В Гоа. Индия 2007

Идет загрузка карты ...
Несмотря, на явную матрасность поездки, впечатлений она оставила достаточно. И главная задача придать им хоть какую-то системность не свалившись на банальный пересказ.
 
Общая информация
Тема: Подробное описание

Международный аэропорт Бомбея (Мумбай) Международный аэропорт Бомбея (Мумбай)
Пляж и пара бродячих торговок Пляж и пара бродячих торговок
Индия – почти 3000 км с севера на юг и с запада на восток, Гоа – самый маленький штат Индии – около 100 км в длину (вдоль побережья Аравийского моря) и до 60 км вглубь страны. От основной части Индии он отделен не высокими горами (Западные Гоа), которые оказывают свое влияние на формирование климата в этом районе. Здесь много небольших, но весьма полноводных речек. Время относительно московского +1,5 часа.
Погода там сезонная. Мы приехали 29 октября, и период дождей уже закончился. Воздух был около +35, а море +30, обещали, что к Новому году немного похолодает. В целом сухо, но один раз нам «посчастливилось» попасть под местный ливень. Лило несколько часов, со шквальным ветром (сдувало рекламные плакаты вдоль дороги). А молнии лились с неба потоками, хорошо, что не слишком близко к нам. Движение на дорогах сразу оказалось парализованным.
Население штата – индусы, но в их чертах видна кровь и не коренных народностей, например, эфиопов, которым всего-то надо море переплыть, наверное, их сюда рабами на плантации возили. Вероисповедание католическое – наследство португальцев, которые хозяйничали здесь долгое время (кстати, португальцы оставили возможность для жителей штата иметь двойное гражданство и самые состоятельные семьи на этом зарабатывают).
Индия – не богатое государство, ее валовый продукт делится на такое число душ, что получается не много, но это не относится к Гоа. Гоа – самый богатый штат Индии и богатство это от туристов. Поэтому и отношение здесь к туристам особое, их воспринимают как нормальный источник доходов – что-то вроде кокосовой пальмы или бананов, которые все едят и которые растут в каждом палисаднике. Обмануть туриста не считается зазорным. Показательный пример: мы ехали в машине и ребенок захотел в туалет. Нам остановили около общественного туалета и водитель, предупредил нас, что «это стоит 1 рупию». На входе в туалет сидел индус, который увидев белую женщину с ребенком тут же сказал, что это стоит 5 рупий. Ему сказали, что нас информировали, сколько это стоит на самом деле. «Ок!» - ответил он и искренне улыбнулся. Никаких обид, ничего личного.
Политика государства в Индии направлена на то чтобы дать выжить всей той массе населения, что у них там народилась за последние сто лет. Это питание, медицинская помощь, образование. Самые простые и незатейливые продукты там стоят дешево. Более того, за ценами следят. На товарах с фабричной упаковкой есть два прайса – “price” и “max price”. Превышать второй торговец не вправе (!) Там дешевые овощи, фрукты, хлеб, яйца, рис, молоко. При этом очень дорогие (а зачастую их невозможно найти) производные от этих товаров – сливочное масло, сыр, творог, сметана, сдоба. Очень рекомендую ананасы – 25 рублей за штуку. Туалетная бумага там раз в 10 дороже, чем у нас – это предмет роскоши. Бытовая электроника тоже дороже чем в Москве. Большинство индийских товаров сделано в Китае и сами индусы это признают.
Медицинская помощь там может и не бесплатна (сильно этот вопрос не исследовали), но в простом и важном не откажут и денег не возьмут (пример, нам без вопросов дали в местном медпункте Панадол для ребенка, а в качестве другого примера нам рассказали про девушку, которая расчесав комариный укус занесла инфекцию тоже без вопросов всадили несколько уколов). Только лучше там не болеть.
При высоких ценах на бензин там недорогие такси, потому что есть официальная стоимость маршрутов и за этим следят. Только узнавайте эту цену у официальных лиц, а не таксистов. Там низкие цены на электричество, хотя каждый вечер происходят отключения.
Про образование тоже могу сказать не только хорошее. Оно конечно есть, и вроде бы бесплатно, но обучить столько людей – дело не простое и не быстрое. Так что мы не раз сталкивались со следующей проблемой. Сложение трех двухзначных чисел в уме – задача не разрешимая силами одного индуса. У бродячих торговцев лучше покупать вещи по одной, так он не запутается.
Мы много слышали про общую грязноту индийских улиц. Что есть, то есть. Но все не так просто. Менталитет этого народа так взращен, что бросить бумажку или шкурку от банана для них не является чем-то не хорошим. Вот и бросают, и сыплют, и валят. В канавах, на пустырях, просто на обочинах вырастают помойки, по которым шакалят в поисках еды священные коровы, несвященные поросята, тощие ободранные собаки. А неподалеку стоят приятные особнячки, вокруг которых хозяева регулярно убираются. Есть отели, территория возле которых блистает чистотой. Только я уверен на 100%, что этот мусор где-то недалеко, нужно только поискать (если это кому-то нужно). За все время там я не видел ничего отдаленно напоминающее наш мусоровоз. Вообще грузовики видел только в двух случаях: перевозка людей – упаковка очень плотная, перевозка руды (в Гоа ведутся разработки цветных металлов, добытую руду грузят на сухогрузы и отправляют в Японию). Социальный бюджет Индии пока не скопил денег на программу сбора и вывоза мусора.
Дорога и транспорт
Тема: Транспорт. Передвижение, сброска, заброска

