По Кольскому на машине и пешком. Терский берег -мыс Корабль. По Хибинам - небольшая прогулка пешком.
Путешествие по Кольскому полуострову на машине и пешком
Вступление.

Участники: Данилова Мария, Нестеров Андрей, Волонцевич Марина.

После прошлогоднего путешествия по Исландии, в этом году хотелось спокойно отдохнуть где-нибудь на просторах своей страны. Выбор пал  на Кольский полуостров по целому ряду причин. Во-первых, мы очень любим север в целом и Кольский полуостров в частности. На Кольском бывали много раз  и летом и зимой, но не перестаем восхищаться красотой этих мест. Во- вторых, что не мало важно, ехать на Кольский очень просто -  берешь рюкзаки, палатку, садишься в машину и едешь. А Хибины и Ловозеры мы знаем так хорошо, что нам и карты-то не очень нужны. Но карты все-таки с собой берем.

Часть первая. Подъезд к Кольскому.

Терский берег Белого моря Терский берег Белого моря
Цветы на Терском берегу Цветы на Терском берегу

3 июля 2009 года стартуем из Москвы в 5-20 утра. Решаем, что Ленинградка нам надоела, и едем по Ярославскому шоссе.  За первый день успеваем проехать Ярославль, Вологду и встаем лагерем,  немного не доехав до г.Вытегра перед п. Депо Вологодской области. Кстати, дороги Вологодской области намного лучше, чем  в Ленинградской области и в Карелии, и ехать по ним гораздо приятнее, чем по разбитой трассе Питер- Мурманск. На эту дорогу мы завтра все равно попадем, ее никак не миновать, но хоть часть пути прошла по нормальному асфальту. Пробег – 805 км.

4 июля 2009 г  Выезд в 10 часов. Сегодня надо  доехать как можно дальше по Мурманской трассе, желательно до нашей излюбленной стоянки за поворотом на Кемь.

Доезжаем до Вытегры, смотрим город, наблюдаем за прохождением кораблика через шлюз и едем в сторону г. Пудож. Дорога  от Вытегры до самой границы с Карелией поразила настолько,  что мы чуть было не решили, что попали ненароком в Финляндию. Не знаю, как долго она продержится в таком идеальном состоянии, но в этом году было полное ощущение, что мы находимся не в России. Это ощущение моментально кончилось, как  только мы переехали границу с Карелией. Едем вокруг Онежского озера: Пудож, Пиндуши. В 17-30 въезжаем в Медвежьегорск, из него выезжаем на Мурманскую трассу. В 20-30 мы на своей любимой стоянке. На 866 км трассы есть съезд направо к небольшому озерку, условно носящему в нашей компании название «Каменное озеро».  Стоянка, конечно, изрядно замусорена, но переночевать там с палаткой вполне нормально.

Пробег – 583 км.

5 июля 2009 года.  Выезд в 10 -00. Цель – на сегодня -  доехать до мыса Корабль на Терском берегу Белого моря, где мы хотели посмотреть старый заброшенный рудник, в котором добывали аметисты.   В 15 часов проезжаем Кандалакшу, обедаем  там  в столовой, едем через п. Умба и примерно на 119 км дороги перед р. Лодочный  съезжаем к берегу Белого моря. Этот съезд ведет прямо к остаткам бараков на берегу. Есть еще съезд сразу за речкой – он ведет к новой, строящейся базе туристов. Базу строят для иностранцев, хозяин – вроде бы из Голландии.  Общаемся с рабочими, которые ведут строительство. Они предупреждают, что из речки воду пить нельзя – она идет с какой-то взвесью, которую никак не отфильтруешь. Но  на сегодня у нас запас  воды есть в канистре.

Встаем лагерем около бараков примерно в 20 часов. Пробег – 550 км.

Примечание:

1. Если ехать к мысу Корабль – обязательно берите с собой запас питьевой воды, за водой скорее всего придется ездить в селение  Кашкаранцы.

2. Съезды к берегу от основной дороги довольно корявые – много камней и довольно крутые спуски. На «Калине» мы проскочили, высадив в некоторых местах пассажиров, чтобы не задевать камни. Но с машиной, которая сидит ниже – могут быть проблемы.

3. Есть еще один съезд к берегу – на 117 км, который ведет на старую дорогу вдоль берега, и спускается прямо к заброшенной шахте и мысу Корабль. По ней мы выезжали.

Возможно,  на береговую дорогу можно попасть еще по нескольким съездам,  например, на 111 км дороги, но мы их не проверяли.

Часть вторая. Терский берег Белого моря.

Берег Белого моря Берег Белого моря
Мыс Корабль Мыс Корабль
Птичий базар на скале Птичий базар на скале
Аметисты Аметисты
Поселок Варзуга Поселок Варзуга
Пустыня на Кольском Пустыня на Кольском

6 июля 2009 года.  Целый день бродим по берегу в районе мыса Корабль. Фотографируем, собираем кусочки аметистов. Любуемся друзами аметистов в скалах.

Вечером долго спорим, сколько камней можно забрать с собой. Машина у нас и так загружена: три человека и куча барахла.

