Ромитский заповедник 
День 9 - 02.08.2010

Душанбе Душанбе
Президентский дворец Президентский дворец
Начало памирского тракта Начало памирского тракта
Ромитское ущелье Ромитское ущелье
Место ночевки Место ночевки
Гусхарф - Душанбе - Ромитское ущелье, дистанция 97 км, средняя скорость 19 км/ч, высота ночевки 1200м, набор высоты за день 500м, температура +35С, ясно.

        Оставшиеся до Душанбе километры проехали незаметно и в 10 утра уже были в таджикской столице. Немного покрутив по городу,  находим нужное направление на Орджоникидзебад, попутно посетив местные достопримечательности - президентский дворец и архитектурный комплекс площади Свободы. Перед выездом заехали пообедать в кафе кавказской кухни, где просто нерально объелись, после чего с огромным трудом удалось заставить себя сесть на велосипед и ехать по раскалённому асфальту.
        Первые километры памирского тракта. Дорога активно ремонтируется, буквально у нас на глазах китайцы кладут новый асфальт. Мы же, не проехав и двадцати километров, уходим на Ромитский заповедник.
        Рельеф дороги почти плоский, катится легко, но Антон начинает отставать, жалуется на ухудшение самочувствия, похоже отравился за обедом. Странно, ели все одно и тоже, мы с Виталием чувтвуем себя отлично, а он еле на ногах стоит.
        Сели отдохнуть у магазина, к нам подъехал поговорить местный парень, после того как узнал, что мы из России минут двадцать звал нас к себе домой в гости:
- Да забейте вы на свой поход, поехали ко мне, два бассейна, отдохнём по полной! А маршрут я вам потом какой хотите нарисую.
Так мы эти бассейны и вспоминали до конца похода, когда становилось совсем сложно.
        Ближе к вечеру въехали в ромитское ущелье. Горы резко приблизились к дороге, которая стала напоминть американские горки - короткие, но крутые подъёмы-спуски. Антону совсем плохо, но не смотря ни на что держется и едет как может.
        До заката ещё почти два часа и можно ехать дальше, но видя состояние Антона решаю вставать на ночлег. Как назло повторяется ситуация вчеращнего дня - как только дорога спускается к воде сразу или турбазы или жилые дома, палатку кинуть негде. Наконец видим мост на другую сторону, там ошхона и замечательная полянка в двухстах метрах от неё. Иду к хозяину ошхоны, прошу разрешения встать, нам конечно же не отказывают.
День 10 - 03.08.2010

Дорога вдоль р. Сардай-Миена Дорога вдоль р. Сардай-Миена
Очередной подъем Очередной подъем
Красивый вид Красивый вид
Брод Брод
Мост Мост
Уходим в ущелье реки Ушрут Уходим в ущелье реки Ушрут
Первые трудности Первые трудности
Ромитское ущелье - Ромит - Вистон - р. Ушрут, дистанция 44 км, средняя скорость 12 км/ч, высота ночевки 2020м, набор высоты за день 1160м, температура +20С, пасмурно,дождь.

        Спали по уже сложившейся традиции без палатки, однако в этот раз природа решила приподнести сюрприз - под утро меня растолкал Антон:
- Димон, похоже дождь начинается, что делать будем?
- Палатку ставить!
Сказано-сделано  и через пять минут сон был продолжен под нейлоновой крышей.
        Утром ничего не напоминало о прошедшем дожде, собираемся и выезжаем. Антону заметно лучше, едет вровень с нами.
        Стоит сказать, что мы очень хорошо прошли первую часть похода и на момент приезда в Душанбе опережали график на сутки, кроме того в плане было два резервных дня. Изначально мы планировали только доехать до Ромита и через перевал Ронгинов вернуться на памирский тракт, но имея запас времени решили объехать заповедник кругом. Условно говоря Ромитский заповедник представляет из себя треугольник со сторонами по 30км, с двух сторон есть дорога, вдоль третьей по карте тропа с перевалом Ушрут(нк, 2694 м), казавшийся вполне проходимым. За два дня, в крайнем случае три мы решили пройти этот маршрут.
        Воодушевлённые такими мыслями, начинаем путь вокруг заповедника по дороге вдоль реки Сардай-Миена. Дорога в чём-то повторяет вчерашнюю до Ромита - верх-вниз, только без асфальта и с заметным преобладанием набора над сбросом. В конце концов, доезжаем до кишлака Вистон, набрав попутно 800м высоты, переходим мост и уходим направо в ущелье реки Ушрут, дороги дальше нет, по карте только тропа.
        Поначалу она вполне сносная, на отдельных участках даже пытаемся ехать, но уже через километр начинаются камни, затем скальный прижим. С огромным трудом перетаскиваем через него велосипеды, рискуя сорваться вниз. Дальше всё только хуже тропа читается, но идти по ней получается с огромным трудом - то продираясь через заросли травы по пояс, то влезая по почти отвесному склону на двадцать метров для обхода опасного участка реки, по лавируя между камнями размером с человека.
        Прошли за два часа около двух километров и встали на ночёвку. Засыпали под барабанную дробь дождя по тенту палатки.
День 11 - 04.08.2010

