Поход выходного дня по Калужской области с клубом "Путь открыт" http://way-open.ru/. Инструктор Антон Ручкин.
Платформа Балабаново - деревня Папино - Водопад Радужный - урочище Савеловка - заброшенный пионерлагерь "Звездочка" - парк птиц "Воробьи" - пл.Балабаново
Описание маршрута

С этого похода для меня начался туристический сезон 2014. Ещё где-то в марте папа наткнулся в Интернете на небольшой, но очень красивый водопадик, расположенный на границе Московской и Калужской областей. Но попасть туда оказалось весьма проблематично. Да и ехать только ради одного водопада – просто не разумно. «А вот хорошо бы найти какой-нибудь поход в те края», - подумал я. И, уже по привычке просматривая список походов, предлагаемых знакомыми клубами, решил зайти на сайт клуба «Путь открыт».. А тут, как говорится, получите, распишитесь»! 19-20 апреля у них был назначен поход под названием Радужная тропа (по названию водопада – Радужный). Впрочем, не исключено, что в названии похода была и изрядная доля иронии, потому как это был один из самых экстремальных походов, в которых мне довелось быть. Но по порядку.

Группа была всего 4 человека вместе с инструктором и мной. Впрочем, для 2-хдневного это не плохо. Помимо, конечно, возможности побывать в разных интересных местах, в походах меня очень притягивает именно отношения внутри коллектива. Обычно группа воспринимается как единое целое, а вот при больших группах, ощущение целостности теряется.

Первым пунктом на нашем маршруте был как раз сам водопад.

Водопад Радужный
Водопад Радужный и р. Нара

Вдоволь налюбовавшись и нафотографировавшись, мы двинулись дальше. С холма, вдоль которого мы шли, сбегали многочисленные ручейки.

А вскоре мы подошли к довольно серьёзному препятствию – броду через реку. По разливу инструктор, уже переходивший её здесь, оценил глубину примерно по пояс. Плюс каменистое дно и сильное течение – для середины апреля самое то. Вначале хотели переходить здесь, т.к. глубина скорее всего была чуть меньше.

Брод через р. Нара

Но, подумав, что уж лучше пусть будет чуть-чуть глубже, но более ровное дно и спокойное течение. Поэтому решили перейти немного левее

Обсохнув, двинулись дальше и вскоре дошли до леса. И вот тут-то началось главное веселье. Я конечно читал в описании, что среди целей маршрута было «пройти по малохоженым, заброшенным дорогам, научиться преодолевать бездорожье и кустарник», но такого

Наше прекрасное бездорожье

не ожидал. Так что почти всю оставшуюся часть маршрута шли по щиколотку в грязи или в воде. Я под конец уже чистым лужам даже радовался – можно было хотя бы помыть превратившиеся невесть во что ботинки.

Ночевали мы на поляне урочища Савёловка. Когда-то здесь была деревня, но в 41м году фашисты буквально сровняли её с землёй… На краю поляны протекал ручеёк, в котором бобры обустроили небольшую плотину

Бобровая плотина

Второй день мы шли по примерно такой же «радужной» тропе. Вообще можно сказать, что весь этот поход прошёл под девизом «Мы не ищем лёгких путей!». Как-то раз инструктор, вместо того, что бы спокойно идти по более-менее сухой дороге, неожиданно свернул в заросли какого-то кустарника. Иногда в нём попадалась и колючая малина. Кое-как проложив себе путь, мы вышли на ещё одну «дорогу», то бишь, конечно, на ещё одно направление. А через некоторое время подошли к перекрёстку с дорогой, по которой шли до этого. «Мы конечно могли пройти и тут, но я же обещал, что будем по кустам лазить», - ответил инструктор на наш молчаливый вопрос.

Для разнообразия инструктор решил показать нам ещё одну местную "достопримечательность" - заброшенный пионер-лагерь. Дома качество фотографий, честно говоря, не особо порадовало. Всё-таки съёмка разрушенных архитектурных объектов - не моё. Но я всё-таки решил попробовать хоть что-то сделать, чтобы фотки смотрелись более-менее интересно. В конце концов пришёл к выводу, что лучше всего сделать их чёрно-белыми.

Завершился наш маршрут всё-таки ещё одной действительно радужной нотой – красивейшим парком птиц «Воробьи».