Стоянка такси в Бомбее Стоянка такси в Бомбее
Индийский плацкарт, вагон типа "S" Индийский плацкарт, вагон типа "S"
Во-первых, никому не рекомендую наш маршрут – как образец для путешествующих в индию, во-вторых, все сделанные мною выводы не принимать на веру, как безусловную истину, в-третьих, мир живет, всем меняется,
Мы купили билеты на распродаже Аэрофлота до Мумбая (Бомбей), билет туда и обратно стоил 350 евро на человека. В Москве же мы купили на авиарейс Мумбай – Гоа в одну сторону, стоили они нам по 3000 рублей. Обратно от Гоа до Мумбая мы добирались на поезде из г. Моргао (примерно 13 часов езды). Общий вывод такой – чартер Москва-Гоа туда и обратно был бы не сильно дороже, а вот здоровья и нервов мы бы съэкономили. Далее с подробностями..
В Мумбай мы прилетели ранним утром, перелет из Москвы занимает 7 часов. Народу в аэропорту было мало и поэтому мы быстро прошли все формальности. По совету друзей мы отыскали стоянку бесплатного автобуса (не самое простое занятие) от международного до внутреннего аэропорта – ей оказался открытый бетонный гараж-ангар, где разгуливали какие-то мужички с автоматами, а на стене красовалась надпись «Осторожно! Кобры!» (на английском). Наверное, автоматы им для защиты от змей. Они проверили наши билеты и разрешили подождать. Автобус оказался большим удобным и с правым рулем, как-то мы не подумали, что в Индии левостороннее движение.
Внутренний аэропорт порадовал приятной прохладцей (на улице уже начинал разгораться день и чувствовалось, что +30 – не предел). Потом мы все чуть не простудились из-за этой прохладцы, т,к,: кондиционеры там раскачегарили не на шутку, аждаьт нам пришлось почти 8 часов (вместо плановых 6); нас не выпускали из аэропорта на улицу погреться, на входе стояли такие же парни с автоматами и проверив билеты однозначно определяли, где нам должно быть - внутри. С поесть в аэропорту оказалось грустно. Есть что попало страшновато (и это правильно), а все прочее очень дорого (по местным меркам – фантастически дорого). Покормили нас только в самолете.
Других нареканий, за исключением двухчасового опоздания индийские авилинии у нас не вызвали.
Теперь о поездах. Запомните следующую информацию. Поезда в Индии отличаются классом вагонов:
- класс «А» - наше купе, для очень крутых дядек, мы не ездили таким.
- класс «В» - наш плакарт, но полок на купешку 6, а не 4, еще там герметичные окна, мощно работает кондиционер, отчего ехать в нем можно только с теплыми вещами, весьма чисто, удобно, на каждый вагон приходится 4 туалета и еще 4 отдельных вынесенных раковины. Мы ехали на таком и были весьма довольны. В Индии такими вагонами ездит зажиточный класс, мы увидали в нем толстого ребенка (!);
- класс «S» - почти тот же вагон, что и в классе «В», но окна – решетчатые, через них можно на станциях купить чего-нибудь, кондиционеров нет, есть только вентиляторы под потолком, весьма грязно (я как-то осень 1993 ехал поездом Баку-Москва в плацкарте и был несколько шокирован грязью, так вот в Индии было погрязнее), туалеты и раковины в таком же количестве, но они тоже «грязноваты». Ехали таким вагоном дважды, потому что других билетов не было. 13 часов до Мумбая дались не легко, не рекомендую для поездок на большие расстояния. Билет на него в два раза дешевле, чем на класс «В»;
- класс «.?.» - не заходили и нам рекомендовали даже не пробовать. В эти вагоны билеты очень дешевы, но нам сказали, что после того как сядут все с билетами, запускают те у кого билетов нет и права внутри вагона у всех равные. Индийская демократия… ?
По поездам все время бегают мужички с 7 литровыми термосами и предлагают за 5 рупий: чай, кофе, массала-чай (у каждого что-то одно). Чай у них из пакетиков, кофе дерьмовато, мы пили массалу. Стаканчики маленькие – 100-150 мл. Много торговцев еды, попадается весьма интересная и вкусная, мы пробовали, но не налегали, потому что смущало нас, как ее носят, как раскладывают. В вагонах класса «В» они встречаются гораздо реже, чем в вагонах класса «S».
Билеты на поезд в Индии можно купить не всегда (общий вагон не в счет). Есть одна хитрость, но тоже не всегда помогает. У них существует отдельная квота для туристов. И если вам говорят, что нет мест, то попросите посмотреть в этой квоте. Может повезет. Из трех наших поездок на поезде он дважды опоздал на 30 минут – выводы сами делайте.
Проводники в вагонах встречаются редко - появится, проверит билеты, и нет его. Кипяточек там тоже можно не искать.
Автотранспорт там популярен в виде такси и моторикш. Это черно-желтые машины похожие на наши старые волги или трехколесные мотоциклы с тентом. В одну машину они официально сажают до 7-8 человек, поэтому если хотите отдельную машинку, то озаботьтесь выкупкой всех мест или проговорите этот момент. Можно взять такси на стоянке с выпиской чека – все официально и не дорого, можно взять рядом и чуть дешевле, а можно поймать на дороге – вот тут и следует проявить осторожность.
Рикшы тоже не скромничают и могут посадить на свой мотоцикл до пяти белых людей – лично проверили ?
Рейсовые автобусы там тоже есть и тоже не дороги, но мы не проверяли. Несколько раз видел, как они возят людей в кузовах грузовиков и автобусах – места не жалеют, людей тоже = кпд высокий.
Сами люди предпочитают мотоциклы и мотороллеры, они дешевы по цене и содержанию, чтобы взять в аренду мотороллер даже водительские права не нужны.
Движение там немного шокирует – река едущих людей, которая регулируется только лежачими полицейскими и редкими светофорами. Но нет и другой стороны проблемы, на дороге не кормится местное ГАИ и его разные клоны.
Достопримечательности
Тема: Достопримечательности