Ущелье реки Ушрут Ущелье реки Ушрут
Такая вот тропа Такая вот тропа
Брод Брод
Взгляд назад Взгляд назад
Туман перед закатом Туман перед закатом
Снежный мост Снежный мост
Где-то там перевал Где-то там перевал
р. Ушрут - перевал Ушрут(нк, до высоты 2650м), дистанция 6 км, средняя скорость - км/ч, высота ночевки 2650м, набор высоты за день 800м, температура +17С, пасмурно,дождь.

        Дождь шёл с перерывами почти всю ночь и с утра не было никакого желания вылезать из тёплого спальника и куда-то идти, но выбора нет - встаём, завтракаем, собираем мокрые вещи.
        Характер тропы никак не изменился - камни, завалы, заросли, обносы по почти вертикальным склонам. Идём. С трудом, но идём вперёд.
        За первую часть дня прошли не больше трёх километров, по пути выяснилось, что тропа идёт по обеим сторонам реки и мы, естественно, идём менее хоженной и куда более сложной. Но и найденная "хорошая" тропа дойдя до высокогорного пастбища на высоте 2300м закончилась, а до перевала, судя по карте, ещё набирать 400м.
        Пытаюсь ускорить продвижение путём крепления велика к рюкзаку, превратившись таким образом в пешехода. На какое-то время это приносит результат - отрываюсь, правда и устаёшь при таком передвижении намного быстрее, всё-таки груза на спине больше 30кг. Периодически поглядываю на альтиметр, параллельно ощупывая взглядом хребет на горизонте в поисках перевала. 2400, 2500, 2600м - вроде вот он перевал, ещё чуть-чуть, но вместо этого ущелье поворачивает влево и взору открывается шикарный снежный мост метров пять в высоту через всю долину реки, уходящей вверх к снежным вершинам. Что что-то здесь не так - или ошибка в карте или мы сбились с пути. Между тем медленно надвигаются сумерки. Понимаю, что сегодня идти дальше не получится, дожидаюсь ребят и, оставив их разбивать лагерь, иду вверх на разведку.
        Прохожу сотню метров по снежному мосту - река промыла в нём тоннель и с паром от охлаждающейся воды с шумом вырывается наружу. Стараюсь держаться самого края, так как ближе к центру могут быть промоины, провалившись в которые уже не выбраться. До полной темноты успеваю пройти с километр и дойти до высоты 2800м. То, что я увидел меня не обадовало - ущелье уходит  к видимым издали снежникам, перевал в этом месте не никак ниже 3500м, более того, идти придётся по снегу/льду, что делать без базового альпснаряжения мягко говоря безрассудно, даже налегке, не то что с велосипедами.
        Осторожно возвращаюсь в лагерь, обдумавая имеющиеся факты. Очевидно, где-то мы свернули(или не свернули) в нужное ущелье, несмотря на то, что согласно имеющейся километровке, шли всё время вдоль реки, либо на карте тропа нанесена неправильно. Данный участок не входил в план похода и соответсвенно не прорабатывался, поэтому ситуация, в которой мы оказались хоть и очень печальная, но вполне закономерная. В любом случае, мы уже потратили два дня и время начинает катастрофически поджимать, ставя под угрозу срыва дальнейший план похода. Исходя из этого вношу предложение возвращаться, которое после обсуждения принимается - завтра идём вниз.
День 12 - 05.08.2010

перевал Ушрут(нк, до высоты 2650м) - Вистон - Ромит, дистанция 45 км, средняя скорость 10 км/ч, высота ночевки 1200м, набор высоты за день 400м, температура +28С, малая облачность.

