Традиционный ПВД, завершающий летний сезон. Как правило, в нем участвуют студенты Юракадемии и других вузов Оренбурга, мои друзья и единомышленники. Здесь для новичков прекрасное время заявить о себе. познакомиться друг с другом, лучше адаптироваться к спелеологии и вписаться в дружную команду. Каждый год ставятся разные исследовательские цели по изучению этого любимого всеми района, но задача всегда одна - обретение навыков работы со снаряжением, работа в команде, активный отдых от мегаполиса

Мурадымовское ущелье

Вид с обзорной точки. Технический снимок. Вид с обзорной точки. Технический снимок.
Тех. снимок с обзорной точки. Тех. снимок с обзорной точки.
Вид с обзорной вершины. Вид с обзорной вершины.
В полости Вертолетной. В полости Вертолетной.
Добрались до второго входа!  Есть сквозное прохождение! Добрались до второго входа! Есть сквозное прохождение!
Мы с Иваном на втором выходе из Вертолетной. Мы с Иваном на втором выходе из Вертолетной.
Вот, пришел. Вот, пришел.
Спуск в пещеру Ледовую. Спуск в пещеру Ледовую.
В полостях Ледовой. В полостях Ледовой.
Грот на пути к Новомурадымовской пещере. Грот на пути к Новомурадымовской пещере.
У входа в Пещеру Вертолетную У входа в Пещеру Вертолетную
Вид с обзорной точки на шлагбаум и административные корпуса. Вид с обзорной точки на шлагбаум и административные корпуса.
Аборигенка Новомурадымовской пещеры Аборигенка Новомурадымовской пещеры
Уродилась красота! Уродилась красота!
Снимок из пещеры Арарат. Снимок из пещеры Арарат.
Настенные рисунки древнего человека в пещере Старомурадымовской Настенные рисунки древнего человека в пещере Старомурадымовской
Это тоже рисунки на стенах пещеры Копченой. Это тоже рисунки на стенах пещеры Копченой.
Сколько раз ни приезжаешь в это удивительное место, столько раз поражаешься его красоте и великолепию, и столько раз уезжаешь с чувством досады о неуспетом, непройденном и неувиденном. Здесь есть где приложить свои усилия скалолазам, спелеологам, любителям активных прогулок по природе, рыбакам, причем в любое время года.
Выезжая рано утром из Орена, часиков 8, можно успеть сюда к полудню. Если ПАЗик не старый и не брать много пива. На въезде в ущелье стоит шлагбаум. Начиная с этого года автобусам и  вообще всему автотранспорту запрещено проезжать на территорию природного парка. Связано это с несчастным случаем, произошедшим в прошлом году, когда автомобилем в ущелье был сбит человек!!!!  Плата за посещение теперь с человека - 100 рублей. (как будто они  в этом виноваты).  Если есть намерение посетить главную достопримечательность  - Новомурадымовскую пещеру - придется доплачивать еще 240.   Правила эти, как оказывается не совсем жесткие. Вернее не для всех. Сами видели, как по дороге продолжают носиться авто удивляя добропорядочных и законопослушных спелеологов.
Дрова для приготовления еды и костра предоставляются здесь же. Только не понятно, как их доставлять к месту стоянки. Говорят, летом тут работала гужевая повозка, которая развозила сушняк по местам стоянок. Нам же разрешили загрузить дрова в Пазик и доставить их самим.
 В первый день нам удалось посетить Новомурадымовскую. Все как прежде и на своих местах. инструкторы в домике, где выдают желающим фонарики и каски, в новогоднем зале изрядно потертая Снегурка с дедом Морозом и елочкой, ручеек, Орган и озеро. Воды в озере, закрывающем вторую часть пещеры сейчас оказалось довольно много. Поняли, что соваться сюда через водосбросную уже не имеет смысла. Что позже и подтвердили наши коллеги из Оренбурга же. Инструкторы на входе не особо себя утруждают пояснениями и рассказами об этой пещере, поэтому лучше иметь своего проводника. На выходе уже мы столкнулись с группой, которую вел местный инструктор. Он Очень удивился, увидев нас, выходящих из хода Незабудки! Оказывается, он знал о его существовании, но никогда не ходил туда сам и никого, разумеется туда не водил. А зря. Очень интересный ход. Хорошая разминка для мышц и есть где пощекотать нервы новичкам. Хапнув адреналинчику, выдвигаемся в лагерь. Там есть еда.