Вождь обезьнего племени получает дань Вождь обезьнего племени получает дань
Башня входных ворот храма Шивы в Хампи Башня входных ворот храма Шивы в Хампи
Главная достопримечательность Гоа – океан и пляжи. Наверное, на Мальдивах они еще лучше, но для тех, кто раньше океан, кокосовые пальмы и белый песок вместе видел только в рекламе баунти, местный пляж – одно из чудес света.
Каждый вечер (около 18.15) мы старались насладиться совершенно бесподобным зрелищем – солнце погружающееся в океан. И наблюдая эту картину, каждый раз в моем мозгу всплывали слова из культового (лично для меня) фильма «Достучаться до небес»: «И море впитала в себя энергию солнца… И светило было укрощено… И огонь уже догорал в глубине…»
Из других достопримечательностей Гоа мы посмотрели: водопады с обезьянами, Старый Гоа с его католическими соборами и нетленными мощами Святого Ксавьера …, плантацию специй, рынок в Аджуне, Панаджи (столица штата Гоа). Теперь чуть подробнее:
«Водопады и обезьяны» – поездка в заповедник, чтобы посмотреть на красивый 300-метровый водопад. Немного не доходя водопада будет площадка, где всех туристов встречает большая стая мартышек. Они там прикормлены и ждут от вас еды. Еду (бананы и орехи) можно купить в деревне, откуда вы стартуете на джипах, но можно купить заранее – так будет дешевле. Джип на 5-6 человек из деревни стоит 1800 рупий + небольшой сбор за камеры и въезд в заповедник (довольно популярный у них вид поборов). Место рекомендуется мною для посещения в начале сезона, как было у нас – много воды в водопадах, отощавшие за лето мартышки буквально лезут к вам в руки. Также рекомендуется тем у кого в группе ребенок, которого порадуют обезьянки. Не пытайтесь их гладить! Они хоть и прикормлены, но дикие и укусят сразу же!
Старый Гоа – бывшая столица штата во времена португальцев. Два больших собора стоящих напротив друг друга меня не очень впечатлили, как и нетленные мощи в одном из них. Арка посвященная Васко де Гама – тоже посящается для галочки. Лично мне там интереснее всего были развалины храма св. Августина. Этот собор монахов-францисканцев был закрыт, а потом разрушен по приказу иезуитов. Судя по развалинам, сооружение это было куда монументальнее тех соборов что стоят в Старом Гоа сейчас.
Плантация специй – вообще-то там их несколько. В таком месте за 300-400 рупий вам покажут, как растут и выглядят в природе разные специи (исключение – шафран, его там нет) + покормят обедом. Попутные бизнесы для местных – покатать туриста на слоне, разрешить помыть слона (с этим поосторожнее, потом сами устанете отмываться от того чем моют слоника), продать специй и т.п.. Нам на такой порекомендовали заранее русскоязычного гида и было очень интересно. В целом интересно и рекомендуется для посещений, мы совместили это с поездкой на водопады.
Рынок в Аджуне – для больших любителей шопинга или тех, кто не хочет платить больше. Бывает один раз в неделю – по средам. Территория, охватываемая этим стихийным рынком, весьма велика и народу на него съезжается не мало. Говорят что лучшее время с 12.00 до 15.00, что несколько странно – ведь это самое жаркое время.
Панаджи – столица Гоа. Мне показалось, что это едва ли не главная достопримечательность этого города. Там на холме есть веселенький храм Ханумана (бог обезьян), но выглядит он как игрушка, сделанная для туристов. Других не католических храмов я в Гоа не видел.

