Отчет от Шашкова Михаила 
Данный отчет сосатвлен с упором на технические детали маршрута, но содержит личное ощущение и впечатление автора.
Краткое описание маршрута

 В основу маршрута легли два походу велотуристов. Участок Бишкек-иссык-куль повторяет поход велотурисов из г. Уфы, пройденным в августе 2011:

 http://www.marshruty.ru/Travels/Travel.aspx?TravelID=fbde6afc-1512-476c-912c-937d03d1b360.

Иссык-куль – Быстровка является частью маршрута велотуристов из г. Москвы, также от 2011 года http://www.marshruty.ru/Travels/Travel.aspx?TravelID=7ba0624b-752a-473e-9c4c-0203fa6645b5.

 

Первая часть маршрута подразумевает собой пересечение Киргизского хребта через пер. Кегеты. Так как дорога давно не используется и не поддерживается, то местами ожидалось преодоление множества локальных препятствий. Особенно сложный участок – спуск с перевала на южную сторону, где из-за многочисленных осыпей дорога отсутствует. Далее предстояло преодоление проезжего для авто перевала Каракол, со спуском в долину р. Западный каракол. Далее, огибаем хребет Джумгал-тоо, двигаясь по долинам р. Западный Каракол и р. Кекемерен после чего уходим к озеру Сон-кёль через перевал Чильбель. Огибая озеро с северной стороны, уходим на перевал Калмак-Ашу, преодолевая который спускаемся в долину р. Тюлек.

Основная цель дальше - выйти на перевал Тоссор, а через него на Иссык-Кль. Двигаясь по долинам рек Тюлек, Кара-Кулжур, Болгарт, Джилсу с преодолением пер. Джалакбель выходим к хребту Терскей Алатау. Далее можно было выбрть между двумя перевалами, чтобы попасть на иссык-куль: Тон или Тоссор. Мы выбрали Тоссор как более простой и проходимый. Далее предполагается движение по берегу Иссык-куля против часовой стрелки. От северного берега предстоит штурм хребта Кунгей Алатау с дальнейшим сбросом к реке Чонг-кемин. Тут также было 2 варианта. Первый из них: пер. Аксуу, который предполагал собой хорошую готовность и запас сил, так как предстотоял подъем по пешеходной тропе и движение по поверхности ледника. Второй: пер. Кок-Айрык также не лишенный трудностей из-за преодоления каменных завалов и обилия бродов, но существенно более легкий, чем АК-Суу. По состоянию готовности и состава участников нами был выбран второй вариант. Завершающий этап похода предполагал движение вниз по долине Чонг-Кемин в Чуйскую низменность и, в конце концов, замыкая круг в Бишкеке.

День 1 (23июля)

Бишкек-Рот-фронт-ущелье Кегеты 59.3 км.

Учитывая транспортно-географические особенности и советы путешественников, которые не в первый раз пользуются поездом Новокузнецк-Бишкек, было принято решение сойти с нашего поезда не в Бишкеке, а в Отаре. Отар представляет собой небольшой казахский город, недалеко от границы с Киргизией. Путь до Бишкека равен 99 км. До Бишкека доехали на такси, с пешим прохождением границы. Таким образом, уже до обеда мы оказались в Бишкеке (поездом бы мы прибыли в 8 вечера). В Бишкеке было запланировано несколько дел: выкупить заранее заказанный газ, зарегистрироваться в МЧС, пообедать. В результате выезд на маршрут состоялся в 15.30 местного времени. Обычно в долину р. Кегеты добираются по асфальтовой дороге через Токмок (90 км). Однако, используя трек велотуристов из г. Уфы, на который мы ориентировались вплоть до самого Иссык-Куля, нам удалось сократить путь до ущелья до 60 км. Первые 40 км ехали цепочкой грунтовых дорог, местами с небольшим количеством песка, проходящих вдоль оросительного канала.

Малопривычная сибирскому человеку жара до 400С в самое неблагоприятное время дня делала путь трудным для преодоления. Существенно сказалось тяжелое отравление Лехи в поезде, последствие которого он переживал в седле при явно не лучших погодных условиях. Недостаток питьевой воды также вносил коррективы (вода в оросительном канале для питья не пригодна, питьевую просили у местных жителей). Пейзаж вокруг состоял в основном из пересохшей глины, редких кустарников, деревьев вдоль канала и почти полностью высохшей травы. Местные говорят, что дождя не было уже около 2х месяцев. Даванув на педали на одном из небольших подъемов Антоха сломал петух. Осмотр показал, что он, вероятно,  был погнут ранее, видимо в толкучке на границе. Поменяв его и расстроившись, что на весь поход у Антохи не осталось петуха, поехали дальше. Через 40 км выехали на асфальтовую дорогу, ведущею к поселку с вкусным названием «Рот-Фронт». День клонился к вечеру, и солнце начало ослаблять свой пыл и еще чуть позже стало с непривычки немного холодно.

Довольно легко нашли поворот в ущелье (по-прежнему асфальт), как раз во время вечерней молитвы проехали последний населенный пункт на ближайшие 4 дня (Советское). Здесь дорога приобрела ощутимый уклон, что символизировало собой начало подъема по ущелью. Антоха почувствовал недомогание, которое было связано с электролитной недостаточностью, кроме того, было уже темно. Последние 3 км я ехал с фонарем. В итоге мы нашли не самую удобную, но вполне пригодную для стоянки поляну. После быстрого ужина и обсуждения событий дня прошедшего мы разбрелись по палаткам. Антоха высказался по поводу своих перспектив насчет успешного преодоления маршрута, употребив слово на букву «ж».

Километраж: 0-Бишкек, 48 - Рот-фронт, 59- Бириккен

Координаты ночевки : (N 42° 41’06.92 E 75°09’43.25)

День 2 (24 июля)

Подъем по ущелью Кегеты. 27 км.

 

Ночь была весьма теплая.  Пока солнечно, стараемся по быстрее поесть – собраться и выдвинуться. Старт в 8.30. Начиная с этого дня меня раздражали долгие сборы и поздний выход на маршрут, хотя к концу похода я, вобщем-то смирился.

Первые 7 км асфальт, но все время в подъем. В районе небольшого поселения наедаемся урюка и набираем еще с собой (далее растительность будет представлена лишь травянистыми формами), здесь же получаем в подарок пол-литра прекрасного свежего меда. Местный пасечник, в прошлом профессиональный велосипедист, проявил высокий интерес к нашему путешествию.

Далее едем по хорошо накатанной грунтовке. В районе обеда подъезжаем к водопаду, хорошо известному и популярному среди туритов. Здесь же мы сделали перекус в гостеприимной юрте – съели по паре пиалок айрана с лепешкой. Здесь же была первая и последняя наша встреча со змеей. Небольшая красная змейка грелась на солнце возле ручья. Антоха предположил, что это Эфа. После купания Михи Мосина в водопаде мы двинули дальше. Погода была облачная, но дождя не ожидалось.