Накоротко перекусив, выходим к Голубиному гроту, Старомурадымовской пещере и Арарату. Вообще у каждой пещеры здесь имеется свое официальное скучное название. № 19, № 20, № 21... Хитроумные спелеологи на свой лад придумывают им свои названия, порой очень  непохожие друг на друга.
Наша команда разделилась на 2 части приподъеме в горы. Одни пошли посетить Голубиную, а другая - Арарат. Копченая по-прежнему закрыта. Висит замок. Мы чуть поодаль нашли еще один замок, сломанный. Видать кто-то уже пытался проникнуть туда. Под решеткой видны ясные следы подкопа, который все-таки впоследствии ликвидировали - земля слишком свежая и рыхлая. Любой человек худенькой комплекции может попасть при желании по ту сторону решетки. Делаем несколько снимков и проходим в щель. Арарат весьма узкая и извилистая пещера. Довольно высокая. Поэтому, если возникают трудности в продвижении вперед, ничего не стоит преодолеть шкурник, поднявшись чуть выше. или опустившись несколькими зубьями пониже непроходимого участка.
Возвращаемся на базу уже в потемках. Счастливые и довольные. Сегодня большой день. Воды большого Ика Кстати, приходится переходить раза 3-4, в зависимости от того, откуда вы добираетесь до горы с Гротом Голубиный. Неправильно обутых приходится перетаскивать с берега на берег. Вообще же,  ябы порекомендовал пробираться туда, захватив 2 пары обуви - сланцы для брода и горные ботинки. Сапоги эффективны для брода, но не очень хороши для горного подъема.
 Ужин. Бурная ночь. Всех переполняют впечатления. На утро намечен ранний подъем.
Нифига. Встали поздно. Суетимся над костром, Команда недружно выползает из палаток. Завтрак еще не закончился, а группа инструкторов уже готовит площадку для тренировки. Навешиваем на дереве банан. И еще из длинного куска веревки натягиваем "бабочку". Перестежка посередине. Разминаемся. Все пищат от восторга, что попробовали настоящее альпинистское снаряжение!
Утолив голод, выходим на склон у левого берега Большого Ика и поднимаемся к пещере Ледяной. Широкая, но весьма неудобная лестница ведет на дно. Пещера действительно холодная. Это пока единственная из разведанных здесь пещер, в которой есть настоящий лед, сохраняющийся даже летом.
 Поднимаемся на обзорную точку по склону. В районе Ледовой пещеры есть несколько перспективных дырок, которые мы решаем разведать потом. Бродим по вершине, устраиваем фотосессию. Идем по тропке, ведущей с обзорной вершины на Новомурадымовскую пещеру. Сверху замечаем своды еще одной пещеры, но почему-то решаем, что подняться к ней будет удобнее, нежели чем спускаться сверху. Потом мы поняли, какая это была ошибка! Наша группа снова отметилась у домика с егерями, которые ждут новые группы туриков и спускаемся по основной тропе к реке. Находим нужный кулуар, примечаем горку осыпавшейся породы  пород у стен каньона и начинаем штурм Вертолетной. Восхождение без снаряжения занимает немного больше времени, чем обычно, но урок свободного лазания здесь как нельзя кстати и не повредит. Лишь бы обувь была правильная! Лишние вещи - сумки, рюкзаки, баулы пришлось оставить у подножия, поскольку с грузом лезть по гладким камням затруднительно. И вот наконец, заветная полка вертолетной!  Вход у нее огромный! Пролезать поначалу легко. Но потом вход сужается значительно, делает поворот вправо и тут уже можно передвигаться только ползком. Довершает интерьер лаз, размером в канистру. Лезть тяжело, ноги невозможно согнуть, поэтому к прохождению нужно по хорошему примериться и изогнуться особым образом. За ним - просторный ход, ведущий в центральный зал. Вход слева - тупиковый, он метров семь. Вход направо - выводит после небольшого поворота на другой выход, приваленый каменьями, но через который можно выбратья наружу и спуститься по веревке к тропе, которая соединяет речку и Новомурадымовскую пещеру.
Делаем несколько снимков и выходим наружу. Решаем, что проще будет опять подняться на обзорную точку и потом - спуститься в лагерь через Ледовую пещеру.  Так и сделали. А мне пришлось все-таки вернуться за снаряжением оставленным группой перед восхождением. Нас уже ждал автобус. Пакуемся. Выехали домой в 5 вечера. В Оренбург приехали уже ночью.