енгожок по карте тропы расходятся. На этой развилке мы и предполагали наличие места для стоянки, и не ошиблись. Тропа перебрела Енгожок и мы встали на ночёвку на полочке над слиянием рек.
Погода опять благоволит, и пока светит солнце - мы купаемся, стираемся и отдыхаем.
День тринадцатый. Р. Сайгонош - Пер.Тогускол - р.Тогускол

Ночь была ясная, но не просто холодная, а очень холодная - около -7 град. И с утра мы долго не выбирались из палаток, пока дежурные не разведут костёр, а вылезая, начинали с зарядки, чтобы для начала немного разогреться. Но когда вышло солнце - то воздух быстро прогрелся и стало тепло.

Устройство перевала Тогускол по принципу похоже на Уйменский перевал. Сам распадок находится прям в упор по реке Сайгонош, но подъём на него - это наверное один из самых затяжных подъёмов на перевал на этом маршруте. Вначале идёт резкий подъём вдоль левого притока Сайгоноша серпантинами, вдоль живописных водопадов, затем тропа начинает крутить и вертеть, нарезая правые отроги перед перевалом и постепенно забирает на перевал, делая большую петлю. Причём находясь наверху явно видно тропу, идущую влоб по распадку.

Погода ясная, и долины в обе стороны с перевала просматриваются очень хорошо. И мы начинаем спуск в долину реки Тогускол. Природа меняется. Речка более болотистая, чем каменистая. Тропа во многих местах начинает напоминать грунтовку - широкая и в несколько полос. Цивилизация близка.

По нашим данным слева сбоку от тропы должна находится капитальная стоянка (подстава) с домиками и баней. Видим издалека постройки в деревьях и направляемся туда, тем более что время обеда.
На стоянке домик, склад, обширные места для стоянок и хорошая банька на берегу ручья.

График позволяет, погода отличная и мы встаём на полуднёвку.

Алексей затапливает баньку, и после обеда мы по очереди моемся. В домике находим картошки и морковки и делаем сытный ужин. В общем, что ещё надо голодному туристу, когда маршрут близится к завершению? Правильно. Помыться и покушать. Что и было сделано.
День четырнадцатый. Р.Тогускол - пер.Таманёл - р.Адылда-р.Эдихта

Ночь была снова ясная и очень морозная.

Около 9 утра мы вышли на тропу. Тропа на перевал сразу поднимается на полочку перед хребтами и долго идёт по ней, не теряя высоты. Затем у верховья реки Чемал огибает левую дугу и поднимается в правый распадок перевала. Подъём крутой - курумами и серпантинами. Перед подъёмом мы встречаем алтайских охотников - это первые люди, которых мы видим за две недели, - дружелюбны, наливают нам водочки и провожают дальше.
Перевал Таманёл не такой как предыдущие "мягкие" перевалы, он более грандиозный и суровый. Навигатор показал высоту 2090м. Перевальная седловина идёт по откосу. Три тура - в начале, в середине и в конце перевального участка. Погода очень ясная и с перевала виден и Северо-Чуйский хребет с вершиной Машей-Баш, и Катунский хребет с Белухой. И это большая удача!

Спуск с перевала - крутые серпантины по лесу, которые приводят нас на поляну в верховьях реки Кызылгак.
В конце поляны мы встаём на обед. Пока готовится обед, мы с Алексеем уходим на разведку подставы Кызылгак и стоянок в стороне от неё. Подстава хорошая. Людей на ней не было, но кони паслись - несколько домиков, аил, две бани. Правда вокруг - болото.

Сделав колечко в 2.5км по краям поляны приходим как раз к обеду.

После обеда выходим на тропу вдоль распадка реки Адылда и начинаем спускаться. Спуск очень резкий. Вначале тропа идёт по тайге, а затем выходит на открытые места справа(по ходу) от реки. По дороге встречаем несколько кошей и зимников. Это уже можно называть дорогой, а не тропой.
Небо затягивает маревом, природа вокруг пышет осенними красками. Мы спускаемся в лиственные леса - красно-жёлто-зелёные, и всё скидываем и скидываем высоту.

Доходим до впадения Адылды в Эдихту. Тут стоит домик лесозаготовщиков. Проходим ещё полтора километра по Эдихте, проходим мимо базы отдыха и встаём на поляне на впадении Эдихты в Эдиган.
Нам остаётся всего 4км до посёлка Эдиган - конечного пункта нашего маршрута.
День пятнадцатый,шестнадцатый. п. Эдиган - п.Чепош - г.Барнаул.

Погода испортилась окончательно, пришли дожди. Но нам уже не важно. Мы заканчиваем маршрут. Никуда не торопясь к 14:00 мы вышли к п.Эдиган, где нас ждала машина. И могли уже вечером оказаться в Барнауле, но нашим приезжим участникам не было смысла оказываться в городе раньше положенного и мы отъехав за Чемал к п.Чепош встали на живописных полянах на берегу Катуни. Вода в Катуни в это время года самая красивая - сине-бирюзовая. Из-за дождей вода сейчас в реке большая.

Дождь лил всю ночь. Сутра нам предстоял затянувшийся ремонт сломавшейся машины и вечером мы были в Барнауле.
Заключение

Чем интересен Горный Алтай - это своим поразительным разнообразием.
В этом маршруте оказалось сконцентрированным очень много. За две недели - мы прошли маршрут по самым диким местам Горного Алтая, оказавшись один на один с природой - её характером, стихией и волеизъявлениями, мы пережили все времена года от лета до зимы, мы посетили самые разнообразные природные зоны, преодолев 170 разных километров пути и 9 абсолютно разных перевалов, мы увидели какой бывает осень в горах.

Хорошая подготовка позволила пройти маршрут чётко, без нештатных ситуаций и с опережением графика.Наиболее подходящим сезоном для проведения походов в этом регионе - является конец августа, когда уже нет комара и гнуса и устанавливается антициклон. А уровень воды в реках - невысокий.

Погода в зоне от Телецкого озера до Сумультинского хребта - является наиболее жёсткой и непредсказуемой в любое время года, так как определяется микроклиматом, формируемым при участии Телецкого озера. Погодные условия в зоне от Сумультинского хребта до бассейна реки Катунь - являются более мягкими.

Наиболее логичным является прохождения маршрута именно в направлении от Телецкого озера до Эдигана. Так как такая нитка маршрута идёт с постоянным понижением высоты, с выходом к более улучшающейся и стабильной погоде. Днёвки на Форелевых озёрах и оз.Уймень - в начале маршрута - позволяют разгрузится от продуктов и двигаться дальше к серьёзным перевалам менее гружёными.

Выражаем благодарность всем, кто помог нам в организации и планировании этого похода, а также всем участникам похода за отличную компанию !

С уважением, турклуб Альтаир-Алтай.