Намного больше мы увидели во время поездки в Хампи. Хампи – небольшая деревня в штате Карнатака. Карнатака – большой штат, сельскохозяйственная житница Индии. На месте этой деревни около 500 лет назад был крупный город, который разрушили арабы. Одним из последствий арабских завоеваний здесь является большое количество мусульман.
В самой деревни есть большой храм Шивы. Место куда нужно сходить, если вы хотите побывать в индийском храме. Покормите храмового слоника, а за пару рупий он даст вам свое благословение. Кроме слона, по храму бегает много мартышек, они тоже ждут от вас подаяний.
Рано утром можно сходить на холм к разрушенному храму Ханумана, чтобы встретить рассвет. Зрелище незабываемое, но стоит заранее озаботиться поиском тропы, т.к. искать ее в темноте не удобно, а нарваться на кобру в кустах – … сами понимаете.
Пока не жарко следует нанять рикшу (или взять в прокат велосипед) и совершить поездку по большому «хампийскому» кольцу. Это дорога вокруг деревни, проходящая мимо многих местных достопримечательностей. «Достопримечательности» - развалины индийских храмов, дворцов, крепостей и т.п. Их очень много (больше десятка) и мы увидели не все – точно.
Но самое главное не действующие храмы и их мертвые предки. Самое интересное в Хампи – ландшафт. Холмы из огромных камней, река текущая между камней, храмы стоящие между камней, плантации бананов среди камней.
Местное население
Тема: Население

