Альпинистские сборы УВК в возрождающемся альплагере "Дугоба".

Дугоба 2012

Ош

Заезд в Дугобу начинается в городе Ош – втором по величине городе Киргизии. Местный колорит начинается уже в аэропорту – багаж вываливают людям из кузова грузовика, под открытым небом.

Первое впечатление об Оше – хаотичность его планировки. В городе нет явно выраженного центра, в целом он напоминает один огромный базар и совсем не похож на столичный Бишкек, красивый город-сад.

По приезду мы заселились на летних верандах стадиона – места средоточия всех туристов и альпинистов, приезжающих на Памир.

На стадионе живут очень странные птицы, чирикающие очень чётко: «wazzup». Не знаю, случайное ли это совпадение или они наслушались где-то, но если бы они чирикали затем: «Watching the game. Having a bud. True», я бы не удивился!

Путь в лагерь

Путь в лагерь лежит по знаменитой Ферганской долине, изобилующей узбекскими анклавами на территории Киргизии. На пути их встречается два, один объезжается по пыльной грунтовке, другой проезжается насквозь с прохождением погранпостов.

Пограничники вежливы, спрашивают об отдыхе, заигрывают с девушками, сам контроль не занимает много времени.

На пути делается остановка в Кадамжае – небольшом населённом пункте, состоящем из базара и остатков химкомбината.

Неподалёку находится учебка, показанная в фильме «9 рота».

Альплагерь

Альплагерь состоит из двух частей – заброшенного лагеря советской постройки и бывшей базы подготовки горных разведчиков ВДВ, ныне занятой альпинистами.

Более уютного альплагеря я нигде не видел: в узком ущелье у реки, в тени леса стоит небольшой домик с удобной планировкой.

В старом лагере есть остатки спортивных снарядов и даже пара рейнских колёс.

Тропы

Дугобинские тропы очень широкие и комфортные. Только тропа от альплагеря до Пупа в нескольких местах подпорчена лавинами этой аномально многоснежной зимы: местами приходится идти по слегка заболоченным лугам, местами по крупной осыпи, а где-то по арчовому лапнику.

Мост перед базой тоже повреждён. Сначала мы ходили по «мосту» из спрессованного лавиной снега, а когда он растаял, местные пастухи подручными отходами стройматериалов восстановили мост. В обоих случаях о надёжности сооружений задумываться не хотелось...

Местная особенность – огромное количество коров, гуляющих по тропам и активно их минирующих. Приходится иногда задумываться, куда же поставить ногу на следующем шаге. Сами коровы весьма мирные, но эти вялые животные смотрят с явным неодобрением на проходящих мимо людей.

При ночёвке на пупе они разворошили нам запасы еды в тамбуре палатки в поисках соли, съели конфеты и чай. Но вставать было лень, поэтому мы лишь посмеивались, лёжа в тёплых спальниках, над сопением и чавканьем за тонкой стенкой палатки.

Животные

К сожалению, Дугоба не является заповедником. Это даёт возможность местным жителям охотиться на животных, поэтому местных обитателей встретить сложно. От козлов есть только тропы, от сурков – норы. От снежного барса – следы. Так что вокруг только коровы, мелкие птички и ящерицы.

Маршруты

Район богат маршрутами всех категорий сложности, но не на все можно ходить. Особенность района – сильно разрушенные скалы, активно сыпящие камнями. За годы бездействия альплагеря даже несыпучие маршруты от нехоженности камнеопасны, ко многим потеряны описания, на некоторые не ходили по десятку лет и их состояние неизвестно. Району очень не хватает массовости...

Хижин в Дугобе нет, но есть масса удобных мест стоянок.

Проблемы есть даже с картой района – гуляющая по интернету самодельная карта изобилует неточностями, причём существенными, в одном месте даже перепутан хребет.

От полного картографического хаоса спасает кладезь мудрости Сергей Фёдорович Стаценко, показывающий и объясняющий ошибки на карте и генерирующий подробнейшие описания маршрутов по памяти.

Погода

Погода в районе зависит от фазы луны: при убывающей луне вероятна хорошая погода, при растущей – плохая. К сожалению, мы попали в период не самой лучшей погоды, от одного восхождения пришлось отказаться, с двух спешно ретироваться. Но за две недели мы успели сходить 5 гор и были очень довольны.

Заключение

Дугоба – отличный район для альпинизма, с разнообразными маршрутами, хорошим альплагерем и тёплым климатом. Все его недостатки будут уменьшаться с увеличением массовости: уточнятся карты, обновятся описания маршрутов, сами маршруты почистятся и отмаркируются.