7 июля 2009 г   Сегодня мы хотим посмотреть еще две интересные достопримечательности Терского берега: песчаные дюны по дороге к дер. Кузомень и пос. Варзуга. Выезжаем в 11 часов.  На Варзугу ведет хорошая дорога. Варзуга – конечная точка этой дороги.

В 11-45 мы в Варзуге. Хороший поселок, старинная деревянная церковь. Поселок живет, как нам показалось, в основном за счет иностранных туристов, которых привозят сюда на вертолетах на рыбалку, и рыболовством. Гуляем по Варзуге.

В 12-30 двигаемся обратно, и сворачиваем на поворот на Кузомень. Дорога идет совсем не там, где показана на карте и очень скоро становится песчаной. С риском засесть на этой дороге,  доезжаем до кромки леса. Дальше – пустыня. На нашей машине нечего даже думать проехать дальше.  Гуляем по дюнам, фотографируем. Очень интересное место. Мимо нас проезжает грузовая военная машина – тягач. Вот на таком, пожалуй, до Кузоменя доехать можно. Или на джипе. Едем обратно к дороге  Умба – Варзуга. В 13-45 мы на основной дороге, на 132 км от Умбы.    В 16 часов проезжаем п. Умба, движемся в сторону Кандалакши. Остановку на ночевку планируем в районе Колвицкого озера – сегодня ехать к Хибинам нет смысла.  Доезжаем до Колвицкого озера, но съезжаем на ночевку на другую сторону дороги – там тоже очень красивое озеро (скорее всего – это Щучье озеро). На Колвицком озере мы побывали  два года назад – в 2007 году.

Пробег 244 км.

На перевале Юмьекорр На перевале Юмьекорр
Цирк перед перевалом Ю. Чорргор Цирк перед перевалом Ю. Чорргор
Вид с перевала Ю. Чорргор Вид с перевала Ю. Чорргор

8 июля 2009 г.   Выезжаем в 10 часов. Сегодня в наших планах: доехать до Кировска, там немного погулять, а потом заехать до лагеря лавинщиков в долине Кукисвумчорр (река Кунийок). В 2007 году нам удалось проехать туда на нашей машине. А оттуда мы собирались походить в радиальные выходы на один- два дня.

В 13-20 мы в Кировске: обедаем, идем в баню, гуляем по магазинам, закупаем продукты. С позапрошлого года знаем, что до базы лавинщиков мы доедем примерно за час. В 17 часов едем по знакомому маршруту в сторону лагеря лавинщиков мимо ботанического сада и озера М. Вудьявр. Успешно преодолеваем  участок дороги, который больше похож на реку, и упираемся в совершенное непреодолимое препятствие для нашей машины – остатки зимних лавин. Здесь нам не проехать – нечего и мечтать. Меняем планы: сегодня ночуем на озере М. Вудьявр, а завтра отгоним машину в Кировск и сходим пешком на перевал Рамзая – я там была последний раз зимой, наверно, где-то в 80-х годах прошлого века.

Встаем лагерем на озере М. Вудьявр. Очень я люблю это место.

9 июля 2009 г  В 9 утра отгоняем машину в Кировск. Берем с собой небольшие рюкзаки с перекусом и на такси возвращаемся к М.Вудьявру. В 10 часов мы уже стартуем пешочком к перевалу. Идем по правой (по ходу движения) стороне ручья Поачйок, хотя знаем, что основная тропа на перевал идет другим берегом. Но так нам захотелось. Идем не спеша, много фотографируем. В 15 часов мы на перевале. Очень любопытно смотреть на знакомые с зимы места летом. Летом я здесь ни разу не была.  При подходе к перевалу попадаем на снег. Видимо, в этом году позднее лето и снег еще не успел растаять. Маринка катается с горки на коврике.  Чуть спускаемся, устраиваем перекус. Обратно лезем вообще по берегу ручья. В целом какая-то тропа там просматривается. В 20 часов мы снова на озере М.Вудьявр. Вызываем такси из Кировска, едем за машиной, возвращаемся на озеро, встаем лагерем. Размышляем: что делать завтра. Не придя ни к каким выводам, ложимся спать. Утро вечера мудренее.

10 июля 2009 г.  Утром все спят после вчерашнего выхода. Меня нелегкая поднимает в 8 утра. Встала, умылась, попила кофе. Сижу,  думаю:  а что мы, собственно говоря, так зациклились на базе лавинщиков. Все равно на нашей машине туда не попасть. А почему бы не оставить машину в Апатитах, не доехать поездом куда-нибудь в район станции Имандра, и не махнуть пешком на несколько дней через Хибины с выходом обратно на Кировск.