Вскоре дорога стала ухудшаться, щебень на дороге стал покрупнее, видно было, что машины здесь ездят не часто. Хоть и не ожидалось, но к 14.00 пошел не сильный, но довольно холодный дождь. Наткнулись на импровизированный шлагбаум, символизирующий то, что для автотранспорта дальше дороги нет. Немного переждав под навесом, двинули дальше по едва моросящему воздуху. Вскоре начали попадаться каменные препятствия, преодоление которых отнимало силы. Именно здесь обнаружился первый недостаток использования прицепа в горной местности – при преодолении таких  препятствий сумки застревают между камней и сил вытащить и простым давлением на руль не хватает, приходится вызволять вручную. Почти везде шли пешком, попадались броды. Погода к вечеру опять наладилась. К 17.00 (24й км) вышли к броду, который оказался самым трудным для нас в этом походе. Когда-то дорога переходила на тот берег, но мост или путепровод видимо смыло. Поиски брода  с неглубокой водой или несильным течением по прошествии первых 20 минут не обвенчались успехом. Устав ждать далеко ушедшего Лехи я раскинул веревку и переправился на тот берег. Воды по пояс, удержатся смог только оперевшись двумя руками за камень (парни меня страховали). Уже закрепив веревку и намереваясь контролировать переправку вещей и остальных, увидел Леху, который, уже оказался на этом берегу. Он нашел брод где всего по колено и мы благополучно хотя и не быстро переправились там! После чего, преодолев еще пару каменных полей и один брод (всего три брода за день), мы встали на ночевку в живописном местечке с миниводопадом и поляной в 5 м от реки.

 

Брод-24 км, ночевка-27

Координаты ночевки : (N 42° 29’05.65 E 75°05’02.58)

 
День 3 (25 июля)

Подъем по ущелью – перевал Кегеты – спуск по р. Ю. Кегеты – долина р. В. Каракол  26 км

 Проснувшись утром, по привычке выползаю готовить завтрак. Вместо этого наслаждаюсь великолепными пейзажами на фоне голубого неба и лучах еще прикрытого горами солнца. Ставлю воду и еще 10 мин трачу на фотографирование. Это утро для меня оказалось самым запоминающимся из-за крастоы окружающих гор и игры утреннего света.

Выехать удалось в 9.05. С утра наш полевой доктор всем выдал по таблетке дибазола, так как сегодня предстоит поднятие на высоту почти в 3800м.

Дорога здесь уже полностью поросла травой и ощущение от езды как по свежепокошенному газону.  Миха Мосин умудрился в этой траве проколоть колесо. Радость хорошей погоды, как и часто бывает в горах длилась недолго и к 10.30 уже затянуло и начало накрапывать, пришлось одеться. Дождь до самого перевала шел несколько раз.  Дорога  была хорошая вплоть до высоты 3500, за исключением одного каменного завала, который преградил аж 2 витка серпантина. Я преодолел этот участок раздав сумки  от прицепа товарищам. Ехать уже почти не получалось из-за внушительного градиента и большой загруженности сумок. Кроме того, начиная с 3400 метров, появились легкие ощущения горной болезни – учащенный пульс, одышка. Приходилось отдыхать чаще. Симптомы преследовали до самой вершины, хотя тяжелых последствий это не вызвало.

Дальше растительность закончилась, а твердое покрытие все больше и больше оказалось засыпано крупными осколками горной породы. Здесь пригодился подаренный мед, он прибавил немного сил и позволил согреться под учащающимся дождем.

Леха взошел на вершину раньше (примерно на 400м пути), поэтому взял у меня одну сумку от прицепа и помог дотащить Антохин велик до вершины. Это было для нас первым и одним из самых серьезных испытаний в походе.

На перевале оказались в 16.30. Едва заметный мелкоморосящий дождик сменился такой же мелкой снежной крупой. Вид на ту сторону казался очень величественным, красивые гряды гор гармонично сочетались с витиеватыми витками горной дороги. Поглядываю на витки серпантина и так при весьма «прохладной погоде» немного бросало в дрожь. Фрагменты серпантина местами прерывались мелкоосыпавшейся горной породой, нам предстояло идти туда. Немного ободряло то, что ехать(идти) все-таки вниз.

Перекус салом с лепешкой на перевале был недолгим, так как до темноты нужно было спуститься. Для прохождения таких участков сумки от прицепа я повесил по обоим сторонам багажника а велоштаны взял за плечи. Это оказалось очень эффективным решением. Велосипед с сумками не был так тяжел как велоштаны и оставался маневренным, а легкое колесо прицепа, болтающиеся сзади, вообще не мешало. Почти сразу нас начало заливать очень сильным и холодным дождем и прохождение сыпухи еще ускорилось желанием не замерзнуть. Леха скакал как горный кОзел и не оставлял шансов приблизиться.

На высоте 3300м дорога повернула и пошла вдоль р. Ю. Кегеты. Здесь уже можно было стремительно ехать, успевая обруливать крупные камни. К семи вечера спустились в долину р. В. Каракол. Здесь мы решили встать лагерем рядом юртой весьма добрых и общительных хозяев. Погода опять стала ясной, но ветер был все равно холодный, хотя и позволил высушить намокшие вещи. Миха Мосин начал прибаливать, поэтому, проведя комплекс лечебно-профилактических мероприятий, объединив сие действо с ужином, мы пошли спать.

     

Перевал 13, р. Ю. Кегеты -18, р. В. Каракол -26

Координаты ночевки : (N 42° 22’09.26 E 75°01’25.94)

День 4 (26 июля)

Дол. р. В. Каракол - пер. Каракол - дол. р. Зап. Каракол

Наутро проснулся и вылез из палатки в начале 7го. Пока готовил завтрак из палаток начало доноситься шевеление. Дальше традиционная каша на завтрак, сборы, сопровождающиеся разговором с хозяином юрты, выезд. Малооблачно, солнце светило достаточно жарко, но ощущение полного комфорта ликвидировал холодный ветер.

Вскоре облака и вовсе почти рассеялись, и Антоха решил испытать свое новое приобретение – солнечную батарею для зарядки аккумуляторов. Вынужденный привал длился достаточно долго, так как все время отходил какой-то контакт и батарея не заряжала. Дорога проходит достаточно высоко над рекой и в лучах утреннего солнца пейзажи впечатляли.

Первые 10 км градиент подъема был небольшим и легко проходился на 2й передней звезде, дорога тоже казалась идеальной – почти отсутствовали щебеночные россыпи а поверхность была хорошо укатана автомобилями. В районе одной из многочисленных юрт местные подростки продали нам кумыс. Это был уже не первый и далеко не последний кумыс в нашем походе, но этот мне понравился больше всех (получается так, что у каждого хозяина вкус кумыса отличается). Тут же подъехали пьяные и навязчивые киргизы на уазике. Я ехал первым и оценивая их малоадекватные действия и высказывания мне уже начало казаться, что избежать неприятностей невозможно, однако один за одним подъезжающие члены нашей команды их немного отвлекли, а красноречие Антохи и вовсе сменило их настроение на дружелюбное по отношению к нам. Несколько групповых фото и мы разъехались.