Дружелюбные индусы на пляже Дружелюбные индусы на пляже
Прощай, Друг! Прощай, Друг!
Индусы весьма доброжелательны и любопытны, они с большим удовольствием поговорят с вами просто так (ничего не прося взамен), пожмут руку или попросят сфотографироваться. Один раз был неприятный инцидент – девушки поздно вечером возращались домой с пункта связи и из проезжающей машины их начали настойчиво «приглашать» на дискотеку, вечеринку или что-то еще похожее. Они попытались отказаться, пару раз, но их не хотели понимать и даже за руку схватили. Ну тут им конечно объяснили подоходчивее, жаль мы от себя не смогли пару «объяснений» добавить.
Частенько на пляжах исподтишка индусы фотографировали наших девушек (индуску в купальнике нам увидеть не довелось, даже в океан они лезут в джинсах и футболках), чтобы потом разместить их фото на личных сайтах с подписью «моя белая подруга» (это нам позднее объяснили местные).
Если вас просят о чем-то помочь, то решайте сами. Например, мы помогали писать меню для ресторанов на русском и не стеснялись спросить взамен халявный сок (в количестве нескольких штук).
Местное население неплохо говорит по английский, но уже учит русский и думаю, что через пару лет русский турист будет испытывать в Гоа языковых проблем не больше, чем в Турции. В Карнатаке с языками не так богато. Туристы там не главный источник дохода, поэтому на английском говорят далеко не все, а про русский можно и не заикаться.
Еще хочу добавить, что хоть многие индусы в Гоа и говорят по английски, но это не значит, что они могут читать или писать на этом языке. Они его учат в среде и говорят на нем даже не представляя, как пишутся самые простые слова.
Народ они склонный к коллективизму. На выходные на пляжи Гоа их привозят автобусами и грузовиками. После чего они выходят на пляж и тусят на береговой линии почти не разбредаясь. Это приводит к высокой плотности людей в местах выходов на пляж по выходным дням. Очень часто наблюдали индусов (мужского пола) за какой-то местной игрой похожей на лапту и бейсбол (по телевизору часто показывают соревнования по этой забаве).
Большую часть времени на пляжах индусы созерцают (море или нас). Загорать им не нужно в силу природной смуглости, а плавать они не умеют. НИКТО! Оцените, миллиард человек, из которых многие миллионы живут на берегу океана и никто не плавает.
Некоторые советы
Тема: Трудности и опасности. Важно знать

Пейте воду только из фабрично закрытых бутылок или кипяченую.
Выбирая с собой лекарства думайте не только о пищевых отравлениях, но и о более типичных вещах – простуда, грипп, порезы.
Возьмите морилку от комаров, чтобы ставить ее на ночь.
Многие мелочи, которые нам жизненно необходимы, а индусы считают роскошью тоже лучше взять с собой (туалетная бумага, специфичные женские принадлежности и т.д.) – так будет дешевле.
Поменяйте деньги в аэропорту Бомбея, если полетите, как мы. Курсы валюты возле пляжей не самые лучшие. Пример: в аэропорту нам меняли по 39.2 рупии за доллар - налог 2% (получается 38.4 рупии за доллар), в Гоа курс обмена был 38 рупий за доллар. Еще нам в аэропорту дали справочку, чтобы всегда можно было объяснить откуда у нас местная валюта. По этой справке можно поменять деньги назад, но не более 20% от начальной суммы.
Телефонная связь там есть. Принимаются билайн и мтс (не только в Гоа, но и в Карнатаке), но пользоваться им дороговато. Проще принимать смс, а когда нужно позвонить, то делать это с переговорных пунктов. Там есть дешевые кабинки с которых звонки в Москву стоили нам около 5-6 рублей за минуту.
Аналогично с пользованием Интернета. Он там есть и не нужно себе в нем отказывать. 15 рупий за 30 минут раз в два дня – не дорого. Только не пытайтесь что-нибудь распечатать, за это с вас сдерут денег от души (10-30 рупий за страничку). Обмен денег, Интернет и телефон для нас в Гоа были под одной вывеской.
Если ваша сим-карточка у фотоаппарата переполнилась, то вам с нее можно записать диск и снова фотографировать в свое удовольствие. Стоит это рупий 150 и все в тех же салонах.
Табу на фотографирование нет. Но если дети любят фотографироваться, то у взрослых нужно спрашивать разрешение. Не все соглашаются сниматься даром. Не согласные посылались нами ?
Проверяйте ценники на вещах, проверяйте сами вещи, которые покупаете, если вы привыкли считать деньги и не хотите везти в домой хлам.
Торгуйтесь за все, что покупаете с рук, в небольших лавочках, без заводской упаковки. Сбить цену вдвое – реально почти всегда, если она сбилась слишком быстро, то значит можно сбить в три раза.
Если вы планируете накупить сувениров больше чем на 150-200 $, то правильнее потерпеть в начале, а в ближайшую среду поехать в Анджуну, чтобы все купить дешевле на местном рынке.
Местные платки, парева, сумки и другие яркие тканевые изделия очень красятся, так что если что-то такое у вас намокло, то изолируйте от остальных вещей.
Цены внутри Индии (в Хампи, например) ниже чем на побережье примерно на 20%.
Основной транспорт там – такси. У них все маршруты по фиксированной таксе. Возле вокзалов есть специальные будочки, где вы заказываете машину, платите за маршрут и едите. Если вы сели в такси на дороге, то имейте ввиду, что обычная легковая машина у них рассчитана на 7-8 человек. Если с водилой это не обговорить заранее и не выкупить всю машину, то сможете познакомиться с народом «поближе».
Очень популярны мотороллеры и не надо прав, аренда 200 рупий в сутки. Велосипеды не так популярны и машины это совсем не спортивные (нет скоростей, тяжеленные, с очень жесткими сидениями) – для настоящих спортсменов. Но покататься с утра по окрестностям – очень прикольно.
Не вводитесь в заблуждение священностью коров. Мы немного вздрогнули, когда увидели в меню ресторанов «говядина». Оказалось, что священно животное дающее молоко (и корова и буйвол, про коз не знаю), а вот кому не дано давать молоко, тот расплачивается мясом.
В некоторых кафешках чаевые внесены в стоимость.
По ресторанам
Тема: Еда и питание. Что и где кушать

Это меню писали мы :) Это меню писали мы :)
- если вы не очень любите острую пищу, то обговорите это заранее. Если любите, то заказывайте местные блюда – порадуетесь;
- местные блюда – как правило, что-то небольшое и острое что добавляется в рис, а не естся отдельно;
- «сизлер» - такая смесь морепродуктов с овощами и рисом в капустном листе на шкварчащей сковородке, «наны» - горячие лепешки с сыром, чесноком и т.п.; «феня» - местный самогон, делают из плодов кешью, кокосовых орехов – не брать не в коем случае;
- в качестве гарниров берите рис, он там гораздо вкуснее того, что мы едим в России;
- морепродукты гриль вкусны, но на них очень большие накрутки, стоит поторговаться. Кроме того, полезно знать, что по мнению индусов, тунец – рыба не вкусная, а акула – вкусная. У девочек популярностью пользовались креветки сделанные в тунгуре (местная печь);
- пиво у них популярно и не дорого, а про качество не возьмусь судить, мы пили;
- из местных крепких напитков мы успешно потребляли только ром, даже с собой набрали он и дешев и не плох, только везти тяжело;
Если вы питаетесь дома:
- хлеб там только белый и брать его лучше небольшими порциями, гораздо вкуснее наны;
- молоко и яйца – самая простая для нас и дешевая пища. Свежее молоко (в полиэтиленовых пакетах, по 0.5 л) вкусное;
- овощи и фрукты практически любые, цены низкие (ананас 40 рупий, бананы 2 шт. за рупию, кокос 7-8 рупий за штуку);
- сладости весьма оригинальные, есть со специями, сладко и остро;
- любители джина с тоником не ездите в Индию, тоника там нет. Мы не смогли выпить привезенную бутыль джина;
- чай индусы не пьют. Точнее, не пьют так, как мы привыкли. Попросите черный или зеленый – получите в пакетиках или полную бурду. Там пьют массалу – черный чай со специями, в него добавляют молоко и сахар. Мы быстро привыкли и нам нравилось. Чай можно купить в развес в магазинчиках. Цены невысоки, качество не впечатляет – простой добротный чай;
- кофе там есть, но мы в нем не разбирались.
А еще, когда мы только собирались туда, я писал ребятам проживающим в Гоа письмо с многочисленными вопросами и получил от них один хороший общий совет, которым делюсь: «Поменьше волнений!»


С наилучшими пожеланиями.
Сергей Лавров.

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Индия
еще маршруты
О Маршруте
Опубликовал Сергей Лавров