        Этот день представлял из себя обратную преремотку двух предыдущих, ускоренную вдвое. Сначала спускались по ушелью р. Ушрут, затем гнали из-за всех сил по грунтовке вдоль р. Сардай-Миена. И наши усилия не прошли даром - не только проехали за день маршрут двух прошедших дней, но и успели в Ромит до закрытия магазина, который оказался по местным меркам сродни гипермаркету - в наличие мороженое, йогурты, сок. Накупили целый пакет и тут же всё уничтожили под любопытным взором десятка пацанов.
        На ночёвку встали у подножия перевала Рангинов, местный житель, у которого спросили дорогу посмотрел на нас с изумлением:
- Ребята, туда Камазы уголь возят. Увидите едущий вверх, грузите свои велики и вещи - там такие подъемы!
Еле сдержал улыбку, предстоящие 450м набора по дороге, хоть и грунтовой, после пройденного казались незначительным пустяком на час-два. Настроение понемногу налаживается - мы догнали график похода, однако больше нет резервных дней, остаток пути придётся ехать без отдыха.
День 13 - 06.08.2010

Дорога на перевал Рангинов Дорога на перевал Рангинов
Каратегинский хребет Каратегинский хребет
Памирский тракт Памирский тракт
Река Ванш Река Ванш
Трудные подъемы Трудные подъемы
Карьер у Рогунской ГЭС Карьер у Рогунской ГЭС
Ромит - перевал Рангинов(авто, 2050м) - перевал Гулини(авто, 2240м) - Карасанг - Обигарм - Чорсада, дистанция 80 км, средняя скорость 12 км/ч, высота ночевки 1150м, набор высоты за день 2100м, температура +37С, ясно.

        Утро встретило безоблачным небом и жарким солнцем, от которого мы немного отвыкли под затяжными ромитскими дождями.
        Начинаем движение в перевал Рангинов. Дорога хорошая грунтовка с градиентами не меньше 10%, плавно уходит ущельем вверх от реки. Периодически встречаются грузовики с углем, взметая за собой тучи пыли, но это не портит общего впечатления - Рангинов редкий случай серьёзного грунтового перевала, который можно полностью пройти в седле. Что мы и пытаемся сделать крутя изо всех сил 1:1, иногда даже стоя, так как сидя велосипед просто заваливается назад.
        Угольный карьер. По высоте уже должен быть перевал, но ничего похожего не наблюдается - дорога забирает в очередную петлю к горизонту. Из принципа с Антоном крутим педали, Виталия уже всё достало, идёт пешком.
        Перевал вместо заявленных на карте 1658м оказался 2050м, заползли с языками на плече без капли воды, но своим ходом. Стремительный спуск, приводящий ... к подножью нового хребта. Что за черт! Смотрим карту - точно, по дороге ещё один перевал - Гулини, по высоте правда мы уже должны быть на нём, но в действительности видно, что набирать ещё не меньше 400м.
        Ехать уже никаких сил нет, в первую очередь моральных, основную часть подъёма шли пешком. В результате выкатились на трассу только к 15-00, набрав больше 1500м. Планировали заехать в какую-нибудь ошхону на обед, но как назло до ближайшей пришлось крутить почти 17км.
        Перекусив едем дальше. Дорога новый идеальный асфальт, почти всё время идёт под спуск. На одном из них обновил свой рекорд скорости на велосипеде 72,2 км/ч, сильный боковой ветер, порывами стремящийся выкинуть на обочину, при этом заметно разнообразил гамму пережитых чувств.
        Буквально долетели до Комсомолобада, на последней улице которого асфальт уступил дорогу "настоящему" Памирскому тракту, разбитому до состояния пыльной грунтовки за 20 постсоветских лет. Дорога идёт ущельем реки Вахш, то взлетая на сотню метров, то также стремительно к ней падая. Вид Вахша в первую минуту завораживает - шире раз в пять любой из ранее встреченных здесь рек, неторопливо несёт свои мутные воды на восток, чтобы слившись с Пянджем образовать великую реку Средней Азии Амударью. Постоянно встречающиеся ямы представляют серьёзную угрозу автомобильной подвеске, но велосипеду за счёт большего диаметра колеса и лучшей маневренности они почти не страшны, разогнавшись на спусках обгоняем редкие машины. Текущее плачевное состояние дороги обусловлено её будующим затоплением по окончанию строительства Рогунской ГЭС, выше идёт строительство новой, более широкой и ровной, но думаю за счёт этого она будет сильно проигрывать по колориту текущей.
        Ночевать встали за посёлком Чоосада на территории разрушенной ошхоны.

Комментарии
invin26.01.12, 15:51
Конечно вернулась 
Она дожидалась нас у наших друзей в Ташкенте, улетали домой все вместе.
Guest26.01.12, 14:40
А где же Оля? 
Ребята! Всё очень интересно и захватывающе, но почему нет информации об Оле. Она вернулась? И как она провела своё путешествие?
Guest11.01.11, 20:21
впечатления 
Впечатление от Вашего путешествия выше крыши,будто сам побывал вместе с Вами и перенес все тяготы маршрута.Виртуально был с Вами на всем пути ,не могу повторить Ваш подвиг ,за давностью моих преклонных лет.Оччень понравился Ваш рассказ!
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Таджикистан
еще маршруты
О Маршруте
Категория сложности: 5
Опубликовал Дмитрий Чумало