Велопоход по Северному и Центральному Тянь-Шаню с пересечением трех хребтов - Киргизского, Терскей-Алатау, Кунгей-Алатау. Июль - август 2012г. Длительность - 19 дней. Километраж - 1090 км. Фильм о походе http://youtu.be/vkAMD4XX2Vk
Нитка маршрута
Бишкек - Ущелье Кегеты - перевал Кегеты - долина реки Восточный Каракол - перевал Каракол - река Западный Каракол – р. Кекемерен – Чаек- перевал Чильбель - озеро Сон Кель - перевал Калмак-Ашу - Сарыбулак - пер. Джалакбель – долина Джилсу-горячий источник Джилсу - перевал Тоссор - Иссык-куль - Каракол - Ананьево - перевал Кок-Айрык - Кызыл-Октябрь - Кемин (Быстровка)
 
Вступление

 Идея скатать в велопоход по Киргизии родилась в сентябре прошлого года. После того, как я  наткнулся в сети на отчет с фотографиями о велопоходе по Тянь – Шаню, планы махнуть летом 2012 года в Монголию были отложены на неопределенное время, что весьма расстроило Алексея Менькина, уже разрабатывающего маршрут по монгольским степям.
Поначалу участников было немного – один лишь я. Однако долго страдать от одиночества мне не пришлось – парочка ссылок для затравки и Миха Шашков перешел на мою сторону. Потом подтянулся и Леха. Были и другие желающие – кто вызвался сам, кого долго уговаривали. Некоторым пришлось отказать.
Было перечитано около десятка отчетов о велопоходах по Киргизии, из которых я, не претендуя на оригинальность и не пытаясь составить «свой собственный и неповторимый» маршрут «с ноля», отобрал два подходящих. Скопировал треки, рассчитал километраж, разметил места стоянок и вероятных дневок. Составленная раскладка похода по дням вместе со списком «иметь каждому» была разослана потенциальным участникам, число которых к весне увеличилось до шести.
Следующим этапом решился о закупке газа и ночевке в Бишкеке (в поезде провозить газовые баллоны нельзя).
Пришлось немного попотеть с покупкой билетов до Бишкека и обратно. В день начала продажи билетов, за сорок пять суток до отправления, свободные места остались только на «боковушках» у туалетов. Поезд киргизского формирования Новокузнецк – Бишкек оказался самым коррумпированным из всех поездов, колесящих по рельсам страны.
Билеты для группы пенсионеров из шести человек (был еще вариант назваться группой школьников в сопровождении педагога, но выбрали пенсионеров) были куплены через своего человека в РЖД.
Незадолго до отправления по техническим причинам отказались от участия и сдали билеты Тренер и Борисыч, уменьшив количество участников до четырех. 
Ближе к отъезду был подкорректирован график из-за смещенной даты возвращения. Была исключена ночевка по приезду в Бишкек, в связи с чем в целях экономии времени перед выходом на маршрут продукты на первую неделю с небольшим запасом, кроме хлеба, закуплены в Новокузнецке.
Участники

Антон Гольдберг Антон Гольдберг
Михаил Шашков Михаил Шашков
Алексей Менькин Алексей Менькин
Михаил Андреич Мосин Михаил Андреич Мосин


Гольдберг Антон, 1976 г.р. – руководитель, врач. Мутировавший GT Avalanche-2.0, велорюкзак «Дискавери 66» 80 литров, 2 сумки на вилку по 15л

 





Шашков Михаил (Миха), 1989 г.р. – завхоз, повар, штурман, механик. GT Agressor upgreited, велорюкзак «Пик 99» 90л, прицеп «Extraweel».
 





Менькин Алексей, 1988 г.р. – специалист широкого профиля. Jamis Durango-2, велорюкзак «Пик 99» 70л









Мосин Михаил (Андреич), 1990 г.р. – специалист широкого профиля. GT Marathon-3.0 двухподвес, велорюкзак «трек45» 45 л, заплечный рюкзак 45л.
Снаряжение, запчасти, аптечка, продукты.

Общественное снаряжение.
Палатки – 2 двушки, Freetime Fidji-2 dlx, Freetime Isis-2 dlx
Горелки газовые – 2 шт.
Котлы – 2шт, 3л(для чая) и 2л(для еды).
Половник – 1шт
Навигатор GPS – 2 шт
Газ – 16 баллонов по 230гр (куплен в Бишкеке)

Общественная велоаптечка
Покрышки (запасные) – 2 шт
Задний переключатель– 1 шт (Deor XT)
Выжимка цепи
Напильник
Плоскогубцы
Спицы – 5шт
Смазка густая
2 конусных ключа
Спицевой ключ
2 тросика переключения
2 тросика тормозных
2 рубашки для тросиков
Шарики насыпные

Иметь каждому (в дополнение к стандартному списку индивид вещей)
Защитный крем от загара со степенью защиты 30-40
Регидрон – 4 пакетика
Имодиум (лоперамид) – 1 стандарт
Дибазол (адаптация к высоте) – 1 стандарт
Скотч
Спички, зажигалка

Индивидуальная велоаптечка
Заплатки для камер, клей
Насос
Мультиключ
Смазка для цепи
2 запасных камеры
Петух для своего заднего переключателя

Общественная аптечка
Инструменты:
Ножницы
Зажим типа «москит»
Бритвенный станок одноразовый

Перевязочные:
Бинты – 4 шт
Пластырь Hartmann Cosmopor (аналог бактерицидного) – разных размеров 6 шт
Пластырь Hartmann Omnifix
Лейкоплатырь узкий для сведения ран, тейпирования
Эластичный бинт
Гипсовые бинты – 2 малых (перелом лучевой кости в типичном месте)

Наружное:
Левомеколь (на раны)
Мазь Вишневского (на фурункулы)
Клей БФ
Тетрациклиновая мазь1% (глазная)
Сульфацил Na (глазные капли)
Спирт (наружное!)
Перекись водорода 3%

В амп.:
Преднизолон – 5 амп
Супрастин – 5 амп
Шприцы 2мл – 4 шт

Внутреннее:
Доксициклин в капс (профилактика белезни Лайма по 200мг однократно после укуса клеща)
Амоксиклав (инфекции дыхательных путей, раны)
Левомицетин (в крайнем случае при кишечных инфекциях)
Диклофенак (суставные боли)
Аспирин
Андипал (при повышенном АД)
Дибазол (при повышенном АД, адаптация к высоте)
Омез
Панкреатин
Лоперамид
Энтерос гель (энтеросорбент)
Валидол
Нитроглицерин
Стрепсилс спрей (боль в горле)
Нафтизин

Продукты:
Крупа пшеничная дробленая 1 упаковка (800г)
Крупа овсяная 1 упаковка (800г)
Рис 1 кг
Гречка 1 кг
Лапша 0.5 кг
Суповые пакеты 8 шт
Магги «зажарка»
Картошка 10шт
Лук 4шт
Тушенка 6 банок
Рыба 2 банки
Сухое молоко (не сливки)
Сахар 1 кг
Сгущенка 2 мягких упаковки
Кофе
Чай
Кисель 4 пакета
Изюм или фруктовая смесь
Вафли, печенье, пряники – по 1 упаковке на день
Карамель
Соль, приправы

Текст всего отчета изобилует разночтениями географических названий. Дело в том, что даже на картах и в путеводителях рядом с Иссык-Куль пишут Сонкёль. Куль, кол, кёль... С дефисом и без - вариантов написания множество. 
Кстати, названия страны Киргизия тоже не существует. Настоящее название - Кыргызстан.

Дорога в Бишкек

21-22.07.2012

День, который мы ждали почти год.
Провожать пришли практически все наши. Родители, друзья.
Родители Михи Шашкова презентовали пакет с дынями. Борисыч притащил здоровенный арбуз. Олег и Ирина Хитровы – сетку апельсинов. Пигаревы бутылку коньяку. Толян скромно принес полторашку спирта исключительно для внутреннего применения на маршруте (Толяна мы особо тепло вспоминали холодными киргизскими вечерами, разводя во фляге целебный огненный напиток).
Опасения насчет провоза велосипедов в киргизском поезде не оправдались. Вход в вагон был свободен, так что пассажиры заселялись на свои места и грузили багаж произвольным образом. Проводников мы увидели только перед самым отправлением.
Поезд оказался вовсе не таким жутким и антисанитарным, как нас пугали, но все же достаточно своеобразным.
Из пассажиров ни одного киргиза мной замечено не было – все сплошь отдыхающие, едущие на Иссык – Куль целыми семьями.
Вскоре после отправления температура в вагоне поднялась до 36 градусов. Вентиляции не было. Несмотря на жару парни принялись уничтожать запасы пирожков, блинов и прочих домашних вкусностей. Курицу гриль оставили «на потом», но про нее рассказ особый.
На редких остановках пассажиры пулей вылетали из раскаленного вагона. Самые отчаянные подставляли красные спины под струи воды из-под вагонов (предварительно удостоверившись, что струи текут не в местах расположения туалетов).
В девятом часу вечера нам объявили, что спать сегодня не придется и раздали миграционные карточки. 21 июля плавно перешло в 22-е.
В 2 часа ночи встали на российской границе. После стандартной проверки документов, простояв 2 часа, поезд тронулся. Налетевшие в вагон на станции Локоть комары разбавили собой жаркую духоту вагона.
Пара часов забытья и в 5 часов утра мы на казахской границе. «Снять обложки с паспортов!»- разнеслось по вагону, и трое казахских пограничников в серой форме, с чемоданчиками пошли по вагону. Одна из них, девушка интернациональной внешности присела в нашем купе, раскрыла чемоданчик, в котором оказался ноутбук, и методично вбила в него наши данные. Паспорта с билетами нам незамедлительно вернули назад, миграционные же карты девушка оставила себе.

- Вы же до Бишкека едете, зачем вам казахские миграционные карты?

Билеты у нас до Бишкека, но выходим-то мы в казахстане, в Отар, и без миграционных карт границу нам не перейти…

- По двести рублей давайте- мгновенно образовалась возле нас киргизская проводница.

Через десять минут у каждого из нас в паспорте снова лежала казахская миграционная карта, а в кошельке было минус двести рублей.
Следом подошел парень в камуфляже.
- что-везете-откуда-едете-ножи-есть?
Пояснили ему, отстал.
По вагону несколько раз лениво пробежали собаки.
С рассветом, наконец, тронулись.  
К десяти утра вагон начал оживать. Выстроились очереди в туалеты, в воздухе разлился запах глутамата натрия от лапши. По вагону начали сновать торговцы с заученными фразами «сим-карта-лапша-колбаса», «пиво-напитки-минералка», «меняею деньги».
За окном потянулись бескрайние казахские степи. Я впервые увидел, как это, когда в ясный день видимость не превышает километр.
К обеду температура в вагоне вновь поднялась ближе к сорока. При любом движении пот стекал по лицу ручьями, поэтому все старались не шевелиться.
На обед осталась домашняя курица в фольге. Я съел маленький, скользкий и подозрительно легко жующийся кусочек. Больше есть не стал, к чему призвал и парней. На что Леха отшутился с набитым ртом и отломил себе особенно большой, весь в какой-то слизи кусок куриного мяса. Я поежился и стал припоминать, как глубоко в рюкзаке запрятана аптечка.

Прошел час.

- Антоха, мне плохо…- несмело произнес с верхней полки стремительно бледнеющий Леха.

- Б..я, мне совсем плохо!- уже решительней сказал он и пошатываясь, в первый раз пошел в туалет.

В этот раз он вернулся сам. Пить лекарства Леха отказался наотрез.

Через полчаса Леха со стоном пустил в расход последний полиэтиленовый пакет. А еще через час я нашел его без сознания в туалете. С этого момента за Леху болел весь вагон. Его положили в соседнем купе под форточкой. Девушки, с которыми он оетл познакомиться пару часов назад, меняли на нем мокрые полотенца, пытались поить чаем. И лишь совсем отчаявшись, Леха согласился  принять лоперамид и немного погодя выпить раствор энтерос-геля, после чего уснул.

Пока наш товарищ отдыхал после неудачного обеда, мы с парнями обсуждали варианты наших дальнейших действий, ни один из которых не внушал оптимизма.

- ребята, там ваш друг проснулся, Антона зовет. – появились в нашем купе девушки – соседки.

Леха лежал в вальяжной позе на второй полке и устало улыбался.

- Антоха, почему я здесь? И чего все так суетятся? И вообще я жрать хочу, жалко, курица закончилась.

Не внушающие оптимизма варианты развития событий тут же были забыты, Лехе было запрещено есть то, что он хотел, а я в очередной раз порадовался чудодейственной силе энтерос-геля.
День завершился под пару рюмочек антистрессового коньяку.

Комментарии
Антон и Михаил! Очень интересен Ваш тур по Киргизии. Я занимаюсь исследованиями названий на карте. 
Река Болгарт была у меня в обойме, но фотография есть только из космоса. Разрешите использовать Вашу фотографию, может когда - нибудь вставлю. в книгу со ссылкой на Вас. Я реконструирую на карте маршруты миграций древних народов. Может для Вас будет интересным пройти путями наших предков. Связь лучше по мейлу.
Владимир К.
Guest18.05.13, 00:11
Спасибо большое!!! 
Да, полностью согласна с Guest. Тоже с сетрой читали как увлекательный роман. Тем более, что Киргизия наша Родина. Даже кусочек родной Быстровки на фото у ребят увидели ))) Сейчас даже не верится, что там прошло наше детство. Живем уже больше 20-ти лет в России. Киргизию видели и знаем достаточно хорошо, но вот рассказ от велотуристов прочитали впервые, с большим интересом. Спасибо! Думаю, что будем еще ни раз перечитывать.
Guest02.01.13, 18:48
Ударим велопробегом по бездорожью! 
Читал как многосерийный увлекательный роман,хорошие ребята!Честь Вам и хвала!Спасибо за подробный рассказ!Азиаты радушный и гостеприимный народ,но как правило в основном в старом патриархате который теплится еще в глубинке ,вдали от цивилизации
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 5
Ссылка:
Опубликовал Антон Гольдберг