Далее, приближаясь к перевалу, градиент становился покруче, но все же большую часть проходили в седле, хотя и приходилось спешиваться при преодолении россыпей мелких осколков осыпающейся горной породы. К тому времени долину опять затянуло тучами, и начался прохладный дождик. Последние пару витков серпантина прошли пешком и к 13.00 мы уже были на перевале. Вид был не очень, так как долины по обе стороны перевала затянуло облаками-тучами, да и температура 120 не давала повода долго рассматривать. Сняв записку велоклуба «Атлант» (г. Ижевск) от прошлого года, и оставив свою, стремглав двинули в долину Западного Каракола. Солнце вновь выглянуло, но красивейшая цепь ледников хребта Джунгал-Тоо не могла предстать во всем величии из-за плотных, белых как дым облаков.

Вначале третьего, спустившись до высоты где-то 3000м, решили устроить обед – первый горячий в этом походе. Нашли непродаваемое место на одном из притоков Западного Каракола. К окончанию обеда крупные капли дождя начали падать в уже пустые тарелки. С мыслями: «пока не началось», собрались и быстро покатили по долине. Тем временем, дождь стал проливным и температура воздуха упала до 40С. Промокшие велоорганизмы выдавали приличную тягу и высокую среднюю скорость. Ехали почти без остановок, пролетая по инерции подъемы и, не задумываясь о сухости ног, легко и быстро форсировали броды (3 шт). 

Дождь закончился часам к четырем и оставшееся время до 7 вечера ехали по-прежнему в неплохом темпе, изредка останавливаясь для фотографий. Стоянку сделали опять же рядом с Юртой. У хозяев  купили банку вкуснейшего каймака (сметаны).

 

Перевал-16км, долина р. З. Каракол-23, юрта 72

  Координаты ночевки: (N 42° 19’35.22 E 75°18’20.80)

День 5 (27 июля)

               Долина р. З. Каракол, - долина р. Кекемерен- Кызылой-Арал-Чаек,107,6км                                                                                                                               

Самое яркое событие утра – свежевыпавший снег в горах. Ночь не показалось слишком холодной, однако еще вчера зеленые вершины гор, сегодня были на треть покрыты шапкой белого снега, смотрелось наикрасивейше. Накрапывающий дождь затянул сборы. Миха Мосин долго возился с велосипедом, в основном с консольным велобагажником, который изо дня в день разбалтывался и создавал помеху для движения. Выезд в районе 10 часов.

Оставалось преодолеть 27 км по долине Западного каракола и выехать на трассу. На слиянии рек Кекмерен и З. Каракол устроили небольшой перекус с лепёшкой, каймаком и чаем.

Погода стала и вовсе жаркой. Далее путь шел по широкой гредерованной дороге вдоль реки Кекемерен. Хотя дорога по-прежнему шла в спуск, но по ней было не легко, хотя и достаточно быстро. Щебень и неровности типа «стиральная доска» отнимали усилия и снижали среднюю скорость.

Стали появляться населенные пункты, первые за последние 4 дня. В поселках дорога сменялась асфальтом неплохого качества, а за пределами населенных пунктов снова начинались грунтовки. Становилось жарче с каждой сотней сбрасываемой высоты. В поселке Кожомкул (он еще назвается 8 марта) купили немного перекуса и пополнили запас продуктов. Я в тайне от всех купил домашнюю лапшу и рассчитывал приготовить походный лагман, пытаясь скрасить суровое пищевое однообразие. После продолжили движение по живописному ущелью Кекемерен, где всю ширину ущелья занимала река и дорога. Дорога похожего качества, причем стали попадаться весьма крупные камни, на одном из которых я получил свой первый пробой. Местами высохшие красные глиняные холмы напоминали пейзажи в каньонах северной Америки. Весьма запомнился участок недоезжая 5 км до поселка Кызылой. Во-первых: здесь мы ехали за грейдером который разравнивал толстый слой свеженасыпанной глины с крупными камнями, где ехать получалось с большим трудом.  Во-вторых: здесь нам повстречалась колоритная велопара из Словении и группа автотуристов – французов на смешных раритетных машинах типа «жук».

Полные накопившихся впечатлений к шести часам доехали до поселка Арал, последние километры до которого пришлось преодолевать по сильному ветру. Здесь мы с легкостью нашли развилку на Чаек и выехали на прекрасный асфальт, по которому за час добрались до Чаека.

В Чаеке был план найти гостевой дом, чтобы помыться - постирать одежду и зарядить за ночь все аккумуляторы.

 Долина р. Кекемерен – 30км, Кызыл-ой 59 км- Арал 83-Чаек 107.

Координаты ночевки: (N 41° 56’25.33 E 74°33’14.21)

День 6 (28 июля)

Чаек-Карачий-пер. Чильбель (3267м)-оз.Сонкель (с-з берег). - 70 км.

 Подъем был намечен на 7. Но мы проспали и встали в 8. Сборы были меньше чем обычно, ведь не требовалось собирать палатки. Кашу сварили с использованием хозяйской электроплиты. Выезд в 9 часов и уже в 9.07 село чаек закончилось, о чем нам сообщила высокая дорожная стелла. Дорога была неплохая асфальтовая, хотя и ощущался набор высоты. Погода казалась уже даже жаркой. Через 35 км в поселке Багыш сворачиваем с асфальта и едем по иссушенной глиняной дороге в сторону гор. Вскоре въезжаем в узкое ущелье, где во всю ширину входит только ручей Чильбель, и узкая грунтовая дорога, где два атомобиля могут разъехаться лишь в определенных местах. Градиент был весьма небольшим, можно было не просто ехать в седле, но и в запасе было добрых 3 звезды. День был выходной и мимо нас проехало много машин. Многие одобрительно сигналили и махали руками. Водитель Honda Odissay остановился пообщаться и, узнав, что мы тоже едем на Сон-Кель, пригласил вечером на «Бешбармак». Вспомнив что бешбармак – это еда, правда не помня какая, мы плавно пришли к мнению, что пора обедать.

Вскоре после возобновления движения (3 часа дня) увидели небольшую передвижную пасеку. Захотелось отведать и купить немного киргизского горного меда. Хозяин оказался гостеприимным человеком, что в Киргизии нас уже совсем перестало удивлять, мы отведали немного лепешки с кумысом и на десерт меда в сотах. Уже через 4 км пути долина стала расширяться, но и градиент увеличился настолько, что пришлось идти пешком. Градиент был все время за 10 %, а местами до 20% (ср. 12.5%). Леха с Михой оторвались, а мы с Антохой шли медленнее, коротая время разговорами и фотографированием. На вершине перевала оказались примерно в 6 часов вечера. Здесь произошло обсуждение поведения участников похода, после чего мы покатили вниз. Спустившись к озеру, в ближайшей юрте спросили разрешения встать на берегу а также намекнули на то, что хотели бы попробовать жареную пелядь. Пока ставили лагерь, стало очень холодно, пришлось одеться вплоть до шапки. В это время подъехал мальчик на коне из другой юрты, а потом и наши полуденные знакомые, предложившие нам бешбармак. Они пригласили нас на свой праздник. Там мы попробовали различные закуски, а также чай и кумыс. В этой стране чай и кумыс гостю наливают без ограничения. Разговор о братстве и о прелестях советского союза. Соседняя юрта о нас тоже не забыла - мы зашли к ним и попробовали пелядь, получив душевное умиротворение от общения с ними.

Выходя из юрты ощутили, что похолодало еще сильнее (думаю, градусов 5 тепла) и мы пошли укутываться в спальники.

 

Тюгельсай, Багыш – 35км, пер. Чильюель 55 км- ночевка 70.

Координаты ночевки: (N 41° 52’16.06 E 75°01’10.70)

День 7 (29 июля)

Оз.Сон-кель-пер. Калмак-Ашу 3457-долина р. Тюлек. 61 км

 Утром на небе ни облачка. Но как объяснили местные, вокруг в горах могут идти все время дожди, в то ремя как в котловене Сон-Келя дождя почти не бывает. Тем не менее, палатки покрылись за ночь хорошим слоем инея, также наледь на прибрежных водах озера. Воду для завтрака набрали в маленьком ручье, так как в озере вода в этом месте немного заболочена.

Выезд в 9 часов. Ближайшие 25 км двигались дорогой вдоль озера. Качество хорошее, камней нет твердая, вытоптанная колесами земля. Однако, сильнопересеченная, каждые 300-500 м попадались холмы, с которых открывался безумно красивый вид на озеро с зеркальной водой в лучах утреннего солнца. На северном берегу озера обнаружили красивый галечный берег и приняли водные процедуры. Вода холодная, но купаться можно, тем более день жаркий.

С восточного берега озера трек уходит от озера в подъем. Набрать нам предстоит всего около 400м, тем более, как оказалось, градиент небольшой, да и качество дороги радовало – грунтовка с минимумом щебня. Почти до самой вершины ехали не спешиваясь. Обед решили не делать ибо перекусили  на берегу озера.

Спуск с перевала был круче и длиннее подъема, нам предстояло сбросить до долины р. Тюлек более 700м. Дорога тоже радовала не особо, периодически попадались крутые повороты с щебнем, приходилось серьезно оттормаживаться, дабы не занесло. Еще раз убеждаясь в хорошей маневренности прицепа, я успевал за двухподвесным Михой. Около 6 вечера мы ехали уже по долине р. Тюлек. Здесь стиральная доска и крупные камни доставляли проблемы и препятствовали планам проехать еще хорошее расстояние до темноты. Дальнейшие планы определил мой пробой, после которого мы решили встать стоянкой в долине.

Вечер как обычно. Ужин и ремонт-обслуживание велосипедов, заклеивание камер.

 

Берег озера Сонкель-25 км-пер. Калмак-Ашу 41км-долина р. Тюлек-51км- стоянка в долине-61км.

   Координаты ночевки: (N 41° 57’01.34 E 75°31’20.42)

День 8 (30 июля)

Долина р. Тюлек – пос. Сарыбулак – р. Кара-Кулжур – нач. пер. Джалакбель 80 км

 Ночь была теплой, поднялись около 6.30 утра. Небо безоблачное. Я готовлю завтрак, парни неспеша собираются. Выезд где-то в 8.30. Пейзаж вокруг напоминает Аризону. Серые холмы из глины, рассыпающейся в пыль, такая же дорога, но хорошо укатанная. Жаркое уже с утра солнце усиливает описанное впечатление. В небольшой деревне докупаем немного продуктов и едем дальше. Преодолев пару витков серпантина с набором высоты 150м, которые Антоха все же назвал перевалом, мы выехали на федеральную трассу, соединяющую Нарын и Рыбачье. Считанные минуты по асфальту и мы в Сары-Булаке. Далее асфальт еще продолжался около 13 км, но дорога пошла постепенно вверх, символизируя подъем по долине р. Кара-Кулжур. Вскоре и он закончился и мы продолжили подъем по живописной долине по твердой грунтовой дороге, правда местами качество её было переменное. Здесь я получил серьезные солнечные ожоги и искал любую возможность найти тень на отдыхе, высокой растительности в ручной доступности не было. Река все время была рядом но местами она удалялась от дороги или была отделена цепочкой болот. Воды не хватало, пить приходилось просить у местных жителей, а мы с Михой даже рискнули попить из оросительного канала с бирюзовой водой. Вроде без последствий. 

Встали на стоянку рано по меркам сложившейся традиции в походе(около 5 часов), так как начинать подъем в перевал Джалакбель в планы не входило и в график мы укладывались.

Здесь мы придумали измучавшемуся Михе одно из решений проблемы консольного багажника, примотав к конструкции ключ-семейник, а также поменяли несколько лопнувших спиц на Лехином велике. Миха даже попытался в первый и последний раз в этом походе половить рыбу.

    пос. Сарыбулак 24км – Стоянка – 80 км.

   Координаты ночевки: (N 41° 53’22.08 E 76°24’04.02)

День 9 (31 июля)

                   Пер. Джалакбель (3300м ) – долина р. Болгарт – дол р. Джилсу - ист. Джилсу 82 км.

 На следующее утро я встал до восхода солнца. Было малооблачно, и я занимался наблюдением первых лучей солнца, пробивающихся сквозь облака. Каша тем временем уже варилась. Так как сегодняшний день нам ошибочно предписывал проехать 50 км, то мы не торопились собираться.

Выезд в 9 часов. Облачность тем временем сгущалось. Было не жарко, ехать пришлось, утеплившись. Найдя по навигатору нужный поворот, начали подъем в перевал Джалакбель. У одной из юрт бабушка прямо-таки уговорила попить чаю. Сидя в юрте и слушая рассказы из жизни киргизов, а также рецепты приготовления местных блюд и напитков, по крыше заморосило, но ненадолго. Получив в подарок молочные продукты и лепешку, двинули дальше.

Подъем оказался совсем нетрудным, и дождь переставал и возобновлялся несколько раз, однако его сила была такова, что даже не прибила пыль на дороге. В итоге на перевале мы были в первом часу дня. Спускаясь по хорошей грунтовой дороге, мы обогнули крошечную горную систему «Кара-Гоман» с юга. К этому времени задул сильный ветер и начался сильный, промораживающий все нутро, дождь. Дорога в долине р. Болгарт изобилует крупными камнями и скорость передвижения по ним, да еще и вверх по течению реки была, разумеется, низкой. В перерывах между залпами дождя удалось перекусить лепешкой с медом и айраном. Это добавило сил и тепла. Ехать старались без остановки, но средняя скорость все равно была невысокой, тут стало выясняться, что проехать нам нужно не 50, а все 80 км. Дорога, перейдя в долину Джилсу, стала еще хуже и каменистей. Колеса местами срывались и зарывались в камни. Часть подъемов преодолевали пешком, да и общий набор высоты ощущался. Мои колени стали сильно болеть из-за перегрузки на камнях и от холода. Дождь прекратился, но температура все равно была около 10 градусов. Вся надежда была на отогрев в источнике.

На источник прибили уже около 8 вечера. Перед этим пришлось преодолеть брод глубиной 30 см и каменный завал в виде полосы из крупных камней шириной в 50 м. Долгожданный источник представляет собой бетонную купель под крышей, которая естественным образом пополняется сероводородной водой температурой 700С. Первые полчаса никто из нас не мог засунуть руку или ногу в воду дольше чем на 5 секунд, сказались солнечные ожоги. Затем мы с Антохой стали обливаться и это оказалось верным решением, И все же мы смогли погрузиться в источник, хоть и не полностью, и полежать примерно 10 мин. На следующий день колени были как новые!  Тем же вечером я сотворил кулинарное по меркам похода безумие – Лагман. Довольные мы пошли засыпать под шум Джилсу.

 

 Пер. Джалакбель 15 км – долина р. Болгарт 49 км– дол р. Джилсу 70км- ист. Джилсу 82 км

 Координаты ночевки: (N 41° 51’55.72 E 77°02’23.49)

День 10 (1 августа)

                   Подъем по долине Джилсу – пер. Тоссор (3896м)- Иссык-Куль 71 км.

 Подъем около семи утра. Светит солнце, хотя и не особо жарко. Белая от ледниковой пыли вода Джилсу не внушила доверия, поэтому воду брали из крохотного ручья между камней. Выезд в 8.30.

Дорога грунтовая, но попадаются каменистые участки и даже каменные завалы, требующие челночного преодоления. С гор течет множество ручьев и речек. Большую часть удается преодолеть на намочив ног. Дорога на перевал Тоссор действующая, хотя в настоящий момент лишь внедорожники могут проехать там, объезжая многочисленные завалы по долине и форсировать притоки вброд, так как часть коммуникаций (мосты кольца и пр.) разрушено. Нам по ходу движения пришлось преодолеть 4 брода. Три были не очень глубокие порядка 20 см глубиной и шириной 5-10м. Четвертый же имеет максимальную глубину около 50 см. и ширину около 30 м. Кстати преодоление бродов с прицепом не вызывает затруднений, т.к. сумки его являются непромокаемыми и снимать прицеп с оси, поэтому, не требуется. На одном из таких бродов встретили испанца-одиночника, который совершил 2х месячный поход по средней Азии.

В последней на пути подъема юрте купили хлеба и устроили обед. Обед был сварен и потреблен достаточно быстро, благо воды вокруг предостаточно. Солнце светило по-прежнему не внушая опасений за погоду. Градиент не был черезчур большим, но большое количетво камней и преград типа ручьев  замедляли движение. Последние 4 км полностью пешком. После 3600 м у Антохи начали проявляться легкие признаки горной болезни, у остальных все было нормально, адаптация к высоте прошла в целом успешно. На перевал взошли в 5.40 вечера. После общих фотографий и снятия записки велокулуба «азимут» (Москва, подмосковье) в 6 часов мы отправились вниз.

Дорога вниз опасений не вызывала, т.к. уфимская группа, как указано в отчете преодолела его за 50 мин. Сразу выяснили, что нам таких рекордов достичь не удасться, да и вообще усомнились в правдивости рекорда Уфимцев. Покрытие оказалось намного хуже, чем на подъеме, каменные россыпи встречались в среднем каждые 300 м пути. Промоины от множества ручьев и речек отзывались ударами по ободам и вынуждали снижать скорость до безопасной. ПО созданной традиции мы с Михой отрвались. Правда каменные препятствия приводили к вынужденным остановкам. Один раз у меня порвался «сосок» камеры. Другой раз я потерял прицеп, сильно подпрыгнувший на камне, в третий раз я упал сам, наткнувшись на невидимый в траве камень, в результате чего пробил еще одну камеру и погнул обод. Благо все быстро удалось исправить и продолжить движение. Каменистое покрытие перемежалось с утоптанной грунтовкой, местами поросшей травой. Много поворотов. Через 2.5 часа оглушительного спуска  дорога стала из каменисто-грунтовой превращаться в песчано-грунтовую и стало предательски темнеть. Из-за плохого сумеречного зрения и труднодоступности очков я и Антоха по паре раз упали, закопавшись в песке. Последние 5 км доезжали с фонарями чуть ли не на ощупь. Общее время спуска 3 часа 40 минут.

Встали на берегу Иссык-Куля в первом попавшемся после съезда месте. Из последних сил удалось найти воды у местных жителей и сварить ужин. Купание в озере было приятным завершением весьма трудного дня.

    Пер. Тоссор 36 км – Иссык-Куль 71 км.

   Координаты ночевки: (N 42° 10’33.62 E 77°23’24.60)

День 11 (2 авугста)

Полудневка

Пос. Тоссор –  Барскоон 19 км.

Решение о дневке было принято единогласно, тем более что дневки на Иссык-куле планировались заранее. Утром встали около 9 утра. Уже сильно пекло солнце. Какое-то время долго любовались лазурью озера и за небольшими волнами. Завтракать решили в кафе, а заодно и найти неплохое место для стоянки. Упаковались кое-как и поехали по асфальтовой трассе взоль озера. Через десяток километров. Проехали селение повторяющее название нашего перевала. И только после него нашли понравившуюся нам кафешку, обустроенную в юрте. По пути мы набрали урюка и, поедая его, встретили длинную вереницу велосипедистов, ехавших навстречу. На вполне ожиданный с нашей стороны вопрос они ответили: «из Чехии». Их планов мы не знали, но мы не были уверены, что они поедут в горы. Одеты они были легко, груза не везли.

Пообедав, продолжили движение вперед с целью найти хоть один свободный съезд к берегу с возможной близостью к пресной воде. Весь берег застроен и в итоге мы нашли пристанище на территории бывшего пионерлагеря. Там был кран с водой, и нам удалось заселиться в домик с общей жилой площадью около 10 квадратных метров, где из мебели была кровать без матраса. Мы расположились на полу в спальниках. День посвятили прогулкам, закупкой продовольствия для дальнейшего похода, а также общению с надоедливым соседом.

 Пос. Тоссор 9 км –  Барскоон 19 км.

  Координаты ночевки: (N 42° 11’29.63 E 77°37’37.90)

День 12 (3 августа)

Барскоон –  Чичкан -  Кызыл-Суу – Каракол- Санаторий «Жыргалан» 99 км.

 Ночью прошла сильная гроза. Наша крыша стала протекать, но все вещи остались сухими. Из-за грозы отказал водопровод, поэтому завтракать решили в первом попавшемся кафе. Несмотря на ночную грозу небо было ясным. Асфальт был среднего качества, но позволял ехать эффективно, сменяясь примерно каждые полчаса. Ширина дороги и плотный автомобильный трафик все же не давал ехать в полной мере свободно. Погода в течении дня была солнечной, но не жаркой, как раз для комфортной езды на крейсерской скорости.

Цель была простой: доехать до Каракола, а там решать, что делать с ночевкой. Так мы и ехали, осваивая езду в группе, так как эта была первая возможность испытать прелесть групповой езды в рамках данного похода и этим составом.. В Каракол приехали в районе 4 часов. Съездили на рынок за продуктами, пообедали. Леха тщетно попытался снять денег, но банки проводят денежные операции только до 16 часов дня.

Пока мы с Лехой ходили искать банкоматы, Антоха с Михой узнали хорошее место для ночевки недалеко от города. Им посоветовали санаторий «Жыргалан», где сторож Сергей любезно разрешил поставить нам палатки на его территории. Здесь мы приняли ванну с водой из горячего источника (правда не такого горячего как джилсу!) а вечер провели в приятной беседе с Сергеем за чаем и персиками.

 

  Чичкан 20км-  Кызыл-Суу 38 км– Каракол 85 км- Санаторий «Жыргалан» 99 км.

  Координаты ночевки: (N 42° 35’35.60 E 78°23’14.75)

День 13 (4 августа)

«Жыргалан» –  Тюп -  Ак-булак – Ананьево- 81 км.

 Несмотря на ночевку в непривычном месте, утро было стандартным. Я сварил кашу из воды, которая слегка пахла сероводородам, но по вкусу была замечательная. Когда собирались, Сергей провел нас к деревьям, где по его словам были самые вкусные абрикосы. Абрикосы действительно были вкусные, и их было очень много. Мы набрали пару кг с собой. Выехали почти в 9.

Погода была хорошая. Нам предстояло проехать около 80 км, ибо ночевка и последующая дневка была запланирована в Ананьево.  

Дорога пролегала вдоль восточного побережья озера, но далеко от него, озера не было видно, хотя хотелось найти место, чтобы искупаться, погода способствовала. Дорожные условия ничуть не отличались от вчерашних - такого же качества асфальт и немаленькая интенсивность автомобильного трафика.  В одном из небольших сел у Михи спустило колесо. Так как запасная камера у Михи была уже проколота, ему пришлось клеить. Процесс затянулся, были проблемы с клеем и заплатками. В итоге при помощи Лехи и матерных слов ряд соответствующих операций был успешно завершен и мы поехали дальше. Когда мы уже выехали на северную часть Иссык-Куля, то есть где-то через 20 км после санатория, наша дорога стала плавно приближаться к озеру. Тем не менее нормальный съезд  к озеру найти было сложно. Тем временем пришло время обеда, по истечении примерно 50 км сегодняшнего пути. Увидев придорожное кафе, посомневавшись, поехали в него. Леха, пользуясь правами казначея и имея неплохой вкус, пошел проверять условия. В небольшой комнатке, выделенной специально для нас, мы неплохо и, впрочем, недорого поели.

После обеда через 15 км пути была предпринята попытка пробраться к озеру. Проехав по песку около 500 м, обнаружили, что к озеру проезда нет, и, расстроившись, выехали на асфальт. Километров через пять я обнаружил, что оба моих колеса постепенно спускает. Искупались, называется. Насобирав запасных камер с Лехи и Антохи и поставив их, поехали дальше.

В Ананьево приехали уже ближе к вечеру, но солнце было еще высоко. Нашли дом на переулке Стаханова, который нам посоветовали еще пару дней назад. Хозяева встретили радушно и мы решили остаться у них.  

Вечером Леха почувствовал себя неважно.

 

Тюп 15км -  Ак-булак 29 км– Ананьево- 81 км.

Координаты ночевки: (N 42° 43’38.10 E 77°40’03.98)

 

День 14 (5 августа)

Дневка в Ананьево.

 Леха все-таки заболел, и целый день не вставал с кровати. Мы же съездили в магазин за фруктами и продуктами по мелочи. Также нашли веломагазин, где я купил еще одну камеру. Дело в том, что из-за несоответсвия размера моей новой покрышки в негодность пришли обе моих запасных камеры. Чтобы не испытывать судьбу дальше, на перевале Тоссор я поставил запасную покрышку.

Нашли пляж и искупались. Остальное время провели в отдыхе и в общении с хозяйкой.

Кроме того, мы с Михой заклеили кучу дырявых камер. Антоха первый раз по-настоящему остался доволен своей солнечной батареей, которая за 2 часа полностью зарядила ему телефон
День 15 (6 августа)

Ананьево –  Чолпон-Ата -  Чон-Сары-Ой – начало перевала Кок-Айрык- 78 км.

Неплохо позавтракав и расплатившись с хозяйкой, мы неспешно снарядили свои велосипеды. Выехали, когда солнце было уже высоко, около 9.30. Леха чувствует себя не на все 100, но ехать может. В Ананьево тратим еще какое-то время, чтобы Леха скинул фотки с заполнившейся карты памяти.

Двигаясь в неплохом ритме по уже выработанным алгоритмам движения в команде, пролетаем Григорьевку и Семеновку.  Бросаю грустный взгляд в сторону семеновского ущелья. Согласно маршрутной книжке, мы должны повернуть туда. Но, наш руководитель изначально высказывал сомнения насчет готовности группы пройти через Ак-Су. Пойти хотелось, но, подумав, я принял точку зрения Антохи, остальные без охоты согласились. Разделяться, как Москвичи, из соображений безопасности тоже не стали, все-таки команда была немногочисленна.

Сразу за Семеновкой дорога стала приближаться к берегу и мы начали искать место для купания, а также чтобы съесть арбуз, который я вез аж с Ананьево. Воспользовавшись съездом для какого-то из прибрежных санаториев, пробрались на песчаный берег. Арбуз был неплохим перекусом и мы двинули дальше.

Машин стало становиться больше, которых и так на северном берегу на порядок больше, чем на юге. Это символизировало приближение к модной курортно-туристической зоне. Особенно развитыми являются поселок Бостери, прибрежная зона которого выглядит как настоящий черноморский курорт и, собственно, город Чолпон-Ата. Пообедали уже на выезде из Чолпон-Аты. Последний рывок в 12 км и мы уже в Чан-Сар-ое. На выезде из поселка и наш трек пошел под прямым углом вправо. Начался подъем в перевал.

Средний градиент почти сразу стал больше 4%. Дорога изобилует камнями и промоинами. Леха и Антоха сдались быстро и километра через 3 пошли пешком. Сказывалась последствия болезни Лехи и отсутствие воды. Вдоль озера набрать было особо негде. Мы с Михой большую часть крутили, но приходилось останавливаться и ждать товарищей. Нужно было пройти 7 км, чтобы встать у воды, как это сделали Москвичи. Тщательно прислушиваясь, казалось, что вода рядом, но все было, как это всегда бывает в горах, обманчиво. Миха не в первый раз в этом походе уехал вперед за пределы видимости, за что я опять был готов высказать несколько нехороших слов в его адрес. Однако, проходя еще один виток дороги, я увидел брошенный михин спальник. Я догадался, что это знак о найденной стоянке с водой. За что Миха сразу же получил несколько слов благодарности. К этому моменту мы преодолели 6км подъема.

Краски на небе этим вечером были замечательные. Вечер омрачила тушенка, купленная в Караколе. Она была отвратительного вкуса и, по-видимому, почти не содержала натурального мяса.  

Семеновка-15км - Чолпон-Ата 55 км -  Чон-Сары-Ой 72 км.

Координаты ночевки: (N 42° 39’31.83 E 76°51’50.38)

День 16 (7 августа)

Подъем по долине р. Орто-Кой-Су- 18 км.

Несмотря на пять дней «батона» вдоль берега Иссык-Куля, первая ночевка в горах пробудило желание трудиться и преодолевать туристические препятствия, по крайней мере у меня. Поэтому поднялся я, когда еще солнце было прикрыто горами. Готовил завтрак и будил парней. Небо было не таким страшно-затянутым, как вчера, но перистые облака вызывали опасения. Выезд по традиции около 9.

Качество подъема стало еще хуже. Камней стало больше, дорога сильно петляла по глинистой почве. Крутяков стало больше, соответсвенно, возможностей преодолевать их в седле меньше. Опыт похода показал, что преодолевать подъемы в седле мне намного легче, даже на больших градиентах, особенно, если прицеп загружен. Поэтому, в любых местах, где можно было крутить, крутил стоя до «закисания» мышц, затем плавно замедлял движение и восстанавливался.  Леха чувствовал себя хорошо, Миха тоже, как всегда был на высоте и ехал впереди, терпеливо дожидаясь остальных. Набор высоты шел быстро. Чем дальше мы продвигались в ущелье, тем плотнее стали становиться тучи. Температура тоже упала, мы решили заехать в Юрту, взять хлеба, но заодно попили чаи и согрелись. Добродушная большая семья Киргизов не совсем Киргизской наружности оставили приятное впечатление. Вскоре после юрты начался дождь, было около 2х часов. До конца дня дождь будет идти почти все время. Цель на сегодняшний день небольшая – уложиться в график москвичей. То есть около 18 км, учитывая, что ночевали мы примерно в одном месте.

Вместе с тем, дорога становилась сложнее, стали попадаться каменные завалы, требующие перетаскивания велосипедов. Да и само покрытие стало больше похоже на крупнокаменистую технологическую дорогу. Стало вечереть, да и высота над уровнем моря стала отрицательно сказываться на температуре. Я утеплился как мог и стал подозоевать, что начал недомогать, немного стало болеть горло. Перекручивая в голове отчет москвичей, радуешься, что не снег, а всего лишь дождь.

На одном из витков серпантина увидели велосипедиста и даже обрадовались. Познакомившись, оказалось, что это  двое охотников, использовавшие велосипед со сдутыми шинами без педалей для перевозки поклажи. В числе их багажа мы увидели несколько привязанных пушистых сурков. Приближаясь к точке в 18 км начали разглядывать по сторонам в поисках удобного места для стоянки. Долина оказалась на редкость неудобной, спуск с дороги сразу же оканчивался рекой, заваленной крупными камнями. На одном из витков серпантина нашлась небольшая поляна, хотя её преимущество было лишь в отсутствии камней, уклон все равно был приличный. Встали по меркам нашего похода рано, в шестом часу вечера, но дальше смысла идти не было, дабы не оказаться на перевале  в темное время суток. Большая часть перевала пройдена, осталось около 6 км. Уже достигли высоты 3400 м.

Некоторое время потребовалось для отхода от усталости. Вечером ужин и немного алкоголя для профилактики. Мне за ночь уснуть почти не удалось. Во-первых: мы с Лехой все время скатывались друг на друга, во вторых: тело начало ломить от накрывшего болезненного состояния.

 

Коррдинаты ночевки (N 42° 46’05.47 E 76°50’45.55)

День 17 (8 августа)

Подъем по долине р. Орто-Кой-Су – перевал Кок-Айрык (3889)-долина р. Чонг-Кемин 36 км.

 Утром встал едва засветало, так как уже не мог лежать. Леха забился в противоположный угол палатки. Пожалившись на свое плохое состояние Антохе и получив от него таблеток, принялся готовить завтрак. Утро было холодным (не выше + 4), как и полагается на высоте 3400 м. Кстати говоря, это была наша самая высокая ночевка. По долине красиво двигался то ли туман, то ли плотные облака. Завтрак уже как на автомате. Выехали в 8.10.

До вершины оставалось всего 6 км. Дорога была неплохого качества, но с приличным градиентом. Ехать получалось лишь местами. Солнце стало припекать уже около 10 утра, но раздеваться я не стал, меня все равно морозило, хотя таблетки помогли и общее состояние улудшалось. За два дня подъема пришлось преодолеть 12 каменных завалов, но все равно подъем мне показался проще чем наш самый первый перевал Кегеты. Кроме небольших облаков, медленно поднимавшихся из долины р. Орто-Кой-Су, ничего опасного для погоды не наблюдалось. На вершину взошли в 11 часов.

Любовались видами с перевала и фотографировали около 30 минут, после чего устремились вниз. В одном месте даже пришлось проехать по прошлогоднему снегу. В самом начале спуска дорога местами отсутсвовала, аккуратно прошли по сыпухе. Далее спуск изобиловал засыпями осколков горной породы разной величины, но почти все проезжались не слезая с седла. Серпантина много – дорога нарезана фактически по краю горы, а долина виднелось глубоко внизу. У Антохи тормоза почти не держали, поэтому он спускался аккуратно и часто слезал с седла. Огорчил очередной мой прокол об мелкий осколок камня. Та же участь постигла и Антоху. Тем не менее уже в 13.40 мы выкатили в долину р. Чонг-Кемин.

Первое, что нас ждало, это переправа через р. Орто-Кой-Су. Воды было ровно по середину колеса. На том берегу нас ждали мальчики, которые пригласили посидеть нас в своей юрте. Мы согласились с удовольствием. Пробыли недолго и двинули по долине вниз. Как раз в этот момент ветер, который итак прилично глушил все окружающие звуки, задул еще сильнее и чуть однажды не повалил меня в кювет. Начался сильный и промозглый дождь. Чтобы согреться, ехать хотелось все быстрее и быстрее. Через 5 км еще один брод (течение 2 м/с), река Кой-Суу, здесь вода доходила до верхней трети бедра, мой прицеп начало предательски уносить течением, но помощь Антохи помогла избежать неприятностей. Далее еще одна неожиданность: я сломал петух. Менять пришлось под дождем. После этого стали искать место для стоянки, так как я начал выходить из себя, да и чувствовал себя мягко говоря не важно. Нашли Поляну в районе зарослей Тянь-шанской ели. Непогода уже отступила, но тучи в восточной стороне были беспросветные.

Я завалился в палатку приняв лечебные процедуры и даже уснул. Сколько проспал не знаю, но на вкусный Лехин ужин меня позвали, когда уже начало темнеть.

 Перевал Кок-Айрык-6 км - долина р. Чонг-Кемин - 22 км.- стоянка-36 км

Коррдинаты ночевки (N 42° 51’54.43 E 76°39’45.55)

День 18 (9 августа)

Долина р. Чонг-Кемин – п. Новороссийка  - Быстровка 89 км.

 Утром я чувствовал себя неплохо, поэтому отобрал обязанности повара обратно у Лехи. Солнце светило ярко. Радовало три вещи: отличная погода, дорога теперь только вниз, причем половина из них асфальт, сегодня последний активный день нашего путешествия. Не потому что нам надоело или не понравилось, а просто ощущение того, что выполнили какую то важную миссию. Утро как по звонку: выезд чуть раньше 9 часов.

Дорога в долине грунтовая, часто переходящая в грунтово-щебеночную. Ехать не трудно, особенно вниз о долине. Через 8 км дорога перешла на другую сторону реки. Еще через 15 км встретился  ощутимый подъем с набором высоты 100 м. после этого реши пообедать, встретив небольшое озеро. Обед готовил Леха а мы, с Антохой клеили камеры, которые уже умудрились проколоть.

Еще примерно 15 км пролетели быстро и мы выехали на асфальтовую дорогу в районе села Тегирменти. Здесь же появилась мобильная связь, и мы позвонили насчет ночевки в Бишкеке. Еще 40 км плохенького асфальта и мы уже на новенькой трассе Бишкек-Иссык-Куль. Остановились только лишь в Новороссийке поесть мороженного. Говорят, что это самая хорошая дорога в Киргизии. Еще 10 км мы ехали по ней в поисках места для ночевки. В итоге удалось найти живописное место на берегу реки в районе разрушенной малой ГЭС. От самой ГЭС осталось лишь несколько бетонных плит, но река Чу внушает своей многоводностью. Раньше отсюда начиналась большая сеть оросительных каналов.

До быстровки осталось около 8 км. Нами было принято решение уехать из Быстровки на такси. Так как дальнейший путь до Бишкека пришлось бы проехать по дороге с очень высокой интенсивностью движения. Тем более в сезон, когда едет большой поток отдыхающих на Иссык-Куль.

 В связи с этим, наш поход на этом можно считать завершенным!

  п. Новороссийка 53 км – Ночевка не доезжая 8 км до Быстровки 89 км

 Коррдинаты ночевки (N 42° 45’56.40 E 75°48’18.93)

Выводы и рекомендации

Маршрут   достаточно   сложен,   для   его   успешного   прохождения   от   участников   требуется   хорошая физическая  форма, помимо  велосипедной  подготовки  очень  желателен  начальный  пешеходный  или горный опыт, поскольку маршрут содержит довольно много препятствий, характерных именно для пешего туризма -  это  многочисленные  броды  и  каменные россыпи. Немаловажен высотный опыт и способность адаптироваться к высотам. Оптимальное время для прохождения - летние месяцы до  средины августа, позже возможны отрицательные температуры и снег в горах.

 Большое внимание следует уделить подготовке велосипедов. Плохое качество дорог предявляет требования к прочности колес, рамы, а в особенности к багажникам. Особое внимание стоит уделить покрышкам, необходимы покрышки, которые бы минимизировали вероятность пробоя при езде по камням. Затяжные спуски плохого качества требуют долговечную и надежную тормозную систему  и  хорошую амортизацию.   Для  перевозки  груза  оптимален  велорюкзак  на багажник типа «штаны» с возможностью переноски на спине. Использование заплечного рюкзака связано с большими трудностями из-за большого набора высот, похого качества дорог и большой нагрузки на человека в условиях малочисленной группы. Особое внимание стоит уделить велоприцепу, как средству для перевозки грузов. В условиях данного похода выявились преимущества и недостатки одноколесной прицепной системы «Extrawheel» с сумками «ortlieb». Недостатки: низкая посадка сумок-цепляются при езде или перевозки сквозь большие камни, смещение центра тяжести – трудно тянуть в гору пешкок, требуется правильное распределение нагрузки между багажником и прицепом для лусших ездовых характеристик. Преимущества: значительно лучшая управляемость на спусках, даже плохого качества, лучший «накат» на асфальте,  увеличение максимальной массы и объема, за счет непромкаемых сумок не вызывает беспокойств в дождь и на бродах(переносить отдельно через реку нет необходимости.), быстрый доступ к вещам(удобно для перевозки кухонных принадлежностей), сумки ри необходимости цепляются к багажнику, а колесо не вызывает затруднений при преодолении бездорожных участков.

 

Все  снаряжение  должно  иметь  достаточную  влагостойкость,  т.к.  вероятность  дождей  в  районе  похода довольно  велика. На высоте возможны отрицательные температуры и снег.  Спальник должен иметь темпертуру комфорта не выше + 50С. Необходима непрмокаемая одежда и сменная  обувь для бродов. Наряду с контактной велообувью необходима удобная обувь для преодоления пешеходных участков.

 На подавляющей части маршрута нет дров, поэтому необхоимо иметь горелку на газу (с запасом газа на весь маршрут) или жидком топливе. Наличие запасной горелки желательно.

Все необходимые продукты можно покупать в  любом  поселке, автономные участки не более трех дней. Сотовая связь есть только в Чуйской низменности, на Иссык-Куле и в районе крупных поселков и райцентрах.


Комментарии
Антон и Михаил! Очень интересен Ваш тур по Киргизии. Я занимаюсь исследованиями названий на карте. 
Река Болгарт была у меня в обойме, но фотография есть только из космоса. Разрешите использовать Вашу фотографию, может когда - нибудь вставлю. в книгу со ссылкой на Вас. Я реконструирую на карте маршруты миграций древних народов. Может для Вас будет интересным пройти путями наших предков. Связь лучше по мейлу.
Владимир К.
Guest18.05.13, 00:11
Спасибо большое!!! 
Да, полностью согласна с Guest. Тоже с сетрой читали как увлекательный роман. Тем более, что Киргизия наша Родина. Даже кусочек родной Быстровки на фото у ребят увидели ))) Сейчас даже не верится, что там прошло наше детство. Живем уже больше 20-ти лет в России. Киргизию видели и знаем достаточно хорошо, но вот рассказ от велотуристов прочитали впервые, с большим интересом. Спасибо! Думаю, что будем еще ни раз перечитывать.
Guest02.01.13, 18:48
Ударим велопробегом по бездорожью! 
Читал как многосерийный увлекательный роман,хорошие ребята!Честь Вам и хвала!Спасибо за подробный рассказ!Азиаты радушный и гостеприимный народ,но как правило в основном в старом патриархате который теплится еще в глубинке ,вдали от цивилизации
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 5
Ссылка:
Опубликовал Антон Гольдберг