В 10 утра, когда проснулись остальные участники путешествия, я изложила им свой гениальный план.  К моему удивлению они пришли в полный восторг!  Андрей предлагает пройти по ущелью Аку-Аку, которое они когда-то зимой проскочили мимо, пройти через красивый перевал Юмьекорр, а дальше – через Ю. Чорргор – к Кировску. Я этот план активно поддерживаю, так как на Юмьекорре не была, но много про этот перевал слышала от друзей, которые там ходили. Правда, тут я задумалась, а хватит ли у меня сил тащить через горы рюкзак с полной выкладкой на несколько дней. Но отступать было уже некогда. Срочно переупаковываем вещи под пеший вариант, едем в Апатиты, оставляем машину на стоянке недалеко от железнодорожного вокзала, берем билеты и в 16-40 уезжаем поездом из Апатитов. В 17-30 мы на станции Имандра.  Идем вдоль железной дороги до реки Гольцовка, немного поднимаемся вверх по течению реки, и 20 часов встаем лагерем на ночевку.

11 июля 2009 г.  Выходим в 10-00. Идем по левому (географически) берегу р. Гольцовки до первого впадающего ручья. От него вылезаем наверх, выше уровня леса, и с высоты обнаруживаем вход в щель Аку-Аку. Место просто изумительно красивое. Каменные стражи охраняют тропу через ущелье. Как такая поперечная щель могла образоваться в этих горах – просто непонятно. До озера в ущелье ведет хорошая тропа. Вдоль озера – узкая тропка с элементами скалолазания. Идем по ней – обходить сверху лень. Проходим озеро и останавливаемся на обед. После озеро тропа пропадает – идем по курумнику  до долины, идущей к перевалу Юмьекорр. Вдоль этой долины идет хорошая набитая тропа. Поднимаемся выше границы леса и встаем лагерем с видом на перевал в 18 часов. Решаем  сегодня на перевал не идти. Торопиться нам некуда. И, вообще, мы сюда отдыхать приехали.

12 июля 2009 г.  Выходим в 10 утра. Лезем вверх. В 12 часов мы на перевале Юмьекорр. Перевал изумительно красивый – кругом высоченные скалы. В обе стороны замечательные виды. Идем вниз, к левому притоку р. Меридиональный. По камушкам переходим приток. Чуть спускаемся по нему и останавливаемся на обед с купанием в горном ручье. Впечатление освежающее. Доходим до р. Меридиональный. Переходим вброд речку (воды много, поэтому получилось почти второе купание). Доходим по притока р. Меридиональный,  и идем в сторону перевала Ю. Чоргорр вдоль рЧаснойок.

Выйдя за границу леса, останавливаемся на ночевку с видом на перевал  Ю.Чоргорр в 18-30. Все попытки уговорить Маринку (самого молодого члена нашей команды) сбегать завтра на гору Часночорр, наталкиваются на ее бурное сопротивление. Ну не хочет, и не надо.  Пойдем завтра на перевал. Тем более, что нас предупреждали, что времена изменились, и сейчас не стоит оставлять без присмотра палатки и вещи. А когда- то мы бросали закрытую палатку и уходили бродить на целый день.

Опять купаемся в горном ручье, ужинаем и ложимся спать.

13 июля 2009 г.  Выходим  в 10-30. Под сыпуху на перевальном взлете Ю. Чоргорра подходим в 12-30. Около часа просто без рюкзаков гуляем по цирку под перевалом. Желания искупаться в озере, по которому плавает лед, ни у кого не возникло. А странно. В 14-30 мы на перевале. В другую сторону вместо привычной сыпухи – все в снегу. Оно и лучше, по нему мы спокойно спускаемся вниз к нашему любимому горному озеру. Останавливаемся  на перекус около озера, фотографируем отражения в воде, опять купаемся (если, конечно, это можно назвать купанием).  Разглядываем в бинокль тропу на перевалы Петрелиуса.  На базу лавинщиков решаем не заходить, а двигаться сразу  в сторону Кировска.  Спускаемся к р. Петрелиуса, переправляемся через него. С другой стороны находим  хорошую грунтовую дорогу, которая ведет куда-то в сторону перевалов Петрелиуса. Идем по ней вниз. Дорога обходит отрог, некоторое время идет вверх вдоль реки Кунийок , приводит нас к броду через реку, после чего вливается в основную дорогу к Кировску. После брода находим подходящую площадку для стоянки и в 20 часов останавливаемся на ночевку.  Завтра нам остается по хорошей дороге пробежать примерно 20 км до Кировска.

14 июля 2009 г.  Всю дорогу от стоянки  до озера М.Вудьявр  идем по дороге под  дождем, временами переходящим в проливной. К концу пути нас  и наши рюкзаки можно уже отжимать. От оз. М. Вудьявр вызываем такси и едем до Апатитов. Забираем со стоянки машину. Берем  2 номера в гостинице, чтобы немного  очухаться, помыться и высушить одежду и мокрые вещи. Завтра мы начинаем двигаться на машине по направлению к дому.

Мы еще много куда заедем  на обратной дороге, но это уже не имеет никакого отношения к Кольскому полуострову.

Домой мы  приехали 18 июля, проехав  в общей сложности 4 790 км.

Посмотреть короткий слайд фильм по этой поездке можно здесь:

Фотографии по поездке 2007 года, про который несколько раз упоминалось в тексте, можно посмотреть: